Постановлением Администрации г. Вологды от 1 марта 2012 г. N 1055 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Главы г. Вологды
от 18 апреля 2007 г. N 1650
"Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги
муниципальных предприятий муниципального образования "Город Вологда", за исключением
организаций коммунального комплекса"
20 марта 2008 г., 1 марта 2012 г.
Руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 18 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений города Вологды, за исключением организаций коммунального комплекса, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 27 июня 2006 года N 114 (с последующими изменениями), на основании статей 38 и 44 Устава муниципального образования муниципального образования "Город Вологда", постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на услуги муниципальных предприятий муниципального образования "Город Вологда", за исключением организаций коммунального комплекса.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию и вступает в силу со дня опубликования в газете "Вологодские новости".
Глава города Вологды |
А.С. Якуничев |
Постановлением Администрации г. Вологды от 1 марта 2012 г. N 1055 в настоящее приложение внесены изменения
Методические указания
по расчету тарифов на услуги муниципальных предприятий муниципального образования "Город Вологда", за исключением организаций коммунального комплекса
(утв. постановлением Главы г. Вологды от 18 апреля 2007 г. N 1650)
20 марта 2008 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания устанавливают в соответствии с Порядком принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования "Город Вологда", за исключением организаций коммунального комплекса (далее - Порядок), утвержденным решением Вологодской городской Думы от 27 июня 2006 года N 114 (с последующими изменениями), единый механизм расчета тарифов на услуги муниципальных предприятий муниципального образования "Город Вологда", за исключением цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), указанных в пункте 1 Порядка (далее - тарифы на услуги муниципальных предприятий).
1.2. При установлении тарифа учитываются экономически обоснованные расходы, то есть нормативные затраты всех видов ресурсов, используемых при оказании услуг, выраженные в денежной форме, подтвержденные документально и оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
1.3. При формировании тарифов на услуги муниципальных предприятий обязательно соблюдение принципа ведения раздельного учета объемов услуг в натуральном и стоимостном выражении, доходов и расходов по оказанию услуг по видам деятельности.
1.4. Расходы на оказание услуг муниципальными предприятиями города Вологды в расчетном периоде определяются в соответствии с действующим законодательством (глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; действующие отраслевые инструкции по учету затрат, включаемых в себестоимость услуг; нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности) исходя из нормативов материальных, трудовых и финансовых ресурсов с учетом анализа результатов деятельности муниципальных предприятий за отчетный период, предшествующий расчетному, на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности и иной первичной учетной документации.
1.5. Калькулирование себестоимости единицы услуги необходимо для обоснования уровня тарифов, определения прибыли и исчисления налогов, а также оценки эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственно-экономической деятельности муниципальных предприятий.
1.6. Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по различным видам деятельности муниципальных предприятий, а калькуляционной единицей - соответствующие видам работ измерители: мЗ вывезенных отходов, м2 убираемой площади, кг приведенного белья, машиночас используемых спецмашин и механизмов, км пробега и автомобилечас используемого транспорта, процедура, посещение, занятие и т.п.
1.7. Расчет себестоимости услуг производится на основании технологии оказания услуг и нормативов по видам затрат.
Для подтверждения правильности применения в расчетах себестоимости услуг норм расхода материальных и трудовых ресурсов, соответствия расчетов себестоимости применяемой технологии производства работ и оказания услуг может быть затребовано заключение органа Администрации города Вологды, в подчинении которого находится муниципальное предприятие, или заключение по специальному аудиторскому заданию, выданному муниципальным предприятием аудиторской организации или эксперту по проверке правильности применения в расчетах себестоимости услуг норм расхода материальных и трудовых ресурсов, соответствия расчетов себестоимости применяемой технологии производства работ и оказания услуг.
1.8. Затраты на оказание услуг, составляющие себестоимость, группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости.
Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями - затраты, включающие один или несколько элементов.
1.9. По характеру участия в процессе оказания услуги все затраты делятся на прямые (основные) и накладные (косвенные).
1.10. Прямые затраты - затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг и потребляемые в процессе их оказания.
1.11. Накладные расходы - затраты, не потребляемые непосредственно в процессе оказания услуг, но необходимые для обеспечения деятельности отдельных подразделений или муниципального предприятия в целом и управленияими (цеховые и общеэксплуатационные расходы). В себестоимость услуг накладные расходы включаются пропорционально сумме оплаты труда основного производственного персонала, или сумме прямых затрат, или другим способом, утвержденным в учетной политике муниципального предприятия.
1.12. Фиксированный тариф определяется по формуле:
Т = С + П, где
Т - тариф на услугу;
С - себестоимость оказания услуги;
П - прибыль.
