Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Городская целевая программа
"Разработка стратегического плана города и внедрение
системы стратегического управления городом
(утв. постановлением Череповецкой городской Думы от 25 июня 2002 г. N 72)
1. Информация о Программе
Название программы Городская целевая программа "Разработка
стратегического плана города и внедрение
системы стратегического управления
городом" (далее - Программа).
Руководитель Программы Мэр города М.С.Ставровский
Менеджер Программы Заместитель мэра С.А.Ананенко
Контактный телефон (8202) 50-09-70, (8202) 57-18-95
Факс (8202) 50-09-70
E-mail manaqdep@cherepovets.ru
Сроки реализации Программы 2002-2004 годы
Общая стоимость Программы Требуется: всего - 2171228 рублей;
(2002-2004) дополнительно из бюджета города
- 1638303 рубля.
2. Резюме
2.1. Цели и задачи Программы. Целевые показатели
Цели:
разработать стратегический план развития города до 2022 года;
спроектировать и внедрить систему стратегического управления городом.
Задачи:
разработать стратегию развития города, согласовать видение будущего города с населением города, определить ориентиры и цели развития города до 2022 года;
организовать деятельность по формированию плана стратегического развития города (системы целевых программ) в соответствии с целями;
внедрить процесс управления стратегическим планом (системой целевых программ);
разработать и внедрить систему мониторинга (индикативного контроля) над эффективностью и результативностью процесса управления стратегическими изменениями;
обеспечить оценку качества процесса стратегического планирования в соответствии с российскими и международными нормами;
спланировать и реализовать ресурсный план процесса стратегических изменений: создавать информационную, технологическую, учебную, нормативно-правовую базу.
Целевые показатели и индикаторы:
стратегия развития города одобрена на заседании совета города по стратегическому планированию;
стратегический план развития города утвержден городской Думой;
темы для разработки стратегических целевых программ сформулированы и объявлены через СМИ;
постановление по системам стратегического управления и мониторинга принято городской Думой;
система индикаторов процесса стратегических изменений разработана внедрена;
дана положительная оценка деятельности по стратегическому планированию со стороны внешних экспертов;
подготовлен пакет документов для участия города в международных проектах и программах;
создана база данных по целевым программам;
количество выступлений сотрудников управления стратегического планирования (УСП) на научно-практических конференциях по обмену опытом стратегического планирования - не менее одного в течение года.
2.2. Оценка текущей ситуации
В современных условиях непрерывных и быстрых изменений во внешней среде успешное развитие города определяется не только умениями администрации города решать текущие проблемы, но и способностью и заинтересованностью всех членов городского сообщества, включая население, представителей бизнеса, администрацию города смотреть в будущее, договариваться и определять перспективный вектор движения. Для решения этих задач необходимо разработать стратегический план и обеспечить его выполнение путем внедрения новой системы управления городом.
Для управления изменением и развитием города предлагается использование подхода организационного развития (ОР), общая философия которого ориентирована на проведение культурных и структурных изменений в масштабах всего города.
2.3. Бюджет Программы
Представлен в приложениях к Программе 1, 2
2.4. Мероприятия
1. Подготовительные мероприятия:
разработка методической базы;
планирование работ по стратегическому плану;
разработка документов, регламентирующих разработку стратегического плана развития города (СПР);
заседание совета города по стратегическому планированию (СГСП);
формирование рабочих групп.
2. Формулирование стратегии:
оценка внутренней среды города;
оценка факторов внешней среды;
разработка сценариев развития;
анализ стратегических возможностей;
разработка вариантов видения и ознакомление с ними жителей города;
формирование "видения", миссии, целей, предлагаемых городу;
утверждение миссии, целей, задач и стратегий развития городским сообществом.
3. Разработка стратегического плана развития города:
подготовка и утверждение СПР, внедрение системы стратегического управления городом.
3. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые общие результаты.
