7 декабря 2004 г., 28 февраля 2006 г.
В целях достижения высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, рассмотрев предложение экспертного совета по стратегическому планированию и инвестиционной деятельности, Череповецкая городская Дума постановила:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Здоровый город" на 2002-2008 годы.
2. Контроль за выполнением Программы возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам городской Думы.
Мэр г. Череповца |
М.С. Ставровский |
Городская целевая программа
"Здоровый город" на 2002-2008 годы
(утв. постановлением городской Думы г. Череповца от 28 мая 2002 г. N 64)
7 декабря 2004 г., 28 февраля 2006 г.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 28 февраля 2006 г. N 35 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Информация о Программе
Название Программы городская целевая программа "Здоровый город"
на 2002-2008 годы (далее - Программа)
Руководитель Программы А.М. Акишин, заместитель мэра города
Менеджер Программы С.А. Юмалов, проектный менеджер
Контактный телефон (8202) 50-12-19
Факс (8202) 50-06-47
E-mail healthy-cities@mail.ru
Сроки реализации 2002-2008 годы Программы
I этап (2001-2002 годы) - подготовительный
II этап (2002-2003 годы) - формирование
организационной структуры проекта и оценки ситуации
в городе
III этап (2003-2004 годы) - выработка стратегии и
долгосрочного планирования
IV этап (2005-2008 годы) - внедрение и мониторинг
Описание этапов - в разделе "Резюме"
Полная стоимость 2002 год - 367276 руб.
Программы 2003 год - 450800 руб.
2004 год - 310082 руб.
2005 год - 427000 руб.,
в том числе:
из городского бюджета - 35000 руб.,
привлеченные внебюджетные средства - 77000 руб.
Стоимость следующих этапов будет определяться исходя
из объема необходимых мероприятий на основе принципа
целесообразности затрат
2. Резюме
Программа выполняется на основе межведомственного сотрудничества всеми ее участниками:
управление здравоохранения мэрии города,
управление образования мэрии города,
управление по делам культуры мэрии города,
управление охраны окружающей среды, природных ресурсов и реализации федеральной целевой программы,
управление архитектуры и градостроительства мэрии города,
управление административных органов мэрии города,
управление внешних связей мэрии города,
управление торговли и бытовых услуг мэрии города,
управление по защите прав потребителей мэрии города,
управление планирования и проектного финансирования мэрии города,
департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города,
комитет по физической культуре и спорту мэрии города,
комитет по социальной защите населения мэрии города,
череповецкий межрайонный центр госсанэпиднадзора,
череповецкий городской центр занятости населения,
депутаты городской Думы,
региональные и федеральные подразделения государственных служб,
средства массовой информации,
жители города,
общественные организации,
предприятия города.
Руководство Программой осуществляет ее руководитель напрямую, через менеджера и через городской координационный комитет по подготовке и реализации Проекта Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБВОЗ) "Здоровые города" (далее - городской координационный комитет). Городской координационный комитет осуществляет общее руководство, определяет принципы и стратегию реализации Проекта в городе. Городское бюро по подготовке и реализации Проекта Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города" (далее - городское бюро "Здоровые города") организует разработку стратегии Проекта, его реализацию и координирует деятельность участников Проекта. Некоммерческое партнерство "Аналитический центр" (далее - Аналитический центр) организует хозяйственную деятельность городского бюро "Здоровые города" и в сотрудничестве с другими участниками Программы обеспечивает выполнение целей и задач Программы.
Программа разработана во исполнение постановления мэра города от 01.06.2001 N 1937 "Об участии в Проекте Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города" и отвечает интересам органов городского самоуправления и населения города в части общественного здоровья.
Цели Программы
Политическая цель органов местного самоуправления города - достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, в том числе:
создание социально-экономических условий, необходимых и достаточных для здоровья населения города;
развитие сбалансированной экологической системы города;
обеспечение высокого качества услуг медицинских учреждений города. Реализация Программы проводится в четыре этапа и рассчитана до 2009 года.
I этап - Подготовительный, 2001-2002 годы.
Формируется инициативная группа, которая берется развивать в своем городе проект "Здоровый город". Выявляются и привлекаются сторонники идеи, потенциальные исполнители. Совместно с городским самоуправлением проводится анализ ситуации со здоровьем населения в городе. Изучаются возможности и ограничения применения методологии Всемирной организации здравоохранения для оценки городской ситуации. Формируются рабочие группы по изучению статистических данных и обсуждению методологии. Определяется место проекта в организационной иерархии города. Определяются возможные источники первоначального финансирования. Совместно с органами местного самоуправления готовится общая программа действий, которая обсуждается и, как завершение подготовительного этапа, - получает одобрение городских властей.
