Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о системе комплексного мониторинга окружающей среды
на территории Вологодской области
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 5 августа 2002 г. N 486)
Настоящее Положение определяет принципы построения, состав, порядок выполнения задач и взаимодействия основных субъектов, а также регулирует основные вопросы функционирования системы комплексного мониторинга окружающей среды на территории Вологодской области (далее именуется - СКМ ОС). Настоящее Положение действует до принятия соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне.
1. Общие положения
1.1. СКМ ОС предназначена для сбора, обработки, анализа, обмена и выдачи информации о состоянии окружающей среды и тенденциях ее развития на территории Вологодской области, подготовки предложений по устранению негативных ситуаций и для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления экологически обоснованных управленческих решений по реализации планов экологически безопасного, устойчивого развития области, а также для информирования населения и организаций об экологической обстановке в области.
1.2. СКМ ОС реорганизована из единой областной системы экологического мониторинга на основе разработанного в 2001 году ЗАО "ЛенЭкоСофт" проекта (концептуальных основ) "Система комплексного мониторинга окружающей природной среды и здоровья населения Вологодской области".
1.3. Ответственность за реализацию и функционирование СКМ ОС возложена на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
1.4. Координирующим органом управления СКМ ОС является координационный Совет.
2. Основные объекты и виды мониторинга СКМ ОС
2.1. Сферы природной среды
2.1.1. Состояние атмосферного воздуха. Климатические характеристики:
- метеорологические наблюдения;
- контроль за состоянием воздушной среды;
- контроль за трансграничным переносом загрязняющих веществ;
- контроль за химическим составом атмосферных осадков.
2.1.2. Состояние поверхностных водных объектов:
- гидрологические наблюдения;
- контроль за загрязнением водных объектов;
- контроль за трансграничным переносом загрязняющих веществ.
2.1.3. Состояние почвы:
- контроль за загрязнением почв сельскохозяйственного назначения, в селитебных зонах, на территориях размещения отходов, в зонах влияния крупных промышленных и сельскохозяйственных организаций.
2.1.4. Состояние геологической среды:
- контроль качества подземных вод;
- контроль за опасными экзогенными процессами;
- контроль за выполнением условий по охране недр при разработке месторождений полезных ископаемых и добыче вод.
2.2. Природные ресурсы
2.2.1. Поверхностные водные ресурсы:
- контроль за использованием водных ресурсов;
- контроль за гидротехническими сооружениями и водохозяйственными объектами;
- ведение водного кадастра.
2.2.2. Почвы:
- контроль за плодородием почв;
- агрометеорологические наблюдения;
- ведение территориального земельного кадастра.
2.2.3. Полезные ископаемые:
- мониторинг месторождений и составление территориального баланса полезных ископаемых, контроль за их использованием;
- ведение кадастра подземных вод.
2.2.4. Лесной фонд:
- контроль за площадью лесов;
- контроль за видовым и возрастным составом лесного фонда;
- контроль за запасом древостоя;
- ведение лесного кадастра.
2.2.5. Дикая фауна:
- контроль за динамикой численности особей в популяциях диких животных;
- контроль за динамикой изъятия особей ценных охотничье-промысловых видов животных;
- ведение кадастра ресурсов охотничье-промысловых животных.
2.2.6. Водные биологические ресурсы:
- оценка использования (мониторинг) водных биоресурсов;
- ихтиопатологические наблюдения, контроль качества рыб, используемых в пищевых и кормовых целях;
- контроль и учет воздействия загрязнения окружающей среды на рыб;
- ведение кадастра водных биоресурсов.
2.2.7. Состояние сельскохозяйственных культур:
- технологический и аналитический контроль за применением пестицидов;
- контроль за развитием болезней, вредителей и сорняков.
3. Организационная структура СКМ ОС
3.1. СКМ ОС формируется на базе уже существующих государственных и ведомственных систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды. Формирование происходит на основе единого организационного, методологического и метрологического подхода и создания механизма взаимодействия ведомственных служб друг с другом.
3.2. В состав СКМ ОС входят подсистемы мониторинга:
- источников загрязнения окружающей среды;
- состояния атмосферы;
- поверхностных вод;
- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- гидротехнических сооружений, водных и водохозяйственных балансов;
- сельскохозяйственных растений;
- почв;
- земель;
- геологической среды, в том числе подземных вод;
- лесов;
- водных биоресурсов;
- диких животных;
- ветеринарно-гигиенический мониторинг;
- радиологический мониторинг;
- топографо-геодезическое обеспечение;
- специальное метеорологическое обеспечение службы содержания автомобильных дорог;
- муниципальный экологический мониторинг;
- производственный экологический мониторинг;
- мониторинг областного комитета государственной статистики;
- контроль центра стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России.
