Постановление Череповецкой городской Думы
от 28 мая 2002 г. N 62
"О городской целевой программе "Городское самоуправление
и гражданское согласие" на 2002-2006 годы"
В целях повышения эффективности системы коммуникаций структур городского самоуправления с населением и средствами массовой информации по актуальным вопросам жизнедеятельности города, рассмотрев предложение экспертного совета по стратегическому планированию и инвестиционной деятельности, Череповецкая городская Дума постановила:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Городское самоуправление и гражданское согласие" на 2002-2006 годы (прилагается).
2. Контроль за выполнением Программы возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам городской Думы.
Мэр города |
М.С. Ставровский |
Городская целевая программа
"Городское самоуправление и гражданское согласие" на 2002-2006 годы
(утв. постановлением Череповецкой городской Думы от 28 мая 2002 г. N 62)
1. Информация о Программе
Название программы Городская целевая программа
"Городское самоуправление и
гражданское согласие" на
2002-2006 годы (далее - Программа)
Руководитель Программы Мэр города М.С. Ставровский
Менеджер Программы Директор некоммерческого партнерства
"Аналитический центр" В.В. Апехтин
Контактный телефон (8202) 50-12-19
Факс (8202) 50-06-47
E-mail analitikl @mail. ru
Сроки реализации Программы
Программа имеет среднесрочную цель, ее реализация рассчитана на период с 2002 по 2006 годы.
Первый этап Программы рассчитан на один год - 2002. После реализации первого этапа разрабатывается план мероприятий следующих этапов реализации Программы с корректировкой опробированных форм работы, на основе анализа их успешности и эффективности. Перечень мероприятий Программы ежегодно рассматривается и корректируется экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, рассматривается и утверждается городской Думой.
Полная стоимость Программы
Полная стоимость реализации Программы - не определялась. Стоимость реализации первого этапа в 2002 году - 483432 рубля. Стоимость следующих этапов будет оцениваться исходя из объема необходимых мероприятий на основе принципа целесообразности затрат.
Требуется из бюджета города
На реализацию первого этапа в 2002 году из городского бюджета необходимо 483432 рубля.
Другие источники финансирования
На реализацию первого этапа в 2002 году привлечения средств из внебюджетных источников не планируется. На реализацию следующих этапов будут привлекаться внебюджетные средства ко-спонсоров Программы из числа грантодателей и лиц (юридических и физических), заинтересованных в решении задач Программы.
2. Резюме
Программа выполняется некоммерческим партнерством "Аналитический центр" в сотрудничестве с другими участниками Программы: средства массовой информации, мэрия города, городская Дума, представители экономической и политической элит, представители общественных организаций и инициативные жители города.
Достаточно высокий уровень гражданского согласия в обществе является важным условием стабильного развития города. Определенная угроза роста напряженности в социально-экономической сфере города требует перевода общественного диалога в конструктивное русло. Для ведения эффективного диалога необходима, как минимум, ясная коммуникативная политика по вопросам жизнедеятельности города. Решения и действия органов городского самоуправления должны быть понятны внешнему окружению.
Цель Программы - повышение эффективности системы коммуникаций структур городского самоуправления с населением и средствами массовой информации по актуальным вопросам жизнедеятельности города.
Цель Программы конкретизируется рядом задач:
оптимизация информирования общественности об актуальных задачах и проблемах, стоящих перед городом и городским самоуправлением;
содействие в обеспечении СМИ объективными и достоверными материалами об общественно значимых проблемах и политике властей по их решению;
распространение норм цивилизованной культуры публичных дебатов между властью и гражданским обществом;
поддержка инициатив, направленных на сотрудничество жителей города с органами городского самоуправления;
информационное освещение и консультационная поддержка процессов стратегического планирования и реализации стратегического плана развития города.
В ходе реализации программы ожидаются следующие общие результаты. Повышение уровня осведомленности населения о задачах, стоящих перед городом, и действиях властей по их решению. Концентрация усилий органов городского самоуправления, средств массовой информации, лидеров общественного мнения на использовании эффективных коммуникационных каналов при обсуждении и решении общественно значимых городских вопросов. Увеличение потенциала культуры общественно-политических дискуссий. Рост вовлеченности горожан в решение вопросов городской жизнедеятельности. Согласованное с населением "видение" будущего облика города, включенное в стратегический план развития. Улучшение качества решений, принимаемых местными органами власти с учетом мнений жителей города. Укрепление гражданского согласия. Результаты выполнения Программы в разрезе каждой задачи представлены в разделе "Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые результаты".
Реализация целей и задач Программы достигается путем выполнения программных мероприятий. Мероприятия Программы на 2002 год представлены в разделах 4 и 5. Перечень мероприятий, их описание (раздел 4.2) и ресурсное обеспечение (раздел 5) составляются на каждый год реализации Программы, рассматривается и корректируется экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, рассматриваются и утверждаются городской Думой. Утвержденные городской Думой перечень мероприятий, описание и ресурсное обеспечение оформляются приложениями к Программе.
Продолжительность первого этапа Программы рассчитана на 2002 год. Общая продолжительность Программы - 2002-2006 годы.
Сумма, необходимая для реализации первого этапа Программы, - 483432 рубля.
3. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые общие результаты.
Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы.
Оценка текущей ситуации
3.1. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые результаты
Обеспечение гражданского согласия - одна из базовых задач местного самоуправления Важнейшее условие ее реализации - ясная коммуникативная политика по вопросам жизнедеятельности города. Для ведения конструктивного общественного диалога необходимо как минимум, чтобы решения и действия органов городского самоуправления были понятны внешнему окружению. Эффективные коммуникации по проблемам, имеющим общественную значимость, предполагаются уже в самом понятии "местное самоуправление".
