Принят Законодательным Собранием области 19 октября 1999 г.
Настоящий закон регулирует права граждан на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов и устанавливает порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Вологодской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
Органы государственной власти области и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований области не могут препятствовать осуществлению жителями муниципальных образований территориального общественного самоуправления, если эта деятельность отвечает требованиям действующего законодательства, настоящего закона и уставов муниципальных образований.
Органы государственной власти области обеспечивают соблюдение прав и законных интересов жителей муниципальных образований при осуществлении ими территориального общественного самоуправления, оказывают поддержку их деятельности.
Органы местного самоуправления предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую для развития данной территории информацию, в т. ч. по службам главного архитектора, социальной защиты, занятости, административных правонарушений, муниципальной собственности, сведения о местном бюджете, касающиеся данной территории и т. д.
Статья 2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями соответствующего муниципального образования на определенной части территории данного муниципального образования: в сельсоветах, отдельных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонах, кварталах, улицах, домах и т. п.
Статья 3. Органы местного самоуправления всемерно содействуют становлению и развитию органов территориального общественного самоуправления в форме:
финансовой поддержки социальных программ органов территориального общественного самоуправления;
обеспечения помещением, мебелью, средствами связи, создания других условий деятельности органов территориального общественного самоуправления;
организации подготовки и обучения сотрудников органов территориального общественного самоуправления.
Глава II. Правовая основа территориального
общественного самоуправления
Статья 4. Правовую основу территориального общественного самоуправления в области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", Устав области, закон области "О местном самоуправлении в Вологодской области", настоящий закон и другие законодательные акты Российской Федерации и области, уставы муниципальных образований области, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований.
Статья 5. В уставе муниципального образования определяется порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в данном муниципальном образовании.
Статья 6. В развитие основных принципов, заложенных в уставе муниципального образования, представительный орган местного самоуправления муниципального образования принимает положение об организации территориального общественного самоуправления в данном муниципальном образовании.
Глава III. Организационно-правовые формы органов
территориального общественного самоуправления
Статья 7.
1. Органы территориального общественного самоуправления формируются на основе выборов на собраниях (сходах), по инициативе граждан, проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом.
2. Органы территориального общественного самоуправления могут быть коллегиальными и единоличными, они создаются на части территории муниципального образования в одной из следующих организационно-правовых форм:
совет или комитет населенного пункта, сельсовета, поселка, микрорайона, жилищного комплекса;
совет, комитет улицы, квартала, дома, группы домов, подъезда дома и т. п.;
староста деревни, поселка, населенного пункта.
Форма органов территориального общественного самоуправления определяется собранием (сходом) или конференцией граждан.
Копии протоколов собраний (сходов) граждан о создании территориальных органов общественного самоуправления направляются в органы местного самоуправления муниципального образования.
Органы местного самоуправления муниципального образования ведут реестр органов территориального общественного самоуправления.
Государственная регистрация органов территориального общественного самоуправления производится органами юстиции в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Глава IV. Принципы деятельности, компетенция и полномочия советов,
комитетов территориального и общественного самоуправления
Статья 8. Советы, комитеты подотчетны собраниям (сходам) граждан и действуют в соответствии с решениями собраний (сходов), граждан.
Число членов совета, комитета определяется на собрании (сходе), конференции граждан и должно быть не менее трех человек.
Возглавлять работу совета, комитета территориального общественного самоуправления может председатель совета, комитета территориального общественного самоуправления, избираемый на собрании (сходе), конференции или членами совета, комитета территориального общественного самоуправления.
Форма и регламент заседаний совета, комитета территориального общественного самоуправления, порядок принятия ими решений устанавливаются советом, комитетом территориального общественного самоуправления самостоятельно.
В состав совета, комитета территориального общественного самоуправления могут быть избраны совершеннолетние, дееспособные граждане Российской Федерации.
Члены совета, комитета могут исполнять свои обязанности как на постоянной основе в случае, если территориальный орган общественного самоуправления является юридическим лицом, так и на непостоянной основе.
Компетенция советов, комитетов территориального общественного самоуправления, срок их полномочий определяются на собраниях (сходах), граждан в соответствии с уставом муниципального образования в пределах предметов ведения местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации.
