11 октября, 20 декабря 2004 г., 28 ноября 2005 г., 6 февраля, 25 сентября, 19 декабря 2006 г.
В целях создания условий для формирования кадрового потенциала, его профессионально-квалификационного уровня, соответствующего задачам стабилизации и развития агропромышленного комплекса области, Правительство области постановляет:
1. Утвердить основные мероприятия по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Вологодской области на 2004-2008 годы (прилагаются).
2. Департаменту сельского хозяйства области (В.В. Воропаев) осуществлять финансирование основных мероприятий по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Вологодской области в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете по разделу "Сельское хозяйство" на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области С.М. Громова.
Справку о выполнении постановления представить к 1 июля 2009 года.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Основные мероприятия по кадровому обеспечению агропромышленного
комплекса Вологодской области на 2004-2008 годы
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 22 сентября 2003 г. N 881)
11 октября, 20 декабря 2004 г., 28 ноября 2005 г., 6 февраля, 25 сентября, 19 декабря 2006 г.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Агропромышленный комплекс Вологодской области, его кадровое обеспечение имеет свои особенности и сложности.
Особенности ведения агропромышленного производства в условиях рыночной экономики предъявляют более высокие требования к уровню квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров, к кадровой политике в целом.
Актуальность принятия настоящих мероприятий обусловлена тем, что за последние годы в силу различных причин (ухудшение социально-экономических условий на селе, снижение эффективности производства, неплатежеспособность хозяйств, обострение демографической ситуации) произошло не только сокращение числа занятых в АПК работников в целом, но и ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень (приложение).
Заметного улучшения кадрового состава в АПК области не происходит по ряду причин:
- низкий престиж труда на селе;
- невысокая и нерегулярно выплачиваемая заработная плата;
- слабая социальная защищенность работников АПК;
- крайне неудовлетворительные жилищные условия;
- кризисное состояние инфраструктуры;
- отмена государственного распределения выпускников образовательных учреждений;
- низкая закрепляемость в сельскохозяйственном производстве выпускников аграрных образовательных учреждений.
Сохранение такого положения дел губительно не только для агропромышленного комплекса области, но и в целом для развития сельских территорий.
В сложившихся условиях в области проведена работа, направленная на ликвидацию или смягчение вышеперечисленных негативных явлений в аграрном секторе экономики области и решение назревших кадровых проблем, ставших тормозом в развитии сельскохозяйственного производства:
- продолжается работа по интеграции образовательных учреждений области в целях более широкого охвата сельской молодежи образовательными услугами;
- организована и в течении шести лет ведется работа по целевой подготовке специалистов в ВГМХА им. Н.В. Верещагина. Основной задачей целевой подготовки специалистов является обеспечение фактического равенства прав граждан из сельской местности на получение высшего сельскохозяйственного образования, содействие государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем агропромышленного комплекса области. По контрактам целевой подготовки в академии обучается 350 студентов;
- в 2002 году организованы выезды приемной комиссии ВГМХА им. Н.В. Верещагина с участием специалистов отдела кадров департамента сельского хозяйства области в 7 районных центров для проведения тестирования выпускников школ из 18 районов области;
- на базе ЗАО "Племзавод "Заря" Грязовецкого района открыта кафедра "Перспективные технологии производства сельскохозяйственной продукции", участниками образовательного процесса являются студенты ВГМХА им. Н.В. Верещагина.
Но совокупность нерешенных проблем и факторов не позволяет качественно решить вопрос кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области.
Назрела острая необходимость проведения работы по следующим направлениям:
- формирование у руководителей и специалистов высокого уровня профессиональной компетентности, инновационного мышления, управленческой культуры, психологической устойчивости для работы в новых экономических условиях, ответственности за порученный участок работы;
- формирование и реализация заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в образовательных учреждениях, готовящих кадры для агропромышленного комплекса;
- улучшение профориентационной работы с учащимися школ и направление их на целевую подготовку по контрактам в учреждения сельскохозяйственного образования;
- максимальное использование потенциала аграрных образовательных учреждений для разработки методологической базы по оценке руководителей и специалистов агропромышленного комплекса на основе профессиональных стандартов с оформлением банка данных высококвалифицированных работников;
- совершенствование системы непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации работников сельскохозяйственных, пищевых, перерабатывающих и агросервисных организаций;
- создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров, обеспечения их конкурентноспособности на рынке труда путем финансовой поддержки образовательных учреждений, основанной на многоканальности финансирования, создании специальных фондов в муниципальных образованиях для финансирования подготовки резерва руководителей организаций АПК, переподготовки и повышения квалификации специалистов, использования спонсорства;
- повышение уровня мотивации труда работников АПК, обеспечивающего высокую эффективность производства;
- решение проблемы закрепления кадров на селе.
