19 апреля, 21 июня, 29 ноября 2001 г., 16 сентября, 29 декабря 2004 г., 6 октября, 27 декабря 2005 г.
1. Утвердить Регламент Вологодской городской Думы (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 04.04.1996 г. N 11 "О Регламенте Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Президиума Совета самоуправления г. Вологды от 24.10.1996 г. N 106 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 10.07.1997 г. N 69 "О внесении дополнений в решение Совета самоуправления г.Вологды N 11 от 4.04.96 "О Регламенте Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 24.12.1998 г. N 171 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Совета самоуправления г. Вологды от 29.09.1999 г. N 235 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Вологодской городской Думы от 18.05.2000 г. N 134 "О внесении изменений в Регламент Совета самоуправления г. Вологды";
- решение Вологодской городской Думы от 22.06.2000 г. N 146 "О внесении дополнения в Регламент Вологодской городской Думы".
Председатель Вологодской
городской Думы |
А.Н. Лукичев |
Решением Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 г. N 405 в настоящий Регламент внесены изменения
Регламент Вологодской городской Думы
(утв. решением Вологодской городской Думы от 22 февраля 2001 г. N 251)
19 апреля, 21 июня, 29 ноября 2001 г., 16 сентября, 29 декабря 2004 г., 6 октября, 27 декабря 2005 г.
Настоящим Регламентом устанавливается порядок организации деятельности Вологодской городской Думы, основные правила ее работы.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Вологодская городская Дума (далее - городская Дума, Дума) является представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда".
Статья 2.
Городская Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Вологодской области, Уставом муниципального образования "Город Вологда" (далее - Устав города) и настоящим Регламентом самостоятельно осуществляет нормотворческие, бюджетные и контрольные полномочия, относящиеся к ее ведению.
Полномочия, находящиеся в соответствии с действующим законодательством в исключительном ведении городской Думы, не могут быть переданы другим органам городского самоуправления или должностным лицам.
Статья 3.
Деятельность городской Думы основывается на принципах свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, гласности и законности, учета общественного мнения, подотчетности и подконтрольности населению города.
Статья 4.
Городская Дума самостоятельно определяет свою структуру в соответствии с Уставом города.
Статья 5.
Формами работы Думы являются сессии Думы, заседания Президиума Думы, постоянных комитетов, временных комиссий, депутатские и публичные слушания, а также иные формы проведения мероприятий, связанных с деятельностью городской Думы (заседания рабочих групп, депутатских групп (фракций), совещания, семинары, собрания, конференции и др.)
Статья 6.
Статус депутата городской Думы и порядок осуществления им своих полномочий определяется федеральным законодательством, законами Вологодской области, Уставом города и настоящим Регламентом.
Статья 7.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым городской Думой, депутаты Думы вправе объединяться в депутатские группы (фракции) в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Статья 8.
Городская Дума может иметь свои средства массовой информации.
Статья 9.
1. Правовое, организационное, документационное, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности городской Думы осуществляет аппарат городской Думы, который формируется в соответствии с действующим законодательством.
2. Контроль за деятельностью аппарата городской Думы осуществляется Председателем Думы и его заместителем (заместителями) в соответствии с их компетенцией.
Статья 10.
1. В целях настоящего Регламента применяются понятия численного и присутствующего состава городской Думы.
2. Под численным составом городской Думы понимается количество депутатов, установленное частью второй статьи 30 Устава города.
3. Под присутствующим составом городской Думы понимается количество присутствующих на сессии депутатов.
Глава II. Внутреннее устройство и органы городской Думы
Раздел 1. Порядок избрания Председателя городской Думы,
заместителей Председателя городской Думы
Статья 11.
1. Председатель городской Думы, заместитель (заместители) Председателя городской Думы избираются на срок полномочий городской Думы из числа депутатов Думы тайным голосованием.
2. Городская Дума принимает решение о числе заместителей Председателя городской Думы (не менее двух).
3. Один из заместителей Председателя городской Думы избирается как первый заместитель Председателя городской Думы.
4. Кандидатов на должность Председателя и на должность заместителя (заместителей) Председателя городской Думы вправе выдвигать группы депутатов и отдельные депутаты Думы, каждый из которых может выдвинуть себя.
Выдвижение кандидатур списком не допускается.
Статья 12.
1. Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться на должность Председателя, заместителя Председателя Думы, предоставляется возможность выступить в пределах 7 минут, ответить на вопросы в пределах 12 минут и выступить с заключительным словом до 3 минут после обсуждения кандидатуры.
2. Для выступлений в поддержку или против кандидата желающим предоставляется до 3 минут (не более одного выступления одного и того же депутата по кандидатуре каждого из кандидатов на выборную должность).
3. После прекращения обсуждения фамилии, имена и отчества кандидатов вносятся в бюллетень для голосования в алфавитном порядке, за исключением лиц, взявших самоотвод.
Кандидат может взять самоотвод до включения его фамилии в бюллетень для голосования. Самоотвод принимается без голосования.
Статья 13.
1. Депутат считается избранным Председателем городской Думы, заместителем Председателя городской Думы, если за него проголосовало более половины от численного состава Думы.
2. В случае, если было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
3. Если при повторном голосовании ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
Раздел 2. Порядок освобождения от должности Председателя
и заместителей Председателя городской Думы
Статья 14.
Председатель городской Думы и его заместитель (заместители) подотчетны городской Думе и могут быть освобождены Думой от занимаемой должности.
Статья 15.
1. Решение об отзыве Председателя городской Думы, его заместителя (заместителей) принимается путем тайного голосования.
Предложение об отзыве Председателя, заместителя (заместителей) Председателя может быть внесено в повестку дня сессии Думы по требованию не менее одной трети от численного состава городской Думы.
Предложение об отзыве должно быть мотивированным.
2. При рассмотрении вопроса об отзыве с должности Председателя, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы обсуждение проводится по процедуре, аналогичной процедуре при избрании на должность.
3. После обсуждения в бюллетень для тайного голосования заносятся фамилия, имя, отчество отзываемого с должности лица и два варианта решения: "Отозвать с должности" и "Оставить в должности".
4. Решение об отзыве с должности Председателя городской Думы, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы считается принятым, если за него проголосовало больше половины от численного состава Думы.
Статья 16.
1. Досрочное освобождение от должности Председателя Думы и его заместителя (заместителей) может производиться по их просьбе на основании письменного мотивированного заявления о добровольной отставке с должности.
2. Решение о принятии добровольной отставки с должности Председателя, заместителя (заместителей) Председателя городской Думы принимается открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
3. В случае непринятия городской Думой отставки Председатель Думы, его заместитель (заместители) вправе сложить свои полномочия в срок в соответствии с трудовым законодательством.
Раздел 3. Заместители Председателя городской Думы
Статья 17.
1. Первый заместитель Председателя городской Думы замещает Председателя городской Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Думы ведет сессии Думы, заседания Президиума Думы, координирует деятельность комитетов и комиссий городской Думы, выполняет поручения Думы и Председателя Думы, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности Думы в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя городской Думы. В случае временного отсутствия первого заместителя вышеперечисленные обязанности выполняют другие заместители Председателя Вологодской городской Думы.
Заместители Председателя подотчетны городской Думе и Председателю Думы.
2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя городской Думы издается Председателем Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Думы вправе давать поручения аппарату городской Думы.
Раздел 3а. Порядок образования Президиума городской Думы
и его полномочия
Статья 17а.
