Постановление Законодательного Собрания Вологодской области
от 7 декабря 2007 г. N 1136
"Об областной целевой программе "Развитие льняного комплекса
Вологодской области на 2008-2012 годы"
16 июля, 24 декабря 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2008-2012 годы" (далее именуется - Программа).
2. Правительству области при формировании проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом возможностей областного бюджета.
Заместитель председателя |
В.В. Буланов |
Областная целевая программа "Развитие льняного комплекса
Вологодской области на 2008-2012 годы"
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 7 декабря 2007 г. N 1136)
16 июля, 24 декабря 2008 г.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1108 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы - областная целевая Программа "Развитие льняного комплекса
Вологодской области на 2008-2012 годы"
Основание для разработки - "Государственная программа развития сельского хозяйства и
Программы регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 годы" (утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446);
закон области от 6 декабря 2005 года N 1384-ОЗ "О государственной
поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области"
Государственный - департамент сельского хозяйства области
заказчик-координатор
Программы
Разработчик Программы - департамент сельского хозяйства области
Цели Программы - создание условий для стабильного и эффективного функционирования
отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы
и производства конечного конкурентоспособного продукта;
обеспечение социально-экономической стабильности территорий,
специализирующихся на выращивании и переработке льна
Основные задачи Программы - создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли
и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей
за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера
и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных
предприятий области;
повышение эффективности производства льносодержащей продукции;
оптимизация системы государственной поддержки отрасли;
решение проблемы кадрового обеспечения отрасли;
содействие занятости граждан путем сохранения существующих и создания
новых рабочих мест;
создание и совершенствование благоприятного инвестиционного климата
в льнокомплексе области
Сроки реализации Программы - 2008-2012 годы
Исполнители Программы - департамент сельского хозяйства, льносеющие хозяйства, льноперерабатывающие
и текстильные предприятия области
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы - 2807,8 млн.
финансирования Программы руб.,
в том числе:
2008 год-810,0 млн. руб.;
2009 год - 663,3 млн. руб.;
2010 год - 495,4 млн. руб.;
2011 год - 438,3 млн. руб.;
2012 год - 400,8 млн. руб.;
за счет средств областного бюджета, всего - 1287,5 млн.
руб., в том числе:
2008 год - 178,7 млн. руб.;
2009 год - 379,3 млн. руб.;
2010 год - 254,4 млн. руб.;
2011 год - 252,3 млн. руб.;
2012 год - 222,8 млн. руб.;
прочие источники, всего - 1520,3 млн. руб., в том числе:
2008 год - 631,3 млн. руб.;
2009 год - 284,0 млн. руб.;
2010 год - 241,0 млн. руб.;
2011 год - 186,0 млн. руб.;
2012 год - 178,0 млн. руб.
Ожидаемые конечные - увеличение площадей посева льна до 12,0 тыс.гектаров;
результаты реализации увеличение валового сбора длинного льноволокна до 4,2 тыс.тонн;
Программы повышение средней урожайности льноволокна до 7,5 ц/га;
увеличение валового сбора льносемян до 1,8 тыс.тонн к 2012 году;
увеличение общего объема выпуска товарной текстильной продукции
до 1230,0 млн.рублей в год;
увеличение выпуска готовых тканей до 21,0 млн.кв.м в год;
создание до 1700 новых рабочих мест;
увеличение налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней по сельскохозяйственному сектору на 137
процентов, по текстильному сектору - на 450 процентов;
снижение затрат на единицу конечной продукции на 25-30 процентов;
повышение качества готовой продукции на 1,5-2,0 номера;
сокращение сроков уборки на 15-20 процентов от обычных;
повышение рентабельности в отрасли льноводства на 15-20 процентов;
повышение уровня жизни населения области, в том числе сельского.
Система контроля - контроль за реализацией Программы осуществляют департамент
за исполнением Программы сельского хозяйства области и первый заместитель Губернатора области,
курирующий вопросы агропромышленного комплекса области.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Вологодской области находится самое северное в России льняное поле. В 60-е годы прошлого столетия посевные площади под льном-долгунцом доходили до 50-70 тыс.гектаров. Культура занимала 15 процентов всех посевных площадей и в силу своей доходности давала до 37 процентов денежных поступлений от растениеводства.
