Постановление Главы г. Вологды
от 12 ноября 2003 г. N 3777
"Об утверждении Концепции развития бытового обслуживания города
Вологды на 2004-2010 годы"
Постановлением Администрации г. Вологды от 24 декабря 2012 г. N 7676 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях формирования единой политики Администрации города в вопросах совершенствования и позитивного развития сферы бытового обслуживания населения на территории города, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития бытового обслуживания города Вологды (прилагается).
2. Руководителям структурных подразделений Администрации города (УПР, УАиГ, КУМИ и др.) осуществлять разработку целевых и комплексных программ, а также подготовку проектов правовых актов по вопросам, затрагивающим сферу бытового обслуживания населения, в соответствии с положениями данной Концепции.
3. Управлению потребительского рынка Администрации города (Романова И.Ю.) в двухмесячный срок разработать и представить на рассмотрение в установленном порядке план мероприятий по реализации Концепции.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Вологодские новости".
Исполняющий обязанности
Главы города Вологды |
С.А. Юзгин |
Концепция развития бытового обслуживания населения города Вологды
на 2004-2010 годы
(утв. постановлением Главы города Вологды от 12 ноября 2003 г. N 3777)
1. Введение
Бытовое обслуживание населения представляет собой деятельность бытовых служб по оказанию ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой сфере обитания человека.
Бытовое обслуживание населения, как отрасль, в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку.
Начиная с 1991 года в отрасли, наблюдается спад объемов бытовых услуг, сокращение количества предприятий и видов услуг. В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей бытовых услуг. Если в 1991 году основную часть бытовых услуг населению оказывали предприятия государственного сектора, то к 2000 году их доля снизилась. Одновременно на рынке бытовых услуг значительную роль стали играть индивидуальные предприниматели.
Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Вологды к предметам ведения местного самоуправления города, наряду с другими отнесены:
комплексное социально-экономическое развитие города;
создание условий для обеспечения населения города товарами и услугами;
обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
В соответствии с указанными полномочиями и разработана настоящая Концепция.
Цели Концепции - повышение качества жизни населения города Вологды через обеспечение доступности услуг, увеличения их разнообразия, комфорта и удобства при их предоставлении.
2. Характеристика состояния отрасли
На 1 января 2003 года бытовое обслуживание населения города Вологды осуществляло 28 предприятие бытового обслуживания, из них одно предприятие муниципальное, остальные частные:
1. Ателье по ремонту и пошиву одежды - 29.
2. Ремонт обуви - 27.
3. Изготовление ключей - 4.
4. Парикмахерские и салоны красоты - 69.
5. Фотоателье - 21.
6. Ремонт часов - 13.
7. Резка стекла - 9.
8. Химчистка и крашение одежды - 2.
9. Ритуальные услуги - 4.
10. Изготовление мебели - 13.
11. Ювелирная мастерская - 1.
12. Ломбарды - 18.
13. Прокат - 9.
14. Бани - 9.
15. Станции технического обслуживания автомототранспортных средств - 24.
16. Ремонт сложнобытовой техники - 25.
В отрасли работают более 3 тыс. человек.
В силу различных причин сеть предприятий бытового обслуживания по видам услуг развивается неравномерно.
Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, ремонт обуви, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания. Увеличивается спрос на индивидуальное изготовление одежды, ремонт автотранспорта, услуги ломбардов, изготовление мебели. За десять месяцев 2003 года поставлено на учет, в том числе и ранее действующих 138 предприятий. Выявлены действующие и поставлены на учет 33 мастерских по ремонту обуви, 13 предприятий по ремонту сложнобытовой техники, 47 парикмахерских, 4 ателье, 4 фотомастерских, 7 мастерских по ремонту часов, 3 - по резке стекла, 20 станций технического обслуживания, 7 предприятий по изготовлению мебели.
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они полностью адаптировались в рыночных условиях.
Предприятия, обслуживающие население со средним и низким уровнем доходов, зачастую являются малорентабельными, их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширять производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих доходов, в том числе, полученных от сдачи помещений в субаренду, розничной торговли и совместной деятельности с другими предприятиями.
Самый большой удельный вес в себестоимости услуг по-прежнему составляет арендная плата и коммунальные платежи. Особенно это относится к предприятиям, которые имеют большие производственные площади.
Предприятиям отрасли предоставлялись льготы по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, в связи с чем они сумели сократить свои расходы, более рационально использовать нежилые помещения и направить высвободившиеся средства на реконструкцию и техническое перевооружение. Развилась сеть современных европейского уровня предприятий, осуществилась работа по ремонту фасадов, техническому перевооружению, благоустройству территорий, расширился спектр рекламного оформления. Сократилось количество нерентабельных предприятий.
