Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Вологодской области
от 10 ноября 1993 г. N 590
Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума
по Вологодской области
Общие положения
Указом Президента Российской Федерации "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" от 2 марта 1992 года N 210 предусмотрено органам исполнительной власти на местах определять региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах. Настоящее положение разработано на основании методических рекомендаций Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года.
Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструмент социальной политики могут быть использованы:
в качестве базы для адресной социальной политики;
в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потреблении малообеспеченных групп населения;
для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
для использования в качестве одного их критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что сделает пособия и выплаты более адресными.
Использование прожиточного минимума при проведении адресной социальной политики особенно важно при нынешней социально-экономической ситуации в России, характеризующейся продолжающимся снижением реальных доходов населения и объемов производство большинства потребительских благ. В этих условиях материальные и финансовые возможности для проведения социальной политики весьма ограничены и реализуемые государственные социальные программы должны быть нацелены на поддержку самых низкодоходных групп населения.
В перспективе расчеты прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума в отраслевом разрезе и по профессиональным группам могут быть использованы в качестве методических материалов при заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений.
Наряду с прожиточным минимумом в случае решения конкретных социальных задач (предоставление льготных кредитов на кооперативное жилищное строительство, льгот по оплате детских дошкольных учреждений и т.п.) могут использоваться другие критерии малообеспеченности, отражающие соответствующие социальные потребности и имеющиеся ресурсные ограничения.
Виды бюджета прожиточного минимума
Так как потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, прожиточный минимум рекомендуется рассчитывать не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров.
Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых по составу типов семей: супружеская пара с детьми, без детей, матери-одиночки и т.п.
При формировании бюджета прожиточного минимума семьи необходимо учитывать объективные факторы, формирующие различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей.
Снижение среднедушевых потребительских расходов по мере увеличения размера семьи является весьма существенным. Например, для двоих проживающих вместе плата за жилье (за исключением некоторых видов коммунальных платежей, начисляемых в зависимости от числа членов семьи) становится примерно в два раза меньше по сравнению с раздельным проживанием. Это можно отнести и к расходам на покупку товаров длительного пользования. Наряду с этим необходимо учитывать и то, что вещи (особенно в малообеспеченных и многодетных семьях) переходят от одного ребенка к другому. В гораздо меньшей степени это снижение стоимости за счет совместного проживания отнести и к затратам на питание.
Расходы на продовольственные товары
Набор продуктов питания прожиточного минимума включает продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.п., которые составляют 5 процентов от общего набора продуктов). Приложения 1 и 2.
Набор рассчитан на основе минимальных размеров потребления продуктов питания институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации совместно с зарубежными специалистами и прошел экспертизу специалистов Всемирной Организации здравоохранения.
В основу расчетов набора продуктов положены:
нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН/ 1985 года о потребности человека в энергии и белке;
сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
данные об усвояемости белка и содержания в нем незаменимых аминокислот.
Формирование продовольственной корзины прожиточного минимума различных групп населения осуществлялось с учетом следующих методических требований:
полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам населения;
достижение возможности разнообразить рацион при минимальной стоимости корзины;
приближение состава корзины к традиционно потребляемому населением России набору продуктов питания.
Предполагается также, что в семьях с низкими доходами практически отсутствуют потери пищевых продуктов в процессе потребления и приобретенные продукты полностью использованы только на пищевые цели.
Структура бюджета прожиточного минимума
Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи (приложение 3).
Информационной базой для определения выбора структуры бюджета прожиточного минимума являются материалы разработки данных исследований семейных бюджетов по группам населения с различным уровнем среднедушевого дохода.
В качестве основы для определения доли расходов бюджета прожиточного минимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, услуг, выплату налогов и других обязательных платежей используется фактически сложившаяся структура расходов у 10 процентов наименее обеспеченных семей в базовом периоде.
Расчет бюджета прожиточного минимума
Стоимостная оценка расходов бюджета прожиточного минимума на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров.
Средние цены покупки определяются по данным статистики семейных бюджетов.
При недостаточной представительности сети бюджетных обследований в регионе возможно использование данных регистрации цен, фиксируемых органами статистики, а также данных единовременных выборочных обследований.
Общая величина бюджета прожиточного минимума определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.