1. В состав Президиума городской Думы с правом решающего голоса входят по должности: Председатель городской Думы, заместители Председателя городской Думы, председатели постоянных комитетов городской Думы, депутаты, осуществляющие депутатскую деятельность на постоянной основе.
2. Президиум городской Думы является подконтрольным и подотчетным городской Думе координирующим органом, обеспечивающим организацию работы Думы и обладающим распорядительными и контрольными функциями в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Регламентом.
3. Деятельность Президиума (проведение заседаний, принятие решений и др.) осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом и решениями городской Думы.
4. Президиум городской Думы:
а) созывает очередную сессию и формирует проект повестки дня сессии;
б) осуществляет предварительное рассмотрение проектов решений городской Думы и их подготовку к рассмотрению на сессии;
в) координирует деятельность постоянных комитетов городской Думы и принимает необходимые меры по организации их согласованной и совместной работы;
г) образует из своего состава, из числа депутатов, с привлечением специалистов рабочие группы для изучения проблем и подготовки отдельных вопросов на рассмотрение Думы;
д) рассматривает и вносит на рассмотрение городской Думы проект плана работы Вологодской городской Думы на очередное полугодие;
е) рассматривает предложения о награждении Почетной грамотой Вологодской городской Думы и вносит на рассмотрение городской Думы соответствующие проекты решений;
ж) рассматривает проекты планов работы Контрольно-счетной палаты города Вологды;
з) осуществляет контроль за исполнением принятых городской Думой правовых актов;
и) принимает решения об обращении в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и общественным объединениям;
к) организует взаимодействие городской Думы с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями;
л) координирует работу по взаимодействию городской Думы с органами территориального общественного самоуправления;
м) назначает депутатское расследование и создает специальную депутатскую комиссию для его проведения;
н) решает иные вопросы организации работы городской Думы и ее органов.
Раздел 4. Порядок образования постоянных комитетов Думы, временных
депутатских комиссий
Статья 18.
1. Постоянные комитеты городской Думы образуются из числа депутатов решением Думы.
2. Постоянные комитеты являются органами городской Думы, подотчетны ей и действуют в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом города и настоящим Регламентом.
3. Полномочия и порядок деятельности постоянных комитетов определяются решениями городской Думы и Положением о постоянных комитетах Вологодской городской Думы.
4. Количество и наименование постоянных комитетов, их персональный состав утверждается Думой.
5. Численный состав постоянных комитетов не может быть менее трех депутатов.
Статья 19.
1. Городская Дума может создавать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
2. Временные комиссии могут быть созданы с участием представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти и организаций (по согласованию).
Количество представителей устанавливается при утверждении численного состава комиссии.
Представители в состав комиссии делегируются руководителями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти и организаций после утверждения Думой численного состава комиссии и персонального состава из числа депутатов.
3. О создании временной комиссии, об утверждении ее численного, а также персонального состава из числа депутатов, об избрании председателя комиссии, о задачах комиссии принимается решение Думы.
Статья 20.
1. После утверждения численного состава комитетов, комиссий проводится выдвижение кандидатур в их состав с учетом пожеланий самих депутатов.
Кандидатуры для избрания в состав органов городской Думы выдвигаются как группами депутатов, так и отдельными депутатами, каждый из которых вправе выдвинуть себя.
Допускается как персональное, так и списочное выдвижение.
2. В процессе выдвижения кандидатур формируется общий список, куда заносятся фамилии кандидатов в порядке выдвижения.
В список заносятся все предложенные кандидатуры без ограничений.
3. После формирования списка по решению городской Думы или Президиума может проводиться обсуждение кандидатур.
Статья 21.
1. Утверждение персонального состава постоянных комитетов, а также персональный состав временных комиссий из числа депутатов проводится открытым голосованием в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
2. Персональный состав постоянных комитетов, а также персональный состав временных комиссий из числа депутатов утверждается большинством голосов от численного состава Думы.
Статья 22.
1. Для изучения и проработки отдельных вопросов и проектов решений городской Думы постоянный комитет вправе своим решением создать рабочую группу из числа депутатов, входящих в состав комитета и специалистов аппарата городской Думы.
2. Привлечение в состав рабочей группы депутатов, не входящих в состав комитета, а также представителей Администрации города и иных органов и организаций осуществляется по предложению постоянного комитета постановлением Председателя городской Думы, в котором определяется численный и персональный состав рабочей группы, при этом представители Администрации города и иных органов и организаций согласовываются соответственно с Главой города и руководителями иных органов и организаций.
3. Проект решения городской Думы либо поправки в проект решения, разработанные рабочей группой, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только постоянным комитетом, создавшим рабочую группу, либо инициировавшим создание рабочей группы.
Раздел 5. Порядок избрания и отзыва председателей постоянных комитетов
и временных комиссий городской Думы
Статья 23.
1. Председатели постоянных комитетов городской Думы избираются на сессии из числа депутатов, включенных в состав комитета, открытым рейтинговым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
2. Выдвижение кандидатов и обсуждение по вопросу избрания председателей постоянных комитетов проводится по процедуре, установленной п. 3 ст. 11, п. 1, п. 2 ст. 12, п. 2, п. 3 ст. 13 настоящего Регламента.
3. Предложение об отзыве (переизбрании) председателей комитетов может быть внесено комитетом, группой депутатов.
4. Решение об отзыве председателя постоянного комитета принимается открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы.
Освобождение от должности председателя постоянного комитета может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 16 настоящего Регламента.
Раздел 6. Порядок образования депутатской группы (фракции)
городской Думы
Статья 26.
1. Депутатская группа (фракция) может быть сформирована из депутатов городской Думы по признаку принадлежности к избирательным или общественным объединениям, политическим партиям, по территориальным или иным признакам.
2. Депутатская группа (фракция) должна состоять не менее чем из трех депутатов и подлежит регистрации в городской Думе.
3. Внутренняя деятельность депутатских групп (фракций) организуется ими самостоятельно.
Статья 27.
1. Регистрация депутатских групп (фракций) осуществляется на сессиях городской Думы путем подачи письменного уведомления о создании депутатской группы (фракции), подписанного депутатами, пожелавшими войти в соответствующую депутатскую группу (фракцию), с указанием списочного состава. Председательствующий оглашает указанное письменное уведомление.
2. Регистрация депутатской группы (фракции) оформляется протокольной записью в протоколе сессии с приложением к нему письменного уведомления о создании депутатской группы (фракции).
3. Депутатская группа (фракция) имеет право провести перерегистрацию членов группы (фракции) по своему решению с письменным уведомлением об изменениях в составе группы (фракции), подаваемым в организационно-контрольный отдел аппарата Думы.
4. В случае, если численность депутатской группы (фракции) становится менее трех депутатов городской Думы, регистрация группы (фракции) автоматически отменяется на очередной после установления данного факта сессии Думы с оформлением отмены регистрации протокольно.
Статья 28.
Группы депутатов городской Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не признаются депутатскими группами (фракциями).
Статья 29.
1. Депутат городской Думы вправе состоять только в одной депутатской группе (фракции).
Депутаты городской Думы, не вошедшие ни в одну из депутатских групп (фракций) при их регистрации или вышедшие из депутатской группы (фракции), в дальнейшем могут войти в любую из них при согласии депутатской группы (фракции).
Основанием для включения депутата в списки депутатской группы (фракции) является письменное заявление депутата.
