В целях содействия развитию экономики области, повышению жизненного уровня населения, росту доходов бюджета области Правительство области постановляет:
1. Утвердить Основные направления развития финансового рынка Вологодской области на 2004-2010 годы.
2. Департаменту финансов области (Г.С. Изотова) в срок до 1 октября 2004 года разработать Мероприятия по реализации Основных направлений развития финансового рынка Вологодской области на 2004-2010 годы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника департамента финансов области, первого заместителя Губернатора области Г.С. Изотову.
Справку о выполнении постановления представить к 10 февраля 2005 года.
По поручению Губернатора области
первый заместитель
Губернатора области |
Н.В. Костыгов |
Основные
направления развития финансового рынка
Вологодской области на 2004-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 31 мая 2004 г. N 512)
Раздел 1. Текущее состояние финансового рынка, участники рынка и
инструменты финансового рынка в Вологодской области
Целенаправленная работа Правительства области по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата позволила повысить экономический потенциал и закрепить за областью статус региона с высокой степенью инвестиционной привлекательности. За последние 5 лет в экономику области вложено порядка 2 млрд. долларов США инвестиций, включая российские и иностранные. Объем инвестиций за этот период увеличился в сопоставимых ценах в 1,7 раза.
В 2002-2003 годах ежегодный прирост валового регионального продукта (ВРП) составлял 2-3%. Позитивный характер развития экономики области подтвердили итоги 2003 года:
- увеличился на 3,3 процента объем промышленного производства;
- увеличился в 2,2 раза положительный сальдированный результат финансовой деятельности предприятий области;
- повысились реальные располагаемые денежные доходы населения;
- сократилась численность безработных.
Исходя из достигнутых результатов Вологодской области одной из немногих в Российской Федерации, в 2003 году рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Интерфакс присвоен краткосрочный и долгосрочный рейтинг по международной и российской шкале. Прогноз изменения рейтинга - стабильный. Присвоенный рейтинг отражает высокую кредитоспособность области и свидетельствует о направленной на снижение объемов и изменение структуры долга политике, проводимой Правительством области.
По результатам последнего рейтингового исследования агентства "Эксперт-РА" в Вологодской области произошло дальнейшее снижение инвестиционных рисков - по данному показателю область перешла с 11-го места в 2002 году на 9-ое в 2003 году (1999 год - 35 ранг) из 89 исследуемых регионов.
В 2003 году государственный долг составлял 18% доходов консолидированного (областного) бюджета против 31% в 2002 году. В 2004 году расходы по обслуживанию и погашению долга останутся в пределах 10% доходов. Область своевременно и в полном объеме исполняет свои долговые обязательства.
В области успешно реализуются пять проектов Международного банка реконструкции и развития, направленных на развитие региональных инфраструктур.
По состоянию на 1 января 2004 года на территории Вологодской области осуществляют деятельность 7 банковских кредитных организаций и 1 небанковская кредитная организация, имеющие 22 филиала, а также 11 филиалов кредитных организаций, головные организации которых расположены в других субъектах Российской Федерации. Подразделения Северного банка Сбербанка Российской Федерации включают 9 отделений, 44 дополнительных офиса отделений и 158 операционных касс.
Платежная система Вологодской области на 1 января 2004 года представлена 10 расчетно-кассовыми центрами - участниками платежной системы Банка России и 39 участниками частных платежных систем. Безналичные расчеты через платежную систему Банка России осуществляются с 76 регионами Российской Федерации. Основной объем межрегиональных платежей область осуществляет с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, с Ярославской и Архангельской областями, Республикой Коми.