II этап - формирование организационной структуры проекта и оценка ситуации в городе, 2002-2003 годы.
Создаются организационные структуры проекта: городской координационный комитет, городское бюро "Здоровый город". Производится оценка здоровья населения и состояния среды обитания. Составляется их описание на текущий период времени - "Профиль здоровья города". Планируются стратегия развития проекта. Создается материальная и информационная база реализации проекта. Разрабатываются формы и процедуры отчетности. Проводится научное исследование факторов, влияющих на уровень здоровья населения города. Определяются, на основании анализа результатов научной оценки здоровья населения и состояния среды обитания, ключевые направления работы по решению первоочередных проблем в сфере общественного здравоохранения. Создается и согласовывается со всеми участниками описательная модель здорового города.
III этап - выработка стратегии и долгосрочное планирование общественного здоровья, 2003-2004 годы.
Определяется и согласовывается с участниками городская стратегия общественного здравоохранения. Вырабатываются и согласовываются методики внедрения стратегии общественного здравоохранения в конкретные городские программы на основе межведомственного взаимодействия. Планируются новые элементы системы общественного здравоохранения, в том числе, новая система управления. Проектируются работы, направленные на реализацию стратегии общественного здравоохранения. Осуществляется поиск подходов к мобилизации ресурсов на важнейших направлениях стратегии общественного здравоохранения.
IV этап - внедрение и мониторинг, 2004-2008 годы.
Внедрение новой системы управления общественным здравоохранением, в том числе системы индикаторов состояния здоровья населения. Формирование и реализация межведомственных целевых программ. Популяризация здорового образа жизни.
Генерирование, поддержка и внедрение инновационных идей и методов в области укрепления здоровья жителей города. Организация системы мониторинга общественного здоровья и ее функционирование.
После реализации каждого этапа может производиться корректировка последующих целей и задач Программы. Реализация задач достигается путем выполнения программных мероприятий, планируемых ежегодно. Мероприятия на 2002 год представлены в разделах 4.2 и 5 Программы. Перечень мероприятий и их ресурсное обеспечение на каждый год реализации Программы рассматриваются и корректируются экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, рассматриваются и утверждаются городской Думой.
3. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые общие результаты.
Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы.
Оценка текущей ситуации
3.1. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые результаты
Цели Программы
Политическая цель органов местного самоуправления города - достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, в том числе:
создание социально-экономических условий, необходимых и достаточных для здоровья населения города;
развитие сбалансированной экологической системы города;
обеспечение высокого качества услуг медицинских учреждений города.
Цели Программы конкретизируются рядом задач:
проведение исследования факторов, влияющих на уровень здоровья населения города;
проектирование работ, направленных на повышение уровня здоровья населения (создание модели здорового города, планирование новых элементов системы общественного здравоохранения, формирование межведомственных взаимодействий для достижения поставленных целей);
внедрение новой системы управления общественным здравоохранением (формирование и реализация межведомственных целевых программ, в том числе, популяризация здорового образа жизни населения);
организация системы мониторинга общественного здоровья;
корректировка первоначальных целей и задач Программы.
В ходе реализации Программы ожидаются следующие общие результаты:
выявленные факторы, влияющие на уровень здоровья населения;
созданная система индикаторов состояния здоровья населения;
созданная описательная модель здорового города;
новые организационные структуры общественного здравоохранения;
новая система межведомственных взаимоотношений;
наличие межведомственных целевых программ, направленных на повышение уровня здоровья населения;
экономичное и эффективное использование ресурсов, требуемых для охраны здоровья населения;
работающая система мониторинга уровня здоровья населения;
система информирования населения об уровне здоровья;
полученная обратная связь от населения города.
Реализация Программы, ее цели и задачи, соответствуют основным уставным целям деятельности Аналитического центра:
разработка и координация городских программ;
структурирование имеющейся в городе информации.
Инициативная группа, созданная в июне 2001 года, имеет опыт реализации данного направления в городе. Аналитический центр располагает необходимым интеллектуальным, методическим и организационным потенциалом для успешного решения задач Программы.
3.2. Целевые потребители Программы
Население города в зависимости от уровня доходов, места проживания, состояния здоровья, социального статуса;
субъекты экономики;
общественные организации и объединения;
органы местного самоуправления;
федеральные структуры, имеющие отношение к охране здоровья;
зарубежные партнеры.
