Решение Вологодской городской Думы
от 22 февраля 2001 г. N 251
"Об утверждении Регламента Вологодской городской Думы"
19 апреля, 21 июня, 29 ноября 2001 г., 16 сентября, 29 декабря 2004 г., 6 октября, 27 декабря 2005 г., 9 ноября 2006 г., 26 февраля, 5 июля 2007 г.
Решением Вологодской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 2 настоящее решение признано утратившим силу
1. Утвердить Регламент Вологодской городской Думы (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 04.04.1996 г. N 11 "О Регламенте Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Президиума Совета самоуправления г. Вологды от 24.10.1996 г. N 106 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 10.07.1997 г. N 69 "О внесении дополнений в решение Совета самоуправления г.Вологды N 11 от 4.04.96 "О Регламенте Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 24.12.1998 г. N 171 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 29.09.1999 г. N 235 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Вологодской городской Думы от 18.05.2000 г. N 134 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Вологодской городской Думы от 22.06.2000 г. N 146 "О внесении дополнения в Регламент Вологодской городской Думы".
Председатель Вологодской
городской Думы |
А.Н. Лукичев |
Решением Вологодской городской Думы от 9 ноября 2006 г. N 218 в настоящий Регламент внесены изменения
Регламент Вологодской городской Думы
(утв. решением Вологодской городской Думы от 22 февраля 2001 г. N 251)
19 апреля, 21 июня, 29 ноября 2001 г., 16 сентября, 29 декабря 2004 г., 6 октября, 27 декабря 2005 г., 9 ноября 2006 г., 26 февраля, 5 июля 2007 г.
Настоящим Регламентом устанавливается порядок организации деятельности Вологодской городской Думы, основные правила ее работы.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Вологодская городская Дума (далее - городская Дума, Дума) является представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда".
Статья 2.
Городская Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Вологодской области, Уставом муниципального образования "Город Вологда" (далее - Устав города) и настоящим Регламентом самостоятельно осуществляет нормотворческие, бюджетные и контрольные полномочия, относящиеся к ее ведению.
Полномочия, находящиеся в соответствии с действующим законодательством в исключительном ведении городской Думы, не могут быть переданы другим органам городского самоуправления или должностным лицам.
Статья 3.
Деятельность городской Думы основывается на принципах свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, гласности и законности, учета общественного мнения, подотчетности и подконтрольности населению города.
Статья 4.
Городская Дума самостоятельно определяет свою структуру в соответствии с Уставом города.
Решением Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507 в статью 5 главы I настоящего Регламента внесены изменения
Статья 5.
Формами работы Думы являются сессии Думы, заседания Президиума Думы, постоянных комитетов, временных комиссий, депутатские и публичные слушания, а также иные формы проведения мероприятий, связанных с деятельностью городской Думы (заседания рабочих групп, совещания, семинары, собрания, конференции и др.)
Статья 6.
Статус депутата городской Думы и порядок осуществления им своих полномочий определяется федеральным законодательством, законами Вологодской области, Уставом города и настоящим Регламентом.
Статья 8.
Городская Дума может иметь свои средства массовой информации.
Статья 9.
1. Правовое, организационное, документационное, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности городской Думы осуществляет аппарат городской Думы, который формируется в соответствии с действующим законодательством.
2. Контроль за деятельностью аппарата городской Думы осуществляется Председателем Думы и его заместителем (заместителями) в соответствии с их компетенцией.
Статья 10.
1. В целях настоящего Регламента применяются понятия численного и присутствующего состава городской Думы.
2. Под численным составом городской Думы понимается количество депутатов, установленное частью второй статьи 30 Устава города.
3. Под присутствующим составом городской Думы понимается количество присутствующих на сессии депутатов.
Глава II. Внутреннее устройство и органы городской Думы
Раздел 1. Порядок избрания Председателя городской Думы,
заместителей Председателя городской Думы
Статья 11.
1. Председатель городской Думы, заместитель (заместители) Председателя городской Думы избираются на срок полномочий городской Думы из числа депутатов Думы тайным голосованием.
2. Городская Дума принимает решение о числе заместителей Председателя городской Думы (не менее двух).
3. Один из заместителей Председателя городской Думы избирается как первый заместитель Председателя городской Думы.
4. Кандидатов на должность Председателя и на должность заместителя (заместителей) Председателя городской Думы вправе выдвигать группы депутатов и отдельные депутаты Думы, каждый из которых может выдвинуть себя.
Выдвижение кандидатур списком не допускается.
Статья 12.
1. Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться на должность Председателя, заместителя Председателя Думы, предоставляется возможность выступить в пределах 7 минут, ответить на вопросы в пределах 12 минут и выступить с заключительным словом до 3 минут после обсуждения кандидатуры.
2. Для выступлений в поддержку или против кандидата желающим предоставляется до 3 минут (не более одного выступления одного и того же депутата по кандидатуре каждого из кандидатов на выборную должность).
3. После прекращения обсуждения фамилии, имена и отчества кандидатов вносятся в бюллетень для голосования в алфавитном порядке, за исключением лиц, взявших самоотвод.
Кандидат может взять самоотвод до включения его фамилии в бюллетень для голосования. Самоотвод принимается без голосования.
Статья 13.
1. Депутат считается избранным Председателем городской Думы, заместителем Председателя городской Думы, если за него проголосовало более половины от численного состава Думы.
2. В случае, если было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
3. Если при повторном голосовании ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
Раздел 2. Порядок освобождения от должности Председателя
и заместителей Председателя городской Думы
Статья 14.
Председатель городской Думы и его заместитель (заместители) подотчетны городской Думе и могут быть освобождены Думой от занимаемой должности.
Статья 15.
1. Решение об отзыве Председателя городской Думы, его заместителя (заместителей) принимается путем тайного голосования.
Предложение об отзыве Председателя, заместителя (заместителей) Председателя может быть внесено в повестку дня сессии Думы по требованию не менее одной трети от численного состава городской Думы.
Предложение об отзыве должно быть мотивированным.
2. При рассмотрении вопроса об отзыве с должности Председателя, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы обсуждение проводится по процедуре, аналогичной процедуре при избрании на должность.
3. После обсуждения в бюллетень для тайного голосования заносятся фамилия, имя, отчество отзываемого с должности лица и два варианта решения: "Отозвать с должности" и "Оставить в должности".
4. Решение об отзыве с должности Председателя городской Думы, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы считается принятым, если за него проголосовало больше половины от численного состава Думы.
Статья 16.
1. Досрочное освобождение от должности Председателя Думы и его заместителя (заместителей) может производиться по их просьбе на основании письменного мотивированного заявления о добровольной отставке с должности.
2. Решение о принятии добровольной отставки с должности Председателя, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы принимается открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
3. В случае непринятия городской Думой отставки Председатель Думы, его заместитель (заместители) вправе сложить свои полномочия в срок в соответствии с трудовым законодательством.
Раздел 3. Заместители Председателя городской Думы
Статья 17.
1. Первый заместитель Председателя городской Думы замещает Председателя городской Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Думы ведет сессии Думы, заседания Президиума Думы, координирует деятельность комитетов и комиссий городской Думы, выполняет поручения Думы и Председателя Думы, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности Думы в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя городской Думы. В случае временного отсутствия первого заместителя вышеперечисленные обязанности выполняют другие заместители Председателя Вологодской городской Думы.
Заместители Председателя подотчетны городской Думе и Председателю Думы.
2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя городской Думы издается Председателем Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Думы вправе давать поручения аппарату городской Думы.
Раздел 3а. Порядок образования Президиума городской Думы
и его полномочия
Статья 17а.
1. В состав Президиума городской Думы с правом решающего голоса входят по должности: Председатель городской Думы, заместители Председателя городской Думы, председатели постоянных комитетов городской Думы, депутаты, осуществляющие депутатскую деятельность на постоянной основе.
