Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 9 августа 2002 г. N 507
Концепция
непрерывного экологического образования в Вологодской области
Паспорт документа
Заказчик - Правительство Вологодской области, департамент образования Вологодской области, Законодательное Собрание Вологодской области.
Основные разработчики программы - лаборатория экологического образования Вологодского института развития образования (ВИРО), лаборатория педагогических исследований Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ), ученые и специалисты в области охраны окружающей среды и природопользования.
Назначение документа: концепция - единый для всех организаторов и участников системы экологического образования населения области стратегический документ по реализации целей, содержания, форм и методов непрерывного экологического образования на дошкольном, школьном, внешкольном, профессиональном этапах и во всех видах неформального экологического образования, направленный на преодоление недостатков в квалификационной подготовке кадров для основных отраслей экономики - промышленности, сельского хозяйства, энергетики, малого и среднего бизнеса и т.д.
Концепция является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, средств массовой информации и общественных формирований в области экологического образования.
Настоящий документ призван:
- способствовать установлению обязательного уровня экологического образования в различных учебных заведениях в соответствии с государственными стандартами, включающими национально-региональные компоненты;
- обеспечивать развитие экологического образования с учетом требований региона;
- совершенствовать подготовку и переподготовку педагогических кадров; развивать материальную базу для преподавания экологии;
- информировать учащихся, учителей, родителей, педагогическую общественность и население о нормативных требованиях, предъявляемых к усвоению образовательного курса "Экология" на разных этапах общего и профессионального образования.
Сроки реализации концепции - 2002-2010 годы.
Исполнители: учреждения образования Вологодской области: дошкольные учреждения, начальная школа, основная школа, полная средняя школа, учреждения дополнительного образования, средние и высшие учебные заведения, факультеты повышения квалификации работающих специалистов, природоохранные организации и учреждения культуры, общественные объединения, занимающиеся экологическим просвещением населения.
Ожидаемые результаты: обеспечение постоянного повышения уровня экологической культуры населения через создание системы непрерывного экологического образования для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития.
Реализация Концепции позволит получить эколого-экономический эффект, выражаемый в улучшении состояния окружающей природной среды и здоровья населения области.
Авторский коллектив:
Н.А.Архипов, председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области;
Н.Л.Болотова, доктор биологических наук, профессор ВГПУ;
В.А.Карьенов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника департамента образования Вологодской области;
Л.А.Коробейникова, доктор педагогических наук, профессор ВГПУ (руководитель коллектива);
В.М.Кумзеров, кандидат экономических наук, начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;
Е.А.Лебедева, кандидат технических наук, доцент ВоГТУ;
А.П.Лешуков, профессор, ректор ВГПУ;
О.Н.Сергеева, заместитель начальника департамента образования Вологодской области;
Л.И.Кашина, заместитель начальника департамента культуры Вологодской области;
Л. И.Соколов, доктор технических наук, первый проректор ВоГТУ;
В.В.Судаков, доктор педагогических наук, профессор, ректор ВИРО;
Т.А.Суслова, кандидат биологических наук, профессор ВГПУ;
при участии кандидата филологических наук, доцента ВГПУ С.Ю.Баранова;
кандидата филологических наук, доцента ВГПУ Л.Ю.Зориной.
1. Введение
1.1. Состояние экологического образования в Вологодской области
В общеобразовательных учреждениях Вологодской области образовательный курс "Экология" входит в состав школьного компонента, оставаясь на положении инициативного факультативного курса. Экологическое образование в настоящий период наиболее успешно осуществляется в сфере дополнительного образования по разнообразным программам.
В экологическом образовании участвуют государственные общеобразовательные учреждения и общественные формирования детей и молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию детей и молодежи носит общественно-инициативный характер, о чем свидетельствует развернувшееся в 90-е годы экологическое движение детей и молодежи.
В сфере профессионального образования картина более определенная:
экологическое образование включено в учебные программы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального обучения, но стандарт экологического образования не утвержден.
Успехи в практике экологического образования и воспитания отмечаются в отдельных учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования и общественных подразделениях, но эти этапы не имеют преемственности и не объединены системообразующими связями в единое русло непрерывного экологического образования.