Анализ внешних факторов на выполнение целей Программы.
Оценка текущей ситуации
3.1. Основные цели и задачи Программы
Цели:
разработать стратегический план развития города до 2022 года;
спроектировать и внедрить систему стратегического управления городом.
Задачи:
разработать стратегию развития города, согласовать видение будущего города с населением города, определить ориентиры и цели развития города до 2022 года;
организовать деятельность по формированию плана стратегического развития (системы целевых программ) в соответствии с целями;
внедрить процесс управления стратегическим планом (системой целевых программ) на основе проектного подхода;
разработать и внедрить систему мониторинга (индикативного контроля) над эффективностью и результативностью процесса управления стратегическими изменениями;
обеспечить оценку качества процесса стратегического планирования в соответствии с российскими и международными нормами;
спланировать и реализовать ресурсный план процесса стратегических изменений: создавать информационную, технологическую, учебную, нормативную правовую базу.
3.2. Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы
(SWOТ-анализ для написания стратегического плана в городе Череповце. Исполнители: управление стратегического планирования, структурные подразделения мэрии города, экспертные организации, совет города по стратегическому планированию, представители горожан, предприятий города).
Сильные стороны (внутренняя ситуация) |
Возможности (внешние) |
Всесторонняя поддержка процесса создания СПР руководством города. Наличие обученной команды в УСП (управле- нии стратегического планирования). Наличие собственных методических разработок и адаптация российского и международного опыта в создании СПР. Градообразующее пред- приятие осознает важ- ность стратегического планирования. Наличие бюджета развития. Опыт работы и законо- дательная база по целе- вым программам. Опыт привлечения меж- дународных грантов. Наличие ряда целевых программ, призванных наладить открытое обще- ние горожан с админист- рацией. Наличие контактов с российскими и зарубеж- ными экспертами. |
Поддержка инициативы создания СПР в городах руководством РФ. Начало процессе созда- ния СПР в Вологодской области. Наличие международных структур и грантов, под- держивающих процесс устойчивого развития му- ниципальных образований. Процессы объединения, происходящие во всем мире и на постсоветском пространстве. Растущая конкуренция среди городов за челове- ческие и другие ресурсы. Наметившийся выход России из экономического кризиса. Положительные примеры решений серьезных вопро- сов, когда будущее сос- тояние города учитыва- лось в других городах и странах. |
Слабые стороны (внутренняя ситуация) |
Угрозы (внешние) |
Неполное укомплектова- ние УСП. Отсутствие согласован- ных стратегических це- лей на многих предприя- тиях города. Общее уменьшение бюджета. Отсутствие опыта на- хождения общегородского согласия. Фрагментарный характер диалога между горожана- ми и администрацией. |
Выборы властных струк- тур. Уменьшение бюджетов РФ и регионов, что может привести к уменьшению трансферных выплат и соответственному умень- шению городского бюд- жета. Изменения законодатель- ства, которое уменьшит полномочия муниципалите- тов. |
Выводы из SWОТ-анализа: для преодоления слабых сторон и развития сильных необходимо:
развивать гражданскую активность населения города в определении перспектив развития будущего города Череповца;
привлечь для участия в создании стратегического плана представителей предприятий города;
наладить открытый диалог между горожанами и органами местного самоуправления;
воспользоваться возможностью привлечения внебюджетных источников для финансирования Программы;
компенсировать неполное укомплектование управления стратегического планирования за счет привлечения внешних консультантов и экспертов;
расширить участие Череповца в областных Российских и зарубежных программах развития территорий.
3.3. Оценка текущей ситуации
Череповец живет и развивается подобно любому живому организму, минуя стадии роста, зрелости, старения.
Период его жизненного цикла сопровождается множеством проблем, существование которых обусловлено "генеалогией", историей, уходящей в глубину веков. Смену периодов характеризуют темпы и уровни развития экономики, социальной сферы, демографии. Развитие и упадок определяются влиянием как внешних, так и внутренних причин.
