Постановление Главы Сокольского муниципального района
Вологодской области от 10 октября 2008 г. N 1656
"Об утверждении районной целевой программы "Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы"
21 августа, 25 ноября 2009 г.
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2012 г. N 438 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", решением коллегии департамента природных ресурсов Вологодской области от 20.02.2008, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу "Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы" (далее - Программа).
2. Начальнику финансового управления, заместителю главы администрации Т.В.Домашиной:
2.1. Предусмотреть финансирование мероприятий Программы на соответствующие годы, начиная с 2009 года, из средств поступающих в бюджет Сокольского муниципального района от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2.2. Предусмотреть возможность выделения дополнительных денежных средств на реализацию Программы при поступлении дополнительных доходов в бюджет Сокольского муниципального района.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Глава района |
A.M.Ожогин |
Районная целевая программа
"Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Главы Сокольского муниципального района Вологодской области
от 10 октября 2008 г. N 1656)
21 августа, 25 ноября 2009 г.
Постановлением администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2009 г. N 2033 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Паспорт экологической программы
Наименование программы. |
Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы. |
Основание для разработки программы. |
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Распоряжение главы Сокольского муниципального района от 15.08.2008 N 297 |
Инициатор постановки проблемы. |
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района |
Координатор программы. |
Заместитель главы администрации Сокольского муниципального района Карпенко Г.Б. |
Заказчик программы. |
Администрация Сокольского муниципального района |
Разработчик программы. |
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района |
Основная цель программы. |
Предотвращение загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов района. |
Основные задачи программы. |
Обеспечение очистки выбросов в атмосферу, перевод производства на экологически чистые виды топлива, предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, обеспечение очистки загрязняющих веществ и повышение эффективности очистных сооружений канализации, обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросу охраны окружающей среды и рационального природопользования. |
Сроки и этапы реализации программы. |
2009-2012 годы. |
Перечень основных мероприятий. |
Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Мероприятия по охране и рациональному использованию водных объектов. Мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления. Мероприятия по экологическому мониторингу. Мероприятия по экологическому информированию и образованию населения. Мероприятия по сохранению особо охраняемых природных территорий. |
Исполнители программы. |
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сокольского муниципального района, администрации городских и сельских поселений Сокольского муниципального района, промышленные предприятия города и района. |
Объемы и источники финансирования программы. |
Общий объем финансирования - 507201,4 тыс.руб. в том числе за счет средств: федеральный бюджет - 7600 тыс.руб. областного бюджета - 107660 тыс. руб. местного бюджета - 5825,1 тыс. руб. средства предприятий - 261616,7 тыс.руб. внебюджетные фонды - 6000 тыс.руб. средства инвесторов - 118499,6 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы. |
Не допущение загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов района |
Система организации контроля за исполнением программы. |
Контроль за выполнением мероприятий осуществляется в порядке, установленным постановлением главы Сокольского муниципального района от 30.11.2007 N 1627 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ в Сокольском муниципальном районе". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Количество предприятий в районе, имеющих выбросы ЗВ в атмосферу от стационарных источников - 40, из них имеют разработанные и утвержденные проекты нормативов ПДВ-35. Согласно представленным отчетам государственной статистики по форме 2-тп (воздух) за 2007 год объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников по сравнению с прошлым годом произошло снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. Соколе, а по району, наоборот, наблюдается увеличение выбросов. Это увеличение связано с фактом использования угля как топлива в котельных района. В целом за период 2000-2007 годы наблюдается снижение выбросов по району и по г. Соколу в частности. Наибольшая масса выбросов загрязняющих веществ в 2007 г. приходится на предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслей.
Несмотря на значительное снижение объемов валовых выбросов от высоких организованных источников - дымовых труб котельных предприятий, уровень загрязнения воздуха остается повышенным в жилых районах, примыкающих к площадкам промышленных предприятий. Повышенное влияние промышленных выбросов вызвано отсутствием у предприятий, обустроенных санитарно-защитных зон, а также несоблюдением их нормативных размеров.
