Постановление Законодательного Собрания Вологодской области
от 10 сентября 2003 г. N 526
"Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", в целях развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований Вологодской области Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010" (далее именуется - Программа).
2. Предложить Правительству области при формировании проектов областного бюджета на 2004-2010 годы включать Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Объемы ассигнований, выделяемых на финансирование данной Программы из областного, федерального и муниципальных бюджетов, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы бюджетов 2004-2010 годов.
4. Объемы финансирования за счет внебюджетных источников уточняются и согласовываются с инвесторами в каждом текущем финансовом году.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2010 года;
предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Председатель Законодательного
Собрания области |
Н.В. Тихомиров |
Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 10 сентября 2003 г. N 526)
Паспорт Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
III. Мероприятия Программы
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
V. Механизм реализации Программы
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом
ее выполнения
VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
Приложение N 1 к Программе. Мероприятия по развитию жилищного строительства
в сельской местности
Приложение N 2 к Программе. Мероприятия по развитию сети общеобразовательных
учреждений в сельской местности
Приложение N 3 к Программе. Мероприятия по развитию сети учреждений первичной
медико-санитарной помощи
Приложение N 4 к Программе. Мероприятия по развитию сети учреждений физической
культуры и спорта в сельской местности
Приложение N 5 к Программе. Мероприятия по развитию культурно-досуговой
деятельности в сельской местности
Приложение N 6 к Программе. Мероприятия по развитию электрических сетей в
сельской местности
Приложение N 7 к Программе. Мероприятия по развитию газификации в сельской
местности
Приложение N 8 к Программе. Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской
местности
Приложение N 9 к Программе. Мероприятия по развитию коммуникационных сетей в
сельской местности
Приложение N 10 к Программе. Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в
сельской местности
Приложение N 11 к Программе. Мероприятия по развитию торгового и бытового об-
служивания в сельской местности
Приложение N 12 к Программе. Мероприятия в области опытно-экспериментальных
работ
Приложение N 13 к Программе. Объемы затрат на реализацию программы "Социальное
развитие села до 2010 года" по направлениям расхо-
дования средств и источникам финансирования
Паспорт Программы
Наименование областная целевая программа "Социальное развитие
Программы села до 2010 года"
Основание для разработки постановление Правительства Российской Федерации
Программы от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной це-
левой программе "Социальное развитие села до
2010 года"
Заказчик-координатор департамент сельского хозяйства области
Программы
Заказчики Программы департамент строительства, энергетики и жилищно-
коммунального хозяйства Правительства области,
департамент образования области, департамент
здравоохранения области, департамент культуры
области,департамент дорожного хозяйства области,
комитет по транспорту и связи Правительства об-
ласти, комитет по физической культуре и спорту
области
Основные разработчики департамент строительства, энергетики и жилищно-
Программы коммунального хозяйства Правительства области,
департамент сельского хозяйства области
Цели и задачи Программы развитие социальной сферы и инженерной инфраст-
руктуры сельских муниципальных образований и/или
сельских территорий муниципальных образований;
создание правовых, административных и экономи-
ческих условий для перехода к устойчивому соци-
ально-экономическому развитию сельских муници-
пальных образований и реализации Федерального
закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для завершения передачи объек-
тов социальной сферы и инженерной инфраструктуры
предприятий и организаций в ведение органов
местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и
обеспечение его привлекательности;
создание основ для повышения престижности прожи-
вания в сельской местности
Сроки и этапы peaлизации 2004-2010 годы:
Программы I этап - 2004-2006 годы
II этап - 2007-2010 годы
Основные мероприятия мероприятия сгруппированы по следующим направле-
Программы ниям: жилищное строительство, образование,
здравоохранение, физкультура и спорт, культура,
электрификация, газификация, водоснабжение,теле-
коммуникационная связь, дорожное строительство.
