Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция
реформирования жилищно-коммунального комплекса
Вологодской области
(далее - Концепция)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 10 января 2006 г. N 2)
29 апреля 2008 г.
Введение
Преобразование отраслей экономики Российской Федерации обеспечило переход от командно-административной системы управления к рыночному механизму хозяйствования. Однако этот тезис не является отражением современного состояния жилищно-коммунального комплекса области. Отрасль по-прежнему является жестко администрированной, работающей по неэффективной, исторически сложившейся схеме построения взаимоотношений.
Реализация Концепции включает комплекс направлений, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса.
Концепция предусматривает разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных организаций, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и водоотведения.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
1.1. Анализ ситуации.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства области (далее - ЖКХ) базировалась на Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1997 года N 425, и Программе реализации концепции реформы ЖКХ в Вологодской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 13 ноября 1997 года N 1111.
Программа носила долговременный характер, устанавливала основные направления реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1997-2003 годы и предусматривала:
- демонополизацию обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг;
- регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг;
- организацию ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ);
- переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ;
- организацию жилищной инспекции.
На начало 2005 года жилищный фонд области составил 29,2 млн. кв. м общей площади, в том числе в городах и поселках городского типа 18,4 млн. кв. м, в сельской местности - 10,8 млн. кв. м, ветхий и аварийный жилищный фонд - 1,36 млн. кв. м, что составляет 4,7% жилищного фонда.
Теплоснабжение объектов жилищного фонда и социальной сферы в области осуществляет 1135 котельных. Протяженность тепловых сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве области на начало 2005 года составила 1867 км в двухтрубном исчислении. Более 90% тепловых сетей имеют износ более 50%.
Область ежегодно потребляет около 25 млн. Гкал. тепловой энергии (в том числе 30% приходится на ЖКХ). Основная доля тепловой энергии производится котельными, использующими в качестве топлива природный газ (85%), остальные - другие виды топлива: торф и дрова (5%), жидкое топливо (4%), уголь (6%).
Газотранспортная система области представляет собой 3073 км магистральных газопроводов в однониточном исполнении, 5 компрессорных станций, 29 газопроводов-отводов общей протяженностью 591,6 км, 30 газораспределительных станций, 3039 км распределительных газовых сетей.
Природный газ доступен потребителям 13 из 26 районов области. Уровень газификации Вологодской области природным и сжиженным газом по состоянию на 1 января 2005 года составил 79,5%, в том числе: в городах и поселках городского типа - 90,1%, в сельской местности - 61,4%.
В области газифицировано 501649 квартир, в том числе: в городах и поселках городского типа - 337547 квартир, в сельской местности - 164102 квартиры. Уровень газификации природным газом составляет - 51,8%, в том числе: в городах и поселках городского типа - 79,6%, в сельской местности - 12,7%.
С начала преобразований в сфере управления жилищным фондом решена только часть задач:
- практически завершена передача ведомственного жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления муниципальных образований области,
- сформирован реальный собственник жилья.
По состоянию на 1 января 2005 года жилищный фонд по формам собственности распределен на:
а) государственный - 0,6 млн.кв. м;
б) муниципальный - 8,5 млн.кв. м;
в) частный - 19,78 млн.кв. м.
Благодаря приватизации жилья частный жилищный фонд стал доминирующим в структуре всего жилищного фонда области (на данный момент частный жилищный фонд области составляет 53% от всего жилищного фонда).
Заметно изменилась динамика роста ТСЖ. В настоящий момент в области создано 179 ТСЖ. Общая площадь жилищного фонда ТСЖ составляет 700,8 тыс. кв. м.
Одновременно с ТСЖ в области зарегистрировано 262 ЖСК, ЖК и МЖК. Их жилищный фонд составляет 184,98 тыс. кв. м. Однако реальной рыночной среды в сфере управления жильем до настоящего времени сформировать не удалось. Договорные отношения по управлению жилыми домами практически отсутствуют. Конкурсы по отбору управляющих организаций в жилищной сфере не проводились.
Как показывает практика, органы местного самоуправления муниципальных образований области практически монопольно формируют спрос на жилищные услуги, хотя более половины жилья находится в частной собственности. Монопольный спрос удовлетворяется за счет монопольного предложения в виде муниципальных служб заказчика.
За последние два года коренным образом изменилось соотношение организаций различных форм собственности, работающих в сфере предоставления коммунальных услуг.
В настоящее время данные услуги в области предоставляют 533 организации, в том числе: муниципальные - 245, государственные - 32, акционерные общества - 194 и иные - 62.
Основные имущественные фонды коммунальных систем в области находятся в государственной и муниципальной собственности и управление ими осуществляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Резкое увеличение износа основных фондов является следствием недостатка средств.