2. Президиум городской Думы является подконтрольным и подотчетным городской Думе координирующим органом, обеспечивающим организацию работы Думы и обладающим распорядительными и контрольными функциями в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Регламентом.
3. Деятельность Президиума (проведение заседаний, принятие решений и др.) осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом и решениями городской Думы.
4. Президиум городской Думы:
а) созывает очередную сессию и формирует проект повестки дня сессии;
б) осуществляет предварительное рассмотрение проектов решений городской Думы и их подготовку к рассмотрению на сессии;
в) координирует деятельность постоянных комитетов городской Думы и принимает необходимые меры по организации их согласованной и совместной работы;
г) образует из своего состава, из числа депутатов, с привлечением специалистов рабочие группы для изучения проблем и подготовки отдельных вопросов на рассмотрение Думы;
д) рассматривает и вносит на рассмотрение городской Думы проект плана работы Вологодской городской Думы на очередное полугодие;
е) рассматривает предложения о награждении Почетной грамотой Вологодской городской Думы и вносит на рассмотрение городской Думы соответствующие проекты решений;
ж) рассматривает проекты планов работы Контрольно-счетной палаты города Вологды;
з) осуществляет контроль за исполнением принятых городской Думой правовых актов;
и) принимает решения об обращении в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и общественным объединениям;
к) организует взаимодействие городской Думы с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями;
л) координирует работу по взаимодействию городской Думы с органами территориального общественного самоуправления;
м) назначает депутатское расследование и создает специальную депутатскую комиссию для его проведения;
н) решает иные вопросы организации работы городской Думы и ее органов.
Раздел 4. Порядок образования постоянных комитетов Думы, временных
депутатских комиссий
Статья 18.
1. Постоянные комитеты городской Думы образуются из числа депутатов решением Думы.
2. Постоянные комитеты являются органами городской Думы, подотчетны ей и действуют в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом города и настоящим Регламентом.
3. Полномочия и порядок деятельности постоянных комитетов определяются решениями городской Думы и Положением о постоянных комитетах Вологодской городской Думы.
4. Количество и наименование постоянных комитетов, их персональный состав утверждается Думой.
5. Численный состав постоянных комитетов не может быть менее трех депутатов.
Статья 19.
1. Городская Дума может создавать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
2. Временные комиссии могут быть созданы с участием представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти и организаций (по согласованию).
Количество представителей устанавливается при утверждении численного состава комиссии.
Представители в состав комиссии делегируются руководителями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти и организаций после утверждения Думой численного состава комиссии и персонального состава из числа депутатов.
3. О создании временной комиссии, об утверждении ее численного, а также персонального состава из числа депутатов, об избрании председателя комиссии, о задачах комиссии принимается решение Думы.
Статья 20.
1. После утверждения численного состава комитетов, комиссий проводится выдвижение кандидатур в их состав с учетом пожеланий самих депутатов.
Кандидатуры для избрания в состав органов городской Думы выдвигаются как группами депутатов, так и отдельными депутатами, каждый из которых вправе выдвинуть себя.
Допускается как персональное, так и списочное выдвижение.
2. В процессе выдвижения кандидатур формируется общий список, куда заносятся фамилии кандидатов в порядке выдвижения.
В список заносятся все предложенные кандидатуры без ограничений.
Решением Вологодской городской Думы от 26 февраля 2007 г. N 328 в пункт 3 статьи 20 настоящего Регламента внесены изменения
3. После формирования списка по решению городской Думы может проводиться обсуждение кандидатур.
Статья 21.
1. Утверждение персонального состава постоянных комитетов, а также персональный состав временных комиссий из числа депутатов проводится открытым голосованием в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
2. Персональный состав постоянных комитетов, а также персональный состав временных комиссий из числа депутатов утверждается большинством голосов от численного состава Думы.
Статья 22.
1. Для изучения и проработки отдельных вопросов и проектов решений городской Думы постоянный комитет вправе своим решением создать рабочую группу из числа депутатов, входящих в состав комитета и специалистов аппарата городской Думы.
2. Привлечение в состав рабочей группы депутатов, не входящих в состав комитета, а также представителей Администрации города и иных органов и организаций осуществляется по предложению постоянного комитета постановлением Председателя городской Думы, в котором определяется численный и персональный состав рабочей группы, при этом представители Администрации города и иных органов и организаций согласовываются соответственно с Главой города и руководителями иных органов и организаций.
3. Проект решения городской Думы либо поправки в проект решения, разработанные рабочей группой, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только постоянным комитетом, создавшим рабочую группу, либо инициировавшим создание рабочей группы.
Раздел 5. Порядок избрания и отзыва председателей постоянных комитетов
и временных комиссий городской Думы
Статья 23.
1. Председатели постоянных комитетов городской Думы избираются на сессии из числа депутатов, включенных в состав комитета, открытым рейтинговым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
2. Выдвижение кандидатов и обсуждение по вопросу избрания председателей постоянных комитетов проводится по процедуре, установленной п. 3 ст. 11, п. 1, п. 2 ст. 12, п. 2, п. 3 ст. 13 настоящего Регламента.
3. Предложение об отзыве (переизбрании) председателей комитетов может быть внесено комитетом, группой депутатов.
4. Решение об отзыве председателя постоянного комитета принимается открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
Освобождение от должности председателя постоянного комитета может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 16 настоящего Регламента.
Глава III. Организация работы городской Думы
Раздел 7. Начало работы городской Думы в новом составе
после признания состоявшимися выборов депутатов Думы
Статья 30.
1. Городская Дума созывается на первую сессию Избирательной комиссией города Вологды не позднее чем через две недели после опубликования решения об избрании не менее чем двадцати депутатов.
2. Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.
3. Первую после выборов сессию городской Думы открывает старейший по возрасту депутат и ведет ее до избрания Председателя Думы.
Статья 31.
На первой сессии городской Думы председательствующий сообщает фамилии избранных депутатов городской Думы согласно списку депутатов, официально составленному Избирательной комиссией города Вологды и переданному в городскую Думу.
Статья 32.
1. На первой сессии городская Дума открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы избирает счетную комиссию.
2. На первой сессии городской Думы депутаты избирают Председателя городской Думы и его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
3. Продолжительность и порядок проведения первой сессии определяются настоящим Регламентом и решениями городской Думы.
Раздел 8. Планирование работы и отчетность городской Думы
Статья 33.
1. Работа городской Думы осуществляется в соответствии с планами работы Вологодской городской Думы, утверждаемыми городской Думой на полугодие. Проект плана работы городской Думы формируется на основании предложений депутатов, постоянных комитетов, Президиума Думы, Главы города, Администрации города, Контрольно-счетной палаты города, рассматривается и вносится на сессию Президиумом городской Думы.
2. Предложения в проект плана работы городской Думы, внесенные депутатами, постоянными комитетами, Президиумом Думы, направляются для рассмотрения Главе города, который в 15-дневный срок со дня их поступления обеспечивает подготовку и представление заключения по вопросам, предложенным в проект плана работы. По согласованным вопросам Глава города назначает исполнителей со стороны Администрации города, отвечающих за подготовку (разработку) и представление проектов решений или информации. По несогласованным вопросам в заключении излагаются мотивы их несогласования.
3. Если инициаторы настаивают на включении несогласованных вопросов в проект плана работы, такие вопросы рассматриваются и голосуются на сессии отдельно.
В случае принятия Думой решения о включении указанных вопросов в план работы, Глава города в 15-дневный срок со дня поступления решения городской Думы об утверждении плана работы назначает исполнителей со стороны Администрации города, отвечающих за подготовку (разработку) и представление проектов решений или информации по включенным вопросам, и на очередной сессии вносятся соответствующие изменения в план работы.
Статья 34.
1. Утверждение плана работы городской Думы, внесение в него изменений и дополнений осуществляется решениями Думы.