3.3. Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы
Сильные стороны Аналитического центра, существенные для достижения поставленных целей и задач:
наличие высококвалифицированных кадров, специализирующихся в различных сферах знания;
значительный опыт сбора информации, в том числе статистических данных по здоровью населения города и состоянию окружающей среды;
опыт комплексного и междисциплинарного анализа процессов и явлений социальной, экономической и политической жизни общества;
опыт организации рабочих групп;
наличие необходимого программного обеспечения для проведения исследований и различных видов анализа, в том числе, собственные разработки методического и программного обеспечения;
наличие помещений и оборудования.
Слабые стороны Аналитического центра, существенные для достижения поставленных целей и задач:
отсутствие собственных средств для обеспечения устойчивого исследовательского процесса;
отсутствие реально действующих структур общественного здравоохранения.
Внешние возможности:
высокая востребованность стратегических решений в сфере общественного здоровья населения;
актуальность проблем здоровья в политической повестке дня как федеральных, так и региональных властей;
наличие региональных целевых программ, направленных на улучшение здоровья населения;
наличие проектов, реализуемых международными ассоциациями и фондами и направленных на популяризацию оздоровления;
возможность привлекать внебюджетные средства на реализацию целей и задач программы;
растущая популярность здорового образа жизни у части населения страны и города;
Внешние угрозы:
слабые коммуникации между ведомствами, субъектами экономики, населением, органами местного управления;
отсутствие государственной и муниципальной законодательной базы для формирования системы общественного здравоохранения;
недостаток культуры стратегического мышления в межведомственном взаимодействии;
форс-мажорные обстоятельства.
3.4. Оценка текущей ситуации
Результаты научно-исследовательских работ по оценке состояния здоровья населения города и факторов, влияющих на заболеваемость, однозначно свидетельствуют об ухудшении практически всех показателей состояния здоровья населения, об отрицательных многолетних тенденциях в демографических показателях. В целом за период 1991-2001 годы рождаемость сократилась на 25%, ежегодно растут уровни заболеваемости и смертности жителей города.
Как следствие резкого ухудшения социально-экономической ситуации отмечается четко выраженная тенденция роста заболеваемости практически по всем нозологическим формам болезней среди всех возрастных групп населения. В первичной заболеваемости на первом месте патология дыхательной системы, на втором - травмы, на третьем и четвертом -болезни кожи и инфекционные. Наблюдаются высокие показатели заболеваемости туберкулезом, особенно среди асоциальных групп населения. Растет уровень эколого-зависимой заболеваемости бронхиальной астмой и другими формами. Отмечается омоложение заболеваемости атеросклерозом, инфарктом миокарда, диабетом.
Резкий темп роста отмечен у болезней, передающихся половым путем. Так, заболеваемость сифилисом в 2000 году была в 95 раз выше соответствующего показателя 1991 года, на протяжении последних четырех лет идет рост заболеваемости гонореей. Стремительно ухудшается эпидситуация по ВИЧ-инфекции: уровень заболеваемости в 2000 году повысился по сравнению с 1999 годом в 6 раз. Ежегодно удваивается количество заболевших гепатитами С, В. Наркомания приняла угрожающие эпидемические размеры.
При анализе ситуации в городе мы считаем важным учитывать мнение самих горожан о своем здоровье и факторах риска здоровью. Это позволяет оценить состояние общественного здоровья более комплексно, скорректировать недостатки официальной медицинской статистики. Здесь мы используем социологические методы исследования.
В трудоспособных возрастных группах населения отмечается значительное распространение хронических заболеваний, на это указывает 68,1 % опрошенных, в том числе 58,1% мужчин и 71,3% женщин. Заболеваниями, которые особенно беспокоят население, являются остеохондроз, гастрит и дуоденит, болезни суставов, невротические расстройства, хронический бронхит, болезни системы кровообращения, ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга, заболевания желудочно-кишечного тракта. Соответственно, все эти отклонения отражаются в самооценке здоровья череповчан, так, среди населения трудоспособного возраста 15% считают свое здоровье плохим, 71% удовлетворительным и лишь 14% оценивают его как хорошее.
На состояние здоровья значимо влияет образ жизни. Распространенность курения, употребление алкоголя и наркотиков, объективные показатели характеристики образа жизни свидетельствуют, что 63% населения курят, при этом растет процент курящих среди молодых возрастных групп населения, в том числе среди женщин. 3% молодых людей (20-29 лет) употребляют ежедневно алкоголь, 4% учащихся ПТУ употребляют наркотики.
Особым фактором, сказывающимся на психологическом состоянии, здоровья в целом, являются материальные проблемы, с которыми сталкивается значительная часть населения. Так, 40% опрошенных жителей считают свою семью малообеспеченной, 52% отмечают, что из-за недостатка средств им приходится покупать относительно дешевые продукты, 42% не удовлетворены своим питанием, а 1% недоедают, иногда голодают.