Необходимость в разработке Программы обусловлена, прежде всего, прогнозируемым ростом напряженности в социально-экономической сфере города на основе тех тенденций и условий коммуникации, которые изложены далее в разделе "Оценка текущей ситуации".
Реализация Программы позволит получить несколько важных социальных эффектов. Во первых, повысит уровень информированности жителей города по актуальным, обществено значимым проблемам. Во-вторых, сконцентрирует усилия заинтересованных сторон: органов местного самоуправления, средств массовой информации, руководителей хозяйствующих субъектов, лидеров общественного мнения на использовании наиболее эффективных коммуникационных каналов при обсуждении общественно важных проблем. Дополнительный эффект - улучшение качества "обратной связи" властей с населением за счет роста количества жителей города, способных в ходе социологических опросов выразить структурированное мнение, позицию по актуальным проблемам. В-третьих, позволит сократить уровень неформальных коммуникаций деструктивного характера за счет роста публичных дискуссий, что, в свою очередь, увеличивает степень осознанности проблем и кристаллизует гражданскую позицию горожан по отношению к важным вопросам местного самоуправления. В-четвертых, включение альтернативных мнений к коммуникативный оборот и учет результатов публичных обсуждений в процессе принятия решений позволит улучшить качество решений местных органов власти. В-пятых, повысит общий уровень гражданской культуры в городе за счет роста информационной активности и интенсификации процесса обмена мнениями, что, в конечном итоге, должно благотворно отразиться на гpaждaнcкoй согласии в городе.
Реализация Программы соответствует основным уставным целям деятельности НП "Аналитический центр":
разработка и координация городских программ;
структурирование имеющейся в городе информации.
Аналитический центр имеет опыт проведения работы в информационном пространстве города, располагает необходимым интеллектуальным, техническим и организационным потенциален для успешного решения задач Программы. Имеется возможность дополнительного привлечена высококвалифицированных специалистов различных сфер знания, а также студентов ориентированных на работу в сфере информации и коммуникаций. Помощь в осуществлении коммуникаций с целевыми группами городской общественности является одной из постоянны;
составляющих работы Аналитического центра.
Результаты Программы поддаются измерению с использованием качественно количественных методов в каждом конкретном случае. Возможность текущих замеров эффективности информационной деятельности в том или ином направлении (это одна из подзадач городской целевой программы "Социальный мониторинг") позволяет оперативно корректировать процесс коммуникации, объективно оценивать полученный результат.
Цель Целевые показатели
/------------------------\ /--------------------------------------------\
|Повышение эффективности | |Повышение уровня информированности |
|системы коммуникаций | |населения города об актуальных, общественно |
/-|структур городского |-|значимых проблемах. |
| |самоуправления с населе-| |Эффективность использования коммуникационных|
| |нием и СМИ по актуальным| |каналов при освещении и обсуждении общест- |
| |вопросам | |венно значимых проблем. |
| | | |Рост вовлеченности граждан в общественные |
| | | |дискуссии по вопросам местного самоуправле- |
| | | |ния. |
| | | |Улучшение качества решений, принимаемых |
| | | |местными органами власти с учетом публичных |
| | | |обсуждений важных вопросов жизнедеятельности|
| | | |города. |
| | | |Повышение уровня гражданской культуры. |
| \------------------------/ \--------------------------------------------/
| Задачи Результат
| /------------------------\ /--------------------------------------------\
| |1. Оптимизация информи- | |Для горожан: рост информированности дает |
| |рования общественности | |возможность осознанно ориентироваться в |
| |об актуальных задачах и | |происходящем и вырабатывать собственную |
| |проблемах, стоящих перед| |гражданскую позицию по актуальным городским |
| |городом и городским | |вопросам. |
|-|самоуправлением. |-|Для властей: оптимизированный процесс инфор-|
| | | |мирования населения по различным коммуника- |
| | | |ционным каналам; рост осведомленности горо- |
| | | |жан; |
| | | |возможность получения достаточно структури- |
| | | |рованного мнения общественности для учета в |
| | | |процессе принятия решений. |
| \------------------------/ \--------------------------------------------/
| /------------------------\ /--------------------------------------------\
| |2. Содействие в обеспе- | |Преодоление коммуникационных барьеров в сис-|
| |чении СМИ объективными | |теме "органы местного самоуправления - |
|-|и достоверными материа- |-|средства массовой информации" |
| |лами о политике городс- | | |
| |ких властей. | | |
| \------------------------/ \--------------------------------------------/
| /------------------------\ /--------------------------------------------\
| |3. Распространение норм | |Разработанные модельные схемы площадок для |
| |цивилизованной культуры | |публичного обсуждения социально значимых |
|-|публичных дебатов между |-|задач. Апробирование модельных схем. Увели- |
| |властью и гражданским | |чение потенциала культуры публичных дебатов.|
| |обществом. | | |
| \------------------------/ \--------------------------------------------/
| /------------------------\ /--------------------------------------------\
| |4. Поддержка инициатив, | |Разработанные и обсужденные модели реализа- |
| |направленных на сотруд- | |ции проектов, направленных на сотрудничест- |
|-|ничество между гражданс-|-|во городских властей и гражданского общест- |
| |ким обществом и влас- | |ва. |
| |тями города. | | |
| \------------------------/ \--------------------------------------------/
| /------------------------\ /--------------------------------------------\
| |5. Информационное осве- | |Вовлеченность горожан в разработку будущего |
| |щение и консультационная| |облика города. |
| |поддержка процессов | |Повышение качества обратной связи в ходе |
\-|стратегического планиро-|-|согласования будущего облика города на этапе|
|вания и реализации стра-| |создания стратегического плана. Видение |
|тегического плана раз- | |горожан. Информированность жителей города о |
|вития города. | |ходе реализации стратегического плана разви-|
| | |тия города. |
\------------------------/ \--------------------------------------------/
3.2. Интересы целевых групп и целевые потребители Программы
Повышение уровня информированности горожан о текущем состоянии актуальных проблем, о действиях властей по их разрешению, о возможных тенденциях и стратегических замыслах соответствует долгосрочным приоритетам развития города, создает необходимую базу для социального консенсуса. Это, в свою очередь, позволит вовлечь в процесс реализации решений властей максимальное количество горожан, повысит для них прозрачность и осознанность принимаемых властями решений, расширит демократичность процедур принятия решений по общественно значимым вопросам.