Выпуск банковских карт в области осуществляют 9 кредитных организаций (филиалов). На территории области эмитировались карты пяти платежных систем: Виза, Мастер Кард, Мета Кард, Сберкард, Автобанк. По состоянию на 1 января 2004 года на территории области выпущено 169 тыс.карт, в том числе: Мета Кард -73 тысячи, Мастер Кард - 47 тысяч, Виза - 43 тысячи, Сберкард - 5 тысяч, Автобанк - 1 тысяча. Банковскими картами в области оплачено товаров и услуг на сумму более 149 млрд. рублей. Общее количество торгово-сервисных точек, которые оборудованы устройствами для приема пластиковых карт, составило 363, пунктов выдачи наличных 129, банкоматов 126.
Банки и инвестиционные компании области активно совершали операции на рынке ценных бумаг. Наиболее распространенными ценными бумагами, с которыми совершались операции, были векселя крупных промышленных предприятий, банков, акции топливо-энергетического и металлургического комплекса.
Банковский сектор области плотно интегрирован в экономику области и является одним из ее мощных и надежно функционирующих механизмов. Объем кредитных вложений в экономику за 2003 год составил более 14 млрд. рублей. Усиление доверия к финансово-кредитному сектору экономики Вологодской области проявляется в динамично увеличивающихся объемах ресурсов привлеченных кредитными организациями (филиалами) у населения и предоставляемых юридическим лицам. Прирост вкладов граждан за 2003 год составил более 40%, и по состоянию на 1 января 2004 года сумма вкладов составила более 11 млрд. рублей.
Предприятия области имеют опыт работы на финансовом рынке Северо-Запада. Подтверждением этого могут служить следующие показатели:
- ОАО "Северсталь" в 2003 году выпустило и разместило облигации объемом 3000 млн. рублей;
- Правительство Вологодской области разместило в 2003 году на СПВБ Государственный облигационный займ области объемом 200 млн.рублей.
В текущем году:
- ОАО "Северсталь-авто" выпустило и разместило облигации объемом 1500 млн. рублей;
- ОАО "Северсталь" выпустило долларовые еврооблигации объемом 325 млн. долларов;
- ООО "Северстальтранс-Финанс" привлекло 110 млн. долларов за счет выпуска двухлетних кредитных нот.
По состоянию на 1 января 2004 года в листинг системы электронных торгов на фондовой бирже "РТС" входят акции ОАО "Северсталь". В котировальный лист "Б" Санкт-Петербургской валютной биржи включены облигации Государственного облигационного займа Вологодской области.
На территории Вологодской области количество лицензированных инвестиционных компаний, имеющих право заниматься брокерской, дилерской, депозитарной деятельностью, деятельностью по управлению ценными бумагами и в качестве специализированных депозитариев инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, на 1 января 2004 года составило 13, из них имеющих лицензии на право осуществления:
- брокерской и дилерской деятельности - 8 (ЗАО "Северин"; ОАО "Вологодская агропромышленная инвестиционная компания"; ЗАО "РСК-инвест"; ОАО "Агентство ценных бумаг"; ООО "ИК "Вологжане"; ЗАО "РИН-БРОК"; ОАО "ИК "ПРОМИНВЕСТ"; ООО брокерская контора "РусС-Брок");
- деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг - 4 (ЗАО "Партнер"; ЗАО "Регистрационный Депозитарный Центр"; КОП "Первая судоходная регистрационная компания", Архангельская область; ОАО "Регистратор Р.О.С.Т. ", г. Москва);
- деятельности по управлению ценными бумагами - 2 (ЗАО "Северин"; ЗАО "РСК-инвест");
- деятельности в качестве специализированных депозитариев инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов - 1 (ОАО "Промышленно-строительный банк", г. Санкт-Петербург).
На территории Вологодской области зарегистрировано 14 страховых организаций и 57 филиалов страховых организаций. Страховые взносы за 2003 год составили 2,4 млрд. рублей, в том числе по страхованию населения - 0,44 млрд.рублей. Страховые выплаты за тот же период составили 1,7 млрд. рублей, в том числе по страхованию населения - 0,45 млрд.рублей. Страховая сумма по договорам добровольного страхования за 2003 год составила 348,4 млрд. рублей. Число заключенных договоров страхования составило 725,5 тыс., в том числе добровольного 715,1 тыс.