Перечисленные направления работы являются концептуальными для данных мероприятий.
2. Основные цели и задачи мероприятий
Основной целью мероприятий является обеспечение агропромышленного комплекса области управленческими кадрами, специалистами и рабочими кадрами, уровень профессиональной подготовки которых должен соответствовать современному и перспективному развитию отрасли.
Достижение цели решается путем решения следующих задач:
- организация и совершенствование работы служб управления персоналом агропромышленного комплекса;
- совершенствование работы по созданию действенного резерва руководителей из числа высококвалифицированных специалистов, способных возглавить предприятия АПК, и их подготовке;
- дальнейшее совершенствование и развитие системы целевой подготовки специалистов агропромышленного комплекса высшей и средней квалификации из числа сельской молодежи в образовательных учреждениях, готовящих кадры для АПК;
- развитие дополнительного образования с широким охватом им руководителей, специалистов и фермеров. Подготовка кадров массовых профессий на базе профессиональных училищ, средних и высших образовательных учреждений;
- расширение переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК в образовательных учреждениях области и за ее пределами;
- развитие информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса;
- создание условий для закрепления руководителей, специалистов и рабочих кадров в сельскохозяйственном производстве;
- развитие учебной, материальной и методической базы образовательных учреждений АПК;
- повышение статуса служб управления персоналом и расширение их функций.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2006 г. N 1333 в раздел 3 настоящих Мероприятий внесены изменения
3. Основные мероприятия по кадровому обеспечению агропромышленного
комплекса Вологодской области на 2004-2008 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок испол- нения |
Исполнители | Объемы финансирования (областной бюджет), тыс. руб. |
Источники финансирования (в установленном порядке) |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Дополнительное профессиональное образование | ||||||||||
1.1. | Подготовка управленческих кад- ров высшего и среднего звена для организаций АПК (Президент- ская программа) не менее 2 человек ежегодно |
2004- 2008 |
Правительство области, департаменты сельского хозяйства, продовольствен- ных ресурсов области |
областной бюджет |
||||||
1.2. | Переподготовка руководителей, специалистов АПК и фермеров |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольствен- ных ресурсов области |
2036,819 | 515 | 265 | 256,819 | 500 | 880 | областной бюджет |
1.3. | Повышение квалификации руко- водителей и специалистов АПК |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольствен- ных ресурсов области |
5264 | 1279 | 955 | 690 | 1500 | 840 | областной бюджет |
1.4. | Повышение квалификации рабочих кадров |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
2501,75 | 603 | 508,55 | 450,2 | 600 | 340 | областной бюджет |
2. Профессиональная ориентация сельских школьников | ||||||||||
2.1. | Разработка системы профориентации сельской молодежи на приобретение сельскохозяйственных специальностей и профессий |
2004 | департаменты сельского хозяйства, образования области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области, комитет по делам молодежи области |
|||||||
2.2. | Организация проведения встреч школьников с руководителями, специалистами организаций передовиками производства для ознакомления с сельскохозяйственными специальностями и получения информации об организации, районе, области |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области, администрации муниц. районов |
бюджеты муниципальных районов* |
||||||
2.3. | Возобновление практики летнего трудового объединения школьников с привлечением их к основным и вспомогательным работам по производству сельскохозяйственной продукции |
2004- 2008 |
администрации муниц. районов, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области |
бюджеты муниципальных районов* |
||||||
2.4. | Формирование профессионального самоопределения выпускников сельских школ: - открытие профильных классов для вступительным испытаниям ВУЗы, средние профессиональные образовательные учреждения; - проведение профессиональных конкурсов среди учащихся сельс- ких школ, профессиональных училищ |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области, администрации |
400 | 60 | 80 | 80 | 90 | 90 | областной бюджет |
3. Высшее образование | ||||||||||
3.1. | Формирование контрольных цифр приема в ВУЗы с учетом прогноза потребности АПК в специалистах |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области, органы управления сельского хозяйства муниц. районов |
|||||||
3.2. | Целевая подготовка специалистов с высшим образованием для АПК. |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области, органы управления сельского хозяйства муниц. районов |
8173 | 1300 | 1500 | 1723 | 1800 | 1850 | областной бюджет |
3.3. | Стажировка студентов 3-4 курсов, обучающихся по целевым контрактам, за рубежом, 20 человек ежегодно |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