Позитивными чертами опыта экологического воспитания и обучения в учреждениях образования в Вологодской области являются:
- широкий охват инициативной экологической тематикой сферы дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая экологической подготовкой работающих специалистов, просветительской работой среди населения;
- значительные достижения в определении задач, содержания, форм и методов экологического образования на отдельных его этапах: в опыте детских садов, начальных школ, основных школ, полных средних школ, учреждений дополнительного образования и системы повышения квалификации работающих специалистов;
- с 1992 года успешно реализуется программа "Практическая экология для студентов и школьников", инициированная областным комитетом по охране окружающей среды и научно-методическим советом по экологическому образованию;
- организация областной Школы практической экологии для совместного обучения учителей, студентов, учащихся на основе педагогики согласия, соучастия, содействия, сотрудничества и сотворчества, отработки новых технологий экологического образования и внедрения их в учебные заведения области;
- связь вузов и школ в разработке программ экологического просвещения молодежи и практического участия в решении региональных экологических проблем;
- широкий охват учащейся молодежи экологической практикой, организуемой по программам экологического мониторинга, изучения особо охраняемых природных территорий и т. п.;
- систематический выпуск учебно-методических пособий по практической экологии, организация научно-познавательной и исследовательской работы школьников в области охраны окружающей среды (ВГПУ, ВоГТУ);
- организация конкурсов учебно-исследовательских экологических проектов среди школьников и студентов на областном уровне и успешное участие вологжан в конкурсах, объявленных в Российской Федерации и СНГ;
- целенаправленная деятельность библиотек всех ведомств по экологическому просвещению населения.
Негативными моментами в организации экологического образования населения Вологодской области являются:
- отсутствие областных документов законодательного и рекомендательного характера в сфере экологического образования и его стратегии на ближайшее десятилетие;
- отсутствие в системе образования общих директивных документов областного значения (концепции, постановлений Правительства области, о направлениях развития и целевых программах), организующих и перспективно направляющих развитие этой системы;
- отсутствие образовательного курса "Экология" в инварианте региональной учебной программы для школ;
- отсутствие единого руководящего центра, определяющего стратегию и тактику системы экологического образования в области;
- недостаточная преемственность и согласованность отдельных этапов экологического образования в реализации единой системы непрерывного обучения и воспитания;
- недостаточное материально-техническое обеспечение экологического образования;
- недостаточная согласованность в работе по экологическому воспитанию и просвещению населения учреждений образования с учреждениями культуры.
Отсюда следуют неотложные задачи совершенствования системы экологического образования в области:
- преодоление противоречий между требованиями Программы устойчивого развития к гражданину Российской Федерации XXI века и современным уровнем и результатами экологического образования;
- включение образовательного курса "Экология" в инвариант регионального учебного плана;
- развитие педагогических инициатив в области экологического образования через систему грантов государственного областного экологического фонда;
- учет, анализ, обобщение и внедрение в практику экологического образования положительного опыта, накопленного в учреждениях образования и культуры Вологодской области, смежных регионов Российской Федерации;
- дальнейшая поддержка и развитие оправдавшей себя программы "Практическая экология для студентов и школьников" как реального шага образовательной системы региона в XXI век;
- создание областного координационного центра экологического образования при Вологодском институте развития образования;
- улучшение материальной базы экологического образования, создание в школах и вузах экологических кабинетов и лабораторий;
- создание и развитие стационарных баз для проведения полевых экологических практик школьников и студентов в национальном парке "Русский Север" и на других особо охраняемых природных территориях области.
1.2. Концепция непрерывного экологического образования
и ее назначение в Вологодской области
Вологодская область нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Для этого необходимо повысить уровень экологической культуры населения области через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление не только о физических и биологических составляющих окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.
1.3. Предпосылки подготовки концепции
Основными предпосылками, подчеркивающими назревшую необходимость принятия концепции, является совокупность следующих общественно-исторических факторов:
- изменение исторического фона образования за последние 10 лет;
- усиление гуманитарного характера всей системы образования и экологического образования в частности;
- усиление потребности в позитивных результатах экологического образования в период экологического кризиса;
- принятие идеи устойчивого (поддерживающего) развития общества в экологическом образовании;
- необходимость опережающего развития науки и экологического образования как условия выполнения программы устойчивого развития цивилизованного общества.
Стратегия экологического образования направлена на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина Вологодской области в течение всей его жизни.
Данный документ составлен с учетом основных положений Международной и Российской стратегий в области экологического образования и Концепции природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2010 года, принятой постановлением Губернатора Вологодской области от З августа 2001 года N 756.