2. При утверждении, изменении или дополнении плана по каждому включаемому в план вопросу определяются: предварительный срок рассмотрения вопроса на сессии Думы; инициатор внесения вопроса; ответственные за подготовку и предоставление по вопросу проекта решения либо информации со стороны Администрации города, Контрольно-счетной палаты города, городской Думы, а также ответственные за рассмотрение проекта решения либо информации со стороны городской Думы.
Статья 35.
1. Организационно-контрольный отдел Управления по обеспечению деятельности городской Думы ежемесячно составляет график работы (плановых заседаний) постоянных комитетов Вологодской городской Думы и информирует депутатов о повестке плановых заседаний, их дате и месте проведения.
2. Ежемесячный график работы (плановых заседаний) постоянных комитетов Вологодской городской Думы направляется в Администрацию города и в Контрольно-счетную палату города.
Статья 36.
1. Председатель Вологодской городской Думы или по его поручению заместитель ежегодно, но не позднее месяца после утверждения отчета об исполнении бюджета города за предыдущий год, осуществляет подготовку отчета о деятельности Думы за истекший отчетный период и представляет его в Президиум городской Думы, который после предварительного рассмотрения отчета на своем заседании вносит его на рассмотрение городской Думы.
2. По результатам рассмотрения отчета на сессии Вологодская городская Дума принимает решение об утверждении текста отчета о деятельности городской Думы.
3. Городская Дума представляет отчет о своей деятельности населению либо путем его опубликования в печатном средстве массовой информации, используемом для опубликования муниципальных нормативных правовых актов, либо путем обнародования на официальном сайте Вологодской городской Думы в сети "Интернет".
4. Депутаты городской Думы отчитываются перед населением непосредственно на собраниях граждан, проживающих на территории избирательных округов, о месте и времени проведения которых население оповещается заблаговременно, но не позднее чем за две недели до проведения отчета. После проведения собраний депутаты могут распространить отчет о своей деятельности в письменном виде.
Раздел 9. Созыв сессии городской Думы
Статья 37.
1. Очередные сессии городской Думы созываются Президиумом городской Думы и проводятся не реже одного раза в квартал.
2. Внеочередные сессии созываются Председателем городской Думы (заместителем, временно исполняющим обязанности Председателя) по собственной инициативе, а также по требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов или Главы города Вологды, или Контрольно-счетной палаты города Вологды.
3. Внеочередные сессии созываются не позднее 10 дней со дня вручения письменного требования Председателю городской Думы (заместителю, временно исполняющему обязанности Председателя городской Думы).
Статья 38.
1. Председатель городской Думы лично, либо через своих заместителей и через организационно-контрольный отдел аппарата Думы по своей инициативе, а также по письменному требованию: постоянного комитета; группы депутатов, насчитывающей не менее одной трети численного состава городской Думы; Главы города, приглашает на сессию не являющихся депутатами лиц, чье присутствие на сессии признается необходимым.
2. В обязательном порядке на каждую сессию приглашаются все депутаты городской Думы, Глава города, прокурор города, Председатель Контрольно-счетной палаты города Вологды, главный редактор газеты "Вологодские новости", депутаты Законодательного Собрания области, избранные в г. Вологде, представители Администрации, определенные Главой города.
3. О дате, месте проведения сессии и основных вопросах повестки дня депутаты, Глава города, приглашаемые лица, жители города оповещаются, как правило, не позднее, чем за 4 дня до начала сессии.
В этот же срок депутатам и Главе города выдается пакет документов с проектами решений, иные документы и материалы.
Раздел 10. Порядок проведения сессии городской Думы
Статья 39.
1. Сессия проводится, как правило, в здании городской Думы в форме открытого заседания.
По решению Думы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, может проводиться закрытое заседание.
2. При открытии и закрытии сессии исполняется Государственный гимн Российской Федерации.
Статья 40.
1. На открытых заседаниях имеют право присутствовать приглашенные лица, представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, отдельные граждане.
2. На закрытых заседаниях вправе присутствовать прокурор города. Лица, не входящие в состав Думы, могут присутствовать на закрытом заседании по решению Думы.
3. Председательствующий информирует Думу о присутствии на заседании приглашенных и иных лиц.
4. Присутствующие на сессии располагаются в зале заседаний на специально отведенных местах.
5. Присутствующие не имеют права вмешиваться в ход сессии, обязаны: воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, реплик, соблюдать порядок и подчиняться решениям председательствующего.
Статья 41.
По решению городской Думы на сессию могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой проектам решений и иным вопросам.
Статья 42.
1. Сессия городской Думы начинается с регистрации присутствующих на сессии депутатов, которую организует председательствующий.
По решению городской Думы может проводиться дополнительная регистрация.
2. Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.
3. Депутат городской Думы обязан присутствовать на сессиях Думы.
Депутаты городской Думы располагаются в зале на специально отведенных местах.
О невозможности присутствовать на сессии депутат городской Думы заблаговременно информирует Председателя городской Думы либо организационно-контрольный отдел аппарата Думы.
Статья 43.
1. Сессия проводится с 10 до 18 часов в форме непрерывных заседаний продолжительностью по 45 минут каждое с перерывами между ними по 15 минут.
Обеденный перерыв с 13 до 14 часов.
Продолжительность сессии, отдельных заседаний и перерывов в случае необходимости может быть временно изменена решением городской Думы.
2. Председательствующим на сессии является Председатель городской Думы либо один из его заместителей.
3. На период сессии из числа депутатов могут избираться счетная, редакционная и другие комиссии, группа счетчиков, осуществляющие свою деятельность в порядке, установленном настоящим Регламентом.
4. Работники организационно-контрольного отдела аппарата Думы ведут протокол сессии, запись желающих выступить, регистрируют депутатские обращения, запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов, систематизируют письменные обращения граждан, поступающие в адрес сессии, представляющих председательствующему на сессии, а также сведения о записавшихся для выступлений в прениях и о других депутатских инициативах.
Раздел 11. Ведение сессии городской Думы председательствующим
Статья 44.
Председательствующий на сессии Думы:
а) объявляет о наличии кворума в начале сессии;
б) объявляет об открытии и закрытии сессии, информирует Думу о присутствии приглашенных на сессию;
в) ведет сессию Думы в соответствии с настоящим Регламентом и утвержденной повесткой дня сессии;
г) предоставляет слово для выступления в соответствии с порядком работы городской Думы, требованиями настоящего Регламента, либо в ином порядке, определенном городской Думой;
д) предоставляет слово вне повестки дня сессии городской Думы только по порядку ведения сессии;
е) ставит на голосование проекты решений Думы в соответствии с утвержденной повесткой дня сессии, а также предложения депутатов, в порядке их поступления, по рассматриваемым на сессии вопросам;
ж) проводит голосование и оглашает его результаты;
з) оглашает заявления, справки, предложения и замечания депутатов Думы;
и) обеспечивает выполнение организационных решений городской Думы по иному порядку проведения сессии;
к) обеспечивает порядок в зале заседания;
л) при необходимости проводит консультации с депутатами, организует работу согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
м) дает поручения аппарату Думы, связанные с обеспечением работы сессии;
н) контролирует ведение и подписывает протокол сессии;
о) осуществляет иные права по ведению сессии в соответствии с настоящим Регламентом.
Статья 45.
Председательствующий на сессии городской Думы вправе:
а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупредить выступающего, а при повторном нарушении лишить его слова;
б) предупредить депутата, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишить его слова;
в) указать на допущенные в ходе заседания нарушения настоящего Регламента, а также уточнять неясности, допущенные в выступлениях;
г) удалять из зала заседаний приглашенных и присутствующих лиц, мешающих работе Думы.
Статья 46.
1. Никто не вправе выступать на сессии городской Думы без разрешения председательствующего.
Нарушивший это правило предупреждается председательствующим, после повторного нарушения может быть лишен председательствующим слова без предупреждения до окончания рассмотрения вопроса.