467 | 60 | 78 | 39 | 140 | 150 | областной бюджет |
3.4. | Организация работы кафедры подготовки специалистов в условиях производства на базе сельскохозяйственных организаций |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области, органы управления сельского хозяйст- ва муниц. районов районов |
1785 | 300 | 330 | 315 | 400 | 440 | областной бюджет |
3.5. | Заключение договоров с организациями АПК области на прохождение практики студентами, предусматривающих оплату за руководство практикой |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области, органы управления сельского хозяйст- ва муниц. районов районов |
700 | 100 | 110 | 120 | 230 | 140 | областной бюджет |
3.6. | Проведение ежегодных встреч студентов, обучающихся по целе- вым трехсторонним контрактам с руководителями органов управле- ния АПК, сельхозорганизаций, анализ успеваемости студентов, организация практического обуче- ния, поощрение студентов за отличную работу |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области, администрации муниц. районов |
200 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | областной бюджет бюджеты муниципальных районов* |
3.7. | Организация подготовки кадров по системе "техникум, (колледж, лицей) - ВУЗ" по ускоренным программам обучения |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области |
|||||||
3.8. | Обучение руководителей и специалистов, в ВУЗах по заочной форме обучения на договорной основе |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области органы управления сельского хозяйс- тва муниц. районов |
242 | 92 | 150 | областной бюджет |
|||
3.9. | Создание представительств ВУЗов в средних специальных учебных заведениях области для подготовки учащихся школ к сдаче вступительных испытаний в ВУЗы |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
|||||||
3.10. | Формирование заявок от работо- дателей на трудоустройство моло- дых специалистов, представление в образовательные учреждения информации об имеющихся ва- кантных местах специалистов, наличии жилья, других социальных гарантиях |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области органы управления сельского хозяйс- тва муниц. районов |
|||||||
3.11. | Подготовка студентов по дис- циплинам специализаций |
2006- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
1238 | 388 | 400 | 450 | областной бюджет | ||
4. Среднее профессиональное образование | ||||||||||
4.1. | Формирование контрольных цифр приема в образовательные учреж- дения среднего профессионального образования с учетом прогноза потребности АПК в специалистах |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства области, органы управления сельского хозяйс- тва муниц. районов |
|||||||
4.2. | Организация целевой подготовки специалистов со средним профес- сиональным образованием из числа выпускников сельских школ |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства области, органы управления сельского хозяйс- тва муниц. районов |
|||||||
4.3. | Согласование и утверждение пе- речня сельхозорганизаций с пере- довыми технологиями производ- ства для заключения договоров с образовательными учреждениями о прохождении производственных и преддипломных пратиктик с уста- новлением оплаты за руководство практикой |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
400 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | областной бюджет |
4.4. | Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессиона- льного образования на основе заключенных трехсторонних контрактов |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства области, органы управления сельского хозяйс- тва муниц. районов |
|||||||
5. Начальное профессиональное образование | ||||||||||
5.1. | Проведение отбора и направление сельской молодежи в образовате- льные учреждения начального профессионального образования, их подготовка с учетом прогнозируемой потребности организаций АПК в кадрах массовых прфессий |
2004- 2008 |
органы управления сельского хозяйст- ва и образования муниц. районов |
|||||||
5.2. | Организация совместной работы органов управления сельского хозяйства и образования муници- пальных районов по выполнению контрольных цифр приема учащихся в профессиональные училища и трудоустройства выпускников |
2004- 2008 |
администрации муниц. районов |
|||||||
5.3. | Определение базовых организаций области с разработкой необходи- мых нормативных правовых доку- ментов для повышения качества производственного обучения и прохождения практики учащимися профессиональных училищ |
2004- 2008 |
органы управления сельского хозяйст- ва и образования муниц. районов |
областной бюджет бюджеты муниципальных районов* |
||||||
5.4. | Подготовка кадров по высоко затратным специальностям, таким как: тракторист-машинист сельскохозяйственного производ- ства, электромонтер, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, мастер по техническому обслуживанию и ремонту холо- дильного оборудования |
2004- 2008 |
органы управления сельского хозяйства |
областной бюджет |
||||||
5.5. | Подготовка предложений для корректировки перечня рабочих специальностей в профессиональ- ных училищах, необходимых для современного сельскохозяйствен- ного производства, перерабатыва- ющей промышленности |