2. Основаниями для выбытия депутата из депутатской группы (фракции) являются:
письменное заявление о выходе из депутатской группы (фракции);
письменное заявление о переходе в другую зарегистрированную депутатскую группу (фракцию);
решение депутатской группы (фракции) об исключении депутата из состава своей депутатской группы (фракции), принимаемое большинством от общего числа членов группы (фракции);
прекращение депутатских полномочий.
Глава III. Организация работы городской Думы
Раздел 7. Начало работы городской Думы в новом составе
после признания состоявшимися выборов депутатов Думы
Статья 30.
1. Городская Дума созывается на первую сессию Избирательной комиссией города Вологды не позднее чем через две недели после опубликования решения об избрании не менее чем двадцати депутатов.
2. Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.
3. Первую после выборов сессию городской Думы открывает старейший по возрасту депутат и ведет ее до избрания Председателя Думы.
Статья 31.
На первой сессии городской Думы председательствующий сообщает фамилии избранных депутатов городской Думы согласно списку депутатов, официально составленному Избирательной комиссией города Вологды и переданному в городскую Думу.
Статья 32.
1. На первой сессии городская Дума открытым голосованием большинством голосов от численного состава Думы избирает счетную комиссию.
2. На первой сессии городской Думы депутаты избирают Председателя городской Думы и его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
3. Продолжительность и порядок проведения первой сессии определяются настоящим Регламентом и решениями городской Думы.
Раздел 8. Планирование работы городской Думы
Статья 33.
1. План работы городской Думы формируется Председателем Думы на основании предложений депутатов и органов городской Думы, Главы города, Администрации города.
2. Проект решения Думы об утверждении плана, внесении в него изменений и дополнений направляется Главе города, который в 15-дневный срок с момента поступления документов вносит предложения по проекту. Одновременно по вопросам плана, с внесением которых на рассмотрение Думы Администрация города соглашается, Глава города назначает исполнителей со стороны Администрации города, отвечающих за подготовку (разработку) и представление проектов документов или представление информации.
Статья 34.
1. Утверждение плана, внесение в него изменений и дополнений осуществляется решениями Думы.
2. При утверждении, изменении или дополнении плана по каждому вопросу определяются: срок исполнения, инициатор внесения вопроса (депутат или выборный орган Думы, депутатская группа (фракция), Глава города, Администрация города), разработчик проекта (Дума, Администрация и др.), а также определяются исполнители со стороны Думы отвечающие за подготовку (разработку) проекта решения.
3. Исключен.
См. текст пункта 3 статьи 34
Статья 35.
Организационный отдел аппарата городской Думы ежемесячно информирует депутатов о дате, месте проведения и повестке плановых заседаний постоянных комитетов Думы.
Раздел 9. Созыв сессии городской Думы
Статья 36.
1. Очередные сессии городской Думы созываются Президиумом городской Думы и проводятся не реже одного раза в квартал.
2. Внеочередные сессии созываются Председателем городской Думы (заместителем, временно исполняющим обязанности Председателя) по собственной инициативе, а также по требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов или Главы города Вологды, или Контрольно-счетной палаты города Вологды.
3. Внеочередные сессии созываются не позднее 10 дней со дня вручения письменного требования Председателю городской Думы (заместителю, временно исполняющему обязанности Председателя городской Думы).
Статья 37.
1. Председатель городской Думы лично, либо через своих заместителей и через организационно-контрольный отдел аппарата Думы по своей инициативе, а также по письменному требованию: постоянного комитета; группы депутатов, насчитывающей не менее одной трети численного состава городской Думы; Главы города, приглашает на сессию не являющихся депутатами лиц, чье присутствие на сессии признается необходимым.
2. В обязательном порядке на каждую сессию приглашаются все депутаты городской Думы, Глава города, прокурор города, Председатель Контрольно-счетной палаты города Вологды, главный редактор газеты "Вологодские новости", депутаты Законодательного Собрания области, избранные в г. Вологде, представители Администрации, определенные Главой города.
3. О дате, месте проведения сессии и основных вопросах повестки дня депутаты, Глава города, приглашаемые лица, жители города оповещаются, как правило, не позднее, чем за 4 дня до начала сессии.
В этот же срок депутатам и Главе города выдается пакет документов с проектами решений, иные документы и материалы.
Раздел 10. Порядок проведения сессии городской Думы
Статья 38.
1. Сессия проводится, как правило, в здании городской Думы в форме открытого заседания.
По решению Думы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, может проводиться закрытое заседание.
2. При открытии и закрытии сессии исполняется Государственный гимн Российской Федерации.
Статья 39.
1. На открытых заседаниях имеют право присутствовать приглашенные лица, представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, отдельные граждане.
2. На закрытых заседаниях вправе присутствовать прокурор города. Лица, не входящие в состав Думы, могут присутствовать на закрытом заседании по решению Думы.
3. Председательствующий информирует Думу о присутствии на заседании приглашенных и иных лиц.
4. Присутствующие на сессии располагаются в зале заседаний на специально отведенных местах.
5. Присутствующие не имеют права вмешиваться в ход сессии, обязаны: воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, реплик, соблюдать порядок и подчиняться решениям председательствующего.
Статья 40.
По решению городской Думы на сессию могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой проектам решений и иным вопросам.
Статья 41.
1. Сессия городской Думы начинается с регистрации присутствующих на сессии депутатов, которую организует председательствующий.
По решению городской Думы может проводиться дополнительная регистрация.
2. Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.
3. Депутат городской Думы обязан присутствовать на сессиях Думы.
Депутаты городской Думы располагаются в зале на специально отведенных местах.
О невозможности присутствовать на сессии депутат городской Думы заблаговременно информирует Председателя городской Думы либо организационно-контрольный отдел аппарата Думы.
Статья 42.
1. Сессия проводится с 10 до 18 часов в форме непрерывных заседаний продолжительностью по 45 минут каждое с перерывами между ними по 15 минут.
Обеденный перерыв с 13 до 14 часов.
Продолжительность сессии, отдельных заседаний и перерывов в случае необходимости может быть временно изменена решением городской Думы.
2. Председательствующим на сессии является Председатель городской Думы либо один из его заместителей.
3. На период сессии из числа депутатов могут избираться счетная, редакционная и другие комиссии, группа счетчиков, осуществляющие свою деятельность в порядке, установленном настоящим Регламентом.
4. Работники организационно-контрольного отдела аппарата Думы ведут протокол сессии, запись желающих выступить, регистрируют депутатские обращения, запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов, систематизируют письменные обращения граждан, поступающие в адрес сессии, представляющих председательствующему на сессии, а также сведения о записавшихся для выступлений в прениях и о других депутатских инициативах.
Раздел 11. Ведение сессии городской Думы председательствующим
Статья 43.
Председательствующий на сессии Думы:
а) объявляет о наличии кворума в начале сессии;
б) объявляет об открытии и закрытии сессии, информирует Думу о присутствии приглашенных на сессию;
в) ведет сессию Думы в соответствии с настоящим Регламентом и утвержденной повесткой дня сессии;
г) предоставляет слово для выступления в соответствии с порядком работы городской Думы, требованиями настоящего Регламента, либо в ином порядке, определенном городской Думой;
д) предоставляет слово вне повестки дня сессии городской Думы только по порядку ведения сессии;
е) ставит на голосование проекты решений Думы в соответствии с утвержденной повесткой дня сессии, а также предложения депутатов, в порядке их поступления, по рассматриваемым на сессии вопросам;
ж) проводит голосование и оглашает его результаты;
з) оглашает заявления, справки, предложения и замечания депутатов Думы;
и) обеспечивает выполнение организационных решений городской Думы по иному порядку проведения сессии;
к) обеспечивает порядок в зале заседания;
л) при необходимости проводит консультации с депутатами, организует работу согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
м) дает поручения аппарату Думы, связанные с обеспечением работы сессии;
н) контролирует ведение и подписывает протокол сессии;
о) осуществляет иные права по ведению сессии в соответствии с настоящим Регламентом.
