Постановление мэрии г. Череповца
Вологодской области от 20 января 2009 г. N 120
"О Комплексном плане действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года"
В целях обеспечения экологической безопасности, стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки, сохранения и укрепления здоровья горожан, поддержания приоритетности данных целей для устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года.
2. Органам мэрии города руководствоваться Комплексным планом действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года при разработке ежегодных прогнозов основных направлений деятельности.
3. Рекомендовать предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории города, учитывать положения Комплексного плана действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года при планировании мероприятий, направленных на снижение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в природной среде, организацию санитарно-защитных зон предприятий, улучшение условий труда работающих и их профилактическое и санаторно-курортное лечение.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Мэр города |
О.А.Кувшинников |
Комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года
(утв. постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 20 января 2009 г. N 120)
1. Введение
Основные концептуальные положения Комплексного плана действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года (далее - Комплексный план действий) базируются на экологической доктрине Российской Федерации, Основных положениях концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2004 N 380, Стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2008 N 558, Региональном плане действий по гигиене окружающей среды на 2009-2012 годы, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 01.07.2008 N 1282. Комплексным планом действий обеспечивается преемственность организации природоохранной деятельности в городе Череповце, заложенной в городской целевой программе "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004-2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями).
Правовой основой разработки Комплексного плана действий являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 22.07.93 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании";
Закон Вологодской области от 16.01.2007 N 1553-ОЗ "О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области";
Закон Вологодской области от 28.06.2006 N 1465-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды".
2. Общие положения
Комплексный план действий представляет собой систему мер, основанную на приоритетах, целях и задачах в сфере охраны окружающей среды, медицинской профилактики и оздоровления населения города.
Комплексный план действий направлен на обеспечение экологической безопасности, сохранение и укрепление здоровья горожан, поддержание их приоритетности в целях устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения.
Цели Комплексного плана действий соответствуют целям стратегических направлений развития города Череповца по формированию условий для комфортного проживания в городе, повышению ожидаемой продолжительности жизни горожан, стимулированию активного участия населения в жизни города, содействию реализации человеческого потенциала в области непрерывного экологического образования, интенсификации процесса принятия и планирования управленческих решений в области охраны окружающей среды и обеспечения здоровья населения города.
Комплексный план действий разработан для разрешения существующих проблем развития природоохранной деятельности, оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала города, а также того, что надлежащее качество окружающей среды является одним из необходимых элементов социальных стандартов.
Комплексный план действий не носит директивного характера, является открытым, доступным периодической корректировке в процессе его реализации.
3. Содержание проблемы, анализ ситуации
Основу экономической базы города составляет промышленность, представленная целым рядом отраслей, основными из которых являются черная металлургия и химическая промышленность. Наряду с основными отраслями в городе развиты машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
Ведущее предприятие черной металлургии ОАО "Северсталь" производит более 90% отраслевой продукции и более 70% всей промышленной продукции в городе. По объемам производства предприятие входит в тройку лидеров российской черной металлургии. ОАО "Череповецкий сталепрокатный завод" - крупнейший производитель метизной продукции. Химическая промышленность представлена предприятиями: ОАО "Аммофос", являющимся ведущим российским производителем фосфорных минеральных удобрений, и ОАО "Череповецкий "Азот", производящим 8% общероссийского выпуска аммиака.
Структура промышленности по данным стратегии развития города Череповца к 2012 году будет следующей:
- доля машиностроения увеличится более чем в 2 раза;
- доля черной металлургии снизится на 1,9%;
- доля химической промышленности снизится на 1,1%.
Таким образом, Череповец по-прежнему будет оставаться моноструктурным промышленным городом. Определяющая роль в экономике города сохранится за черной металлургией. Рост объемов производства планируется для всех отраслей промышленности.
Наиболее динамично будут развиваться отрасли машиностроения и металлообработки.
При росте объемов производства неизбежен рост техногенной нагрузки на окружающую среду. В последние годы на первый план выходит воздействие автотранспорта, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения атмосферного воздуха. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим" фактором экологической напряженности городской среды.
Экологическое состояние городской среды обусловлено не только текущим антропогенным воздействием, но и влиянием прошлого периода:
- особенности планировочной структуры, нередко способствующие накоплению и застаиванию загрязнителей в атмосферном воздухе;
- уровень накопления загрязнений в почвах и донных отложениях на отдельных участках;
- снижение возможностей регенерации среды пропорционально длительности существования города.
В результате длительного развития и изменения городская среда состоит из совокупности мест с различными факторами и видами антропогенного воздействия, им свойственными. Именно это формирует неравномерность в загрязнении городской среды как на макро-, так и на микроуровне.
Тенденции развития города проявляются в расширении городской застройки, усложнении функционального зонирования территории, росте коммунально-складских зон, что неизбежно сопровождается негативными изменениями природной среды.
Учитывая экономическую ситуацию, тенденции развития города, рост парка автомобилей и техническое состояние предприятий, создающих наибольшее влияние на среду обитания, может быть спрогнозировано сохранение нынешних экологических условий на достаточно длительный период или возможное их ухудшение.
В настоящее время поступление в атмосферу города загрязняющих веществ обусловлено наличием значительного количества стационарных промышленных источников загрязнения (2465 источников) и возросшим за последние годы количеством автотранспорта до 108 тысяч единиц. Объем валовых выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников, в последние годы стабилизировался. В 2007 году отмечено снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ на 3,0 тыс. тонн по сравнению с 2006 годом (351,0 тыс. тонн в 2007 году, 354,0 тыс. тонн в 2006 году). Объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников ежегодно увеличивается и составляет от 8 до 10% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2007 году объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта составил 38,074 тыс. тонн, что на 1,93 тыс. тонн больше, чем в 2006 году.