Властные структуры заинтересованы в повышении уровня информированности населения по наиболее значимым вопросам. Как показывает опыт, чем лучше информировано население, тем меньше условий для зарождения социальных конфликтов. Даже в ситуации обострения социальных и экономических противоречий, широкий общественный диалог создает предпосылки для принятия взвешенных решений.
Повышение информированности соответствует интересам большинства целевых групп населения города, позволяет более полно реализовать их конституционное право на получение объективной информации.
Демонстрация открытости, прозрачности деятельности власти будет содействовать укреплению стабильности в обществе, повышению уровня доверия населения к городским властям, создаст необходимые условия для социального диалога, что и является непременным условием гражданского согласия.
3.3. Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы
Сильные стороны Аналитического центра, существенные для достижения поставленных целей и задач:
наличие высококвалифицированных кадров, специализирующихся в сфере гуманитарных информационных технологий, имеющих опыт взаимодействия со средствами массовой информации, опыт работы по подготовке специалистов журналистского профиля и специалистов по связям с общественностью;
хорошее знание существующего положения дел на информационном рынке и в информационном пространстве города и региона;
опыт аналитической работы и сформированные базы данных, позволяющие проследить динамику процессов в информационной сфере и определить основные тенденции с оценкой уровня их благоприятности (неблагоприятности) для решения поставленных задач;
наличие опыта медиации в разрешении межличностных и групповых (социальных) конфликтов;
возможность привлечения широкого круга молодых специалистов соответствующего профиля для решения конкретных задач, возникающих в ходе реализации Программы;
наличие помещений и необходимого оборудования.
Слабые стороны Аналитического центра, существенные для достижения
поставленных целей и задач:
ограниченность полномочий в сфере координации действий субъектов коммуникационного процесса;
сложность формализации некоторых показателей работы, обусловленная принципом экономии бюджетных средств;
отсутствие механизмов прямого влияния на информационный процесс посредством управляемых каналов коммуникации;
напряженный график планируемого использования существующих компьютеров специалистами, задействованными в реализации мероприятий пункта 4.2.4 Программы (график использования машинного времени предполагает интервал эксплуатации 8.30 - 21.00).
Внешние возможности:
Интенсификация информационных полей в пространстве города и региона, в том числе: проект телеканалов "Канал-12" (Череповец) и "Канал-7" (Вологда), переход на метровый диапазон телеканала "Провинция" (расширение зоны вещания), планируемое увеличение тиражности газет "Речь" и "Голос Череповца", усиление полиграфических мощностей издательского дома "Череповец", расширение возможностей оперативной печати (в том числе, за счет расширения количества центров ризографии).
Государственная политика, направленная на усиленное продвижение идеологии гражданского согласия.
Активная информационная политика федерального центра с тенденцией использования информационных ресурсов регионов.
Высокая востребованность общественного диалога различными слоями гражданского общества, заинтересованными в стабильной городской среде, ориентированными на участие в конструктивном диалоге с городскими властями.
Актуальность данного направления работы для внешних коммуникаций.
Внешние угрозы:
недостаточно последовательная информационная политика центральных властей по отношению к местному самоуправлению, которая регулярно проявляется, например, в противоречивости оценок действий местных властей, и, как следствие, часто меняет вектор оценок одних и тех же действий органов местного самоуправления в центральных средствах массовой информации;
отсутствие системы коррекции сообщений центральных средств массовой информации по жизненно важным для города проблемам в информационном пространстве города;
уязвимость городского информационного пространства для недружественного и деструктивного воздействий;
слабая структурированность и низкая эффективность внутренних и внешних коммуникаций властных структур города;
недооценка гуманитарных технологий в отношении организации эффективной коммуникации рядом активных и потенциальных участников коммуникационного процесса;
недостаточно последовательная актуализация позитивных моментов городской жизни;
естественное тяготение средств массовой информации к негативной информации, обладающей высоким уровнем интереса для части получателей сообщений, но, при этом, оказывающей деструктивное, отрицательное воздействие на процесс продвижения идеологии гражданского согласия;
высокий уровень критичности горожан (читателей, зрителей, слушателей) к позитивной информации как таковой, требующий более гибких и диалогичных методов информационной работы с имеющимся позитивом.
3.4. Оценка текущей ситуации
Условием успешного развития Череповца является достижение достаточно высокого уровня гражданского согласия в обществе. В настоящее время возникает целый ряд негативных тенденций, которые могут со временем дестабилизировать ситуацию в городе в целом и привести к всплеску протестных настроений, в частности. К негативным тенденциям относятся: сложная ситуация с формированием доходной части городского бюджета в необходимом объеме; напряженное отношение различных групп населения к происходящим
системным изменениям (например, к реформе ЖКХ, к замене ЕНВД на ЕСН и др.);
отсутствие четкого и подкрепленного финансированием разделения компетенции и предметов ведения между властями разных уровней (муниципального, областного и федерального), что порождает неясность в вопросах принятия ответственности за важные социальные, экономические и политические решения Ситуация усугубляется и динамикой экономических процессов на крупнейших промышленных предприятий города.