В российском производстве льна и товарной продукции из него Вологодская область всегда играла весомую роль. В области размещалась пятая часть всех посевов льна-долгунца и, несмотря на более суровые условия его возделывания, урожайность льна и качество волокна всегда были выше, чем в среднем по России. Удельный вес валового сбора льноволокна в разные годы составлял 18-22 процентов, а выработка льняных готовых тканей 6-8 процентов общероссийских объемов.
В силу социально-экономических преобразований в конце XX века произошел резкий спад производства льна в целом по России и в Вологодской области, в частности. Реформы 1990-х годов, в целом ухудшившие условия производства в аграрном секторе, по льноводству нанесли наиболее существенный удар - к 1998 году оно сократилось более чем в пять раз.
Ситуация усугублялась тем, что при резком снижении покупательной способности населения внутренний спрос на льняную продукцию практически исчез.
В 1998-2004 годах на волне роста интереса к натуральным волокнам (в том числе и льну), введения новых экологических законов и внимания к охране окружающей среды мировая потребность во льне стала расти, рост спроса на льноволокно на мировых рынках способствовал оживлению российского льняного сектора: благодаря изменению технологии с трудоемкой на капиталоемкую росли урожайность льна, посевные площади, валовой сбор. На протяжении 1998-2004 годов экспорт льна и товарной продукции из него из России в страны ЕС стабильно рос, составляя 60-70 процентов объемов продаж ведущих компаний, при этом основным конкурентным преимуществом российских льняных тканей являлась их низкая цена.
В 2005 году ситуация в российской льняной отрасли вновь кардинально изменилась. Основными причинами этого стали вступление Китая в ВТО и отмена для китайских производителей импортных квот на текстильную продукцию и одежду, действовавших ранее. В результате экспорт льняных тканей из Китая вырос в 6 раз, а объем российского экспорта упал почти в 2 раза (более того, в целом объемы производства плательно-бельевых тканей сократились на 25 процентов).
Причинами низкой конкурентоспособности российской льняной продукции является комплекс проблем, существующих на всех этапах создания ее стоимости: от семеноводства и сельского хозяйства до отделки тканей и дизайна готовых изделий. Комплексность проблем не позволяет успешно конкурировать ни с азиатскими компаниями по цене, ни с европейскими - по качеству.
Приходится констатировать, что льняной комплекс Вологодской области, несмотря на наличие предприятий полной технологической цепочки по выпуску готовой льносодержащей продукции из первичного сырья (более 49 сельхозтоваропроизводителей (далее - льносеющих хозяйств), 11 льнозаводов, 3 льносемстанции и 2 текстильных предприятия) и подходящие для успешного выращивания льна климатические условия, сталкивается в настоящее время с общими проблемами для льняной отрасли в России и мире, особенно обострившимися в последние годы в связи с интервенцией на европейский и мировые рынки китайских производителей льняных тканей и изделий изо льна в виду отмены квот на китайский экспорт текстиля.
К основным проблемам в льняном комплексе области относятся:
1) отсутствие специализированной техники и оборудования, что приводит к снижению качественных и количественных характеристик урожая, а также к снижению эффективности его дальнейшей переработки;
2) на льнозаводах также отсутствует современное технологическое оборудование, что приводит к низкому выходу наиболее ценного продукта - длинного льноволокна (на уровне 40-45 процентов от общего количества получаемой готовой продукции);
3) для льнокомбинатов основной проблемой была и остается высокая изношенность оборудования и отсутствие автоматизированных систем управления производственным процессом, что не позволяет организовать на комбинатах гибкую мелкосерийную систему производства и обеспечить требуемое качество продукции. Отличительной особенностью используемого в настоящее время на льнокомбинатах области прядильного и ткацкого оборудования является его высокая энергоемкость, а это приводит к значительному повышению себестоимости продукции;
4) кроме того, оборудование льнокомбинатов не отличается экологичностью, что существенно ухудшает и без того вредные условия производства.
Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, у области есть ряд фундаментальных предпосылок для достижения долгосрочной конкурентоспособности в льняной отрасли:
1) Вологодская область - исторический центр льноводства, где географически сосредоточены компании, представляющие все основные элементы цепочки создания льнотекстильной продукции и высокохудожественных изделий изо льна;
2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными предприятиями области;
3) близкое расположение к рынкам Европы, что позволяет уменьшить сроки доставки тканей покупателям.