Статья 44.
Председательствующий на сессии городской Думы вправе:
а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупредить выступающего, а при повторном нарушении лишить его слова;
б) предупредить депутата, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишить его слова;
в) указать на допущенные в ходе заседания нарушения настоящего Регламента, а также уточнять неясности, допущенные в выступлениях;
г) удалять из зала заседаний приглашенных и присутствующих лиц, мешающих работе Думы.
Статья 45.
1. Никто не вправе выступать на сессии городской Думы без разрешения председательствующего.
Нарушивший это правило предупреждается председательствующим, после повторного нарушения может быть лишен председательствующим слова без предупреждения до окончания рассмотрения вопроса.
2. Председательствующий на заседании способствует сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений.
3. Председательствующий вправе взять слово для выступления в любое время, но не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов сверх того времени, которое установлено настоящим Регламентом для депутатов, давать оценки выступлениям депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента городская Дума вправе большинством голосов от численного состава Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Раздел 12. Формирование повестки дня сессии Думы
Статья 46.
1. В проект повестки дня сессии при ее предварительном формировании включаются проекты решений, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу не менее чем за 30 дней до дня проведения очередной сессии Думы.
Проекты решений, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу в срок менее 30 дней до дня проведения очередной сессии, но рассмотренные в постоянных комитетах Думы и имеющие необходимые заключения, могут быть включены Президиумом городской Думы в проект повестки дня сессии не позднее чем за 7 дней до дня проведения сессии Думы.
2. Проекты решений по финансовым вопросам, не носящие нормативно-правового характера, внесенные Главой города, подлежат рассмотрению на очередной сессии Думы.
3. Проекты решений и иные вопросы, внесенные инициаторами на рассмотрение в Думу в срок менее 30 дней до дня проведения очередной сессии, могут быть включены в повестку дня на очередной сессии и не включенные в проект повестки дня Президиумом городской Думы только по решению Думы, если инициатор настаивает на рассмотрении внесенного им проекта на очередной сессии.
Статья 47.
1. После открытия заседания председательствующий представляет проект повестки дня, подготовленный Президиумом городской Думы на основе предложений, поступивших до сессии.
Проект повестки дня сессии принимается за основу, после чего обсуждается.
2. Поправки к проекту повестки дня передаются депутатами председательствующему на сессии в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях.
Каждое письменное и устное предложение по проекту повестки дня ставится председательствующим на голосование.
3. После внесения поправок в проект повестка дня утверждается в целом.
4. При формировании повестки дня устанавливается резерв времени не менее одного часа в конце сессии для работы с обращениями, запросами и предложениями (пункт "Разное").
Статья 48.
После утверждения повестки дня сессии не допускается без решения городской Думы изменение последовательности рассмотрения вопросов и обсуждение вопросов, не предусмотренных повесткой дня.
Раздел 13. Порядок выступлений на сессии Думы
Статья 49.
1. Время для докладов на сессии предоставляется, как правило, в пределах 20 минут, для содокладов - до 10 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 5 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов решений, по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
2. По решению городской Думы председательствующий может продлить время для выступления.
Статья 50.
1. Председательствующий предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В исключительных случаях председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
2. Депутат может выступить в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Не допускается вмешательство в выступление депутата, если он выступает без нарушения настоящего Регламента, а также комментирование, негативная оценка выступления и личностных качеств выступающего.
3. Слово по порядку ведения сессии, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено вне очереди и без ограничения по количеству выступлений
4. Слово для выступления или справки приглашенным и иным лицам, присутствующим на сессии, предоставляется только по решению городской Думы, за исключением Главы города, заместителей Главы города, представителя Правового отдела Администрации города, представителей инициатора проекта решения, специалистов аппарата городской Думы, прокурора города, представителя Контрольно-счетной палаты города Вологды, депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, избранных в г. Вологде, депутатов Государственной Думы, Губернатора области, которым слово предоставляется наравне с депутатами городской Думы.
Статья 51.
1. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены в любое время по решению Думы.
2. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших депутатов настаивает на выступлении и по решению Думы предоставляет им слово.
3. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное выступление продолжительностью до 3-х минут.
Статья 52.
1. В случае, если выступающий на сессии использует в своей речи грубые выражения, призывает к незаконным и насильственным действиям, председательствующий обязан сделать ему предупреждение. После повторного нарушения председательствующий вправе лишить выступающего слова по обсуждаемому вопросу и поставить на голосование вопрос о его удалении из зала заседания до окончания рассмотрения вопроса, которое принимается большинством голосов от присутствующего состава Думы.
2. Если выступающий превысил отведенное ему время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после предупреждения может лишить его слова.
Раздел 14. Протокол сессии городской Думы
Статья 53.
1. На сессии Думы ведется протокол. Ход сессии Думы записывается на электронные носители. Ведение протокола сессии Думы осуществляется организационно-контрольным отделом аппарата Думы.
2. Протокол сессии Думы оформляется в двух экземплярах, визируется лицом, составившим протокол, и подписывается председательствовавшим на сессии Думы.
3. К протоколу сессии прилагаются полные тексты принятых городской Думой решений.
Подлинные экземпляры протоколов сессий и решений городской Думы хранятся в Управлении по обеспечению деятельности Думы, затем сдаются в государственный архив на постоянное хранение.
4. Протоколы сессий городской Думы предоставляются для ознакомления депутатам по их требованию.
Глава IV. Порядок голосования
Раздел 15. Общие правила голосования
Статья 55.
1. Депутат осуществляет свое право на голосование лично и не вправе делегировать его кому-либо.
2. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос до начала или после окончания голосования.
3. Неучастие депутата Думы в голосовании при принятии решения при условии его нахождения в зале заседания не является основанием для пересмотра результатов голосования и кворума сессии.
4. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прерывать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения сессии.
5. Депутат вправе получить по письменному запросу на имя председательствующего на сессии Думы информацию о результатах голосования по конкретному вопросу.
Статья 56.
1. При выявлении ошибок в порядке и технике проведения голосования по решению Думы проводится повторное голосование.
2. При отсутствии ошибок в порядке и технике проведения голосования вопрос о проведении повторного голосования по принятому на текущей сессии решению может рассматриваться по вновь открывшимся обстоятельствам не иначе как в разделе "Разное" повестки дня сессии и на основании решения, принятого большинством от численного состава Думы.
3. При выявлении нарушений в ходе голосования или выборов, выборы и голосование признаются недействительными решением Думы, принимаемым большинством голосов от численного состава Думы.
4. При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующую сессию Думы.
Раздел 16. Способы голосования
Статья 57.
1. Решения городской Думы принимаются открытым или тайным голосованием.
2. Голосование может быть простым, количественным, поименным, рейтинговым и альтернативным.
3. Простое голосование представляет собой голосование только за вариант ответа - "за". При этом варианты - "против", "воздержался" на голосование не выносятся.