2. Председательствующий на заседании способствует сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений.
3. Председательствующий вправе взять слово для выступления в любое время, но не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов сверх того времени, которое установлено настоящим Регламентом для депутатов, давать оценки выступлениям депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента городская Дума вправе большинством голосов от численного состава Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Раздел 12. Формирование повестки дня сессии Думы
Статья 47.
1. В проект повестки дня сессии при ее предварительном формировании включаются проекты решений, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу не менее чем за 30 дней до дня проведения очередной сессии Думы.
Проекты решений, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу в срок менее 30 дней до дня проведения очередной сессии, но рассмотренные в постоянных комитетах Думы и имеющие необходимые заключения, могут быть включены Президиумом городской Думы в проект повестки дня сессии не позднее чем за 7 дней до дня проведения сессии Думы.
2. Проекты решений по финансовым вопросам, не носящие нормативно-правового характера, внесенные Главой города, подлежат рассмотрению на очередной сессии Думы.
3. Проекты решений и иные вопросы, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу в срок менее 30 дней до дня проведения очередной сессии, могут быть включены в повестку дня на очередной сессии и не включенные в проект повестки дня Президиумом городской Думы только по решению Думы, если инициатор настаивает на рассмотрении внесенного им проекта на очередной сессии.
Статья 48.
1. После открытия заседания председательствующий представляет проект повестки дня, подготовленный Президиумом городской Думы на основе предложений, поступивших до сессии.
Проект повестки дня сессии принимается за основу, после чего обсуждается.
2. Поправки к проекту повестки дня передаются депутатами председательствующему на сессии в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях.
Каждое письменное и устное предложение по проекту повестки дня ставится председательствующим на голосование.
3. После внесения поправок в проект повестка дня утверждается в целом.
4. При формировании повестки дня устанавливается резерв времени не менее одного часа в конце сессии для работы с обращениями, запросами и предложениями (вопрос "Разное").
Статья 49.
После утверждения повестки дня сессии не допускается без решения городской Думы изменение последовательности рассмотрения вопросов и обсуждение вопросов, не предусмотренных повесткой дня.
Раздел 13. Порядок выступлений на сессии Думы
Статья 50.
1. Время для докладов на сессии предоставляется, как правило, в пределах 20 минут, для содокладов - до 10 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 5 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов решений, по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
2. По решению городской Думы председательствующий может продлить время для выступления.
Статья 51.
1. Председательствующий предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В исключительных случаях председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
2. Депутат может выступить в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Не допускается вмешательство в выступление депутата, если он выступает без нарушения настоящего Регламента, а также комментирование, негативная оценка выступления и личностных качеств выступающего.
3. Слово по порядку ведения сессии, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено вне очереди и без ограничения по количеству выступлений
4. Слово для выступления или справки приглашенным и иным лицам, присутствующим на сессии, предоставляется только по решению городской Думы, за исключением Главы города, заместителей Главы города, представителя Правового отдела Администрации города, представителей инициатора проекта решения, специалистов аппарата городской Думы, прокурора города, представителя Контрольно-счетной палаты города Вологды, депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, избранных в г. Вологде, депутатов Государственной Думы, Губернатора области, которым слово предоставляется наравне с депутатами городской Думы.
Статья 52.
1. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены в любое время по решению Думы.
2. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших депутатов настаивает на выступлении и по решению Думы предоставляет им слово.
3. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное выступление продолжительностью до 3-х минут.
Статья 53.
1. В случае, если выступающий на сессии использует в своей речи грубые выражения, призывает к незаконным и насильственным действиям, председательствующий обязан сделать ему предупреждение. После повторного нарушения председательствующий вправе лишить выступающего слова по обсуждаемому вопросу и поставить на голосование вопрос о его удалении из зала заседания до окончания рассмотрения вопроса, которое принимается большинством голосов от присутствующего состава Думы.
2. Если выступающий превысил отведенное ему время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после предупреждения может лишить его слова.
Раздел 14. Протокол сессии городской Думы
Статья 54.
1. Ход сессии записывается на электронные носители. После оформления и подписания принятых решений по результатам сессии оформляется протокол. Оформление протокола сессии Думы осуществляется организационно-контрольным отделом Управления по обеспечению деятельности Вологодской городской Думы.
2. Протокол сессии Думы оформляется в двух экземплярах, визируется лицом, составившим протокол, и подписывается председательствовавшим на сессии Думы.
3. К протоколу сессии прилагаются полные тексты принятых городской Думой решений.
Подлинные экземпляры протоколов сессий и решений городской Думы хранятся в Управлении по обеспечению деятельности Думы, затем сдаются в государственный архив на постоянное хранение.
4. Протоколы сессий городской Думы предоставляются для ознакомления депутатам по их требованию.
Раздел 15. Депутатские слушания
Статья 55.
1. Депутатские слушания являются одной из форм работы городской Думы и проводятся по мере необходимости.
2. На депутатских слушаниях депутатами городской Думы и приглашенными могут обсуждаться:
проекты решений, требующие публичного обсуждения;
проект городского бюджета и отчет о его исполнении;
другие важнейшие вопросы местного значения муниципального образования "Город Вологда".
3. Депутатские слушания проводятся по инициативе Председателя Думы и постоянных комитетов городской Думы. Предложения о проведении депутатских слушаний могут вноситься Главой города Вологды.
4. Депутатские слушания ведет Председатель Думы или его заместитель. По поручению Председателя Думы депутатские слушания может вести депутат Думы. Председательствующий на депутатских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам городской Думы, приглашенным лицам, обеспечивает соблюдение порядка обсуждения, выступает с сообщениями.
5. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на слушаниях, который дает информацию по обсуждаемому вопросу, а также о порядке проведения заседания и составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово для доклада по обсуждаемому вопросу.
После выступлений на депутатских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов, которые могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
6. Депутатские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Глава IV. Порядок голосования
Раздел 16. Общие правила голосования и контроль за использованием
электронной системы
Статья 56.
1. При голосовании по каждому вопросу депутат городской Думы имеет один голос и подает его за принятие решения или против, или воздерживается от принятия решения.
2. Депутат осуществляет свое право на голосование лично и не вправе делегировать его кому-либо.
3. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
4. Неучастие депутата Думы в голосовании при принятии решения при условии его нахождения в зале заседания не является основанием для пересмотра результатов голосования и кворума сессии.
5. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прерывать голосование.
Статья 57.
1. Для контроля за использованием на сессиях городской Думы электронной системы подсчета голосов решением Думы избирается постоянная группа контроля из числа депутатов в количестве 3 человек.
2. Группа контроля за использованием электронной системы подсчета голосов рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах голосования и других возможных ошибках в работе электронной системы.
3. Если после определения результатов голосования от депутата городской Думы поступает письменное заявление на депутатском бланке о недостоверности его волеизъявления, зафиксированного электронной системой подсчета голосов, группа контроля за использованием электронной системы подсчета голосов с участием данного депутата обязана проверить исправность работы универсального рабочего места депутата. Для этого по предложению председательствующего депутату предлагается в присутствии группы контроля с использованием своей карточки нажать поочередно кнопки своего универсального рабочего места депутата с демонстрацией результатов на экране. Результаты проверки фиксируются в протоколе проверки, который подписывается депутатом и членами группы контроля.
4. Если зафиксированы сбои и неточности в работе универсального рабочего места депутата, то городская Дума возвращается к повторному голосованию. Если не зафиксирована техническая неисправность универсального рабочего места депутата, то результаты голосования по этому основанию пересмотру не подлежат.
5. При отсутствии ошибок в порядке и технике проведения голосования вопрос о проведении повторного голосования по принятому на текущей сессии решению может рассматриваться по вновь открывшимся обстоятельствам не иначе как в вопросе "Разное" повестки дня сессии и на основании решения, принятого большинством от численного состава Думы.
Раздел 17. Виды, способы и формы голосования
Статья 58.