В периоды неблагоприятных метеоусловий поступают жалобы от населения на загрязнение воздуха сернистым ангидридом в зоне влияния ОАО "Сокольский ЦБК", который образуется в процессе приготовления кислоты и варки целлюлозы.
Для улучшения качества атмосферного воздуха предполагается перевод котельных района, в т. ч. центральной котельной г. Кадникова, с твердого топлива на газ, реконструкция котельных с установкой механизмов улавливания загрязняющих веществ. В результате значительно улучшится качество атмосферного воздуха, тем самым уменьшится негативное воздействие промышленных производств на окружающую среду.
На учете в комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района находятся 41 предприятие - водопользователи.
Количество водопользователей, отчитывающихся по форме 2-ТП (водхоз) - составляет -41. Забор свежей воды из природных водных объектов, в том числе из подземных источников, из поверхностных водных объектов по сравнению с 2006 годом увеличился. Это произошло за счет увеличения забора речной воды ОАО "Сокольский ЦБК".
В целом за период 2002-2007 годов наблюдается тенденция к уменьшению забора воды. Это стало возможным ввиду увеличения расхода воды в системах оборотного и последовательного водоснабжения, устранения аварийных разгерметизаций трубопроводов предприятием ООО "Соколгорводоканал".
Использование воды, забранной из поверхностных и подземных водоисточников, увеличилось из-за:
- хозяйственно-бытовых нужд;
- производственных нужд;
- сельскохозяйственного водоснабжения.
Увеличился расход воды в системах оборотного и последовательного водоснабжения. Один из основных водопользователей в городе Соколе - ООО "Соколгорводоканал", осуществляет водозабор из поверхностного водного объекта - реки Сухоны.
Крупными водопользователями являются:
ОАО "Сокольский ЦБК";
ООО "Сухонский ЦБК".
Подземными водами Сокольский район обеспечен слабо.
На промышленных предприятиях, особенно предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности города и района, образуется большое количество стоков в водные объекты. Так, в период 2000 - 2007 годов объем сбросов сточных вод в водные объекты в г. Соколе и Сокольском районе незначительно уменьшился. Это явилось как результатом проведения природоохранных мероприятий, так и снижением объемов производства целлюлозы.
Главными приемниками стоков, в большей степени промышленных, являются реки Пельшма и Сухона. Сток реки Пельшмы значительно меньше, особенно, в осеннюю межень, вследствие чего в это время количество сбрасываемых стоков в реке превышает водосток реки.
В г. Соколе имеют прямые выпуски в р. Сухону следующие предприятия:
ООО "Древплит", ОАО "Сокольский ЦБК", ЗАО "Солдек", ОАО "Сухонский молочный комбинат", ООО "Сотамеко плюс", ОАО "Соколреммаш" и др.
Это в основном выпуски ливневых вод с промплощадок предприятий, а также стоки, образующиеся от охлаждения теплообменного оборудования, имеющие незначительную степень загрязнения.
Большая масса стоков, образующихся в результате производственной деятельности предприятий, а также жизнедеятельности населения города поступают на объединенные очистные сооружения г. Сокола.
По этой причине наибольшая масса загрязняющих веществ приходится на сброс сточных вод с ООСК.
В связи с этим в 2007 году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение массы загрязняющих веществ, это связано с увеличением БПК на МУП УК "Соколпромводоочистка".
Качество воды р. Пельшмы
В настоящее время в системе Росгидромета в качестве интегральной характеристики загрязненности поверхностных вод по гидротехническим показателям используются классы качества воды:
- 1 класс - "очень чистые воды"
- 2 класс - "чистые"
- 3 класс - "умеренно загрязненные"
- 4 класс - "загрязненные"
- 5 класс - "грязные"
- 6 класс - "очень грязные"
- 7 класс - "чрезвычайно грязные"
Отнесение к тому или иному классу качества воды проводится по величине расчетного комплексного показателя - "индекса загрязненности вод".