4. Количественное голосование представляет собой голосование, при котором все три варианта ответа - "за", "против", "воздержался" ставятся на голосование. Подсчет голосов и оглашение результатов производится по каждому варианту ответа.
5. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных простых голосований по каждому из вариантов решения вопроса, в котором может принять участие каждый депутат. Принятым считается решение, набравшее наибольшее число голосов.
6. Альтернативное голосование представляет собой голосование, при котором депутат вправе голосовать только за один из вариантов решения вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и оглашение результатов голосования производятся отдельно по каждому из вариантов решения вопроса, поставленного на голосование.
7. Рейтинговое и альтернативное голосования могут применяться только при рассмотрении двух и более вариантов проектов решений Думы, внесенных соответствии с порядком, установленным главой 6 настоящего Регламента.
8. При любом способе голосования, решение считается принятым при количестве поданных за него голосов, необходимых для принятия того или иного решения, установленного Уставом города и (или) настоящим Регламентом.
9. Если способ голосования не определен Уставом города и (или) настоящим Регламентом, решения на сессии принимаются открытым количественным голосованием.
Решение о применении других способов голосования принимаются городской Думой.
Раздел 17. Правила открытого голосования
Статья 58.
1. Открытое голосование проводится с использованием электронной системы голосования либо, по решению Думы, путем поднятия голосующим руки.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, их формулировки и при необходимости напоминает, какое количество голосов необходимо для принятия решения.
3. Подсчет голосов при открытом голосовании осуществляется с использованием электронной системы голосования либо счетчиками, избираемыми из числа депутатов на период сессии.
4. После окончания голосования итоги подсчета голосов передаются председательствующему, который объявляет результаты голосования, заносимые в протокол сессии.
Раздел 18. Правила тайного голосования
Статья 59.
1. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также может проводиться в других случаях по решению городской Думы.
2. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Статья 60.
1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на выборные должности Думы.
2. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
3. Счетная комиссия устанавливает место голосования и порядок eго проведения.
Статья 61.
1. Содержание бюллетеня для тайного голосования устанавливается Думой, форма бюллетеня устанавливается счетной комиссией.
2. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии в количестве, соответствующем числу участвующих в голосовании.
3. Бюллетени для тайного голосования выдаются членами счетной комиссии каждому голосующему под роспись в соответствии со списком депутатов Думы.
4. Заполнение бюллетеня производится голосующим лично в отдельном помещении (кабинете, кабине) для тайного голосования путем проставления какого-либо знака ("галочка, "крест" и др.) на специально отведенном месте бюллетеня напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, либо напротив варианта решения, за который он голосует.
5. Заполненные бюллетени опускаются в опечатанный ящик для голосования.
Статья 62.
1. Счетная комиссия по окончании голосования вскрывает ящик, устанавливает количество действительных и недействительных бюллетеней и производит подсчет голосов.
2. Недействительными считаются следующие бюллетени:
бюллетень неустановленной формы или содержания;
бюллетень, в котором знаки на специально отведенных местах проставлены напротив двух или более кандидатур, двух или более вариантов решений;
бюллетень, в котором знаки на специально отведенных местах не проставлены.
3. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на сессии Думы.
4. По докладу счетной комиссии городская Дума открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
Раздел 19. Правила поименного голосования
Статья 63.
1. Поименное голосование проводится по решению городской Думы. Поименное голосование проводится в форме количественного голосования.
2. Поименное голосование проводится с использованием электронной системы голосования либо, по решению Думы, по поименному списку депутатов Думы, в котором указывается следующее: дата голосования; фамилии голосующих; краткое наименование голосуемого вопроса; варианты ответа.
3. Для проведения поименного голосования по поименному списку и определения результатов голосования Дума избирает открытым голосованием счетную комиссию из числа депутатов.
4. Голосующий отражает в поименном списке свое волеизъявление личной подписью напротив варианта ответа, за который он голосует.
Статья 64.
1. Счетная комиссия по окончании голосования определяет по поименному списку результаты голосования и составляет по ним протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается председательствующим на сессии.
2. К протоколу счетной комиссии прилагается подлинный экземпляр поименного списка с подписями голосовавших.
3. По докладу счетной комиссии городская Дума открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов поименного голосования.
4. Копия поименного списка с результатами голосования, заверенная подписями членов счетной комиссии, вывешивается в зале заседания сессии Думы.
Глава V. Организация работы Президиума городской Думы
Раздел 20. Порядок подготовки заседаний Президиума городской Думы
Статья 65.
1. На основе поступивших предложений Председатель городской Думы формирует предварительную повестку дня заседания Президиума, через организационно-контрольный отдел аппарата городской Думы обеспечивает изготовление и вручение членам Президиума и другим заинтересованным лицам копии проектов решений и других документов.
2. В обязательном порядке в предварительно формируемую повестку дня включаются вопросы, предложенные и внесенные за 7 дней до заседания членом Президиума, группой депутатов не менее 5 человек, постоянным комитетом, депутатской группой (фракцией), Главой города.
Статья 66.
1. О дате проведения и повестке дня заседания Президиума оповещаются члены Президиума, Глава города, а также другие лица по касающимся их вопросам, не позднее чем за 3 дня до заседания.
2. В случае отсутствия возможности своевременно прибыть на заседание член Президиума информирует об этом Председателя городской Думы или организационно-контрольный отдел аппарата Думы до начала заседания.
Раздел 21. Порядок проведения заседаний Президиума городской Думы
Статья 67.
1. Очередные заседания Президиума назначаются Председателем Думы и проводятся, как правило, в зале заседаний Президиума в здании городской Думы.
2. Продолжительность заседаний - не более 5 часов в день с 15-минутными перерывами через каждые 45 минут работы.
В случае необходимости распорядок заседаний может быть временно изменен по решению Президиума.
3. Внеочередные заседания Президиума могут созываться по инициативе Председателя городской Думы, члена Президиума, постоянного комитета, группы депутатов не менее 5 человек, депутатской группы (фракции), Главы города.
4. Председательствуют на заседаниях Президиума Председатель городской Думы или его заместитель (один из заместителей).
5. Заседание Президиума правомочно при наличии в зале заседаний не менее половины численного состава Президиума.
Статья 68.
1. В заседаниях с правом совещательного голоса могут участвовать депутаты, не являющиеся членами Президиума, Глава города, прокурор города, депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, избранные в г. Вологде, депутаты Государственной Думы.
Иным лицам, за исключением случаев, когда их выступление предусматривается повесткой дня, слово для выступления может предоставляться только по решению Президиума.
2. На открытых заседаниях Президиума наряду с приглашенными лицами могут присутствовать предварительно зарегистрировавшиеся представители средств массовой информации, общественных объединений, трудовых коллективов, отдельные граждане.
Статья 69.
1. Заседания Президиума начинаются с формирования повестки дня заседания путем внесения поправок в принимаемую за основу предварительно сформированную повестку дня.
2. Время для докладов на заседаниях Президиума предоставляется в пределах 15 минут, для содокладов - до 5 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут, для повторного выступления в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов решений, по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
По решению Президиума председательствующий может продлить время для выступления.
3. Решения Президиума городской Думы оформляются в виде протокола заседания Президиума, который подписывается председательствующим на заседании Президиума.
4. Другие регламентные вопросы, не оговоренные специально для заседаний Президиума, рассматриваются по аналогии с рассмотрением этих вопросов на сессии городской Думы.