Методология. Концепция составлена на основе анализа современного состояния экологического образования и воспитания населения Российской Федерации и Вологодской области, современной законодательной и регламентирующей базы его развития.
1.4. Концептуальное обоснование развития экологического образования
Исходные положения Концепции экологического образования:
экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической культуры населения области на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года N 440);
основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества;
экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания;
стратегическая задача экологического образования - обеспечение возможности получения вологжанами ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой;
глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук - как естественных, так и гуманитарных;
основные направления экологического образования: экологизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях; в учреждениях базового массового образования (школы, средние и высшие учебные заведения);
- развитие экологического образования населения носит непрерывный характер, так как оно способствует формированию у человека целостной картины мира и помогает ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях.
Правовая основа экологического образования - Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях.
2. Организация экологического образования
2.1. Цели, задачи и принципы экологического образования
Цель экологического образования - формирование нового мировоззрения и нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой для преодоления кризисного ее состояния и создания благоприятных условий перехода России и Вологодской области на модель устойчивого развития.
Задачами экологического образования являются:
создание нормативно-правовой базы экологического образования как общественной областной системы, адекватной сложности задач в период перехода Вологодской области на модель устойчивого развития;
разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы;
создание системы экологического образования на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества;
органичное включение системы экологического образования в общее и профессиональное образование граждан Вологодской области, следуя принципу: "образование - через всю жизнь".
Основными принципами стратегии экологического образования служат:
- приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования;
- единство и взаимосвязь экологического образования, экологического просвещения, информированности и общественной активности населения в области экологии и охраны окружающей среды;
- участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье людей;
- всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;
- эволюционностъ, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования;
- гуманистический принцип экологического образования на основе права человека на благоприятную среду жизни, в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;
- непрерывность экологического образования, обусловленная:
1) поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности;
2) необходимостью постоянного обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества;
3) необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем;
- комплексность и междисциплинарностъ экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных, так и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, рассмотрения экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине);
- практическое значение приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения;
- регионализация прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей.
2.2. Значение экологического образования в развитии
образовательной системы Вологодской области
Для обеспечения системы непрерывного экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования при переходе к Программе устойчивого развития. Его статус определяется следующими принципиальными положениями:
- экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
- экологизация содержания образования и, следовательно, формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения; признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов;
программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.
Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству.
Значение для личности. Психофизиологической предпосылкой индивидуального экологического образования является замещение утраченного людьми "территориального" инстинкта в поддержании безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе эксцентрического типа экологического сознания.
Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного, зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится:
1) научное содержание;
2) естественнонаучные традиции мирового и российского естествознания;
3) общечеловеческие нормы и традиции, нравственного отношения к природе.
Высшим принципом экологического образования является формирование личности обучающегося на основе логики развития естественнонаучной культуры и ее тесном взаимодействии с культурой гуманитарной. Усвоение научной картины мира выражается в основных логических структурах, к которым относятся:
интеллектуальная форма, выраженная отраслями естественных наук и натурфилософией;
нравственно-правовая форма, выраженная в системе нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы;
эстетическая форма, выраженная искусством.
Следовательно, главная ценность экологического образования как составной части естественнонаучного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
Значение для развития системы образования. За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании:
антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую (эксцентрическую) концепцию;
системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу;
воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе;
проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественнонаучного, но и гуманитарного образования.
Отсюда вытекают особенности влияния экологического содержания на систему образования, выражающиеся в гуманитарно-экологической направленности всей его системы.
Значение для государства и общества. Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания эксцентрический тип, воспитывает граждан на основе экимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.
Есть и другая, не менее важная в государственном и общественном отношении сторона экологического образования. Она требует для своей реализации особой категории учителей. Для экологического образования необходим учитель, который по натуре своей должен быть широко образованным и мыслящим педагогом-гуманитарием, краеведом - гармонически развитой личностью, человеком с богатой эмоциональной сферой. Отсюда вытекает необходимость перестройки естественнонаучного образования в педагогических вузах.
2.3. Этапы и уровни непрерывного экологического образования
Проект стандарта экологического образования как обязательного минимума в содержании образовательного курса "Экология" разработан для основной и полной средней школы. Стандарты следует рассматривать как совокупность требований к наиболее важному и динамичному этапу в системе непрерывного образования. Требования стандарта сформулированы в интеллектуальных категориях "знать" и "уметь". Стандарт акцентирует внимание учителей и учащихся на контрольных точках учебно-воспитательного процесса, где в ходе образовательного мониторинга проводится обязательный анализ соответствия результатов целям обучения.