3.3. Субъектами СКМ ОС являются:
- департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;
- ГУ "Вологодский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Главное управление по делам ГО ЧС области);
- главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Вологодской области;
- ФГУ "Вологодское управление сельскими лесами";
- управление рыболовства Вологодской области;
- управление но охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Вологодской области;
- отдел ветеринарии департамента сельского хозяйства Вологодской области;
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Вологодской области;
- ФГУ "Государственный центр агрохимической службы "Вологодский";
- ФГУ "Вологодская областная станция защиты растений";
- Вологодский гидрогеологический отряд Вологодской поисково-съемочной партии ГФУП "Петербургская комплексная геологическая экспедиция";
- главное управление архитектуры и градостроительства Вологодской области;
- департамент дорожного хозяйства Вологодской области;
- ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск (Упрдор "Холмогоры")" Росавтодора;
- управление Северного округа федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзор России);
- областной комитет государственной статистики;
- центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
- департамент имущественных отношений Вологодской области;
- муниципальные образования области;
- субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие негативное влияние на окружающую природную среду.
4. Основные задачи и функции СКМ ОС
4.1. СКМ ОС обеспечивает:
- координацию взаимодействия природоохранных служб по осуществлению наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- оценку фактического состояния природной среды;
- выделение участков повышенной экологической опасности и определение зон чрезвычайной экологической ситуации;
- оперативное и достоверное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления и населения области о состоянии окружающей природной среды;
- выработку предложений для принятия управленческих решений связанных с природопользованием, предупреждением и ликвидацией угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;
- прогнозирование и оценку социально-экологических последствий негативного развития в сфере окружающей среды;
- подготовку исходных данных для разработки и реализации экологических мероприятий и планов социально- экономического развития области.
4.2. Основной принцип функционирования СКМ ОС заключается во взаимодействии подсистем мониторинга, обеспечивающем комплексность наблюдений за состоянием окружающей среды и анализ факторов загрязнения:
- информационно-аналитический центр СКМ ОС, функции которого возложены на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, осуществляет сбор информации от субъектов СКМ ОС, ее обработку с многокритериальным анализом, прогнозированием и подготовкой предложений для принятия управленческих решений;
- остальные субъекты СКМ ОС ведут собственные ведомственные базы с выдачей информации в виде сводных отчетов обработанных данных, а также оперативной и справочной информации (в зависимости от запроса) другим участникам информационного обмена. Частный анализ информации, прогнозирование и подготовка управленческих решений по профилю деятельности участников СКМ ОС осуществляются ведомственными подсистемами на основе их нормативной базы.
4.3. Основные функции, выполняемые субъектами СКМ ОС
/--------------------------------------------------------------------\
|Субъекты СКМ ОС |Функции * |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Департамент |- руководство организацией и функционированием |
|природных ресурсов и|СКМ ОС; |
|охраны окружающей|- выполнение функции информационно- |
|среды Вологодской |аналитического центра: |
|области |- организация информационного взаимодействия со|
| |всеми средствами наблюдения и контроля, |
| |независимо от их ведомственной принадлежности; |
| |- сбор, обработка, интеграция и анализ данных |
| |о состоянии природных сред и природных |
| |ресурсов; |
| |- прогнозирование изменения экологической |
| |обстановки; |
| |- информационное обеспечение системы |
| |мониторинга и прогнозирования ЧС по вопросам |
| |предупреждения возникновения зон экологического|
| |бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций и|
| |бедствий с определением возможных границ этих |
| |зон, а так же негативных изменений природной |
| |среды в результате хозяйственной деятельности; |
| |- информационная поддержка организационного |
| |управления природоохранной деятельностью и |
| |экологической безопасностью; |
| |- информирование населения и общественности об |
| |экологической обстановке в регионе; |
| |- подготовка информации для принятия |
| |управленческих решений в сфере охраны |
| |окружающей среды; |
|--------------------+-----------------------------------------------|
| |- систематический выпуск информационных |
| |материалов о состоянии окружающей среды |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|ГУ "Вологодский |- ведение мониторинга состояния атмосферы, |
