Решение Вологодской городской Думы
от 4 декабря 2003 г. N 709
"Об утверждении городской целевой программы "Кадровое обеспечение
муниципальной системы образования" на 2004-2006 годы"
В целях неотложных мер по обеспечению муниципальной системы образования квалифицированными кадрами и их социальной защите, на основании статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 17 Устава города Вологодская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Кадровое обеспечение муниципальной системы образования" на 2004-2006 годы (прилагается).
2. Финансирование программы производить из бюджета города по отрасли "Образование".
3. Контроль за исполнением городской целевой программы возложить на Координационный совет при первом заместителе Главы города.
Председатель Вологодской
городской Думы |
А.Н. Лукичев |
Исполняющий обязанности
Главы города Вологды |
С.А. Юзгин |
Городская целевая программа
"Кадровое обеспечение муниципальной системы образования" на 2004-2006 годы
(утв. решением Вологодской городской Думы от 4 декабря 2003 г. N 709)
Паспорт городской целевой программы "Кадровое обеспечение муниципальной
системы образования" на 2004-2006 года
Наименование - Городская целевая программа "Кадровое обеспечение
программы муниципальной системы образования" на 2004-2006
годы
Дата принятая и номер Резолюция совещания руководителей муниципальных
решения о разработке образовательных учреждения города Вологды
программы 27-28 августа 2003 года
Заказчик - Администрация города Вологды
Цели и задачи - Обеспечить муниципальную систему образования
программы квалифицированными кадрами,способными решить задачи
модернизации образования, снизить кадровый дефицит.
- Обеспечить всем работающим педагогам условия для
непрерывного образования в соответствии с задачами
модернизации.
- Подготовка педагогических кадров нового поколения
по остродефицитным специальностям.
- Решение комплекса социальных и моральных мер для
повышения статуса педагогических работников.
- Снижение социальной напряженности в педагогичес-
кой среде.
Сроки и этапы 2004-2006 годы
реализации
программы
Объемы и источники Городской бюджет
финансирования Общая сумма финансирования - 1478,0 тыс. руб.,
программы в том числе:
2004 г. - 500 тыс. руб.
2005 г. - 504,5 тыс. руб.
2006 г. - 473,5 тыс. руб.
Ожидаемые Обеспечение региональной системы образования квали-
результаты фицированными кадрами, способными решать задачи мо-
дернизации образования
Контроль за Координационный совет при первом заместителе Главы
исполнением города
II. Обоснование необходимости принятия городской целевой программы
1. Кадровые проблемы в контексте модернизации образования.
Концепция модернизации образования предъявляет к педагогическим кадрам особые требования на каждой ступени обучения.
Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений должны научиться создавать для ребенка комфортные условия развивающей среды, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, проводить раннюю диагностику резервов развития ребенка, обеспечивать психологическую и физическую безопасность.
В условиях массового обучения детей с 6-6,5 лет на учителя начальной школы возлагается особая ответственность по сохранению здоровья обучающихся, эмоционального благополучия, доверчивости и открытости, нормального детского любопытства и детской индивидуальности. В начальной школе предусматривается введение основ информационных технологий, иностранного языка со второго класса. В настоящее время город не располагает такими кадрами.
Модернизация основной и старшей школы диктует новые профессиональные требования к учителю: необходимо подготовить учащихся к переходу в профильную старшую школу, к выбору профессиональной деятельности, приобрести умения и навыки самостоятельной учебной работы, овладеть иностранным языком и информационными технологиями.
Предполагается повысить удельный вес и качество занятий по физической культуре, а также по экономике, истории, праву, русскому и иностранным языкам, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность.
2. Обострение кадровых проблем в муниципальной системе образования.
В системе образования города работает 9371 человек, из них педагогических работников - 5684.
