В целях введения на территории города Вологды института муниципального экологического контроля, для реализации права органов местного самоуправления на осуществление муниципального контроля в области охраны окружающей среды (муниципального экологического контроля), предусмотренного статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды", на основании статей 6, 17 Устава города Вологодская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Вологды (прилагается).
2. Решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования в газете "Вологодские новости".
Председатель Вологодской
городской Думы |
А.Н. Лукичев |
Глава города Вологды |
А.С. Якуничев |
Положение
о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды
(муниципальном экологическом контроле) на территории города Вологды
(утв. решением Вологодской городской Думы от 19 июня 2003 г. N 626)
Целью настоящего Положения является реализация права органов местного самоуправления на осуществление муниципального контроля в области охраны окружающей среды (муниципального экологического контроля), предусмотренного статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 6 Устава города Вологды.
1. Общие положения
1. Основные понятия
Виды экологического контроля - государственный, производственный, муниципальный и общественный.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Объекты муниципального экологического контроля - антропогенные и природно-антропогенные объекты, обладающие способностью негативного воздействия на окружающую среду.
Субъект муниципального экологического контроля - орган, осуществляющий муниципальный экологический контроль - Администрация города Вологды.
Функции муниципального экологического контроля - информационные, превентивные, функции пресечения.
Механизм муниципального экологического контроля - подсистема информационного, нормативно-правового, финансового, материального обеспечения деятельности по осуществлению контроля в сфере охраны окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля на территории города.
Система экологического контроля на территории города образуется структурными подразделениями государственного, производственного, муниципального и общественного контроля, взаимодействие которых осуществляется на основе совместно разработанных и согласованных планов действий, программ, проектов, общей нормативно-правовой базы, мобилизации информационных, финансовых, кадровых и иных ресурсов.
Государственный экологический контроль на территории города осуществляется уполномоченными федеральными органами и органами, созданными субъектом Российской Федерации.
Производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующими субъектами в порядке самоконтроля.
Муниципальный экологический контроль осуществляется должностными лицами Отдела природопользования и охраны окружающей среды Администрации города Вологды, а также иными должностными лицами Администрации города Вологды, уполномоченными Главой города.
Общественный экологический контроль осуществляется некоммерческими экологическими организациями в соответствии с уставамиэтих организаций.
2. Система муниципального экологического контроля на территории города
3. Принципы осуществления муниципального экологического контроля.
- Открытость и доступность для контроля любых объектов хозяйственной и иной деятельности;
- взаимодействие и координация всех форм экологического контроля;
- приоритет превентивной функции контроля над пресечением нарушений.
4. Правовая основа муниципального экологического контроля
Осуществление муниципального экологического контроля является обязательным средством обеспечения органами местного самоуправления реализации права населения города на благоприятную окружающую среду, предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Осуществление муниципального экологического контроля предусмотрено Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Уставом города, иными нормативными правовыми актами.
5. Направления и объекты муниципального экологического контроля
Критериями для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к категории объектов муниципального экологического контроля являются:
1) способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
2) наличие на объекте источников, подлежащих обязательному нормированию (выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования твердых отходов, электромагнитных и иных излучений и т.д.);
3) принадлежность к муниципальным объектам, либо к объектам, созданным и/или функционирующим (осуществляющим свою деятельность) на основании решений (разрешений), принятых (выданных) органом местного самоуправления (включая предоставление земельного участка либо помещений, выдачу разрешений на производство работ, природопользование, в том числе вынужденное негативное воздействие: проведение массовых мероприятий, снос деревьев, удаление отходов и т.п.);
4) принадлежность к особо охраняемым природным территориям и объектам, землям природоохранного назначения, зонам экозащитного профиля (включая санитарно-защитные зоны, зоны экологической компенсации, зоны рекреации) и т.п.