Все перечисленные тенденции оказывают влияние на рост активности деструктивных сил и, если не переводить общественный диалог в конструктивное русло, могут привести к росту протестных настроений Таким образом, без конструктивного общественного диалога невозможно стабильное развитие экономики города
Основными причинами, препятствующими ведению эффективного общественного диалога и установлению приемлемого уровня гражданского согласия в городе, являются:
сложившаяся конфигурация информационного пространства города и региона, неразвитость культуры публичных дебатов между властью и гражданским обществом как проявление институциональной слабоcти и самого гражданского общества и механизмов его функционирования, сложности структур городского самоуправления с выстраиванием эффективных внешних и внутренних коммуникаций, отсутствие у городских властей малозатратных каналов массового информирования, которые могли бы обеспечить достаточное присутствие официальных позиций городских властей по вопросам жизнедеятельности города в общем информационном потоке оценочности происходящего;
недостаток квалифицированных журналистских кадров, который испытывают почти все средства массовой информации, стереотипизация процессов коммуникации "власть - СМИ", "народ-власть" как потенциально конфликтных и эмоционально негативных.
К тому же, оказывается, не задействован потенциал вузов города, где проводится подготовка будущих специалистов-гуманитариев: журналистов, социологов, специалистов по связям с общественностью.
Перечисленное позволяет предположить, что без активного разъяснения своей позиции и
структурных изменений в системе коммуникации городских властей с населением, ситуация, характерная для настоящего момента, будет в основных чертах воспроизводиться в будущем, а, возможно, будет ухудшаться.
4. Механизм реализации Программы и перечень планируемых мероприятий.
Сроки и этапы
4.1. Система мероприятий, реализующих программные задачи
Решение задач Программы достигается путем выполнения программных мероприятий. Далее приводится описание мероприятий Программы на 2002 год. Указаны задачи, на решение которых направлены мероприятия, приведены общие характеристики мероприятий, дающие представление о том, каким образом они будут выполняться и какие ресурсы потребуются в процессе их реализации.
См. в формате RTF Система мероприятий, реализующих программные задачи
___ мероприятия направлены на реализацию задачи
--- мероприятия способствуют реализации задачи
Примечание: Мероприятия, реализующие программную задачу "Поддержка инициатив, направленных на сотрудничество между городским гражданским обществом и властями города", на первом этапе в 2002 году не запланированы по причине финансовых и организационных ограничений. Данные мероприятия будут планироваться на следующих этапах реализации Программы, после создания стратегического плана развития города.
4.2. Описание мероприятий, запланированных на 2002 год
4.2.1. Информационная, консультационная и организационная поддержка
процессов освещения в СМИ и общественного обсуждения актуальных проблем
жизнедеятельности города
Специалисты по заданию руководителя Программы производят ряд взаимосвязанных работ, которые носят характер информационно-поисковых, исследовательских, консультационных и организационных мероприятий
Необходимо собрать данные о проблеме, актуальной городской задаче или факты о событии. Соединить собранные данные в единую информационную "картину" проблемы или события. Оценить, для каких общественных групп (аудиторий) важна эта информация. При необходимости подключиться к системе "обратной связи" (целевая программа "Социальный мониторинг"), которая позволит более корректно произвести интерпретацию. Определить, какие каналы общения с этой аудиторией более эффективны по критериям охвата и затратности. Наладить взаимодействие со средствами массовой информации и оказывать содействие журналистам в объективном и достоверном освещении значимых городских проблем и действий властей по их решению. Оказать консультационную и информационную помощь участникам коммуникационного процесса в ходе общественного обсуждения актуальных и резонансных вопросов жизнедеятельности города Содействовать преодолению коммуникационных препятствий, которые могут возникнуть в ходе информирования горожан в каком-нибудь из звеньев цепи "органы местного самоуправления - средства массовой информации - жители города". Формы такого содействия разнообразны:
подготовка информационных материалов по актуальной проблеме для целевых групп общественности;
консультации по оптимизации внешних и внутренних коммуникаций (по проблеме);
медиация переговорных процессов и конфликтных ситуаций;
менторство круглых столов и тому подобных мероприятий по информированию, уточнению позиций сторон или поиску решений по проблеме. Они выбираются исходя из соображений целесообразности и эффективности.
Таблица 1 для оценки стоимости ресурсов
Необходимые ресурсы | Требуемая сумма |
Источник финансирования |
Код по БК |
|
Наименование | Количество | |||
Персонал | 892 час. | 43500 | Гор.бюджет | 110100 |
Расходные материалы и предметы снабжения |
Бумага, 4 уп; Ксерокопирование, полиграфические услуги, 1500 экз; Канцтовары |
5380 | Гор.бюджет | 110300 |
Командировки и служебные разъезды |
3500 | Гор.бюджет | 110400 | |
Связь | 3000 | Гор.бюджет | 110600 | |
Аренда помеще- ний и оборудо- вания |
3000 | Гор.бюджет | 110700 | |
Налоговые отчисления и прочие платежи |
Фонды Подоходный налог |
17900 6500 |
Гор.бюджет Гор.бюджет |
110200 |
Итого: | 82780 |
4.2.2. Медиапланирование важнейших городских событий и процессов
Информирование общественности о важнейших городских процессах требует, помимо проведения некоторых работ, перечисленных в предыдущем пункте, проведения особого рода мероприятий, а именно, медиапланирования.
Медиапланирование - это процесс планирования по информированию целевых групп через эффективное размещение сообщений в средствах массовой информации и на других носителях информации.