1. Решения городской Думы принимаются на ее сессиях с использованием двух видов голосования: открытого или тайного.
Открытое голосование может быть поименным.
2. Голосование на сессии городской Думы может осуществляться следующими способами: с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.
Голосование с использованием электронной системы подсчета голосов может быть только открытым.
3. По форме голосование может быть простым, количественным, рейтинговым, альтернативным.
Простое голосование представляет собой голосование только за вариант ответа - "за". При этом варианты - "против", "воздержался" на голосование не выносятся.
Количественное голосование представляет собой голосование, при котором все три варианта ответа - "за", "против", "воздержался" ставятся на голосование. Подсчет голосов и оглашение результатов производятся по каждому варианту ответа.
Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных простых голосований по каждому из вариантов решения вопроса, в которых может принять участие каждый депутат. Принятым считается решение, набравшее наибольшее число голосов, достаточное для принятия решения. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вариантов решения вопроса не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на голосование ставится вариант решения, набравший наибольшее число голосов.
Альтернативное голосование представляет собой голосование, при котором депутат вправе голосовать только за один из вариантов решения вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и оглашение результатов голосования производятся отдельно по каждому из вариантов решения вопроса, поставленного на голосование.
Рейтинговое и альтернативное голосования могут применяться только при рассмотрении двух и более вариантов проектов решений Думы, внесенных в соответствии с порядком, установленным главой 6 настоящего Регламента.
4. При любом виде, способе и в любой форме голосования решение считается принятым при количестве поданных за него голосов, необходимых для принятия того или иного решения, установленном Уставом муниципального образования "Город Вологда" и (или) настоящим Регламентом.
5. Если вид и форма голосования не определены Уставом города и (или) настоящим Регламентом, решения на сессии принимаются открытым количественным голосованием.
Раздел 18. Правила открытого голосования
Статья 59.
1. Открытое голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов.
В случае технической невозможности использования электронной системы подсчета голосов, а также при открытом поименном голосовании проводится открытое голосование без использования электронной системы подсчета голосов.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, их формулировки и при необходимости напоминает, какое количество голосов необходимо для принятия решения.
3. После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования (решение принято или решение не принято).
4. Информация о результатах открытого голосования по принятию (непринятию) в целом проектов решений городской Думы по каждому вопросу повестки дня сессии размещается на официальном сайте Вологодской городской Думы в сети "Интернет" не позднее пяти суток с момента окончания сессии и сохраняется на сайте до следующей сессии Вологодской городской Думы, но не менее 30 дней.
В информации отражается волеизъявление ("за", "против", "воздержался", "не голосовал") каждого депутата.
5. Открытое голосование без использования электронной системы подсчета голосов проводится путем поднятия голосующим руки. Подсчет голосов осуществляется счетчиками, избираемыми из числа депутатов на период сессии, которые передают итоги подсчета голосов председательствующему для объявления результатов голосования.
6. По решению городской Думы может проводиться открытое поименное голосование. Поименное голосование проводится в форме количественного голосования без использования электронной системы подсчета голосов.
7. Поименное голосование проводится по поименному списку депутатов Думы, в котором указывается следующее: дата голосования, фамилии голосующих, краткое наименование голосуемого вопроса, варианты ответа. Голосующий отражает в поименном списке свое волеизъявление личной подписью напротив варианта ответа, за который он голосует.
8. Для проведения поименного голосования по поименному списку и определения результатов голосования Дума избирает открытым голосованием счетную комиссию из числа депутатов. Счетная комиссия по окончании голосования определяет по поименному списку результаты голосования и составляет по ним протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается председательствующим на сессии. К протоколу счетной комиссии прилагается подлинный экземпляр поименного списка с подписями голосовавших.
9. Копия поименного списка с результатами голосования, заверенная подписями членов счетной комиссии, вывешивается в зале заседания Думы.
Раздел 19. Правила тайного голосования
Статья 60.
1. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также может проводиться в других случаях по решению городской Думы.
2. Тайное голосование проводится только с использованием бюллетеней для тайного голосования.
3. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию, в которую не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на выборные должности Думы.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов. Счетная комиссия устанавливает место голосования и порядок его проведения.
4. Содержание бюллетеня для тайного голосования устанавливается Думой, форма бюллетеня устанавливается счетной комиссией. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии в количестве, соответствующем числу участвующих в голосовании. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии каждому голосующему под роспись.
5. Заполнение бюллетеня производится голосующим лично в отдельном помещении (кабинете, кабине) для тайного голосования путем проставления какого-либо знака ("галочка", "крест" и др.) на специально отведенном месте бюллетеня напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, либо напротив варианта решения, за который он голосует.
Заполненный бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.
6. Счетная комиссия по окончании голосования вскрывает ящик, устанавливает количество действительных и недействительных бюллетеней и производит подсчет голосов.
Недействительными считаются следующие бюллетени:
бюллетень неустановленной формы и (или) содержания;
бюллетень, в котором знаки на специально отведенных местах проставлены напротив двух или более кандидатур, двух или более вариантов решений;
бюллетень, в котором знаки на специально отведенных местах не проставлены.
Недействительные бюллетени при подсчете голосов не учитываются.
7. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на сессии Думы.
По докладу счетной комиссии городская Дума открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
Глава V. Организация работы Президиума городской Думы
Раздел 20. Порядок подготовки заседаний Президиума городской Думы
Статья 61.
1. На основе поступивших предложений Председатель городской Думы формирует предварительную повестку дня заседания Президиума, через организационно-контрольный отдел аппарата городской Думы обеспечивает изготовление и вручение членам Президиума и другим заинтересованным лицам копии проектов решений и других документов.
Решением Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507 в пункт 2 статьи 61 раздела 20 главы V настоящего Регламента внесены изменения
2. В обязательном порядке в предварительно формируемую повестку дня включаются вопросы, предложенные и внесенные за 7 дней до заседания членом Президиума, группой депутатов не менее 5 человек, постоянным комитетом, Главой города.
Статья 62.
1. О дате проведения и повестке дня заседания Президиума оповещаются члены Президиума, Глава города, а также другие лица по касающимся их вопросам, не позднее чем за 3 дня до заседания.
2. В случае отсутствия возможности своевременно прибыть на заседание член Президиума информирует об этом Председателя городской Думы или организационно-контрольный отдел аппарата Думы до начала заседания.
Раздел 21. Порядок проведения заседаний Президиума городской Думы
Статья 63.
1. Очередные заседания Президиума назначаются Председателем Думы и проводятся, как правило, в зале заседаний Президиума в здании городской Думы.
2. Продолжительность заседаний - не более 5 часов в день с 15-минутными перерывами через каждые 45 минут работы.
В случае необходимости распорядок заседаний может быть временно изменен по решению Президиума.
Решением Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507 в пункт 3 статьи 63 раздела 23 главы V настоящего Регламента внесены изменения
3. Внеочередные заседания Президиума могут созываться по инициативе Председателя городской Думы, члена Президиума, постоянного комитета, группы депутатов не менее 5 человек, Главы города.
4. Председательствуют на заседаниях Президиума Председатель городской Думы или его заместитель (один из заместителей).
5. Заседание Президиума правомочно при наличии в зале заседаний не менее половины численного состава Президиума.
Статья 64.
1. В заседаниях с правом совещательного голоса могут участвовать депутаты, не являющиеся членами Президиума, Глава города, прокурор города, депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, избранные в г. Вологде, депутаты Государственной Думы.
Иным лицам, за исключением случаев, когда их выступление предусматривается повесткой дня, слово для выступления может предоставляться только по решению Президиума.
2. На открытых заседаниях Президиума наряду с приглашенными лицами могут присутствовать предварительно зарегистрировавшиеся представители средств массовой информации, общественных объединений, трудовых коллективов, отдельные граждане.
Статья 65.