Однако это вовсе не означает, что другие этапы экологического образования игнорируются. Возможность их реализации, как и мониторингового контроля за результатами каждого этапа, может быть сформулирована на уровне региональных требований. Следовательно, создание системы независимой аудиторской проверки результатов экологического образования на каждом этапе - не менее важная задача.
Фактически в системе обучения выделяются следующие уровни экологического образования, где необходим учет результатов и разработка средств контроля:
дошкольный;
общеобразовательный (основная и полная средняя школа);
профессиональный.
Цели, задачи, рекомендуемые содержательные программы, формы и методы - в целом технологии экологического образования, ниже охарактеризованы для каждого этапа. Все этапы экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем этапе.
2.4. Научно-методическое обеспечение экологического образования
Методологической базой экологического образования являются основные положения о единстве природы и человеческого общества в широком космическом понимании их эволюции как коэволюции, учения о биосфере и ноосфере, о согласованном с законами природы развитии человека и общества.
Научные исследования должны быть направлены на формирование системы экологического образования как целостной научной картины мира, методологическое и методическое обеспечение учебных программ и другой документации.
Содержание экологического образования складывается из трех составных частей:
1. Представления о мире природы и окружающей человека среде;
2. Субъектные отношения человека с миром природы;
3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы. Соответственно основным частям содержания применяются три группы специфических методов:
1. Методы формирования экологических представлений: метод экологической неустойчивости, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов.
2. Методы формирования субъективного отношения к природе: метод психологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии.
3. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой: метод коактивности (содействия) в мире природы, метод экологического ожидания, метод ритуализации экологической деятельности.
Задачи научно-методического обеспечения:
В общеобразовательной школе необходимо, учитывая приоритет биологии, расширить фундамент экологических знаний через уроки географии, физики, химии, общественные и гуманитарные дисциплины, на которых формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм принятых в нашем обществе.
В высшей и средней профессиональной школе сформировать у специалистов-профессионалов эксцентрический тип экологического сознания, понимание самоценности ресурсов природы как приоритетного направления научного познания, так и насущных вопросов практики; экологоориентированное обучение в профессиональной школе должно не просто фиксировать достигнутый уровень знаний, а носить поисковый, проблемный характер.
В сфере научных исследований в области экологического образования провести философско-методологические и дидактические исследования для формирования методологической и научно-методической базы экологического образования, чтобы "превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества" (Рио-де-Жанейро, 1992); изучить, обобщить региональный опыт экологического образования и составить обзорный аналитический отчет.
Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования:
разработка научных основ целостной научной картины мира и эксцентрической доминанты в общественном экологическом сознании;
формирование экологической культуры, этических и законодательных норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе;
разработка и обновление базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные экологические проблемы;
экологизация системы общего и специального образования, в т. ч. таких наук как биология, химия, география, физика, гуманитарные и общественные дисциплины.
Средства научно-методического обеспечения экологического образования:
- научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие технологии образования;
- развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования населения;
- вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания;
- системный анализ состояния экологического образования в Вологодской области и опубликование его отдельным разделом в ежегодном докладе "О состоянии окружающей природной среды в Вологодской области".
Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического образования:
-разработать систему мероприятий по улучшению экологии жилища в целях экологизации быта;
- разработать методические рекомендации по формированию механизмов инвестиционной политики в области экологического образования;
- разработать методики мониторинга и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности различных социальных групп населения и на этой основе - системы мониторинга состояния экологического образования и просвещения населения;
- осуществить региональный проект "Экологическая книга" для учебно-методического обеспечения всех уровней экологического образования.
2.5. Взаимосвязь регионального, федерального и международного
аспектов экологического образования
Целью регионального сотрудничества в области экологического образования является активное подключение Вологодской области к деятельности российских и международных организаций и развитие экологического образования с учетом опыта стран ближнего и дальнего зарубежья.
Основные направления международного сотрудничества в области экологического образования:
сотрудничество и взаимодействие со странами СНГ по созданию эффективной системы экологического образования;
активное подключение к системе российских и международных организаций по подготовке и проведению мероприятий в области экологического образования;
адаптация и использование российского и международного опыта в области экологического образования наряду с областными разработками.