Кроме того, несбалансированная тарифная политика органов местного самоуправления муниципальных образований области в отношении оплаты услуг населения является важным фактором ухудшения финансового состояния отрасли.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы путем перехода на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.
На 2005 год областной стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 100% от стоимости услуг, но только в 15 муниципальных образованиях данный стандарт соответствует областному. В остальных районах уровень платежей населения установлен дифференцировано по видам услуг.
Фактический уровень оплаты населением потребленных услуг за 1 полугодие 2005 года составил 72,2% (за 2004 года составлял 64,4%).
Относительно невысокий уровень доходов населения и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги привели к росту числа семей, получающих субсидии.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в области за 1 полугодие 2005 года получили 48,6 тыс. семей или 10,1% от общего количества семей.
Наряду с предоставлением субсидий население пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемыми на основании действующего законодательства. В отличие от субсидий они носят постоянный характер и не зависят от уровня доходов семьи, многие их них распространяются на совместно проживающих членов семьи.
За 1 полугодие 2005 года предоставлены льготы 363,1 тыс. человек.
Фактические выпадающие доходы предприятий ЖКХ из-за задолженности бюджетов всех уровней (не компенсированные затраты по предоставлению гражданам субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д.), задолженности бюджетных организаций также негативно влияют на финансовое положение предприятий.
На сегодняшний день коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности, доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов, снижения издержек и повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг создадут привлекательность коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
1.2. Действующие комиссии и проводимые мероприятия.
Для сохранения стабильного социального положения общества в период преобразования отрасли проводится определенная работа:
- все вопросы реформирования и приоритетные направления преобразования отрасли систематически рассматриваются на областной комиссии по реформированию ЖКХ;
- в целях эффективного обеспечения по введению в действие положений нового Жилищного кодекса разработаны мероприятия по созданию нормативной правовой базы регионального значения;
- для обеспечения энергетической безопасности населения, социально-значимых объектов и систем жизнеобеспечения области с 2002 года работает областная комиссия по расчетам за энергоресурсы;
- в целях дальнейшего развития газификации области природным газом Правительством и ОАО "Газпром" в рамках договора о сотрудничестве ежегодно утверждаются программы проектирования и строительства газораспределительных систем;
- в настоящее время ООО "Промгаз" разрабатывает инвестиционный проект газификации первоочередных районов Вологодской области, в список которого включены 18 районов;
- для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в области реализуется программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда";
- для создания условий и решения задач модернизации и технического переоснащения инфраструктуры энергетических предприятий, внедрения современных технологий, ведется активная работа по привлечению инвестиций в основное производство отрасли электроэнергетики;
- создан специальный счет энергосбережения, средства которого направляются на энергосберегающие мероприятия;
- для повышения эффективности функционирования коммунальной энергетики области Департаментом строительства, энергетики и ЖКХ области совместно с региональной энергетической комиссией области подготовлен проект постановления Правительства области "О реформировании предприятий коммунальной энергетики";
- подготовлен проект основных направлений развития тепло-, электроэнергетики и газоснабжения области, в котором предусмотрены мероприятия по энергоресурсосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов;
- ежегодно утверждается план мероприятий программы энергосбережения;
- в городе Череповце реализован проект "Передача ведомственного жилищного фонда в городе Череповце" с привлечением кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития на сумму 32,2 млн. долларов США для модернизации жилых домов со сроком погашения в 2010 году, за период реализации переоборудовано 670 жилых зданий;
- в городе Вологде в рамках инвестиционного проекта Международного банка реконструкции и развития "Городское водоснабжение и канализация" ведется реализация подпроекта "Реконструкция насосных станций и установка расходомеров" для МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" на сумму 2,0 млн. долларов США.
2. Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - обеспечить путем повышения эффективности функционирования ЖКХ возможность получения населением жилищно-коммунальных услуг в необходимых объемах и с требуемыми параметрами качества.
Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, являются:
- повышение роли собственника жилого помещения с соответствующим объемом прав и обязанностей;
- создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе;
- обеспечение стабильной работы объектов жилищно- коммунальной инфраструктуры;
- создание условий для реализации гражданами своих прав при получении жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
3. Предлагаемая схема построения взаимоотношений в ЖКХ области
Переход к эффективному функционированию жилищно-коммунального комплекса Вологодской области возможен лишь при изменении системы построения взаимоотношений, выделении всех субъектов жилищно-коммунального рынка и строгом разграничении их функций и обязанностей.
Базовым элементом новой схемы построения взаимоотношений является собственник жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Именно собственник в полном объеме несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и определяет то, кем, как и на каких условиях оно будет обслуживаться. Формирование эффективного собственника в ЖКХ области является первоочередной задачей системы программных мероприятий.