1.13. Предельные тарифы определяются по формулам:
Т = С + Пmin (для предельных тарифов с нижним фиксированным размером),
при этом Пmin - минимальная прибыль, обеспечивающая муниципальное предприятие средствами на налоги и платежи, уплачиваемые из прибыли, на функционирование муниципального предприятия. Предельный тариф с нижним фиксированным размером - тариф, при котором доходы от оказания услуги позволяют возместить затраты на оказание услуги.
Т = С + Пmах (для предельных тарифов с верхним фиксированным размером),
при этом Пmах - прибыль, определенная расчетным путем и обеспечивающая потребности муниципального предприятия в средствах на уплату налогов и платежей, осуществляемых из прибыли, на его эффективное функционирование, производственное и социальное развитие. Предельный тариф с верхним фиксированным размером определяется с учетом обеспечения эффективного функционирования предприятия и платежеспособного спроса потребителей услуги.
II. Формирование тарифов на услуги муниципальных предприятий
2.1. Методика определения прямых затрат.
2.1.1. Прямые затраты при планировании, учете и калькулировании себестоимости услуг группируются по следующим статьям затрат:
материалы;
топливо;
электроэнергия;
затраты на оплату труда;
начисления на оплату труда;
амортизация основных средств;
затраты на капитальный и текущий ремонт;
прочие прямые затраты.
2.1.2. Затраты на материалы (См), используемые на технологические цели, определяются исходя из норм расхода каждого конкретного вида материалов (Nmi), планового объема производства услуг (Qi) и цен за единицу материала (Цi):
См = Сумма Qi х Nmi х Цi
Расходы на материалы и запасные части для эксплуатации спецмашин, обтирочные материалы, шланги и т.п. в стоимостном и натуральном измерителях в связи с большой номенклатурой могут определяться на основании среднесложившихся затрат за ряд лет из расчета 100 км пробега или 1 часа работы спецмашин.
Затраты на замену и ремонт автошин для транспортных средств и механизмов определяются на основании данных о пробеге.
2.1.3. Затраты на топливо включают в себя затраты на все виды топлива и ГСМ, используемого на технологические нужды, и рассчитываются аналогично затратам на материалы исходя из норм расхода топлива, объема производства услуг и цен за единицу топлива.
Затраты на бензин, дизельное и другие виды топлива, расходуемые на работу специальных машин и механизмов, транспортных средств определяются по утвержденным нормам расхода ГСМ исходя из пробега машин, количества ездок с грузом по типам машин и цены топлива.
2.1.4. Затраты на электроэнергию включают в себя затраты на силовую электроэнергию, используемую на двигательные и технологические нужды, определяются исходя из норм расхода электроэнергии, объема оказываемых услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов. При отсутствии норм расхода электроэнергии планируемый расход электроэнергии (Эп) рассчитывается на основе данных о суммарной установленной мощности электромоторов (М), числе часов их работы в смену (Тcм), числе рабочих дней за планируемый период (Dраб.), числе смен работы отдельных подразделений или муниципального предприятия в целом (А), коэффициента полезного действия (Н):
Эп = М х Тсм х Dраб. х А х Н
В балансе рабочего времени технологического оборудования не учитывается время, затраченное на все виды ремонтов и техническое обслуживание этого оборудования.
2.1.5. В состав затрат на оплату труда включаются:
выплаты заработной платы, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок (окладов) в соответствии с принятыми на муниципальном предприятии формами и системами оплаты труда;
выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам (окладам) за профессиональное мастерство и т.д.
выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам) за работу в ночное время, за работу в тяжелых, вредных, опасных или иных особых условиях труда, другие выплаты, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тарифные ставки (оклады) рассчитываются исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда, размер которой определяется территориальным отраслевым тарифным соглашением, заключенным на уровне муниципального образования "Город Вологда".
При отсутствии территориального отраслевого тарифного соглашения минимальная тарифная ставка принимается не выше предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением, заключенным на уровне Российской Федерации и (или) Вологодской области, региональным или профессиональным тарифным соглашением. Для организаций, не участвующих в заключении и реализации отраслевых, региональных, профессиональных, территориальных тарифных соглашений, уровень средней заработной платы основного технологического персонала принимается не выше уровня средней заработной платы по отрасли, к которой относится предприятие, сложившегося на территории муниципального образования "Город "Вологда" на момент установления тарифов по данным государственной статистики.
2.1.6. Начисления на оплату труда определяются в процентах от расходов на оплату труда основного технологического персонала и включают в себя обязательные отчисления по установленным законодательством нормативам.
2.1.7. Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление (износ) основных средств (Са) определяется исходя из их балансовой стоимости (Босi) и действующих норм амортизационных отчислений (Nai) по формуле:
Са = Сумма Босi х Nai.
Начисление амортизации не может производится свыше 100% стоимости объектов основных средств.
2.1.8. Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов рассчитываются на основании:
аварийных актов, дефектных ведомостей, актов диагностического обследования, статистики и анализа повреждений;
смет капитального ремонта, выполненных организацией, имеющей лицензию на составление сметной документации;
плана капитального ремонта на текущий год;
актов приемки выполненных работ за предшествующий период.