Анализ качества атмосферного воздуха в селитебной части города показал, что в 2007 году среднегодовые концентрации диоксида азота, оксида азота, аммиака, оксида углерода, сероводорода, сероуглерода, фенола, диоксида серы не превысили установленных гигиенических нормативов. Отмечалось превышение ПДК по среднегодовым показателям формальдегида во всех районах города.
Уровень длительного загрязнения воздуха, определяемый комплексным индексом загрязнения атмосферы (ИЗА) по пяти примесям, которые вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха в селитебной части города, в 2007 году снизился на 0,6 единицы по отношению к 2006 году и составил 6,6 единицы, что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы. За последние годы значение ИЗА остается стабильным - на уровне повышенного.
Водопотребление из природных водных объектов в 2007 году составило 138,26 млн. м3, что на 3,189 млн. м3 меньше, чем в 2006 году. Сброс сточных вод в природную среду в 2007 году составил 103,9 млн. м3, что на 3,4 млн. м3 меньше, чем в 2006 году. Снижению объемов сбросов сточных вод на 3,27% способствовало увеличение объема воды в системах закрытого водооборота на таких предприятиях, как ЧерМК ОАО "Северсталь", МУП города Череповца "Водоканал" и ЗАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат", что в свою очередь повлияло на снижение забора речной воды на 2,31%.
Вместе с тем масса сброса загрязняющих веществ, поступающих в природные водные объекты со сточными водами, в 2007 году составила 40,067 тыс. тонн, что на 0,304 тыс. тонн больше по отношению к предыдущему году (39,76 тыс. тонн). Увеличение массы сброса загрязняющих веществ произошло за счет увеличения содержания в промышленных сточных водах ряда загрязняющих веществ.
Качество природных водных объектов в районе города Череповца - реки Шексна, Кошта и Ягорба - по большинству показателей в последние годы существенно не изменялось.
Воды реки Ягорбы, поступающие на территорию города, характеризуются высоким уровнем фонового загрязнения фосфатами, марганцем и железом. Этому способствуют сбросы сельхозпредприятий, находящихся выше по течению реки. В устье реки наблюдается незначительное снижение концентраций вышеуказанных компонентов, за исключением марганца, за счет самоочищения.
Наибольшей загрязненностью характеризуются поверхностные воды реки Кошты, которая протекает по территории производственной зоны и принимает почти половину всей массы загрязняющих веществ, сбрасываемых в водоемы города. Вода в устье реки Кошты, ниже сброса сточных вод предприятий, характеризуется повышенным содержанием азота аммонийного, нитрит-иона, сульфатов, меди, цинка.
Вода реки Шексны, поступающая в город, имеет повышенный уровень фонового загрязнения по содержанию марганца, меди, железа, цинка, алюминия. Результаты исследования поверхностных вод реки Шексны ниже черты города показали, что с территории города поступают сточные воды, практически не оказывающие влияние на уровень фоновых загрязнений.
По санитарно-химическим и микробиологическим показателям состояние источника водоснабжения города - реки Шексны - удовлетворительное (превышений нормативов в 5 и более раз в городе Череповце в последние годы не регистрировалось).
Показатели химического состава питьевой воды, подаваемой МУП города Череповца "Водоканал" в городскую сеть водоснабжения, соответствуют установленным нормативам. Однако качество водопроводной воды в разводящей сети меняется, так как изношенность водопроводных сетей на 30-50% способствует вторичному загрязнению транспортируемой питьевой воды. В 2007 году возрос показатель неудовлетворительных анализов водопроводной внутридомовой воды по химическим показателям с 4,8%, зафиксированных в 2006 году, до 11,6%, что обусловлено неудовлетворительным состоянием домовых водораспределительных сетей. В то же время отмечается снижение значений бактериологических показателей по отношению к предыдущему году с 1,9% до 0,9%.
Общее размещение отходов в природной среде за 2007 год составило 590,7 тыс. тонн, что на 191,9 тыс. тонн меньше, чем в предыдущем году. Снижение объемов размещения отходов произошло за счет уменьшения образования отходов производства и увеличения объемов утилизации по сравнению с 2006 годом на предприятиях ОАО "Северсталь" и ОАО "Аммофос". Процент утилизации производственных отходов в 2007 году составил 97,6%, что выше уровня, достигнутого как в 2006 году, так и в предыдущие годы.
Анализ размещения твердых бытовых отходов на городской свалке показывает, что за последние 5 лет наблюдался постоянный рост их объемов. В 2007 году объемы размещения отходов на городской свалке увеличились на 42,9 тыс. м3 по сравнению с 2006 годом и составили 831,127 тыс. м3.
В мусоросжигательных установках ЧМП "Спецавтотранс" утилизировано 33,72 тыс. м3 отходов, что составляет 4,4% от общего объема размещения. Объем утилизации твердых бытовых отходов в отчетном году увеличился на 1,302 тыс. м3 по отношению к предыдущему году. Однако объем утилизации остается недостаточным, что способствует росту объемов отходов, размещаемых на городском полигоне. При существующем положении дел с твердыми бытовыми отходами в городе назрела необходимость срочного строительства мусоросортировочного комплекса и нового полигона твердых бытовых отходов со станциями перегрузки в городе Череповце.
