Постановление Законодательного Собрания Вологодской области
от 9 ноября 2007 г. N 1023
"Об областной целевой программе "Развитие библиотечного дела
в Вологодской области на 2008-2011 годы"
28 мая, 16 июля 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие библиотечного дела в Вологодской области на 2008-2011 годы" (далее - Программа).
2. Объемы ассигнований, выделяемые на финансирование мероприятий Программы из областного бюджета, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы бюджета.
Председатель Законодательного |
Н.В. Тихомиров |
Областная целевая программа
"Развитие библиотечного дела в Вологодской области на 2008-2011 годы"
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 9 ноября 2007 г. N 1023)
28 мая, 16 июля 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие
библиотечного дела в Вологодской области
на 2008-2011 годы"
Основание для разработки - Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ
Программы "О библиотечном деле" (с последующими изменениями),
закон области от 7 марта 1997 года N 135-ОЗ
"О библиотечном деле Вологодской области"
(с последующими изменениями)
Государственные заказчики - департамент культуры области - координатор
Программы Программы, департамент образования области
Разработчики Программы - департамент культуры области, департамент
образования области
Основные цели Программы - обеспечение организации равного доступа
населения области к информации;
повышение качества общего и профессионального
образования;
повышение качества библиотечного обслуживания
населения области
Задачи Программы - пополнение и обновление фондов библиотек области,
в том числе школьных;
внедрение информационных технологий
в библиотечное дело области;
обеспечение сохранности фондов библиотек
области;
расширение перечня услуг, предоставляемых
библиотеками населению области;
создание новых видов библиотечного обслуживания
населения области;
повышение квалификации библиотекарей области
Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы
Основные исполнители - департамент культуры области, департамент
Программы образования области, государственное учреждение
культуры "Вологодская областная универсальная
библиотека им. И.В. Бабушкина", государственное
учреждение культуры "Вологодская областная
детская библиотека", государственное учреждение
культуры "Вологодская областная юношеская
библиотека им. В.Ф. Тендрякова", государственное
учреждение культуры "Вологодская областная
специальная библиотека для слепых",
государственное учреждение культуры
"Вологодский информационно-аналитический центр
культуры", органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов
области *
Объемы и источники - объем финансирования Программы за счет средств
финансирования областного бюджета в 2008-2011 годах составляет
Программы ** 229596,9 тыс. рублей
в том числе:
39332,5 тыс. рублей по разделу "Культура,
кинематография, средства массовой информации";
66242,0 тыс. рублей по разделу "Образование";
124022,4 тыс. рублей - субсидии из регионального
фонда софинансирования социальных расходов
Ожидаемые конечные - обновление фондов областных библиотек и библиотек
результаты Программы муниципальных районов и городских округов
не менее чем на 10%;
изменение структуры и качества фондов библиотек
государственных образовательных учреждений
области и общеобразовательных учреждений;
обновление фондов школьных библиотек не менее
чем на 5%;
организация нестационарного библиотечного
обслуживания населения области;
организация службы "Виртуальная справка";
предоставление читателям библиотек области
доступа к информационным ресурсам;
обеспечение компьютерной техникой не менее 100
сельских библиотек;
обеспечение компьютерной техникой не менее 40
детских библиотек;
оцифровка не менее 100 комплектов местных
периодических изданий;
проведение не менее 6 областных семинаров
по проблемам библиотечного обслуживания
населения области;
издание не менее 20 сборников методических
материалов в помощь библиотекам области;
проведение не менее 2-х областных конкурсов
на звание "Лучшая библиотека года"
Контроль за ходом - контроль за реализацией Программы осуществляется
реализации Программы департаментом культуры области, по соответствующим
мероприятиям - департаментом образования области
и первым заместителем Губернатора области,
курирующим социальную сферу;
департамент культуры области и департамент
образования области в установленном порядке
осуществляют подготовку отчетной и аналитической
информации
__________________________
* - по согласованию;
** - объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Российские библиотеки были и остаются базовыми структурами в развитии информационного общества и информационной экономики в условиях многовариантного создания, хранения и предоставления информации и знаний (печатные издания, электронные носители информации, Интернет и др.). Библиотеки объединяют в своей деятельности все традиционные и современные технологии, не упуская из виду как непреходящие ценности, так и временные ориентиры.
