Решение Вологодской городской Думы
от 25 сентября 2003 г. N 661
"Об утверждении Программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе Вологде на 2004-2005 годы"
Решением Вологодской городской Думы от 2 июля 2012 г. N 1231 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 Устава города и Программой социально-экономического развития города Вологды на 2001 - 2004 годы, утвержденной решением Вологодской городской Думы от 26 декабря 2000 года N 231 (с последующими изменениями и дополнениями), Вологодская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу поддержки и развития малого предпринимательства в городе Вологде на 2004 - 2005 годы (прилагается).
2. Администрации города Вологды представить Вологодской городской Думе информацию о ходе выполнения данной программы по итогам за 2004 и 2005 годы.
Председатель Вологодской городской Думы |
А.Н. Лукичев |
Глава города Вологды |
А.С. Якуничев |
Программа
поддержки и развития малого предпринимательства
в городе Вологде на 2004-2005 годы
(утв. Решением Вологодской городской Думы
от 25 сентября 2003 г. N 661)
Паспорт
Программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе
Вологде на 2004-2005 годы
Наименование Программа поддержки и развития малого
предпринимательства в городе Вологде на 2004 -
2005 годы.
Заказчик От имени муниципального образования "Город
Вологда" Администрация города Вологды
Разработчик и Экономическое управление Администрации города
координатор Вологды
программы
Исполнители - Управления, комитеты и отделы Администрации
города по принадлежности;
- городской центр занятости населения;
- Вологодский научно-координационный центр
центрального экономико-математического института
Российской академии наук (далее ВНКЦ ЦЭМИ РАН);
- субъекты малого предпринимательства.
Цель Обеспечение устойчивого развития
предпринимательства в г. Вологде как одного из
перспективных компонентов структуры экономики
города, важнейшего инструмента создания новых
рабочих мест и одного из существенных источников
пополнения бюджета.
Задачи - Создание экономических и организационных
условий для устойчивого развития малого
предпринимательства;
- создание новых рабочих мест;
- формирование городской системы
целенаправленной поддержки малого
предпринимательства;
- сокращение доли теневой экономики в сфере
малого бизнеса.
Приоритетные - Развитие современной инфраструктуры города,
направления благоустройство и коммунальные услуги;
деятельности - ремесленничество;
субъектов малого - природоохранная деятельность;
предпринимательст- - производство продукции;
ва - бытовое обслуживание и общественное питание в
микрорайонах города с недостаточно развитой
инфраструктурой;
- инновационная деятельность.
Срок реализации 2004 - 2005 годы
Источники - Бюджет города;
финансирования - внебюджетные источники.
Ожидаемые Количество малых предприятий на конец 2005 года
результаты более 3300 единиц;
количество индивидуальных предпринимателей более
20 тысяч человек;
численность работников малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей 37 тысяч
человек;
рост налоговых поступлений от малого бизнеса
на конец периода не менее 25%.
Система Контроль за исполнением Программы возлагается на
организации Экономическое управление Администрации города.
контроля за Итоги выполнения мероприятий Программы
исполнением подводятся в мае - июне года, следующего за
отчетным, и предоставляются Главе города Вологды
и Вологодской городской Думе.
Введение
Одним из перспективных направлений для рыночной экономики города на сегодняшний день является развитие малого и среднего бизнеса. Такое положение объясняется его следующими выгодными особенностями:
- повышает уровень благосостояния населения, способствует смягчению социальной напряженности;
- создает дополнительные рабочие места и способствует самозанятости населения;
- увеличивает спектр предлагаемых товаров и услуг;
- придает экономике города гибкость за счет оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка;
- способствует притоку капитала из других городов и регионов;
- стимулирует развитие инновационной и научной деятельности;
- увеличивает доходную базу бюджетов всех уровней.
Перечисленные выше особенности показывают, что для России и ее регионов развитие малого и среднего бизнеса может стать существенным фактором, улучшающим социально-экономические условия жизни населения и развивающим экономику региона.