Необходимость координации межотраслевых связей
Существующие на сегодняшний день в льняной отрасли Вологодской области проблемы, являясь отражением общероссийского состояния льняного комплекса в целом, носят системный характер и затрагивают не только текстильное производство, но и сельское хозяйство.
Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья.
Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.
Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном виды деятельности от селекции семян до выпуска готовой продукции.
Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, обеспечение загрузки производственных мощностей которых осуществляется за счет поставок продукции сельхозпроизводства, а с учетом необходимости активизации деятельности имеет межотраслевой характер.
II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
1. Целями Программы являются:
1) создание условий для стабильного и эффективного функционирования отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы и производства конечного конкурентоспособного продукта;
2) обеспечение социально-экономической стабильности территорий, специализирующихся на выращивании и переработке льна.
2. К задачам Программы относятся:
1) создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий области;
2) повышение эффективности производства льносодержащей продукции;
3) оптимизация системы государственной поддержки отрасли;
4) решение проблемы кадрового обеспечения отрасли;
5) содействие занятости граждан путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
6) создание и совершенствование благоприятного инвестиционного климата в льнокомплексе области.
3. Сроки реализации Программы - 2008-2012 годы.
III. Перечень мероприятий Программы
Единственным вариантом серьезного повышения эффективности льняной отрасли в условиях жесткой сырьевой и технической зависимости технологических процессов является кардинальная модернизация на всех этапах производства продукции и внедрение передовых технологий производства.
1. Сельскохозяйственный сектор
Одной из проблем льнопереработки является несформированность сырьевых зон, которая образовалась вследствие закрытия ряда предприятий. В свое время льнозаводы строились по территориальному принципу загрузки, то есть близлежащие льносеющие хозяйства перевозили льносырье на расстояние не более 50-70 километров. Даже с учетом сноповой заготовки льносырья доставка его на предприятия составляла от 3 до 5 процентов стоимости перевозимого груза и оплачивалась потребителем. В настоящее время все льносырье заготавливается по рулонной технологии, издержки на доставку сырья на льнозаводы составляют от 20 до 50 процентов (в зависимости от расстояния перевозки) от общей стоимости перевозимого сырья.
Учитывая увеличение объема посевных площадей и рост урожайности льняного поля, в области предлагается сформировать четыре производственные (сырьевые) зоны с укрупненными севооборотами хозяйств, осуществить модернизацию льноперерабатывающих предприятий, установить новые зарубежные производственные линии для получения длинного волокна, увеличить процент выхода длинного льноволокна, повысить качество готовой продукции, что существенно повлияет на обеспеченность текстильных предприятий области собственным сырьем. Для выполнения задач Программы по развитию льняного комплекса, улучшения первичной переработки льна необходимо реализовать следующие мероприятия: сосредоточить посевные площади льна в районах, имеющих технический и технологический потенциал за счет создания четырех сырьевых зон, концентрирующих льносеющие хозяйства вокруг четырех базовых льнозаводов, соблюдать агротехнику возделывания и уборки льна, отладить систему семеноводства и сортообновления.
Реализация мероприятий Программы позволит выйти к 2012 году на следующие показатели производства льнопродукции:
Таблица 1
Распределение посевных площадей, урожайности, валовых сборов и качества
льнопродукции по годам
N п/п | Показатели | Ед. изм. | 2007 (факт) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Посевная площадь | тыс.га | 7,20 | 7,20 | 9,00 | 9,50 | 11,50 | 12,00 |
2. | Урожайность по льноволокну |
ц/га | 3,00 прогноз | 5,00 | 6,50 | 7,00 | 7,00 | 7,50 |
3. | Урожайность по льносеменам |
ц/га | 0,42 прогноз | 1,7 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,2 |
4. | Валовой сбор по тресте |
тыс.т | 8,11 прогноз | 13,86 | 22,52 | 25,60 | 30,99 | 34,65 |
5. | Качество тресты | N средний | 1,0 | 1,12 | 1,25 | 1,30 | 1,40 | 1,50 |
6. | Выход длинного льноволокна |
% | 7,00 | 8,00 | 10,00 | 11,00 | 11,00 | 12,00 |