Медиаплан - документ, в котором отражены способы и хронология посылки коммуникационных сообщений целевой аудитории.
На предварительном этапе специалисты, произведя основные, а, по необходимости, дополнительные оценки, сходные с теми, что описаны в предыдущем пункте, приступают к определению алгоритма эффективного информирования населения или целевых аудиторий.
Наличие алгоритма информирования позволяет приступить, собственно, к медиапланированию. Исходные данные для медиапланирования определяются в самом начале разработки медиастратегии и отражаются в медиа-бриф. Медиа-бриф содержит в себе информацию о следующих параметрах информирования населения в рамках медиаплана:
бюджет,
дата начала информационной кампании,
длительность,
географический охват,
каналы передачи,
целевая аудитория.
После согласования медиа-бриф разрабатывается медиаплан, который определяет график размещения сообщений (статей, заметок, пресс-релизов, телесюжетов, интервью и др.) в средствах массовой информации или других носителях информации.
Кроме того, требуется создать массив сообщений - содержательное наполнение медиаплана или, так называемый, контент. А также обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации и координационно-техническую поддержку реализации медиаплана.
Таким образом, основные виды работ по медиапланированию важнейших городских событий и процессов выполняются в два этапа, которые включают в себя:
1. Этап разработки и согласования
Подготовительные работы, в том числе, сбор данных, создание единой информационной "картины", оценка аудиторий и др. Создание алгоритма эффективного информирования населения или целевых аудиторий.
Разработка и согласование медиа-бриф.
Написание медиаплана.
2. Этап реализации
Создание контета (содержательного наполнения) по медиаплану.
Взаимодействие со средствами массовой информации по реализации медиапланов.
Координационно-техническое обеспечение реализации медиапланов.
Темы и задачи для медиапланирования определяет руководитель Программы. Согласование медиа-бриф и оперативная коррекция на этапе реализации медиаплана осуществляется информационно-аналитической рабочей группой.
Таблица 2 для оценки стоимости ресурсов
Необходимые ресурсы | Требуемая сумма |
Источник финансирования |
Код по БК |
|
Наименование | Количество | |||
Персонал | 3100 час. | 49851 | Гор.бюджет | 110100 |
Расходные материалы и предметы снабжения |
Бумага, 6 уп.; Ксерокопирование, полиграфические услуги, 2000 экз; Папки, файлы; Канцтовары |
10770 | Гор.бюджет | 110300 |
Связь | 1000 | Гор.бюджет | 110600 | |
Договоры со СМИ и полиграфиче- скими предприятиями |
(*) | 30000 | Гор.бюджет | 111000 |
Налоговые отчисления и прочие платежи |
Фонды Подоходный налог |
20513 7449 |
Гор.бюджет Гор.бюджет |
110200 |
Итого: | 119583 |
(*) Получение информации - конституционное право как граждан Российской Федерации, так и средств массовой информации (СМИ). Информирование читателей, зрителей и слушателей о важнейших городских событиях и процессах является объективным интересом средств массовой информации и одной из их уставных целей. При этом, СМИ, работающие в городе и регионе, являются хозяйствующими субъектами и осуществляют свою деятельность на принципах частичной самоокупаемости Для успешной реализации медиапланов предусматривается определенная сумма средств для оплаты услуг размещения и трансляции в средствах массовой информации из бюджета программы Учет средств, использованных на оплату услуг по договорам со СМИ, производится в рамках каждого медиаплана с указанием сроков и объемов предоставленных услуг.
4.2.3. Городской форум "Общество-СМИ-Власть"
Проведение городского форума обусловлено дефицитом эффективных "площадок" для публичного обсуждения социально значимых проблем. Это мероприятие планируется сделать новым для города средством активного включения актуальной городской проблематики в широкий коммуникационный оборот Можно предположить, что цивилизованное обсуждение проблем городской жизнедеятельности, требующих для своего разрешения эффективного обмена мнениями и позициями заинтересованных сторон, будет востребовано городским сообществом При заинтересованном и осознанном участии в данном мероприятии "оппонентов" по какой-либо проблеме, а также представителей СМИ и общественности можно дополнительно рассчитывать на такие позитивные эффекты, как развитие правовых и демократических форм решения проблемных ситуаций и распространение норм цивилизованной культуры публичных дебатов между властью и гражданским обществом.
Эффективная подготовка и проведение городских форумов предполагает выполнение следующего ряда работ:
Анализ и описание проблемных ситуаций для вынесения на форум.
Определение заинтересованных сторон, переговоры с ними об участии в форуме.
Формирование состава участников форума. Согласование процедур и составление программы форума.
Подготовительные организационные мероприятия.
Проведение городского форума.
Информационное освещение подготовки и проведения форума.
Подготовка материалов форума к изданию для расширенного ознакомления общественности.
В рамках Программы в 2002 году планируется провести два городских форума. Предполагаемая тематика форумов: 1) Развитие жилищно-коммунального хозяйства города, 2) Стратегический план развития города.
Стоимость проведения двух городских форумов: 30 967 рублей *2 форума = 61 935 рублей.