Реализация мероприятий обеспечит:
улучшение жилищных условий сельского населения;
улучшение состояния здоровья сельского населения
за счет повышения доступности и качества первич-
ной медико-санитарной помощи;
сохранение и развитие базы для занятий физичес-
кой культурой и спортом в целях формирования
здорового образа жизни сельского населения, про-
филактики правонарушений,наркомании и алкоголиз-
ма;
повышение образовательного уровня учащихся обще-
образовательных учреждений в сельской местности,
приведение качества образования в соответствие
с современными требованиями;
активизацию культурно-досуговой деятельности на
селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и
газоснабжения сельских поселений, обеспечение их
телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских авто-
мобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения
на основе сохранения и создания рабочих мест
Исполнители основных департамент сельского хозяйства области, депар-
мероприятий Программы тамент строительства,энергетики и жилищно-комму-
нального хозяйства Правительства области, депар-
тамент образования области,департамент здравоох-
ранения области, департамент культуры области,
департамент дорожного хозяйства области, комитет
по транспорту и связи Правительства области,
комитет по физической культуре и спорту области,
департамент межрегиональных и внешних связей,
туризма, торговли и услуг Правительства области,
органы местного самоуправления, строительные,
проектные и научные организации на конкурсной
основе, общественные организации
Объемы и источники общая сумма расходов на реализацию Программы -
финансирования Программы 4,55 млрд.руб., в том числе: средства федераль-
ного бюджета - 0,99 млрд.руб. (21,7 процента);
средства областного бюджета - 1,82 млрд.руб.
(40,0 процента); средства муниципальных образо-
ваний - 0,4 млрд.руб. (8,8 процента); средства
внебюджетных источников - 1,34 млрд.руб. (29,5
процента)
Ожидаемые результаты реализация Программы позволит:
реализации Программы улучшить жилищные условия более 1,6 тыс.сельских
семей, повысить уровень газификации домов (квар-
тир) природным газом до 70 процентов;
улучшить снабжение сельских потребителей элек-
троэнергией, довести электропотребление на быто-
вые цели до 0,8 МВт/ч в год на душу населения;
довести долю обучающихся в благоустроенных обще-
образовательных учреждениях в первую смену до 50
процентов;
повысить уровень обеспеченности детскими до-
школьными учреждениями до 80 процентов;
повысить уровень обеспеченности больничными мес-
тами и амбулаториями;
повысить уровень обеспеченности клубными учреж-
дениями;
привлечь к регулярным занятиям физической куль-
турой и спортом 12 процентов учащейся сельской
молодежи и до 10 процентов работающих в сельской
местности;
повысить уровень обеспеченности сельского насе-
ления питьевой водой;
обеспечить ввод 4,04 тыс. телефонных номеров;
привести в нормативно-техническое состояние 54
км автомобильных дорог и расширить сеть автомо-
бильных дорог общего пользования, связывающих
сельские населенные пункты.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
На начало 2002 года жилищный фонд области составил 28,5 млн. квадратных метров общей площади, в том числе в сельской местности - 10,6 млн. кв. метров (37 процентов). Уровень благоустройства в городских поселениях значительно выше, чем в сельской местности.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Оборудование жилого фонда в сельской местности водопроводом составляет 26 процентов, центральным отоплением - 18,7 процента, канализацией - 17,8 процента, горячим водоснабжением - 12,3 процента.
За последние годы в Вологодской области обострилась проблема, связанная с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда и отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
Наличие спортивных сооружений в районах области составляет 50 процентов от необходимого количества. Наиболее трудное положение по обеспечению объектами спортивного назначения в сельской местности, где 10 районных центров не имеют общедоступных спортивных залов, 38 процентов общеобразовательных школ и 53 процента ДЮСШ не имеют типовых спортивных залов.
Серьезное опасение вызывает состояние здоровья учащейся молодежи. Около 53 процентов школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения не превышает 20-25 процентов. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50 процентов призывников не выполняют предусмотренных нормативов, 20 процентов признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.
Сеть участковых больниц сократилась на 33,8 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 10,6 процента. На 10 тысяч человек в сельской местности приходится 82,7 врачебных больничных коек (в городе - 125,7), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе, и ниже оснащенность диагностическим медицинским оборудованием.
Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским населением меньше в 4,8 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза, ниже доступность специализированной медицинской помощи.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 20-30 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 16 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 9,2 процента взрослого населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-50 процентов.
На начало 2001 года в области функционировали 1064 сельских образовательных учреждения, в том числе 438 дошкольных, 233 начальных, 213 основных, 174 средних, 6 специальных (коррекционных) школ, 19 профессиональных училищ, 6 сельхозтехникумов. Из 191066 учащихся школ области 62446 обучаются в сельских школах, что составляет 32,7 процента. Остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной школы. За последние 4 года на селе закрыты 22 школы из-за отсутствия контингента. За это же время численность обучающихся сократилась на 2517 человек.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел в народном образовании, материальная база учреждений образования сельской местности не улучшается. 248 сельских школ требуют капитального ремонта, 46 находятся в аварийном состоянии. В нетиповых, приспособленных помещениях размещены 277 школ (43,9 процента), без канализации - 42 (67,6 процента), без водопровода - 337 (53,2 процента), в 101 школе нет мастерских, в 259 - спортзалов, в 224 - столовых или буфетов. Только в 204 школах на селе (33 процента) имеются все виды благоустройства.