Несмотря на достигнутые успехи в развитии малого предпринимательства, на сегодняшний день существует значительный потенциал для роста этого сектора экономики.
Доля малых предприятий в России составляет порядка 30 % в общем числе предприятий, вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт в 2001 году - около 12 %. Численность занятых на российских малых предприятиях составляет 10 % от общего числа постоянно работающих на всех предприятиях.
Для сравнения: в экономически развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии численность предприятий малого и среднего бизнеса превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового национального продукта.
Существенный потенциал для поддержки малого предпринимательства представляет муниципальный уровень управления, поскольку именно здесь могут быть учтены интересы и потребности различных групп предпринимателей, созданы возможности для расширения сферы малого бизнеса, исходя из конкретных условий административного территориального образования.
Государственным Советом РФ была утверждена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в которой определены основные направления деятельности органов государственной власти, муниципального управления и общественных объединений предпринимателей. Особо отметим обозначенную в документе необходимость создания к 2005 г. целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень. Концепция нашла свое отражение и в плане реализации Основных мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в Вологодской области на 2003-2005 гг., утвержденных постановлением Правительства Вологодской области N 299 от 14.04.2003 г., одним из направлений которого является разработка муниципальных программ развития малого бизнеса. Несмотря на то, что значительная часть проблем малого предпринимательства требует кардинального решения на федеральном уровне, есть основания предполагать, что и на муниципальном уровне, в отдельно взятом городе, существует возможность реально воздействовать на ситуацию в малом предпринимательстве.
Анализ ситуации
В настоящее время малый бизнес является неотъемлемой частью экономики города. Только за 2001 год функционировало в этом секторе экономики по данным Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Вологде 2026 предприятий.
В целом за период с 1998 по 2001 год наблюдается тенденция роста количества малых предприятий, которая может быть вызвана следующими причинами:
- наличие свободных "ниш" на рынке, спрос у населения на некоторые товары и услуги. После перехода от плановой системы к рыночной экономике в условиях стабилизации экономической ситуации, повышения уровня благосостояния граждан проявляется спрос на дополнительные товары и услуги, что дает предпосылки для дальнейшего развития бизнеса;
- смена организационно - правовых форм у частных предпринимателей вследствие развития или расширения бизнеса;
- омоложение работающего населения;
- дробление крупных предприятий на более мелкие, для повышения эффективности бизнеса;
- проведение политики всех уровней власти, направленной на развитие субъектов малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем по данным опросов, проводимых ВНКЦ ЦЭМИ РАН, за период с 1998 по 2001 годы, существенными факторами, сдерживающими развитие данного сектора экономики, являются:
- высокий размер налоговых платежей;
- финансово-кредитная ситуация;
- отсутствие разумной и стабильной законодательной базы;
- административные барьеры;
- влияние криминальных структур;
- сложный организационный механизм регистрации предприятий;
- низкий уровень образования среди предпринимателей и работающего персонала;
- недостаточное информационное обеспечение;
- низкая доступность земли и помещений;
- отсутствие межведомственных комиссий, которые занимались бы решением спорных вопросов между субъектами малого предпринимательства и контролирующими органами, организацией системы перехода к комплексным проверкам предприятий, разработкой системы регистрации юридических лиц в "одном окне".
Это и приводит к постепенному замедлению темпов роста субъектов малого бизнеса.
Введение в 2001 году упрощенной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не сильно изменило ситуацию, это объясняется действовавшими жесткими ограничениями по штату и выручке, высокими ставками налога.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то с 1998 по 2002 год преобладает тенденция спада количества предпринимателей, это можно объяснить как отсеиванием неработающих предпринимателей и переходом в другие организационно-правовые формы, так и вышеперечисленными причинами.