Задача общедоступных библиотек состоит в том, чтобы обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателя нужной ему информацией. Девиз деятельности библиотек - "Информация для всех". Возрастает роль общедоступных библиотек в развитии образования, в информационном его обеспечении, особенно в малых городах и сельской местности.
Модернизация современной школы, новые подходы в построении обучения потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения процесса инновационных преобразований и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и учащихся. Библиотеки образовательных учреждений области, стремясь соответствовать предъявляемым требованиям, приступили к решению новых задач, внедрению инноваций.
О важности библиотечно-информационного комплекса страны в современных условиях свидетельствуют создание Общественного комитета содействия развитию библиотек России, возглавляемого председателем Государственной Думы Б.В. Грызловым, разработка национальной программы "Чтение". В Вологодской области, где охват населения библиотечным обслуживанием достигает 45%, с 1998 года разрабатывались и осуществлялись областные целевые программы и мероприятия по развитию библиотечного дела в Вологодской области.
Настоящая Программа базируется на объединении библиотек области в систему на основе сетевого взаимодействия в сфере информации и знаний.
Основа функционирования любой библиотеки - ее книжные фонды, их разнообразие, качество, соответствие запросам читающего населения. В последние 15 лет пополнение фондов муниципальных библиотек шло таким образом, что в настоящее время эти фонды не соответствуют ни одному из вышеперечисленных критериев. За последние 7 лет количество списанной литературы в муниципальных библиотеках превышает количество новых поступлений в среднем ежегодно на 36%. Фонды муниципальных библиотек за 7 лет сократились на 636,9 тыс. единиц. Кроме того, они устарели. При этом библиотеки особенно востребованы именно в малых городах и сельской местности, где, если книг нет в местной библиотеке, то их нет вообще.
Фонды библиотек образовательных учреждений области также ежегодно сокращаются и устаревают. Библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают не в системе, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве. Пополнение библиотек происходит незначительно, в основном за счет федерального бюджета и спонсорских средств.
Процент списания книг в образовательных учреждениях области превышает процент обновления, в 2005 году списание составило 4,1%, обновление - 1,5%. Из 4700953 экземпляров имеющейся в фондах литературы 43% - ветхая.
Дефицит детской литературы в школьных библиотеках является проблемой в организации работы по привлечению детей к чтению. Особенно остро данная проблема встает для сельских общеобразовательных школ, которые являются единственным культурно-образовательным центром села. В библиотеках образовательных учреждений области не хватает новых справочных, энциклопедических изданий, литературы по основным отраслям знаний, призванной удовлетворять образовательные запросы обучающихся и обеспечить более высокий уровень образования, а также научно-популярной, современной детской и педагогической литературы.
По экспертным оценкам, необходимо заменить 70% существующих фондов библиотек Вологодской области. Основой функционирования библиотек должна стать мобильность фондов. Единый библиотечный фонд, являющийся собственностью муниципального района, состоит из двух частей: стационарного фонда ("ядро"), который находится в библиотеках муниципальных районов и городских округов до достижения состояния ветхости или устарелости, и передвижных, мобильных фондов, которые передвигаются по району либо в виде комплектов, передаваемых на несколько месяцев, либо в виде передвижек в те населенные пункты, где нецелесообразно иметь стационарные библиотеки. Программа предусматривает приобретение для каждой центральной районной или межпоселенческой библиотеки пассажирско-грузового автомобиля "Газель", и создание отделов внутрисистемного книгообмена.
При условии реализации Программы возрожденные фонды библиотек области можно будет обновлять на 5-10% в год.