2004- 2008 |
органы управления сельского хозяйст- ва и образования муниц. районов |
|||||||
6. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, повышение квалификации преподавательского состава |
||||||||||
6.1. | Обновление сельскохозяйственной техники для практического обучения студентов, компьютери- зация учебных процессов, обновление устаревшего оборудо- вания и наглядных пособий |
2004- 2008 |
департамент департамент сельского хозяйства области |
5302,9685 | 1603 | 1200 | 799,9685 | 1700 | областной бюджет |
|
6.2. | Приобретение оборудования, ли- тературы, наглядных пособий для кафедры перспективных технологии производства сельскохозяйствен- ной продукции |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
210 | 50 | 60 | 100 | областной бюджет |
||
6.3. | Организация переподготовки и повышения квалификации препода- вательского состава образовате- льных учреждений |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
|||||||
6.4. | Организация стажировки препода- вателей сельскохозяйственных дисциплин в сельскохозяйственных организациях |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
116,7 | 30 | 16,7 | 70 | областной бюджет |
||
7. Совершенствование работы с персоналом | ||||||||||
7.1. | Социальные гарантии и льготы для выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу в организации АПК, в соответствии с порядком, установленными нор- мативными правовыми актами области |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйст- ва, финансов обла- сти, органы управ- ления сельского хозяйства муниц. районов |
15390 | 690 | 2200 | 3395 | 4605 | 4500 | областной бюджет |
7.2. | Социальная поддержка вновь избранных (назначенных) руководителей экономически слабых сельскохозяйственных организаций, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами области |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйст- ва, финансов обла- сти, органы управ- ления сельского хозяйства муниц. районов |
5266,717 | 490 | 863 | 763,717 | 1000 | 2150 | областной бюджет |
7.3. | Укрепление кадровой службы в оргагах управления АПК муници- пальных образований путем введения в штатное расписание должности специалиста по кадрам |
2004 | департамент сельского хозяйства области, администрации муниц. районов |
бюджеты муници- пальных районов* |
||||||
8. Организационное и информационное обеспечение кадровой работы | ||||||||||
8.1. | Создание системы оценки специ- алистов агропромышленного ком- плекса на основе профессиональ- ных стандартов с формированием банка данных высококвалифици- рованных кадров (центр оценки кадрового потенциала) |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области |
490 | 95 | 95 | 100 | 100 | 100 | областной бюджет |
8.2. | Формирование заказа на подго- товку, переподготовку и повыше- ние квалификации рабочих, спе- циалистов, руководителей сельхозорганизаций |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области |
|||||||
8.3. | Подготовка информационных ме- роприятий по проблемам кадровой политики и оказание дополнитель- ных образовательных консульта- ционных услуг сельскохозяйст- венным организациям |
2004- 2008 |
департаменты сельского хозяйства, продовольственных ресурсов области |
2016,471 | 400 | 600 | 416,471 | |||
8.4. | Проведение совещаний со специа- листами по кадровой работе органов управления сельского сельского муниципальных районов и организаций АПК |
2004- 2008 |
департамент сельского хозяйства области |
40 | 10 | 10 | 10 | 10 | областной бюджет |
* Пункты мероприятий, финансируемые из бюджетов муниципальных образований, даны в рекомендательном плане органам местного самоуправления муниципальных образований области
** Количество мест целевого приема ежегодно корректируется с учетом потребности организаций в специалистах
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2006 г. N 1333 в раздел 4 настоящих Мероприятий внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение основных мероприятий
Таблица 1
Общая потребность в финансовых ресурсах из областного бюджета
N п/п | Направления финансирования |
Потребность, тыс. руб. | |||||
Всего | в том числе по годам | ||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Дополнительное профессиональное образование |
10182,569 | 2397 | 1728,55 | 1397,019 | 2600 | 2060 |
2. | Профессиональная ориентация сельских школьников |
400 | 60 | 80 | 80 | 90 | 90 |
3. | Высшее образование | 12805 | 1882 | 2203 | 2625 | 3015 | 3080 |
4. | Среднее профессиональное образование |
400 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
5. | Укрепление матери- ально-технической базы образовательных учреждений, повыше- ние квалификации преподавательского состава |
5629,6685 | 1683 | 1260 | 816,6685 | 1870 | |
6. | Совершенствование работы с персоналом |
20656,717 | 1180 | 3063 | 4158,717 | 5605 | 6650 |
7. | Организационное и информационное обеспечение кадровой работы |
1946,471 | 505 | 705 | 516,471 | 110 | 110 |
8. | Всего | 52020,4255 | 7767 | 9109,55 | 9673,8755 | 44510 | 13960 |
Объемы финансирования мероприятий из федерального бюджета и бюджетов муниципальных районов уточняются ежегодно после принятия мероприятий.