В целом муниципальная система образования располагает высоким кадровым потенциалом: 90% учителей имеют высшее образование, 20 педагогов повышают квалификацию через аспирантуру и соискательство. С высшей квалификационной категорией работают 13% педагогических работников, 38,5% имеют 1-ю квалификационную категорию, 29,5% - 2-ю квалификационную категорию. В системе образования города работает 50 заслуженных учителей РФ, пятеро победителей областного конкурса "Учитель года".
В последние три года наблюдается рост численности кадров в связи с принятием в систему образования города ведомственных детских садов, с появлением новых учреждений и введением в образовательные учреждения новых должностей: педагогов-психологов, социальных педагогов. В условиях демографического спада контингент учащихся снизился, но ощутимого сокращения кадров не произошло. В то же время сократилась учебная нагрузка учителей, а значит и заработная плата.
Выпуск из педагогических образовательных учреждений превышает спрос в несколько раз, однако количество вакансий в образовательных учреждениях не сокращается. За последние три года потребность в учителях возросла с 40 до 100 человек.
С каждым годом руководителям образовательных учреждений все труднее обеспечить учебный процесс квалифицированными кадрами, особенно учителями физики, информатики, ОБЖ, технического труда, физической культуры. На 1 сентября 2003 г. в школах города имелось 97 вакансий учителей, в том числе 8 - учителей физики, 5 - информатики, 8 - основ безопасности жизнедеятельности, 14 - трудового обучения, 10 - физической культуры.
В течение года отдельные вакансии появляются и по другим предметам в связи с тем, что последние два года начался отток молодых, чаще перспективных учителей, в другие сферы. Основная причина - низкий уровень заработной платы. Ежемесячно движение кадров составляет 20-25 человек. В течение учебного года из школ по разным причинам уволилось 253 человека, среди них 38 - со стажем до 3-х лет, вновь принято - 180 педагогов. Из числа выпускников ВУЗа в 2003 г. принято на работу 110 человек, в то же время в первые два года работы уволилось - 62.
Тревожная ситуация складывается с обеспечением кадрами дошкольных образовательных учреждений. На 1 сентября 2003 года в дошкольных учреждениях было 139 вакансий, в том числе 67 - педагогических работников.
Наблюдается тенденция старения кадрового состава: 37,7% педагогов школ имеют стаж работы свыше 20 лет (для сравнения: 2001 г. - 35,6%, 2000 г. - 34,5%, 1999г. - 31,5 %). В то же время уменьшается число молодых учителей со стажем от 2-х до 5 лет (2002 г. - 7%, 2001 г. - 8,8%, 2000 г. - 10,2%). Учителей пенсионного возраста - 9,5%. Однако по ряду предметов этот процент значительно выше (физика - 21%, немецкий язык - 17%).
Создается реальная угроза разрушения устойчивых традиций, утраты педагогического опыта, передаваемого педагогами из поколения в поколение.
Учителей-мужчин среди работающих учителей города осталось меньше 6%. Сложившееся соотношение мужчин и женщин в педагогическом корпусе не может не отразиться на уровне воспитания подростков, особенно мальчиков. Назрела острая необходимость стимулирования притока юношей в университеты на педагогические специальности и, впоследствии, в образовательные учреждения.
Социальная защита педагогических работников очень слабая. В очереди на получение квартир состоит 709 человек, отказ фонда социального страхования в финансировании санаторно-курортного лечения обостряет проблему здоровья работников чферы образования.
3. Цель и задачи программы:
- решение комплекса социальных и моральных мер для повышения статуса педагогических работников;
- сохранение кадрового потенциала и предотвращение массовых сокращений педагогических кадров;
- снижение социальной напряженности в педагогической среде;
- разработка мер по обеспечению квалифицированными кадрами всех типов образовательных учреждений города;
- подготовка педагогических кадров нового поколения по остродефицитным специальностям;
- обеспечение педагогам условий для непрерывного образования;
- внедрение механизма прогнозирования потребностей в педагогических и руководящих кадрах.
