Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12 июля 2004 г. N 646 в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Вологодской области
от 16 апреля 2004 г. N 380
Основные положения
Стратегии социально-экономического развития Вологодской области
на период до 2010 года
Стратегию социально-экономического развития региона можно выработать
и успешно реализовать только при конструктивном взаимодействии
государственной власти, предпринимательства и общества
12 июля 2004 г.
Проводимая в последние годы в Вологодской области экономическая политика позволила решить значительное число первоочередных проблем.
Этому способствовали:
- разработка (1998 год) и реализация Концепции "Основные направления развития Вологодской области";
- принятие перспективных целевых программ развития;
- разработка региональных налоговых законов, предусматривающих целевое предоставление налоговых льгот;
- устранение избыточного административного давления на бизнес, введение в области единого налога на вмененный доход с установлением оптимальных ставок налога, что позитивно сказалось как на развитии бизнеса,так и на объеме собираемых налогов.
В результате:
произошли значительные сдвиги в развитии отраслей промышленности - за 1998-2003 годы объем промышленного производства по области в сопоставимых ценах увеличился более чем на 30%;
- стабилизирована работа сельского хозяйства (начиная с 1999 года отрасль прибыльна);
- в социальной сфере также произошли ощутимые сдвиги к лучшему - область входит в число 23-х регионов России с наиболее высоким уровнемзаработной платы, постоянно принимаются меры в отношении увеличения оплаты труда работникам социальной сферы, снизился уровень безработицы.
Улучшение ситуации в экономике - это не только удачное стечение внешних и внутренних обстоятельств, но и результат четко продуманной поступательной стратегии развития региона.
Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться область, свидетельствуют о недостаточной устойчивости роста экономики, так как моноструктурная промышленность региона не позволяет рассчитывать на устойчивые тренды экономического развития. На долю черной металлургии приходится (%):
2003 год | |
- в объеме производства | 62 |
- в экспорте | 70 |
- в объеме инвестиций | 50 |
- в стоимости основных фондов | 44 |
- в объеме прибыли | 91 |
- в численности работающих | 30 |
- в налоговых поступлениях во все уровни бюджетов |
61 |
В итоге конъюнктурные колебания на рынках черных металлов отражаются на результатах работы предприятий, а соответственно и на налоговых платежах. Поэтому на первый план выходит необходимость ускорения диверсификации структуры промышленности, увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в других отраслях экономики.
Еще одна проблема, требующая решения, - это повышение конкурентоспособности экономики региона, для чего необходимы:
- рост внутреннего потребления;
- рост качества и эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда);
- повышение конкурентоспособности "человеческого капитала", в том числе формирование системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной сохранять и повышать уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.
Таким образом, по мере решения первоочередных задач выявились более глубокие ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.
В целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям и решения новых и старых проблем разработана данная Стратегия, являющаяся логическим продолжением реализовывавшейся в 1998-2002 годах Концепции.
Главной целью Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2010 года является обеспечение стабильного улучшения уровня жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики области.
Указанная цель будет достигаться посредством решения задач по обеспечению:
- создания комфортных зон для развития бизнеса на территории области;
- активизации среднего класса;
- реального развития сектора малого и среднего бизнеса;
- стимулирования внутреннего спроса и привлечения в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения;
- устойчивого экономического роста на основе диверсификации экономики, привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инновационного сектора;
- формирования благоприятного социального климата;
- проведения предсказуемой, стабильной социально-экономической политики.
В рамках проведенной идентификации перспективных проблем и возможностей определены сценарии развития экономики области на среднесрочную перспективу, включающие четыре основных варианта, которые могут быть наиболее приемлемыми и реально выполнимыми в существующих экономических условиях и в перспективе.
Вариант 1 "Умеренно-консервативный"
В экономике области сложились мощные интегрированные бизнес-группы, которые являются также крупнейшими и устойчивыми налогоплательщиками. Некоторые из них являются уже транснациональными корпорациями западного типа, которые имеют свои стратегии и реализуют их в соответствии со своими планами. При этом задача власти - обеспечивать стабильность проводимой социально-экономической политики.
Основой предлагаемого варианта является избежание резких перемен. Сложилось социальное согласие в треугольнике "власть - бизнес - общество", и его надо сохранить.
Расчет строится на том, что за последние несколько лет основные бизнес-группы структурировались, закрепились, позиционируются как успешно функционирующие в рамках существующей российской экономики. Это, в свою очередь, позволяет надеяться на то, что налоговые поступления в бюджет будут обеспечиваться и минимально необходимые потребности общества власть сможет удовлетворять и далее. Риски - минимальные. Достижимость - высокая.
SWOT-анализ варианта "Умеренно-консервативный"
S (сильные стороны):
- полная согласованность действий с федеральным центром;
- развитые формальные и неформальные институты партнерства - согласованные действия и конструктивное сотрудничество с региональным бизнес-сообществом позволят решать вопросы социально-экономического развития области и далее;
- низкие социальные и политические риски;
- вариант спокойный, понятный, достижимый, позволяющий иметь стабильную поддержку населения.