Оздоровление экологической обстановки в городе является социально-экономической и научно-технической проблемой, которая требует решения в рамках комплексного взаимодействия заинтересованных сторон.
В настоящее время социально-демографическая ситуация в городе продолжает оставаться достаточно сложной. По данным Череповецкого городского отдела государственной статистики, численность детей и молодежи до 30 лет в городе Череповце в период с 2003 по 2007 год уменьшилась на 3,8 тыс. человек. Эта ситуация оказывает влияние на показатель состояния здоровья населения в целом.
В 2007 году улучшились медико-демографические показатели: показатель общей смертности по городу снизился от уровня 2006 года и составил 13,1 на 1000 населения (в 2006 году - 14,0), коэффициент рождаемости составил 11,4 на 1000 человек, в 2006 году - 11,1. Продолжилось снижение показателя младенческой смертности, который составил в 2007 году 6,6 на 1 тыс. родившихся живыми (в 2006 году - 7,3). Коэффициент естественного прироста населения продолжает оставаться отрицательным и в 2007 году составил 1,7 на 1000 населения (в 2006 году - 2,9).
Отмечается улучшение показателей состояния здоровья новорожденных как по отношению к 2006 году, так и к ряду лет предыдущего периода. Снижение частоты рождения маловесных детей в 2007 году по сравнению с 2006 годом составило 14%. По удельному весу новорожденных с врожденными аномалиями в целом снижение составило 19%.
При этом можно отметить следующие основные проблемы.
Первая проблема - ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Их переход в старшую возрастную группу влечет за собой увеличение заболеваемости взрослого населения.
В 2007 году показатель общей заболеваемости детей вырос по отношению к 2006 году на 4,6% и остается на протяжении последних лет на высоком уровне. Отмечается рост заболеваемости болезнями органов дыхания на 1,9%, мочеполовой системы - на 31% к показателям предыдущего года. Снижение первичной заболеваемости детей болезнями органов пищеварения составило 9%, болезнями крови и кроветворных органов - 16,4%.
Структура общей заболеваемости детей в 2007 году по сравнению с предыдущим годом несколько изменилась:
- болезни органов дыхания - 1 место - 60,9% (в 2006 году 62,4%);
- болезни органов пищеварения - 2 место - 3,2% (в 2006 году - 3,7%);
- болезни органов мочеполовой системы - 3 место - 1,5% (в 2006 году - 1,1 %):
- болезни крови и кроветворных органов - 4 место - 0,9% (в 2006 году - 1,1 %).
Вторая проблема - низкий уровень физической подготовленности и физического развития обучающихся в образовательных учреждениях города (далее - обучающиеся). По данным различных исследований, около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме. Реальный объем двигательной активности обучающихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
Достижению положительных результатов качества окружающей среды и состояния здоровья населения способствовала реализация городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004-2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями) (далее - Программа).
За период реализации Программы, начиная с 2004 года и до конца 2008 года, в стадии реализации находилось 307 природоохранных и оздоровительных мероприятий, в том числе 179 мероприятий, реализуемых муниципальными и промышленными предприятиями города для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Завершено выполнение 132 мероприятий.
Общий объем финансирования за период реализации Программы составил более 14,7 млрд. руб., в том числе 1,5 млрд. руб. - из федерального и областного бюджетов, 1,3 млрд. руб. - из городского бюджета, более 11,9 млрд. руб. - средства муниципальных и промышленных предприятий города.
За период реализации Программы к участию в ней привлечены следующие муниципальные и промышленные предприятия города: ЧерМК ОАО "Северсталь". ОАО "Аммофос", ОАО "Череповецкий "Азот", ЗАО "Северсталь-метиз", ЗАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат", ЗАО "Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО", ООО ПК "Агро-Череповец", ООО "ССМ-Тяжмаш", ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича", ОАО "Череповецкий мясокомбинат", ОАО "Череповецкий молочный комбинат", ОАО "Череповецкий литейно-механический завод", ОАО "ЗЖБиК", МУП города Череповца "Водоканал", ЧМП "Спецавтотранс", МУП города Череповца "Теплоэнергия", МУП "Череповецкая автоколонна N 1456".