4. Критерии и оценка эффективности программы.
Реализация программы в 2004-2006 годы позволит добиться снижения социальной напряженности в педагогических коллективах.
Социально-экономический эффект заключается в заполнении вакантных рабочих мест качественно подготовленными педагогами, способными дать высокий уровень подготовки выпускников общеобразовательной школы.
Критериями оценки эффективности программы являются:
- благоприятные условия для непрерывного педагогического образования;
- стопроцентный охват педагогов обучению информационным технологиям;
- заполненность вакантных мест педагогами в образовательных учреждениях всех типов и видов;
- обновление педагогических кадров.
III. Мероприятия по реализации программы кадрового обеспечения
муниципальной системы образования
N п/п |
Направление деятельности | Сроки исполнения |
Исполни- тель |
Финансирование (тыс. руб.) | Источник финанс. |
|||
2004 | 2005 | 2006 | Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Совершенствование системы подготовки и отбора молодежи, ориентированной на педагогическую профессию. Обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений |
|||||||
1.1 | Анализ кадровой ситуации в системе образования города |
ежегодно | УО | |||||
1.2 | Создание компьютерной программы "Образовательные учреждения города Вологды" с базой данных по кадровому составу сферы образования |
2004 г. | УО ЦПК |
20,0 | 10,0 | 10,0 | 40,0 | |
1.3 | Составление перспективных планов потребности в педагогических кадрах по каждому образовательному учреждению |
июнь 2004 г. |
ОУ | |||||
1.4 | Формирование заявки в педагоги- ческие учебные заведения на пе- дагогические кадры по конкретным специальностям. Взаимодействие с деканами факультетов по персо- нальным заявкам |
ежегодно | УО | |||||
1.5 | Создание профильных педагогичес- ких классов |
с 2004 г. | УО ОУ |
|||||
1.6 | Сохранение квалифицированного кадрового потенциала в условиях сокращения контингента учащихся и учебной нагрузки путем перевода отдельных классов в режим полного рабочего дня и использования высвобождающихся кадров на должности воспитателя и педагога дополнительного образования |
ежегодно | ОУ | |||||
1.7 | Прогнозирование потребности в управленческих кадрах сферы образования. Создание групп резерва управленческих кадров |
ежегодно | УО ЦПК |
|||||
2 | Профессиональная адаптация молодых специалистов с целью включения новых работников в деятельность ДОУ и ОУ |
|||||||
2.1 | Прием молодых специалистов в ЦПК (обеспечение психологической и методической поддержки начинаю- щим специалистам) |
ежегодно | ЦПК | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 9,0 | |
2.2 2.3 |
Выплата единовременного пособия молодым специалистам при поступ- лении на работу в размере 2000 рублей |
сентябрь тек.года |
УО | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 660,0 | |
Организация работы полипредмет- ной Школы молодого учителя (2-х годичный цикл) |
ежегодно | ЦПК | Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
по смете ЦПК |
|
2.4 | Индивидуальные консультации методистов ЦПК для молодых педагогов |
ежемесячно | ЦПК | Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
по смете ЦПК |
3. | Обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Программой модернизации педагогического образования и Концепции профильной школы |
|||||||
3.1 | Разработка и реализация программ краткосрочных курсов повышения квалификации в образовательных областях: филология,информатика, история и обществознание |
ежегодно | ЦПК | Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
по смете ЦПК |
3.2 | Информационная поддержка реали- зации экспериментов по модерни- зации образования федерального, регионального и муниципального уровня |
ежегодно | ЦПК | Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
Текущее финанси- рование |
по смете ЦПК |
