20 сентября 2006 г.
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2006-2008 годов" (далее именуется - Программа).
2. Правительству области предусматривать ежегодно при формировании проекта областного бюджета выделение средств на реализацию Программы, утвержденной настоящим постановлением, исходя из возможностей областного бюджета.
Председатель Законодательного
Собрания области |
Н.В. Тихомиров |
Областная целевая программа "Развитие молочного животноводства
Вологодской области на период 2006-2008 годов"
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 декабря 2005 г. N 1142)
20 сентября 2006 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 20 сентября 2006 г. N 602 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Развитие молочного
Программы животноводства Вологодской области на период
2006-2008 годов"
Основания для - поручение Губернатора области по итогам совещания
разработки с главами муниципальных образований от 17 сентября
Программы 2004 года, встречи с Министром сельского хозяйства
Российской Федерации А.В. Гордеевым в феврале 2005
года
Государственный - Правительство области
заказчик Программы
Разработчик - департамент сельского хозяйства области
Программы
Основные цели - повышение эффективности производства продукции
Программы молочного животноводства на основе интенсивных
методов ведения хозяйственной деятельности,
внедрения новых технологий, обеспечивающих выпуск
конкурентоспособной продукции, обеспечение продо-
вольственной безопасности региона
Основные задачи - создание условий для повышения эффективности
Программы производства продукции молочного животноводства;
повышение качества животноводческой продукции;
повышение генетического потенциала дойного стада;
повышение качества кормов;
повышение производственного потенциала сельскохо-
зяйственных организаций;
обеспечение молокоперерабатывающих предприятий
местным высококачественным сырьем
Сроки реализации - 2006-2008 годы
Программы
Исполнители - департамент сельского хозяйства области
Программы
Объемы и источники - общий объем финансирования - 1451,6 млн.руб.,
финансирования в том числе
Программы 2006 год - 391,3 млн. руб.,
2007 год - 513,7 млн. руб.,
2008 год - 546,6 млн. руб.;
областной бюджет, всего - 640,9 млн. руб.,
в том числе
2006 год - 100,0 млн. руб.,
2007 год - 271,0 млн. руб.,
2008 год - 269,9 млн. руб.;
прочие источники, всего - 810,7 млн. руб.,
в том числе
2006 год - 291,3 млн. руб.,
2007 год - 242,7 млн. руб.,
2008 год - 276,7 млн. руб.
Ожидаемые конечные - увеличение производства молока на 48 процентов;
результаты увеличение поголовья коров на 8,2 тыс. голов, или
реализации на 23,4 процента;
Программы увеличение доходности сельскохозяйственных
организаций на 53 процента;
создание более 500 новых рабочих мест;
увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней
и внебюджетные фонды;
привлечение инвесторов к развитию отрасли
животноводства;
повышение уровня жизни сельского населения
Система контроля - контроль за реализацией Программы осуществляют:
за исполнением департамент сельского хозяйства области;
Программы органы государственного финансового контроля области
1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения
программными методами
Сельское хозяйство - один из важнейших секторов экономики области. На его долю приходится 7,7 процента валового регионального продукта, отрасль в основном обеспечивает продовольственную безопасность области.
В сельской местности проживает 385,6 тыс. человек, или 30 процентов общей численности жителей области. Работает в отрасли 35,1 тыс. человек, каждый работник сельского хозяйства обеспечивает продовольствием 30 вологжан.
С 2001 по 2005 годы в области действовала областная целевая программа "Оздоровление экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области на 2001-2005 годы". В результате действия указанной программы улучшилось финансовое состояние хозяйств, уменьшилась кредиторская задолженность, на один рубль вложенных средств прирост выручки составил более 8 рублей, сохранена материально-техническая база и приостановлена процедура банкротства двадцати сельскохозяйственных предприятий путем присоединения или выкупа их платежеспособными предприятиями.
Молочным животноводством занимается 296 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм.
Объемы производства молока позволяют полностью обеспечивать покупательский спрос населения области и вывозить его в другие регионы страны. По объемам реализации (ежегодно свыше 210 тыс. тонн) молока и молокопродуктов за пределы области в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий область занимает второе место в рейтинге регионов России.
Однако агроресурсный потенциал области используется не в полной мере, и дальнейшее развитие такой приоритетной отрасли, как молочное животноводство, позволит увеличить доходность сельскохозяйственной отрасли в целом, стабилизировать финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, остановить отток сельскохозяйственных кадров и проводить устойчивое развитие сельских территорий.
