области |
В.В. Буланов |
Областная целевая программа "Льготные лекарства" на 2005 год
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 16 ноября 2004 г. N 643)
Паспорт
областной целевой программы "Льготные лекарства" на 2005 год
Наименование - областная целевая программа "Льготные лекарства"
Программы на 2005 год (далее - Программа)
Основание для разработки - Основы законодательства Российской Федерации об
Программы охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года
N 5487-1
Федеральный закон от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О
лекарственных средствах"
Дата принятия решения о - январь 2004 года
разработке Программы
Государственный закачик- - департамент здравоохранения области
координатор Программы
Основной разработчик - департамент здравоохранения области
Программы
Основные цели и задачи - обеспечение категорий граждан, имеющих право на
Программы льготное лекарственное обеспечение, жизненно необ-
ходимыми и важнейшими лекарственными средствами
при амбулаторном лечении (далее - льготные катего-
рии граждан) за счет средств областного бюджета
Сроки реализации - 2005 год
Программы
Исполнители Программы - департамент финансов области, департамент эконо-
мики Правительства области, департамент здравоох-
ранения области, органы местного самоуправления
области, областной уполномоченный склад, уполномо-
ченные аптеки, областной центр контроля качества и
сертификации лекарственных средств, центральные
районные больницы, амбулаторно-поликлинические уч-
реждения здравоохранения
Объемы и источники - средства областного бюджета - 68933,0 тысячи
финансирования Программы рублей
Ожидаемые результаты - улучшение показателей здоровья населения;
реализации Программы совершенствование областной системы бесплатного и
льготного лекарственного обеспечения населения;
повышение эффективности использования бюджетных
средств, расходуемых на приобретение лекарств для
льготных категорий граждан, благодаря организации
централизованных закупок с применением конкурсных
процедур;
повышение эффективности использования кадровых и
материально-технических ресурсов области
Система контроля за - текущее управление и координацию исполнения
исполнением Программы Программы осуществляет департамент здравоохранения
области путем организации системы автоматизирован-
ного учета движения лекарственных средств и мони-
торинга качества лекарственного обеспечения населе-
ния.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
На территории Вологодской области проживает 139444 человека, которые имеют право получать лекарственные препараты на льготных условиях за счет средств областного бюджета. Это больные бронхиальной астмой, тяжелыми хроническими системными заболеваниями кожи, ревматизмом, ревматоидным артритом, инфарктом миокарда, онкологическими, гематологическими заболеваниями и т.п. Среди них наиболее социально незащищенные группы населения - люди пожилого возраста, дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет. Особенно острой является проблема лечения больных онкологическими и гематологическими, психиатрическими, кожными заболеваниями. Стоимость лечения в амбулаторных условиях таких больных очень высока. Наиболее эффективным способом гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан является организация работы в рамках Целевой программы. Принятие Программы дает возможность сделать процесс предоставления лекарств бесперебойным благодаря организации ритмичных централизованных закупок, позволяющих создать запас жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В рамках единой Программы обеспечиваются равные условия предоставления лекарственной помощи для всех жителей области, в том числе проживающих и в самых отдаленных населенных пунктах.
Проведение централизованных конкурсных закупок лекарственных средств позволяет достичь значительной экономии бюджетных средств, выделяемых на их приобретение, что в свою очередь способствует решению проблемы дорогостоящего медикаментозного лечения.
Обеспечение уполномоченных аптек компьютерной техникой позволило создать систему автоматизированного учета движения лекарственных средств и мониторинга качества лекарственного обеспечения, ускорило бухгалтерские расчеты и повысило их качество.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
гарантированное обеспечение граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами на льготных условиях при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета;
обеспечение доступности лекарственной помощи;
повышение качества и продолжительности жизни;
рациональное использование бюджетных средств, затрачиваемых на амбулаторное лечение льготных категорий граждан.
