Постановление Законодательного Собрания
Вологодской области
от 26 ноября 2002 г. N 711
"Об областной целевой программе "Льготные лекарства" на 2003 год"
9 июля, 24 сентября 2003 г.
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Льготные лекарства" на 2003 год.
2. Предусмотреть в областном бюджете на 2003 год расходы на финансирование мероприятий Программы в сумме 129348,9 тысячи рублей с последующей корректировкой на финансирование мероприятий указанной Программы по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из средств федерального бюджета.
Председатель Законодательного
Собрания области |
Н.В. Тихомиров |
Областная целевая программа
"Льготные лекарства" на 2003 год
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 26 ноября 2002 г. N 711)
24 сентября 2003 г.
Паспорт
областной целевой программы "Льготные лекарства" на 2003 год
Наименование Программы - областная целевая программа "Льготные
лекарства" на 2003 год (далее - Программа)
Дата принятия решения - январь 2002 года
о разработке Программы
Государственный заказчик - правительство Вологодской области
Программы
Основной разработчик - департамент здравоохранения области
Программы
Цель программы - обеспечение льготных категорий граждан,
проживающих на территории Вологодской
области, жизненно необходимыми
лекарственными средствами при амбулаторном
лечении
Сроки реализации - 2003 год
Программы
Исполнители - правительство области, департамент
Программы финансов области, департамент экономики
правительства области, департамент
здравоохранения области, органы местного
самоуправления муниципальных образований,
областной уполномоченный аптечный склад,
уполномоченные аптеки, областной центр
контроля качества и сертификации
лекарственных средств, центральные районные
больницы, амбулаторно-поликлинические
учреждения здравоохранения
Объемы и источники - средства областного бюджета - 129348,9
финансирования Программы тысячи рублей
Ожидаемые результаты - улучшение показателей здоровья населения;
Программы совершенствование областной системы
бесплатного и льготного лекарственного
обеспечения населения;
повышение эффективности использования
бюджетных средств, расходуемых на приобретение
лекарств для льготных категорий граждан,
благодаря организации централизованных закупок
с применением конкурсных процедур; повышение
эффективности использования кадровых и
материально-технических ресурсов области
Система контроля за - текущее управление и координацию
исполнением Программы исполнения Программы осуществляет департамент
здравоохранения области путем организации
системы автоматизированного учета движения
лекарственных средств и мониторинга качества
лекарственного обеспечения населения
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На территории Вологодской области проживает 311215 граждан, имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на лекарственные льготы. Это наиболее социально незащищенные группы населения - люди пожилого и старческого возраста, инвалиды, дети. Особенно острой является проблема лечения онкологических больных, больных гемофилией, психиатрическими заболеваниями, сифилисом, лечения заболеваний, которыми страдают дети-инвалиды. Стоимость лечения в амбулаторных условиях таких больных очень высока. В настоящих условиях наиболее эффективным способом гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан является организация работы в рамках целевой Программы. Принятие Программы дает возможность сделать процесс предоставления лекарств бесперебойным благодаря организации ритмичных централизованных закупок, позволяющих создать запас жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В рамках единой Программы обеспечиваются равные условия предоставления лекарственной помощи для всех жителей области, в том числе проживающих и в самых отдаленных населенных пунктах.
Департаментом здравоохранения области проводится постоянная работа по отбору эффективных, высококачественных и безопасных лекарственных препаратов, необходимых для амбулаторного лечения льготных категорий граждан. Пересмотрен областной формуляр лекарственных средств для бесплатного и льготного обеспечения амбулаторных больных (далее Формуляр), включающий в себя в настоящее время 273 международных непатентованных наименования. В Формуляре учтены, в соответствии с протоколами лечения, потребности в лекарственных средствах для всех категорий амбулаторных больных, в том числе со специфическими заболеваниями (психиатрическими, онкологическими, гематологическими, бронхиальной астмой и др.), за исключением препаратов инсулина, лекарственных средств для лечения туберкулеза, специфических препаратов для больных СПИДом, обеспечение которыми осуществляется за счет средств других областных целевых программ.
Проведение централизованных конкурсных закупок лекарственных средств позволяет достичь значительной экономии бюджетных средств, выделяемых на их приобретение, что в свою очередь способствует решению проблемы дорогостоящего медикаментозного лечения психических заболеваний, бронхиальной астмы и других.
Обеспечение уполномоченных аптек компьютерной техникой позволило создать систему автоматизированного учета движения лекарственных средств и мониторинга качества лекарственного обеспечения, ускорило и повысило качество бухгалтерских расчетов.