Первоочередные мероприятия:
- изучить, проанализировать и отобрать среди изданных отечественных и зарубежных учебников пригодные для обучения учащихся, студентов и работающих специалистов учебные книги с целью адаптации их к условиям образовательной системы Вологодской области;
- провести сравнительный анализ стратегий экологического образования близлежащих регионов Российской Федерации с целью изучения опыта и совершенствования системы экологического образования, разработки программных и директивных документов;
- организовать совместно с соседними областями действующую выставку материалов и средств по экологическому образованию, а также постоянный обмен научно-методической информацией;
- провести сравнительный анализ образовательных экологических программ, используемых в разных регионах Российской Федерации на отдельных этапах и уровнях, содержания и методов обучения, информационного обеспечения, форм общественного участия в решении экологических проблем.
3. Основные направления развития этапов непрерывного
экологического образования
Важнейшим условием создания системы экологического образования в Вологодской области является участие в этом процессе всех областных и муниципальных учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.
3.1. Экологическое образование в семье
Цель - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.
Направления:
обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Средства:
- организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
-создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
-создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
-разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
-разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.
Первоочередные мероприятия:
- создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
- создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
- подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.
3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
Цель - формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Направления:
формирование знаний о природе родного края;
формирование знаний о преобразованной человеком природе;
формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
приобщение детей к общественно полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.
Средства:
- экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
- создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
- организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
- взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органами образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
- разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду; экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение).
Первоочередные меры:
- создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
- разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника.
- разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
- проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
- ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).
3.3. Экологическое образование в школе и учреждениях
дополнительного образования
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.
Комплексный характер экологического образования в общеобразовательной школе
Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.
Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:
на однопредметной основе (преподавание экологии);
на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
по смешанной модели конструирования учебного процесса;
по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноо-сферная школа" и др.).
В настоящее время в массовой школе преобладает второй вариант, дополняемый факультативными программами экологических курсов и практикумов, а также программами учреждений дополнительного образования. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах.
Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:
Природные: биосфера; экосистемы биосферы.
Социоприродные: социоэкосистема (природа - общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
Искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.
Это входит в единую научную картину мира - ЕНКМ, где природа подчиняется всеобщим фундаментальным законам. ЕНКМ формируется в основном изучением дисциплин естественно-математического цикла. Однако их содержание не исчерпывает всех сторон экологического образования, дополняется системой гуманитарного образования.
Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).
Экологические представления являются составной частью исторического и социального сознания, формируемые на уроках истории, граждане-ведения, обществознания. Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении всемирной и отечественной истории:
традиций поселений и градостроения, землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное влияние для народов, государств и цивилизаций войн и технократической политики.
Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам как репрезентам русского национального языка;
осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных достижений;
культура языка - составная часть экологической и общей культуры человека.
Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:
Широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) - природа".
Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости.
В плане регионального компонента - предельная сосредоточенность писателей - вологжан (поэтов, прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических отношений человека с природой.
Актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества. Программы учебных курсов по иностранным языкам дополняются освещением экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях и природоохранной работе.
Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.
Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.
Система общего образования.
В системе общего образования учитываются следующие его этапы и цели:
Начальная школа:
воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.
Основная школа:
становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.
Полная средняя школа:
становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
Система дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования:
Если сфера обязательного образования достаточно формализована и регламентирована, то дополнительное образование ориентировано на проявление инициативы, использование разнообразия форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы и методы привития экологической культуры детям, молодежи, населению. Разделение компетенции по уровням в этой сфере не обязательно. Важнее другое: создание таких условий, предоставление таких образовательных услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии, чтобы каждый, кто приходит в эту сферу, получил возможности для развития интересов и способностей, включения экологических стереотипов в любой вид своей деятельности.
В системе дополнительного образования экологическое образование по самым разнообразным программам осуществляют:
учреждения дополнительного образования: дома (дворцы) творчества детей и молодежи, областные станции юных натуралистов, туристов, юных техников и др.;
учреждения культуры: краеведческие музеи, библиотеки, дома культуры и др.;
особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки и др.;
общественные формирования: отделения общества охраны природы, экологические и краеведческие клубы, экологические кружки и секции школьных научных обществ, общественные движения и др.;
информационные экологические программы радио, телевидения, которые доступны каждому в процессе индивидуального экологического самообразования.