Качество воды р. Пельшмы в среднем за 2007 год улучшилось в пределах категории "чрезвычайно грязная". Минимальное загрязнение реки Пельшмы наблюдалось зимой, что связано с очень высокой водностью реки в этот период и снижением поступления загрязняющих веществ.
Максимальный уровень загрязнения р. Пельшмы наблюдался в период летней межени.
В течение прошлого года ГУ "Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" ежемесячно регистрировал экстремально высокие и высокие уровни загрязнения р. Пельшмы.
Причинами являются:
- нарушение предприятиями установленных нормативов качества сточных вод при их отведении на ООСК г. Сокола; превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах;
- несоблюдение предприятиями установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект;
- аварийные прорывы на коллекторах хозяйственно бытовой канализации г.Сокола.
Река Сухона имеет протяженность 558 км.
Качество воды р. Сухоны и выше, и ниже г. Сокола в 2007 году по сравнению с 2006 годом улучшилось, перейдя из категории "умеренно загрязненная" в категорию "чистая".
Выше устья р. Пельшмы вода р. Сухоны осталась в категории "умеренно загрязненная". При этом максимальное загрязнение и выше и ниже устья р.Пельшмы отмечено также в период летней межени.
Качество воды р. Сухоны у с. Наремы в 2007 году по сравнению с 2006 годом улучшилось и перешло в категорию "вода чистая". Максимальное загрязнение отмечено в период летней межени. С целью уменьшения загрязнения р. Сухоны в администрации района прорабатывается вопрос исключения прямых выпусков нормативно-чистых вод, посредством их направления на объединенные очистные сооружения канализации (незагруженность по гидравлике объединенных очистных сооружений канализации позволяет это сделать).
В период с 1 августа 2002 по 2007 гг. усилиями МУП "Управляющей компании Соколпромводоочистка" был проведен комплекс ремонтно-восстановительных работ.
За 2007 год по сравнению с 2006 годом масса загрязняющих веществ, поступающих в р. Пельшма увеличилась на 475 тонн (на 6,6 %). ООО "Сухонский ЦБК"
За 2007 год использование оборотных вод в производстве увеличилось.
Использование воды в системах повторного водоснабжения в 2007 г. увеличилось.
Сейчас на производство бумаги, ТДВП не используется свежая вода, т.е. с технического водозабора не подается, вода используется с ТЭС.
Загрязнение р. Сухоны в черте г. Сокола связано с аварийными сбросами производственных сточных вод предприятий.
Основные причины возникновения экстремально высоких и высоких уровней загрязнения на водных объектах Сокольского муниципального района - аварийные ситуации, связанные с поступлением не очищенных стоков в водные объекты, а также недостаточная эффективность очистки сточных вод на предприятиях.
Обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их хранения и захоронения, на сегодняшний день остается одной из важнейших экологических проблем.
Наличие в Сокольском районе большого числа промышленных, в основном это лесоперерабатывающие предприятия, и сельскохозяйственных предприятий предопределяет образование значительного объема отходов производства и потребления.
В 2007 году на предприятиях Сокольского района образовалось 787,013 тыс. тонн отходов I-V классов опасности для окружающей природной среды. Из них 158,994 тыс. тонн древесные отходы (опилки, стружка, кора, кусковые отходы).
В Сокольском районе зарегистрировано 106 природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами. В это число входят также объекты непроизводственной сферы деятельности (магазины, предприятия общественного питания и пр.). Снижение природопользователей произошло за счет объединения организаций, банкротства и ликвидации.
По состоянию на 31.12.2007 75 природопользователей имеют согласованные проекты нормативов образования отходов и установленные лимиты на размещение отходов, что составляет 71% от общего числа учтенных природопользователей (в 2006 году - 64,6%).
Количество образовавшихся в 2007 году отходов, захороненных на свалках города и района по сравнению с 2006 годом увеличилось на 20,6% (по отчетам 2- ТП (отходы).