1.1. Проблема 1. Ежегодное снижение поголовья коров
Производство молока снижалось с 1990 года до 1995 года. С 1995 года на протяжении последних 10 лет производство молока стабилизировалось на уровне около 500 тыс. тонн. В 2004 году всеми категориями хозяйств произведено молока 496,7 тыс. тонн, на уровне 1995 и 2000 годов.
Сельскохозяйственные предприятия области за эти годы увеличили производство молока на 19 процентов. Увеличения производства молока удалось достичь за счет роста продуктивности крупного рогатого скота. Предприятия остаются основными производителями всех видов животноводческой продукции. На их долю приходится 78,7 процента производимого в области молока.
Создание крестьянских (фермерских) хозяйств приходится в основном на 1990-1995 годы. За последние 10 лет больших изменений в производстве молока этой категорией хозяйств не произошло. Доля производства молока крестьянскими (фермерскими) хозяйствами осталась низкой и в 2004 году составила 1,3 процента.
Резко снизилось производство молока в личных подсобных хозяйствах населения. Это произошло по причине сокращения поголовья коров на 60 процентов по сравнению с 1990 годом. Доля производства молока населением в объемах области составляла в 1990 году 22,6 процента, в 1995 году - 31,7 процента, в 2000 году - 30,7 процента, а в 2004 году - только 20 процентов. Удельный вес поголовья коров у населения составлял в 1995 году 27 процентов, в 2000 году - 25,7 процента, в 2004 году - 16,6 процента.
Таблица 1
Динамика показателей производства молока, поголовья коров
и их продуктивность
Показатели | Годы | ||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2004 | 2004 в % к 1990 |
2004 в % к 1995 |
2004 в % к 2000 |
|
Производство мо- лока всеми катего- риями хозяйств, тыс. тонн |
755,3 | 495,0 | 494,9 | 496,7 | 66 | 100 | 100 |
в том числе | |||||||
сельхозпредприятия | 583,8 | 328,5 | 338,8 | 390,7 | 67 | 119 | 116 |
крестьянские хозяйства |
0,5 | 9,7 | 3,9 | 6,6 | в 13 раз |
68 | 169 |
хозяйства населения |
171,0 | 156,8 | 152,2 | 99,4 | 58 | 63 | 65 |
Поголовье коров на конец года во всех категориях хозяйств, тыс. голов |
253,4 | 201,1 | 150,4 | 113,0 | 57 | 71 | 75 |
в том числе | |||||||
сельхозпредприятия | 207,1 | 144,5 | 110,5 | 92,2 | 52 | 76 | 83 |
крестьянские хозяйства |
0,1 | 2,1 | 1,3 | 2,0 | в 11 раз |
52 | 154 |
хозяйства населения |
46,2 | 54,5 | 38,6 | 18,8 | 75 | 64 | 49 |
Средний удой молока от одной коровы в сельскохозяйствен- ных предприятиях, кг |
2736,0 | 2100,0 | 2979,0 | 4176,0 | 153 | 198 | 140 |
Сокращение поголовья коров в частном секторе в основном обусловлено:
изменением демографической ситуации в области (увеличением численности людей пожилого возраста);
отсутствием организованной системы закупок молока у населения;
низкими закупочными ценами на молоко;
низкой покупательской способностью сельского населения и невозможностью в связи с этим приобретения коров.
С начала реформ периода 90-х годов не удается стабилизировать поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях. С 1990 года по 2004 год оно сократилось на 114,9 тыс. голов, или в два раза. С 2000 года по 2004 год сокращение произошло на 17 процентов или на 18,3 тыс. голов, то есть объем поставок молока для предприятий переработки сократился только по этой причине почти на 100 тыс. тонн за пять лет, а значит, падает загруженность мощностей и возникает необходимость закупать сырье за пределами области, поддерживая тем самым сельскохозяйственных товаропроизводителей других регионов.
Основными причинами сокращения поголовья коров в сельскохозяйственных предприятиях являются:
неудовлетворительное финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий, сложившееся в результате длительного периода диспаритета цен;
аварийное состояние многих объектов животноводства, недостаточное количество помещений для размещения молодняка крупного рогатого скота;
низкий уровень производства высококачественных кормов по причине высокого износа кормозаготовительной техники, нарушения сроков сельскохозяйственных работ;
недостаток кадров с сфере животноводства;
низкая заработная плата работников, несоизмеримость ее с напряженностью, низкий уровень механизации в животноводстве.