Для достижения этих целей необходима единая областная система бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения области, предусматривающая решение следующих задач:
обеспечение преемственности в работе всех амбулаторно-поликлинических учреждений для организации качественной медицинской помощи льготным категориям граждан;
определение перечня и объемов жизненно необходимых лекарственных средств для амбулаторного лечения льготных категорий граждан;
определение механизма обеспечения льготных категорий амбулаторных больных лекарственными средствами;
обеспечение эффективной системы мониторинга качества льготного лекарственного обеспечения;
рациональное использование финансовых средств, кадровых и материально-технических ресурсов аптечных учреждений;
учет и контроль за функционированием систем Программы.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя:
определение потребности и организацию закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения;
осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления лекарственных средств, отпускаемых на льготных условиях;
информационное обслуживание Программы.
Мероприятия Программы
N п\п |
Содержание мероприятий | Сроки исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Определение потребности и организация закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств |
|||
1.1. | Составление и корректировка Областного формуляра жизненно необходимых лекарственных средств к Программе (далее - Формуляр) |
постоянно по мере не- обходимости |
департамент здравоохранения области |
1.2. | Организация работы по определению потребности в лекарственных средствах |
||
1.2.1. | Определение объемов финансирования на закупку лекарственных средств и доведение контрольных цифр до сведения муниципальных образований |
декабрь 2004 года |
департамент здравоохранения области |
1.2.2. | Подготовка бланка заказа-заявки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства |
ежекварта- льно |
департамент здравоохранения области, уполномоченный аптечный склад |
1.2.3. | Формирование заявок на лекарственные средства в пределах выделенных средств и передача их на уполномочен- ный аптечный склад |
ежекварта- льно |
органы местного самоуправления, центральные районные больницы, уполномоченные аптеки |
1.2.4. | Сбор и обобщение муниципальных заказов-заявок |
ежекварта- льно |
уполномоченный аптечный склад |
1.3. | Формирование областного заказа для централизованных закупок лекарствен- ных средств |
ежекварта- льно |
департамент здравоохранения области, уполномоченный аптечный склад |
1.4. | Проведение конкурсных процедур по закупке лекарственных средств, входящих в Формуляр |
ежекварта- льно |
департамент экономики Правительства области, департамент здравоохранения области |
1.5. | Поддержание неснижаемого запаса жиз- ненно необходимых и важнейших лекарс- твенных средств |
постоянно в течение года |
уполномоченный аптечный склад |
1.6. | Формирование товаропроводящей сети | 2004 год | департамент экономики Правительства области, департамент здравоохранения области |
1.7. | Заключение договоров на закупку услуг с уполномоченным складом, уполномоченными аптеками |
2004 год | департамент здравоохранения области |
1.8. | Закупка и обеспечение лечебно-профилактических учреждений рецептурными бланками |
с января 2005 года по мере необходи- мости |
департамент здравоохранения области, уполномоченный аптечный склад |
2. Учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения |
|||
2.1. | Модернизация и адаптация программы автоматизированного учета движения и потребления лекарственных средств для уполномоченных аптек |
постоянно по мере необходи- мости |
областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств, областной уполномоченный склад |
2.2. | Формирование сводных отчетов о работе уполномоченной товаропроводящей сети по данным автоматизированного предметно-количественного учета лекарств и персонифицированного учета их потребления |
ежемесячно | областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств, областной уполномоченный склад |
2.3. | Обеспечение программными продуктами уполномоченных аптек |
по мере необходи- мости |
департамент здравоохранения области, областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств |
2.4. | Поддержание автоматизированной системы мониторинга лекарственного обеспечения льготных категорий граждан |
постоянно в течение года |
департамент здравоохранения области, областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств, областной уполномоченный склад |
2.5. | Организация учета льготных категорий граждан раздельно по категориям льгот в соответствии с кодами оснований для бесплатного и льготного получения лекарственных средств на территории Вологодской области |
постоянно в течение года |
департамент здравоохранения области, областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств |
2.6. | Финансовый мониторинг исполнения Программы |
ежемесячно | департамент здравоохранения области |
3. Осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления лекарственных средств, отпускаемых на льготных условиях |
|||
3.1. | Разработка нормативных документов о порядке предоставления бесплатной лекарственной помощи и контроль за ее предоставлением |
в течение года |
департамент здравоохранения области |
3.2. | Проведение проверок обоснованности назначения лекарств, сроков и качества лекарственного обеспечения населения (проверки лечебно-профилактических учреждений и аптек) |
в течение года |
департамент здравоохранения области, органы местного самоуправления, областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств |
3.3. | Организация контроля за выпиской бесплатных и льготных рецептов |
в течение года |
департамент здравоохранения области, органы местного самоуправления, центральные районные больницы, амбулаторно-полик- линические учреждения здравоохранения |
4. Информационное обеспечение Программы | |||
4.1. | Публикация материалов о реализации Программы в информационном фармацевтическом бюллетене |
ежеквар- тально |
департамент здравоохранения области, областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств |
4.2. | Публикация материалов по итогам открытых конкурсов по закупке медикаментов в федеральных и областных средствах массовой информации |
ежекварта- льно |
департамент здравоохранения области |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Сумма ассигнований, необходимых для организации централизованных закупок лекарственных средств, рассчитана исходя из сложившегося потребления.