Утилизация твердых бытовых отходов промышленными методами на территории города и района не производится. Таким образом, практически весь объем ТБО вывозится для захоронения на свалки города и района.
На территории города и района 15 объектов размещения ТБО общей площадью 71,1 га. Из них 11 свалок размещаются в районе, из которых две свалки являются несанкционированными в Кокошиловском и Нестеровском сельских поселениях. На свалках принадлежащих ООО "Сотамеко плюс" и ООО "Сухонский ЦБК" размещаются промышленные отходы (древесные отходы). На свалку в заречной части города Сокол и города Кадникова вывозятся для захоронения твердые бытовые и промышленные отходы. Все свалки города и района созданы без проектов, эксплуатируются с нарушением экологических и санитарно - эпидемиологических требований. Часть свалок не приняты на баланс эксплуатирующими организациями.
По отчетности 2 ТП (отходы) в 2007 году на предприятиях города и района образовалось 787,013 тыс. тонн отходов (2006 г. - 679,656 тыс. тонн).
Снижение образования древесных отходов по сравнению с 2006 годом связано со снижением объемов производства предприятиями. Самые крупные производители отходов - предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Отходы деревообработки (опилки, щепа, кора и др.) составляют почти 50,5 % от общего количества отходов. Основной объем образующихся древесных отходов используется на предприятиях, как топливо. Из всего объема образовавшихся в 2007 году отходов деревообработки использовано и переработано 157,553 тыс. тонн.
Количество использованных, переданных на переработку или обезвреживание отходов составляет 95,89 %, (754,688 тыс. тонн), из них использовано и обезврежено 593,43 тыс. тонн (75,40 %). Образовалось в 2007 году отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы, термометры) 0,0035 тонны. Сдано на обезвреживание в ООО "Природоохранный центр" 0,0024 тонн ртутных ламп, что составляет 68,57%.
Актуальным вопросом остается сокращение объемов накопления и вновь образованных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот.
В ООО "Сухонский ЦБК" макулатура (бумажная и картонная) используется при производстве бумаги. За 2007 год предприятием переработано около 57 тыс. тонн отходов макулатуры.
Отработанные покрышки сдаются ООО "Природоохранный центр" и небольшое количество используется на благоустройство территорий организаций и детских садов.
Проблема загрязнения окружающей среды твердыми отходами усугубляется наличием и постоянным возникновением на территории города несанкционированных свалок. В ходе проведенных в течение 2007 года проверок было выявлено 22 несанкционированные свалки, в большинстве своем расположенные на землях городского резерва, сельских населенных пунктах, в том числе вблизи территорий гаражно-строительных кооперативов и садово-огородных товариществ. В 2008 году планируется ввод завода по производству гранул из отходов деревоперерабатывающей промышленности мощностью 40 тыс. тонн в год, который ежегодно будет перерабатывать более трехсот тысяч кубических метров древесных отходов.
В настоящее время начинается проектирование полигона твердых бытовых отходов в г. Соколе с завершением строительства в 2012 году.
2. Основные цели и задачи программы
Разработка экологической программы Сокольского муниципального района вызвана необходимостью планового подхода к решению экологических вопросов.
Цель программы - при объединении усилий всех уровней власти, юридических лиц и населения добиться максимально возможного снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, обеспечив тем самым улучшение качества жизни и здоровья населения г.Сокола и Сокольского района:
1. Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в г.Соколе и Сокольском районе.
2. Снижение объема потребления на производственные нужды свежей воды.
3. Обеспечение качественной очистки сточных вод.
4. Сокращение сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты.
5. Улучшение качества подаваемой населению питьевой воды.
6. Утилизация ТБО.
7. Строительство полигона ТБО г. Соколе, отвечающего требованиям законодательства.
8. Реконструкция и обустройство свалок сельских поселений.
9. Ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок.
10.Осуществление мероприятий по устранению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, т.е. экологический мониторинг.