W (слабые стороны):
- реализация многих предполагаемых мероприятий зависит от того, что удастся решить на федеральном уровне;
- низкие темпы роста валового регионального продукта неизбежно приведут к снижению темпов развития экономики, а следовательно, и уровня жизни населения области.
О (возможности):
- для осуществления варианта имеются все предпосылки - наличие структурированных бизнесгрупп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников, имеющийся производственный потенциал;
- достаточная сырьевая база для развития, например, пищевой промышленности и деревообработки (расчетная лесосека используется на 30-40%).
Т (угрозы):
- возможность кризисных явлений на рынках сбыта основных видов продукции, особенно экспортноориентированной;
- принятие на федеральном уровне решений, которые могут иметь отрицательные последствия (например, введение в 2002 году единого социального налога на малый бизнес, отмена инвестиционных льгот по налогу на прибыль);
- кризис развития, как основная перспектива для тех, кто не работает в сложившихся бизнес-группах, которые в целях повышения конкурентоспособности продолжат дальнейшее сокращение своих социальных обязательств;
- снижение конкурентоспособности региона.
Вариант 2 "Инновационный"
Инновационный вариант развития экономики области основан на быстрой и мощной концентрации практически всех ресурсов на инновационном секторе экономики. Существует гипотеза, что именно инновационный путь развития России и позволит сделать рывок в будущее, обеспечив удвоение валового внутреннего продукта за 8 лет. Именно через инновационную модель быстрого и масштабного внедрения в производство наследия российской фундаментальной науки и военно-промышленного комплекса возможен выход на тренд устойчивого развития.
Применительно к Вологодской области инновационная модель выглядит следующим образом: после соответствующей идентификации возможностей и ресурсов, сильных сторон и конкурентных ограничений определяются "точки роста" или "направления прорыва". Далее выявляются самые перспективные из них для приложения ресурсов и создаются все условия для инновационного прорыва Вологодской области сразу в центр ноу-хау металлургической (химической, деревообрабатывающей) промышленности, а затем завоевываются все возможные (по специализации) мировые рынки.
Вариант, безусловно, привлекателен. Он обеспечит технологический прорыв промышленности, вернет те ниши на западных рынках, которые в силу различных причин за годы реформ были потеряны, откроет новые ниши, новые перспективы на новых рынках, позволит быстро восстановить экономику и получить не только экономические, но и политические дивиденды.
Проблема одна: как правильно рассчитать единственно верные "точки роста" и приложения усилий, ресурсов и возможностей, опираясь на которые, Вологодская область станет одним из инновационных центров России.
В условиях ограниченности собственных ресурсов сделать неправильный выбор - значит подвергнуть риску имеющееся экономическое развитие и навсегда остаться в наблюдателях того, что будет происходить.
Вариант интересен и состоятелен, но риски его развития чрезвычайно велики. Гарантия точности определения "точек роста" (объектов суперконцентрации ресурсов) практически отсутствует.
SWOT-анализ варианта "Инновационный"
S (сильные стороны):
- реализация варианта основывается на пока еще имеющемся административном ресурсе (неэкономические способы поддержки и продвижения);
- возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (областные и муниципальные налоги);
- некоторая возможность бюджетного финансирования первоначальных этапов развития варианта.
W (слабые стороны):
- сложность определения точек концентрации усилий;
- отсутствие четко сформулированных миссии и целей, адекватных внутренним мотивам;
- отсутствие адекватной мотивации исполнителей;
- существует угроза зацикливания на отдельных составляющих сценария;
- отсутствие научных школ управления и кадровых ресурсов, свободных от решения производственных задач.
О (возможности):
- идея привлекательности научно-технического прогресса;
- реализация варианта использует пока еще имеющееся наследие российской фундаментальной науки и разработок военно-промышленного комплекса;
- наличие естественной потребности к развитию;
- накопленный в 80-е годы научный и инженерный потенциал;
- старение основных фондов в традиционных отраслях и необходимость их замены;
- интерес национального капитала к самореализации внутри региона;
- качественно новая информационная среда для поиска решений;
- стремление традиционных отраслей диверсифицировать свой бизнес.
Т (угрозы):
- очень высокие риски;
- отсутствие традиций соблюдения авторского и патентного права и действенных механизмов защиты;
- отсутствие современной технической и управленческой культуры;
- отток предприимчивой части населения в непрозрачный (латентный) бизнес;
- риск потери перспективных инновационных решений;
- давление крупных традиционных участников рынка.
Вариант 3 "Инвестиционный"
Идеология варианта заключается в развертывании активной деятельности по привлечению в область инвестиций, причем с направлением всех имеющихся сил и ресурсов только на эти цели. Развитие региона в этом случае ставится в прямую зависимость от их постоянного и гарантированного притока. Главная и единственная цель - постоянный, по возможности "непересыхающий", инвестиционный поток. В этой связи на фоне невысокого стра-нового рейтинга инвестиционной привлекательности Вологодская область, как один из субъектов, имеет значительный шанс выглядеть весьма успешно.