Собственник жилищного фонда, не имея необходимого технического и кадрового ресурса, привлекает для управления принадлежащим ему имуществом управляющую компанию. Управляющая компания - это организация любой формы собственности, в управление которой передается жилищный фонд. Управляющая компания привлекается на конкурсной основе и работает в рамках заключенного с собственником жилищного фонда договора на управление. Затраты на содержание управляющей компании могут возмещаться различными способами, в том числе включаться в тариф на содержание жилищного фонда (коммунальной инфраструктуры). Все вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственник решает с управляющей компанией и не имеет непосредственных отношений с поставщиками услуг.
Определение количества и качества жилищно-коммунальных услуг, необходимых для поддержания в надлежащем техническом состоянии жилищного фонда, привлечение на конкурсной основе эффективных поставщиков жилищно-коммунальных услуг, контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг) - основные функции управляющей компании. Договор, заключенный между управляющей компанией и подрядной организацией, позволяет первой контролировать качество и своевременность выполнения работ (оказания услуг), а второй получать причитающийся объем денежных средств за поставленные жилищно-коммунальные услуги.
Предлагаемая схема построения взаимоотношений не исключает возможность заключения договоров непосредственно между собственником жилищного фонда и организациями-поставщиками услуг. Такие договоры являются актуальными, например, при работе товариществ собственников жилья и позволяют собственнику избежать дополнительных затрат, связанных с оплатой услуг по управлению жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.
Процесс приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий ЖКХ должен осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приватизация муниципальных унитарных предприятий ЖКХ должна проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности, с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).
Предлагаемая схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере Вологодской области подразумевает реализацию следующих государственных функций:
- регулирующей - в части регулирования тарифов локальных монополий;
- контрольной - в части контроля технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;
- социальной защиты - в части предоставления адресных субсидий малообеспеченным слоям населения путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета граждан;
- законодательной - в части разработки нормативных правовых актов, регламентирующих работу организаций ЖКХ области.
Положительными моментами новой схемы являются:
- демонополизация отрасли;
- построение системы договорных отношений;
- существенное снижение административной зависимости жилищно-коммунальных организаций;
- освобождение жилищно-коммунальных организаций от несвойственных функций;
- прозрачность прохождения денежных потоков;
- адресная социальная помощь населению.
4. Основные направления реформирования ЖКХ области
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4.1. Формирование эффективного собственника в жилищно-коммунальном хозяйстве области путем стимулирования участия собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов в выборе способов управления.
Основными направлениями в данной области являются:
- обеспечение участников реформирования областными нормативными правовыми актами, регулирующими взаимоотношения в переходный период;
- координационная работа по реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации;
- методическая помощь вновь создаваемым и действующим объединениям собственников и органам местного самоуправления муниципальных образований области;
- информирование населения по вопросам управления в жилищной сфере.
В результате реализации комплекса перечисленных мероприятий предусматривается сформировать эффективную систему взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере области, позволяющую собственникам жилых помещений в полной мере осуществлять свои права пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом.
4.2. Создание системы эффективного управления жилищным фондом.
Формирование системы будет осуществляться путем:
- инвентаризации жилищного фонда всех форм собственности и объектов коммунального назначения области;
- подготовки и принятия нормативных правовых актов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- реализации единой методики управления муниципальным жилищным фондом;
- реализации концессионных механизмов в свете Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
- разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда и управляющими организациями, между собственниками помещений в многоквартирном доме, энергоснабжающими организациями и лицами, оказывающими услуги по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, что приведет к формированию двухуровневой конкуренции: в сфере управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой; в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
4.3. Организация единой системы информатизации отрасли. Для решения этой проблемы необходимо:
- внедрить процедуру мониторинга деятельности организаций ЖКХ независимо от форм собственности;
- установить порядок, схему и перечень информации, которая должна предоставляться на регулярной основе для своевременного осуществления корректирующих воздействий;
- ввести ответственность должностных лиц за недостоверность предоставляемой информации;
- утвердить систему показателей оценки деятельности организаций ЖКХ.
4.4. Обеспечение финансовой стабильности ЖКХ области.
4.4.1. Основные задачи:
- реструктуризация кредиторской задолженности организаций ЖКХ, включающая ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности;
- принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения;
- проведение независимых экспертиз организаций ЖКХ с целью выявления экономически необоснованных затрат при осуществлении тарифного регулирования;
- введение эффективной тарифной политики, обеспечивающей полное возмещение экономически обоснованных затрат организаций на выполнение производственных и инвестиционных программ;
- максимальное использование внутренних резервов организаций - поставщиков услуг;
- создание благоприятных условий для развития конкуренции и привлечения частных инвесторов в отрасль.
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен базироваться на нормах федеральных законов:
- от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
- от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Указанные законы устанавливают основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса.