С 1999 года осуществляется программа компьютеризации и информатизации муниципальных библиотек области. Центральные районные библиотеки все больше становятся информационными центрами, предоставляя населению доступ к разнообразным базам данных социально значимой информации, справочным правовым системам, к сети "Интернет", выполняя информационные запросы, оказывая различные компьютерные услуги. Это направление деятельности библиотек весьма востребовано. Муниципальным библиотекам необходима поддержка по замене устаревшего компьютерного оборудования и обеспечению оплаты минимального объема интернет-трафика.
В рамках проекта "Поставка компьютерного оборудования для библиотек основных и средних школ" с 2004 года поставлено 550 компьютеров и программное обеспечение "MARC SQL". На базе школьных библиотек создаются информационно-библиотечные центры.
Более половины библиотекарей учреждений образования обучены новым информационным технологиям на базе Вологодского института развития образования, Регионального центра дистанционного обучения.
Эффективность системы библиотечного обслуживания Вологодской области в немалой степени зависит от деятельности областных библиотек, призванных предоставить свои немалые информационные ресурсы в распоряжение всего населения области.
Даже после того, как будут обновлены книжные фонды библиотек, они не смогут удовлетворить все запросы студентов-заочников, специалистов промышленности, сельского хозяйства, врачей, учителей и т.д. Для них работает междубиблиотечный абонемент областных библиотек, не только высылающий книги по запросу, но и осуществляющий электронную доставку документов, то есть оцифрованные копии статей, глав из книг и других документов. Для них же в государственном учреждении культуры "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" создается региональная виртуальная справочная служба, которая даст ответ на любой информационный запрос.
Той же цели служит проект "Библиотека на колесах", в рамках которого с 2004 года книги государственного учреждения культуры "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" и государственного учреждения культуры "Вологодская областная детская библиотека", специально приобретенные для этих целей, предоставляются во временное пользование читателям из малых городов и сельской местности.
Такого же обновления, как книжные фонды муниципальных библиотек, требует сильно устаревший фонд абонемента областных библиотек, который также уже не удовлетворяет запросы читателей. Государственному учреждению культуры "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" необходимо обеспечивать доступ своих пользователей ко всем значимым российским сетевым базам данных (оплата доступа, оплата Интернета, создание электронных читальных залов с использованием новых технологий).
Государственное учреждение культуры "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" создало и развивает собственные краеведческие электронные ресурсы, прежде всего электронную медиатеку "Память Вологды", всесторонне отражающую историю и сегодняшний день Вологодской области. Несколько лет займет оцифровка "Вологодских губернских ведомостей", "Красного Севера" и других местных периодических изданий.
Требует поддержки проект "Система открытого доступа населения области к информационным ресурсам культуры", в рамках которого регулярно пополняется обширная полнотекстовая библиотека.
Функционирование библиотек Вологодской области как системы библиотечного обслуживания населения невозможно без сохранения и развития методических функций областных библиотек.
Меняется сама профессия библиотекаря. Библиотекарь должен владеть всеми современными технологиями, соответственно, необходима система повышения квалификации, основанная на принципах непрерывного образования.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
обеспечение организации равного доступа населения области к информации;
повышение качества общего и профессионального образования;
повышение качества библиотечного обслуживания населения области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
пополнение и обновление фондов библиотек области, в том числе школьных;
внедрение информационных технологий в библиотечное дело области;
обеспечение сохранности фондов библиотек области;
расширение перечня услуг, предоставляемых библиотеками населению области;
создание новых видов библиотечного обслуживания населения области;
повышение квалификации библиотекарей области.
Целевые показатели:
рост числа библиотек области, имеющих компьютеры (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 15%;
poст числа библиотек, имеющих доступ к сети Интернет (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 3%;
рост числа посещений библиотек (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 0,5%;
рост числа посетителей сайтов областных библиотек в сети "Интернет" с размещенными на них электронными ресурсами (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 10%;
рост числа пользователей межбиблиотечного и заочного абонементов (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 10%;
рост числа электронных документов в областных библиотеках (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 10%;
доля оцифрованных особо ценных краеведческих документов в их общем объеме (в % к году, предшествующему началу реализации Программы) - 70%;
ежегодное обновление фонда библиотек образовательных учреждений на 1-1,5%;
снижение доли ветхой и морально устаревшей литературы на 2% ежегодно.