Таблица 3 для оценки стоимости ресурсов (один городской форум)
Необходимые ресурсы | Требуемая сумма |
Источник финансирования |
Код по БК |
|
Наименование | Количество | |||
Персонал | 432 час. | 13311 | Гор.бюджет | 110100 |
Расходные материалы и предметы снабжения |
Бумага,2 уп; ксерокопирование, 650 экз; Папки, файлы; Канцтовары; Напитки, стаканы |
3790 | Гор.бюджет | 110300 |
Связь | 300 | Гор.бюджет | 110600 | |
Аренда помещений и оборудования |
1-2 дня для проведения форума |
3100 | Гор.бюджет | 110700 |
Договоры на издание |
3000 | Гор.бюджет | 111000 | |
Налоговые отчисления и прочие платежи |
Фонды Подоходный налог |
5477 1989 |
Гор.бюджет Гор.бюджет |
110200 |
Итого: | 30967 |
4.2.4. Участие в разработке стратегического плана развития города
Реализация данного мероприятия направлена на выполнение задачи по информационному освещению и консультационной поддержке процесса стратегического планирования. Участие программы "Городское самоуправление и гражданское согласие" в разработке стратегического плана развития города обусловлено как необходимостью информировать жителей города об этом процессе, так и потребностью активных субъектов стратегических изменений вовлечь широкие слои общественности в сам процесс разработки. В частности, для повышения качества согласования перспективного облика города с жителями (задача согласования реализуется в рамках целевой программы "Социальный мониторинг") необходимо не только сформировать у населения представление о значимости для города, в котором они живут, самой по себе деятельности по стратегическому планированию и изменению, но также представить возможные варианты развития города. В этом случае процедура согласования приобретает более предметное содержание, а также повышается надежность социологических данных о мнениях жителей города.
Процесс стратегического планирования регулируется соответствующими нормативными актами городского самоуправления и реализуется согласно общему плану разработки стратегического плана развития города, утвержденному Советом города по стратегическому планированию (СГСП). Планируемые в рамках программы "Городское самоуправление и гражданское согласие" работы и мероприятия (план-график см. в Приложении 2) согласуются с общим планом и имеют единую координацию. Изменения в планах согласуются с руководителем и менеджером Программы и своевременно доводятся до исполнителей программных мероприятий. Программа участвует в разработке стратегического плана города путем выполнения в рамках своих компетенции следующего ряда работ (услуг) и участия в реализации следующего ряда мероприятий:
N п.п. плана Программы |
Наименование п.п. плана Программы по разделу 4.2.4. |
1. | Планирование работ по процессу стратегического пла- нирования (план работ на год) |
2. | Утверждение документов, регламентирующих процесс разработки стратегии (программа, положение о СГСП) |
3. | Подготовительный этап |
4. | Консультирование процесса подготовки и проведения первого заседания Совета города по стратегическому планированию |
5. | помощь в сегментации целевых групп - участников процесса стратегических изменений |
6. | разработка обоснования необходимости изменений в системе "город - субъект процесса стратегических изменений" для целевых сегментов |
7. | участие в переговорах с основными субъектами процесса стратегических изменений |
8. | Обращение мэра города о начале разработки стратегического плана развития города (СПРГ) |
9. | Первое заседание Совета города по стратегическому планированию (СГСП) |
10. | Постановление по составу оперативного совета по стратегическому развитию и других органов СПРГ |
11. | Информирование населения о значимости работ по стратегическому планированию развития города |
12. | разработка плана информирования |
13. | реализация плана информирования |
14. | Этап разработки стратегического плана развития города |
15. | Участие в работе Оперативного совета по стратегическому планированию |
16. | Разработка вариантов "видения" будущего города и озна- комление с ними жителей города |
17. | формирование рабочей группы N 1 по разработке вариантов популяризованного "видения" перспективного облика города |
18. | разработка вариантов популяризованного "видения" перспективного облика города |
19. | обсуждение подготовленных материалов на заседании Оперативного совета |
20. | разработка и согласование плана информационной кампании по ознакомлению горожан с вариантами популяризованного "видения" |
21. | реализация плана информационной кампании |
22. | Согласование с жителями вариантов "видения" будущего облика города по каналам обратной связи (реализация и финансирование осуществляются в рамках программы "Социальный мониторинг") |
23. | социологическое исследование |
24. | экспертные опросы руководителей предприятий,сфер города, общественно-политических деятелей |
25. | Анализ результатов. Презентация и обсуждение |
26. | подготовка рабочих аналитических материалов |
27. | анализ и обсуждение на заседаниях рабочей группы |
28. | подготовка материалов для презентации |
29. | заседание Оперативного совета по СП (презентация и и обсуждение) |
30. | Разработка трех разделов стратегического плана развития города |
31. | разработки раздела "Базовые потребности и система цен- ностей жителей города "Череповца" |
32. | разработка раздела "Череповец будущего (2020) глазами его жителей" |
33. | разработка раздела "Долгосрочные цели развития города Череповца(согласованные с его жителями)" |
34. | обсуждение разделов, корректировка, утверждение ОССП |
35. | Участие в работе рабочих групп N 2 по оценке внутренней оценке внутренней среды города, N 3 по оценке факторов факторов внешней среды и N 4 по сценарному планированию |
36. | участие в заседаниях рабочих гpупп NN 2-4 |
37. | Консультационная помощь рабочим группам NN 2-4 |
38. | помощь в компьютерной обработке анкетной и другой фор- мализованной информации, собираемой рабочими группами NN 2-4 |
39. | Информационное освещение хода работ по стратегическому планированию |
40. | Участие специалистов Программы в анализе сценариев развития |
41. | анализ поля сил в сценариях развития |
42. | SWOT - анализ сценариев развития |
43. | корректировка "видения", миссии, целей |
44. | формирование "дерева целей" |
45. | Этап презентации и общественного обсуждения стратеги- ческого плана развития города |
46. | Подготовка материалов, разработанных в рамках Программы, для презентации |
47. | Участие в подготовке и проведении мероприятий по общест- венному обсуждению стратегического плана развития города |
48. | Выступления на мероприятиях (разделы стратегического плана, результаты опросов и др.) |
49. | в том числе, городская конференция-презентация по СПРГ |
50. | разработка и согласование плана информационной кампании по ознакомлению горожан со стратегическим планом развития города |
51. | Реализация плана информационной кампании |
Таблица 4 для оценки стоимости ресурсов
Необходимые ресурсы | Требуемая сумма |
Источник финансирования |
Код по БК |
|
Наименование | Количество | |||
Персонал | 3960 час. | 91036 | Гор.бюджет | 110100 |
Расходные материалы и предметы снабжения |
Бумага, 11 уп.; Картридж; Пленка для слайдов, 80шт.; Бумага для факса, 4шт., Папки, карманы; Конверты; Канцтовары |
8420 | Гор.бюджет | 110300 |
Командировки и служебные разъезды |
Приглашенные эксперты | 5000 | Гор.бюджет | 110400 |
Связь | 3500 | Гор.бюджет | 110600 | |
Оборудование | Компьютер | 23000 | Гор.бюджет | 240100 |
Налоговые отчисления и прочие платежи |
Фонды Подоходный налог |
37461 13604 |
Гор.бюджет Гор.бюджет |
110200 |
Итого: | 182021 |
Среди слабых сторон, существенных для достижения поставленных задач, указан напряженный график планируемого использования существующих компьютеров специалистами, задействованными в реализации мероприятий по разработке стратегического плана развития города. Это объясняется большим количеством работ по созданию документов, осуществлению расчетов и оформлению схем. График использования машинного времени предполагает эксплуатацию компьютеров с 8.30-21.00 с минимальным количеством окон, что является определенной угрозой для выполнения работ качественно и в срок. Покупка дополнительного компьютера позволяет снять данную напряженность.
