Постановление Законодательного Собрания Вологодской области
от 22 ноября 2005 г. N 1047
"Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы
с туберкулезом" на 2006-2010 годы"
21 февраля, 24 октября, 26 декабря 2007 г., 24 декабря 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
области |
В.Н. Петров |
Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом"
на 2006-2010 годы
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 22 ноября 2005 г. N 1047)
21 февраля, 24 октября, 26 декабря 2007 г., 24 декабря 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1103 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование - областная целевая программа "Неотложные меры
Программы борьбы с туберкулезом" (далее - Программа)
на 2006-2010 годы
Основание для - федеральная целевая программа "Предупреждение и
разработки борьба с заболеваниями социального характера
Программы (2002-2006 годы)", подпрограмма "Неотложные меры
борьбы с туберкулезом в России" (Постановление
Правительства Российской Федерации от 13 ноября
2001 года N 790)
Государственный - департамент здравоохранения области
заказчик-координатор
Программы
Разработчик Программы - департамент здравоохранения области
Основные цели и задачи - основная цель Программы - предупреждение программы
распространения туберкулеза в области, повышение
результативности его лечения.
Основными задачами являются:
обеспечение 98-процентного охвата новорожденных
детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров на туберкулез
всеми методами с охватом не менее 75 процентов
населения;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
санитарно-оздоровительная работа в очагах туберкулеза
Срок реализации - 2006-2010 годы
Программы
Исполнители - департамент здравоохранения области, департамент
Программы труда и социального развития области, государственное
предприятие Вологодской области "Государственное
производственно-торговое предприятие "Фармация",
департамент сельской хозяйства области,
противотуберкулезные учреждения
Объемы и источники - всего - 59965,6 тыс.рублей,
финансирования в том числе за счет средств
Программы областного бюджета - 59965,6 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - снижение:
результаты реализации численности инфицированного населения;
Программы темпов роста заболеваемости туберкулезом в области;
численности больных, получающих инвалидность
вследствие туберкулеза
Система контроля за - контроль за реализацией Программы осуществляют
исполнением Программы департамент здравоохранения области и первый
заместитель Губернатора области, курирующий отрасль
здравоохранения
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 22544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2004 году - 10508 и 1248 больных соответственно.
Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 866,6 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2004 году при среднеобластном показателе 43,1 на 100 тыс. населения.
Росту напряженности эпидемиологической ситуации, наряду с другими факторами, способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из мест лишения свободы, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).
Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50 процентов умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.
Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.
Следствием этого является увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,7 на 10 тыс. населения.
Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения соответственно.
Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.
Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бацилловыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных по амнистии в 2000 году лиц, больных туберкулезом.
Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию койко-мест и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.
Несмотря на хорошо поставленную работу по специфической и санитарной профилактике туберкулеза, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения и недостаточной социальной профилактики туберкулеза ретроспективный анализ ситуации в целом и оценка имеющихся тенденций позволяют прогнозировать неблагоприятную перспективу по туберкулезу на ближайшие годы.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение 98-процентного охвата новорожденных детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 процентов населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;
совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;
укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;
совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1103 в раздел III настоящей Программы внесены изменения
III. Мероприятия по реализации областной целевой программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы
N п/п |
Содержание мероприятий |
Стоимость мероприятий (тыс. руб.) |
В том числе | Ответственные исполнители |
||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза | ||||||||
1.1. | Химиопрофилактика туберкулеза |
3000,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
1.2. | Химиотерапия больных туберкулезом |
12000,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
1.3. | Обеспечение хранения и доставки противотуберкулез- ных препаратов в государственном предприятии Воло- годской области "Государственное производственно- торговое предприя- тие "Фармация" |
500,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | департамент здравоохранения области |
Итого по разделу I | 15500,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | ||
Раздел II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием | ||||||||
2.1. | Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
40929,6 | - | 8254,2 | 7419,6 | 12800,0 | 12455,8 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
Итого по разделу II |
40929,6 | - | 8254,2 | 7419,6 | 12800,0 | 12455,8 | ||
Раздел III. Предупреждение распространения туберкулеза среди сельскохозяйственных животных и птицы | ||||||||
3.1. | Осуществление контроля за проведением диаг- ностических иссле- дований согласно плану профилакти- ческих и противо- эпизоотических мероприятий в це- лях профилактики туберкулеза среди скота и птицы во всех хозяйствах общественного и личного пользова- ния |
управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области |
||||||
3.2. | Создание областного резерва дезинфици- рующих средств для проведения дезин- фекции животновод- ческих (птицевод- ческих, зверовод- ческих) помещений на случаи возник- новения эпизоотии среди животных |
800,0 | - | 0,0 | 0,0 | 200,0 | 600,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области |
3.3. | Приобретение спецавтомашин для проведения дезин- фекции и дезинсек- ции ското- и пти- цеводческих помещений |
1600,0 | - | 0,0 | 0,0 | 400,0 | 1200,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента хозяйства области |
3.4. | Обеспечение филиа- лов ГУ Областная станция по борьбе с болезнями животных" безыгольными инъекторами БИ-7 для проведения контрольной туберкулинизации сельскохозяйствен- ных животных и птицы |
240,0 | - | 0,0 | 0,0 | 60,0 | 180,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента хозяйства области |
Итого по разделу III |
2640,0 | - | 0,0 | 0,0 | 660,0 | 1980,0 | ||
Раздел IV. Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания | ||||||||
4.1. | Обследование граждан, поступаю- щих на проживание в стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания флюорографически, рентгенологически с представлением кадра (снимка), выполненного не позднее 3 месяцев до поступления |
департамент здравоохранения области |
||||||
4.2. | Обучение персонала вновь открываемых отделений на курсах повышения квалификации |
30,0 | - | 15,0 | 0,0 | - | 15,0 | департамент труда и социального развития области, департамент здравоохранения области |
4.3. | Проведение проти- ворецидивных и общеукрепляющих курсов лечения клинически излече- нных больных тубе- ркулезом и химио- профилактики контактных больных (2 раза в год) |
480,0 | - | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | департамент труда и социального развития области |
4.4. | Рентгенологическое обследование лежа- чих больных и флю- орографическое обследование граждан, проживаю- щих в стационарных учреждениях (отделениях) со- циального обслуживания, требующих обследо- вания 2-х раз в год |
136,0 | - | 34,0 | 4,0 | 34,0 | 64,0 | департамент труда и социального развития области |
4.5. | Приобретение меди- цинского оборудо- вания для проведе- ния мероприятий, направленных на профилактику забо- леваемости тубер- кулезом" |
250,0 | - | 100,0 | 150,0 | - | - | департамент труда и социального развития области |
Итого по разделу IV |
896,0 | - | 269,0 | 274,0 | 154,0 | 199,0 |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложениям 1 и 2 к Программе.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год в зависимости от объемов доходной базы областного бюджета.