Цель - формирование понимания учащимися единой картины мира и на этой основе научного мировоззрения, эксцентрического типа экологического сознания, ответственного отношения к окружающей среде; привлечение школьников к практической экологической деятельности.
Направления:
- формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и природа"; "Я и общество";
- формирование умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа на пришкольных и садовых участках, озеленение территорий, создание живых уголков, школьных лесничеств, "зеленых" патрулей, кружков и станций юннатов);
- обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);
- участие в детском экологическом движении;
- внедрение многопредметного варианта изучения основ экологии в школах области.
Средства:
- создание профильных экологических классов, школ юных фермеров, биологов, летних экологических постов, школьных лесничеств и др.;
- разработка системы подготовки профессионалов, учителей, организаторов экологического образования в учебном процессе, а также во внеклассной и внешкольной деятельности;
- экологизация содержания традиционных учебных предметов;
- внедрение модульного принципа в конструировании учебного процесса по экологии;
- введение в образовательную программу общеобразовательных школ в составе инварианта национально-регионального компонента специальной учебной дисциплины "Экология" в специализированных выпускных классах.
Первоочередные мероприятия:
- разработать базисную составляющую курса "Экология" для основной и полной средней школы;
- разработать национально-региональный компонент стандарта экологического образования для базовой и полной средней общеобразовательной школы, а также уровни требований к результатам образования;
- разработать и внедрить в базовой школе комплексный экологический практикум "Экология вокруг нас" для многопредметного изучения основ знаний;
- ввести в школах организацию сезонной экологической практики на основе природоведческого комплекса знаний с целью их актуализации, особенно в проведении школьного экологического мониторинга (при условии инициативного выбора школами одной или нескольких его программ);
- подготовить для школ комплект настольных экологических игр для базового этапа и деловых игр - для старшеклассников;
- организовать постоянно действующую научно-практическую конференцию для педагогов-экологов;
- ежегодно проводить районные и областные экологические олимпиады и конкурсы исследовательских работ школьников по экологии, декады и месячники по озеленению школьных дворов и населенных пунктов;
- создать в сельской местности опорные базы для проведения полевых и экологических практик для западных, восточных и центральных районов Вологодской области;
- создать областной учебно-методический комплекс по обеспечению школьного этапа экологического образования;
- создать систему базовых компьютерных банков:
а) по образовательному мониторингу на всех этапах дошкольного и школьного обучения;
б) по выполнению программ школьного экологического мониторинга по изучению природных экосистем, отдельных их компонентов, охраняемых территорий, антропогенных комплексов;
в) передового опыта экологического образования.
3.4. Экологическое образование в начальной и средней
профессиональной школе
Цель - подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности.
Направления:
формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий; формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.
Средства:
- привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях -конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных , региональных и международных экологических программах;
- включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
- экологизация традиционных естественнонаучных предметов - химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов - истории, языка, литературы, этики, обществознания, человековедения и др.
Первоочередные мероприятия:
- ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
- ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
- ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.);
- провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического образования в профессиональном обучении.
3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях
Цель - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих широким культурным и интеллектуальным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого (поддерживающего) развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и способных осуществлять экологическое просвещение населения.
Университетское экологическое образование
В Вологодской области основными профилями высшего профессионального образования являются: педагогический, технический, сельскохозяйственно-технологический и юридический.
Направления:
Экологическое образование в гуманитарных и технических вузах имеет общие цели и направления. К ним относятся:
формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях Вологодской области;
формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
формирование умений и навыков в организации профессионального труда и просвещения в соответствии с профилем профессиональной деятельности;.
понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Высшее специальное экологическое образование осуществляется в ЧГУ и ВоГТУ. Его основные направления:
подготовка высокопрофессиональных специалистов для научных, профессиональных и административных учреждений областного и районного уровней, природоохранных органов и ведомств эколого-ресурсного блока;
обеспечение практического участия студентов в областных экологических программах и научно-исследовательских работах;
привлечение студентов к работе в общественных экологических структурах и к организации экологического образования.
Средства:
приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;.
расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики связанной с экологией и природоохранной деятельностью и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
-создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Первоочередные мероприятия:
- создать в ведущих вузах области специальные кафедры по экологии, экологические факультеты и отделения;
- разработать методику эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курсов "Охрана природы" и "Общая экология", подготовка курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы);
- ввести систему социального заказа на подготовку специалистов-экологов и организаторов экологического образования с гарантией их трудоустройства;
- разработать и ввести в педвузах учебный курс "Научные основы непрерывного экологического образования".