Проблемы современного Череповца появились не "вдруг", а являются следствием событий, предопределивших структуру экономики, количественный и качественный состав населения, состояние экологии, социальной сферы, политическую жизнь.
Период глобальных перемен в стране на рубеже 80-90-х годов совпал для Череповца с наступлением периода "зрелости" и началом стагнации основных производств.
Процесс промышленного спада обнаружил симптомы множества проблем, копившихся годами во всех составных частях жизни города: экономике, социальной сфере, природной среде, политической системе, в том числе:
загрязнение природной среды (воздух, вода, почва, отходы);
близость промышленной зоны к жилым массивам;
плохие условия труда вследствие устаревших технологий производства;
"старение" населения и ухудшение состояния здоровья горожан;
высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте;
снижение рождаемости;
низкое качество социального обслуживания (медицина, образование, культура, социальная защита);
падение уровня доходов большей части населения, дифференциация и социальное расслоение;
отсутствие вакансий на градообразующих предприятиях;
рост числа безработных;
устаревшие жилые и производственные помещения;
перегруженность общественного транспорта (до 1995 года);
устаревшая система жилищно-коммунального хозяйства;
сокращение поступлений доходов в городской бюджет и пр.
Утвердившаяся практика управления свидетельствует, что часто основанием для принятия оперативного решения является реакция на проблему, зафиксированную в текущий период времени. Таким образом, достигаются краткосрочные цели, которые, тем не менее, определяют динамику жизни города. Поскольку решение сложных проблем происходит постоянно в условиях ограниченных ресурсов, то в лучшем случае, принимаются "экстренные меры", делается "косметический ремонт", временно снимающий напряжение, а проблемы решаются частично или не решаются вовсе.
С течением времени, с определенным темпом происходит эффект накопления, аккумуляции проблем, определяющий переход количества в качество. Рано или поздно может наступить момент, когда проблема станет нерешаемой, "из мухи превратится в слона", и привычные управленческие действия могут не достигнуть желаемого результата, а напротив, вызовут обратный эффект. Для изменения сложившейся практики управления предлагается использовать иной подход, предполагающий наличие стратегического плана, системы для его внедрения. Новая система управления городом предполагает согласованные действия всех членов городского сообщества: населения, представителей бизнеса и администрации города в достижении поставленных целей, выполнение взятых на себя добровольных обязательств.
Для управления изменением и развитием города Череповца предлагается использование подхода организационного развития, общая философия которого ориентирована на проведение культурных и структурных изменений в масштабах всего города. Организационное развитие содержит пять отличительных признаков:
данный подход рассчитан на долгосрочную перспективу;
не концентрирует внимание на частных вопросах;
не рассчитан на получение быстрых результатов;
содержит в себе многие подходы и методы управления изменениями;
позволяет увязать между собою внешние и внутренние изменения.
Фундаментом организационного развития являются поведенческие науки: теория организации, психология, социология, антропология, политология. Для осуществления стратегии изменений привлекаются необходимые специалисты.
Организационное развитие ориентировано в большей степени на процесс, чем на цель. Важным является не только результат изменений, но и то, какой ценой он достигается.
Организационное развитие предполагает определенную направленность действий, которую помогают осуществить "агенты изменений". Качества агента должны включать в себя внешнее отношение по отношению к системе "город", обладать знаниями и навыками в области процессов изменений, тактичностью, честностью, дипломатическими способностями, иметь хорошие навыки общения для установления доверительных отношений с людьми, вовлеченными в изменения.
Организационное развитие основывается на широком участии всех групп населения города в мероприятиях по изменениям. Участие в изменениях строится на практике заинтересованности и достижении консенсуса в определении целей развития города, ценностей и форм поведения, которые признаются приемлемыми.