В целях создания гарантированного получения лекарственных льгот для всех льготных категорий амбулаторных больных в соответствии со статьей 13 закона области "О лекарственном обеспечении населения Вологодской области" областная целевая программа "Льготные лекарства" продолжает реализовываться и развиваться. Включение в 2002 году в Программу городов Вологды и Череповца позволило обеспечить в рамках Программы равную доступность оказания гарантированной лекарственной помощи для всех жителей области. Работа в этом направлении должна быть продолжена в 2003 году. Для решения этих и других задач сформирована областная целевая программа "Льготные лекарства" на 2003 год.
Правовую основу Программы составляют:
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с последующими изменениями и дополнениями);
постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 425-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)";
закон области от 07.12.1998 N 317-ОЗ "О лекарственном обеспечении населения Вологодской области" (с последующими изменениями и дополнениями);
закон области от 14.06.2002 N 803-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в закон области "О социальных нормах Вологодской области в денежном выражении";
постановление губернатора области от 07.05.1999 N 287 "Об организации централизованной закупки основных видов лекарственных средств для нужд учреждений социальной сферы, бесплатного обеспечения некоторых категорий амбулаторных больных";
постановление губернатора области от 18.08.1999 N 537 "О дополнительных мерах по организации бесплатного лекарственного обеспечения амбулаторных больных, проживающих в муниципальных районах области";
постановление губернатора области от 26.03.2002 N 125 "О механизме финансирования расходов на реализацию федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и льгот гражданам, пострадавшим от радиации";
постановление губернатора области от 07.05.2001 N 462 "О порядке разработки и формирования областных целевых программ";
постановление правительства Вологодской области от 29.07.2002 N 476 "О мерах по устранению недостатков, выявленных проверкой управления Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по выполнению областной целевой программы "Льготные лекарства" на 2002 год";
приказ департамента здравоохранения области от 26.06.2002 N 364 "Об утверждении Формуляров";
приказ департамента здравоохранения области от 22.03.2002 N 172 "Об исполнении областной целевой программы "Льготные лекарства".
II. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
гарантированное обеспечение льготных категорий граждан, проживающих на территории Вологодской области, жизненно необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении;
обеспечение доступности лекарственной помощи;
повышение качества и продолжительности жизни;
рациональное использование бюджетных средств, затрачиваемых на амбулаторное лечение льготных категорий граждан.
Для достижения этих целей необходима единая областная система бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения области, предусматривающая решение следующих задач:
определение перечня и объемов жизненно необходимых лекарственных средств для амбулаторного лечения льготных категорий граждан;
определение механизма обеспечения льготных категорий амбулаторных больных, проживающих на территории области, лекарственными средствами, приобретаемыми централизованно;
создание эффективной системы мониторинга качества льготного лекарственного обеспечения;
рациональное использование финансовых средств, кадровых и материально-технических ресурсов аптечных учреждений;
учет и контроль за функционированием систем Программы.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя:
определение потребности и организацию закупок лекарственных средств;
учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения;
осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления лекарственных средств, отпускаемых на льготных условиях;
информационное обслуживание Программы.
IV. Мероприятия Программы
/------------------------------------------------------------------------\
|N п\п |Содержание мероприятий |Сроки |Исполнители |
| | |исполнения | |
|------------------------------------------------------------------------|
|1. Определение потребности и организация закупок лекарственных средств |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Составление и корректировка|постоянно |департамент |
| |"Областного формуляра жизненно|по мере |здравоохранения |
| |необходимых лекарственных|необходимости |области |
| |средств" к Программе (далее| | |
| |Формуляр) | | |
|------+-----------------------------------------------------------------|
|1.2. |Организация работы по определению потребности в лекарственных |
| |средствах |
|------+-----------------------------------------------------------------|
|1.2.1.|Определение объемов|декабрь |департамент |
| |финансирования на лекарственные|2002 года |здравоохранения |
| |средства для муниципальных| |области |
| |районов, городов и доведение| | |
| |контрольных цифр до| | |
| |муниципальных образований | | |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.2.2.|Подготовка бланка заказа-заявки|ежеквартально |департамент |
| |на жизненно необходимые и| |здравоохранения |
| |важнейшие лекарственные средства| |области |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.2.3.|Формирование заявки на|ежеквартально |органы местного|
| |лекарственные средства в| |самоуправления |
| |пределах выделенных средств и| |муниципальных |
| |передача их на уполномоченный| |образований, |
| |аптечный склад | |центральные |
| | | |районные |
| | | |больницы, |
| | | |уполномоченные |
| | | |аптеки |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.2.4.|Сбор и обобщение муниципальных|ежеквартально |уполномоченный |
| |заказов-заявок | |аптечный склад |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.3. |Формирование областного заказа|ежеквартально |департамент |
| |для централизованных закупок| |здравоохранения |
| |лекарственных средств | |области, |
| | | |уполномоченный |
| | | |аптечный склад |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.4. |Проведение конкурсных процедур|ежеквартально |департамент |