Полномочия совета, комитета территориального общественного самоуправления прекращаются в случаях:
истечения срока полномочий;
принятия решения на собрании (сходе), конференции граждан о прекращении полномочий;
принятия решения советом, комитетом территориального общественного самоуправления о прекращении своих полномочий.
Полномочия члена совета, комитета территориального общественного самоуправления прекращаются в случаях:
личного заявления о прекращении полномочий;
выбытия на постоянное место жительства за пределы района;
смерти;
решения собрания (схода) конференции.
Комитет (совет) может принимать участие в работе органов местного самоуправления муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы органов территориального общественного самоуправления.
В случае, если территориальный орган общественного самоуправления является юридическим лицом, он может:
заключать договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального образования, иными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных этим органам уставом муниципального образования или положением о территориальном общественном самоуправлении;
владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, переданной органам территориального общественного самоуправления, в порядке и на условиях, определенных договором;
содействовать созданию организаций для оказания услуг жителям.
Глава V. Принципы деятельности, компетенция и полномочия старосты
Статья 9. Единоличными органами территориального общественного самоуправления являются старосты, избираемые на собрании (сходе), конференции граждан деревни, поселка, населенного пункта либо путем сбора инициативной группой граждан подписей в количестве не менее 50 процентов от числа жителей, проживающих на данной территории.
Старостой может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории соответствующего населенного пункта, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании.
Староста имеет удостоверение, которое ему выдается представительным органом местного самоуправления муниципального образования на основании решения собрания (схода), конференции граждан об избрании.
Староста имеет право посещения учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего населенного пункта, и право внеочередного приема руководителями и должностными лицами этих учреждений и организаций.
К полномочиям старосты по экономическим и финансовым вопросам относятся:
участие в разработке и осуществлении программ социально-экономического развития муниципального образования;
внесение предложений по формированию бюджета муниципального образования, по управлению муниципальной собственностью, по установлению местных сборов и налогов.
К полномочиям старосты по вопросам землепользования и охраны природы относятся:
участие в решении вопросов использования земель населенного пункта;
участие в осуществлении контроля за соблюдением природоохранного и земельного законодательства, внесение предложений о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде, содействие в выполнении служебных обязанностей работникам органов государственного контроля (инспекторам комитетов по охране природы, рыболовной и охотничьей инспекций, врачам санитарно-эпидемиологического надзора и др.).
К полномочиям старосты по вопросам застройки и благоустройства населенного пункта, коммунального обслуживания населения относятся:
участие в проектировании застройки населенных пунктов;
организация работы по благоустройству населенных пунктов;
внесение предложений о присвоении наименований улицам, установлении нумерации домов;
внесение предложений по установлению удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи;
принятие мер по содержанию в надлежащем состоянии кладбищ, памятников, мемориальных комплексов.
К полномочиям старосты по социальным вопросам относятся:
оказание помощи в обеспечении топливом, по улучшению жилищных, материальных и бытовых условий инвалидам, многодетным семьям, одиноким пенсионерам и т. д., содействие гражданам в устройстве в учреждения социального обеспечения;
внесение предложений по назначению опекунов и попечителей, участие в осуществлении контроля за выполнением ими своих обязанностей;
содействие нормальному функционированию клубов, детских садов, библиотек, медпунктов и т. д.;
осуществление взаимодействия с общественными и религиозными объединениями.
К полномочиям старосты по обеспечению законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан относятся:
проведение приема жителей населенного пункта, рассмотрение обращений граждан, принятие мер, способствующих их разрешению;
оказание содействия правоохранительным органам в осуществлении их функций, организация, при необходимости, группы охраны общественного порядка и группы по обеспечению пожарной безопасности;
принятие мер по обеспечению безопасности населения в случаях стихийного бедствия, аварии.
Староста может иметь иные полномочия, передаваемые ему представительными органами местного самоуправления на основании устава муниципального образования с передачей соответствующих средств на осуществление этих полномочий.
Староста не реже одного раза в год должен отчитываться на собрании (сходе) граждан о своей работе.
По требованию одной трети жителей может быть проведен внеочередной отчет старосты. Староста или представители органа муниципального образования обязаны созвать собрание (сход) жителей населенного пункта не позднее двух недель со дня получения письменного требования о представлении старостой внеочередного отчета.
В случае систематического неисполнения своих обязанностей или грубого их нарушения староста может быть переизбран досрочно собранием (сходом) жителей населенного пункта.