Достигнуты следующие результаты:
- стабилизировались объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- показатель ИЗА снизился от уровня "очень высокий" до "повышенный";
- уровень утилизации промышленных отходов достиг 97,6%;
- в полном объеме сточные воды городских канализационных сооружений обеззараживаются без применения хлорсодержащих реагентов;
- утверждены проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ) двух промышленных предприятий, осуществляется их организация, в стадии проектирования СЗЗ шести муниципальных и промышленных предприятий;
- начаты мероприятия по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду (комплексное строительство и реконструкция дорог, реконструкция мостовых переходов, установка светофорных объектов, обновление парка общественного автотранспорта автобусами экологического класса 2 и 3);
- на предприятиях города и в учреждениях бюджетной сферы санаторно-курортным лечением было обеспечено более 36 тыс. работающих;
- сезонным оздоровлением детей в загородных лагерях было охвачено 37,3 тыс. человек;
- на реабилитацию и оздоровление в санатории городского, областного и федерального значения было направлено 7872 ребенка;
- обеспечено обследование на внутриутробные инфекции всех беременных женщин, стоящих на учете в учреждениях здравоохранения. Беременные женщины и кормящие матери были обеспечены сбалансированными молочными смесями, обогащенными витаминами и микроэлементами;
- для улучшения диагностики наследственных и генетических заболеваний оборудованы цитогенетическая лаборатория, палаты интенсивной терапии новорожденных в муниципальных учреждениях родовспоможения;
- начато оснащение детских поликлиник города автоматизированными комплексами диспансерного обследования (АКДО);
- начата организация городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2";
- муниципальные дошкольные образовательные учреждения, определенные в Программе, в полном объеме обеспечены лекарственными и витаминизированными травяными сборами, оснащены источниками УФО, спортивными мини-комплексами. Обеспеченность аэроионизаторами достигла 50%, физиотерапевтическим оборудованием - 40%;
- муниципальные образовательные учреждения, определенные в Программе, в полном объеме обеспечены физиотерапевтическим оборудованием, спортивным оборудованием и инвентарем;
- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях дополнительно открыты 5 санаторных групп, в том числе и для детей с заболеванием "целиакия",
- на территории 18 детских дошкольных учреждений, определенных в Программе, и 26 общеобразовательных учреждений снесено 145 тополей, являющихся одним из источников, провоцирующих аллергизацию детей:
- муниципальные учреждения образования обеспечиваются продуктами питания, обогащенными биодобавками и витаминами;
- проведено 666 спортивно-массовых мероприятий для 111,9 тыс. участников, во внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу вовлечено 7,5 тыс. учащихся школ города. Обеспечен регулярный врачебный контроль за состоянием здоровья воспитанников детско-юношеских спортивных школ города;
- муниципальными и промышленными предприятиями города обеспечено проведение аттестации рабочих мест, реализуются мероприятия по улучшению условий труда работающих, выполняются профилактические мероприятия по снижению уровня профзаболеваний и травматизма;
- в городе созданы и поддерживаются система мониторинга здоровья населения, система экологического мониторинга, обеспечивающие сбор и анализ информации о факторах окружающей среды и оценку их влияния на здоровье населения;
- создана система непрерывного экологического образования и воспитания, участниками которой являются муниципальные детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, учреждения высшего образования, общественные организации.
Кроме того, в 2008 году мэрии города Череповца от ЧерМК ОАО "Северсталь", как инициатора движения "Чистый город", передана экологическая инициатива для дальнейшего развития акции в городе. Основная цель движения "Чистый город" ориентирована на улучшение экологической обстановки в городе через деятельность, основанную по инициативе местных сообществ. Движение объединило ряд промышленных и муниципальных предприятий, представителей малого и среднего бизнеса, государственных и муниципальных учреждений образования, культуры, общественных организаций и инициативных групп населения. Участниками движения организованы:
- акция "Зеленое кольцо", в рамках которой устроены аллеи из ценных пород деревьев по периметру ЧерМК ОАО "Северсталь" и на его территории;
- акция "Чистый берег", объединившая волонтеров Череповецкого городского общественного объединения "Молодежный экологический центр", работников приюта-гостиницы для животных "Теремок", некоммерческого партнерства "Межведомственная служба помощи детям и молодежи "Восхождение", проекта "Дорога к Дому", неравнодушных жителей города;
- проект "Чистый автомобиль", разработанный молодежным объединением Всероссийской общественной организации "Молодая гвардия Единой России", поддержанный череповецким отделом ГИБДД управления внутренних дел по городу Череповцу, череповецким отделом Госавтодорнадзора, автотранспортными предприятиями города, бизнессообществом, автолюбителями;
- проект "Экология души", инициированный Вологодским региональным общественным движением "Зеленая волна" и приютом-гостиницей для животных "Теремок";
- конкурс проектов экологической направленности, организованный НИ "Агентство городского развития" среди представителей малого и среднего бизнеса;
- комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению как подведомственных территорий, так и территории города, реализованных участниками движения.
Настоящим Комплексным планом действий предполагается продолжить объединение усилий органов местного самоуправления, муниципальных и промышленных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города, государственных органов и учреждений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, общественных объединений в решении вопросов экологического благополучия в городе.
Целевыми потребителями результатов выполнения Комплексного плана действий являются:
- органы местного самоуправления для муниципального управления в области охраны окружающей среды, формирования природоохранной политики и стратегии сохранения, укрепления здоровья населения;
- детское и взрослое население, подлежащее медицинской профилактике и оздоровлению;
- население города, заинтересованное в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности, сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни,
- пользователи целевых программ и проектов, заинтересованные в информации о качестве среды обитания и состоянии здоровья населения, их взаимосвязи;
- федеральные структуры и структуры Правительства Вологодской области, осуществляющие государственное управление в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и охраной здоровья населения.
4. Определение сильных и слабых сторон (SWOT-анализ)
Для оценки сложившейся ситуации произведен SWOT-анализ.
- S (сильные стороны):
- стабильная экологическая обстановка в городе;
- направления "Экология", "Череповец - здоровый город" являются одними из стратегических направлений развития города Череповца до 2012 года;
- целевое планирование финансирования природоохранных, оздоровительно-реабилитационных мероприятий, мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения, формированию здорового образа жизни;
- активная позиция муниципальных и промышленных предприятий в решении экологических проблем города;
- заинтересованность представителей частного бизнеса в развитии сферы сбора, переработки и захоронения отходов;
- высокий уровень переработки промышленных отходов;
- высокий процент оборотного водоснабжения в структуре водопотребления и водоотведения города;
- включение в число приоритетных направлений развития совершенствование системы сбора, вывоза и захоронения отходов;
- наличие городской системы комплексного мониторинга окружающей среды и здоровья населения;
- наличие высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения, достаточно оснащенной материально-технической базы, специального оборудования для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
- создание городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний;
- развитая система непрерывного экологического образования и воспитания населения.