Анализ изменения численности малых предприятий в отраслевом разрезе показывает, что за период с 1998 г. по 2001 г. увеличилось количество малых предприятий города, занимающихся торгово-закупочной деятельностью. Меньшим был рост числа предприятий, функционирующих в сфере промышленности, бытового обслуживания. В сфере лесного комплекса заметно уменьшение числа малых лесоперерабатывающих предприятий, обусловленное, по-видимому, их достаточно низкой рентабельностью, поскольку используемое ими технологическое оборудование, как правило, не обеспечивает необходимого качества производимых пиломатериалов и требует значительного расхода сырья.
Динамика численности малых предприятий по отраслям экономики
Отрасли | 1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
Торгово-закупочная деятельность | 574 | 671 | 778 | 763 |
Строительство | 355 | 446 | 407 | 413 |
Промышленность | 259 | 172 | 200 | 311 |
Лесозаготовка и переработка | - | 164 | 121 | 108 |
Бытовое обслуживание | - | 85 | 87 | 92 |
Сельскохозяйственное производство | 2 | 4 | 7 | 3 |
Другие виды деятельности | 275 | 204 | 298 | 298 |
Всего | 1465 | 1746 | 1898 | 2026 |
Вместе с тем число индивидуальных предпринимателей, работающих в этой сфере, выросло с 2 в 1999 году до 17 человек в 2001 году. В сфере торгово-закупочной деятельности количество предпринимателей уменьшилось. Постепенно увеличивается количество занятых в сфере бытового обслуживания и строительства.
Динамика численности предпринимателей по отраслям экономики
Отрасли | 1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
Торгово-закупочная деятельность | 17029 | 15514 | 14308 | 14293 |
Строительство | 713 | 757 | 770 | 770 |
Промышленность | - | - | - | - |
Лесозаготовка и переработка | 2 | 15 | 17 | 17 |
Бытовое обслуживание | - | 1289 | 1337 | 1335 |
Сельскохозяйственное производство | - | - | - | 1 |
Другие виды деятельности | 2633 | 2572 | 3627 | 2936 |
Всего | 20377 | 20147 | 20060 | 19352 |
По удельному весу отраслей экономики в малом бизнесе города ведущие позиции на протяжении последних четырех лет устойчиво занимают торгово-закупочная деятельность, строительство и промышленность, что соответствует структуре малого бизнеса в целом по области.
В связи с введением в 2003 году новой упрощенной системы налогообложения и внесением существенных изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, прогнозируется увеличение роста количества малых предприятий и изменение тенденции к росту индивидуальных предпринимателей.
При преобладании государственной политики стимулирования субъектов малого предпринимательства на 2004 -2005 годы можно ожидать значительное увеличение роста предприятий малого бизнеса в г. Вологде.
Начиная с 1998 года в связи с ростом числа и расширением малых предприятий отмечена тенденция увеличения численности занятых в малом бизнесе. При дальнейшем прогнозируемом развитии и расширении субъектов малого предпринимательства можно ожидать дальнейшего роста численности и увеличения заработной платы работающих.
При оценке налоговых поступлений за период с 1998 по 2002 годы наблюдается их стремительный рост, что еще раз подтверждает предположение о качественном преобразовании предприятий. Особенно эта тенденция отмечается у индивидуальных предпринимателей: при снижении количества индивидуальных предпринимателей отмечается увеличение налоговых поступлений.
На 2003 - 2005 годы прогнозируется временное снижение темпов роста налоговых поступлений в связи с ослаблением налогового "бремени" как на государственном, так и на региональном уровне.
Выводы и предложения
На фоне многочисленных позитивных тенденций, характеризующих развитие за последнее время малого и среднего бизнеса, таких как:
- значительный рост и качественное преобразование малых предприятий и предпринимателей города;
- увеличение количества занятого населения, работающего в малом и среднем бизнесе;
- рост налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса и предпринимательства;
- увеличение уровня жизни граждан,
по-прежнему существует ряд проблем, тормозящих наметившиеся тенденции развития.