Основным двигателем инвестиционного варианта является работа органов власти по привлечению инвестиций, причем неважно, в какую отрасль экономики.
Этот сценарий есть некое соединение двух в достаточной мере известных экономистам подходов:
- китайского, где, например, продвижение чиновника по служебной лестнице напрямую зависит от того, сколько он привлек инвестиций в своюпровинцию или в своей сфере, и
- кейнсианского - вкладываемые инвестиции создают прибавочную стоимость и увеличивают ВВП (мультипликатор Кейнса), что, в свою очередь, снова направляется на увеличение инвестиций.
Однако мультипликатор Кейнса в современных экономических условиях в России в чистом виде не работает.
В конечном итоге, для обеспечения сбалансированного развития территории инвестиции должны рассматриваться не как цель, а как инструмент развития. Утверждение о том, что рост валового внутреннего продукта напрямую коррелирует с ростом привлеченных инвестиций, не совсем корректно и подвергается постоянной критике. В этом сценарии развития главная угроза - "захлебнуться" в собственных ожиданиях и обмануть ожидания инвесторов.
Инвестиции необходимо рано или поздно отрабатывать, а инвестиционные кредиты - возвращать. И если внутреннее состояние экономики не поспевает за этим потоком, то инвестиционный бум, как и любой другой бум, может закончиться крахом.
SWOT-анализ варианта "Инвестиционный"
S (сильные стороны):
- Вологодская область имеет сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера;
- область на протяжении последних лет обладает достаточно положительной кредитной историей;
- область позиционируется западными странами как одна из достаточно привлекательных для внешних инвестиций и ведения бизнеса территорий России;
- суть предлагаемого варианта заключается в том, что он достаточно открыт и понятен, его инфраструктуры и алгоритм действий по его реализации не представляют особой сложности.
W (слабые стороны):
- федеральное законодательство не стимулирует региональную поддержку инвестиционной деятельности, надежда только на областной и муниципальные бюджеты, возможности которых уменьшаются;
- слишком плотная конкурентная среда среди соседних субъектов федерации;
- отсутствие четких критериев оценки эффективности затрат на инвестиционную деятельность.
О (возможности):
- эффективный и достаточный экономический рост и, как следствие, увеличение доходов бюджета;
- создание новых рабочих мест;
- возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (налоги);
- дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности области.
Т (угрозы):
- отсутствие адекватной оценки направлений и объектов инвестиций, которая должна быть выполнена на основании стратегии развития приоритетных направлений;
- недостаточность инфраструктуры и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в целях повышения его эффективностипо осуществлению инвестиционных вложений, что противоречит федеральной политике в этом направлении;
- необходимость изменения кадровой политики, проведение подготовки и переподготовки кадров в инвестиционной среде и на производстве;
- отсутствие адекватной современной технической и управленческой культуры;
- наличие неэффективных собственников.
Вариант 4 "Проектно-консервативный"
Стержнем предлагаемого варианта является четкое осознание необходимости развития и стимулирования внутреннего спроса. В существующих условиях это может быть достигнуто путем проведения политики создания комфортных условий для ведения бизнеса на территории области, вне зависимости от его масштабов и характера, вплоть до проектирования и создания нового бизнес-климата.
Главными признаками нового бизнес-климата являются:
- устойчивое и поступательное развитие инфраструктур;
- спокойствие и предсказуемость проводимой властями политики;
- стабильная социально-экономическая ситуация;
- прозрачность и понятность взаимоотношений "бизнес-власть-общество".
Это основные требования, которые бизнес предъявляет к территории, где он оперирует или куда предполагает прийти. Бизнесу, если это открытый и честный бизнес, для эффективной работы не нужна бюджетная поддержка, ему нужны четкие правила игры, нужна атмосфера привлекательности и надежности, которая достигается при обязательном наличии двух компонентов: политической воли и профессионализма самой власти.
При реализации консервативной части этого сценария в области создается комфортный бизнес-климат, стимулируется внутренний спрос, поддерживается малый и средний бизнес и через них формируется и развивается "средний класс". Именно он как в жизни, так и в бизнесе отличается поведенческими признаками, которые в качестве базовых ценностей содержат законопослушность, толерантность, стремление к социально-политической стабильности и, в том числе, умение зарабатывать и считать "каждую копеечку".
Именно этот подход и ценит налогоплательщик во власти, которая продвигает эти принципы и поддерживает в людях стремление зарабатывать изо дня в день, копеечку за копеечкой. Нет бизнеса большого и малого. Любой хорошо выполненный бизнес представляет ценность для общества, конечно же, если это честный бизнес.