1. Заседания Президиума начинаются с формирования повестки дня заседания путем внесения поправок в принимаемую за основу предварительно сформированную повестку дня.
2. Время для докладов на заседаниях Президиума предоставляется в пределах 15 минут, для содокладов - до 5 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут, для повторного выступления в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов решений, по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
По решению Президиума председательствующий может продлить время для выступления.
3. Решения Президиума городской Думы оформляются в виде протокола заседания Президиума, который подписывается председательствующим на заседании Президиума.
4. Другие регламентные вопросы, не оговоренные специально для заседаний Президиума, рассматриваются по аналогии с рассмотрением этих вопросов на сессии городской Думы.
Глава VI. Порядок рассмотрения проектов решений Думой и ее органами
Раздел 22. Порядок подготовки (разработки) и внесения проектов
решений в городскую Думу
Статья 66.
1. Подготовка (разработка) проектов решений городской Думы осуществляется в плановом либо внеплановом порядке.
Решением Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507 в пункт 2 статьи 66 раздела 22 главы VI настоящего Регламента внесены изменения
2. Подготовка (разработка) проектов решений Думы во внеплановом порядке может осуществляться депутатами и временными комиссиями на основании решений Думы или ее органов, распоряжений Председателя Думы, а также Администрацией города или отдельными депутатами по собственной инициативе.
3. При подготовке (разработке) проектов решений Думы отдельными депутатами по собственной инициативе копирование и тиражирование документации может осуществляться организационно-контрольным отделом аппарата Думы не иначе как по указанию Председателя Думы.
4. Привлечение работников аппарата Думы к подготовке (разработке) проектов решений Думы во внеплановом порядке возможно не иначе как по устному или письменному согласованию с Председателем Думы, а привлечение работников Администрации города - по устному или письменному согласованию с Главой города.
5. По вопросам, предусмотренным планом работы городской Думы, совместная работа исполнителей со стороны Думы и со стороны Администрации (участие в заседаниях депутатских комитетов, временных комиссий, сбор информации по проекту и др.) осуществляется без дополнительного согласования с Председателем Думы и Главой города.
Статья 67.
1. Правом внесения проектов решений городской Думы на ее рассмотрение обладают следующие субъекты правотворческой инициативы (далее - инициаторы): депутаты городской Думы; постоянные комитеты городской Думы; Глава города; Администрация города; Контрольно-счетная палата города Вологды; Избирательная комиссия города Вологды; органы ТОС; граждане в порядке правотворческой инициативы; временные комиссии, созданные в порядке, установленном настоящим Регламентом.
2. Проекты решений Думы, подготовленные (разработанные) предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, могут вноситься на рассмотрение Думы только лишь через вышеперечисленных инициаторов.
3. На каждом проекте решения Думы (в правом верхнем углу первого листа) должна содержаться информация об инициаторе (инициаторах) внесения проекта, а также может содержаться информация о разработчиках проекта.
4. В тексте проекта, как правило, должны обозначаться исполнитель, срок исполнения решения (за исключением решений постоянного действия) и вопросы контроля за исполнением решения.
5. Проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов, осуществление расходов из средств бюджета города, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только при наличии письменного заключения Главы города либо по его инициативе.
В случае непредставления заключения в установленный настоящим Регламентом срок проекты решений по указанным вопросам вносятся на рассмотрение городской Думы.
При отрицательном заключении Главы города проект решения Думы дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой из числа депутатов и предложенных Главой города представителей Администрации города в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для образования временных комиссий.
Решением Вологодской городской Думы от 26 февраля 2007 г. N 328 статья 67 настоящего Регламента дополнена пунктом 6
6. При внесении проекта решения на рассмотрение Думы одновременно с текстом проекта представляется пояснительная записка, содержащая:
обоснование необходимости принятия соответствующего решения, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
финансово-экономическое обоснование проекта решения в случае, если его реализация требует материальных затрат;
перечень муниципальных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, а также перечень муниципальных правовых актов, которые необходимо разработать, в связи с принятием внесенного проекта решения;
информацию о состоянии действующего законодательства в данной сфере регулирования.
Раздел 23. Порядок предварительного рассмотрения проектов решений,
внесенных в городскую Думу
Статья 68.
1. Представленные (внесенные) инициаторами проекты решений Думы регистрируются и передаются Председателю Думы.
2. Председатель городской Думы направляет зарегистрированный проект в депутатские комитеты, Администрацию города, другие организации и учреждения, специалистам аппарата Думы с резолюцией по проекту.
3. Аппарат Думы в соответствии с резолюцией Председателя обеспечивает подготовку проекта к рассмотрению постоянными депутатскими комитетами, Президиумом и Думой (изготовление необходимого количества копий, рассылку в соответствующие инстанции, получение заключений и рекомендаций по проекту, формирование пакета документов по проекту и др.).
4. Подлинник каждого зарегистрированного проекта с резолюцией Председателя Думы и подлинники заключений, рекомендаций и другой документации по проекту хранятся в организационно-контрольном отделе аппарата Думы до принятия решения по проекту.
5. Постоянные комитеты городской Думы в 20-дневный срок со дня получения зарегистрированного проекта решения рассматривают его и представляют в организационно-контрольный отдел аппарата Думы в письменном виде результаты рассмотрения проекта.
Статья 69.
1. В период подготовки к обсуждению на заседании депутатского комитета, временной комиссии проекта решения Думы, внесенного в плановом порядке, председатель комитета, временной комиссии самостоятельно определяет круг приглашаемых на заседание лиц (специалистов, разработчиков проекта и др.), в том числе работающих в Администрации города, и через аппарат Думы оповещает их (письменно или устно) о дате проведения и повестке дня предстоящего заседания комитета, временной комиссии не позднее чем за 2 дня до заседания.
2. Глава города в 15-дневный срок с момента поступления из городской Думы проекта решения, подготовленного в плановом порядке, обеспечивает рассмотрение его в профильных структурных подразделениях Администрации, подготовку и представление в Думу необходимых по проекту заключений Главы города.
3. По проектам решений, подготовленным во внеплановом порядке, заключения Главы города представляются в городскую Думу в 30-дневный срок с момента поступления указанных проектов решений в Администрацию города.
Статья 70.
1. Внесенный проект, как правило, рассматривается на заседании Президиума, который принимает по проекту рекомендации для Думы (отклонить, направить на доработку, принять или утвердить, и др.).
2. Президиум может вносить по рассматриваемому проекту поправки, которые обсуждаются при последующем рассмотрении проекта на сессии Думы, либо могут быть учтены инициаторами и разработчиками при доработке проекта до сессии Думы.
3. Не рассматривавшиеся Президиумом проекты могут вноситься на рассмотрение Думы при формировании повестки дня на сессии, однако тиражирование таких проектов до сессии производится организационно-контрольным отделом аппарата Думы не иначе как по решению (указанию) Председателя Думы.
Раздел 24. Порядок рассмотрения проектов решений
городской Думой на сессии
Статья 71.
1. При рассмотрении проекта на сессии Думы заслушивается, как правило, инициатор (в случае поступления альтернативных проектов по одному вопросу повестки дня - инициаторы по каждому проекту в порядке поступления проектов) и проводится обсуждение.
2. По итогам обсуждения проект решения Думы может быть принят за основу или в целом.
3. Если по проекту решения на сессии не поступило поправок, замечаний и при отсутствии поправок к проекту, поступивших до сессии, председательствующий вправе поставить на голосование вопрос о принятии проекта решения в целом, если ни один депутат Думы или Глава города не требует иного.
В остальных случаях проект решения принимается за основу.
Статья 72.
1. После принятия проекта решения за основу в него вносятся поправки.
2. Поправки в проекты решений Думы могут вносить депутаты городской Думы, постоянные комитеты городской Думы, Глава города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города Вологды, Избирательная комиссия города Вологды, а также временные комиссии.
Органы территориального общественного самоуправления, граждане в порядке правотворческой инициативы могут вносить поправки во внесенные ими проекты решений Думы.
