Решение Комитета районного самоуправления Бабушкинского
муниципального района Вологодской области
от 28 ноября 2003 г. N 55
"Об организации социального обслуживания населения"
Решением Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от 23 ноября 2006 г. N 91 настоящее Решение признано утратившим силу
Отмечая актуальность и востребованность в современных социально-экономических условиях социального обслуживания населения комитет самоуправления решил:
1. План работы по организации социального обслуживания населения на 2003-2005 годы утвердить.
2. Продолжить дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания с учетом местных ресурсов и потребностей.
3. Уделять внимание повышению качества социального обслуживания населения.
4. Развивать систему платных услуг по социальному обслуживанию населения.
5. Оказывать всемерную поддержку формированию сети учреждений по работе с семьей и детьми.
6. Контроль за исполнением решения возложить на зам. главы самоуправления района Южакову Е.В.
Глава самоуправления Бабушкинского
муниципального района |
В.И. Голубцов |
План работы по организации социального обслуживания населения
в Бабушкинском районе на 2003-2005 годы
NN пп |
Направления деятельности, мероприятия |
Сроки проведения | Ответственные |
1. Работа с семьями, имеющими детей |
|||
1. | Систематическое обновление банка данных семей, имеющих в своем составе несовершеннолет- них детей, детей-инвалидов |
Постоянно | Отдел социальной защиты населения, МУ КЦСОН |
2. | Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении |
Постоянно | Отдел социальной защиты населения, МУ КЦСОН, РОВД |
3. | Оказание социальной помощи малообеспеченным семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. |
Постоянно | Отдел социальной защиты населения, МУ КЦСОН |
4. | Осуществлять мероприятия по круглогодичной организации, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, нуждающимися в особой заботе государства. |
Постоянно | Отдел социальной защиты населения, отдел образования, МУ КЦСОН |
5. | Для улучшения профилактических мероприятий по безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, открыть социальный приют для детей и подростков на 15 мест в д. В-Двор |
октябрь 2003 г. | Отдел социальной защиты населения, администрация района |
6. | Открытие дневного отделения для детей при МУ КЦСОН |
2004 г. | Администрация района, отдел социальной защиты населения, МУ КЦСОН |
7. | Открытие центра помощи семье и детям |
2005 г. | Администрация района, отдел социальной защиты населения |
2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста |
|||
1. | Совершенствование методов обслуживания граждан пожилого возраста |
Постоянно | Отдел МУ КЦСО |
2. | Открытие отделения надомного обслуживания престарелых и инвалидов командным методом при МУ КЦСОН |
2004 г. 1 квартал | Отдел социальной защиты населения МУ КЦСОН |
3. | Оказание различных видов социальной и материальной помощи малообеспеченным остронуждающимся ветеранам и инвалидам |
Постоянно, | Отдел социальной защиты населения, МУ КЦСОН |
4. | Обеспечение функционирования медико-социальных коек (на 15 чел.) |
Постоянно | Отдел социальной защиты населения, ЦРБ |
5. | Открытие районного дома милосердия для престарелых и инвалидов, с приданием ему статуса юридического лица |
2004 г. IV квартал |
Администрация района, отдел социальной защиты населения |
Об организации социального обслуживания населения
За период между переписью 1989 года и переписью 2002 года демографическая ситуация в Российской Федерации претерпела серьезные изменения. Если до конца 1991 года население увеличилось, то в 1992 году впервые численность умерших перевысила число родившихся. С середины 90-х годов ежегодные потери населения уже составили 0,3-0,9 млн. человек.
Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка). Кроме крайне низкой рождаемости, обеспечивающей замещение поколений лишь на 60%, главным фактором продолжающегося демографического кризиса является сверхвысокая смертность населения. В 2002 году число умерших в 1,7 раза превысило число родившихся. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%.
Характер воспроизводства населения является причиной изменения соотношения между основными возрастными группами населения в сторону сокращения доли детей и подростков и увеличения доли пожилых людей. Удельный вес молодого поколения во всем населении сократился за последние десять лет с 24,1% до 18,6%. С 1999 года численность лиц пенсионного возраста превышает численность детей и подростков.
Увеличивается демографическая нагрузка (число иждивенцев на 1000 трудоспособного). К началу 2002 года этот показатель составил 648 человек. К 2016 году в РФ демографическая нагрузка по прогнозам составит 705 человек на 1000 трудоспособных, в т.ч. 417 лиц пенсионного возраста. Каждый четвертый житель России будет в пенсионном возрасте.
Общероссийские проблемы являются актуальными как для Вологодской области, так и для нашего района.