11.Развитие экологической культуры всего населения.
Постановлением администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2009 г. N 2033 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
3. Система программных мероприятий
Постановлением администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2009 г. N 2033 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование районной целевой программы "Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы".
|
|
|
|
(тыс. руб.) |
|
|
Итого |
В том числе по годам |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Финансовые средства - всего |
507201,4 |
214502,7 |
161753,7 |
84764,0 |
46181,0 |
средства предприятий |
261616,7 |
145692,7 |
57479,0 |
44664,0 |
13781,0 |
средства федерального бюджета |
7600 |
5800 |
1800 |
0 |
0 |
средства областного бюджета |
107660 |
41430 |
52030 |
12600 |
1600 |
средства местного бюджета |
5825,1 |
480 |
645,1 |
2200 |
2500 |
внебюджетные источники финансирования |
6000 |
1000 |
900 |
2000 |
2100 |
средства инвесторов |
118499,6 |
20100 |
48899,6 |
23300,0 |
26200,0 |
5. Механизм реализации программы
Заказы на выполнение плана размещаются в организациях, предприятиях посредством заключения государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование плана осуществляется в соответствии с определенными источниками. Кроме того, для их реализации могут привлекаться средства предпринимателей, благотворительные взносы, другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации источники финансирования.
В ходе реализации программы объемы и источники финансирования могут ежегодно корректироваться с учетом реальных возможностей бюджетов и предприятий.
6. Контроль за ходом реализации программы
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сокольского муниципального района организует проверку выполнения плана, целевого и эффективного использования выделенных средств, не реже одного раза в полугодие информирует главу Сокольского муниципального района о реализации мероприятий программы, для повышения действенности экологического контроля за выполнением природоохранных мероприятий принимает меры по совершенствованию структуры комитета.
Выполнение плана регулярно освещается в средствах массовой информации.
7. Оценка эффективности и последствий реализации программы
Реализация экологической программы по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы обеспечит:
Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников г.Сокола и Сокольского района.
Снижение объема потребления на производственные нужды свежей воды.
Обеспечение качественной очистки сточных вод.
Сокращение сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты.
Улучшение качества подаваемой населению питьевой воды.
Утилизация ТБО.
Строительство полигона ТБО в г. Соколе, отвечающего требованиям законодательства.
Реконструкция и обустройство свалок сельских поселений.
Ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок.
Осуществление мероприятий по устранению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, т.е. экологический мониторинг.
Развитие экологической культуры всего населения.
Индикаторы изменения социально экономических последствий от реализации программы в рамках выполнения основных программных мероприятий на 2009-2012 годы.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Факт 2007 |
Прогноз 2008 |
Прогноз 2009 |
Прогноз 2010 |
Прогноз 2011 |
Прогноз 2012 |
Объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты |
млн. куб. м |
29 |
28,5 |
28,0 |
27,5 |
27,0 |
26,5 |
Количество вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения |
тыс. тонн |
8 |
7,8 |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
Образование отходов производства и потребления |
тыс. тонн |
700 |
750 |
750 |
750 |
750 |
750 |
Использование, |
тыс. |
670 |
710 |
710 |
710 |
710 |
710 |
переработка, обезвреживание отходов производства и потребления |
тонн |
|
|
|
|
|
|
8. Список сокращений, применяемых в программе
ФБ |
Федеральный бюджет |
ОБ |
Областной бюджет |
МБ |
Местный бюджет |
СП |
Средства предприятия |
ВФ |
Внебюджетные фонды |
СИ |
Средства инвесторов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Сокольского муниципального района Вологодской области от 10 октября 2008 г. N 1656 "Об утверждении районной целевой программы "Экологическая программа по предотвращению загрязнения окружающей среды на территории Сокольского муниципального района на 2009-2012 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2012 г. N 438 настоящее постановление признано утратившим силу
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2009 г. N 2033
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Постановление администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 21 августа 2009 г. N 1464