4.4.2. Кадровая политика отрасли.
Содействие органам местного самоуправления в вопросах повышения уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
4.5. Социальная защита граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для создания новой системы экономических отношений в ЖКХ необходимо изменение направления прохождения бюджетных финансовых потоков от организаций ЖКХ непосредственно гражданам-плательщикам, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств.
Реализация этой задачи возможна путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будет поступать весь объем бюджетных финансовых средств в соответствии с федеральным, региональным законодательством, а также действующими на территории муниципального образования нормативными правовыми актами.
С созданием системы персонифицированных социальных счетов граждан организации ЖКХ - управляющие компании и предприятия-поставщики услуг будут предъявлять к оплате стопроцентные суммы за предоставленные услуги.
Использование системы персонифицированных социальных счетов граждан должно осуществляться путем направления на персонифицированные социальные счета субсидий, а в дальнейшем всех видов государственной социальной помощи.
4.6. Преобразование государственных и муниципальных предприятий жилищно-коммунального и энергетического комплекса должно происходить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.7. Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
4.7.1. Модернизация жилищного фонда, ликвидация ветхого и аварийного жилья.
В основе механизма реализации программы реконструкции должен быть положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении фонда типовых жилых зданий первых массовых серий. Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса должно быть направлено на стимулирование инвестиционной, организационно-технической и производственной деятельности.
В качестве перспективного варианта при реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда представляется целесообразным рассмотреть возможность вовлечения граждан - собственников квартир в финансирование данных работ. При этом экономическим механизмом реализации может стать система ипотечного жилищного кредитования (приватизированная квартира представляет собой высоколиквидную залоговую ценность).
4.7.2. Модернизация коммунального хозяйства на основе внедрения современных энергосберегающих технологий в сфере электро-, тепло- и газоснабжения, электроэнергетики и газового хозяйства области на 2006-2010 годы.
Существующее состояние коммунального комплекса области характеризуется высоким уровнем износа.
В целях поддержания в надлежащем состоянии объектов коммунального комплекса области необходимо ежегодно выполнять мероприятия по модернизации котельного оборудования, центральных тепловых пунктов, тепловых и водопроводно-канализационных сетей с применением новых технологий, позволяющих снизить непроизводительные расходы и экономить ресурсы; проводить мероприятия:
- по газификации с целью перевода котельных на более дешевое и экологически чистое топливо, строительства быстровозводимых блочно-модульных и крышных газовых котельных, перевода жилищного фонда на поквартирное отопление;
- по использованию для выработки электрической и тепловой энергии экономически выгодных местных видов топлива и вторичных ресурсов;
- по привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов в модернизацию объектов и инфраструктуры водоканализационного хозяйства.
Конечный результат - качественное, надежное и недорогое энергоснабжение потребителей.
4.7.3. Организация приборного учета потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве области.
В рамках реализации данной Концепции предстоит создать систему, обеспечивающую повсеместную установку и обслуживание поквартирных водосчетчиков, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.
Обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и от 8 июня 1997 года N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы".
Оснащение жилищного фонда приборами учета может быть ускорено:
- проведением информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам актуальности и необходимости организации приборного учета с использованием возможностей СМИ;
- оказанием консультативной и методической помощи по вопросам организации приборного учета;
- содействием проведению тематических выставок, семинаров, конференций и т.д. по вопросам приборного учета, а также участием в них.
5. Реализация Концепции и управление преобразованиями в ЖКХ области
Концепция предполагает реализацию следующих основных этапов:
- 1 этап - 1 полугодие 2006 года - формирование областной и муниципальной нормативной правовой базы, позволяющей создать эффективного собственника жилищного фонда и систему управления ЖКХ, разработка первоочередных мероприятий, направленных на отработку механизмов реформирования ЖКХ;
- 2 этап - 2 полугодие 2006 год - создание условий для развития конкурентных отношений в сфере ЖКХ, определение функций всех субъектов жилищно-коммунального рынка, построение системы договорных отношений, создание условий для передачи управления многоквартирными домами собственникам жилья;
- 3 этап - 2007-2010 годы - практическая реализация мероприятий в рамках Концепции. Работа ЖКХ области по новой схеме построения взаимоотношений.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- вовлечение граждан-собственников жилья в самостоятельное управление имуществом;
- формирование субъектов жилищно-коммунального рынка, разделение функций;
- организация благоприятного, безопасного, надлежащего и своевременного управления;
- создание экономически обоснованной системы оказания жилищно-коммунальных услуг населению;
- обеспечение возможности выбора потребителем поставщика услуг;
- привлечение частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу;
- оптимизация взаимоотношений между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры области;
- привлечение инвестиций в сферу ЖКХ;
- создание системы адресной социальной помощи малоимущему населению;
- повышение качества жизни населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.