- W (слабые стороны):
- концентрация промышленных предприятий на территории города, способствующая повышенному уровню загрязнения атмосферного воздуха;
- отсутствие экономически эффективных механизмов компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей среды;
- дробление полномочий в природоохранной сфере между федеральными, региональными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, отсутствие единого координирующего органа;
- увеличение количества автомобильного транспорта в городе и, как следствие, рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников;
- отсутствие очистки ливневых стоков, поступающих с территории города в природные водные объекты;
- недостаточный уровень подготовки специалистов сферы здравоохранения в применении методов диагностики эндоэкологического статуса населения и технологий эндоэкологической реабилитации.
- O (возможности):
- устойчивое финансовое состояние предприятий города - основных природопользователей, реальная возможность финансирования природоохранных мероприятий за счет собственных средств;
- внедрение в практическую деятельность лечебно-профилактических учреждений города методов и технологий профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленных и ассоциированных патологий;
- формирование имиджа города "Череповец - здоровый город", "Череповец - самый благоустроенный город", "Череповец - комфортный город".
-T (угрозы):
- риск увеличения техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в связи с ростом экономики и промышленного производства в целом;
- возможность финансовых кризисных явлений, повлекших снижение объемов финансирования природоохранных мероприятий, как за счет бюджетных средств, так и собственных средств природопользователей.
5. Миссия. Стратегические цели, приоритеты и направления развития, задачи,требующие решения
Миссия - удовлетворение потребностей как нынешнего, так и будущего поколений в развитии и благоприятной среде обитания.
Стратегическая цель - сохранение природных экосистем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности.
Основное стратегическое направление - улучшение экологической обстановки, стабилизация и уменьшение нагрузки на окружающую среду и здоровье населения города, создание условий для повышения продолжительности жизни горожан.
Целевыми приоритетными направлениями являются:
1. Минимизация антропогенного воздействия на окружающую среду:
- снижение негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье людей;
- предотвращение роста загрязнения атмосферы выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;
- предотвращение загрязнения и охрана водных ресурсов, очистка сточных вод, включая ливневые воды;
- обеспечение населения качественной питьевой водой;
- снижение загрязнения территории города промышленными и бытовыми отходами.
2. Сохранение и укрепление здоровья населения.
3. Совершенствование системы экологического образования и просвещения населения.
Задачи, требующие решения для достижения поставленных целей:
- реализация мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на промышленных и муниципальных предприятиях, в том числе за счет модернизации и совершенствования технологических процессов, применения передовых технологий очистки отходящих газов, реконструкции производств и вывода из производственного цикла устаревших технологий;
- разработка промышленными и муниципальными предприятиями проектов организации и обустройства санитарно-защитных зон и обеспечение их реализации;
- реализация мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на качество воздуха в селитебной части города за счет комплексного строительства улиц и дорог, автомобильных развязок, реконструкции и строительства мостовых переходов, установки современных светофорных объектов, создание условий для увеличения доли экологически безопасного транспорта в структуре городского автотранспорта;
- безопасное размещение отходов за счет строительства новых, отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов, обезвреживание медицинских отходов, увеличение объемов переработки вторичного сырья;
- реализация мероприятий по улучшению состояния питьевого водоснабжения за счет реконструкции и капитальных ремонтов очистных сооружений питьевой воды, внутриквартальных и уличных сетей водопровода, строительства новых водоводов, капитальных ремонтов внутридомовых сетей;
- реализация мероприятий по снижению загрязнения природных водных объектов, в том числе за счет применения современных технологий очистки сточных вод, уменьшению сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, включая ливневые воды, предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, использованию систем оборотного водоснабжения, повышению эффективности действующих и строительству новых очистных сооружений, обустройству водоохранных зон и прибрежных полос рек в городской черте;
- создание общегородской системы профилактических мер по снижению уровня экологически зависимых заболеваний;
- реализация мероприятий по профилактике экологически зависимых заболеваний, оздоровлению населения, улучшению условий жизнеобеспечения детей в образовательных учреждениях, улучшению условий труда работающих на муниципальных и промышленных предприятиях;
- развитие системы мониторинга здоровья населения и эффективности профилактических мероприятий;
- функционирование и совершенствование системы сбора и анализа информации о факторах окружающей среды и оценки их влияния на человека;
- развитие системы непрерывного экологического образования населения, формирование основ экологической культуры населения города, пропаганда здорового образа жизни;
- совершенствование работы со средствами массовой информации по освещению вопросов экологии.
6. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы (показатели) Комплексного плана действий
Для оценки ожидаемых результатов при реализации Комплексного плана действий определены целевые индикаторы (показатели), соответствующие указанным выше долгосрочным задачам и целям. Возможность текущих замеров эффективности определяется положительной динамикой в показателях здоровья населения, состояния среды обитания, повышения уровня экологической культуры населения. Для оценки эффективности и результативности Комплексного плана действий применяются методы сравнения итоговых годовых показателей с показателями предыдущих периодов, прослеживания динамики их изменений. Начальными оценочными индикаторами определены показатели, достигнутые по итогам 2007 года:
N п/п |
Непосредственные действия | Конечный результат | Начальный оценочный индикатор (показатель) |
|
Наименование, единицы измерения |
Достигнуто в 2007 году |
|||
1. Качество окружающей среды | ||||
1.1 | Модернизация и совершенствование технологических процессов, применение передовых технологий очистки отходящих газов, реконструкция производств и вывод из производственного цикла устаревших технологий |
Снижение и (или) стабилизация объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух |
Объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн |
351,0 |
1.2 | Комплексное строительство автодорог, реконструкция и строительство мостовых переходов, модернизация автодорожного хозяйства с реконструкцией и установкой светофорных объектов |
Стабилизация индекса загрязнения атмосферного воздуха |
Индекс загрязнения атмосферного воздуха |
6,6 (повышенный) |
1.3 | Организация и благоустройство санитарно-защитных зон предприятий, озеленение городской территории |
|||
1.4 | Внедрение современных технологий по переработке и утилизации промышленных отходов |
Снижение объемов промышленных отходов, размещаемых в природной среде |
Доля утилизации отходов производства от объема их образования, % |
97,6 |
1.5 | Реконструкция и расширение водоочистных сооружений с внедрением передовых технологий в процесс водоподготовки питьевой воды |
Обеспечение населения города питьевой водой нормативного качества |
Соответствие гигиеническим нормативам |
Соответствует гигиеническим нормативам |
1.6 | Внедрение современных технологий очистки и обеззараживания сточных вод, использование в промышленном производстве систем оборотного водоснабжения |
Снижение водопотребления, объемов сбросов недостаточно очищенных сточных вод, массы сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на рельеф местности |
Объемы водопо- требления, млн. м3 Объемы водоотведения, млн. м3 Масса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами промышленных предприятий в природные водные объекты, тыс. тонн Доля от объема сточных вод городских канализационных сооружений, обеззараженных без применения хлорсодержащих реагентов, % |
138,26 103,9 40,067 100 |
1.7 | Реконструкция и строительство новых канализационных сетей хозяйственно-бытовых сточных вод и сетей ливневой канализации |
|||
2. Медико-демографические показатели и состояние здоровья горожан | ||||
2.1 | Создание общегородской системы профилактических мер по снижению уровня заболеваемости населения, в том числе экологически зависимыми заболеваниями |
Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни |
Уровень общей заболеваемости населения, чел./на 100 тыс. населения |
89767,2 |
Уровень общей заболеваемости взрослого населения, чел./на 100 тыс. населения |
48976,5 | |||
2.2 | Разработка и реализация здоровьесберегающих технологий в области образования, внедрение в муниципальных общеобразовательных учреждениях методов и средств для сохранения и укрепления здоровья учащихся через создание "школ укрепления здоровья" |
Уровень общей заболеваемости детей, чел./на 100 тыс. населения |
267200,9 | |
Уровень: - рождаемости, чел./на 1 тыс. населения - смертности чел./на 1 тыс. населения - естественного прироста населения, чел./на 1 тыс. населения |
11,4 13,1 -1,7 |
|||
2.3 | Совершенствование реани- мационной помощи беремен- ным женщинам и детям, диагностики наследственных и генетических заболеваний, оснащение учреждений родо- вспоможения и детства лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием |
Сохранение и укреп- ление здоровья насе- ления |
Младенческая смертность, чел./1000 чел. Уровень рождения недоношенных детей, % Уровень рождения детей с тяжелыми пороками развития. |
6,6 5,3 8,7 |
3. Уровень гигиенического и экологического воспитания | ||||
Развитие системы непрерывного экологического образования и воспитания населения |
Повышение уровня экологической культуры детей и подростков |
Количество объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, объек |
7 | |
Уровень экологической культуры детей и подростков: - высокий - средний - низкий |
32 60 8 |
7. Способы достижения целей Комплексного плана действий. Ресурсное обеспечение
Комплексный план действий не носит директивного характера и не рассчитан на четкое увязывание задач с объемами его финансирования. Основная его роль сводится к инициированию и стимулированию действий участников реализации Комплексного плана действий и целевых потребителей. Уменьшение достигнутого уровня загрязнения окружающей среды в городе Череповце и уровня заболеваемости населения требуют целенаправленной экологической политики, способствующей снижению негативного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и сохранение здоровья горожан.
Основные положения Комплексного плана действий должны реализовываться через систему городских целевых программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства, культуры, физической культуры и спорта, программ деятельности сфер, программ муниципальных и промышленных предприятий по снижению нагрузки на окружающую среду, улучшению условий труда работающих, их оздоровлению.
При этом подразумевается, что для реализации Комплексного плана действий должны быть разработаны среднесрочные и долгосрочные целевые программы и мероприятия по основным направлениям, которые периодически пересматриваются и корректируются в процессе их реализации с учетом достигнутых результатов.
Перечень основных направлений и (или) мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий, ресурсное обеспечение
Перечень основных направлений по достижению показателей Комплексного плана действий сформирован исходя из оптимальных подходов к решению основных задач в виде двух блоков: "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду" и "Профилактика и оздоровление населения".