Реализация "консервативной" части сценария - это трудоемкая, рутинная работа, без видимых быстрых результатов. Более того, этот сценарий требует методологического вмешательства в сферу муниципального уровня власти, так как основные проблемы малого бизнеса находятся именно там, на уровне муниципалитетов, что тоже может вызвать некоторый конфликт интересов.
Проектная часть несет в себе возможности осуществлять "консервативную составляющую" параллельно или одномоментно с развитием и реализацией ряда крупных мегапроектов. Предлагаемые к реализации мегапроекты бывают двух типов:
- институциональные;
- коммерческие.
Главное отличие коммерческих мегапроектов заключается в том, что они не требуют бюджетной финансовой поддержки. Бюджет Вологодской области на фоне бюджета крупного инвестиционного проекта выглядит "малозаметным" и не может быть отнесен к основным источникам ресурсов для его реализации.
Что в этой связи необходимо инвестору? В первую очередь, честные партнерские взаимоотношения, четко обозначенные и постоянные цели местной власти, которые не подвержены сиюминутным изменениям. Обоснованная и неизменная политика, направленная на понимание и уважение миссий и интересов сторон. Практика показывает, во всем мире одним из главных факторов успешного экономического развития и процветания является уважительное отношение к деньгам, особенно к чужим, то есть уважение к инвестору, к праву частной собственности, к священному бремени ответственности перед акционерами.
Таким образом, стимулирование внутреннего спроса и реализация проектных инициатив, осуществляемые с использованием основных ресурсов политической воли руководства области и его профессионализма в достижении поставленных задач по созданию комфортных бизнес-зон, становятся основным "локомотивом" и залогом успеха реализации предлагаемого сценария и, как следствие, повышения конкурентоспособности региона в целом.
SWOT-анализ варианта "Проектно-консервативный"
S (сильные стороны):
- наличие двух основных факторов - политической воли и профессионализма власти;
- реальная возможность продолжить имеющийся положительный тренд экономического развития и добиться устойчивых результатов как для бюджета, так и для повышения доходов и занятости населения;
- более плотная и диверсифицированная интеграция в мировую экономику.
W (слабые стороны):
- сценарий требует единого понимания его философии и поддержки всех сообществ, сложность заключается в том, что процесс формирования гражданского общества в России пока еще не завершен, да и само понятие "среднего класса" не имеет четкого определения, хотя известно, что прилюбом не тоталитарном государственном устройстве именно средний класс формирует национальный архитип поведения;
- совместная и взаимовыгодная реализация мегапроектов не исключает желание западных инвесторов и европейских партнеров разместить в России первичный цикл производств, что может вызвать некоторые, в том числе и экологические проблемы.
О (возможности):
- наличие в области условий и сырьевой базы для реализации крупных, прорывных мегапроектов;
- заинтересованные в развитии промышленных кластеров бизнес-группы иквалифицированные трудовые ресурсы;
- имеющийся опыт работы с западными инвесторами, понимание совместных целей и задач, владение современными механизмами планирования и проектирования развития.
Т (угрозы):
- неуверенность инвесторов в защищенности капиталовложений в России - слишком большие деньги под очень слабые гарантии;
- внутренние проблемы Правительства области как организации (ориентация не на проектный менеджмент);
- высокая конкуренция среди регионов.
Исходя из выполненного SWOT-анализа вышеуказанных четырех базовых вариантов (сценариев) развития экономики Вологодской области, учитывая положительные моменты, риски и негативные последствия каждого варианта, которые, естественно, полностью предусмотреть невозможно, соразмеряя реальные возможности, желания и потенциальные препятствия, можно сделать следующие выводы:
Вариант "Умеренно-консервативный" является при всех своих локальных плюсах малоперспективным в среднесрочном периоде и абсолютно бесперспективным в долгосрочном периоде, так как он предусматривает проведение политики хронического отставания экономики области (и России в целом) от экономики ведущих мировых стран. Он способствует вытеснению России с мировых товарных рынков и усилению сырьевой направленности экспорта, т.е. возрастанию огромной зависимости российской экономики (экономики области) от конъюнктуры внешних рынков.
Вариант "Инновационный" в чистом виде является привлекательным, но весьма условным по причине минимального присутствия в области инновационной культуры и опыта. В связи с тем, что в Вологодской области практически отсутствует как государственная, так и негосударственная научно-инновационная база, вариант потребует серьезных финансовых и кадровых вливаний для создания системы разработки, патентования и внедрения инноваций.
Вариант "Инвестиционный" может быть принят в качестве базового, однако он в ближайшей перспективе приведет к распылению дефицитных финансовых ресурсов и невозможности закончить даже те инвестиционные проекты, которые могли бы в перспективе дать экономический эффект. Этот вариант потребует значительной поддержки из федерального бюджета, что маловероятно, так как предлагаемые при его реализации проекты носят локальный характер и поэтому конкурируют с большим количеством себе подобных в других субъектах федерации.
Таким образом, наиболее вероятным по критерию реализуемости, достигаемости, эффективности (но одновременно и наиболее сложным) представляется вариант "Проектно-консервативный".