Продуктивность коров начиная с 1995 года ежегодно увеличивается. В 2004 году она составила 4176 кг, что на 1197 кг больше показателей 2000 года (или на 40 процентов). Плановая работа по росту продуктивности позволила не снизить производство молока. Интенсивный метод работы позволил третьей части сельскохозяйственных предприятий преодолеть финансовый кризис 90-х годов и улучшить свое финансовое положение.
По уровню продуктивности коров область занимает 4-е место в России и 3-е место по Северо-Западу.
За последние пять лет почти в 2 раза увеличилось производство молока в хозяйствах с высокой продуктивностью коров. За 2004 год 33 хозяйства с надоем свыше 5000 кг произвели 41,3 процента объема молока. Удельный вес хозяйств с продуктивностью дойного стада ниже 2000 кг сократился до 15,5 процента, ими производится 1,8 процента от общего объема молока.
Область располагает мощной базой племенного животноводства, полностью сохранен генетический потенциал, который направлен на повышение породно-продуктивных качеств крупного рогатого скота.
В области имеется 9 племенных заводов, 24 племенных репродуктора (в 1990 году племенных заводов было пять, племенных репродукторов - четыре).
В хозяйствах, которые имеют статус племенных, содержится 35,5 процента поголовья коров, из которых отнесено к классам "элита-рекорд" и "элита" 51,1 процента. В этих хозяйствах в 2004 году произведено молока 46,7 процента от объемов области. Постоянно идет процесс повышения породно-продуктивных качеств животных. Более 40 процентов маточного стада осеменяется быками-производителями голштинской и голштинизированной чернопестрой молочных пород. Удой молока от коровы в 2004 году составил в племенных заводах 6736 кг молока, в племенных репродукторах - 5063 кг, в среднем по области - 4176 кг. В сельскохозяйственных предприятиях имеется 6383 коровы с удоем свыше 7000 кг, это более 10 процентов от общего числа имеющихся в Российской Федерации коров с такой продуктивностью.
За 2004 год реализация племенного скота, поставляемого в 13 регионов России, составила 2618 голов. Но потребность области в племенном скоте обеспечена всего на 60 процентов из-за низкой платежеспособности хозяйств.
Инвестиции в основной капитал
Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства растут намного медленнее, чем в других отраслях. Их доля в объемах инвестиций по области составляет 4,2 процентов, хотя на долю сельского хозяйства приходится 7,7 процентов валового регионального продукта.
Таблица 2
Динамика инвестиций в основной капитал
(млн. рублей в фактически действующих ценах)
Показатели | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2004 г. в % к 2000 г. |
Всего по области | 8592,5 | 10332,7 | 13923,0 | 17646,2 | 19640,0 | 228 |
Инвестиции в сельское хозяйство |
435,2 | 593,4 | 763,2 | 808,4 | 843,8 | 194 |
Удельный вес сельского хозяйства (%) |
5,0 | 5,7 | 5,5 | 4,6 | 4,2 |
С учетом реальной инфляции объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства практически не увеличился и существенно отстает от той потребности, которая необходима для восстановления выбывших фондов и замены устаревших непроизводительных технологий.
1.2. Проблема 2. Аварийное состояние 25 процентов производственных животноводческих помещений, устаревшие технологии содержания скота
В сельскохозяйственных предприятиях области имеется 1264 помещения для содержания крупного рогатого скота вместимостью 229 тыс. скотомест, 97 процентов объектов построено по типовым проектам. Для содержания коров имеется 698 животноводческих помещений на 120,4 тыс. скотомест, из которых 59 процентов эксплуатируется более 20 лет, а 38 помещений - свыше 35 лет. Из-за агрессивной среды и длительного срока эксплуатации техническое состояние 25 процентов объектов животноводства находится в аварийном состоянии.
Для решения этой проблемы необходимо провести модернизацию и реконструкцию животноводческих помещений.
За последние 5 лет уже проведена большая работа по модернизации доильного оборудования и замене устаревших доильных установок и доильных аппаратов на современные, отвечающие требованиям физиологии животных и позволяющие получать молоко высшего качества. Пущены в эксплуатацию 10 доильных залов, в которых обслуживаются более четырех тысяч голов коров. Но 23 процента доильного оборудования составляют устаревшие линейные дойки типа АД-100, эксплуатация которых в современных рыночных условиях недопустима, так как требует увеличения людских ресурсов и не может обеспечить получение молока высокого качества.