По данным опросов ВНКЦ ЦЭМИ РАН за период с 1998 по 2001 годы, проводившихся среди руководителей предприятий и частных предпринимателей, основные проблемы, которые мешают их развитию, это:
- слабая развитость финансово-кредитных механизмов, что затрудняет получение финансовых ресурсов для открытия собственного дела и развития;
- многочисленные проверки со стороны контролирующих органов;
- отсутствие внесудебного механизма и структуры, решающей спорные вопросы между контролирующими органами и субъектами малого и среднего бизнеса;
- низкая доступность к помещениям, находящимся в муниципальной собственности;
- низкий уровень образования среди предпринимателей и работающего персонала;
- недостаточное информационное обеспечение;
- сложная процедура регистрации;
- низкая доступность получения профессиональных консультаций и специального обслуживания (бухгалтерского, аудиторского, правового и др.).
В целях дальнейшего повышения роли малого бизнеса в социально-экономической жизни города, смягчения, а в идеале - устранения существующих проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, повышения уровня благосостояния граждан органы местного самоуправления совместно с ВНКЦ ЦЭМИ РАН, городским центром занятости населения и представителями малого бизнеса разработали предлагаемые ниже мероприятия.
Индикаторы развития малого бизнеса
Наименование показателей | 1998 факт |
1999 факт |
2000 факт |
2001 факт |
2002 факт |
2003 оценка |
2004 прогноз |
2005 прогноз |
Количество малых предприятий, ед. | 1465 | 1746 | 1898 | 2026 | 2150 | 2500 | 2900 | 3300 |
Количество индивидуальных предпринимателей, чел. |
20377 | 20147 | 20060 | 19352 | 18246 | 18500 | 19000 | 20000 |
Численность работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, чел. |
29061 | 30876 | 36833 | 36556 | 36246 | 36500 | 36700 | 37000 |
Доля занятых в малом бизнесе к числу занятых в городе, % |
9,3 | 9,9 | 11,9 | 11,9 | 11,9 | 12,1 | 12,2 | 12,3 |
Налоги от малых предприятий, тыс. руб. |
115794,8 | 217644,8 | 285165 | 542359 | 600000 | 580000 | 620000 | 670000 |
Налоги от индивидуальных предпринимателей, тыс. руб. |
4787 | 30793 | 49435 | 81258 | 100000 | 95000 | 110000 | 130000 |
Всего налогов от малого бизнеса, тыс. руб. |
120581,8 | 248437,8 | 334600 | 623617 | 700000 | 675000 | 730000 | 800000 |
Доля налогов от малого бизнеса в общей сумме налогов, % |
10,0 | 14,0 | 12,1 | 14,2 | 14,3 | 14,2 | 14,2 | 14,2 |
Мероприятия
Программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе
Вологде на 2004-2005 годы
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители | Источники финансирования |
Объем средств (тыс. руб.) |
|
2004 год | 2005 год | |||||
1. Поднятие престижа и повышение эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства | ||||||
1.1 | Проработка вопроса о включении в программу средних учебных заведений занятий об основах предпринимательской деятельности |
2004 -2005 | Управление образования |
|||
1.2 | Выпуск брошюры для предпринимателей: - сбор материалов; - обработка, выпуск |
2004 -2005 | Экономическое управление, Вологодский городской центр занятости населения. |
Городской бюджет, средства Вологодского городского центра занятости населения и другие источники |
20 | 20 |
1.3 | Организация городского конкурса "Мы выбираем, нас выбирают" |
постоянно | Экономическое управление, радиостанция "Премьер", Торгово-промыш- ленная палата |
Городской бюджет, радиостанция "Премьер", Торгово-промыш- ленная палата, средства предприятий |
300(1) | 300(1) |
1.4 | Содействие организации областного конкурса "Вологодский предприниматель года" |
Постоянно | Экономическое управление |
Спонсорские средства |
||
Итого по разделу 1 | 320 | 320 | ||||
2. Развитие системы поддержки малого предпринимательства | ||||||
2.1 | Организация инвестиционных конкурсов для субъектов малого предпринимательства. |
Постоянно | Экономическое управление |
Городской бюджет |
500 |
500 |
2.2 | Организация групп по обучению основам предпринимательской деятельности2: - Курс "Основы предпринимательской деятельности"; - курс "Менеджеры"; - курсы "Закройщиков и парикмахеров". |