- 21% населения области - почти 273,5 тысячи человек - старше трудоспособного возраста;
- в нашем районе 3248 человек являются пенсионерами по возрасту, что составляет 21,3% от общей численности населения района;
- 18,4% населения области дети в возрасте до 18 лет;
- в районе количество детей составляет 17,6%;
- доля людей пенсионного возраста превысила долю детей на 3,7%;
- растет число неполных семей:
2003 г. - 347 семей (17% от общего количества)
- сокращение числа многодетных семей:
202 семьи в 2000 году, 186 семей в 2003 году или 9% от общего количества.
Экономическая ситуация в районе складывается так, что большая часть населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, только 247 семей с детьми в 2003 году имеют доходы выше прожиточного минимума или 12%.
Проблемы, вытекающие из вышеизложенных факторов:
- увеличение численности пожилых людей, в т.ч. одиноких и одиноко проживающих;
- увеличение численности пожилых людей, утративших способность к самостоятельному обслуживанию;
- рост количества пожилых людей, проживающих в аварийном жилье и в малочисленных отдаленных населенных пунктах. В настоящее время по самым скромным подсчетам 49 пенсионеров нуждаются в улучшении жилья;
рост семей социального риска, в 43 семьях 81 ребенок находится в социально-опасном положении и нуждаются в обязательном прохождении курса реабилитационных мероприятий;
- рост инвалидности населения, в т.ч. детей. 1045 человек имеют группу инвалидности, из них 420 в трудоспособном возрасте.
Многие категории населения из вышеперечисленных не смогут выжить без дополнительной поддержки со стороны государства и местных органов власти, Поэтому необходимость социального обслуживания населения его видна. В России в настоящее время насчитывается 20 типов учреждений социального обслуживания. В Вологодской области развивается только 9 типов, у нас в районе 3 - это комплексный центр социального обслуживания, мини-страционар при центре и социальный приют для детей и подростков.
20 ветеранов и инвалидов сегодня проживают в стационарном отделении нашего комплексного центра, 15 человек находится на медико-социальных койках при Рослятинской и Ляменьгской участковых больницах. Число пенсионеров, ожидающих помещения в дома-интернаты составляет 39 чел., в т.ч. в дома интернаты для психохроников 10. Срок ожидания от 2 до 3 лет и более. Поэтому актуальным становится вопрос об открытии еще одного мини-стационара или дома для ветеранов, где бы было жилье с удобствами.
120 пожилых людей и инвалидов получают надомное обслуживание. Это является наименее затратной формой оказания услуг (10-13 руб. в день, в то время как стационарное обслуживание - 120 и выше рублей на 1 обслуживаемого в день).
Третий год в области развивается надомное обслуживание командой социальных работников. В настоящее время этот метод используется в 10 районах области в 19 районах области организовано надомное обслуживание пожилых людей и инвалидов командой социальных работников. Особенность этого метода в том, что в команду входят медицинский работник, психолог, диспетчер, водитель и социальные работники.
Преимущества его в том, что
- предоставляются услуги в соответствии с индивидуальными потребностями человека;
- создание условий для продления пребывания пожилого человека в домашних условиях;
- повышение мобильности социального обслуживания;
- улучшение организации труда социальных работников.
В 2004 году планируем начать обслуживание командным методом пожилых людей и инвалидов в Рослятинском сельсовете.
Самая перспективная форма организации жизни пожилых людей - это Дома ветеранов. Здесь с проживающими заключаются договоры аренды (ордер на квартиру или комнату не выдастся):
- проживающие самостоятельно оплачивают жилье и коммунальные услуги, обеспечивают жилье мебелью, инвентарем, посудой и т.п., самостоятельно организуют свое питание;
- пенсия проживающим выплачивается в полном объеме.
Необходимость строительства и открытия такого же типа учреждения в районе есть.
Большую и очень важную часть в социальном обслуживании занимает социальное обслуживание семей с детьми, поскольку проблем здесь очень много. Это:
- увеличение количества семей социального риска;
- падение престижа семьи, как основной ячейки общества;
- малообеспеченность семей, из 2107 семей с детьми, 88% имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Сеть учреждении социального обслуживания по работе с семьей и детьми начала формироваться только с 2000 года. В настоящее время действует в области 28 учреждений. Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитированные центры, социальные приюты. В нашем районе 1 декабря также будет открыт социальный приют для детей и подростков на 15 мест в д. В. Двор в здании основной В-Дворской школы, в 2004 году планируется открытие дневного отделения для детей при МУ КЦСОН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комитета районного самоуправления Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 28 ноября 2003 г. N 55 "Об организации социального обслуживания населения"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от 23 ноября 2006 г. N 91 настоящее Решение признано утратившим силу