В качестве одного из главных инструментов финансового рынка, стимулирующих инвестиционные процессы в экономике, является ипотечное жилищное кредитование.
С 2000 года в области реализуется программа ипотечного жилищного кредитования, которая позволила создать необходимые условия для обеспечения населения области доступным по стоимости жильем, содействовала активизации строительных и смежных с ней отраслей, обеспечила развитие рынка недвижимости.
За четыре года реализации программы проинвестировано строительство 1056 квартир общей площадью более 60,4 тыс.кв. м в 28 строящихся жилых домах. Из них сдано в эксплуатацию 20 жилых домов - 595 квартир, общей площадью более 37 тыс.кв.м, 8 находятся в разных стадиях строительства. В оборот запущено 133 квартиры вторичного рынка, сдаваемых гражданами в качестве оплаты приобретаемых новых квартир, общей площадью более 5,9 тыс. кв. м. В рамках программы улучшили жилищные условия - 844 семьи, из них переехали в новое жилье - 586 семей, 133 семьи улучшили жилищные условия и переехали в квартиры вторичного рынка, предложенные Фондом и сдаваемые гражданами в счет оплаты приобретаемого жилья, 125 семей вологжан улучшили жилищные условия, уже воспользовавшись долгосрочными ипотечными кредитами.
В результате за этот период в жилищное строительство области привлечено средств граждан, финансовых институтов более 270 млн.рублей. Средства финансовых институтов активизировали свое участие в реализации программы в 2003 году благодаря заключенному Соглашению между Правительством области и Федеральным Агентством.
От кредитования в виде рассрочек Фонд перешел к долгосрочному ипотечному кредитованию вологжан с участием коммерческих банков, с применением инструментов финансового рынка - закладных, которые в последствии трансформируются в облигации и обеспечивают привлечение в ипотеку финансовых ресурсов.
Одним из перспективных направлений развития областной программы ипотечного жилищного кредитования является привлечение промышленных предприятий и организаций, институциональных инвесторов к процессу жилищного строительства.
Инструменты и технологии финансового рынка в области должны обеспечивать полноценное и эффективное участие инвесторов - юридических и физических лиц - в операциях на рынке, в том числе с использованием дистанционных технологий, позволяющих проводить операции на фондовых площадках страны.
Основными из них являются:
- субфедеральные и муниципальные облигации;
- ценные бумаги региональных предприятий;
- ценные бумаги региональных финансовых организаций;
- инвестиционные облигации;
- ипотека и ипотечные ценные бумаги;
- синдицированные кредиты банков для нужд экономики региона.
Раздел II. Финансовый рынок как фактор повышения темпов
экономического роста
В рыночных условиях повышение темпов экономического роста, увеличение доходной части бюджетов всех уровней и улучшение благосостояния населения во многом зависят от развития финансового рынка страны и его составляющих - региональных финансовых рынков. В то же время динамика региональных финансовых рынков в значительной степени зависит от общих тенденций развития финансового рынка. Наиболее важные из них:
1. Несовпадение по срокам фактических пассивов и востребованных активов. Это обусловлено многими факторами: высокой степенью неопределенности относительно будущего уровня инфляции; взаимосвязанностью рынка ценных бумаг и кредитного рынка с динамикой мало предсказуемого валютного рынка, что существенно влияет на альтернативную стоимость финансовых ресурсов; осторожностью финансового поведения населения. Удлинение сроков заимствования увеличивает расходы, связанные с нейтрализацией рисков, что приводит к увеличению процентной ставки за пользование заемными средствами. В связи с этим как на рынке банковских кредитов,так и на рынке облигаций в настоящее время преобладают краткосрочные заимствования. В то же время реальный сектор экономики нуждается в долгосрочных инвестициях.