3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений
и органов управления
Цель - организация, осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения на областном и муниципальном уровнях, а также руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Направления:
создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования госслужащих и руководителей предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
переподготовка и повышение квалификации лиц, не имеющих высшего экологического образования;
организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней и сферы дополнительного образования через курсовую учебу и учебу в областной Школе практической экологии.
Средства:
- развитие системы дистанционного обучения для всех форм вузовской профессиональной экологической переподготовки;
- совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в системе экологической переподготовки и повышения квалификации кадров;
- обеспечение аппаратными и программными средствами.
Первоочередные мероприятия: разработать учебно-методическую основу для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления.
3.7. Средства массовой информации в системе экологического
просвещения и информирования населения
Цель - формирование общественного мнения в защиту окружающей среды; обеспечение оперативного информирования системы экологического образования и просвещения населения.
Направления:
- обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
- формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
- повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов экологического содержания.
Средства:
- разработка информационно-законодательных основ природопользования;
- создание серии видеофильмов о природе Вологодской области;
- выпуск брошюр, информационных листков, календарей, открыток, буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и фауны Вологодской области, заповедных и подлежащих охране территорий, отдельных природных объектов;
- активное воздействие на стереотипы сознания и поведения граждан, привитие экологически ориентированных моделей поведения и деятельности, а также предоставление экологически чистых товаров и услуг для воспитания разумного потребления;
- распространение специальных и общих знаний об окружающей среде для развития эксцентрического типа экологического сознания у населения и непрагматических видов взаимодействия с природой;
- регулярное информирование граждан о состоянии окружающей среды и здоровье населения. Обеспечение доступа общественности к экологической информации;
- обеспечение информационной поддержки, разработанных с участием общественности, мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
- организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг);
- проведение открытых, публичных "круглых столов", семинаров, с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств по проблемам снижения экологической опасности и риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати;
- создание условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.
Первоочередные мероприятия:
- создать открытый экологический университет на страницах местной прессы, в радио- и телепрограммах;
- проводить ежегодные конкурсы на лучшие публикации, теле- и радиопередачи на экологические темы;
- расширить рекламу подписных экологических журналов: "Зеленый мир", "Экология и жизнь", "Лазурь", "Свирель", "Свирелька", "Вестник экологического образования в России", "Экологическое образование до школы, в школе, вне школы" и др.
3.8. Участие партий, политических и общественных движений
в экологическом образовании
Цель - формирование высокого уровня эксцентрического типа сознания как общественной доминанты; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого и сбалансированного общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики.
Направления:
- формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;
- использование политических методов с целью решения экологических проблем на областном и муниципальном уровнях;
- привлечение членов политических движений и партий, общественных организаций и религиозных конфессий к активной экологической деятельности,
- организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.
Средства:
- определение и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья и окружающей среды;
- осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями;
- поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер человеческой деятельности;
- развитие и укрепление контактов общественных организаций с Законодательным Собранием области, природоохранными, образовательными органами, учреждениями спорта, туризма, науки, СМИ, трудовыми коллективами в решении вопросов экологического образования и экологической безопасности;
- содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении дискуссий по проблемам поддерживающего развития;
- выработка у населения активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной, полноценной жизни человека, его духовному общению с природой и культурному развитию;
- формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том числе и на этапах проектирования новых и реконструирования старых производственных объектов;
- защита экологических прав каждого гражданина области на создание условий для безопасной жизни.
Первоочередные мероприятия:
- сформировать в политических движениях и партиях специальные структуры, отвечающие за работу по экологическому просвещению;
- создать систему общественного содействия в защите окружающей среды;
- проводить общественную экологическую экспертизу всех потенциально опасных для природной среды проектов;
- разработать процедуру позитивного диалога между органами власти и экологическими организациями в процессе принятия экологически значимых решений;
- организовать общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
- организовать объединения цветоводов, аквариумистов, голубеводов, садоводов и т.д. для освоения и пропаганды технологий непрагматического взаимодействия с природой;
- инициировать систему финансовой поддержки на местном и областном уровнях деятельности общественных экологических организаций и семинаров по обмену опытом экологического просвещения населения;
- стимулировать творческую активность отдельных групп и движений, активно ведущих экологическое просвещение населения.