V. Механизм реализации и организации управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области на основе координации проводимых мероприятий и взаимодействия всех заинтересованных ведомств, названных в Программе.
Формы и методы работы по реализации Программы включают в себя проведение плановых заседаний областной, городских и районных санитарно-противоэпидемиологических комиссий, ведомственных коллегий.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим отрасль здравоохранения.
Департамент здравоохранения области (координатор Программы), департамент сельского хозяйства области, департамент труда и социального развития области несут ответственность за конечные результаты реализации Программы, целевое и эффективное использование выделяемых средств и представление в установленном порядке аналитической информации.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий по профилактике туберкулеза, совершенствование эпидемиологического надзора за распространением данного заболевания позволят ограничить заболеваемость туберкулезом в области и не допустить роста показателей выше средних по Российской Федерации:
заболеваемость туберкулезом - 91 на 100 тыс. человек;
распространенность туберкулеза - 286 на 100 тыс. человек;
смертность от туберкулеза - 21 на 100 тыс. человек.
Своевременная диагностика и квалифицированное лечение туберкулеза уменьшат "бациллярное ядро", приведут к снижению числа инфицированного населения, сохранят трудоспособность больных, что позволит уменьшить расходы, связанные с лечением и различного рода выплатами в связи стью. Следовательно, показатель выхода на инвалидность по тубе логодской области снизится с 1,7 до 1,5 на 10 тыс. человек.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1103 в настоящей приложение внесены изменения
Приложение 1
к Программе
Ресурсное обеспечение программы "Неотложные меры борьбы
с туберкулезом" на 2006-2010 годы
21 февраля, 26 декабря 2007 г., 24 декабря 2008 г.
(тыс. рублей в текущих ценах)
Источники финансирования | |||||||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Бюджеты муниципаль- ных образований |
Бюджетные фонды | Прочие источники | |||
наименова- ние фонда |
сумма | наименова- ние источника |
сумма | ||||
Всего | 59965,6 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам | |||||||
2006 год | 3100,0 | ||||||
2007 год | 11623,0 | ||||||
2008 год | 10793,6 | ||||||
2009 год | 16714,0 | ||||||
2010 год | 17734,8 | ||||||
Капитальные расходы | 42779,6 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам | |||||||
2006 год | - | ||||||
2007 год | 8354,2 | ||||||
2008 год | 7569,6 | ||||||
2009 год | 13200,0 | ||||||
2010 год | 13655,8 | ||||||
Текущие расходы | 17186,0 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам | |||||||
2006 год | 3100,0 | ||||||
2007 год | 3269,0 | ||||||
2008 год | 3224,0 | ||||||
2009 год | 3514,0 | ||||||
2010 год | 4079,0 |
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1103 в настоящей приложение внесены изменения
Приложение 2
к Программе
Источники и объемы финансирования Программы
(в ценах на 1 января 2005 года)
21 февраля, 26 декабря 2007 г., 24 декабря 2008 г.
N п/п |
Наименование разделов Программы | Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
I. Стоимость мероприятий Программы | |||||||
1. | Профилактика и лечение туберкулеза |
15500,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 |
2. | Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
40929,6 | - | 8254,2 | 7419,6 | 12800,0 | 12455,8 |
3. | Предупреждение распространения туберкулеза среди сельскохозяйственных животных и птицы |
2640,0 | - | 0,0 | 0,0 | 660,0 | 1980,0 |
4. | Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания |
896,0 | - | 269,0 | 274,0 | 154,0 | 199,0 |
Итого | 59965,6 | 3100,0 | 11623,2 | 10793,6 | 16714,0 | 17734,8 | |
II. Источники финансирования Программы | |||||||
За счет областного бюджета, в том числе: департамент здравоохранения департамент труда и социального развития департамент сельского хозяйства |
56429,6 896,0 2640,0 |
3100,0 - - |
11354,2 269,0 0,0 |
10519,6 274,0 0,0 |
15900,0 154,0 660,0 |
15555,8 199,0 1980,0 |
|
Всего из областного бюджета | 59965,6 | 3100,0 | 11623,2 | 10793,6 | 16714,0 | 17734,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 22 ноября 2005 г. N 1047 "Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 14 января 2006 г. N 3-4
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1103
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 26 декабря 2007 г. N 1183
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24 октября 2007 г. N 923
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 21 февраля 2007 г. N 117