2. Несовпадение по объемам потребности субъектов бизнеса в инвестиционных ресурсах и минимально эффективного объема выпуска корпоративных облигаций. Корпоративные облигации сегодня являются наиболее эффективным инструментом долгосрочного инвестирования по нескольким причинам.
Во-первых, законодательно созданы льготные режимы его функционирования: компании с более чем трехлетней историей существования могут выпускать облигации без обеспечения, компании-новички имеют право выпускать облигации в пределах уставного фонда, либо под гарантии поручителей.
Во-вторых, выпуск облигаций позволяет привлечь денежные средства различных субъектов - от страховых компаний, ПИФов до индивидуальных вкладчиков.
В-третьих, корпоративные облигации предполагают возможность использования специальных условий (выпуск оферты), что позволяет потенциальным инвесторам снизить риски, а эмитентам - оптимизировать свои обязательства по срокам и масштабам. В настоящее время объем рынка корпоративных облигаций в Российской Федерации составляет более 180 млрд.рублей, в то же время средний объем сделок по первичным размещениям составляет всего от 14 до 60 млн.рублей. Выходом из создавшейся ситуации может быть объединение разнородных по эмитентам, но однородных по характеру ценных бумаг и одновременно самих инвестиционных проектов в пулы. Это в свою очередь требует создания посреднических организаций нового типа, выполняющих аккумулирующую, экспертную, распределительную и управляющую рисками функцию. Подобными эмитентами могли бы стать эмиссионно-финансовые корпорации. Похожие институциональные единицы уже действуют в Москве. Наибольшее распространение они получили на рынке ипотечного кредитования: ОАО "Федеральное агентство ипотечного жилищного кредитования", ОАО КБ "Московское ипотечное агентство".
3. В большей степени развивается рынок корпоративных облигаций крупнейших предприятий нефтегазовой, металлургической отраслей, крупных предприятий средств связи и телекоммуникаций. В то же время мелкие и средние предприятия на этом рынке неконкурентоспособны, поскольку их возможности в привлечении финансовых ресурсов ограничены.
4. Высокий уровень монополизации банковской системы. Сегодня на три крупнейших банка с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов.
5. Неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам.
Таким образом, на финансовых рынках складывается непростая ситуация:
Во-первых, имеются крупные инвесторы, которые заинтересованы в покупке ценных бумаг на сумму от 0,5 до 5 млрд.рублей. Но этих инвесторов (ПИФы, страховые компании, крупные банки) интересует в основном ожидаемая с учетом риска доходность вложений, т.е. они могут выступать в качестве портфельных, но не прямых и тем более стратегических инвесторов.
Во-вторых, имеются потенциальные региональные эмитенты облигаций, которые могут позволить себе выпуск ценных бумаг на сумму около 50 млн.рублей, что в настоящих условиях экономически неэффективно. Однако в рамках определенной программы и организации, выпускающей консолидированные обязательства, они способны стать прямыми инвесторами в реальный сектор экономики.
В-третьих, существуют предприятия малого и среднего бизнеса, которые не могут получить долгосрочные банковские инвестиции ввиду отсутствия у последних долгосрочных пассивов, а также осуществить выпуск и успешное размещение собственных ценных бумаг ввиду незначительных размеров уставного капитала и отсутствия необходимого залогового обеспечения.
Задачи финансового рынка - совместить цели первых (получить доход за счет надежных вложений денежных средств и их эффективной диверсификации), вторых (привлечь свободные денежные ресурсы и распределить их на рыночных условиях в реальный сектор экономики) и третьих (получить необходимые инвестиции на приемлемых условиях). Необходима финансовая интеграция банковского капитала и реального сектора экономики.
Раздел III. Цели и задачи Основных направлений развития
финансового рынка области на 2004-2010 годы
Цели:
1. Содействие развитию экономики области.
2. Повышение жизненного уровня населения.
3. Рост доходов бюджета области.