7. | Масса длинного льноволокна |
тыс.т | 0,57 | 1,11 | 2,25 | 2,82 | 3,41 | 4,16 |
8. | Качество волокна | N средний | 10,00 | 10,50 | 10,75 | 11,00 | 11,50 | 12,50 |
9. | Валовой сбор по льносеменам |
тыс.т | 0,3 прогноз | 0,85 | 1,00 | 1,40 | 1,70 | 1,80 |
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 576 в настоящую таблицу внесены изменения
Таблица 2
Перечень мероприятий Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
I. Обеспечение оборудованием | ||
1. | Закупка специализированной сельхозтехники, обеспечивающей повышение качества проведения работ на всех этапах: |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
1.1. | предпосевная обработка почвы (высококачественные вспашка, боронование и культивирование), что увеличивает всхожесть семян и сокращает сроки прорастания и, следовательно, позволит сместить уборку урожая на сроки с более благоприятными погодными условиями |
|
1.2. | высев семян с необходимой плотностью, что обеспечит стеблестой и повышение эффективности уборки |
|
1.3. | повышение качества волокна за счет более щадящей технологии уборки |
|
2. | Закупка высокопроизводительной техники, позволяющей сократить себестоимость конечного продукта |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
3. | Модернизация оборудования льносемстанций, позволяющая повысить качество выполняемых станцией работ (очистка, сортировка, хранение семян), а также повышающая предпосевную готовность семенного материала (обогрев, протравливание) |
льносеменоводческие станции* |
4. | Замена оборудования первичной переработки, систем пневмотранспорта и вентиляции |
льноперерабатывающие предприятия* |
5. | Модернизация систем электро- и теплоснабжения для существенного улучшения условий труда |
льноперерабатывающие предприятия* |
6. | Модернизация складского комплекса для обеспечения соблюдения технологий хранения сырья и готовой продукции |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
II. Внедрение передовых технологий | ||
1. | Внедрение технологии раздельной уборки льна для товарных посевов, позволяющей: |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
1.1. | значительно сократить затраты на переработку тресты за счет координации технологий (снижение засоренности тресты, прокладка шнура при рулонировании для обеспечения автоматической подачи сырья на линии первичной переработки) |
|
1.2. | сократить затраты на сушку льновороха почти в пять раз за счет смещения и сокращения сроков уборки |
|
1.3. | снизить риски потери урожая тресты за счет смещения уборки урожая на сроки с более благоприятными погодными условиями |
|
1.4. | повысить качественные (номерность, прядомость) и количественные показатели урожая |
|
2. | Проведение мероприятий по выравниванию контуров для посева льна с целью: |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
2.1. | обеспечения необходимой плотности посева снижающей полегание посевов |
|
2.2. | повышения эффективности использования высокопроизводительной льноуборочной техники |
|
3. | Обеспечение соблюдения технологии и агротехники при выращивании льна для существенного повышения урожайности и качества тресты за счет: |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
3.1. | соблюдения агротехнических сроков проведения всех работ |
|
3.2. | проведения необходимого количества оборачиваний для улучшения вылежки |
|
3.3. | соблюдения требований севооборота по льну (посев льна на одной и той же территории не чаще одного раза в 6-7 лет) |
|
3.4. | внесения необходимого количества удобрений и проведения полного комплекса мероприятий по агрохимзащите |
|
3.5. | соблюдения технологий предпосевной подготовки почвы | |
4. | Внедрение почвосберегающих технологий подготовки полей | льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
5. | Внедрение более мягкой технологии первичной переработки льна, позволяющей: |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
5.1. | увеличить удельный вес наиболее ценного продукта - длинного волокна до 70 процентов |
|
5.2. | повысить номерность и прядомость волокна | |
5.3. | внедрить технологии высокой степени сортировки отходов переработки с максимизацией выхода ценных продуктов |
|
5.4. | внедрить технологии глубокой переработки короткого волокна и отходов первичной переработки |
|
III. Управление производством | ||
1. | Организация сельскохозяйственного производства, обеспечивающая оптимальный объем посевов льна в структуре посевных площадей хозяйств |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