В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза учащихся в школы из отдаленных деревень. Имеющиеся автобусы в некоторых школах находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.
За период с 1991 года численность сельских дошкольных учреждений сократилась на 263 единицы, а количество детей в них - в 2,6 раза. Из имеющихся на начало 2001 года 683 детских дошкольных учреждений 55 процентов являются малокомплектными.
Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса, в большинстве сельских школ нет кабинетов основ информатики.
В сельских профессиональных училищах, лицеях и техникумах, расположенных в 24 районах области, сложилась еще более критическая ситуация. В этих образовательных учреждениях обучается более 9 тысяч учащихся и студентов по 30 профессиям начального профессионального образования и 15 специальностям среднего профессионального образования.
Серьезным препятствием для подготовки квалифицированных специалистов является недостаточное количество учебников и учебно-наглядных пособий, особенно по специальным дисциплинам.
За последние годы в сельских профессиональных училищах резко сократилась подготовка специалистов агропромышленного комплекса. Выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса сократился с 1901 человека до 1188 человек.
За последнее десятилетие число киноустановок сократилось на 48 процентов, библиотек - на 5,5 процента, уменьшился библиотечный фонд.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. В сельских поселениях практически прекратила функционировать сеть предприятий бытового обслуживания.
Проведенная на территории Вологодской области инвентаризация линий электропередачи напряжением 0,4 - 10 кВ показала, что более 500 км электрических сетей и 180 единиц трансформаторных подстанций находятся в неудовлетворительном состоянии, а ряд сельских населенных пунктов не электрифицирован.
В сельской местности эксплуатируется 1,01 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 150719 квартир, из них 25079 - природным газом, а остальные - сжиженным.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, водопроводы нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате большинство сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Состояние телефонных сетей связи в сельской местности не удовлетворяет современным требованиям. На территории области в сельской местности из 6818 населенных пунктов, находящихся в зоне обслуживания филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком", телефонизировано 3297 (48 процентов), из 560 населенных пунктов в зоне филиала "Череповецэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" телефонизировано 342 (61 процент).
Сельская телефонная связь является убыточной ввиду следующих факторов, приводящих к удорожанию эксплуатации сетей связи:
морально и физически устаревшее аналоговое коммутационное и канало-образующее оборудование;
большая протяженность сельских линий передач;
преобладающее количество АТС малой емкости;
невысокая плотность пользователей услуг связи;
отсутствие системы дистанционного управления АТС;
выплаты по арендной плате за помещения.
Поступательное развитие телекоммуникаций на селе возможно только при консолидации средств федерального и областного бюджетов, привлечении средств местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования.
На 1 января 2003 года телефонная сеть на лицензионной территории филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком" состоит из 191615 телефонов (из них 44033 - в сельской местности), 767 таксофонов (40 из них - в сельской местности). Функционируют 97576 радиотрансляционных точек, в том числе 77794 многопрограммных. Переведено на эфирное вещание 17665 точек, в том числе 11519 - в сельской местности.
На лицензионной территории филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком" телефонная плотность в расчете на 100 жителей составляет 27 номеров по городской телефонной сети и 12 по сельской телефонной связи. Задача Программы - доведение телефонной плотности в сельской местности до 14 номеров на 100 жителей.
В 2002 году установлено 3219 телефонов, в том числе 480 - в сельской местности. На 1 января 2003 года в очереди на установку телефонов зарегистрировано 43132 человека, в том числе 8389 - в сельской местности.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточности инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
За последнее десятилетие численность населения области снизилась на 46 тысяч человек. В 2002 году естественная убыль наблюдалась во всех районах области и составила 10,6 тысячи человек. Показатель общей смертности населения составил по области 18,2 на 1000 населения. Смертность населения на селе на 30 процентов выше, чем в городе: сельская местность - 18,7 промилле, городская - 14,3 умерших на 1000 человек. Смертность значительно увеличилась по всем возрастным группам сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин. В среднем мужчины в Вологодской области живут 59 лет, женщины - 73 года. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий на начало 2001 года составила 45,8 тыс. человек.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы и ее общеобластным значением.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоление распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
активизация культурной деятельности на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
С учетом ограниченности средств бюджетов всех уровней поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточности развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве.