Анализ причин и пути решения
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения удельный вес влияния на здоровье социально-экономических факторов составляет 60%, экологических - 20-30% и 10-20% - уровень медицинского обеспечения. Подход Всемирной организации здравоохранения может помочь в изменении нынешнего положения. Но он требует глубокого осмысления, это иной взгляд, иная методология, нежели та, из которой мы исходим сейчас.
Отсутствие в городе, а также в области и стране в целом, межведомственной структуры, ответственной за охрану здоровья населения, привело к преимущественному развитию лечебной медицины, которая, естественно, не может решать проблемы общественного здравоохранения в полном смысле этого слова. Фактически отсутствует система общественного здравоохранения, обеспечивающая охрану здоровья, отсутствует ясная политика и стратегия профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.
При отсутствии идеологии развития общественного здравоохранения, решение проблем часто сводится к вопросу о ресурсном обеспечении системы здравоохранения медицинского. Методологическая установка, господствующая в России до начала 90-х годов, может быть обозначена как "экстенсивный путь в развитии здравоохранения". В конце 80-х мы располагали очень большой численностью врачей и больничных коек в пересчете на душу населения. Но при этом, ни в России, ни в Вологодской области, нам не удалось снизить показатели смертности населения.
В 1999 органы здравоохранения Вологодской области совместно с проектом Европейского союза ТАСИС начали разработку программы региональной политики, стратегии и системы профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения, то есть, сделан первый конкретный шаг по организации системы общественного здравоохранения на региональном уровне.
В настоящее время в Череповце функционируют федеральные и муниципальные структуры, отслеживающие состояние социально-экономической и экологической ситуации в городе, тенденции в заболеваемости населения. В течение 2001 года проведена большая аналитическая работа по интегрированию всех данных (до того существующих разрозненно), имеющих отношение к общественному здоровью, проведена их интерпретация по методике ВОЗ, и в результате подготовлен к публикации "Профиль здоровья" города.
Определены приоритетные экологические факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье жителей города: загрязнение атмосферного воздуха мелкодисперсной пылью (до 200 смертей ежегодно), загрязнение воздуха двуокисью азота (более 50 000 случаев респираторных заболеваний в год). Высоки коэффициенты риска онкологической заболеваемости и, соответственно, смерти от загрязнения воздушной среды формальдегидом, нафталином. Картографический анализ загрязнения атмосферного воздуха, заболеваемости и смертности населения четко определил наиболее экологически неблагоприятные селитебные районы города - Северный и Индустриальный, наиболее экологически безопасным, перспективным для жилой застройки является Зашекснинский район.
Таким образом, доминирующее влияние социально-экономических и экологических факторов на состояние здоровья населения предопределяет важнейшие аспекты городской политики в области здравоохранения.
На данном этапе формирования городской политики укрепления здоровья населения созрела необходимость концептуального оформления всех выводов, сделанных на основе данных наблюдения и анализа, и дальнейших путей развития, предлагаемых специалистами и согласованных с интересами населения. Иначе говоря, городу нужна стратегия общественного здравоохранения.
Стратегия общественного здравоохранения - документ, содержащий концептуальную основу городской политики как совокупности принятых решений, взятых обязательств по проведению определенного курса действий, ориентированного на реализацию конкретных целей и задач в области укрепления здоровья общества.
С чего следует начинать определение стратегии общественного здравоохранения? Есть разные методики. Для нашего города мы остановились на двух:
1. Сосредоточить внимание и усилия на конкретных проблемах здоровья, по которым были выявлены значительные отклонения между различными в социально-экономическом отношении группами и контингентами населения. Преимущество этой методики в том, что она легко воспринимается и усваивается населением и профессиональными работниками здравоохранения.
2. Начать с выявления групп населения, подвергающихся особому риску. Исследования показали, что различные факторы риска накапливаются преимущественно среди одних и тех же социальных групп или в типичных жизненных ситуациях. Данная методика позволяет заниматься одновременно решением проблем, связанных с цельм рядом факторов риска.
Подход с позиции жизненного цикла позволяет понять и описать те сложные взаимосвязи, которые возникают между жизненными событиями, биологическими факторами риска и детерминантами здоровья. Поэтому он представляется более эффективным с точки зрения охвата всех слоев населения по сравнению с принципом разработки политики и программ, исключительно нацеленных на решение той или иной проблемы здравоохранения по мере их возникновения. На каждом "перевалочном" пункте жизненного цикла оказываемая поддержка может иметь благотворное влияние на здоровье и благополучие.