| |по закупке лекарственных| |экономики |
| |средств, входящих в Формуляр | |правительства |
| | | |области, |
| | | |департамент |
| | | |здравоохранения |
| | | |области |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.5. |Поддержание неснижаемого запаса|постоянно |уполномоченный |
| |формулярных лекарственных|в течение года |аптечный склад |
| |средств | | |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.6. |Формирование товаропроводящей|декабрь |департамент |
| |сети |2002 года |экономики |
| | | |правительства |
| | | |области, |
| | | |департамент |
| | | |здравоохранения |
| | | |области |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.7. |Заключение договоров на закупку|декабрь |департамент |
| |услуг с уполномоченным складом,|2002 года |здравоохранения |
| |уполномоченными аптеками | |области |
Постановлением Законодательного Собрания области от 9 июля 2003 г. N 434 пункт 1.8 графы "Содержание мероприятий" раздела IV Программы изложен в новой редакции
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|1.8. |Закупка и обеспечение|ежеквартально |департамент |
| |лечебно-профилактических | |здравоохранения |
| |учреждений рецептурными бланками| |области, |
| |и картами учета льготного | |уполномоченный |
| |отпуска лекарств | |аптечный склад |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. Учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного |
| обеспечения населения |
|------------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Модернизация и адаптация|постоянно по |областной |
| |программы автоматизированного|мере |центр контроля |
| |учет; движения и потребления|необходимости |качества и |
| |лекарственных средств для| |сертификации |
| |уполномоченных аптек городов| |лекарственных |
| |Вологды, Череповца, районов| |средств, |
| |области | |областной |
| | | |уполномоченный |
| | | |склад |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|2.2. |Формирование сводных отчетов о|ежемесячно |областной |
| |работе уполномоченной| |центр контроля |
| |товаро-проводящей сети по данным| |качества и |
| |автоматизированного | |сертификации |
| |предметно-количественного учета| |лекарственных |
| |лекарств и персонифицированного| |средств, |
| |учета их потребления | |областной |
| | | |уполномоченный |
| | | |склад |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|2.3. |Обеспечение программными|по мере |департамент |
| |продуктами уполномоченных аптек |необходимости |здравоохранения |
| | | |области, |
| | | |областной центр |
| | | |контроля качества
| | | |и сертификации |
| | | |лекарственных |
| | | |средств |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|2.4. |Создание автоматизированной|декабрь |департамент |
| |системы мониторинга|2002 года |здравоохранения |
| |лекарственного обеспечения| |области, |
| |льготных категорий граждан | |областной центр |
| | | |контроля |
| | | |качества и |
| | | |сертификации |
| | | |лекарственных |
| | | |средств, |
| | | |областной |
| | | |уполномоченный |
| | | |склад |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|2.5. |Организация учета льготных|постоянно |департамент |
| |категорий граждан раздельно по|в течение года |здравоохранения |
| |категориям льгот в соответствии| |области, |
| |с кодами оснований для| |областной центр |
| |бесплатного и льготного| |контроля |
| |получения лекарственных средств| |качества и |
| |на территории Вологодской| |сертификации |
| |области | |лекарственных |
| | | |средств |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. Осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления |
| лекарственных средств |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. |Разработка нормативных|в течение года |департамент |
| |документов о порядке| |здравоохранения |
| |предоставления и контроля| |области |
| |бесплатной лекарственной помощи | | |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|3.2. |Проведение проверок|по особому |департамент |
| |обоснованности назначения|плану |здравоохранения |
| |лекарств, сроков и качества| |области, органы |
| |лекарственного обеспечения| |местного |
| |населения (проверки| |самоуправления |
| |лечебно-профилактических | |муниципальных |
| |учреждений (ЛПУ) и аптек) | |образований, |
| | | |областной центр |
| | | |контроля |
| | | |качества и |
| | | |сертификации |
| | | |лекарственных |
| | | |средств |
|------+--------------------------------+---------------+----------------|
|3.3. |Осуществление выборочного|по планам |департамент |
| |контроля за выпиской бесплатных|работы комиссий|здравоохранения |
| |и льготных рецептов |лечебно-профи- |области, органы |
| | |лактических |местного |
| | |учреждений |самоуправления, |
| | | |муниципальных |
| | | |образований, |
| | | |центральные |
| | | |районные |
| | | |больницы, |
| | | |амбулаторно- |
| | | |поликлинические |
| | | |учреждения |
| | | |здравоохранения |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Информационное обеспечение Программы |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Публикация материалов о реализа-|ежеквартально |департамент |
| |ции Программы в информационном | |здравоохранения |
| |фармацевтическом бюллетене | |области, |
| | | |областной центр |
| | | |контроля |
| | | |качества и |
| | | |сертификации |
| | | |лекарственных |
| | | |средств |
|------+------------------------------------------------+----------------|
|4.2. |Публикация материалов о |ежеквартально |департамент |
| |реализации Программы в областных| |здравоохранения |
| |средствах массовой информации | |области, |
| | | |областной центр|
| | | |контроля |
| | | |качества и|
| | | |сертификации |
| | | |лекарственных |
| | | |средств |
\------------------------------------------------------------------------/
Постановлением Законодательного Собрания области от 24 сентября 2003 г. N 570 в раздел V Программы настоящего постановления внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Сумма ассигнований, необходимых для организации централизованных закупок лекарственных средств, рассчитана исходя из социального норматива для обеспечения льготных категорий граждан.