Муниципальный экологический контроль осуществляется в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством, по следующим направлениям и видам деятельности:
5) соблюдение требований в сфере предоставления экологической информации;
6) соблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
7) соблюдение законодательства об экологической экспертизе;
8) соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
9) соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
10) соблюдение требований по предотвращению порчи земель;
11) выполнение обязанностей по использованию земель по целевому назначению, выполнение мероприятий по улучшению земель и охране почв, приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
12) соблюдение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;
13) соблюдение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и зеленых насаждений в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
14) соблюдение законодательства в области охраны водных объектов, правил водопользования;
15) соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
16) соблюдение законодательства в области охраны зеленых насаждений на территории города;
17) соблюдение законодательства в области охраны объектов животного мира;
18) соблюдение правил пользования биологическими объектами;
19) соблюдение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях города;
20) соблюдение Правил благоустройства города;
21) соблюдение требований и правил по компенсации негативного воздействия на окружающую среду (включая соблюдение налогового законодательства);
22) выполнение мероприятий по охране окружающей среды на предприятиях города в период наступления неблагоприятных метеорологических условий;
23) соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований природоохранного законодательства, а также условий, предусмотренных в разрешениях на выбросы, сбросы, размещение отходов в окружающей среде и договорах природопользования;
24) контроль за выполнением программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды.
6. Порядок осуществления муниципального экологического контроля.
Муниципальный экологический контроль на территории города Вологды осуществляется в плановом и оперативном режимах.
Сплошному плановому контролю подвергаются объекты, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.
Прочие подконтрольные объекты подлежат выборочному плановому контролю.
Перечень объектов, подлежащих контролю, ежегодно составляется Отделом природопользования и охраны окружающей среды Администрации города Вологды.
Оперативный контроль осуществляется в случае поступления сигналов (жалоб, заявлений, поручений, иных сообщений) об экологических нарушениях на подконтрольных объектах на территории города Вологды.
Текущий внеплановый контроль осуществляется в случае поступления обоснованных заявок от различных контролирующих организаций (органов налогового контроля, госконтроля по охране окружающей среды), иных юридических, а также физических лиц (в том числе в порядке согласования хозяйственной и иной деятельности).
7. Формы осуществления муниципального экологического контроля.
1) Камеральный контроль - осуществляется без посещения контролируемого объекта и предусматривает работу с посетителями и документами, подлежащими рассмотрению и согласованию, по месту нахождения Отдела природопользования и охраны окружающей среды Администрации города Вологды, межведомственной комиссии или соответствующего должностного лица.
2) Дистанционный контроль - осуществляется посредством запроса, получения данных по системам связи и анализа информации о контролируемом объекте.
3) Рейдовый контроль - осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта.
8. Муниципальный экологический контроль в сфере специального природопользования.
8.1. Муниципальный экологический контроль в сфере специального природопользования осуществляется в отношении видов хозяйственной и иной деятельности, требующих согласования органов местного самоуправления:
1) строительство, реконструкция и демонтаж зданий, сооружений и иных объектов;
2) эксплуатация промышленных и иных объектов, относящихся к объектам муниципального экологического контроля;
3) эксплуатация местных природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот (лесо-, водо-, земле-, недропользование, использование объектов растительного и животного мира).
8.2. Муниципальный экологический контроль в сфере специального природопользования осуществляется по следующим основным направлениям:
1) соблюдение норм и правил допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
2) контроль выполнения обязательных мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по благоустройству (очистке, озеленению) санитарно-защитных зон и зон экологической компенсации;
3) контроль за своевременным и адекватным внесением компенсационных экологических налоговых и иных платежей.
9. Муниципальный экологический контроль в сфере общего природопользования
9.1. Муниципальный экологический контроль в сфере общего природопользования осуществляется в отношении видов деятельности, не требующих согласования органов местного самоуправления:
1) некоммерческое использование объектов, продуктов и условий природы;
2) сбор и добыча объектов и продуктов растительного и животного мира;
3) использование почвенного растительного грунта и минеральных ресурсов (в том числе подземных вод);
4) отдых, занятия физкультурой, спортом, творческой деятельностью в условиях природной среды.
9.2. Муниципальный экологический контроль в сфере общего природопользования осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
1) соблюдение общих требований по рациональному природопользованию, в том числе норм допустимого воздействия на окружающую среду (норм сбора и добычи объектов природы, норм рекреационной нагрузки и т.п.);
2) соблюдение режима особо охраняемых природных территорий и объектов, в том числе земель (зон) природоохранного назначения, рекреационных зон (в том числе городских лесов, рощ, парков, скверов, водоохранных зон);
3) соблюдение правил благоустройства, правил содержания животных на территории города и т.п.
10. Порядок регистрации и пресечения экологических нарушений
Правонарушение в области охраны окружающей среды, выявленное должностным лицом уполномоченного органа на территории города Вологды, подлежит документальной регистрации. Первичным документом при этом является акт фиксации признаков экологического правонарушения (правонарушения в области охраны окружающей среды). Форма акта должна предусматривать сведения о дате, месте, характере, объекте и субъекте (Ф.И.О., место работы, должность, адрес места жительства и др.) предполагаемого правонарушения.