2. | Внедрение системы укрупненного севооборота для обеспечения эффективного использования высокопроизводительной техники (укрупнение площадей, обрабатываемых одним комплектом техники до 300-500 га) |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
3. | Концентрация посевных площадей в непосредственной близости от льнозаводов и семстанций с образованием четырех крупных сырьевых зон выращивания льна для сокращения расходов на транспортировку продукции |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
4. | Выделение необходимых площадей под семенные посевы, что позволит перейти на самообеспечение семенами (не только товарными, но и высокорепродуктивными), следовательно, позволит сократить себестоимость получаемого урожая и применение на них классической технологии уборки, снижающей риски потери урожая семян |
льносеющие хозяйства и льноперерабатывающие предприятия* |
IV. Господдержка предприятий льняного комплекса | ||
1. | Увеличение производства льноволокна и семян возможно при материальной заинтересованности сельхозтоваропроизводителей, которую можно обеспечить следующими путями: |
|
1.1. | субсидирование на возмещение части затрат на производство льнопродукции - с 2008 по 2011 год на фактически произведенную тонну льноволокна - 8000 рублей, с 2012 года - 5000 рублей на тонну, производство льносемян посевных кондиций - 5200 рублей на тонну на период действия Программы |
департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области |
1.2. | субсидирование на возмещение части затрат по приобретенной технике и оборудованию для выращивания и переработки льнопродукции в размере до 60 процентов ее стоимости |
департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области |
1.3. | субсидирование на возмещение части затрат на приобретение ГСМ, минеральных удобрений и средств агрохимзащиты |
департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области |
1.4. | субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях льноперерабатывающими предприятиями на приобретение нового высокотехнологичного и современного оборудования по первичной обработке льна в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации |
департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области |
________________________
* - исполнители мероприятий Программы - по согласованию.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1108 настоящая таблица изложена в новой редакции
Таблица 3 Бюджетное финансирование обеспечения Программы по сельскохозяйственному сектору
(млн. рублей)
N п/г |
Направление финансирования |
Всего за 2008-2012 годы |
в том числе по годам | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Субсидии на возмещение части затрат на производство льно-продукции (с 2008 по 2011 год на фактически произведенную тонну льноволокна - 8000 рублей, с 2012 года - 5000 рублей на тонну) |
223,8 | 14,4 | 46,8 | 53,2 | 64,4 | 45,0 |
2. | Субсидии на возмещение части затрат на производство льносемян посевных кондиций (5200 рублей на тонну на весь период действия Программы) |
31,2 | 1,1 | 4,9 | 7,2 | 8,5 | 9,5 |
3. | Субсидии на возмещение части затрат по приобретенной технике и оборудованию для выращивания и переработки льнопродук-ции (в размере 60 процентов ее стоимости) |
278,8 | 48,8 | 70,0 | 70,0 | 50,0 | 40,0 |
4. | Субсидии на возмеще- ние части затрат на приобретение ГСМ, минеральных удобре-ний и средств агрохим-защиты |
131,6 | 54,4 | 16,5 | 17,4 | 21,1 | 22,2 |
5. | Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях льноперерабаты-вающими предприятиями на приобретение нового высокотехнологичного и современного оборудования по первичной обработке льна в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации |
7,1 | 1,6 | 1,6 | 1,8 | 2,1 | |
Итого | 672,5 | 118,7 | 139,8 | 149,4 | 145,8 | 118,8 |
Таблица 4
Реализация программных мероприятий за счет внебюджетных источников
(млн.рублей)
N п/п | Направление финансирования | Всего за 2008-2012 годы |
в том числе по годам | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна |
474,0 | 129,0 | 105,0 | 105,0 | 75,0 | 60,0 |
2. | Приобретение ГСМ, минеральных удобрений, средств агрохимзащиты |
212,0 | 31,0 | 39,0 | 41,0 | 49,0 | 52,0 |
3. | Приобретение льносемян | 42,0 | 21,0 | 15,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
4. | Реконструкция основных фондов |
141,0 | 23,0 | 26,0 | 27,0 | 30,0 | 35,0 |
Итого | 869,0 | 204,0 | 185,0 | 175,0 | 156,0 | 149,0 |
2. Текстильный сектор
Предусматривается создание единой производственно-технологической цепочки по заключительной обработке и отделке тканей для предприятий текстильного сектора области.