Реализация "Проектно-консервативного" варианта будет способствовать формированию и активизации среднего класса, развитию сектора малого и среднего бизнеса (культуры предпринимательства), повышению уровня менеджмента (культуры управления), совершенствованию управления земельными и имущественными отношениями.
Главным ресурсом реализации настоящего варианта и его "локомотивом" является консолидация усилий власти, бизнеса и общества в реализации мегапроектов, направленных на диверсификацию экономики, стимулирование внутреннего спроса и привлечение в экономику незадействованных финансовых средств.
Серьезного рассмотрения требуют также вопросы пространственного планирования (то есть планирования развития территорий), которым уделяется недостаточно внимания. Решение вопросов пространственного планирования позволит учитывать при проектировании и строительстве новых производств и региональные, и национальные интересы, перспективы развития инфраструктур, экологические и природные особенности территорий, транспортные и сырьевые потоки, потоки трудовых ресурсов.
В условиях, когда в области имеются богатейшие лесные ресурсы, одним из перспективных направлений может быть развитие лесного кластера как крупной устойчивой совокупности предприятий лесного сектора и связанных с ним производств. Отрасли, связанные с развитием лесного кластера, - это и лесное хозяйство, и лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, и транспортная система, а также финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия.
Причем речь идет не о бездумном вливании государственных средств, что абсолютно неэффективно, а именно о структурировании и активизации лесного кластера через реализацию как институциональных, так и коммерческих проектов.
Планируется изменить подходы к управлению лесным комплексом. В ситуации, когда ресурсная недостаточность (прежде всего финансовая) не позволяет полноценно развивать лесной комплекс в целом, необходимо сосредоточить усилия на развитии тех территорий, которые связаны между собой наиболее тесными хозяйственными отношениями.
С учетом этого предусматривается:
объединить усилия предприятий лесного комплекса области для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами;
увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в областном лесном комплексе;
сделать упор на развитие узлов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для области в целом;
содействовать расширению мощностей в восточных районах области, где имеются большие запасы лиственных лесоматериалов и практически отсутствуют мощности по их переработке;
принять меры по развитию коммерческого лесопользования в центральных районах области;
сделать действенный акцент на развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования (реконструкция старых и строительство новых), а также создание объектов связи, так как объем экономически доступной лесосеки напрямую связан с уровнем развития объектов лесной инфраструктуры;
активизировать работы, связанные с лесовосстановлением.
Основные институциональные мегапроекты в рамках реализации целевого (проектно-консервативного) варианта развития Вологодской области - это прежде всего три основных "коридора развития":
- Западный коридор (Белозерск-Липин Бор-Вытегра) - это переработка хвойного леса, развитие рекреационного бизнеса;
- Северный коридор (Вохтога-Грязовец-Вологда-Сокол-Харовск-Вожега) - переработка хвойного и лиственного леса;
- Восточный коридор (Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг) - переработка преимущественно лиственного леса, а также развитие туризма.
Следует отметить, что одной из серьезных проблем лесного комплекса в настоящее время является низкая инновационная активность. Наиболее эффективной формой инновационного предпринимательства, признанной в мировой практике, являются технопарки, которые представляют собой новые формы интеграции высшего образования, науки, промышленности и предпринимательства, что позволяет эффективно реализовывать новые технологии. Они формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения их в товары и услуги, воспринимаемые рынком. Поэтому проектом, требующим серьезного внимания, является создание технопарка "ЛЕС", нацеленного на развитие лесного кластера, что будет содействовать формированию условий для определенного прорыва в развитии научно-технического потенциала лесного комплекса.
В Западном и Восточном "коридорах" перспективным также является развитие туризма.
К инновационным мегапроектам можно отнести реализацию проекта - "Структурирование и развитие устойчивой агломерации "Вологда-Череповец".
Суть этого мегапроекта - создание предпосылок для выравнивания условий ведения бизнеса в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городов, что должно дать существенный мультипликативный эффект. Перспективной является также проработка возможностей более прочных интеграционных связей между металлургами и предприятиями машиностроения.
Реализация указанных мегапроектов предполагает прежде всего создание в "коридорах развития" более привлекательных и комфортных условий для функционирования в них бизнеса, стимулирование развития среднего класса - это одно из основных направлений, в котором предстоит действовать.
Одним из главных условий повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, включая:
- упрощение получения административных разрешений на начало бизнеса (замена, где это возможно, разрешительного порядка регистрации уведомительным);
- сокращение и прозрачность процедур государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью;
- адекватная система землеотвода;
- необременительная налоговая система, стимулирующая инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;
- развитие системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
Одним из важнейших инструментов, непосредственно влияющих на предпринимательский климат и инвестиционную активность в экономике, является создание полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой и системой регулирования.
Важной задачей в этом направлении является создание благоприятных условий для выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости, расположенных на них.