Блок "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду"
N п/п |
Наименование направления и (или) мероприятия |
Источник финансирования |
Исполнитель |
1 |
Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха, том числе: |
|
|
1.1 |
Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями воздухоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельнодопустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) в соответствии с утвержденными проектами |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
1.2 |
Разработка проектов и организация санитарно-защитных зон муниципальных и промышленных предприятий |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
1.3 |
Мероприятия по снижению нагрузки на среду обитания от автотранспорта, в том числе комплексное строительство автодорог, строительство и реконструкция мостовых переходов, реконструкция и установка светофорных объектов, ремонт городских улиц, мостов и дворовых территорий |
Областной бюджет, городской бюджет |
Управление капитального строительства и ремонтов мэрии, департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии |
1.4 |
Проведение паспортизации канцерогеноопасных производств на предприятиях города |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
1.5 |
Благоустройство и озеленение городской территории, в том числе в рамках акций "Международный марш парков", "Всероссийские дни защиты от экологической опасности", "Чистый город" |
Городской бюджет, средства предприятий |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии, промышленные и муниципальные предприятия, муниципальные учреждения, общественные организации |
2 |
Мероприятия по улучшению состояния питьевого водоснабжения, в том числе реконструкция и расширение городских водоочистных сооружений, реконструкция, капитальный ремонт и замена внутриквартальных и уличных сетей водопровода, сетей в проходных тоннелях, внутриквартальных перемычек |
Федеральный бюджет, областной бюджет, городской бюджет, средства предприятия |
МУП города Череповца "Водоканал" |
3 |
Мероприятия по улучшению состояния хозяйственно-бытовой канализации, в том числе реконструкция и расширение городских канализационных очистных левобережных и правобережных сооружений с внедрением ультрафиолетового обеззараживания и сооружений по обработке осадка |
Областной бюджет, городской бюджет, средства предприятия |
МУП города Череповца "Водоканал" |
4 |
Мероприятия по улучшению состояния ливневой канализации, в том числе строительство и реконструкция сетевого хозяйства водоотведения для обеспечения сбора, транспортировки и очистки ливневых сточных вод, поступающих с территории города |
Областной бюджет, городской бюджет, средства предприятий |
МУП города Череповца "Водоканал" |
5 |
Обеспечение дополнительной очистки воды: - в детских лечебно-профилактических учреждениях, - в учреждениях образования. - на предприятиях города |
Городской бюджет, средства предприятий |
Управление здравоохранения мэрии, муниципальные учреждения здравоохранения, управление образования мэрии, муниципальные учреждения образования, промышленные и муниципальные предприятия |
6 |
Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями водоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельнодопустимых сбросов (ПДС) в соответствии с утвержденными проектами |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
7 |
Сбор и анализ информации о факторах окружающей среды и их оценка |
Городской бюджет |
Управление охраны окружающей среды мэрии |
8 |
Организация и осуществление экологического контроля, в том числе производственного |
Областной бюджет, городской бюджет, средства предприятий |
Управление охраны окружающей среды мэрии, промышленные и муниципальные предприятия ; |
9 |
Мероприятия по охране почвы, в том числе: |
|
|
9.1 |
Реконструкция и строительство мест складирования твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Череповце и комплексов по их сортировке, переработке и утилизации |
Областной бюджет, городской бюджет, средства инвесторов |
Управление капитального строительства и ремонтов мэрии, департамент жилищно-коммунального хозяства мэрии, ЧМП "Спецавтотранс" |
9.2 |
Организация сбора, хранения, удаления биологических отходов лечебно-профилактических учреждений |
Городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии, муниципальные учреждения здравоохранения, ЧМП "Спецавтотранс" |
9.3 |
Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями мероприятий по охране почв, в том числе по достижению нормативов размещения отходов в природной среде в соответствии с утвержденными проектами |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
10 |
Организация мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения, в том числе в рамках акций "Международный марш парков", "Всероссийские дни защиты от экологической опасности", "Чистый город" |
Городской бюджет, средства предприятий |
Управление охраны окружающей среды мэрии, управление образования мэрии, управление по делам культуры мэрии, МОУДО "Центр повышения квалификации", натуралистический центр "Радуга" МОУДОД "Дворец детского и юношеского творчества имени А.А.Алексеевой", муниципальные общеобразовательные учреждения, муниципальные учреждения культуры, промышленные и муниципальные предприятия, общественные организации |
Блок "Профилактика и оздоровление населения"
N пп |
Наименование направления и (или) мероприятия |
Источник финансирования |
Исполнители |
1. |
Организация профилактики экологически зависимых заболеваний, в том числе развитие городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2", проведение обучения методам диагностики эндоэкологического статуса населения и технологиям эндоэкологической реабилитации, разработка и внедрение моделей (схем) реабилитации населения |
Городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии, муниципальные учреждения здравоохранения |
2. |
Предупреждение и снижение младенческой и материнской смертности, в том числе совершенствование реанимационной помощи беременным женщинам и детям, диагностики наследственных и генетических заболеваний, оснащение учреждений родовспоможения и детства лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием |
Городской бюджет, областной бюджет |
Управление здравоохранения мэрии, муниципальные учреждения здравоохранения |
3. |
Оздоровление детей в санаторно-оздоровительных учреждениях федерального, областного и местного значения, сезонное оздоровление детей в загородных лагерях |
Федеральный бюджет, областной бюджет, городской бюджет, средства предприятий |
Управление здравоохранения мэрии, управление образования мэрии, комитет социальной защиты населения города, муниципальные и промышленные предприятия |
4. |
Реабилитация взрослого населения, обеспечение профилактического и санаторно-курортного лечения |
Средства ФСС, областной бюджет, средства предприятий |
Управление здравоохранения мэрии, промышленные и муниципальные предприятия |
5. |
Реализация мероприятий по улучшению условий труда работающих на муниципальных и промышленных предприятиях |
Средства предприятий |
Промышленные и муниципальные предприятия |
6. |