Таблица 5
Перечень мероприятий Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель |
I. Поэтапная реструктуризация | ||
1 | 2 | 3 |
1. | Первым этапом является создание организации, выполняющей функции управляющей компании текстильного сектора и выступающей основным заказчиком по договорам контрактации на закупки льнопродукции, произведенной на территории области |
текстильные предприятия области* |
2. | Вторым этапом является реструктуризация деятельности текстильных предприятий области с целью управления стратегией развития отрасли, позволяющей наиболее полно использовать возможности переработки сырья, производимого предприятиями льняного комплекса, ассортиментной и ценовой политикой: |
текстильные предприятия области* |
2.1. | исходя из сложившейся специализации на базе Красавинского льнокомбината предполагается осуществлять выпуск жаккардовых тканей, так как именно там имеются в достаточном количестве гребнечесальные машины и жаккардовые станки |
|
2.2. | на базе Вологодского льнокомбината предполагается осуществлять выпуск тканей гладких структур, то есть гладкоокрашенных, набивных и пестротканых |
|
II. Обеспечение оборудованием | ||
1. | Закупка линий крашения и заключительной отделки тканей (химизация умягчения), а также оборудования для механического умягчения и нанесения печатных рисунков на ткани |
текстильные предприятия области* |
2. | Внедрение передовых технологий и высокопроизводительного оборудования, позволяющих выпускать продукцию в соответствии с европейскими стандартами |
текстильные предприятия области* |
3. | Модернизация приготовительного ткацкого производства |
текстильные предприятия области* |
III. Внедрение передовых технологий | ||
1. | Применение современных, качественных красителей и химических препаратов, обеспечивающих яркость и стойкость крашения, а также щадящих структуру ткани химических реакций |
текстильные предприятия области* |
2. | Создание технологической лаборатории, позволяющей автоматизировать контроль качества |
текстильные предприятия области* |
3. | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внедрение технологии в области котонизации для расширения ассортимента, повышения рентабельности и решения проблемы утилизации отходов производства |
текстильные предприятия области* |
4. | Модернизация систем фильтрации пара и воздуха, позволяющая повысить качество выпускаемой продукции |
текстильные предприятия области* |
5. | Модернизация систем вентиляции для улучшения условий труда |
текстильные предприятия области* |
IV. Управление производством | ||
1. | Организация мелкосерийного производства (обучение персонала и внедрение необходимых методов управления производством) для обеспечения высокой гибкости в отношениях с клиентами |
текстильные предприятия области* |
2. | Организация производства под заказ (минимизация складских запасов) |
текстильные предприятия области* |
3. | Внедрение комплексной системы управления качеством с максимальной автоматизацией процессов контроля для сокращения количества брака и повышения уровня удовлетворенности клиентов |
текстильные предприятия области* |
________________________________
* - исполнители мероприятий Программы - по согласованию.
Таблица 6
Технико-экономические показатели работы в 2008-2012 годах
Наименование показателей |
Единица измерения |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2012 в%к 2007 году |
Итого в 2008-2012 годах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Товарная продукция (без НДС) |
тыс. руб. | 246703,0 | 516230,0 | 572509,0 | 715636,0 | 894545,0 | 1230000,0 | 499% | 3928920,0 |
Рентабельность производства |
% | 0% | 0% | 1,5% | 3% | 5% | 8% | ||
Переработка трепаного льна |
тонн | 1116,0 | 2783,0 | 3090,0 | 3554,0 | 4087,0 | 4700,0 | 421% | 18213,0 |
Выпуск пряжи | тонно/N | 14033,0 | 34127,0 | 37881,0 | 43563,0 | 50097,0 | 59774,0 | 426% | 225441,0 |
тонн | 882,0 | 2036,0 | 2260,0 | 2599,0 | 2989,0 | 3437,0 | 390% | 13321,0 | |
Готовые льняные ткани |
тыс.кв.м | 6235,0 | 12111,0 | 13443,0 | 15460,0 | 18261,0 | 21000,0 | 337% | 80275,0 |
тыс.пог.м | 4593,0 | 8030,0 | 8913,0 | 10250,0 | 11781,0 | 13548,0 | 295% | 52523,0 |
Исходя из представленных расчетов по урожайности льна и выработке льноволокна предприятиями сельскохозяйственного сектора видно, что потребность в дополнительном привлечении сырья из других регионов остается.