Другое не менее важное направление - это формирование реестра свободных земель под производственную застройку с обеспечением их соответствующей инфраструктурой - транспортными коммуникациями, газо-, тепло- и электроснабжением, средствами связи и предоставлением по таким земельным участкам определенных преференций:
- отсрочки при их покупке на первые 3 года деятельности компаний (конечно, при запрете на вторичную продажу земельного участка на период рассрочки);
- введение трехлетнего моратория на проверки в первые годы деятельности;
- применение на данных территориях упрощенного порядка регистрации.
Создание таких условий может дать мощный импульс к развитию производств, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на всей территории может быть "растянута" на несколько лет. Поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер по созданию условий для развития всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - "коридоров развития".
Это, в свою очередь, потребует определенной унификации муниципального законодательства, прежде всего в вопросах, определяющих условия ведения бизнеса и создание межмуниципальных институтов планирования и согласования.
Таким образом, реализация Проектно-консервативного варианта предполагает осуществление Правительством области:
- мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- предсказуемой и стимулирующей рост экономической политики, что предполагает переход от поддержки тех или иных предприятий (особенноне эффективных) к развитию инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы;
- стимулирования высокоэффективных инновационных проектов, позволяющих производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Основные направления региональной промышленной политики как на ближайшую, так и на среднесрочную перспективу связаны также с сохранением наиболее эффективных элементов имеющегося потенциала и развитием в областной индустрии сравнительных конкурентных преимуществ, включая:
- поддержку расширения продаж металлургического комплекса области на внутреннем рынке и превращение его в основного поставщика сырья для отечественного машиностроения и металлообработки;
- содействие дальнейшему развитию химической промышленности на базе создания новых видов конкурентоспособной продукции;
- развитие лесопромышленного комплекса региона на основе создания мощностей по углубленной переработке древесины и выпуска продукции в соответствии с мировыми стандартами;
- ускоренное развитие отраслей потребительского сектора - в первую очередь пищевой промышленности, имеющей перспективную сырьевую базу, формирование в регионе интегрированных объединений по производству, переработке и реализации сельхозпродукции и продовольствия . Поддержка создания интегрированных производственных структур - важное направление деятельности региональных органов власти, позволяющее полнее использовать их преимущества и возможности для роста экономики региона.
Для закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе будут решаться такие важнейшие задачи, как:
- дальнейшее развитие устоявшегося брэнда "Вологодский", перенос его на новые товарные группы с выходом на новые платежеспособные и емкие рынки с конкурентоспособными продуктами;
- развитие правовой системы регулирования земельных отношений;
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот;
- производство конкурентоспособной продукции АПК, соответствующей агроприродному потенциалу области, гарантирующей насыщение регионального продовольственного рынка высококачественной продукцией и обеспечивающей повышение уровня занятости и доходов сельского населения;
- защита внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции;
- поддержка формирования союзов производителей по отраслям аграрного сектора;
- развитие системы страхования в сельском хозяйстве;
- обеспечение доступности приобретения техники по лизингу для сельхозтоваропроизводителей;
- государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий в целях их финансово-экономического оздоровления;
- содействие формированию современной инфраструктуры продовольственного рынка, расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции;
- совершенствование нормативно-правовых механизмов контроля безопасности и регулирования качества продукции;
- совершенствование системы подготовки и закрепления кадров на селе;
- реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Результатом реализации этих мер станет создание развитых аграрных рынков, улучшение финансового состояния предприятий АПК, расширение применения новых технологий в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий.
Приоритеты социальной политики должны определяться с учетом ее влияния на долгосрочное экономическое развитие и обеспечение сбалансированной социальной структуры.
Цель социальной политики области на перспективу - сохранение и развитие человеческого ресурса, повышение конкурентоспособности рабочей силы, улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Для реализации "Проектно-консервативного варианта" развития области необходимо в рамках формирующихся "коридоров развития" создавать комфортные зоны для функционирования бизнеса, включая более плотное и качественное развитие жилищного строительства, социальной инфраструктуры.
Именно в этом направлении органы власти должны быть готовы выстраивать пространство для конструктивного диалога с бизнесом.
Одна из проблем, которая требует особого внимания - это создание условий для обеспечения доступности жилья для вологжан с разными уровнями доходов.
Решение проблемы обеспечения жителей области качественным жильем в первую очередь требует активизации отраслей строительного комплекса, что связано с поддержкой проектов, направленных на создание производства современных строительных материалов, содействие применению в строительстве новых технологий, позволяющих снизить его стоимость.
Важными мерами для повышения платежеспособного спроса населения на жилье должно стать развитие рыночной инфраструктуры, включая риэлтерские фирмы, совершенствование оценки недвижимости и регистрации сделок с ней, развитие системы страхования жилья.
Усилия органов власти так же будут направлены на развитие жилищного строительства с применением механизмов ипотечного кредитования.