Объемы финансирования мероприятий из внебюджетных источников (собственные средства организаций, личные средства граждан и др.) уточняются ежегодно в соответствии с потребностью сельскохозяйственных организаций в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
5. Оценка эффективности реализации основных мероприятий
Реализация основных мероприятий позволит:
- создать для сельских товаропроизводителей минимально необходимые условия для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении организаций агропромышленного комплекса, освоения эффективных технологий агропромышленного производства;
- организовать систему непрерывной подготовки кадров агропромышленного комплекса, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций;
- создать условия для значительного повышения качества подготовки кадров агропромышленного комплекса и их конкурентноспособности на рынке труда на основе укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, обеспеченности учебно-лабораторными площадями, техническими средствами обучения, обеспечения тесной связи процесса обучения с производством;
- проводить аттестацию кадров агропромышленного комплекса и оценку степени их квалификации, прогнозировать использование трудового потенциала, его обновление и совершенствование;
- увеличить приток специалистов и рабочих кадров, повысить уровень их закрепления в организациях агропромышленного комплекса.
В результате реализации основных мероприятий ожидается изменение качественного состава кадров агропромышленного комплекса области. Количество специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, возрастет с 5806 человек в 2002 году до 6601 человека в 2008 году или на 13,7%. Количество специалистов, имеющих высшее образование, в 2002 году составляло 30,5% от числа работающих специалистов, а в 2008 году будет составлять 40,9%, соответственно, имеющих среднее профессиональное образование, в 2002 году - 55,7%, в 2008 году - 59,1% (приложение).
Ожидаемые от реализации мероприятий результаты позволят агропромышленному комплексу области добиться стабилизации и последующего роста производства сельскохозяйственной продукции.
6. Механизм реализации основных мероприятий
Намеченные мероприятия реализуются через соответствующие районные программы (планы), разрабатываемые органами местного самоуправления, в пределах средств, выделяемых из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области, собственных средств сельскохозяйственных организаций.
Взаимодействие с исполнителями мероприятий осуществляется на основе планов совместной деятельности, контрактов и договоров, определяющих права и обязанности каждой стороны, регулирующих их взаимоотношения.
Механизм реализации мероприятий предполагает более активное участие органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций агропромышленного комплекса в решении задач укрепления кадрового потенциала АПК.
7. Организация управления основными мероприятиями и контроль
за ходом их реализации
Текущее управление мероприятиями осуществляется департаментом сельского хозяйства области.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет организацию и контроль реализации мероприятий, вносит в установленном порядке предложения по их уточнению с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет контроль за обеспечением мероприятий финансовыми ресурсами, координирует работу исполнителей, рассматривает вопросы, возникающие в ходе реализации мероприятий и заслушивает отчеты участников реализации мероприятий, контролирует сроки их исполнения и целевое использование выделяемых средств. Анализирует промежуточные результаты выполнения мероприятий, ежегодно уточняет затраты по их реализации.
Департамент экономики Правительства области с участием департамента финансов области, департамента сельского хозяйства области организует экспертные проверки хода реализации мероприятий. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и средств муниципальных образований области.
Департамент сельского хозяйства области направляет в департамент экономики Правительства области и департамент финансов области статистическую, справочную и аналитическую информацию.
Сокращения в тексте:
АПК - агропромышленный комплекс;
ВГМХА - Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагина;
ВИППКК - Вологодский институт переподготовки и повышения квалификации кадров;
ВУЗ - высшее учебное заведение;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ЗАО - закрытое акционерное общество;
ССУЗ - среднее специальное учебное заведение;
ФГОУ - федеральное государственное образовательное учреждение
Приложение
к основным мероприятиям
по кадровому обеспечению
агропромышленного комплекса
Вологодской области на 2004-2008 годы
Анализ кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области
Данные по составу руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных организаций области на 1 января 2003 года приведены в таблице 1.
За последние 5 лет численность работающих в сельском хозяйстве уменьшилась на 17,0% или на 8400 человек, в том числе: механизаторов на 22% или на 1808 человек, операторов машинного доения на 12% или на 590 человек. Количество специалистов уменьшилось на 18,3% или на 1511 человек.
За этот период удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее образование, снизился до 47,6% от общего их количества. Доля руководителей, не имеющих профессионального образования, составляет 15,2% или 53 человека. Среди всех категорий главных специалистов высшее образование имеют 41%. В 17 муниципальных районах этот показатель ниже среднеобластного.