Таблица 7
Обеспечение льнопродукцией текстильных предприятий
(тонн)
Год реализации проекта |
Потребность в льноволокне для текстильного комплекса |
Количество льноволокна от сельскохозяйственного сектора |
Процент обеспеченности собственным волокном |
Дополнительная потребность в закупке льноволокна |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2008 | 2783,0 | 1109,0 | 40%, | 1674,0 |
2009 | 3090,0 | 2252,0 | 73% | 838,0 |
2010 | 3554,0 | 2816,0 | 79% | 738,0 |
2011 | 4087,0 | 3409,0 | 83% | 678,0 |
2012 | 4700,0 | 4158,0 | 88% | 542,0 |
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1108 настоящая таблица изложена в новой редакции
Таблица 8 Бюджетное финансирование обеспечения Программы по текстильному сектору
(млн. рублей)
N п/п |
Направление финансирования |
Всего за 2008-2012 годы |
в том числе по годам | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Финансирование на капитальные и текущие вложения |
615,0 | 60,0 | 239,5 | 105,0 | 106,5 | 104,0 | |
1. | Капитальные вложения в том числе | 400,5 | - | 201,0 | 67,0 | 66,5 | 66,0 |
1.1. | приобретение прядильного оборудования |
75,5 | - | - | - | 9,5 | 66,0 |
1.2. | приобретение ткацкого оборудования | 223,0 | - | 99,0 | 67,0 | 57,0 | - |
1.3. | приобретение отделочного оборудования |
102,0 | - | 102,0 | - | - | - |
1.4 | приобретение основных фондов | - | - | - | - | - | - |
2. | Текущие вложения в том числе | 214,5 | 60,0 | 38,5 | 38,0 | 40,0 | 38,0 |
2.1. | субсидирование из областного бюджета процентных ставок по кредитам коммерческих банков, направленным на техническое перевооружение, модернизацию и приобретение оборудования |
48,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | |
2.2. | субсидирование из областного бюджета процентных ставок по кредитам коммерческих банков, направленных на пополнение оборотных средств |
106,50 | 26,5 | 26,0 | 28,0 | 26,0 | |
2.3. | субсидии на приобретение оборотных средств |
60,0 | 60,0 |
Примечание: в целях государственной поддержки льносеющих хозяйств и льнозаводов области бюджетные средства предприятиям текстильного сектора выделяются при условии закупки льносырья, производимого на территории Вологодской области. Бюджетное финансирование осуществляется в рамках межмуниципального инвестиционного проекта в соответствии с областным инвестиционным законодательством.
3. Перечень мероприятий кадровой политики Программы
Модернизация производства, оснащение хозяйств и предприятий участников льнокомплекса Вологодской области высокопроизводительной техникой позволят частично решить вопрос обеспеченности людскими ресурсами, но потребуют, соответственно, и высокой квалификации кадров, способных обслуживать новую технику и производить работы на должном уровне.
Для решения кадровых вопросов в льняном комплексе департаменту сельского хозяйства области необходимо решить следующие задачи:
1) организация профессионального образования с учетом потребностей льносеющих хозяйств и льноперерабатывающих предприятий - подготовка квалифицированного производственного персонала, в том числе и целевое направление на учебу от предприятий в профтехучилища, целевое обучение специалистов среднего управленческого звена текстильного сектора (помощников мастеров, мастеров), а также управленческого звена в высших учебных заведениях и техникумах;
2) предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в соответствии с постановлением Правительства области от 14 августа 2005 года N 811 "Об использовании средств федерального бюджета и предоставлении средств областного бюджета на реализацию федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2010 года" на территории Вологодской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пункта 3 раздела 3 настоящего постановления допущена опечатка. Имеется в виду "постановление Правительства Вологодской области от 14 августа 2006 г. N 811..."
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1108 в настоящую таблицу внесены изменения
Таблица 9 IV. Ресурсное обеспечение Программы
Итого | Источники финансирования | ||||
областной бюджет | прочие источники | ||||
текстильный сектор |
сельскохозяйствен- ный сектор |
текстильный сектор |
сельскохозяйствен- ный сектор |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общий объем финансирования |
2807.8 | 1287,5 | 1520,3 | ||
в том числе | 615,0 | 672,5 | 657,0 | 863,3 | |
в том числе с разбивкой по годам |
|||||
2008 | 810.0 | 60,0 | 118,7 | 433,0 | 198,3 |
2009 | 6633 | 239.5 | 139,8 | 99,0 | 185,0 |
2010 | 495,4 | 105,0 | 149,4 | 66,0 | 175,0 |
2011 | 438,3 | 106,5 | 145,8 | 30,0 | 156,0 |
2012 | 400,8 | 104,0 | 118,8 | 29,0 | 149,0 |
из них | - | - | - | - | - |
Капитальные расходы | 1470,5 | 400,5 | - | 455,0 | 615,0 |
в том числе с разбивкой по годам |
|||||
2008 | 458,0 | - | - | 306,0 | 152,0 |
2009 | 380,0 | 201,0 | - | 48,0 | 131,0 |
2010 | 241,0 | 67,0 | - | 42,0 | 132,0 |
2011 | 201,5 | 66,5 | - | 30,0 | 105,0 |
2012 | 190,0 | 66,0 | - | 29,0 | 95,0 |
Текущие расходы | 1337,3 | 214,5 | 672,5 | 202,0 | 248,3 |
в том числе с разбивкой по годам |
|||||
2008 | 352,0 | 60,0 | 118,7 | 127,0 | 46,3 |
2009 | 283,3 | 38,5 | 139,8 | 51,0 | 54,0 |
2010 | 254,4 | 38,0 | 149,4 | 24,0 | 43,0 |
2011 | 236,8 | 40,0 | 145,8 | - | 51,0 |
2012 | 210,8 | 38,0 | 118,8 | - | 54,0 |
Источниками средств на развитие льняного комплекса области на 2008-2012 годы являются средства, предусмотренные в областном бюджете на очередной финансовый год по разделу "Сельское хозяйство" по статье "Областная целевая программа "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2008-2012 годы", а также средства из прочих источников, в том числе собственные средства предприятий.