|областной центр по |поверхностных вод и почв; - мониторинг |
|гидрометеорологии и |- мониторинг трансграничного переноса |
|мониторингу |загрязняющих веществ; |
|окружающей среды" |- ведение государственного фонда данных о |
| |загрязнении окружающей природной среды; |
| |- подготовка текущей и режимно-справочной |
| |гидрометеорологической информации; |
| |- прогнозирование стихийных |
| |гидрометеорологических явлениях и |
| |предупреждение о них; |
| |- обеспечение специализированными краткосроч - |
| |ными прогнозами службы содержания дорог |
| |общего пользования; |
| |- мониторинг (наблюдения, оценка, прогноз) |
| |радиоактивного и химического загрязнения |
| |окружающей и природной среды (атмосферного |
| |воздуха, поверхностных води почв) на |
| |территории области; |
| |- предупреждения об экстремально высоких |
| |уровнях загрязнения окружающей природной среды;|
| |- организация и осуществление оперативного |
| |контроля радиоактивного и химического |
| |загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций; |
| |- методическое руководство и лицензирование |
| |деятельности субъектов СКМ ОС в области |
| |гидрометеорологии и в смежных с ней областях с |
| |целью обеспечения единства наблюдений за |
| |гидрометеорологическими процессами и |
| |загрязнением окружающей среды; |
| |- иные функции в области гидрометеорологии и |
| |мониторинга окружающей среды |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Главное управление |- оценка обстановки в зонах поражения |
|по делам ГО ЧС |(загрязнения) от аварийных выбросов |
|области |токсических (радиоактивных) веществ в |
| |атмосферу, сбросов в водную среду, лесных |
| |(торфяных) пожаров, наводнений, затоплений, |
| |иных стихийных бедствий; |
| |- сбор, обработка, обмен и выдача информации в |
| |области защиты населения и территорий от |
| |чрезвычайных ситуаций; |
| |- прогноз и оценка социально-экономических |
| |последствий чрезвычайных ситуаций; |
| |- подготовка предложений для принятия |
| |управленческих решений; |
| |- иные функции в области мониторинга |
| |чрезвычайных ситуаций природного и техногенного|
| |характера |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Департамент |- создание, внедрение и обеспечение |
|дорожного хозяйства|функционирования сети автодорожных |
|Вологодской области |метеостанций на дорогах общего пользования; |
|ГУ "Управление|-обеспечение службы содержания дорог общего|
|автомобильной |пользования и пользователей дорог |
|магистрали |исчерпывающей информацией о погодных и |
|Москва-Архангельск |дорожных условиях по маршрутам следования; |
|(Упрдор |- сокращение нагрузки на окружающую среду от |
|"Холмогоры")" |воздействия химических реагентов, используемых |
|Росавтодора |в процессе зимнего содержания дорог; |
| |- другие функции в области обеспечения |
| |безопасности дорожного движения и снижения |
| |антропогенной нагрузки на окружающую среду |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Департамент |- проведение единой государственной политики в |
|имущественных |области имущественных и земельных отношений; |
|отношений |- разработка и реализация государственных |
|Вологодской области |программ, связанных с рациональным |
| |использованием земель; |
| |- создание и обеспечение функционирования |
| |системы учета федерального и областного |
| |имущества и контроля за его использованием; |
| |- участие в разработке проекта федеральных и |
| |и областных программ использования, охраны |
| |защиты и воспроизводства лесного и водного |
| |фонда, государственного фонда недр; |
| |- подготовка совместно с заинтересованными |
| |федеральными органами исполнительной власти и |
| |органами исполнительной власти области |
| |документов о переводе находящихся в федеральной|
| |собственности и областной собственности земель |
| |из одной категории в другую; |
| |- другие функции в области имущественных и |
| |земельных отношений |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Главное управление|- ведение мониторинга источников загрязнения |
|природных ресурсов и|окружающей природной среды и зон их прямого |
|охраны окружающей|воздействия (государственный экологический |
|среды МНР России но|контроль за сбросами и выбросами вредных |
|Вологодской области |веществ в окружающую среду, а также за |
| |размещением опасных промышленных отходов); |
| |- ведение мониторинга лесов, находящихся в |
| |ведении главного управления природных ресурсов |
| |и охраны окружающей среды МПР России по |
| |Вологодской области; - ведение мониторинга |
| |- ведение мониторинга гидротехнических |
| |сооружений, поднадзорных МПР России, водных и |
| |водохозяйственных балансов; |
| |- организация мониторинга геологической среды, |
| |включая мониторинг подземных вод; |
| |- подготовка сводных статистических отчетностей|
| |2ТП "Воздух", "Водхоз", "Токсичные отходы"; |
| |- ведение кадастров лесных, водных и минераль- |
| |ных ресурсов; |