На должностях руководителей среднего звена работают 287 человек (28,7%), не имеющих среднего профессионального образования. Всего в настоящее время 13,9% или 934 должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций замещены работниками без специального образования, а 5% или 403 должности остаются вакантными. Ежегодная сменяемость руководителей организаций сельского хозяйства остается высокой и составляет 17,2%. В течение года сменяется каждый пятый руководитель.
Низка закрепляемость в сельскохозяйственном производстве выпускников аграрных образовательных учреждений. Сегодня эта цифра составляет 10-20% от общего количества выпускников, а по отдельным специальностям значительно ниже. В результате численность специалистов в возрасте до 30 лет в сельскохозяйственных организациях области составляет 730 человек или 10,2% от общего количества.
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области кадрами массовых профессий (трактористы-машинисты, операторы машинного доения, скотники, пастухи дойного стада, телятницы, свинарки) и их возрастной состав показаны в таблицах 6, 7.
Пунктом 1.1 мероприятий предусмотрена подготовка управленческих кадров для организаций АПК. Выполнение данного пункта обеспечивается реализацией мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа).
Пунктом 1.3 мероприятий предусмотрено повышение квалификации руководителей и специалистов АПК в количестве 705 человек, из них за счет средств областного бюджета 410 человек. Оставшиеся 295 руководителей и специалистов будут обучены за счет средств федерального бюджета (государственные организации) и за счет средств организаций.
Пункт 3.7 мероприятий предусматривает подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (ВГМХА им. Н.В.Верещагина), после окончания ими образовательных учреждений среднего профессионального образования, при сокращении срока обучения в ВУЗе на 1-2 года (инженеры-механики, зоотехники).
В таблице 2 приведены данные по прогнозируемому обеспечению сельскохозяйственных организаций области специалистами в результате реализации мероприятий.
В таблицах 3, 4, 5, 8 приведены прогнозируемые цифры подготовки специалистов и рабочих кадров по годам и специальностям.
Расчет потребности в финансовых ресурсах из областного бюджета для реализации мероприятий производился на основе сложившихся цен на образовательные услуги, а также согласно договорам и сметам исходя из планируемых мероприятий.
Таблица 1
Состав руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных
организаций области по состоянию на 1 января 2003 года
N п/п |
Наименование должностей |
Коли- чество штат- ных единиц |
Факти- чески рабо- тает, чел. |
Коли- чество вакан- тных мест |
Из числа работающих на 1 января 2003 года имеют профессиональное образова- ние, чел. |
Не имеют высшего или среднего проф. образования, чел. |
Лица в возрасте, чел. |
|||||||
Всего | % | В том числе: | Всего | % | До 30 лет |
Старше 55, 60 лет |
||||||||
высшее | среднее | |||||||||||||
Всего | % | Всего | % | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. | Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов, в том числе: |
7143 | 6740 | 403 | 5806 | 86,1 | 2053 | 30,5 | 3753 | 55,7 | 934 | 13,9 | 730 | 224 |
2. | Руководители сельхозорганизаций |
352 | 349 | 3 | 296 | 84,8 | 166 | 47,6 | 130 | 37,2 | 53 | 15,2 | 7 | 12 |
3. | Агрономы | 393 | 340 | 7 | 337 | 99,1 | 184 | 54,1 | 153 | 45,0 | 3 | 0,9 | 46 | 16 |
4. | Зоотехники | 539 | 490 | 49 | 474 | 96,7 | 188 | 38,4 | 286 | 58,3 | 16 | 3,2 | 46 | 18 |
5. | Ветеринарные врачи и техники |
689 | 652 | 37 | 623 | 95,6 | 200 | 30,7 | 423 | 64,9 | 29 | 4,4 | 122 | 10 |
6. | Инженеры и техники | 855 | 797 | 58 | 626 | 78,5 | 236 | 29,6 | 390 | 48,9 | 171 | 21,5 | 88 | 19 |
7. | Экономисты | 319 | 284 | 35 | 280 | 98,6 | 164 | 57,8 | 116 | 40,8 | 4 | 1,4 | 42 | 12 |
8. | Бухгалтеры | 1570 | 1495 | 75 | 1389 | 92,9 | 310 | 20,7 | 1079 | 72,2 | 106 | 7,0 | 185 | 39 |
9. | Руководители среднего звена |