Важным направлением работы является создание благоприятных условий для развития человеческого капитала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
С учетом этого, основными направлениями модернизации образования являются:
- обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней;
- создание условий для обеспечения современного качества образования, переход школы на новые государственные образовательные стандарты, направленные на социализацию личности, всеобщую компьютерную грамотность и введение профильного обучения в образовательной школе;
- создание государственного контроля качества образования. Осуществление перехода к системе общенациональной аттестации учащихся через введение единого государственного экзамена (ЕГЭ);
- повышение воспитательной миссии образования. Совершенствование воспитания в системе образования. Развитие физической культуры испорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи;
- решение проблемы педагогических кадров, повышение социального статуса и профессионализма работников образования;
- оптимизация (реструктуризация) сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Реализация проекта "Школьный автобус";
- обеспечение согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и социальных партнеров в области всех уровней профессионального образования:
- формирование социального заказа на подготовку кадров;
- подготовка кадров с учетом квалификационных ожиданий бизнеса, участие работодателей в определении требований к объему и содержанию подготовки выпускников;
- участие работодателей в организации учебно-производственного процесса и производственной практики;
- обновление материально-технической базы учреждений профессионального образования, отвечающей требованиям к уровню подготовки кадров;
- повышение эффективности рынка профессионального образования, устранение диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров через оптимизацию сети учреждений и перечня профессий и специальностей;
- разработка моделей совместного финансирования государством и предприятиями учреждений профессионального образования;
- разработка и обеспечение комплекса мер по безопасности образовательных учреждений;
- формирование государственно-общественных форм управления образованием.
Решение задач развития образования возможно при участии не только всех государственных институтов, но также общественности и бизнеса.
В рамках проекта "Структурирование и развитие устойчивой агломерации "Вологда-Череповец" необходимо:
- повышение качества обучения за счет поддержки ВУЗовской науки (совместное использование и развитие материально-технической базы образовательных учреждений), интеграция всех уровней образования;
- поддержка процессов интеграции и специализации ВУЗов Вологды и Череповца.
Для Восточного "коридора развития" целесообразна подготовка специалистов для сферы туризма, гостиничного бизнеса, производства сувенирной продукции, Западного и Северного - подготовка специалистов для лесного комплекса.
При проведении модернизации экономики к качеству рабочей силы предъявляются высокие требования, которые касаются не только профессиональной квалификации, но и состояния здоровья.
С учетом этого в системе здравоохранения необходимо:
- повысить эффективность работы первичного здравоохранения, в том числе профилактической медицины;
- обеспечить приоритет службы врача общей практики, а также участковых терапевтов и участковых педиатров;
- создать предпосылки для завершения перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств в рамках развития системы ОМС, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения, что позволит экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов;
- реализовать мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной, смертности населения;
- повысить эффективность работы службы скорой медицинской помощи;
- продолжить проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, а также улучшение структуры госпитальной помощи;
- обеспечить доступность медицинской помощи для сельского населения;
- развивать материально-техническую базу отрасли "Здравоохранение";
- создавать условия для развития негосударственного сектора здравоохранения.
Социальная политика, проводимая Правительством области, будет направлена в первую очередь на поддержку социально незащищенных слоев населения, включая:
- выработку эффективных механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- развитие рынка социальных услуг с активным привлечением бизнеса;
- повышение эффективности, качества и расширение спектра социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения;
- оказание государственной поддержки отдельным категориям населения, определенным законодательством области, при приобретении ими жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Социальная политика в отношении граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями будет ориентирована на создание для них безопасных и достойных условий, обеспечение полноправного участия в жизни общества, повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов.
Формирование региональной семейной политики, реализация мер по повышению эффективности функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей - одно из приоритетных направлений деятельности в области социальной защиты населения. Одна из основных задач в этом направлении - формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на укрепление института семьи, на обеспечение приоритета интересов семьи как основной ячейки, в которой формируется будущее региона. Это должно стать идеологией, так как семья выполняет и репродуктивную, и воспитательную, и экономическую функцию, а семейную политику государство реализует через все отрасли социальной сферы.
Особое внимание должно быть уделено поддержке молодой семьи, включая реализацию мероприятий по государственной поддержке при приобретении ими жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Помимо улучшения качества медицинского и социального обслуживания населения будет продолжена работа по развитию массовой физической культуры и спорта, включая дальнейшее развитие детско-юношеского спорта, совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений.
Основные задачи в сфере культуры:
- сохранение и развитие социокультурного пространства области и его инфраструктуры, способной удовлетворить духовные и творческие потребности всех социальных категорий граждан;
- создание условий для деятельности учреждений культуры и искусства области и использование новых технологий с целью повышения качества услуг, предоставляемых населению;
- формирование многоканальной системы финансирования учреждений культуры и искусства.
Наличие в Вологодской области большого количества историко-художественных достопримечательностей является серьезным преимуществом региона не только в сфере развития культуры, но и в сфере туристических услуг. Среди основных направлений туристских потоков выделяются не только г. Вологда и Кирилловский район, но и Тотемский, Великоустюгский, а также Белозерский районы.