4.2.5. Управление реализацией и качеством Программы
Запланированные мероприятия Программы на 2002 год представляют собой сложный комплекс разнообразных интеллектуальных работ, коммуникационных действий и организационных усилий. Реализация Программы предполагает большое число ее участников и, следовательно, необходимость серьезной координации взаимодействия и определенных расходов на управление процессом решения задач и качеством их исполнения. Вместе с тем, представляется возможным существенно сэкономить бюджетные средства, направляемые на реализацию Программы, за счет соблюдения некоторых принципов логистики:
функционально-производственного принципа (то есть, закрепления за людьми функций, а не "кресел");
полифункционального участия сотрудников и совместителей в выполнении работ по реализации программы (задействованность на нескольких участках работы расширяет возможность комплексного решения задач, повышает ответственность и, в то же время, предполагает экономию среде гв на оплату труда).
Функции персонала, задействованного в управлении Программой: Организация работ и координация взаимодействия. Контроль. Отчетность. Делопроизводство. Бухучет и бухгалтерская отчетность.
Численность персонала, задействованного в управлении программой - 3 человека.
Таблица 5 для оценки стоимости ресурсов
Необходимые ресурсы | Требуемая сумма (год) |
Источник финансирования |
Код по БК |
|
Наименование | Количество | |||
Персонал (год) |
Организация работ, координация Отчетность. Делопроизводство. Бухучет и бухотчетность. |
10440 3480 6264 ------- 20184 |
Гор.бюджет | 110100 |
Расходные материалы и предметы снабжения |
Бумага, 3 уп.; Ксерокопирование, 300 экз.; МБП; Бумага для факса, 5шт.; Конверты; Канцтовары |
3207 | Гор.бюджет | 110300 |
Связь | 400 | Гор.бюджет | 110600 | |
Услуги банка | 2000 | Гор.бюджет | 111040 | |
Налоговые отчисления и прочие платежи |
Фонды Подоходный налог |
8306 3016 |
Гор.бюджет Гор.бюджет |
110200 |
Итого: | 37113 |
Невысокие расходы на общее материально-техническое обеспечение Программы объясняются тем, что основная ресурсная нагрузка по содержанию инфраструктуры исполнения программ (арендная плата, общее техническое обеспечение) включена в общее материально-техническое обеспечение программы "Социальный мониторинг", но будет использоваться этими программами совместно.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия | Сроки исполнения |
Финансирование (в руб.) |
1. Информационная, консультационная и организационная поддержка процессов освещения в СМИ и общественного обсуждения актуальных проблем жизнедеятельности города |
II-IV кв. | 82780 |
2. Медиапланирование важнейших городских событий и процессов |
II-IV кв. | 119583 |
3. Городской форум "Общество-СМИ-Власть" |
II-IV кв. | 61 935 |
4. Участие в разработке стратегического плана развития города |
II-IV кв. | 182021 |
5. Управление реализацией и качеством Программы, в том числе: |
II-IV кв. | 37113 |
5.1. Организация работ и координация взаимодействия. Делопроизводство. Контроль, Бухучет. Отчетность. (персонал) |
II-IV кв. | 20184 |
5.2. Общее материально-техническое обеспечение инфраструктуры Программы |
II-IV кв. | 16929 |
Итого: | 483 432 |
Примечание:
Более подробную оценку стоимости ресурсов см. в Таблицах 1-5 раздела 4.2.
6. Оценка эффективности и результативности Программы
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в форме периодического рассмотрения результатов, полученных в ходе реализации Программы, на коллегии мэрии города, экспертном совете по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, городской Думе.
Управление Программой и текущий контроль за ее выполнением осуществляет руководитель Программы. Оперативное управление Программой осуществляется менеджером. Менеджер Программы представляет в управление планирования аналитический и финансовый ежеквартальные отчеты о ходе выполнения Программы, и итоговый отчет о выполнении целей и задач Программы по ее завершению. Формы аналитического и финансового отчетов установлены меч одическими рекомендациями по разработке целевых программ и приведены в Приложении 1. Изменения форм отчетов согласуются с руководителем и менеджером Программы и официально утверждаются. Если введение отчетов по вновь утвержденной форме не влечет за собой увеличения средств, затрачиваемых на ее предоставление, то отчетность по новой форме вводится, начиная со следующего отчетного периода (квартал). В ином случае отчетность по вновь утвержденной форме вводится с нового финансового года.