Этот подход уже опробован в городе в виде пилотного принципа работы медико-санитарных и социальных служб. В частности, службы первичной медико-санитарной помощи, ориентируются на обслуживание семей по месту жительства. Социальные службы города уже сейчас являются важнейшими точками соприкосновения с социальными группами в плане оказания cистематической поддержки отдельным лицам и группам на протяжении всего жизненного цикла, особенно в критические моменты.
В настоящее время мы вплотную подошли к возможности реализации в городе комплексного подхода к охране здоровья на основе межотраслевого и междисциплинарного анализа, и выработке соответствующей политической стратегии развития города, основным организующим принципом которой является межведомственное планирование. Эта работа будет осуществляться в рамках программы "Здоровый город".
4. Механизм реализации Программы и перечень планируемых мероприятий.
Сроки и этапы
4.1. Перечень мероприятий
Решение задач Программы достигается путем выполнения программных мероприятий. По итогам каждого года реализации Программы заслушивается отчет о ходе реализации Программы на заседаниях экспертного совета по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности и городской Думы. Программные мероприятия планируются ежегодно с учетом опыта реализации задач в прошлых периодах. Перечень мероприятий (пункт 4.1), описание мероприятий (пункт 4.2) и их ресурсное обеспечение (раздел 5) на каждый год реализации Программы рассматриваются и корректируются экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, рассматриваются и утверждаются городской Думой. Утвержденные городской Думой перечень мероприятий, описание и ресурсное обеспечение оформляются приложением к Программе.
Перечень мероприятий 2002 года, направленных
на реализацию задач II этапа Программы
1. Создание и функционирование городского бюро "Здоровый город". Подготовка и реализация проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города".
2. Исследование факторов, влияющих на уровень здоровья населения, и определение стратегических потребностей города в сфере общественного здравоохранения.
3. Поддержка движения "Город против наркотиков".
4.2. Описание мероприятий, запланированных на 2002 год
В этом разделе приводится описание мероприятий Программы на 2002 год. Общие характеристики мероприятий дают представление о том, каким образом Программа будет выполняться и какие ресурсы потребуются в процессе реализации.
4.2.1. Создание и функционирование городского бюро "Здоровый город".
Подготовка и реализация проекта Европейского Регионального бюро
Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города"
Городское бюро "Здоровый город" (далее - бюро) создается как элемент новой системы управления общественным здравоохранением.
Бюро организует подготовку и реализацию проекта Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города" (далее - проект), в том числе, разработку стратегии проекта, его реализацию и координирует деятельность участников проекта.
Бюро по всем вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществляет свою деятельность под общим руководством руководителя программы "Здоровый город" и во взаимодействии с городским координационным комитетом по подготовке и реализации проекта.
По поручению городского координационного комитета по подготовке и реализации проекта бюро имеет право получать от структурных подразделений мэрии города и организаций информацию о состоянии здоровья населения и окружающей среды. Бюро может выносить на рассмотрение городского координационного комитета по подготовке и реализации проекта вопросы, связанные с принятием решений мэрией города, городской Думой.
На бюро возлагаются следующие функции:
1. Функции по подготовке и реализации проекта:
1.1. Организация обмена информацией о местных проблемах в области здоровья и защиты окружающей среды и возможных новых подходах к их решению.
1.2. Поиск потенциальных партнеров проекта и переговоры с ними.
1.3. Координация и взаимодействие между представителями различных ведомств - участков проекта.
1.4. Популяризация принципов стратегии проекта, а также работ, проводимых в его рамках.
1.5. Содействие и поддержка групп населения, которые хотят принять активное участие в работе, направленной на укрепление здоровья.
1.6. Подготовка документов для комитета, мэрии города, организаций - участников проекта и Центра поддержки проекта.
1.7. Организация экспертной помощи рабочим группам, поиск специалистов для работы в рамках проекта.
1.8. Информирование населения о ходе выполнения проекта.
2. Функции управления и контроля качества реализации программы "З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Череповецкой городской Думы от 28 мая 2002 г. N 64 "О городской целевой программе "Здоровый город" на 2002-2008 год"
Текст Постановления официально опубликован не был
Решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 30 сентября 2008 г. N 108 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Череповецкой городской Думы Вологодской области от 4 марта 2008 г. N 28
Решение Череповецкой городской Думы от 29 мая 2007 г. N 73
Решение Череповецкой городской Думы от 30 января 2007 г. N 4
Решение Череповецкой городской Думы от 19 декабря 2006 г. N 192
Постановление Череповецкой городской Думы от 28 февраля 2006 г. N 35
Постановление Череповецкой городской Думы от 7 декабря 2004 г. N 153