На большинстве животноводческих ферм (83 процента) проведена замена холодильного оборудования, что позволило в 2004 году 60 процентов молока высшего качества реализовать по евростандарту и увеличило доход сельскохозяйственных товаропроизводителей более чем на 700 млн. рублей.
В последние годы хозяйствами приобретено 53 смесителя-раздатчика кормов: "Оптимикс", "Бульдог", "Коган", "Жантиль", АКМ-9. В последнее время преимущественным спросом пользуются смесители-раздатчики кормов российского производства АКМ-9 и "Коган", которые по техническим характеристикам не уступают импортным, а по стоимости в 1,5-1,8 раза дешевле. Данная технология кормления позволила резко поднять продуктивность коров, так как при смешивании кормов увеличивается их поедаемость и отдача от скармливания. Но на сегодня остается нерешенным вопрос с механизацией раздачи кормов. Из потребности 1200 мобильных кормораздатчиков в наличии имеется 793 шт., или 67 процентов, и только 30 процентов из них имеют срок эксплуатации до 8 лет.
Слабым звеном на большинстве ферм является система навозоудаления, более 80 процентов навозных транспортеров требует замены.
1.3. Проблема 3. Высокая изношенность машинно-тракторного парка (более 80 процентов), недостаток высокопроизводительной техники устаревшие технологии
Имеющийся в сельскохозяйственных организациях машинно-тракторный парк формировался в основном до 1990 года под ранее существовавшие технологии. В настоящее время наступил кризис его состояния как по количеству, так и в связи с моральным износом.
За пять предыдущих лет количество тракторов сократилось на 35 процентов. Из оставшихся - в 83 процентах тракторов срок эксплуатации составляет восемь и более лет, то есть тракторы выработали свой нормативный ресурс. Зерноуборочные комбайны находятся в таком же техническом состоянии, их количество уменьшилось на 559 шт., или на 36 процентов. Аналогично обстоят дела с техникой для заготовки кормов, техникой для проведения посевных работ. Изношенность машинно-тракторного парка требует больших затрат для поддержания его в работоспособном состоянии и не позволяет соблюдать оптимальные агрономические сроки проведения полевых работ, что влияет на качество производимых кормов.
Вторым составляющим звеном обозначенной выше проблемы является то, что структура имеющегося в сельском хозяйстве тракторного парка не позволяет активно внедрять передовые ресурсосберегающие технологии.
Основной объем сельхозработ в области выполняют низкопроизводительные тракторы МТЗ-82 и ДТ-75. Такое положение требует большого кадрового обеспечения и повышенных затрат на их содержание. Современные условия требуют приобретения высокопроизводительных тракторов с мощностью двигателя свыше 120 лошадиных сил.
Для решения проблемы изношенности машинно-тракторного парка и замены маломощных тракторов на высокопроизводительные требуются значительные финансовые ресурсы, но ее решение позволит увеличить производительность труда, внедрить новые технологии в сельском хозяйстве.
1.4. Проблема 4. Низкое качество кормов
Основа высокопродуктивного молочного животноводства - создание прочной кормовой базы в каждом хозяйстве области. Молочное животноводство характеризуется прежде всего единством животного организма и кормов. У любого животного не проявится генетический потенциал, если оно не будет полностью обеспечено биологически полноценными кормами. Особое значение имеет качество кормов. В области накоплен большой опыт производства кормов и их грамотного скармливания. Но остается проблема качества заготовки кормов. На качество кормов в первую очередь влияют сроки и технологии заготовки.