Акт составляется в трех экземплярах и подписывается представителем уполномоченного органа, свидетелями и лицом, совершившим действия с признаками экологического правонарушения, после чего он подлежит утверждению (либо отклонению от утверждения) руководителем уполномоченного органа.
Далее безотлагательно осуществляются следующие действия:
1) регистрация акта в журнале учета и внесение в электронную базу (картотеку);
2) направление заявлений в соответствующие инстанции: органы прокуратуры, суды, органы государственного экологического контроля и административные комиссии - для рассмотрения вопроса о пресечении предполагаемого нарушения, в том числе о приостановке и прекращении экологически вредной деятельности; о привлечении к ответственности лица, допустившего нарушение; о принудительной компенсации ущерба, причиненного окружающей среде;
3) направление акта для сведения лицу, в отношении действий которого он составлен, а в случае причинения экологического ущерба - также направление письма с предложением о добровольной компенсации негативных последствий, причиненных окружающей среде.
При установлении возможности совершения действия с признаками экологического правонарушения руководитель уполномоченного органа может направить данному лицу письмо-предостережение в целях предотвращения правонарушения.
При нарушении норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, которое может оказать негативное воздействие на окружающую среду, регистрация и пресечение правонарушения могут осуществляться с участием представителей органов государственного экологического контроля, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
11. Права должностных лиц, осуществляющих муниципальный экологический контроль
Должностные лица, осуществляющие муниципальный экологический контроль, имеют право:
1) Посещать в целях проверки объекты, физических и юридических лиц, расположенных и (или) осуществляющих свою деятельность на территории города, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей.
2) Проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды.
3) Осуществлять контроль за соблюдением природопользователями установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещением отходов.
4) Осуществлять контроль за выполнением программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды, выполнением требований по охране земель.
5) Проверять соблюдение требований природоохранного законодательства, законов Вологодской области, решений Вологодской городской Думы, постановлений Главы города в части охраны окружающей среды.
6) Осуществлять контроль за выполнением требований, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы.
7) Принимать участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию реконструируемых и вновь строящихся объектов.
8) Составлять акты по результатам проверок юридических и физических лиц, расположенных и (или) осуществляющих свою деятельность на территории города.
9) Выдавать предписания по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства.
10) Готовить материалы для добровольного или через суд возмещения вреда (ущерба, восстановительной стоимости), причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, в том числе и по зеленым насаждениям.
11) Готовить материалы для принятия решений об ограничении, приостановлении деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и не выполняющих требования государственной экологической экспертизы.
12) Готовить представления об аннулировании в установленном порядке, в пределах своей компетенции, выданных разрешений на право выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей среде.
13) Участвовать в расследовании аварийных и чрезвычайных ситуациях, в разработке мер по ликвидации их последствий и контроле хода выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения окружающей среды.
14) Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1, 6.3, 6.8-6.12, 8.5, 8.22, 13.1, 13.2 Кодекса об административных правонарушениях Вологодской области.
15) В соответствии с установленными Главой города Вологды полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8-6.12 Кодекса об административных правонарушениях Вологодской области.
12. Обеспечение муниципального экологического контроля.
12.1. Обязанности физических и юридических лиц в сфере обеспечения муниципального экологического контроля.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды физических и юридических лиц предусмотрена статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Все физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории города, обязаны:
- знать и соблюдать нормы и правила, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории города;
- оказывать органам и лицам, осуществляющим экологический контроль, содействие в предотвращении, выявлении и пресечении экологических правонарушений.
12.2. Взаимодействие органов экологического контроля.
Органы муниципального экологического контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного экологического контроля на основании соглашений (договоров, деклараций) о взаимодействии и сотрудничестве.
Основными задачами заключения соглашений являются:
- исключение дублирования деятельности посредством рационального распределения объектов и функций контроля;
- мобилизация сил при пресечении комплексных правонарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодской городской Думы от 19 июня 2003 г. N 626 "О Положении о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды на территории города Вологды"
Настоящее решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования в газете "Вологодские новости"
Текст решения опубликован в газете "Вологодские новости" от 2 июля 2003 г. N 27
Решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2008 г. N 903 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Вологодской городской Думы от 16 апреля 2008 г. N 762
Решение Вологодской городской Думы от 3 октября 2006 г. N 160