III. Перечень программных Мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы указан в приложении 1 к Программе.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в сумме 229596,9 тыс.рублей (приложение 2 к Программе), в том числе:
по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" - в сумме 39332,5 тыс.рублей;
66242,0 тыс.рублей - по разделу "Образование";
124022,4 тыс.рублей - субсидии муниципальным районам и городским округам из регионального фонда софинансирования социальных расходов (приложение 3 к Программе).
Ассигнования на реализацию Программы предусматриваются в областном бюджете исходя из возможностей доходной базы в 2008-2011 годах.
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет департамент культуры области, а по соответствующим мероприятиям - департамент образования области.
Начальник департамента культуры области является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Приобретение оборудования, выполнение работ и оказание услуг, указанных в Программе, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Передача имущества государственным учреждениям культуры и образования области будет осуществляться по распоряжению департамента имущественных отношений области на основании обращения департамента культуры области или департамента образования области о передаче имущества с указанием конкретного перечня имущества, согласованного с первым заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу.
Департамент культуры области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и с учетом этого - целевые показатели Программы в срок, установленный законом области от 29 марта 2002 года N 772-ОЗ "О бюджетном процессе в Вологодской области".
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом культуры области - координатором Программы, по соответствующим мероприятиям - департаментом образования области, а также первым заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу.
Департамент культуры области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему социальную сферу, и в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области, информацию о выполнении мероприятий, содержащую анализ недостатков и положительных результатов.
Кроме того, департамент культуры области осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные Правительством области.
Контроль предусматривает сопровождение реализации Программы департаментом культуры области и департаментом образования области, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей иных органов.
VII. Оценка результатов реализации Программы
В результате реализации Программы:
фонды библиотек муниципальных районов и городских округов, государственных образовательных и общеобразовательных учреждений области будут обновлены более чем на 10%;
жители удаленных районов области получат возможность пользоваться книгами из фондов областных и центральных районных библиотек;
увеличится объем информации, размещенной на сайтах областных библиотек, что сделает доступной для широкого числа пользователей необходимую информацию;
расширятся возможности доставки пользователям необходимой информации путем доступа к сети "Интернет" и создания службы виртуальной справки;
расширится перечень информационных продуктов, предоставляемых пользователям библиотек области;
повысится роль библиотек образовательных учреждений в развитии престижа чтения у молодого поколения.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие библиотечного дела
в Вологодской области на 2008-2011 годы"
Перечень основных мероприятий Программы
28 мая, 16 июля 2008 г.
____________________________________
** - для обеспечения работы электронной библиотеки и баз данных других лицензируемых программных продуктов не требуется
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие библиотечного дела
в Вологодской области на 2008-2011 годы"
Ресурсное обеспечение Программы
28 мая, 16 июля 2008 г.
(тыс.руб.)
Источники финансирования | ||||||
областной бюджет |
бюджеты муниципальных образований |
бюджетные фонды | прочие источники | |||
наименова- ние фонда |
сумма | наименова- ние источника |
сумма | |||
Общий объем финансирования |
229596,9 | |||||
в том числе с разбивкой по годам | ||||||
2008 год | 52047,65 | |||||
2009 год | 64138,05 | |||||
2010 год | 58767,15 | |||||
2011 год | 54644,05 | |||||
из них | ||||||
капитальные расходы | 209742,8 | |||||
в том числе с разбивкой по годам | ||||||
2008 год | 47560,35 | |||||
2009 год | 58606,05 | |||||
2010 год | 54128,55 | |||||
2011 год | 49447,85 | |||||
текущие расходы | 19854,1 | |||||
в том числе с разбивкой по годам | ||||||
2008 год | 4487,3 | |||||
2009 год | 5532,0 | |||||
2010 год | 4638,6 | |||||
2011 год | 5196,2 |
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к областной целевой программе
"Развитие библиотечного дела
в Вологодской области на 2008-2011 годы"
Выделение средств на реализацию Программы
муниципальным образованиям
28 мая, 16 июля 2008 г.