2004 -2005 | Вологодский городской центр занятости населения |
Средства Вологодского городского центра занятости населения |
40 150 280 |
40 150 280 |
2.3 | Оказание содействия самозанятости населения2: - оплата первых расходов на организацию своего дела; - помощь в разработке бизнес-планов. |
2004 -2005 | Вологодский городской центр занятости населения, Экономическое управление |
Средства Вологодского городского центра занятости населения |
35 | 35 |
2.4 | Оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства |
2004 -2005 | Экономическое управление |
За счет основной деятельности |
||
2.5 | Проработка вопроса о возможности упрощения получения административных разрешений на начало бизнеса по принципу "одного окна" |
2004-2005 | Экономическое управление |
За счет основной деятельности |
||
2.6 | Создание межведомственной комиссии по защите прав предпринимателей: - разрешение споров между субъектами предпринимательства и контролирующими органами; - решение вопроса о координации деятельности контролирующих органов. |
2004-2005 | Экономическое управление, контролирующие органы |
За счет основной деятельности |
||
2.7 | Развитие технопарка в г. Вологде, проработка вопроса о создании бизнес - инкубатора на базе технопарка. |
2004-2005 | Экономическое управление |
За счет основной деятельности |
||
2.8 | Привлечение субъектов малого предпринимательства к работе и участию в конференциях, рабочих встречах, семинарах. |
2004-2005 | Экономическое управление |
За счет основной деятельности |
||
2.9 | Проработка вопроса о возможности создания информационного центра для субъектов малого предпринимательства |
2004-2005 | Экономическое управление |
За счет основной деятельности |
||
2.10 | Анализ и мониторинг деятельности субъектов малого бизнеса на территории города Вологды |
2004-2005 | ВНКЦ ЦЭМИ РАН, Экономическое управление |
Городской бюджет |
50 | 50 |
2.11 | Формирование муниципального заказа с привлечением для его реализации малых предприятий |
2004-2005 | Экономическое управление, управления, комитеты, отделы Администрации города Вологды |
За счет основной деятельности |
||
Итого по разделу 2 | 1055 | 1055 | ||||
3. Совершенствование механизма доступа субъектов малого предпринимательства к объектам, находящимся в муниципальной собственности. |
||||||
3.1 | Организация конкурсов на распределение для аренды свободных помещений, находящихся в муниципальной собственности. |
постоянно | Комитет по управлению муниципальным имуществом, Вологодская городская Дума |
За счет основной деятельности |
||
Итого по разделу 3 | - | - | ||||
Всего | 1375 | 1375 |
Финансовое обеспечение выполнения основных мероприятий
N п/п |
Источники финансирования | Объем финансирования, тыс. руб. | |
2004 год | 2005 год | ||
1 | Городской бюджет | 670 | 670 |
2 | Внебюджетные источники | 705 | 705 |
Общий объем финансирования | 1375 | 1375 | |
Итого по программе | 2750 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Программа поддержки и развития малого предпринимательства в городе Вологде на 2004 - 2005 годы.
Заказчиком от имени муниципального образования "Город Вологда" выступает Администрация города Вологды.
Основной целью является обеспечение устойчивого развития предпринимательства в г. Вологде как одного из перспективных компонентов структуры экономики города, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест и одного из существенных источников пополнения бюджета. Для достижения цели поставлены следующие задачи: создание экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; формирование городской системы целенаправленной поддержки малого предпринимательства; сокращение доли теневой экономики в сфере малого бизнеса.
Срок реализации Программы с 2004 - 2005 годы.
Источником финансирования являются средства бюджета города и внебюджетные источники.
Решение Вологодской городской Думы от 25 сентября 2003 г. N 661 "Об утверждении Программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе Вологде на 2004-2005 годы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Вологодской городской Думы от 2 июля 2012 г. N 1231 настоящее решение признано утратившим силу