В стоимость Программы входят расходы на закупку, поставку лекарственных средств и оплату услуг уполномоченных аптек и уполномоченного склада. Предусмотрены расходы на изготовление бланков рецептов для выписывания лекарственных средств получающим их бесплатно и на льготных условиях.
Финансирование Программы осуществляется в объемах, установленных в приложении к Программе, и составляет 68933,0 тысячи рублей. Расходы на медикаменты составляют 61050,0 тысячи рублей.
Финансирование расходов на бесплатное лекарственное обеспечение по социально значимым заболеваниям: туберкулез, сахарный диабет, ВИЧ-инфекция (СПИД) - осуществляется в рамках действующих областных целевых программ.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы подробно определен в разделе III "Мероприятия Программы", где последовательно изложены действия всех непосредственных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров и услуг для областных государственных нужд, заключаемых департаментом здравоохранения области с организациями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
В целом механизм реализации состоит из нескольких этапов, которые включают определение потребности и организацию закупок лекарственных средств, учет и мониторинг бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения, осуществление контроля за обоснованностью назначения и потребления лекарственных средств.
Выделяемые бюджетные средства используются для централизованных конкурсных закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, которые проводит конкурсная комиссия Правительства области. Закупленные лекарственные средства областной уполномоченный склад передает в уполномоченные аптеки по их заявкам. Отпуск лекарственных средств амбулаторным больным осуществляется из уполномоченных аптек по рецептам, выписанным лечебно-профилактическими учреждениями.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим отрасль "Здравоохранение".
Департамент здравоохранения области несет ответственность за ее конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых средств, подготовку и представление аналитической информации.
VII. Оценка эффективности и последствий реализации Программы
Реализация программных мероприятий в 2005 году позволит осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета.
Социально-экономический эффект выражается в ожидаемом снижении смертности и продлении жизни, общем улучшении качества жизни населения. Выбор лекарственных препаратов осуществляется квалифицированными специалистами области на принципах доказательной медицины и с учетом современных подходов к фармакотерапии.
Конкурсные закупки лекарственных средств для целей Программы показывают эффективность использования денежных ресурсов благодаря получению максимально низких закупочных цен, обеспечивают гласность и открытость проводимых процедур.
Внедрение автоматизированного учета потребления льготных лекарств позволяет осуществлять оперативный контроль и управление мероприятиями Программы, проводить текущий мониторинг качества амбулаторной помощи, составлять долговременные прогнозы, совершенствовать систему по разным направлениям.
Критериями оценки эффективности Программы являются:
доступность и своевременность лекарственного обеспечения жизненно важными лекарственными средствами;
отсутствие обоснованных жалоб;
снижение смертности;
обеспечение функционирования системы автоматизированного персонифицированного учета льготных категорий граждан;
экономическая эффективность Программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств не менее чем на 25 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 ноября 2004 г. N 643 "Об областной целевой программе "Льготные лекарства" на 2005 год"
Текст Постановления опубликован в газете "Красный Север" от 17 декабря 2004 г. N 246
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 14 декабря 2005 г. N 1151