3.3 | Подготовка к печати и издание методических рекомендаций по реализации программы модерниза- ции образования |
с 2004 г. | УО ЦПК |
7,0 | 7,0 | 7,0 | 21,0 | |
3.4 | Реализация опережающего принципа подготовки специалистов городс- кой методической службы по про- блемам модернизации образования с целью трансляции полученных знаний |
ежегодно | ЦПК | 28,5 | 25,0 | 25,0 | 78,5 | |
4 | Повышение квалификации педагогических кадров и создание условий для непрерывного образования | |||||||
4.1 | Создание условий для повышения квалификации каждого педагога не реже 1 раза в 5 лет |
ежегодно | ОУ ЦПК |
|||||
4.2 | Обеспечение вариативности форм повышения квалификации: |
|||||||
- повышения квалификации педаго- гов города за пределами области |
ежегодно | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 90,0 | |||
- организация проблемных семина- ров с приглашением представите- лей науки г.Москвы, г. Санкт-Пе- тербурга и др. городов |
ежегодно | ЦПК | на условия хозрасчета |
|||||
- координация совместной образо- вательной деятельности (с ВИРО, ВГПУ) по повышению квалификации на основе договоров |
постоянно | ЦПК | по смете ЦПК |
|||||
- разработка и реализация краткосрочных курсов повышения квалификации на базе ЦПК |
ежегодно | ЦПК | по смете ЦПК |
|||||
- разработка и апробация новых форм повышения квалификации "Педагогический марафон ДОУ" |
ежегодно | ЦПК | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 9,0 | ||
- создание условий для получения лицензии и реализации программ переподготовки педагогов на базе ЦПК (комплектование библиотечных фондов по направлениям: дошколь- ное образование, логопедия, де- фектология, менеджеры образова- ния и др.) |
ежегодно | ЦПК | 28,0 | 25,0 | 25,0 | 78,0 | ||
4.3 | Методическое сопровождение педа- гогов в межкурсовой период (ме- тодические объединения,школы ме- тодического опыта, мастер-класс, проблемные семинары,презентации, работа проблемных групп) |
ежемесячно | ЦПК | по смете ОУ | ||||
4.4 | Организация и проведение городс- ких научно-практических методи- ческих конференций по актуальным проблемам обучения и воспитания: |
|||||||
- городская научно-методическая конференция "Оптимизация образо- вательного и воспитательного процесса" |
1 раз в 2 года |
ЦПК | - | 15,0 | - | 15.0 | ||
- "Городской августовский педсо- вет" (предметные секции) |
ежегодно | УО, ЦПК | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 21,0 | ||
- издание методического журнала "Воспитание и образование" |
ежеквар- тально |
ЦПК | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 120,0 | ||
4.5 | Частичная компенсация затрат на переподготовку руководителей об- разовательных учреждений и резе- рва по специальности "Управление образованием" |
ежегодно | УО, ЯГУ |
50,0 | 50,0 | 50,0 | 150,0 | |
4.6 | Повышение квалификации директо- ров школ по вопросу информацион- ных технологий, бухгалтерского учета, финансово-экономической деятельности учреждения |
ежегодно | ЦПК | |||||
5. | Мотивация и стимулирование труда педагогических работников | |||||||
5.1 | Совершенствование системы аттес- тации педагогических работников на вторую, первую и высшую ква- лификационные категории |
ежегодно | УО ЦПК |
|||||
5.2 | Создание локальных нормативных документов в образовательных учреждениях по поощрению педагогических работников |
2004 г. | ОУ | |||||
5.3 | Создание в образовательных учреждениях индивидуальных планов для педагогов по стимулированию профессионального роста |
2004 г. | ОУ | |||||
5.4 | Ежегодное представление педагогических работников на награждение государственными, отраслевыми наградами, наградами Губернатора области, Главы города, Управления образования |
ежегодно | УО ОУ |
|||||
5.5 | Организация мероприятий, посвя- щенных профессиональному празд- нику "День Учителя" |
ежегодно | ||||||
5.6 | Конкурсы профессионального мастерства |
|||||||
"Педагог-года" (Мастер-класс) (Постановление Главы города N 466 от 13.02.2003) |