Таблица 3
Производство кормов по видам
(тыс. тонн)
Показатели | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2004 г. |
2004 г. в % к 1990 г. |
2004 г. в % к 1995 г. |
2004 г. в % к 2000 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Грубые корма | 1109,0 | 523,0 | 403,0 | 305,0 | 28 | 58 | 75 |
в т.ч. сено | 529,0 | 272,0 | 222,0 | 190,0 | 36 | 70 | 75 |
солома | 151,0 | 79,0 | 63,0 | 23,0 | 15 | 29 | 37 |
сенаж | 428,0 | 171,0 | 119,0 | 92,0 | 21 | 54 | 77 |
Силос | 1915,0 | 943,0 | 1070,0 | 1381,0 | 72 | 146 | 129 |
Корнеплоды | 43,0 | 6,0 | 10,0 | 0,0 | |||
Итого кормов (тыс. тонн кормовых единиц) |
701,0 | 345,0 | 330,1 | 344,0 | 49 | 100 | 104 |
В расчете на 1 условную голову (центнеров кормовых единиц) |
15,6 | 11,4 | 15,6 | 19,0 | 122 | 167 | 112 |
Пути решения существующих проблем
Основными путями решения обозначенных проблем являются:
увеличение в рационах белкового корма;
ежегодный подсев многолетних трав в размере 20-25 процентов;
заготовка силоса из подвяленных трав;
увеличение в структуре фуражных зерновых культур ячменя;
привлечение инвестиционных кредитных ресурсов коммерческих банков для обновления почвообрабатывающей и кормозаготовительной техники.
Частично уже начата работа по решению указанных проблем, так уже в 2004 году заготовлено 19 центнеров кормовых единиц на одну условную голову. Это лучший показатель с 1990 года. Уровень кормовой базы в физическом исчислении соответствует нормам кормления крупного рогатого скота в целом по области и в большей части сельскохозяйственных предприятий. Не удается решить вопрос заготовки качественных кормов. Так, в 2004 году сена 1-го и 2-го класса заготовлено всего 15 процентов, силоса - 45 процентов, сенажа - 34 процента.
Финансово-экономическое состояние производства молока
Молочное животноводство является важной подотраслью сельского хозяйства, и от ее эффективной работы зависит финансово-экономическое состояние всего агропромышленного комплекса.
Таблица 4
Динамика финансово-экономических показателей производства молока
Показатели | 2000 г. |
2001 г. | 2002 г. |
2003 г. | 2004 г. |
2004 г. в % к 2000 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выручка от реализации молока, млн. руб. |
1016,3 | 1549,9 | 1662,5 | 1913,3 | 2192,7 | 216 |
% к общей выручке | 37 | 39 | 39 | 40 | 37 | |
Сумма прибыли от реализации молока, млн. рублей |
195,9 | 371,8 | 241,6 | 309,1 | 329,4 | 68 |
% к общей прибыли | 37,5 | 63,7 | 144 | 250 | 86 | |
Себестоимость 1 тонны молока, рублей |
3088,0 | 3631,0 | 4020,0 | 4455,0 | 5370,0 | 174 |
Цена реализации 1 тонны молока, рублей |
3933,0 | 4967,0 | 5013,0 | 5470,0 | 6477,0 | 65 |
Рентабельность производст- ва молока, процентов |
23,9 | 31 | 17 | 19 | 17 | |
Индекс роста себестоимости (к предыдущему году) |
113 | 118 | 111 | 119 | 121 | 213 |
Индекс роста цены реализации (к предыдущему году) |
110 | 126 | 101 | 109 | 118 | 183 |
Индекс роста цен на материально-технические ресурсы (к предыдущему году) |
132,6 | 104,3 | 133,6 | 121,3 | 139,5 | Увели- чение в 3,1 раза |
Выручка от реализации молока за пять последних лет увеличилась в 2,2 раза и составила 38 процентов от общего дохода сельскохозяйственных предприятий. Производство молока является рентабельным во все годы, и уровень выручки составляет соответственно от 17 до 31 процента, несмотря на рост в 3,1 раза цен на материально-технические ресурсы за 5 последних лет. Себестоимость молока возросла только на 74 процента, это стало возможным в связи с ростом продуктивности дойного стада, применением внутрихозяйственного расчета, экономным расходованием средств, увеличением в рационах коров доли собственных кормов.
В 1990 году рентабельность производства молока составляла 64,1 процента, в 1995 году - только 7,8 процента. Такая ситуация сложилась из-за отмены с 1991 года 50-процентной надбавки к закупочной цене молока и дифференцированных надбавок, установленных государством. Сумма надбавок в 1990 году составляла 149,6 млн. рублей, или 69 процентов от выручки молока. В 2004 году государственная поддержка на молоко составила 11 процентов.
В области ведется целенаправленная работа по улучшению качества и безопасности животноводческого сырья. В 2000 году доля молока высшего и первого сорта составляла 85 процентов, а в 2004 году - уже 92 процента. Количество охлажденного молока составляет 75 процентов.