При отсутствии перечисленных обоснований планируемые суммы затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов при определении тарифа не учитываются.
В затраты на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не входят затраты на приобретение их в случае плановой замены, так как они приобретаются за счет начисленных амортизационных отчислений или прибыли.
2.1.9. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание основных производственных фондов рассчитываются по методике учета и планирования, принятой муниципальным предприятием.
В случаях, когда муниципальное предприятие создает резерв на ремонт основных производственных фондов (ремонтный фонд), то отчисления в него (Ср) определяются, исходя из среднегодовой стоимости этих фондов (Сфi) и нормативов отчислений (Npi), планируемых для поддержания их в рабочем состоянии по формуле:
Ср = Сумма Сфi х Npi
Исходной базой для определения нормативов отчислений в ремонтный фонд являются: срок службы основных средств; продолжительность межремонтных сроков; регламент проведения ремонтных работ по каждому виду основных средств, а также их элементов и конструкций; сметы на проведение ремонтных работ.
В случаях, когда муниципальное предприятие не создает ремонтный фонд, то расходы на проведение ремонтов основных производственных фондов определяются исходя из затрат на содержание ремонтной службы муниципального предприятия.
Все элементы затрат на ремонт должны быть обоснованы действующим положением о проведении планово-предупредительного ремонта на муниципальном предприятии, графиками планово-предупредительных работ, расчетом численности ремонтного персонала, справкой о средней заработной плате основного технологического персонала, нормами расхода каждого конкретного вида материалов и его стоимости.
При отсутствии обоснований размер средств, направляемых на текущий ремонт и техническое обслуживание, в общей сумме затрат не должен превышать 10 процентов.
2.1.10. В прочие прямые затраты включаются прямые расходы, не вошедшие в выше перечисленные статьи затрат.
2.2. Методика определения накладных расходов.
2.2.1. Накладные расходы группируются по следующим статьям затрат:
цеховые расходы;
общеэксплуатационные расходы.
2.2.2. Цеховые и общеэксплуатационные расходы включают соответственно затраты, связанные с управлением и содержанием отдельных служб (подразделений) и муниципального предприятия в целом. В состав этих расходов входит оплата труда цехового и административно-управленческого персонала с начислениями на оплату труда, затраты на оплату консультационных, информационных, аудиторских услуг, командировок и представительских расходов, амортизация основных средств общецехового и общеэксплуатационного назначения, их ремонт и техническое обслуживание, затраты на охрану труда и технику безопасности, на подготовку и переподготовку кадров, на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, на оплату процентов по заемным средствам, услуг банков в соответствии с заключенными договорами, на типографские, почтовые и телефонные расходы, на канцелярские принадлежности, налоги и сборы, относимые на себестоимость согласно действующему законодательству и др.
2.2.3. Планирование цеховых и общеэксплуатационных расходов осуществляется на основе анализа фактических данных, их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.
2.2.4. Распределение цеховых и общеэксплуатационных расходов по видам услуг и работ, выполняемым производственными подразделениями муниципального предприятия, осуществляется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, или другим способом, утвержденным в учетной политике муниципального предприятия.
2.2.5. Суммарный размер цеховых и общеэксплуатационных расходов в затратах на производство услуг принимается при отсутствии обоснований не выше 20 процентов в себестоимости.
2.3. Плановый размер рентабельности определяется в соответствии с правовым актом Главы города Вологды, устанавливающим предельный уровень рентабельности.
В случае отсутствия ограничения рентабельности правовым актом Главы города Вологды плановый размер рентабельности определяется расчетным путем по формуле:
Р = П / S x 100%, где
Р - рентабельность (процент);
S - суммарные затраты по оказанию услуги (руб. или тыс.руб.);
П - прибыль (руб. или тыс.руб.).
Прибыль определяется суммой средств, необходимых для обеспечения развития муниципального предприятия (развитие производства и социальное развитие), и средств, направляемых на уплату налогов в бюджеты разных уровней, кроме налогов, учтенных в себестоимости.
Средства, необходимые для развития муниципального предприятия, определяются на основании плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия, утвержденного Комиссией по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Администрации города Вологды, создаваемой Главой города Вологды.
2.4. При отсутствии ограничения размера плановой рентабельности правовым актом Главы города Вологды и при непредставлении расчета обоснованной суммы необходимой прибыли величина рентабельности в расчете тарифа принимается в размере не более 10 процентов от суммы затрат.
III. Формирование тарифов на услуги муниципальных учреждений
См. текст раздела III
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г. Вологды от 18 апреля 2007 г. N 1650 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги муниципальных предприятий муниципального образования "Город Вологда", за исключением организаций коммунального комплекса"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вологодские новости" от 25 апреля 2007 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Вологды от 1 марта 2012 г. N 1055
Постановление Главы г. Вологды от 20 марта 2008 г. N 1249