(тыс.руб.)
Наименование районов, городов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
ВСЕГО |
|
Поддержка библиотечного дела в муниципальных районах и городских округах |
Комплектование библиотек образовательных учреждений |
|||||
Бабаевский |
567,7 |
315,3 |
1081,7 |
623,7 |
509,7 |
3098,1 |
Бабушкинский |
742,2 |
300,1 |
506,2 |
392,2 |
391,2 |
2331,9 |
Белозерский |
467,1 |
292,8 |
924,1 |
466,1 |
409,1 |
2559,2 |
Вашкинский |
689,5 |
154,3 |
282,5 |
282,5 |
281,5 |
1690,3 |
Великоустюгский |
1757,3 |
640,2 |
1293,3 |
1350,3 |
1293,3 |
6334,4 |
Верховажский |
799,7 |
269,5 |
449,7 |
334,7 |
391,7 |
2245,3 |
Вожегодский |
846,7 |
336 |
439,7 |
439,7 |
438,7 |
2500,8 |
Вологодский |
1021,7 |
554,3 |
1478,7 |
1020,7 |
963,7 |
5039,1 |
Вытегорский |
749,4 |
359,6 |
1149,4 |
749,4 |
634,4 |
3642,2 |
Грязовецкий |
813,5 |
413,9 |
1214,5 |
813,5 |
756,5 |
4011,9 |
Кадуйский |
474,4 |
182,7 |
817,4 |
416,4 |
356,4 |
2247,3 |
Кирилловский |
483,4 |
259,2 |
826,4 |
425,4 |
368,4 |
2362,8 |
Кичменгско-Городецкий |
505 |
357,8 |
962 |
447 |
447 |
2718,8 |
Междуреченский |
290,2 |
139,2 |
633,2 |
232,2 |
228 |
1522,8 |
Никольский |
976 |
511,3 |
569 |
568 |
511 |
3135,3 |
Нюксенский |
723,2 |
266,6 |
316,2 |
315,2 |
258,2 |
1879,4 |
Сокольский |
1353,6 |
441,6 |
1810,6 |
1238,6 |
1238,6 |
6083 |
Сямженский |
625,2 |
181,8 |
332,2 |
217,2 |
274,2 |
1630,6 |
Тарногский |
780,3 |
248,1 |
373,3 |
315,3 |
372,3 |
2089,3 |
Тотемский |
652,5 |
352,7 |
995,5 |
594,5 |
537,5 |
3132,7 |
Устюженский |
542,8 |
336,6 |
884,5 |
482,5 |
426,5 |
2672,9 |
Усть-Кубинский |
617,6 |
126 |
324,9 |
209,9 |
266,9 |
1545,3 |
Харовский |
860,8 |
320,1 |
453,8 |
395,8 |
452,8 |
2483,3 |
Чагодощенский |
736,1 |
159,9 |
443,1 |
386,1 |
385,1 |
2110,3 |
Череповецкий |
837,2 |
554,9 |
1294,2 |
779,2 |
779,2 |
4244,7 |
Шекснинский |
1113,5 |
340,3 |
706,5 |
706,5 |
655,7 |
3522,5 |
г.Вологда |
5633,2 |
887,2 |
5691,2 |
5520,2 |
5519,2 |
23251 |
г.Череповец |
5787,8 |
957 |
5787,8 |
5673,8 |
5730,8 |
23937,2 |
Итого |
31447,6 |
10259 |
32041,6 |
25396,6 |
24877,6 |
124022,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 9 ноября 2007 г. N 1023 "Об областной целевой программе "Развитие библиотечного дела в Вологодской области на 2008-2011 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 571
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 28 мая 2008 г. N 370