Улучшение условий жизнеобеспечения детей в образовательных учреждениях, в том числе проведение реконструкции и капитальных ремонтов, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий, образовательных программ по здоровому образу жизни |
Городской бюджет, областной бюджет |
Управление капитального , строительства и ремонтов мэрии, управление образования мэрии, мупиципальные образовательные учреждения |
7. |
Мероприятия по оптимизации питания в муниципальных образовательных учреждениях |
Городской бюджет, областной бюджет |
Управление образования мэрии, муниципальные образовательные учреждения |
8. |
Развитие спорта, в том числе за счет разработки проектов и строительства крытых плавательных бассейнов, спортивных комплексов с плавательными бассейнами, установка универсальных открытых площадок для спортивных игр в жилых зонах, организация секций по месту жительства на базе образовательных учреждений, проведение городских спортивно-массовых мероприятий с охватом детей муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ |
Городской бюджет, областной бюджет |
Управление образования мэрии, комитет по физической культуре и спорту мэрии, управление капитального строительства и ремонтов мэрии, муниципальные образовательные учреждения |
9. |
Организация социальной рекламы, направленной на формирование здорового образа жизни, пропаганда медико-санитарных знаний через средства массовой информации, организация консультационных пунктов, клубов для родителей по здоровому образу жизни |
Городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии, управление образования мэрии, управление по работе с общественностью мэрии, отдел по реализации программы "Здоровый города" мэрии, МУ "Информационное мониторинговое агентство "Череповец" |
10. |
Обеспечение населения информацией об адекватном питании и о необходимости применения продуктов здорового питания |
Городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии |
11. |
Осуществление первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий, вакционопрофилактики инфекционных болезней, в том числе по эпидемическим показателям |
Областной бюджет, городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии, муниципальные учреждения здравоохранения |
12. |
Организация системы мониторинга здоровья населения и эффективности мероприятий медицинской реабилитации населения, профилактических мероприятий |
Городской бюджет |
Управление здравоохранения мэрии |
Основными источниками финансирования мероприятий, разработанных для достижения показателей Комплексного плана действий, являются средства городского бюджета, средства, поступающие в установленном порядке из федерального и областного бюджетов, а также собственные средства предприятий и инвесторов. Объемы финансирования уточняются ежегодно, в зависимости от возможностей бюджетов всех уровней, результатов деятельности промышленных и муниципальных предприятий, инфляционных процессов, при формировании сводного перечня мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий на основании предложений исполнителей мероприятий по форме, определенной в приложении к Комплексному плану действий.
8. Механизмы реализации Комплексного плана действий
Реализация Комплексного плана действий обеспечивается определенными организационными, экономическими и правовыми механизмами, тесно связанными между собой. Базовым принципом реализации Комплексного плана действий является принцип "баланса интересов", предусматривающий комплексный подход к обеспечению интересов населения, власти и бизнеса, всех участников реализации Комплексного плана действий.
Роль органов местного самоуправления должна заключаться прежде всего в создании благоприятных условий для улучшения экологической обстановки, в координации деятельности всех заинтересованных участников Комплексного плана действий.
Организационно-управленческий механизм предусматривает:
- создание координационного совета (комиссии) по реализации Комплексного плана действий под руководством мэра города;
- осуществление мероприятий по улучшению координации и обмена информацией между исполнителями и участниками Комплексного плана действий;
- системное применение программно-целевых методов управления на основе разработки и реализации соответствующих городских целевых программ, мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий.
Нормативно-правовой механизм предусматривает:
- подготовку новых нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды и улучшения здоровья горожан;
- разработку положений, инструкций, методических пособий, необходимых для успешного выполнения городских целевых программ и мероприятий, направленных на достижение определенных Комплексным планом действий целей.
Механизм мониторинга, оценки и корректировки Комплексного плана действий осуществляется управлением охраны окружающей среды мэрии и предусматривает:
- формирование сводного перечня мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- формирование оперативных (ежеквартальных) отчетов о ходе реализации мероприятий, определенных для достижения показателей Комплексного плана действий;
- ежегодную оценку результатов реализации Комплексного плана действий на основе качественных и количественных показателей;
- подготовку ежегодного сводного аналитического доклада по итогам реализации Комплексного плана действий, представление его координационному совету (комиссии) по реализации Комплексного плана действий.
Функции по организации выполнения Комплексного плана действий органами мэрии города распределяются следующим образом:
органы мэрии города организуют выполнение мероприятий в подведомственной сфере деятельности в соответствии с перечнем мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Заключение
Комплексный план действий отражает основные направления и принципы деятельности по обеспечению экологической безопасности, оздоровления окружающей среды и населения города.
Приложение
к Комплексному плану
действий по снижению антропогенного
воздействия на окружающую среду и
здоровье населения до 2015 года,
утвержденному постановлением мэрии города
от 20.01.2009 N120
Форма сводного перечня мероприятий по достижению показателей Комплексного плана действий
N пп |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Стоимость, тыс. руб. |
Источник финансирования |
Исполнитель |
Планируемый эффект* |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Например:
для природоохранных мероприятий: достижение нормативов ПДВ, ПДС, снижение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов в природной среде на _______ тонн, стабилизация объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов в природной среде, предотвращение аварийных ситуаций и т.п.;
для мероприятий по организации санитарно-защитных зон и озеленению территории города: увеличение количества зеленых насаждений на _______ штук, устройство газонов площадью _______ кв.м, рекультивация земель _______ тонн и (или) м2 площади и т.п.;
социальная эффективность может быть выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения социально значимых заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 20 января 2009 г. N 120 "О Комплексном плане действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Мэрии города Череповца от 18 июля 2023 г. N 2105 настоящий документ признан утратившим силу