Удается сдерживать рост цен на бытовые услуги, сохраняя их доступность для большей части населения города, в том числе для социально незащищенных слоев населения.
Вместе с тем, несмотря на положительные стороны деятельности предприятий бытового обслуживания населения, в отрасли имеются серьезные недостатки. Нездоровую конкуренцию предприятиям сферы услуг составляют частные лица, занимающиеся нелегальным предпринимательством. Оказываемые услуги зачастую низкого качества и небезопасны для жизни.
3. Основные направления развития сферы услуг в 2004-2010 годах
Важнейшей задачей Управления потребительского рынка по организации бытового обслуживания населения на 2004 - 2010 г.г. является формирование организационных механизмов регулирования масштабов развития сферы бытовых услуг в городе, создания полного набора организаций по видам услуг.
3.1. Изготовление одежды
За последние годы в городе сложился свой стиль работы художников, дизайнеров одежды, модельеров. Это подтверждают высокие оценки работ вологодских модельеров специалистами Москвы и Санкт-Петербурга.
В целом по городу уровень художественного и технического исполнения заказов на изготовление одежды достаточно высок.
Особенностью настоящего этапа развития швейной подотрасли является необходимость в создании дополнительной услуги для клиента - услуги художника-модельера, формирующего стиль работы ателье, круг постоянных клиентов.
Это направление услуг, при условии повышения качества, будет и впредь развиваться.
Главное направление поддержки данного вида услуг - оказание помощи в проведении городских конкурсов, фестивалей, выставок, в организации подготовки и повышения квалификации кадров.
3.2. Ремонт и пошив обуви
Услуги по ремонту обуви предоставляют, в основном, мелкие мастерские. Этот социально-значимый вид услуг повседневного спроса имеет большое значение, ввиду того, что износ обуви неизбежен, а восстановление ее потребительских качеств требует вмешательства специалистов. В последние годы в связи со снижением уровня денежных доходов у основной части населения количество обращений по поводу ремонта обуви возросло.
Значительный удельный вес в общем объеме имеют заказы на нестандартные виды обуви. Услуги по пошиву обуви в городе предоставляет одно предприятие. Спрос на пошив обуви нестандартных размеров устойчивый и стабильный.
Главная задача развития отрасли - обеспечение доступности услуг для малоимущих слоев населения, развитие абонементного обслуживания социально-незащищенных слоев населения.
В этих целях необходимо сохранить льготы по арендной плате за пользование муниципальным имуществом для предприятий отрасли.
3.3. Вязка и ремонт трикотажных изделий
Развитие данного вида услуг будет определяться за счет более широкого спектра предоставляемых услуг ремонтного характера, введения в ассортимент верхней женской и мужской одежды, повышения художественного уровня изделий.
В настоящее время в городе сложилась тенденция перехода предприятий по вязке и ремонту трикотажных изделий из сферы услуг в промышленную группу, что влечет за собой потерю данной услуги для населения.
3.4. Химическая чистка одежды и стирка белья
Это одна из важнейших социально-значимых подотраслей бытового обслуживания, которая позволяет поддерживать в надлежащем состоянии санитарно-гигиенический уровень жизни горожан, обслуживает большинство бюджетных организаций здравоохранения народного образования, социальной защиты, УВД и других подобных организаций.
Химчистка и стирка являются наиболее фондо- и энергоемкими услугами, мощными потребителями воды, которые нуждаются в специальных природоохранных системах, занимают большие производственные площади. Основные претензии населения к этим услугам - высокая стоимость услуг.
Основное направление поддержки отрасли - предоставление льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом.
3.5. Услуги парикмахерских
Парикмахерские и косметические услуги одни из самых рентабельных в сфере бытового обслуживания, однако, только незначительная часть предприятий работает на европейском уровне, используя лучшее зарубежное оборудование, парфюмерно-косметические материалы и технологии.
В предстоящие годы, необходимо решить вопросы повышения качества оказываемых услуг путем участия предприятий в различных фестивалях и конкурсах, а также проведения мероприятий по обучению и повышению квалификации кадров, как самих мастеров, так и руководителей предприятий. Кроме того, необходимо привести к единым общегородским требованиям архитектурный облик и рекламно-художественное оформление объектов не только за счет строительства и открытия новых, но и за счет реконструкции действующих предприятий. Необходимо повысить культуру обслуживания клиентов и усилить контроль за соблюдением санитарных правил и норм работы парикмахерских.
В городе функционируют коммерческие организации по обеспечению парикмахерских парфюмерно-косметическими материалами, инструментами, оборудованием.
3.6. Услуги фотоателье и фотолабораторий
Дальнейшее развитие данной отрасли будет проходить путем создания небольших частных предприятий.