4. Механизм реализации Программы и перечень планируемых мероприятий,
сроки и этапы
1. Подготовительный этап
Задачи | Мероприятия | Ответствен- ный |
Требуемые ресурся |
Сроки выполнения | |||
Начало | Окончание | ||||||
Спланиро- вать и реа- лизовать ресурсный план про- цесса стра- тегических изменений: создавать информацио- нно-техно- логическую, учебную, нормативно- правовую базу |
1.1. Внутренняя подготовка | ||||||
Разработка системной модели города (диагнос- тика и проектирование) |
УСП | 2 консуль- танта, 1 эксперт |
Июнь 2002 |
Сентябрь 2002 |
|||
Разработка методической базы |
УСП | 1 эксперт/ консуль- тант |
Май 2002 |
Июль 2002 | |||
Проектирование орг. структур |
УСП | Май 2002 |
Май 2002 | ||||
Определение вида, стату- са итогового документа |
УСП | Июнь 2002 |
Сентябрь 2002 |
||||
Определение необходимых изменений и доработок в законодательстве |
УСП | Июнь 2002 |
Сентябрь 2002 |
||||
Планирование работ по стратегическому плану |
УСП | Июнь 2002 |
Июнь 2002 | ||||
Планирование финансов | УСП | Июнь | Июнь 2002 | ||||
1.2. Согласования/корректировки планов | |||||||
Согласование планов с мэром города, заместите- лями, городской Думой |
УСП | Май 2002 |
Август 2002 |
||||
Согласование с научными кругами |
УСП | Май 2002 |
Август 2002 |
||||
Согласование с деловыми кругами, общественными организациями |
Мэр, заместите- лями, УСП, УВС |
Май 2002 |
Август 2002 |
||||
Разработка документов, регламентирующих разра- ботку СПР |
УСП | Июль 2002 |
Сентябрь 2002 |
||||
1.3. Старт | |||||||
Информирование населения о значимости работ по стратегическому планиро- ванию |
УСП, НП "Аналити- ческий центр" |
Информ. ресурсы: телепрог- раммы, публикации |
Август 2002 |
Сентябрь 2002 |
|||
Подготовка и выход обращения мэра города |
УСП, НП "Аналити- ческий центр" |
Информ. ресурсы: телепрог- раммы, публикации |
Август 2002 |
Сентябрь 2002 |
|||
Утверждение документов, регламентирующих разра- ботку СПР |
УСП | Сентябрь 2002 |
Сентябрь 2002 |
||||
Заседание СГСП "Согласо- вание целей разработки СПР, орг. структур, пер- соналий и пр." |
УСП, УВС, НП "Анали- тический центр" |
Тех. сред- ства для презента- ций стено- граммы, видеосъем- ки, экс- перты,орг. расходы, помещение |
Сентябрь 2002 |
Сентябрь 2002 |
|||
Подготовка постановления по составу рабочих групп и других органов СПР |
УСП, эксперты (местные) |
1 консуль- тант/ экс- перт |
Сентябрь 2002 |
Сентябрь 2002 |
|||
Формирование рабочих групп |
НП "Анали- тический центр", консуль- танты, эксперты |
Август 2002 |
Сентябрь 2002 |
||||
Обучение рабочих групп | УСП | Техничес- кие сред- ства для презента- ций |
Сентябрь 2002 |
Сентябрь 2002 |
2. Формулирование стратегии
Разрабо- тать стратегию развития города, согласо- вать виде- ние буду- щего горо- да с насе- лением го- рода, оп- ределить ориентиры и цели развития города до 2022 года |
2.1. Оценка внутренней среды города | ||||
Проведение исследо- ваний, анализ ста- тистики |
УСП, консультан- ты, эксперты,ра- бочие группы по анализу внутрен- ней среды города |
10 консуль - тантов/ экспертов |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Сбор и обработка информации от пред- приятий, структурных подразделений |
УСП, консультанты, эксперты |
10 консуль - тантов/ экспертов |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Определение основных факторов внутренней среды города |
Рабочие группы по анализу внут- ренней среды го- рода, УСП |
1 консуль- тант |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Анализ: текущее сос- тояние и тенденции |
Рабочие группы по анализу внут- ренней среды го- рода, УСП |
1 консуль- тант |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Оценить, что влияет на факторы, степень этого влияния |