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства области.
Начальник департамента сельского хозяйства области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программных мероприятий, рациональное использование выделяемых финансовых средств.
Департамент сельского хозяйства области ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет объемы выполняемых работ и затраты по реализации мероприятий, а также состав исполнителей.
Порядок финансирования и механизм распределения средств, выделяемых на мероприятия Программы, определяется постановлением Правительства области.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства области и первым заместителем Губернатора области, курирующим агропромышленный комплекс области.
Для обеспечения контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет первому заместителю Губернатора области, курирующему агропромышленный комплекс, а в копии - департаменту экономики Правительства области, информацию о выполнении Программы.
VII. Оценка результатов реализации Программы
1. По сельскохозяйственному сектору:
1) расширение посевных площадей к 2012 году до 12,0 тыс.гектаров;
2) повышение средней урожайности:
а) по льноволокну - до 7,5 центнера с гектара;
б) по льносеменам - до 2,5-3,2 центнера с гектара;
3) сокращение сроков уборки на 15-20 процентов от обычных;
4) повышение качества готовой продукции на 1,5-2,0 номера;
5) снижение затрат на единицу готовой продукции на 25-30 процентов;
6) увеличение валового сбора длинного льноволокна до 4,2 тыс.тонн;
7) увеличение валового сбора льносемян до 1,8 тыс. тонн.
2. По текстильному сектору:
1) увеличение выпуска товарной продукции до 1230,0 млн.рублей в год;
2) увеличение переработки трепаного льна до 4,7 тыс.тонн в год;
3) увеличение выпуска готовых льняных тканей до 21,0 млн.кв.м в год.
3. В целом по отрасли:
1) увеличение налоговых платежей во внебюджетные фонды до 4,13 млн.рублей в год;
2) создание до 1700 новых рабочих мест;
3) повышение рентабельности отрасли льноводства на 15-20 процентов.
4. Социально-экономические последствия реализации Программы:
1) обеспечение сельскохозяйственных производителей, льноперерабатывающих и текстильных предприятий области новым высокоэффективным оборудованием и передовыми технологиями, дальнейшая интеграция всех звеньев, участвующих в производстве и переработке льна, что позволит:
а) увеличить производительность труда;
б) сократить ручной труд;
в) повысить жизнеобеспеченность поселков в сельской местности;
г) увеличить производство товаров народного потребления;
д) повысить обеспеченность текстильных предприятий области собственным льносырьем;
е) увеличить конкурентоспособность продукции из льна;
ж) сформировать производственную базу, способную продвинуть отечественную льняную продукцию на европейский рынок;
з) обеспечить целенаправленное и рациональное использование выделенных на развитие льняного комплекса бюджетных средств;
и) внедрить технологии углубленной переработки льна, что обеспечит производство новых видов продукции (нетканых материалов, сорбентов, целлюлозы и др.), востребованных различными отраслями экономики.
Таким образом, устойчивое развитие льняного комплекса будет оказывать положительное влияние на развитие сопряженных отраслей экономики в части создания надежной сырьевой базы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 7 декабря 2007 г. N 1136 "Об областной целевой программе "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2008-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 12 февраля 2008 г. N 18
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 14 ноября 2008 г. N 918 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24 декабря 2008 г. N 1108
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16 июля 2008 г. N 576