Одним из перспективных направлений развития туризма в области является реализация проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". В процессе реализации проекта планируется развитие, как традиционных видов туристического продукта, так и уникальный продукт - посещение Вотчины, Дворца и Академии Деда Мороза, зрелищного комплекса в Парке развлечений, обучение туристов изготовлению новогодних сувениров в мастерской Деда Мороза, заказ подарка от Деда Мороза и т.д. Разработан перспективный план развития Вотчины, включающий в себя мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры. Основные задачи - это развитие транспортного обслуживания, а также развитие торговой сети, системы питания и размещения туристов, совершенствование туристского обслуживания.
Формирование развитой инфраструктуры жизнедеятельности, связанной с транспортными и информационными коммуникациями - одно из важнейших условий для ведения бизнеса.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики региона, а также улучшения условий и уровня жизни населения.
Действия Правительства области в этом направлении будут основаны на принципах стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, совершенствования тарифной политики на транспорте, развития объектов транспортной инфраструктуры. Прогнозируемый рост экономики в целом и связанный с этим рост грузооборота потребует также обновления парка транспортных средств.
Важной задачей является привлечение частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
На перспективу в области планируется:
/---------------------------------------------------------------------\
| Строительство дорог и сооружений |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вологда - Медвежьегорск |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Архангельск - Каргополь - Вытегра - Лодейное Поле - С-Петербург |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г. Вологды 1 и 2 очереди |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г.Красавино |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г. Кириллова |
|---------------------------------------------------------------------|
| Мост ч/р Шексна у с. Иванов Бор |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вытегра - Бабаеве |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Иванов Бор - Мигачево - Глушково |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вожега - Чушевицы |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Кичм. Городок - Сараево - Светица |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вожега - Ерцево |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сизьма - Талицы |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сафониха - Великий Двор |
|---------------------------------------------------------------------|
| Ремонт дорог и сооружений |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Урень - Шарья - Никольск - Котлас |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Чекшино - Тотьма - Никольск |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Тотьма - Нюксеница - Великий Устюг |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сокол - Харовск - Вожега |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Череповец - Сергиев Посад |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Череповец - Белозерск - Липин Бор |
\---------------------------------------------------------------------/
Дорожное строительство будет осуществляться с учетом перспектив развития лесопромышленного комплекса области и других отраслей экономики.
Стратегией развития области предусматривается также система мер по опережающему развитию инфраструктуры связи и по ускорению внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижают издержки и открывают новые информационные возможности.
В целях снижения "информационного расслоения", когда часть населения оказывается отрезанной от возможностей информационного общества, в Стратегии предусматривается осуществление мер по обеспечению учреждений образования материально-технической базой и финансовой поддержкой (в том числе на основе организации взаимодействия органов власти и делового сообщества), а также поддержка библиотек и создание на их базе центров повышения компьютерной грамотности, постепенное внедрение технологий "дистанционного образования". В соответствии с общими принципами реализации Стратегии приоритет в развитии будет предоставлен "коридорам развития".
Ожидаемые результаты реализации варианта "Проектно-консервативный":
- мощный импульс для экономического развития области;
- возникнут новые альтернативные источники пополнения бюджета, а значит, формирование его доходной части будет более устойчивым;
- появится перспективная работа для вступающего в трудоспособный возраст достаточно многочисленного молодого поколения, родившегося в 80-е годы;
- повысится политическая стабильность и авторитет власти, что позволит получить поддержку региональных программ на федеральном уровне;
- вложение собственных средств в реализуемые проекты послужит благоприятным сигналом для внешних инвесторов, вырастет инвестиционная привлекательность не только субъекта, но и России в целом;
- реализация проектов национального масштаба приведет к повышению стабильности экономики и позволит выйти на мировые рынки с новой продукцией мирового качества.
Основной ожидаемый результат реализации Программы - это преодоление наметившейся тенденции замедления экономического роста и мобилизация новых источников, обеспечивающих его ускорение в перспективе.
Ключевой фактор, за счет которого будет достигнуто ускорение роста, - это модернизация экономики региона на базе более полного использования инвестиционного потенциала и стимулирования инновационной активности, Еще один фактор - повышение экономической активности населения. Мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки, создание благоприятных институциональных условий, а также эффективной инфраструктуры для его развития позволят повысить экономическую активность населения. Данный фактор будет стимулировать рост реальных доходов и потребительского спроса, привлечение в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения.
Обеспечение экономического роста создаст условия для позитивных изменений в социальной сфере.
Таким образом, будет запущен механизм экономического роста, базирующийся на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, инновационном обновлении экономики, социальной активности. Это позволит снизить зависимость основной продукции экономики региона черных металлов - от неустойчивой конъюнктуры мировых рынков и обеспечит возможности повышения уровня жизни населения и решения наиболее важных социальных проблем.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 16 апреля 2004 г. N 380 "Об основных положениях Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.