Рабочие группы по анализу внут- ренней среды го- рода, УСП |
Программ- ное обес- печение 1 консуль- тант |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Выявление тенденции развития факторов в зависимости от влия- ющих факторов |
Рабочие группы по анализу внут- ренней среды го- рода, УСП |
1 консуль- тант |
Ок- тябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
2.2. Оценка факторов внешней среды | |||||
Сбор и обработка информации от пред- приятий, подразделе- ний мэрии города, внешних экспертов, рабочих групп |
Сценарная груп- па, совместно с рабочими группа- ми, консультан- ты, УСП |
Исследова- тели, эксперты, консуль- танты |
Ок- тябрь 2002 |
Ноябрь 2002 |
|
Определение основных факторов внешней среды |
Сценарная груп- па, совместно с рабочими группа- ми, консультан- ты, УСП |
Исследова- тели, эксперты, консуль- танты |
Ок- тябрь 2002 |
Ноябрь 2002 |
|
SТЕЕР - анализ | Сценарная груп- па, совместно с рабочими группа- ми, консультан- ты, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертные оценки |
Ок- тябрь 2002 |
Ноябрь 2002 |
|
2.3. Сценарное планирование | |||||
Разработка сценариев развития |
Сценарная груп- па, совместно с рабочими группа- ми, консультан- ты, УСП |
2 консуль- танта |
Ноябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Экспертиза сценариев (оценка рисков) |
УСП | 5 экспертов |
Ноябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
Выбор генерального сценария |
Сценарная груп- па, совместно с рабочими группа- ми, УСП |
5 экспертов |
Ноябрь 2002 |
Декабрь 2002 |
|
2.4. Анализ стратегических возможностей | |||||
Анализ сценариев - взаимодействие внеш- них и внутренних факторов |
Сводная группа, рабочие группы, сценарная груп- па, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертные оценки |
Де- кабрь 2002 |
Январь 2003 |
|
Определение возмож- ных стратегий |
Сводная группа, рабочие группы, сценарная груп- па, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертные оценки |
Де- кабрь 2002 |
Январь 2003 |
|
2.5. Разработка "видения" | |||||
Проведение социоло- гических исследова- ний |
НП "Аналитичес- кий центр", УСП |
Социологи- ческие ис- следования |
Ок- тябрь 2002 |
Январь 2003 |
|
Разработка вариантов "видения" и ознаком- ление с ними жителей города |
НП "Аналитичес- кий центр", УСП |
Телепрог- раммы и публикации |
Ок- тябрь 2002 |
Январь 2003 |
|
Анализ результатов | Рабочая группа, УСП, НП "Анали- тический центр" |
Консуль- танты и эксперты |
Ок- тябрь 2002 |
Январь 2003 |
|
2.6. Анализ, формулирование миссии, целей, задач и стратегий развития |
|||||
Формулирование еди- ной миссии (или не- скольких вариантов) |
Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Материалы "видения", STEEP и SWOT-ана- лиза |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
Анализ поля сил | Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Материалы STEEP и SWOT-ана- лиза |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
SWOT-анализ | Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертных оценок |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
Формирование "видения", миссии, целей, предлагаемых городу |
Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертных оценок |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
Формирование "дерева целей" |
Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Материалы исследова- ний и экс- пертных оценок |
Январь 2003 2003 |
Февраль 2003 |
|
"Сборка" итогового документа стратегии |
Сводная группа, рабочие группы, УСП, НП "Анали- тический центр" |
Материалы исследова- ний и экс- пертных оценок |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