В стоимость Программы входят расходы на закупку лекарственных средств и их доведение до потребителей, оплату услуг уполномоченных аптек и уполномоченного склада, кредиторская задолженность перед уполномоченной аптечной сетью за 2002 год. Предусмотрены расходы на изготовление бланков рецептов для выписывания лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях и карт учета льготного отпуска.
Финансирование Программы осуществляется в объемах, установленных в приложении N 1 к настоящему разделу, и составляет 129348,9 тысячи рублей.
Расчет стоимости Программы представлен в приложении N 2 к разделу. Расходы на медикаменты составляют 114570,9 тысячи рублей, в том числе:
27444,4 тысячи рублей - для жителей г. Вологды,
32604,8 тысячи рублей - для жителей г.Череповца,
54521,7 тысяч рублей - для жителей муниципальных районов.
Финансирование расходов на бесплатное лекарственное обеспечение по социально значимым заболеваниям: туберкулез, сахарный диабет, ВИЧ-инфекция (СПИД) - осуществляется в рамках действующих областных целевых программ.
VI. Критерии оценки эффективности Программы
Реализация программных мероприятий в 2003 году позволит осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении за счет бюджетных средств.
Социально-экономический эффект выражается в ожидаемом снижении смертности и продлении жизни наиболее незащищенных групп населения, общем улучшении качества жизни населения. Выбор лекарственных препаратов осуществляется квалифицированными специалистами области на принципах доказательной медицины и с учетом современных подходов к фармакотерапии.
Конкурсные закупки лекарственных средств для целей Программы показывают очевидную эффективность использования денежных ресурсов благодаря получению максимально низких закупочных цен, обеспечивают гласность и открытость проводимых процедур.
Внедрение автоматизированного учета потребления льготных лекарств позволяет осуществлять оперативный контроль и управление мероприятиями Программы, проводить текущий мониторинг за качеством амбулаторной помощи, составлять долговременные прогнозы, совершенствовать систему по разным направлениям.
Критериями оценки эффективности Программы являются:
доступность лекарственного обеспечения жизненно важными лекарственными средствами;
отсутствие обоснованных жалоб;
снижение смертности;
обеспечение функционирования системы автоматизированного персонифицированного учета льготных категорий граждан;
экономическая эффективность Программы.
VII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы подробно определен в разделе IV "Мероприятия Программы", где последовательно изложены действия всех непосредственных исполнителей Программы.
В целом механизм реализации состоит из нескольких этапов, которые включают: определение потребности и организацию закупок лекарственных средств, учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения, осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления лекарственных средств.
Выделяемые бюджетные средства используются для централизованных конкурсных закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, которые проводит конкурсная комиссия правительства области.
Закупленные лекарственные средства областной уполномоченный склад передает в уполномоченные аптеки по их заявкам.
Отпуск лекарственных средств амбулаторным больным осуществляется из уполномоченных аптек по рецептам, выписанным лечебно-профилактическими учреждениями.
VIII. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Текущее управление и координацию исполнения Программы осуществляет департамент здравоохранения области путем организации системы автоматизированного учета движения лекарственных средств и мониторинга качества лекарственного обеспечения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа "Льготные лекарства" на 2003 год.
Государственным заказчиком выступает правительство Вологодской области.
Основной целью Программы является обеспечение льготных категорий граждан, проживающих на территории Вологодской области, жизненно необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении.
Источником финансирования является областной бюджет в размере 129348,9 тысяч рублей.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 26 ноября 2002 г. N 711 "Об областной целевой программе "Льготные лекарства" на 2003 год"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 28 декабря 2002 г. N 268
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания области от 24 сентября 2003 г. N 570
Постановление Законодательного Собрания области от 9 июля 2003 г. N 434