3.9. Природоохранные территории, библиотеки и музеи в системе
экологического воспитания и просвещения населения
Цель - распространение среди населения полной, разносторонней и объективной информации о состоянии и динамике природных процессов различной сложности на охраняемых природных территориях; формирование личного, заинтересованного отношения жителей Вологодской области к природе.
Направления:
- получение и распространение информации о целях и задачах охраняемых природных территорий, их биосферном значении, роли в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, о накоплении и использовании научных данных об экологических системах и их растительных и животных компонентах, месте особо охраняемых природных территорий в природоохранном просвещении и экологическом образовании;
- осознание и постижение роли биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчивости и повышении биологической продуктивности экологических систем; предотвращении утраты редких экосистем, видов растений и животных; изучение и пропаганда идей национальной экологической стратегии.
Средства:
- сохранение областного культурного и природного наследия Вологодской области и России, его изучение, организация постоянных экспозиций и экскурсионных маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитие краеведения;
- реализация экосистемного подхода к построению экспозиций в отделах природы краеведческих музеев;
- разработка и реализация просветительских программ на базе Государственного Дарвинского заповедника и национального парка "Русский Север" с учетом их природных особенностей, традиций природопользования и опыта научно-информационной деятельности;
- создание условий для профессиональной стажировки организаторов экологического просвещения при учреждениях культуры (библиотеки, музеи и пр.);
- совершенствование методической базы экологического просвещения в музеях и библиотеках области;
- продолжение практики организации центров экологической культуры на базе библиотек области;
- разработка инициативных программ экологического самообразования и привлечение населения к участию в экологических акциях;
- формирование материальной базы и оснащение современными информационными технологиями эколого-просветительской деятельности музеев и библиотек.
Первоочередные мероприятия:
- проводить районные и областные конкурсы заповедников, музеев, библиотек на лучшие экспозиции и реализованные программы эколого-просветительской работы среди населения;
- поддержать участие библиотек всех ведомств в ежегодном Всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения;
- реализовать областную библиотечную программу "Сохранение природного и культурного наследия Вологодчины";
- подготовить фотоальбомы, видеофильмы, научно-популярные справочники и путеводители, картографические материалы, значки, календари по природоохранной и экологической тематике.
4. Управление, координация и финансирование организации
экологического образования на областном и местном уровнях
Учитывая общественно-государственную значимость экологического образования, управление его системой осуществляется на областном уровне Правительством области, департаментом образования области, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, департаментом культуры области на принципах координации.
Координационным органом может являться межведомственный совет (комиссия) по вопросам экологического образования и просвещения населения области.
Для обеспечения высокого профессионального уровня работы могут создаваться при департаменте образования области и областном координационном центре экологического образования рабочие или экспертные группы специалистов образования, природоохранной деятельности, ученых, опытных учителей и преподавателей высших учебных заведений.
Работа координационного совета, рабочих и экспертных групп строится на основе перспективного и текущего (годового) планирования. Отчеты об их деятельности освещаются:
а) в ежегодном докладе "О состоянии окружающей природной среды Вологодской области";
б) в средствах массовой информации.
Деятельность по функционированию, развитию экологического образования на территории Вологодской области финансируется за счет: средств федерального бюджета, средств областного бюджета; областного экологического фонда; средств бюджетов муниципальных образований; экологических фондов муниципальных образований; благотворительных поступлений; других, не запрещенных законодательством источников.
Лучшие организаторы и исследователи в области экологического образования могут быть представлены муниципальными образованиями к соответствующим наградам и знакам отличия областного уровня, а также к федеральным званиям и наградам.
Структура и содержание нормативно-правовой базы формирования и развития экологического образования должны обеспечивать права и обязанности граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, а также ответственность участников процесса экологического образования и порядок взаимодействия с общественностью на основе областной политики и утвержденной концепции экологического образования.
Первоочередные меры нормативно-правового характера:
разработать на базе государственного образовательного стандарта национально-региональный компонент стандарта экологического образования и утвердить его соответствующим правовым актом для всех учреждений, участвующих в его осуществлении. ("Экологическое образование в средней школе", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Экологический контроль и управление", "Экологический менеджмент").
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 9 августа 2002 г. N 507 "О Концепции непрерывного экологического образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.