Рецензирование, ре- дактирование |
Сводная группа, рабочие группы, УСП НП "Аналити- ческий центр" |
Редактиро- вание, рецензии |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
Макет, дизайн, печать |
Сводная группа, рабочие группы, УСП, НП "Анали- тический центр" |
Изготовле- ние маке- та,дизайн, издатель- ские рабо- ты |
Январь 2003 |
Февраль 2003 |
|
2.7. Утверждение миссии, целей, задач и стратегий развития городским сообществом |
|||||
Общественное обсуждение |
Сводная группа, НП "Аналитичес- кий центр", УСП |
Телепро- граммы и публикации |
Фев- раль 2003 |
Март 2003 | |
Проведение Совета города по стратеги- ческому планированию стратегическому планированию |
УСП, УВС, "Аналитический центр" "Аналитический центр" |
Техничес- кие сред- ства для презента- ций, сте- нограммы, видеосъем- ки, экс- перты, по- мещение |
Фев- раль 2003 |
Март 2003 |
3. Разработка стратегического плана развития (СПР) города
Организовать деятельность по формирова- нию плана стратегическо- го развития (системы целе- вых программ)в соответствии с целями Разработать и внедрить сис- тему монито- ринга (индика- тивного конт- роля) над эф- фективностью процесса управления стратегически- ми изменениями |
1. Определение мероприятий по всем целям и задачам | ||||
Подготовка целе- вых программ и планов мероприя- тий |
Рабочие группы, руководители целевых про- грамм, УСП |
Технические средства для презен- таций, ин- формацион- ные ресурсы |
Март 2003 | Май 2003 |
|
Рассмотрение, обсуждение c городским сооб- ществом, Думой, информирование горожан |
УСП, НП "Анали- тический центр" |
Телепрогра- ммы и пуб- ликации |
Март 2003 | Май 2003 |
|
Информирование внешних потреби- телей |
УСП, НП "Анали- тический центр" |
Март 2003 | Май 2003 |
||
Внедрить про- цесс управле- ния стратеги- ческим планом (системой це- левых про- грамм) |
3.2. Внедрение системы страте- гического управ- ления |
УСП | Март 2003 | Май 2003 |
|
3.3. Подготовка и утверждение СПР | |||||
Сборка единого документа |
Сводная группа, рабочие группы, УСП |
Май 2003 | Июнь 2003 |
||
Обсуждение, рас- смотрение СПР городской Думой |
УСП | Технические средства для презен- таций |
Май 2003 | Июнь 2003 |
|
Утверждение СПР городской Думой |
УСП | Май 2003 | Июнь 2003 |
||
Макет, дизайн, печать СПР |
УСП, НП "Анали- тический центр" |
Изготовле- ние макета, дизайн, из- дательские работы, включая ма- териалы |
Май 2003 | Июнь 2003 |
|
Обеспечить оценку качест- ва процесса стратегическо- го планирова- ния в соответ- ствии с рос- сийскими и международными нормами |
Совершенствова- ние процесса стратегического планирования, обмен опытом и обучение |
УСП | Договоры с "Еврогра- дом", "Ле- онтьевским центром", НИИ, между- народными организаци- ями |
Январь 2003 |
Январь 2004 |
6. Оценка эффективности и результативности Программы
Целевые показатели и индикаторы:
стратегия развития города одобрена на заседании СГСП,
стратегический план развития города утвержден городской Думой;
темы для разработки стратегических целевых программ сформулированы и объявлены через СМИ,
постановление по системам стратегического управления и мониторинга принято городской Думой,
система индикаторов процесса стратегических изменений разработана и внедрена,
дана положительная оценка деятельности по стратегическому планированию со стороны внешних экспертов,
пакет документов для участия города в международных проектах и программах подготовлен,
база данных по целевым программам создана,
количество выступлений сотрудников УСП на научно-практических конференциях по обмену опытом стратегического планирования - не менее одного в течение года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.