Глава VI. Порядок рассмотрения проектов решений Думой и ее органами
Раздел 22. Порядок подготовки (разработки) и внесения проектов
решений в городскую Думу
Статья 70.
1. Подготовка (разработка) проектов решений городской Думы осуществляется в плановом либо внеплановом порядке.
2. Подготовка (разработка) проектов решений Думы во внеплановом порядке может осуществляться депутатами и временными комиссиями на основании решений Думы или ее органов, депутатской группы (фракции), распоряжений Председателя Думы, а также Администрацией города или отдельными депутатами по собственной инициативе.
3. При подготовке (разработке) проектов решений Думы отдельными депутатами по собственной инициативе копирование и тиражирование документации может осуществляться организационно-контрольным отделом аппарата Думы не иначе как по указанию Председателя Думы.
4. Привлечение работников аппарата Думы к подготовке (разработке) проектов решений Думы во внеплановом порядке возможно не иначе как по устному или письменному согласованию с Председателем Думы, а привлечение работников Администрации города - по устному или письменному согласованию с Главой города.
5. По вопросам, предусмотренным планом работы городской Думы, совместная работа исполнителей со стороны Думы и со стороны Администрации (участие в заседаниях депутатских комитетов, временных комиссий, сбор информации по проекту и др.) осуществляется без дополнительного согласования с Председателем Думы и Главой города.
Статья 71.
1. Правом внесения проектов решений городской Думы на ее рассмотрение обладают следующие субъекты правотворческой инициативы (далее - инициаторы): депутаты городской Думы; постоянные комитеты городской Думы; Глава города; Администрация города; Контрольно-счетная палата города Вологды; Избирательная комиссия города Вологды; органы ТОС; граждане в порядке правотворческой инициативы; временные комиссии, созданные в порядке, установленном настоящим Регламентом.
2. Проекты решений Думы, подготовленные (разработанные) предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, могут вноситься на рассмотрение Думы только лишь через вышеперечисленных инициаторов.
3. На каждом проекте решения Думы (в правом верхнем углу первого листа) должна содержаться информация об инициаторе (инициаторах) внесения проекта, а также может содержаться информация о разработчиках проекта.
4. В тексте проекта, как правило, должны обозначаться исполнитель, срок исполнения решения (за исключением решений постоянного действия) и вопросы контроля за исполнением решения.
5. Проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов, осуществление расходов из средств бюджета города, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только при наличии письменного заключения Главы города либо по его инициативе.
В случае непредставления заключения в установленный настоящим Регламентом срок проекты решений по указанным вопросам вносятся на рассмотрение городской Думы.
При отрицательном заключении Главы города проект решения Думы дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой из числа депутатов и предложенных Главой города представителей Администрации города в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для образования временных комиссий.
Раздел 23. Порядок предварительного рассмотрения проектов решений,
внесенных в городскую Думу
Статья 72.
1. Представленные (внесенные) инициаторами проекты решений Думы регистрируются и передаются Председателю Думы.
2. Председатель городской Думы направляет зарегистрированный проект в депутатские комитеты, Администрацию города, другие организации и учреждения, специалистам аппарата Думы с резолюцией по проекту.
3. Аппарат Думы в соответствии с резолюцией Председателя обеспечивает подготовку проекта к рассмотрению постоянными депутатскими комитетами, Президиумом и Думой (изготовление необходимого количества копий, рассылку в соответствующие инстанции, получение заключений и рекомендаций по проекту, формирование пакета документов по проекту и др.).
4. Подлинник каждого зарегистрированного проекта с резолюцией Председателя Думы и подлинники заключений, рекомендаций и другой документации по проекту хранятся в организационно-контрольном отделе аппарата Думы до принятия решения по проекту.
5. Постоянные комитеты городской Думы в 20-дневный срок со дня получения зарегистрированного проекта решения рассматривают его и представляют в организационно-контрольный отдел аппарата Думы в письменном виде результаты рассмотрения проекта.
Статья 73.
1. В период подготовки к обсуждению на заседании депутатского комитета, временной комиссии проекта решения Думы, внесенного в плановом порядке, председатель комитета, временной комиссии самостоятельно определяет круг приглашаемых на заседание лиц (специалистов, разработчиков проекта и др.), в том числе работающих в Администрации города, и через аппарат Думы оповещает их (письменно или устно) о дате проведения и повестке дня предстоящего заседания комитета, временной комиссии не позднее чем за 2 дня до заседания.
2. Глава города в 15-дневный срок с момента поступления из городской Думы проекта решения, подготовленного в плановом порядке, обеспечивает рассмотрение его в профильных структурных подразделениях Администрации, подготовку и представление в Думу необходимых по проекту заключений Главы города.
3. По проектам решений, подготовленным во внеплановом порядке, заключения Главы города представляются в городскую Думу в 30-дневный срок с момента поступления указанных проектов решений в Администрацию города.
Статья 74.
1. Внесенный проект, как правило, рассматривается на заседании Президиума, который принимает по проекту рекомендации для Думы (отклонить, направить на доработку, принять или утвердить, и др.).
2. Президиум может вносить по рассматриваемому проекту поправки, которые обсуждаются при последующем рассмотрении проекта на сессии Думы, либо могут быть учтены инициаторами и разработчиками при доработке проекта до сессии Думы.
3. Не рассматривавшиеся Президиумом проекты могут вноситься на рассмотрение Думы при формировании повестки дня на сессии, однако тиражирование таких проектов до сессии производится организационно-контрольным отделом аппарата Думы не иначе как по решению (указанию) Председателя Думы.
Раздел 24. Порядок рассмотрения проектов решений
городской Думой на сессии
Статья 75.
1. При рассмотрении проекта на сессии Думы заслушивается, как правило, инициатор (в случае поступления альтернативных проектов по одному вопросу повестки дня - инициаторы по каждому проекту в порядке поступления проектов) и проводится обсуждение.
2. По итогам обсуждения проект решения Думы может быть принят за основу или в целом.
3. Если по проекту решения на сессии не поступило поправок, замечаний и при отсутствии поправок к проекту, поступивших до сессии, председательствующий вправе поставить на голосование вопрос о принятии проекта решения в целом, если ни один депутат Думы или Глава города не требует иного.
В остальных случаях проект решения принимается за основу.
Статья 76.
1. После принятия проекта решения за основу в него вносятся поправки.
2. Поправки в проекты решений Думы могут вносить депутаты городской Думы, постоянные комитеты городской Думы, Глава города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города Вологды, Избирательная комиссия города Вологды, а также временные комиссии.
Органы территориального общественного самоуправления, граждане в порядке правотворческой инициативы могут вносить поправки во внесенные ими проекты решений Думы.
3. Поправки в виде изменения редакции статей (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) проекта, а также в виде дополнения проекта конкретными статьями (частями, пунктами, подпунктами, абзацами) - вносятся в письменном виде.
4. Поправки в виде предложений: об исключении конкретных слов, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев проекта; поправки орфографического, грамматического, пунктуационного характера; незначительные поправки стилистического характера, не изменяющие содержание текста проекта - могут вноситься в устной форме.
5. По отдельным вопросам решением Думы может устанавливаться только письменная форма поправок.
6. Если поправки вносятся в виде таблицы поправок, то таблица должна содержать: данные об авторе поправки; текст, в который предлагается поправки; содержание поправки; мотивы внесения поправки, а также может содержать новую редакцию текста с учетом предлагаемой поправки.