3. Поправки в виде изменения редакции статей (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) проекта, а также в виде дополнения проекта конкретными статьями (частями, пунктами, подпунктами, абзацами) - вносятся в письменном виде.
4. Поправки в виде предложений: об исключении конкретных слов, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев проекта; поправки орфографического, грамматического, пунктуационного характера; незначительные поправки стилистического характера, не изменяющие содержание текста проекта - могут вноситься в устной форме.
5. По отдельным вопросам решением Думы может устанавливаться только письменная форма поправок.
6. Если поправки вносятся в виде таблицы поправок, то таблица должна содержать: данные об авторе поправки; текст, в который предлагается поправки; содержание поправки; мотивы внесения поправки, а также может содержать новую редакцию текста с учетом предлагаемой поправки.
Статья 73.
1. При необходимости для систематизации и обработки вносимых депутатами по проектам решений поправок, замечаний и дополнений решением городской Думы могут создаваться редакционные комиссии.
Редакционные комиссии представляют председательствующему на сессии исправленные и дополненные проекты решений.
2. В работе редакционных комиссий по решению городской Думы могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты и технические работники.
Статья 74.
1. В ходе рассмотрения проекта после принятия его за основу оглашаются все поступившие поправки.
2. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно.
Не обсуждаются и не голосуются поправки, содержание которых поглощено ранее принятыми поправками или противоречит им, а также поправки, снятые их автором.
3. Обсуждения и голосование поправок осуществляется в порядке их поступления.
Автор поправки может выступить с обоснованием поправки.
Статья 75.
1. По окончании голосования по поправкам к проекту, принятому за основу, председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта решения в целом.
2. Если по итогам голосования проект решения в целом не принят, проект может быть направлен на доработку.
3. Решение Думы о направлении на доработку проекта решения, принятого на сессии за основу, принимается большинством голосов от присутствующего состава Думы и оформляется протокольно.
4. До принятия проекта решения в целом инициатор, внесший проект, имеет право отозвать его на основании устного или письменного заявления.
5. Если в результате голосования не набирается количество голосов, необходимое для принятия проекта за основу либо в целом или для направления на доработку - проект снимается с дальнейшего рассмотрения без голосования.
Раздел 25. Порядок рассмотрения на сессии запросов и обращений
депутатов Думы
Статья 76.
Депутат или группа депутатов имеют право внести на рассмотрение сессии письменное обращение или запрос непосредственно к органам местного самоуправления, Главе города Вологды, а также к руководителям государственных и муниципальных органов и их должностным лицам, руководителям организаций, расположенных на территории города Вологды.
Статья 77.
Депутатский запрос.
1. Депутатским запросом может быть признано письменное обращение депутата или группы депутатов, касающееся фактов нарушения федерального или областного законодательства, правовых актов местного самоуправления, фактов, имеющих общественное значение, а также фактов о нарушении законных прав и интересов граждан.
2. Рассмотрение депутатского запроса автоматически включается в повестку дня вопроса "Разное".
3. Председательствующий на сессии оглашает содержание представленного обращения, а при необходимости обеспечивает его тиражирование, после чего может быть проведено обсуждение. После обсуждения вопрос о признании представленного обращения депутатским запросом ставится на голосование. Решение принимается большинством голосов от численного состава Думы.
4. В случае признания обращения депутатским запросом, председательствующий обеспечивает доведение запроса до адресата и обязательное опубликование текста запроса в средствах массовой информации.
5. Письменный ответ на депутатский запрос дается не позднее чем в месячный срок и оглашается на ближайшей сессии. После оглашения ответа может быть проведено обсуждение и по результатам обсуждения принято решение городской Думы.
6. Председатель городской Думы обеспечивает обязательное опубликование в средствах массовой информации текста ответа на депутатский запрос, а также решения городской Думы, принятого по результатам рассмотрения депутатского запроса.
7. Если городская Дума не признает обращение депутатским запросом, председательствующий дает ему ход, предусмотренный для обращения.
Статья 78.
Депутатское обращение.
1. Письменное обращение депутата или депутатской группы автоматически включается в повестку дня вопроса "Разное".
2. Председательствующий на сессии оглашает содержание обращения и обеспечивает доведение его до адресата.
3. Ответ на обращение дается не позднее чем в месячный срок и оглашается на ближайшей сессии.
4. Обращение и ответ на него на сессии не обсуждаются, не комментируются, на голосование не ставятся, решение городской Думы по ним не принимается.
Глава VII. Порядок принятия решений городской Думой и ее органами
Раздел 26. Принятие решений
Статья 79.
1. Решение городской Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов от численного состава Думы, за исключением решений, для принятия которых необходимо большинство в две трети голосов от численного состава Думы и решений по процедурным вопросам.
2. Большинством не менее двух третей голосов от численного состава Думы принимаются решения Думы по следующим вопросам:
а) мнение Думы по вопросам изменения границы муниципального образования;
б) инициатива Думы об изменении границ, преобразовании муниципального образования;
в) принятие Устава муниципального образования "Город Вологда" и внесение в него изменений и дополнений;
г) одобрение в ранее принятой редакции при повторном рассмотрении отклоненного Главой города решения Думы;
д) самороспуск Думы.
Статья 80.
1. Решение городской Думы по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало больше половины от присутствующего состава Думы.
2. К процедурным относятся вопросы:
а) о перерыве в заседании или переносе заседания;
б) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
в) о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу проекта;
г) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
д) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
е) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующему комитету или комиссии;
ж) о голосовании без обсуждения;
з) о приглашении на заседание лиц, указанных в статье 39 настоящего Регламента;
и) об изменении очередности выступлений;
к) о проведении дополнительной регистрации;
л) о пересчете голосов;
м) о способе голосования;
н) выбор группы счетчиков, счетной комиссии, редакционной комиссии.
3. В случае возникновения сомнений либо спора относительно того, является ли рассматриваемый вопрос процедурным, решение по рассматриваемому вопросу считается принятым, если за него проголосовало больше половины от численного состава городской Думы.
Статья 81.
1. По любому рассматриваемому на сессии вопросу по решению Думы в протокол сессии может быть внесена протокольная запись, которая подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органами, организациями и должностными лицами.
2. Выписка из протокола сессии городской Думы направляется на рассмотрение соответствующим органам, организациям и должностным лицам. В месячный срок со дня получения соответствующие органы, организации и должностные лица направляют ответ на протокольную запись в адрес городской Думы.
3. Информация о результатах рассмотрения протокольной записи доводится до сведения депутатов Председателем городской Думы на очередной сессии Думы.
Статья 82.
1. Решения Президиума и других органов городской Думы принимаются аналогично принятию решений городской Думы, исходя из численного состава соответствующих органов, числа присутствующих и категории рассматриваемого вопроса.
2. Решения постоянных комитетов городской Думы принимаются в соответствии с Положением о постоянных комитетах городской Думы.
Раздел 27. Порядок подписания решений и вступление их в силу
Статья 83.
1. Нормативные правовые акты, принятые городской Думой, направляются Главе города для подписания и обнародования.
Правовые акты по вопросам организации деятельности городской Думы и ненормативные правовые акты, принятые городской Думой и Президиумом, подписываются в течение десяти дней со дня принятия Председателем городской Думы, а в его отсутствие - заместителем Председателя, исполняющим его обязанности.
2. Решения органа городской Думы подписывает руководитель этого органа, а в отсутствие руководителя - его заместитель.
Статья 84.
1. Решения городской Думы вступают в силу в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Устава города.
2. Решения органов городской Думы вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено действующим законодательством или самим решением.
Глава VIII. Повторное рассмотрение решений городской Думы,
возвращенных без подписания Главой города
Раздел 28. Порядок предварительного рассмотрения
заключения Главы города
Статья 85.