В целях обеспечения условий производства конкурентоспособной высококачественной продукции в области разработаны основные мероприятия по управлению качеством и адаптации организаций Вологодской области к условиям ВТО на 2005-2008 годы ("Качество - ВТО"), утвержденные постановлением Правительства области от 9 августа 2004 года N 773. Реализация данных мероприятий позволит решить многие вопросы и соблюсти все нормы и правила производства и реализации качественной продукции.
2. Основная цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение эффективности производства продукции молочного животноводства на основе интенсивных методов ведения, внедрения новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечение продовольственной безопасности Вологодской области.
Задачи Программы:
создание условий для повышения эффективности производства продукции молочного животноводства;
повышение качества животноводческой продукции;
повышение генетического потенциала дойного стада;
повышение качества кормов;
повышение производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий;
обеспечение перерабатывающих предприятий области высококачественньпу сырьем местного производства.
В качестве первоочередных мер намечается проведение технического переоснащения отрасли, повышение качества кормов, увеличение генетического потенциала стада и на основе этого увеличение поголовья коров и производства молока.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области с привлечением финансовых средств сельхозтоваропроизводителей.
3. Система программных мероприятий по развитию молочного
животноводства и их государственная поддержка
Основными мероприятиями по реализации Программы являются:
1) увеличение инвестиций в основное производство, позволяющих вести техническое перевооружение, строительство и реконструкцию животноводческих помещений;
2) племенная работа и увеличение поголовья коров;
3) развитие кормопроизводства.
Для включения в Программу претенденты должны соответствовать следующим критериям:
надой на одну фуражную корову - не менее 3000 кг за предшествующий год;
уровень платежеспособности, равный коэффициенту текущей ликвидности, - более 1,0 по балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявки для включения в Программу;
отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды либо проведение реструктуризации задолженности;
не должны находиться в стадии банкротства.
Предприятие должно иметь достаточное количество рабочей силы для проведения всего комплекса сельскохозяйственных работ, развитую кормовую базу и быть способным за три года увеличить производство молока не менее чем на 30 процентов.
Претендентами для включения в Программу могут также быть сельскохозяйственные предприятия, присоединившие в результате реорганизации неплатежеспособные хозяйства, имеющие по балансу коэффициент текущей ликвидности менее 1,0 или находящиеся в стадии банкротства в предшествующем или текущем годах. Критериями отбора для таких предприятий являются:
присоединение имущественного комплекса неплатежеспособного предприятия и принятие долгов по ранее заключенным договорам и обязательствам по средствам областного бюджета;
увеличение производства молока в течение срока действия Программы не менее чем на 30 процентов;
сохранение и увеличение рабочих мест.
Порядок финансирования Программы определяется Правительством области. Бюджетные средства выделяются в виде субсидий на возмещение части затрат: на приобретение племенного скота, тракторов, сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт животноводческих помещений.
3.1. Перспективные направления инвестиционных вложений
1. Привлечение инвестиционных кредитов.
2. Обеспечение доступности приобретения техники.
3. Приобретение техники и оборудования нового поколения.
4. Привлечение в сельскохозяйственное производство на техническое перевооружение средств инвесторов и собственников.
Проводимая работа позволит ввести 864 млн. рублей основных фондов, провести реконструкцию 32 процентов животноводческих помещений, приобрести свыше 800 единиц современной сельскохозяйственной техники.
3.2. Перспективные направления работы в племенном животноводстве
Имеющийся генетический потенциал дойного стада в области позволяет и в дальнейшем увеличить продуктивность и объемы производства продукции животноводства.
Основным направлением работы в племенном животноводстве является дальнейшее совершенствование породных и продуктивных качеств крупного рогатого скота через:
выращивание ремонтного молодняка, соответствующего стандартам разводимых пород;
искусственное осеменение коров и телок;
комплектование племпредприятий быками-производителями с выдающимися показателями по продуктивности предков;
завоз быков-производителей, семени быков-производителей канадской, шведской, голландской, финской и американской селекции айрширской и черно-пестрой пород;
проведение работ по совершенствованию и голштинизации пород крупного рогатого скота, разводимых в области;
интенсивное использование быков-улучшателей - не менее 60 процентов коров и телок осеменять быками-улучшателями;
дальнейшее внедрение линейной оценки экстерьера дочерей быков-производителей, оцениваемых по качеству потомства;
расширение сети племенных заводов и племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота;
продолжение внедрения безбумажной технологии племенного учета в хозяйствах области по программе "СЕЛЭКС", все племенные заводы и репродукторы перевести на более совершенную версию - "WINDOW";
осуществление работы по подготовке и переподготовке специалистов зоотехнической службы и кадров массовых профессий, занимающихся разведением животных.