Статья 77.
1. При необходимости для систематизации и обработки вносимых депутатами по проектам решений поправок, замечаний и дополнений решением городской Думы могут создаваться редакционные комиссии.
Редакционные комиссии представляют председательствующему на сессии исправленные и дополненные проекты решений.
2. В работе редакционных комиссий по решению городской Думы могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты и технические работники.
Статья 78.
1. В ходе рассмотрения проекта после принятия его за основу оглашаются все поступившие поправки.
2. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно.
Не обсуждаются и не голосуются поправки, содержание которых поглощено ранее принятыми поправками или противоречит им, а также поправки, снятые их автором.
3. Обсуждения и голосование поправок осуществляется в порядке их поступления.
Автор поправки может выступить с обоснованием поправки.
Статья 79.
1. По окончании голосования по поправкам к проекту, принятому за основу, председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта решения в целом.
2. Если по итогам голосования проект решения в целом не принят, проект может быть направлен на доработку.
3. Решение Думы о направлении на доработку проекта решения, принятого на сессии за основу, принимается большинством голосов от присутствующего состава Думы и оформляется протокольно.
4. До принятия проекта решения в целом инициатор, внесший проект, имеет право отозвать его на основании устного или письменного заявления.
5. Если в результате голосования не набирается количество голосов, необходимое для принятия проекта за основу либо в целом или для направления на доработку - проект снимается с дальнейшего рассмотрения без голосования.
Раздел 25. Порядок рассмотрения на сессии запросов, обращений,
предложений депутатов Думы
Статья 80.
1. Запросы.
Депутат или группа депутатов имеют право внести на сессии обращение непосредственно к органам местного самоуправления, Главе города, а также руководителям государственных и муниципальных органов, организаций всех организационно-правовых форм, расположенных в городе.
Данное обращение вносится в письменном виде. Если оно касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами федерального или областного законодательства, правовых актов органов местного самоуправления, а также фактов, имеющих общественное значение, то оно может быть признано депутатским запросом.
2. Председательствующий оглашает на сессии содержание внесенного документа и после обсуждения ставит на голосование вопрос о признании этого документа депутатским запросом.
3. Если городская Дума не признает документ депутатским запросом, председательствующий дает этому документу ход, предусмотренный для обращения.
В случае признания документа депутатским запросом председательствующий обеспечивает доведение запроса до адресата.
4. Письменный ответ на депутатский запрос дается не позднее чем в месячный срок и оглашается на сессии, после чего проводится обсуждение и по результатам рассмотрения депутатского запроса городская Дума может принять решение.
5. Председатель городской Думы обеспечивает обязательное опубликование в средствах массовой информации текста запроса, ответа на него, а также решения городской Думы, принятого по результатам рассмотрения запроса.
Статья 81.
1. Обращения.
Если депутат не намерен настаивать на том, чтобы его обращение было признано депутатским запросом, оно должно быть озаглавлено как обращение.
Обращение в машинописном виде депутат передает председательствующему.
2. Председательствующий оглашает содержание обращения и обеспечивает доведение обращения до адресата.
Ответ на обращение депутата дается не позднее чем в месячный срок и оглашается на последующей сессии.
3. Обращение и ответ на него на сессии не обсуждаются, не комментируются, на голосование не ставятся, и решение городской Думы по ним не принимается.
Статья 82.
1. Предложения.
Предложения, изложенные в письменной форме, на сессии передаются председательствующему.
Председательствующий оглашает все переданные ему предложения, обеспечивает принятие по ним решения городской Думы.
2. Предложения по решению городской Думы рассматриваются либо непосредственно на сессии, либо в комитетах, либо по решению городской Думы или комитета направляются на рассмотрение соответствующим органам и должностным лицам.
Глава VII. Порядок принятия решений городской Думой и ее органами
Раздел 26. Принятие решений
Статья 83.
1. Решение городской Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов от численного состава Думы, за исключением решений, для принятия которых необходимо большинство в две трети голосов от численного состава Думы и решений по процедурным вопросам.
2. Большинством не менее двух третей голосов от численного состава Думы принимаются решения Думы по следующим вопросам:
а) мнение Думы по вопросам изменения границы муниципального образования;
б) инициатива Думы об изменении границ, преобразовании муниципального образования;
в) принятие Устава города и внесение в него изменений;
г) одобрение в ранее принятой редакции при повторном рассмотрении отклоненного Главой города решения Думы;
д) самороспуск Думы.
Статья 84.
1. Решение городской Думы по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало больше половины от присутствующего состава Думы.
2. К процедурным относятся вопросы:
а) о перерыве в заседании или переносе заседания;
б) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
в) о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу проекта;
г) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
д) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
е) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующему комитету или комиссии;
ж) о голосовании без обсуждения;
з) о приглашении на заседание лиц, указанных в статье 39 настоящего Регламента;
и) об изменении очередности выступлений;
к) о проведении дополнительной регистрации;
л) о пересчете голосов;
м) о способе голосования;
н) выбор группы счетчиков, счетной комиссии, редакционной комиссии.
3. В случае возникновения сомнений либо спора относительно того, является ли рассматриваемый вопрос процедурным, решение по рассматриваемому вопросу считается принятым, если за него проголосовало больше половины от численного состава городской Думы.
Статья 88.
1. Решения Президиума и других органов городской Думы принимаются аналогично принятию решений городской Думы, исходя из численного состава соответствующих органов, числа присутствующих и категории рассматриваемого вопроса.
2. Решения постоянных комитетов городской Думы принимаются в соответствии с Положением о постоянных комитетах городской Думы.
Раздел 27. Порядок подписания решений и вступление их в силу
Статья 89.
1. Нормативные правовые акты, принятые городской Думой, направляются Главе города для подписания и обнародования.
Правовые акты по вопросам организации деятельности городской Думы и ненормативные правовые акты, принятые городской Думой и Президиумом, подписываются в течение десяти дней со дня принятия Председателем городской Думы, а в его отсутствие - заместителем Председателя, исполняющим его обязанности.
2. Решения органа городской Думы подписывает руководитель этого органа, а в отсутствие руководителя - его заместитель.
Статья 90.
1. Решения городской Думы вступают в силу в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Устава города.
2. Решения органов городской Думы вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено действующим законодательством или не оговорено в самом решении.
Глава VIII. Повторное рассмотрение решений городской Думы,
возвращенных без подписания Главой города
Раздел 28. Порядок предварительного рассмотрения
заключения Главы города
Статья 91.
В случае отклонения Главой города принятого городской Думой нормативного правового акта он повторно рассматривается городской Думой.
Статья 92.
1. Решение городской Думы, возвращенное без подписания Главой города, передается Председателем (заместителем председателя) городской Думы на заключение в профильный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы заключения Главы города о возвращении решения, принятого городской Думой.
2. По итогам рассмотрения профильный комитет готовит заключение, в котором может рекомендовать городской Думе один из следующих вариантов решения:
а) принять решение городской Думы в ранее принятой (первоначальной) редакции;
б) принять решение городской Думы в редакции, предложенной Главой города;
в) принять решение городской Думы с учетом предложений (поправок) Главы города.
3. Вопрос о повторном рассмотрении решения городской Думы включается в проект повестки дня очередной сессии в обязательном порядке.