ежегодно | УО,ЦПК | 23,5 | 39,5 | 23,5 | 86,5 | ||
"Лидер в образовании" | 1 раз в 3 года |
УО, ЦПК | 10,0 | - | - | 10,0 | ||
"Молодые - молодым" | 1 раз в 3 года |
УО, ЦПК | - | 10,0 | - | 10,0 | ||
Смотр-конкурс учебных кабинетов ОУ |
1 раз в 2 года |
УО, ЦПК | 10,0 | - | 10,0 | 20,0 | ||
Участие в областных и российских конкурсах профессионального матерства |
ежегодно | УО, ЦПК | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 60,0 | ||
5.7 | Выдвижение педагогов на ежегодую премию имени П.А. Колесникова в области образования (Постановление Главы города N 2313 от 30.09.1997) До августа 2004 года подготовить проект Постановления Главы города об изменении Положения о премии имени П.А. Колесникова в области образования в части размера премии |
ежегодно | УО, конкурс- ная комиссия |
|||||
6. | Социальная защита педагогических кадров: | |||||||
6.1 | Выделение субсидий работникам, состоящим в очереди на получение жилья, с правом самостоятельного решения вопроса приобретения жилья:10 субсидий в год по общей очереди; 2 субсидии высококвали- фицированным специалистам |
в течение года |
ЖУ | |||||
6.2 | Выделение комнат работникам образования в муниципальных общежитиях |
ежегодно | ЖУ | 15 комнат |
15 комнат |
15 комнат |
45 комнат |
|
6.3 | Предварительные и периодические медицинские осмотры педагогичес- ких работников |
ежегодно | УО | по сметам ОУ |
||||
6.4 | Компенсационные выплаты на удешевление стоимости путевок на летний отдых детей педагогичес- ких работников |
ежегодно | по программе летнего отдыха |
в пределах выделенных ассигнова- ний на эти цели |
||||
6.5 | Внедрение во всех учреждениях программы "Здоровье на рабочем месте" |
постоянно | УО | |||||
6.6 | Выделение единовременного посо- бия ветеранам педагогического труда ко Дню пожилого человека |
ежегодно | УО, Совет ветеранов |
по смете ОУ | ||||
6.7 | Выйти в Законодательное собрание области с инициативой о принятии закона о единовременном пособии при выходе на пенсию работников бюджетной сферы |
2004 г. | Вологодс- кая го- родская Дума |
|||||
Итого: | 500,0 | 504,5 | 473,5 | 1478,0 |
Используемые сокращения
УО - Управление образования Администрации г. Вологды
ЖУ - Жилищное управление Администрации г. Вологды
ВГПУ - Вологодский государственный педагогический университет
ЯГУ - Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского
ВИРО - Вологодский институт развития образования
ЦПК - Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды
ОУ - образовательные учреждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена городская целевая программа "Кадровое обеспечение муниципальной системы образования" на 2004-2006 годы.
Заказчиком выступает Администрация города Вологды.
Основные цели и задачи Программы: обеспечить муниципальную систему образования квалифицированными кадрами, способными решить задачи модернизации образования, снизить кадровый дефицит; обеспечить всем работающим педагогам условия для непрерывного образования в соответствии с задачами модернизации; подготовка педагогических кадров нового поколения по остродефицитным специальностям; решение комплекса социальных и моральных мер для повышения статуса педагогических работников; снижение социальной напряженности в педагогической среде.
Срок реализации Программы с 2004 по 2006 годы.
Источником финансирования являются средства городского бюджета в размере 1478,0 тыс. рублей.
Решение Вологодской городской Думы от 4 декабря 2003 г. N 709 "Об утверждении городской целевой программы "Кадровое обеспечение муниципальной системы образования" на 2004-2006 годы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Вологодской городской Думы от 2 июля 2012 г. N 1231 настоящее решение признано утратившим силу
Решением Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 г. N 367 действие настоящего Решения приостановлено на 2006 г.