Полномочия старосты прекращаются досрочно в случаях:
выезда на постоянное место жительства за пределы населенного пункта;
личного заявления старосты о досрочном сложении полномочий;
смерти старосты;
других случаях, предусмотренных действующим законодательством и уставом муниципального образования.
Решение о прекращении полномочий старосты в указанных случаях принимается на собрании (сходе), конференции жителей населенного пункта.
Статья 10. Собрание (сход) жителей правомочно, если в нем принимает участие более половины жителей, обладающих правом на участие в территориальном общественном самоуправлении на данной территории.
правомочна, если в ней принимает участие более половины избранных представителями жителей, обладающих правом на участие в территориальном общественном самоуправлении на данной территории.
Статья 11. К исключительной компетенции собраний (сходов), жителей относятся:
учреждение и прекращение деятельности органов территориального общественного самоуправления, заслушивание отчетов об их деятельности;
утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления.
В рамках своей компетенции собрания (сходы), конференции жителей принимают решения.
Статья 12. Решения собраний (сходов), жителей, принимаемые ими в пределах своей компетенции, не могут противоречить действующему федеральному и областному законодательству, уставу соответствующего муниципального образования.
Глава VI. Финансово-экономическая основа деятельности органов
территориального общественного самоуправления,
являющихся юридическими лицами
Статья 13. Источниками формирования имущества органов территориального общественного самоуправления, имеющих статус юридического лица, являются:
добровольные, безвозмездные и благотворительные взносы юридических и физических лиц;
доходы, получаемые от собственности органов территориального общественного самоуправления;
иные источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального образования могут передавать финансовые средства органам территориального общественного самоуправления на основе договоров для решения вопросов местного значения.
По решению представительного органа местного самоуправления муниципального образования деятельность органов территориального общественного самоуправления может финансироваться за счет средств местного бюджета.
Статья 14. В собственности органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, могут находиться средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения на детских, дворовых и спортивных площадках, а также жилые и нежилые производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное органами местного самоуправления на праве оперативного управления.
Глава VII. Ответственность органов территориального
общественного самоуправления
Статья 15. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед жителями территории наступает в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII. Порядок прекращения деятельности органов
территориального общественного самоуправления
Статья 16. Деятельность органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, прекращается в соответствии с действующим законодательством решением собрания (схода), конференции жителей либо решением суда.
Деятельность органов территориального общественного самоуправления, не являющихся юридическими лицами, может прекратиться на основании решения собрания (схода), конференции жителей либо путем самороспуска.
Глава IX. Права жителей муниципального образования
при осуществлении территориального общественного самоуправления
Статья 17. Жители муниципального образования при осуществлении территориального общественного самоуправления имеют следующие права:
организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать проведению таких акций органами государственной власти Российской Федерации и области, органами местного самоуправления муниципального образования, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участвовать в распределении гуманитарной и иной помощи;
контролировать осуществление пользования муниципальной собственностью;
содействовать правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
участвовать в работе по воспитанию граждан в духе соблюдения законов, бережного отношения ко всем формам собственности, по укреплению общественного порядка;
содействовать в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
вносить предложения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования по вопросам:
использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, под площадки для выгула собак и другие общественно полезные цели, если это затрагивает интересы жителей той территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
создания на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения;
содействовать мерам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля и безопасности;
осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывозкой мусора, работой диспетчерской службы по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций;
осуществлять иные инициативы в вопросах местного значения.
Глава X. Заключительные положения
Статья 18. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 19. Уставы муниципальных образований, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований области должны быть приведены в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 20. После вступления в силу настоящего закона до внесения соответствующих изменений в уставы муниципальных образований правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований, уставы муниципальных образований действуют в части, не противоречащей настоящему закону.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
г. Вологда
27 октября 1999 года
N 422-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Вологодской области от 27 октября 1999 г. N 422-ОЗ "Об организации территориального общественного самоуправления в Вологодской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Красный Север" от 12 ноября 1999 г. N 232-233
Законом Вологодской области от 22 октября 2004 г. N 1068-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Вологодской области от 7 октября 2003 г. N 953-ОЗ
Закон Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 901-ОЗ
Закон Вологодской области от 27 ноября 2000 г. N 609-ОЗ
Закон Вологодской области от 1 февраля 2000 г. N 458-ОЗ