Прогнозируя развитие комплексных предприятий, оказывающих широкий ассортимент услуг высокого качества, необходимо возродить художественную фотосъемку, эксклюзивное изготовление фотопортретов, создать специализированный детский зал. В целях продвижения услуг высокого качества, ориентированного на потребителей с высоким уровнем дохода, планируется проводить выставки работ фотомастеров города.
3.7. Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, в том числе
бытовой радиоэлектронной аппаратуры
Большая доля заказов в предприятия данной подотрасли поступает со стороны населения с низким и средним уровнем доходов, также пенсионерам и инвалидам, как правило, предусматриваются скидки в стоимости услуг, в связи с этим предприятия несут убытки.
Материально-техническая база данных предприятий в большинстве своем находится на низком уровне.
Развитие данной структуры предусматривает создание сервисных центров по абонементному обслуживанию бытовой техники на базе действующих предприятий розничной торговли.
Ситуация на рынке услуг, в основном, стабилизировалась. По всем видам обслуживания населения создано и функционирует достаточное число хозяйствующих субъектов. Финансирование создания новых и реконструкция действующих предприятий осуществляется за счет средств предприятий и предпринимателей. Социально значимые услуги, такие как: парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, фотографии, располагаются непосредственно в жилых микрорайонах города. В данной ситуации необходимо формировать социальный заказ при проектировании жилых домов и массивов, выделять площади первых этажей зданий для предприятий сферы услуг и офисов. В последнее время там же открываются швейные ателье и сервисные центры по ремонту сложнобытовой техники. В силу разных причин в городе недостаточно представлены услуги по прокату предметов домашнего обихода. Данная услуга предоставляется только по прокату свадебных платьев, видеокассет и компакт дисков. Для развития проката сложнобытовой техники и других предметов необходимы дополнительные условия, одним из которых является предоставление предприятиям в аренду муниципальных площадей.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров для сферы бытовых услуг
Развитие бытового обслуживания населения в городе в немалой степени зависит от наличия подготовленных руководящих кадров и мастеров-специалистов, владеющих механизмами функционирования рыночной экономики, умеющих обслуживать новую технику, знающих современные технологии.
Подготовку рабочих кадров массовых профессий для предприятий бытового обслуживания города осуществляют 8 учебных заведений начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи). Повышение квалификации осуществляется в государственных образовательных учреждениях (профессиональное училище N 11 и лицей N 31), в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) "Школа мастерства".
В целях сокращения потребительских рисков, повышения деловой активности руководителей предприятий и профессионализма исполнителей услуг на базе профессиональных училищ и лицеев города проводятся курсы повышения квалификации и семинаров для специалистов сферы услуг, а также выездные семинары для специалистов без отрыва от производства.
Профессиональные училища и предприятия бытового обслуживания города работают в тесном контакте. Для учащихся организуется производственная практика на базе предприятий, а специалисты сферы активно участвуют в образовательном процессе. Продолжить практику направления выпускников училищ и лицеев для работы на предприятия бытового обслуживания населения, рекомендовать их обучение в средних и высших учебных заведениях. Продолжить сотрудничество по подготовке кадров в филиале Инженерной школы одежды города Санкт-Петербурга по специальности конструктор-модельер, которая находится на базе профессионального лицея N 31.
Работники сферы услуг напрямую контактируют с населением, и от степени их профессионализма зависит настроение, работоспособность, а зачастую и здоровье жителей города.
5. Заключение
В настоящее время сфера бытового обслуживания населения города в основном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Однако, имеются проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг, их качества и комфорта при предоставлении.
Важнейшей задачей отрасли на ближайшие годы становится создание на базе существующих профильных предприятий единой органичной сети, где различные виды услуг гибко замещают друг друга в зависимости от состояния спроса, продолжение работы по созданию разнообразных форм услуг европейского уровня, увеличение сети предприятий, повышение качественного уровня отрасли за счет внедрения современного оборудования и новых технологий.
Администрация города поддерживает усилия предприятий бытового обслуживания, вносящих свой вклад в улучшение архитектурного облика города, осуществляющих ремонт и реконструкцию входных групп, фасадов, помещений, проводящих рекламно-художественное оформление объектов.
Показы и демонстрации моделей одежды, выставки, профессиональные конкурсы укрепляют репутацию субъектов предпринимательства в сфере услуг, создают позитивное мнение горожан о происходящих в ней изменениях.
Управление потребительского рынка Администрации города Вологды выступает координатором по реализации мероприятий данной концепции, по подготовке кадров, обеспечению более широкой доступности услуг, становлению и развитию бизнеса в данной сфере города, а также представляет интересы потребителей услуг по защите их прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г. Вологды от 12 ноября 2003 г. N 3777 "Об утверждении Концепции развития бытового обслуживания города Вологды на 2004-2010 годы"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации г. Вологды от 24 декабря 2012 г. N 7676 настоящее постановление признано утратившим силу