1035 | 1001 | 34 | 714 | 71,3 | 226 | 22,5 | 488 | 48,8 | 287 | 28,7 | 69 | 39 |
10. | Инженеры и техники строители |
162 | 148 | 14 | 109 | 73,6 | 24 | 16,2 | 85 | 57,4 | 39 | 26,4 | 8 | 4 |
11. | Работники службы управления персоналом |
148 | 148 | 115 | 77,7 | 25 | 16,9 | 90 | 60,8 | 33 | 22,3 | 17 | 10 | |
12. | Другие работники, занимающие должности специалистов |
1078 | 1036 | 38 | 843 | 81,4 | 330 | 31,9 | 513 | 49,5 | 193 | 18,6 | 100 | 45 |
Таблица 2
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области
специалистами в результате реализации мероприятий
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п|Наименование |Дополнительная потребность в|Будет подготовлено в ВУЗах и|Будет трудоустроено в|
| |специальностей |специалистах на 2004-2008|ССУЗах в 2004-2008 годах|сельхозорганизациях области|
| | |годы, чел. |(очное обучение), чел. * |в 2004-2008 годах, чел. |
| | |----------------------------+----------------------------+----------------------------|
| | |Всего |С высш.|Со сред.|Всего |С высш.|Со сред.|Всего |С высш.|Со сред.|
| | | |професс. |професс.| |професс. |професс.| |професс. |професс.|
| | | |образов. |образов.| |образов. |образов.| |образов. |образов.|
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|1. |Всего, в том числе по|3800 |2026 |1774 |6899 |2642 |4257 |3100 |1519 |1581 |
| |специальностям: | | | | | | | | | |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|2. |Агрономия |197 |150 |47 |473 |229 |244 |171 |84 |87 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|3. |Зоотехния |258 |190 |68 |394 |244 |150 |224 |110 |114 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|4. |Ветеринария |306 |220 |86 |797 |370 |425 |266 |130 |136 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|5. |Инженерные |618 |400 |218 |1891 |716 |1175 |537 |263 |274 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|6. |Экономические |126 |126 | |158 |158 | |109 |53 |56 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|7. |Бухучет, анализ и|565 |200 |365 |991 |261 |730 |491 |240 |251 |
| |аудит | | | | | | | | | |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|8. |Строительные |82 | |82 |450 | |450 |71 |35 |36 |
|-----+----------------------+---------+---------+--------+---------+---------+--------+---------+---------+--------|
|9. |Другие специальности|1648 |740 |908 |1745 |664 |1083 |1231 |603 |628 |
| |на замещение| | | | | | | | | |
| |должностей | | | | | | | | | |
| |руководителей и| | | | | | | | | |
| |заместителей | | | | | | | | | |
| |руководителей | | | | | | | | | |
| |сельхозхорганизаций, | | | | | | | | | |
| |руководителей ср. | | | | | | | | | |
| |звена и специалистов | | | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Продолжение таблицы 2
N п/п | Наименование специальностей |
Ожидаемое наличие специалистов на 1 января 2009 года | |||||
Всего, чел. | Обеспечен- ность, % |
В т.ч. с профессиональным образованием | |||||
Высшим | Средним | ||||||
Количество, чел. |
% от ожидаемого наличия |
Количество, чел. |
% от ожидаемого наличия |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Всего, в том числе по специальностям: |
6601 | 92,4 | 2698 | 40,9 | 3903 | 59,1 |
2. | Агрономия | 381 | 96,9 | 220 | 57,7 | 161 | 42,3 |
3. | Зоотехния | 532 | 98,7 | 235 | 44,2 | 297 | 55,8 |
4. | Ветеринария | 671 | 97,3 | 250 | 37,3 | 421 | 62,7 |
5. | Инженерные | 764 | 89,4 | 348 | 45,5 | 416 | 54,5 |
6. | Экономические | 308 | 96,5 | 187 | 60,7 | 121 | 39,3 |
7. | Бухучет, анализ и аудит |
1515 | 82,1 | 412 | 27,2 | 1103 | 72,8 |
8. | Строительные | 133 | 87,9 | 39 | 29,3 | 94 | 70,7 |
9. | Другие специальности на замещение должностей руководителей и заместителей руководителей сельхозхорганизаций, руководителей ср. звена и специалистов |
2297 | 87,9 | 1007 | 43?8 | 1290 | 56,2 |
* Образовательные учреждения готовят специалистов сельского хозяйства для областей северо-западного региона России
Таблица 3
Прогнозируемые показатели выпуска специалистов
ВГМХА им. Н.В. Верещагина, чел.