Основными задачами являются:
- обеспечение свободного доступа предприятий реального сектора экономики к финансовым ресурсам;
- обеспечение свободного движения капитала;
- аккумуляция ресурсов мелких и средних инвесторов для обеспечения инвестициями предприятий;
Раздел IV. Меры по реализации основных направлений развития
финансового рынка Вологодской области на 2004-2010 годы
* Создание условий для развития рынка государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
* Повышение доверия населения к инструментам финансового рынка и создание механизмов привлечения средств в экономику.
* Повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности предприятий.
* Создание рынка ипотечных ценных бумаг.
Создание условий для развития рынка государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг включает в себя:
* выработку предложений по упрощению процедуры регистрации выпусков ценных бумаг, уменьшению госпошлины при регистрации проспекта эмиссии, снижению налогообложения купонного дохода по облигациям для физических лиц, установлению льгот по налогу на доходы физических лиц в случае инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги на сумму инвестиции в отчетном периоде;
* определение приоритетов бюджетной политики в части осуществлениярегиональных заимствований;
* создание в области механизма формирования и эффективного управления долгом;
* организацию процесса подготовки кадров и повышения квалификацииего участников.
Повышение доверия населения к инструментам финансового рынка и создание механизмов привлечения средств населения в экономику предполагает:
* участие в создании национальной системы сбережений - государственных ценных бумаг для населения;
* создание и закрепление внутреннего инвестиционного потенциала (выпуск областных ценных бумаг, формирование пакета привлекательных областных инвестиционных проектов, развитие ипотечного жилищного кредитования);
* создание условий для развития технологий и инструментов (фондовых центров для населения, развитие дистанционных технологий, развитие услуг для населения в банках и инвестиционных компаниях);
* обеспечение государственной информационной поддержки.
Повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности предприятий складывается из:
* подготовки специалистов и руководства предприятий, специалистов финансовых органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления в вопросах привлечения инвестиций путем выпуска ценных бумаг;
* создания через СМИ положительного имиджа финансового рынка;
* размещения информации об областных инвестиционных проектах для широкого круга инвесторов на региональных серверах раскрытия информации;
* проведения на регулярной основе публичных мероприятий (конференций, совещаний, "круглых столов"), посвященных развитию финансового рынка.
Создание рынка ипотечных ценных бумаг включает:
* развитие вторичного рынка ипотечных кредитов и выпуск ипотечных ценных бумаг;
* выработку предложений по совершенствованию регулирования деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
* повышение доступности ипотечных кредитов для населения;
* привлечение инвестиционных средств финансово-кредитных институтов в сферу ипотечного жилищного кредитования.
Раздел V. Основные результаты
Результатами реализации Основных направлений должны стать:
- расширение комплекса финансовых операций, инструментов и технологий для развития финансового рынка области;
- создание в области условий для выхода предприятий на рынок ценных бумаг;
- привлечение на финансовый рынок временно свободных ресурсов кредитных, страховых организаций, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и денежных средств населения;
- увеличение числа профессиональных участников рынка ценных бумаг в области;
- выработка оптимального механизма региональных заимствований;
- развитие региональной финансовой инфраструктуры;
- развитие банковской сети в регионе;
- формирование рыночных стимулов ориентации банков на операции с реальным сектором экономики;
- увеличение доли новых товаров в валовом региональном продукте;
- обеспечение модернизации предприятий и улучшение технического состояния промышленности;
- рост доли инвестиций в валовом региональном продукте.
Главным итогом реализации Основных направлений развития финансового рынка Вологодской области на 2004-2010 годы должны стать увеличение экономического роста в области и повышение бюджетной обеспеченности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 31 мая 2004 г. N 512 "Об утверждении Основных направлений развития финансового рынка Вологодской области на 2004-2010 годы"
Текст Постановления опубликован в газете "Красный Север" от 27 июля 2004 г. N 144