Сроки реализации Программы (2004-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на областном уровне.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создания условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета в 2004 году, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Мероприятия Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программой социально-экономического развития Российской Федерации (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет средств федерального бюджета, бюджета области, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений, и подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, областного и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Необходимые для выполнения Программы нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в установленном порядке.
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Средства областного бюджета выделяются на безвозвратной основе муниципальным образованиям на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
улучшить жилищные условия более 1,6 тыс. сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 2 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения;
совершенствование оказания первичной медико-социальной помощи сельскому населению на основе амбулаторной общеврачебной практики на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов;
повышение доступности неотложной и скорой помощи сельскому населению;
расширение и улучшение качества выездной консультативной и лечебно-диагностической помощи;
укомплектование сельских медицинских учреждений здравоохранения кадрами врачей, имеющих комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способных выполнять функции участкового и семейного врача.
В результате реализации мероприятий согласно приложению N 3 уровень обеспеченности больничными местами составит 85 койкомест на 10 тысяч жителей, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 175 тыс. посещений в смену на 10 тысяч человек.
В области физической культуры и спорта согласно приложению N 4 предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка областной, муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств регионального Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов.
4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований,
улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
5. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного, эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению N 6 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности и сохранить 114 рабочих мест.
6. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повысить эффективность использования природного газа.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 7 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Для достижения поставленной цели предусматривается осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей протяженностью 161,6 км в тринадцати муниципальных образованиях области, газифицировать 12,1 тысячи квартир, внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива, повысить эффективность использования природного газа.
7. Развитие водоснабжения в сельской местности
Главными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Согласно приложению N 8 Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания питьевой воды;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных технологий и оборудования нового поколения.
8. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 9 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места.
9. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложению N 10 позволят привести в нормативно-техническое состояние дороги общего пользования, улучшить транспортную связь сельских населенных пунктов, ввести в действие 54 км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.
10. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
В разделе предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в сельских муниципальных образованиях и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий согласно приложению N 11 позволит улучшить обеспечение товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.
11. Прочие мероприятия Программы (экспериментальные проекты)
Мероприятия в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ согласно приложению N 12 позволят осуществить экспериментальные проекты комплексной застройки села.
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при значительной областной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета области, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2004-2010 годах составляет 4,55 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 0,99 млрд. руб. (21,7 процента), средств областного бюджета - 1,82 млрд. руб. (40,0 процента), средств бюджетов муниципальных образований - 0,4 млрд. руб. (8,8 процента), средств внебюджетных источников - 1,34 млрд. руб. (29,5 процента).
Объемы ассигнований из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета в 2004-2010 годах.
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребностей ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство в объеме согласно приложению N 13.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативно-правовое сопровождение социальных преобразований на селе, определены в сумме 40,5 млн. рублей.
Стоимость этих работ определена в соответствии со сметами расходов на проведение работ аналогичного характера.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется заказчиками Программы.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
В целях реализации государственной политики в области социального развития села, обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти области по вопросам выполнения Программы в Правительстве области создана рабочая группа по социальному развитию села.
Реализация Программы осуществляется заказчиками с участием заинтересованных органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Заказчики Программы осуществляют:
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления муниципальным образованиям средств областного бюджета для реализации Программы;
предоставление муниципальным образованиям финансовой поддержки в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
разработку методических материалов для исполнения Программы в муниципальных образованиях;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств областного бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с Правительством области.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет департамент сельского хозяйства области, являющийся заказчиком-координатором Программы.
Департамент сельского хозяйства области:
обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, выполнению соглашений с муниципальными образованиями о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов района и внебюджетных источников;
осуществляет взаимодействие с заказчиками, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Ежегодно заказчик-координатор Программы подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.
VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышения уровня медицинского, культурного, бытового обслуживания сельского населения.
Более 1,6 тысячи сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 70 процентов. Будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 50 процентов, а уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями составит 80 процентов. Кроме того, уровень обеспеченности больничными местами составит 85 койко-мест на 10 тысяч жителей, амбулаториями - 175 тыс. посещений в смену на 10 тысяч жителей, количество привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом составит 12 процентов учащейся сельской молодежи и 10 процентов работающих в сельской местности.
Возрастет обеспеченность сельского населения питьевой водой, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут снижены.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры рабочих мест, создания дополнительных рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
улучшения здоровья и профессиональной подготовки сельских жителей, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 10 сентября 2003 г. N 526 "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
Текст Постановления опубликован в газете "Красный Север" от 21 октября 2003 г. N 213-214
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 547
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 14 декабря 2005 г. N 1085