В создавшихся условиях важную роль в племенном деле должны занимать организации зооветеринарного сервиса, которые оказывают платные услуги за искусственное осеменение животных, их нумерацию, организацию зоотехнического учета, работу лабораторий, приобретение и реализацию племенного молодняка.
3.3. Перспективные направления развития кормопроизводства
Основными направлениями развития кормопроизводства являются:
создание травостоев с разными сроками созревания: раннеспелые травы - 25 процентов от площади многолетних трав, среднеспелые - 35 процентов и позднеспелые - 40 процентов. За счет этого кормоуборочная техника может работать в течение всего летнего периода, заготавливая корма в оптимальные по питательности фазы развития растений. За счет уборки трав в оптимальные сроки можно повысить питательность кормов в 1,5-2 раза;
подсев 20-25 процентов многолетних трав, то есть травы должны выращиваться 2-3 года в севооборотах на пашне и 5-6 лет на сенокосах и пастбищах. При пересеве использовать только бобово-злаковые травосмеси, в состав которых могут входить клевер, люцерна, лядвенец, козлятник. Доля бобово-злаковых травостоев должна составлять не менее 50-60 процентов от площади многолетних трав;
увеличение объемов заготовки наиболее технологичного корма (силоса) из провяленных трав. При этом можно сократить заготовку сена, особенно по рулонной технологии;
соблюдение технологии заготовки всех видов кормов, в первую очередь силоса, особенно в части тщательной трамбовки, применения химических и биологических консервантов, укрытия траншей пленкой.
Поскольку практически все зерновые культуры, кроме озимой ржи, также используются на корм скоту, то для повышения эффективности использования зернофуража в животноводстве необходимо:
увеличить долю ячменя среди зерновых культур до 40-60 процентов и сократить долю овса до 20 процентов, поскольку питательность ячменя на 25-30 процентов выше, чем овса;
для большего сбора кормовых единиц с одного га зерновых культур и более раннего (на 10-15 дней) начала уборки применять плющение фуражного зерна и заготовку зерносенажа.
В связи с дефицитом квалифицированных кадров механизаторов необходимо шире применять на заготовке кормов высокопроизводительную технику: широкозахватные косилки, грабли, самоходные силосоуборочные комбайны "Ягуар" и ДОН-680, использовать специальные приспособления (корн-крекер) для уборки верхушечной части зерновых культур силосоуборочными комбайнами.
3.4. Основные ожидаемые результаты от реализации Программы
Меры государственной поддержки и реализация внутренних резервов в сельскохозяйственных предприятиях позволят достичь следующих показателей хозяйствами-претендентами при условии бюджетного финансирования Программы:
Таблица 5
Основные показатели развития молочного животноводства на 2006-2008 годы
Показатели | 2004 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2008 г. в % к 2004 г. |
Поголовье крупного рогатого скота на конец года, тыс. голов |
74,6 | 87,4 | 94,1 | 98,0 | 131,4 |
в том числе коров, тыс. голов |
35,0 | 38,4 | 40,8 | 43,2 | 123,4 |
Производство молока, тыс. тонн |
140,4 | 165,5 | 187,3 | 210,5 | 148,0 |
Реализация молока, тыс. тонн |
128,9 | 153,4 | 174,0 | 193,4 | 150,0 |
Удой на одну корову, кг |
4010,0 | 4310,0 | 4590,0 | 5000,0 | 125,0 |
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 20 сентября 2006 г. N 602 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение и объемы финансирования Программы
Источниками средств на развитие молочного животноводства являются: средства, предусмотренные в областном бюджете на очередной финансовый год по разделу "Сельское хозяйство" по статье "Областная целевая программа "Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2006-2008 годов"; прочие источники, включая собственные средства сельскохозяйственных предприятий, и заемные средства.