| |- другие функции в области мониторинга |
| |антропогенного воздействия на окружающую среду |
| |и состояния природных ресурсов; |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Комитет по земельным|- ведение государственного земельного кадастра;|
|ресурсам и|- инвентаризация земель городов, поселков и |
|землеустройству по|сельских населенных пунктов; |
|Вологодской области |- геоботаническая и почвенная оценка состояния |
| |земель; - сбор сведений о правовом режиме |
| |- сбор сведений о правовом режиме земель; |
| |земель; - учет распределения земель по угодьям |
| |- качественная и количественная оценка земель; |
| |- учет распределения земель по угодьям и |
| |владельцам; |
| |- другие функции в области мониторинга земель |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|ФГУ "Вологодское|- ведение мониторинга лесов Вологодской |
|управление сельскими|области, находящихся в ведении Вологодского |
|лесами" |управления сельскими лесами; |
| |- ведение кадастра лесных ресурсов; |
| |- другие функции в области мониторинга лесов |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|ФГУ "Государственный|- сплошной и локальный экологический |
|центр агрохимической|мониторинг почв: контроль агрохимических |
|службы "Вологодский"|показателей, содержания микроэлементов и |
| |тяжелых металлов; |
| |- сертификация почв; |
| |- радиологический мониторинг почв; |
| |- мониторинг источников загрязнения окружающей |
| |среды в агропромышленном комплексе; |
| |- нанесение границ водоохранных зон на |
| |картографическую основу территорий |
| |сельскохозяйственных предприятий; |
| |- другие функции в области мониторинга почв |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|ФГУ" Вологодская |- контроль за состоянием сельскохозяйственных|
|областная станция|культур, развитием болезней, вредителей и|
|защиты растений" |сорняков; |
| |- технологический и аналитический контроль за |
| |применением пестицидов; |
| |- другие функции в области мониторинга |
| |сельскохозяйственных растений |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Управление |- оценка использования водных биоресурсов; |
|рыболовства |- ведение кадастра водных биоресурсов; |
|Вологодской области |- другие функции в области мониторинга водных |
| |биоресурсов |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Вологодский |- ведение мониторинга подземных вод; |
|гидрогеологический |- оценка эксплуатационных запасов подземных вод|
|отряд Вологодской|и учет их использования; |
|поисково-съемочной |- анализ изменения качества подземных вод; |
|партии ГФУП|- оценка и прогноз режима подземных вод; |
|"Петербургская |государственного мониторинга геологической|
|комплексная |среды, включая Государственный водный кадастр;|
|геологическая |- другие функции в области мониторинга|
|экспедиция" |геологической среды |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Управление по|- ведение кадастров ресурсов |
|охране, контролю и|охотничье-промысловых животных; |
|регулированию |- контроль динамики изменения численности |
|использования |особей в популяциях диких животных; |
|охотничьих животных|- контроль динамики изъятия особей ценных |
|Вологодской области |промысловых видов животных; |
| |- другие функции в области мониторинга диких |
| |животных |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Отдел ветеринарии|- мониторинг скотомогильников (инвентаризация,|
|департамента |паспортизация, нанесение на картографическую|
|сельского хозяйства|основу); |
|Вологодской области |- ветеринарно-гигиенический мониторинг; |
| |- ихтиопатологический мониторинг состояния |
| |рыб в водоемах области; |
| |- другие функции в области ветеринарного |
| |мониторинга |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Организации-субъекты|- производственный экологический мониторинг:|
|хозяйственной |- технологический контроль промышленных |
|деятельности |выбросов; |
| |- контроль загрязнения атмосферного воздуха на|
| |границе СЗЗ; |
| |- контроль сбросов производственных и |
| |ливневых сточных вод; |
| |- контроль состояния почв, поверхностных и |
| |подземных вод в зоне влияния предприятия; |
| |- другие функции в области производственного |
| |экологического мониторинга |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Муниципальные |- муниципальный экологический мониторинг: |
|образования |- координация деятельности подразделений|
| |субъектов СКМ ОС на местном уровне; |
| |- систематический экологический контроль|
| |предприятий (сбросы, выбросы загрязняющих|
| |веществ, размещение отходов и др. мероприятия);|
| |- оценка фактического состояния природной среды|
| |- оперативное и достоверное |
| |информирование органов местного самоуправления|
| |и населения муниципального образования о|
| |состоянии окружающей среды; |
| |- выработка предложений для принятия |
| |управленческих решений, связанных с |
| |природопользованием, предупреждением и |
| |ликвидацией угрозы возникновения чрезвычайных |
| |ситуаций природного характера; |