Оценка результатов выполнения Программы проводится на заседаниях городской Думы, коллегии мэрии города, экспертном совете по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности.
Для оценки эффективности и результативности Программы применяются следующие целевые показатели:
1. Повышение уровня информированности населения города об актуальных, общественно значимых проблемах.
2. Эффективность использования коммуникационных каналов при освещении и обсуждении общественно значимых проблем.
3. Рост вовлеченности граждан в общественные дискуссии по вопросам местного самоуправления.
4. Улучшение качества решений, принимаемых местными органами власти с учетом публичных обсуждений важных вопросов жизнедеятельности города.
5. Повышение уровня гражданской культуры.
Вышеперечисленные целевые показатели обладают гуманитарной, социально-политической и информационно-коммуникационной спецификой. Поэтому немаловажен вопрос об их дополнительной формализации, иначе говоря, об индикаторах и способах оценки. При выборе способов оценки разработчики Программы учитывали параметры объективности и затратности в их оптимальной сочетаемости:
Процесс оценивания должен объективно отражать эффективность результатов и их соответствие утвержденным целям, задачам и запланированным мероприятиям.
Выбор способов оценки не должен приводить к существенному удорожанию Программы, например, за счет проведения дорогостоящих исследований, целью которых является не решение программных задач, а лишь оценивание эффективности реализации Программы.
Учет выше перечисленных параметров определяет целесообразные индикаторы (1-5) и способы оценки эффективности и результативности Программы:
1. Средний совокупный рейтинг (GKP) всех медиапланов и информационных кампаний за отчетный период
GRP (Gross Rating Point) - это совокупный рейтинг; величина, которая характеризует потенциальную целевую аудиторию медиаплана или информационной кампании. В международной практике современной рекламы и ПР, GRP является одним из основных показателей в медиапланировании и при анализе резул.ьтатов информационных и рекламных кампаний.
Средний GRP за отчетный период исчисляется по формуле:
т
_____ Сумма GRPi
т i
GRP = -----------
т
N (1),
где:
GRPi - совокупный рейтинг медиаплана или информационной кампании;
i - индекс медиаплана или информационной кампании;
Nт - количество медиапланов и информационных кампаний за отчетный период Т;
Т- временной период, за который производится расчет GRP.
Для целей анализа и детальной оценки эффективности отдельных информационных мероприятий Программы контролирующие органы могут запрашивать данные о GRP, в разрезе перечня медиапланов и отчет, содержащий выводы по итогам реализации медиапланов.
2. Суммарная мощность (OTS) всех медиапланов за отчетный период
OTS (Opportunity To See) - величина, показывающая какое количество раз данную информацию потенциально могли увидеть/услышать/прочитать все потенциальные получатели информации. В международной практике OTS является основным показателем мощности информационных и рекламных кампаний.
Суммарная мощность медиапланов за Т рассчитывается по формуле:
т т
Sотs = Сумма ОТS (2),
i
Мощность медиаплана рассчитывается по формуле:
OTS = GRP x PRIM (3),
i i i
где:
OTSi - мощность медиаплана или информационной кампании;
i - индекс медиаплана или информационной кампании;
Т- временной период, за который предоставляется отчет;
GRPi - совокупный рейтинг медиаплана или информационной кампании;
PRIMi - потенциальные получатели информации.
Реализация способов оценки по индикаторам N 1 и N 2 осуществляется в организационных и финансовых рамках управления реализацией и качеством Программы. Менеджер Программы представляет числовые значения величин GRPт, ST и OTSi контролирующим органам ежеквартально и по итогам года. отs
3. Процент информированности населения по актуальной проблеме
Способ оценки данного индикатора - опрос жителей города на предмет информированности по какой-либо тематике и отношения к ней общественного мнения. Производи юя по стандартным социологическим методикам для текущих замеров эффективности информационной деятельности в том или ином направлении, главным образом, с целью оперативной коррекции процесса коммуникации. Но в исключительных случаях, по решению уполномоченных представителей органов местного самоуправления опрос может быть проведен для объективной оценки результативности медиаплана или информационной кампании.
4. Индексы открытости власти и достоверности СМИ
Индексы позволяют оценить уровень коммуникационных барьеров в системе "власть - СМИ". Периодические замеры индексов в ходе реализации программы выявят динамику снятия (нарастания) коммуникационных барьеров.
Реализация способов оценки по индикаторам N 3 и N 4 осуществляется в организационных и финансовых рамках целевой программы "Социальный мониторинг".
5. Рецензии представителей местных органов власти на выполнение Программы. Отклики представителей общественности и средств массовой информации
Представители местных органов власти, которые принимали решения с учетом публичных обсуждений в рамках Программы, являлись пользователями информации (услуг) или участниками мероприятий Программы, составляют (выборочно, по желанию) рецензии, содержащие качественные оценки о нужности и полезности деятельности в рамках Программы и удовлетворенности ее результатами.
При оценке результативности Программы в качестве критерия также выступают отклики представителей общественности и СМИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Череповецкой городской Думы от 28 мая 2002 г. N 62 "О городской целевой программе "Городское самоуправление и гражданское согласие" на 2002-2006 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Решением Череповецкой городской Думы от 30 января 2007 г. N 17 настоящее Постановление снято с контроля
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Череповецкой городской Думы от 30 января 2007 г. N 11
Решение Череповецкой городской Думы от 28 февраля 2006 г. N 30
Постановление Череповецкой городской Думы от 7 декабря 2004 г. N 150
Настоящий документ снят с контроля