Таблица 6
Потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы
(млн. рублей)
Показатели | В том числе по источникам финансирования | |
областной бюджет | прочие источники | |
Общий объем финансирования |
640,9 | 810,7 |
в том числе по годам | ||
2006 год | 100,0 | 291,3 |
2007 год | 271,0 | 242,7 |
2008 год | 269,9 | 276,7 |
из них | ||
капитальные расходы, всего |
460,3 | 733,4 |
в том числе по годам | ||
2006 год | 56,6 | 276,3 |
2007 год | 201,0 | 215,7 |
2008 год | 202,7 | 241,4 |
текущие расходы, всего | 180,6 | 77,3 |
в том числе по годам | ||
2006 год | 43,4 | 15,0 |
2007 год | 70,0 | 27,0 |
2008 год | 67,2 | 35,3 |
Таблица 7
Бюджетное финансовое обеспечение Программы по направлениям
(млн. рублей)
Направления финансирования | Всего за 2006-2008 годы |
В том числе по годам | ||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Субсидии на приобретение племенного скота |
180,6 | 43,4 | 70,0 | 67,2 |
Субсидии на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования |
256,9 | 33,6 | 116,0 | 107,3 |
Субсидии на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт производственных зданий |
203,4 | 23,0 | 85,0 | 95,4 |
Всего по Программе | 640,9 | 100,0 | 271,0 | 269,9 |
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит к 2008 году:
сохранить рабочие места и увеличить занятость сельского населения;
увеличить уровень заработной платы на 42 процента;
увеличить сумму налоговых поступлений от сельхозтоваропроизводителей на 142 млн. рублей, или 14,5 процента;
увеличить рентабельность производства молока до 20 процентов.
Реализация Программы развития молочного животноводства при полном и своевременном финансовом обеспечении позволит увеличить производственный потенциал предприятий, поголовье коров, производство молока, доходность хозяйств. Затри года будет введено основных фондов в объеме 864 млн. руб., проведена реконструкция 32 процентов животноводческих помещений, закуплено 8,1 тыс. голов племенного скота, приобретено свыше 800 единиц современной сельскохозяйственной техники. Все это позволит увеличить поголовье коров на 8,2 тыс. голов, или на 23,4 процента; производство молока - на 70,1 тыс. тонн, или на 48 процентов; доход сельскохозяйственных предприятий - на 876 млн. руб., или 53 процента.
Вложенный один рубль бюджетных средств даст отдачу в размере 1,3 рубля прироста производства в течение трех лет, и учитывая, что все вложения носят капитальный характер и дают отдачу 10-15 лет, эффективность составит более 10 рублей.
6. Механизм реализации Программы
Отбор сельскохозяйственных предприятий, в которых осуществляется реализация программных мероприятий, утверждается областной комиссией, созданной в порядке, определенном Правительством области.
Из областного бюджета на цели, поставленные Программой, планируется направить в течение трех лет 640,9 млн. рублей, что составляет 44,2 процента от потребности в средствах в целом по Программе.
Согласно условиям Программы во всех сельскохозяйственных предприятиях-участниках должно быть обеспечено увеличение производства молока, поголовья коров, улучшена финансово-экономическая ситуация. Основное внимание при этом должно уделяться реконструкции животноводческих помещений, приобретению техники и животноводческого оборудования, внедрению прогрессивных технологий заготовки кормов и содержания животных, улучшению показателей воспроизводства стада и его генетического потенциала.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Текущее управление Программой осуществляется департаментом сельского хозяйства области. Департамент сельского хозяйства области осуществляет организацию и контроль за реализацией Программы, вносит в установленном порядке предложения по ее уточнению с учетом конкретной производственно-финансовой ситуации в сельскохозяйственных предприятиях.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет контроль за обеспечением Программы финансовыми ресурсами, координирует работу исполнителей, рассматривает вопросы, возникающие в ходе реализации Программы, заслушивает отчеты участников, контролирует сроки исполнения, целевое использование выделяемых средств.
Департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области, департамент экономики Правительства области организуют проверки хода реализации Программы, целевого использования выделенных бюджетных средств.
По итогам каждого года департамент сельского хозяйства области обобщает и представляет в департамент экономики Правительства области и департамент финансов области анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, включенных в Программу, одним из разделов которого является анализ эффективности вложенных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 14 декабря 2005 г. N 1142 "Об областной целевой программе "Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2006-2008 годов"
Текст Постановления опубликован в газете "Красный Север" от 28 января 2006 г. N 11-12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1111
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 10 декабря 2008 г. N 1045
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 26 ноября 2008 г. N 998
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 577
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24 октября 2007 г. N 949
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 15 ноября 2006 г. N 882
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20 сентября 2006 г. N 602