| |- взаимодействие с информационно-аналитическим |
| |центром СКМ ОС; |
| |- другие функции в области муниципального |
| |экологического мониторинга |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Главное управление |- осуществление топографо-геодезического и|
|архитектуры и |картографического обеспечения СКМ ОС |
|градостроительства | |
|Вологодской области | |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Управление |- мониторинг промышленной безопасности; |
|Северного округа |- контроль за выполнением условий по охране|
|Госгортехнадзора |окружающей среды при разработке месторождений|
|России |полезных ископаемых, добыче подземных вод,|
| |строительных работах; |
| |- другие функции по охране окружающей среды |
| |при горнодобывающих и строительных работах |
|--------------------+-----------------------------------------------|
|Центр |- осуществление государственного контроля и|
|стандартизации, |надзора за соблюдением обязательных требований |
|метрологии и |государственных стандартов в области охраны |
|сертификации |окружающей среды, предупреждения и ликвидации |
|Госстандарта России |чрезвычайных ситуаций; |
| |- проведение согласованной научно-технической |
| |политики и координация работ по обеспечению |
| |требуемой точности, единства и достоверности |
| |измерений в области охраны окружающей среды, |
| |предупреждения и ликвидации чрезвычайных |
| |ситуаций; |
| |- установление норм, требований и правил по |
| |метрологическому обеспечению в рамках |
| |осуществления государственного метрологического|
| |контроля и надзора в области охраны окружающей |
| |среды, предупреждения и ликвидации |
| |чрезвычайных ситуаций |
\--------------------------------------------------------------------/
* Функции субъектов СКМ ОС установлены в соответствии с действующим законодательством.
5. Режим и порядок функционирования СКМ ОС
5.1. СКМ ОС осуществляет свою деятельность в одном из следующих режимов, устанавливаемых в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Правительства области или органов местного самоуправления:
- режим повседневной деятельности (основной режим функционирования);
- режим повышенной готовности - при обнаружении загрязнения окружающей среды, опасных природных явлений, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации (аварийный режим функционирования) - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми субъектами СКМ ОС в этих режимах, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в рамках утвержденных программ;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения и выработка предложений для принятия управленческих решений по предотвращению чрезвычайных ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории, выработка предложений для принятия управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.3. Функции по систематизации, обобщению и хранению информации, получаемой в структуре СКМ ОС, осуществляет департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
5.4. Единый банк информации СКМ ОС формируется на основе данных, предоставляемых субъектами СКМ ОС в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
5.5. Руководители подсистем СКМ ОС несут ответственность за своевременность, качество и достоверность предоставляемой информации.
5.6. Обобщенная в структуре СКМ ОС информация является областным информационным ресурсом. Собственником обобщенной в структуре СКМ ОС информации является Вологодская область.
5.7. Обмен информацией между субъектами СКМ ОС при выполнении закрепленных за ними функций СКМ ОС осуществляется через департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области в соответствии с действующими Положениями о предоставлении информации, в объемах, предусмотренных сводной таблицей информационных обменов СКМ ОС (приложение к настоящему Положению).
5.8. Финансирование СКМ ОС осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней, внебюджетных средств субъектов СКМ ОС, включая средства организаций.
5.9. Средства, выделяемые на развитие и функционирование СКМ ОС, расходуются по следующим целевым направлениям:
- создание новых и содержание существующих пунктов наблюдательных сетей мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
- проведение необходимых наблюдений;
- приобретение компьютерной техники и программного обеспечения;
- обучение специалистов для СКМ ОС;
- приобретение необходимых приборов и оборудования.
5.10. Основные средства, приобретенные субъектами СКМ ОС за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, являются, соответственно, государственной собственностью Вологодской области и собственностью муниципальных образований и передаются субъектам на время использования в работе по целевому назначению в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
5.11. Ежегодный перечень мероприятий по функционированию и развитию СКМ ОС разрабатывается департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и рассматривается координационным Советом СКМ ОС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.