В случае отклонения Главой города принятого городской Думой нормативного правового акта он повторно рассматривается городской Думой.
Статья 86.
1. Решение городской Думы, возвращенное без подписания Главой города, передается Председателем (заместителем председателя) городской Думы на заключение в профильный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы заключения Главы города о возвращении решения, принятого городской Думой.
2. По итогам рассмотрения профильный комитет готовит заключение, в котором может рекомендовать городской Думе один из следующих вариантов решения:
а) согласиться с мотивами Главы города Вологды о нецелесообразности принятия решения и снять решение с дальнейшего рассмотрения;
б) принять решение городской Думы в редакции (с изменениями и дополнениями), предложенной Главой города;
в) принять решение городской Думы в ранее принятой (первоначальной) редакции.
3. Вопрос о повторном рассмотрении решения городской Думы включается в проект повестки дня очередной сессии в обязательном порядке.
4. О дате и времени повторного рассмотрения решения городской Думы, отклоненного Главой города, не позднее чем за четыре дня до его рассмотрения на сессии городской Думы сообщается Главе города.
Раздел 29. Процедура повторного рассмотрения возвращенного решения
на сессии Думы
Статья 87.
1. Повторное рассмотрение решения городской Думы, возвращенного без подписания Главой города, начинается с выступления Главы города либо уполномоченного им лица.
Затем излагается заключение профильного комитета.
2. По окончании обсуждения на голосование ставится предложение Главы города. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от численного состава городской Думы.
3. Если предложение Главы города не набрало необходимого для принятия числа голосов, то на голосование ставится решение Вологодской городской Думы в ранее принятой (первоначальной) редакции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей отчисленного состава городской Думы.
Статья 88.
1. В случае если предложение Главы города или решение в ранее принятой (первоначальной) редакции не набрали необходимого для принятия числа голосов, данный вопрос снимается с рассмотрения городской Думы без голосования.
2. Думой может быть принято решение о создании согласительной комиссии, которой передается возвращенное без подписания решение городской Думы для выработки согласованной редакции.
3. По окончании работы согласительная комиссия докладывает о результатах работы и представляет на повторное рассмотрение Думы решение городской Думы в согласованной редакции.
4. Решение городской Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство от численного состава Думы.
Глава IX. Осуществление городской Думой контрольных полномочий
Раздел 30. Предмет и формы контрольной деятельности Думы
Статья 89.
1. Дума непосредственно, а также через постоянные комитеты, иные органы Думы и депутатов осуществляет контроль за исполнением принятых Думой решений.
2. После истечения установленного срока выполнения решения Думы постоянный комитет, комиссия, иной орган Думы или депутат, на которых возложен контроль, должны внести на заседание соответствующего комитета вопрос о его выполнении.
Если решение выполнено, то оно снимается с контроля Думой, о чем контролирующий орган или депутат информируют Думу на сессии. О выполнении решения и снятии его с контроля вносится запись в протокол сессии.
3. При невыполнении решения Думы постоянный комитет, иные органы Думы, депутат могут внести на сессию Думы предложение о назначении проверки по установлению причин невыполнения решения, дополнительных мерах по его выполнению, а в случае необходимости по привлечению к ответственности виновных лиц.
Дума по этим вопросам принимает решения.
Статья 90.
Контрольная деятельность осуществляется в формах: заслушивания отчетов на сессии Думы; направления депутатских запросов; истребования информации, или иных формах.
Раздел 31. Получение информации депутатом Думы
Статья 91.
Получение информации депутатом городской Думы и направление депутатских запросов осуществляется в соответствии с Уставом города, настоящим Регламентом и действующим законодательством.
Раздел 32. Порядок заслушивания Главы города по вопросам исполнения
решений Думы, реализации целевых программ и планов
социально-экономического развития города
Статья 92.
Решением Вологодской городской Думы от 26 февраля 2007 г. N 328 в пункт 1 статьи 92 настоящего Регламента внесены изменения
1. Кроме отчетов, предусмотренных Уставом города и действующим законодательством, городская Дума по предложению не менее половины численного состава Думы имеет право заслушать на сессии Главу города по вопросам исполнения решений Думы, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития города.
2. В решении Думы по этому поводу должны указываться: дата заслушивания, перечень вопросов, на которые необходимо дать ответ, и документов, которые необходимо представить, список приглашенных лиц. О решении Думы по вопросу заслушивания информируется Глава города.
3. По результатам заслушивания Дума принимает решение.
Раздел 33. Порядок осуществления контроля за деятельностью органов
и должностных лиц городского самоуправления
Статья 93.
Постоянный комитет, группа депутатов, депутат вправе вносить предложения Главе города о заслушивании отчета о деятельности структурных подразделений Администрации города, их руководителей, о необходимости проведения проверок и ревизий муниципальных предприятий и учреждений.
Статья 94.
1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 32 Устава города, Президиум городской Думы назначает депутатское расследование.
2. Для проведения депутатского расследования Президиум создает специальную депутатскую комиссию.
3. Специальная депутатская комиссия проводит расследование путем запрашивания дополнительной информации, заслушивания на своих заседаниях конкретных должностных и иных лиц.
Результаты расследования оформляются в виде проекта решения городской Думы.
4. Информация о результатах расследования докладывается на ближайшей сессии городской Думы, которая принимает решение в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Устава города, после чего комиссия прекращает свою работу.
Раздел 34. Порядок рассмотрения вопросов о нарушении депутатом норм
депутатской этики
Статья 95.
1. При осуществлении своих полномочий депутат не вправе нарушать правила депутатской этики: использовать в своих выступлениях грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов и иных лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать и распространять заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям и т.п.
2. Факты нарушений правил депутатской этики рассматриваются на заседаниях постоянного комитета по законности и правопорядку путем заслушивания официальной информации (жалобы, заявления, публикации в СМИ и др.), заслушивания выступлений (объяснений) причастных к факту лиц.
3. Результаты рассмотрения оформляются в виде заключения либо решения постоянного комитета, доводятся до сведения инициаторов рассмотрения и могут быть по инициативе постоянного комитета по законности и правопорядку заслушаны в качестве информации на ближайшей сессии городской Думы либо на заседании Президиума городской Думы.
Глава X. Заключительные положения
Статья 96.
1. Регламент городской Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от численного состава Думы.
2. Регламент, а также решения Думы о внесении изменений и дополнений в него вступают в силу со дня их принятия, если Дума не примет иное решение.
Решением Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507 в пункт 3 статьи 96 главы X настоящего Регламента внесены изменения
3. Предложения об изменении и дополнении Регламента, внесенные постоянными комитетами, группе депутатов численностью не менее одной трети от численного состава городской Думы, включаются в проект повестки дня очередной сессии Думы в обязательно порядке.
Статья 97.
1. Разъяснение положений Регламента во время сессии Думы может осуществляться председательствующим.
2. При наличии у депутата возражений против приведенных разъяснений депутат вправе обратиться после окончания сессии в постоянный комитет по законности и правопорядку, который рассматривает данный вопрос обязательным приглашением на заседание депутата, имевшего возражения против приведенных разъяснений.
3. Решение комитета по указанному вопросу должно быть доведено до сведения депутатов городской Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодской городской Думы от 22 февраля 2001 г. N 251 "Об утверждении Регламента Вологодской городской Думы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Вологодской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 2 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507
Решение Вологодской городской Думы от 26 февраля 2007 г. N 328
Решение Вологодской городской Думы от 9 ноября 2006 г. N 218
Решение Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 г. N 405
Решение Вологодской городской Думы от 6 октября 2005 г. N 332
Решение Вологодской городской Думы от 29 декабря 2004 г. N 201
Решение Вологодской городской Думы от 16 сентября 2004 г. N 120
Решение Вологодской городской Думы от 29 ноября 2001 г. N 405
Решение Вологодской городской Думы от 21 июня 2001 г. N 353
Решение Вологодской городской Думы от 19 апреля 2001 г. N 297