4. О дате и времени повторного рассмотрения решения городской Думы, отклоненного Главой города, не позднее чем за четыре дня до его рассмотрения на сессии городской Думы сообщается Главе города.
Раздел 29. Процедура повторного рассмотрения возвращенного решения
на сессии Думы
Статья 93.
1. Повторное рассмотрение решения городской Думы, возвращенного без подписания Главой города, начинается с выступления представителя Главы города либо иного лица, уполномоченного Главой города.
Затем излагается заключение профильного комитета.
2. По окончании обсуждения на голосование ставится предложение: принять решение городской Думы в ранее принятой (первоначальной) редакции Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от численного состава городской Думы.
3. Если решение городской Думы в первоначальной редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то на голосование ставится проект решения в редакции, предложенной Главой города, или предложения (поправки) Главы города к первоначально принятому решению.
4. Решение в редакции, предложенной Главой города, считается принятым, если за него проголосовало большинство от численного состава городской Думы.
5. В случае, если Главой города в заключении внесены предложение (поправки) к ранее принятому решению Думы, то на голосование ставится каждое предложение (поправка) Главы города.
Перед каждым голосованием слово предоставляется Главе города либо иному лицу, уполномоченному Главой города, а затем представителю профильного комитета.
Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от численного состава Думы.
Статья 94.
1. В случае, если решение в ранее принятой (первоначальной) редакции или проект решения в редакции, предложенной Главой города, или предложения (поправки) Главы города не набрали необходимого для принятия числа голосов, данный вопрос снимается с рассмотрения Думы без голосования.
2. Думой может быть принято решение о создании согласительной комиссии, которой передается возвращенное без подписания решение городской Думы для выработки согласованной редакции.
3. По окончании работы согласительная комиссия докладывает о результатах работы и представляет на повторное рассмотрение Думы решение городской Думы в согласованной редакции.
4. Решение городской Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство от численного состава Думы.
Глава IX. Осуществление городской Думой контрольных полномочий
Раздел 30. Предмет и формы контрольной деятельности Думы
Статья 95.
1. Дума непосредственно, а также через постоянные комитеты, иные органы Думы и депутатов осуществляет контроль за исполнением принятых Думой решений.
2. После истечения установленного срока выполнения решения Думы постоянный комитет, комиссия, иной орган Думы или депутат, на которых возложен контроль, должны внести на заседание соответствующего комитета вопрос о его выполнении.
Если решение выполнено, то оно снимается с контроля Думой, о чем контролирующий орган или депутат информируют Думу на сессии. О выполнении решения и снятии его с контроля вносится запись в протокол сессии.
3. При невыполнении решения Думы постоянный комитет, иные органы Думы, депутат могут внести на сессию Думы предложение о назначении проверки по установлению причин невыполнения решения, дополнительных мерах по его выполнению, а в случае необходимости по привлечению к ответственности виновных лиц.
Дума по этим вопросам принимает решения.
Статья 96.
Контрольная деятельность осуществляется в формах: заслушивания отчетов на сессии Думы; направления депутатских запросов; истребования информации, или иных формах.
Раздел 31. Получение информации депутатом Думы
Статья 97.
Получение информации депутатом городской Думы и направление депутатских запросов осуществляется в соответствии с Уставом города, настоящим Регламентом и действующим законодательством.
Раздел 32. Порядок заслушивания Главы города по вопросам исполнения
решений Думы, реализации целевых программ и планов
социально-экономического развития города
Статья 98.
1. Кроме отчетов, предусмотренных Уставом города и действующим законодательством, городская Дума по предложению не менее половины фактического состава Думы имеет право заслушать на сессии Главу города по вопросам исполнения решений Думы, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития города.
2. В решении Думы по этому поводу должны указываться: дата заслушивания, перечень вопросов, на которые необходимо дать ответ, и документов, которые необходимо представить, список приглашенных лиц. О решении Думы по вопросу заслушивания информируется Глава города.
3. По результатам заслушивания Дума принимает решение.
Раздел 33. Порядок осуществления контроля за деятельностью органов
и должностных лиц городского самоуправления
Статья 99.
Постоянный комитет, группа депутатов, депутат вправе вносить предложения Главе города о заслушивании отчета о деятельности структурных подразделений Администрации города, их руководителей, о необходимости проведения проверок и ревизий муниципальных предприятий и учреждений.
Статья 99а.
1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 32 Устава города, Президиум городской Думы назначает депутатское расследование.
2. Для проведения депутатского расследования Президиум создает специальную депутатскую комиссию.
3. Специальная депутатская комиссия проводит расследование путем запрашивания дополнительной информации, заслушивания на своих заседаниях конкретных должностных и иных лиц.
Результаты расследования оформляются в виде проекта решения городской Думы.
4. Информация о результатах расследования докладывается на ближайшей сессии городской Думы, которая принимает решение в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Устава города, после чего комиссия прекращает свою работу.
Раздел 34. Порядок рассмотрения вопросов о нарушении депутатом норм
депутатской этики
Статья 99б.
1. При осуществлении своих полномочий депутат не вправе нарушать правила депутатской этики: использовать в своих выступлениях грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов и иных лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать и распространять заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям и т.п.
2. Факты нарушений правил депутатской этики рассматриваются на заседаниях постоянного комитета по законности и правопорядку путем заслушивания официальной информации (жалобы, заявления, публикации в СМИ и др.), заслушивания выступлений (объяснений) причастных к факту лиц.
3. Результаты рассмотрения оформляются в виде заключения либо решения постоянного комитета, доводятся до сведения инициаторов рассмотрения и могут быть по инициативе постоянного комитета по законности и правопорядку заслушаны в качестве информации на ближайшей сессии городской Думы либо на заседании Президиума городской Думы.
Глава X. Заключительные положения
Статья 100.
1. Регламент городской Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от численного состава Думы.
2. Регламент, а также решения Думы о внесении изменений и дополнений в него вступают в силу со дня их принятия, если Дума не примет иное решение.
3. Предложения об изменении и дополнении Регламента, внесенные постоянными комитетами, депутатскими группами (фракциями), группе депутатов численностью не менее одной трети от численного состава городской Думы, включаются в проект повестки дня очередной сессии Думы в обязательно порядке.
Статья 101.
1. Разъяснение положений Регламента во время сессии Думы может осуществляться председательствующим.
2. При наличии у депутата возражений против приведенных разъяснений депутат вправе обратиться после окончания сессии в постоянный комитет по законности и правопорядку, который рассматривает данный вопрос обязательным приглашением на заседание депутата, имевшего возражения против приведенных разъяснений.
3. Решение комитета по указанному вопросу должно быть доведено до сведения депутатов городской Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодской городской Думы от 22 февраля 2001 г. N 251 "Об утверждении Регламента Вологодской городской Думы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Вологодской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 2 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Вологодской городской Думы от 5 июля 2007 г. N 507
Решение Вологодской городской Думы от 26 февраля 2007 г. N 328
Решение Вологодской городской Думы от 9 ноября 2006 г. N 218
Решение Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 г. N 405
Решение Вологодской городской Думы от 6 октября 2005 г. N 332
Решение Вологодской городской Думы от 29 декабря 2004 г. N 201
Решение Вологодской городской Думы от 16 сентября 2004 г. N 120
Решение Вологодской городской Думы от 29 ноября 2001 г. N 405
Решение Вологодской городской Думы от 21 июня 2001 г. N 353
Решение Вологодской городской Думы от 19 апреля 2001 г. N 297