N п/п | Группа специальностей | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Экономические | 141 | 191 | 181 | 150 | 149 |
2. | Агрономические | 36 | 56 | 59 | 40 | 38 |
3. | Лесное хозяйство | 33 | 66 | 56 | 40 | 38 |
4. | Зоотехнические | 50 | 55 | 62 | 40 | 37 |
5. | Ветеринарные | 74 | 87 | 90 | 60 | 59 |
6. | Инженерные | 218 | 248 | 245 | 195 | 187 |
Всего | 552 | 703 | 693 | 525 | 508 |
Таблица 4
Прогнозируемые показатели выпуска специалистов сельскохозяйственными
техникумами области, чел.
N п/п | Группа специальностей | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Экономические | 274 | 313 | 288 | 288 | 288 |
2. | Агрономические | 48 | 54 | 52 | 55 | 55 |
3. | Зоотехнические | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
4. | Ветеринарные | 78 | 85 | 88 | 86 | 88 |
5. | Инженерные | 250 | 275 | 270 | 240 | 240 |
6. | Правоведение | 64 | 60 | 58 | 58 | 56 |
7. | Строительные | 325 | 320 | 320 | 320 | 320 |
8. | Организация крестьянского хозяйства |
25 | 23 | 25 | 25 | 25 |
Всего | 1094 | 1160 | 1131 | 1102 | 1102 |
Таблица 5
Переподготовка и повышение квалификации руководителей
и специалистов АПК, чел.
N п/п | Категории работников | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. Переподготовка специалистов | ||||||
1. | Менеджмент в АПК | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
2. | Переподготовка специалистов | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Итого | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | |
2. Повышение квалификации | ||||||
1. | Руководители организаций АПК | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 |
2. | Специалисты организаций АПК | 580 | 580 | 580 | 580 | 580 |
Итого | 705 | 705 | 705 | 705 | 705 | |
Всего | 745 | 745 | 745 | 745 | 745 |
Таблица 6
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области кадрами
массовых профессий на 1 января 2003 года
N п/п | Специальности | Требуется, чел. |
Имеется, чел. |
Недоста- ток, чел. |
Обеспе- ченность, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Трактористы-машинис- ты |
6488 | 5930 | 558 | 91,4 |
2. | Операторы (мастера) машинного доения |
3928 | 3819 | 109 | 97,2 |
3. | Скотники, пастухи дойного стада |
1689 | 1506 | 183 | 89,1 |
4. | Телятницы | 1306 | 1272 | 34 | 97,4 |
5. | Свинарки | 132 | 132 | - | 100,0 |
Таблица 7
Возрастной состав кадров массовых профессий сельскохозяйственных
организаций области на 1 января 2003 года
N п/п | Специальности | Всего, чел. |
До 30 лет, чел. |
31-40 лет, чел. |
31-55 лет, чел. |
41-55 лет, чел. |
Старше 55 лет, чел. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Трактористы- машинисты |
5930 | 1075* | 4522 | 333 | ||
18,1 | 76,3 | 5,6 | |||||
2. | Операторы (мастера) машинного доения |
3928 | 668 | 1552 | 1672 | 36 | |
17,0 | 39,5 | 42,6 | 0,9 |
* В числителе - количество человек, в знаменателе % к наличию кадров.
Таблица 8
Подготовка рабочих кадров, чел.
N п/п | Тип образовательных учреждений |
Количесво учреждений |
Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Сельские профессиональные училища и агролицеи |
19 | 2300 | 2200 | 2100 | 2050 | 2000 |
Перечень профессий, по которым ведется подготовка рабочих
и специалистов для АПК области в учреждениях начального
профессионального образования
1. Специальности среднего профессионального образования:
- механизация сельского хозяйства;
- электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
- экономика и бухгалтерский учет в сельскохозяйственном производстве.
2. Профессии начального профессионального образования:
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;
- мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка;
- мастер сельскохозяйственного производства;
- хозяйка усадьбы;
- плодоовощевод;
- мастер растениеводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 22 сентября 2003 г. N 881 "Об основных мероприятиях по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Вологодской области на 2004-2008 годы"
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 204 от 7 октября 2003 г.
Текст настоящего документа приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 г. N 2444
Постановление Правительства Вологодской области от 4 декабря 2007 г. N 1665
Постановление Правительства Вологодской области от 6 августа 2007 г. N 1019
Постановление Правительства Вологодской области от 19 декабря 2006 г. N 1333
Постановление Правительства Вологодской области от 25 сентября 2006 г. N 937
Постановление Правительства Вологодской области от 6 февраля 2006 г. N 108
Постановление Правительства Вологодской области от 28 ноября 2005 г. N 1224
Постановление Правительства Вологодской области от 20 декабря 2004 г. N 1778
Постановление Правительства Вологодской области от 11 октября 2004 г. N 945