Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о системе управления качеством медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения Вологодской области
(утв. приказом Департамента здравоохранения Вологодской области и Территориального фонда ОМС от 12 января 2009 г. N 2/8)
1. Понятийный аппарат
В данном документе используются следующие значения терминов и определений:
Медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику, лечение и реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Процесс оказания медицинской помощи - это деятельность, состоящая из медицинских мероприятий по отношению к конкретному пациенту.
Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи современному уровню медицинской науки и технологии и имеющимся потребностям пациента (населения).
Стандарт качества - реально достижимый и утвержденный на определенный период времени уровень медицинской помощи. Стандарты устанавливаются на структуру (ресурсы), технологии (процесс) и результаты с учетом групп пациентов.
Оценка качества - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.
Индикатор качества - показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи.
Мониторинг качества - применение действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества.
Управление качеством - часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.
Система управления качеством медицинской помощи - совокупность административных звеньев управления КМП, наделенных определенными полномочиями управления, и упорядоченно функционирующая для достижения качества медицинской помощи и медицинских услуг.
Непрерывное улучшение качества - управленческая деятельность по непрерывному изучению и усовершенствованию процессов оказания медицинской помощи с целью удовлетворения потребностей пациентов и других потребителей. НУК направлено на улучшение результатов работы системы в целом путем постоянной модификации и усовершенствования самой системы, а не путем выявления и отказа от людей и процессов, практика и результаты работы которых не соответствуют установленным нормам.
Права пациентов - набор прав, привилегий, обязательств и обязанностей, с которыми люди обращаются за услугами здравоохранения и получают их.
Удовлетворенность пациента - мнение пациента об оказанной ему помощи, определяемое путем анкетирования с целью выявления оценки медицинским услугам, полученным им в процессе оказания медицинской помощи.
Эксперт - врач-специалист, имеющий соответствующую квалификацию по проверяемому профилю медицинской помощи и аттестованный в установленном порядке, чья высокая квалификация признана коллегами.
Ведомственная экспертиза - экспертиза, проводимая силами и в пределах областной системы здравоохранения.
Вневедомственная экспертиза - экспертиза, организуемая силами учреждений и организаций системы обязательного медицинского страхования.
2. Цель и задачи системы управления КМП
Целью региональной системы управления качеством медицинской помощи (далее - системы управления КМП) является повышение уровня здоровья и продолжительности жизни населения области на основе улучшения качества медицинской помощи и эффективности здравоохранения.
Задачами системы управления качеством медицинской помощи являются:
- Реализация на всей территории Вологодской области политики непрерывного улучшения качества медицинских услуг.
- Развитие системы стандартов медицинской помощи, протоколов ведения больных в учреждениях здравоохранения области.
- Создание специализированных структур для управления КМП в органах управления здравоохранением, учреждениях здравоохранения, ТФ ОМС, СМО.
- Создание механизмов взаимодействия субъектов правоотношений в системе управления КМП.
- Формирование системы экспертизы качества медицинской помощи.
- Эффективная мотивация работников ЛПУ к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской помощи.
- Развитие и совершенствование мониторинга КМП: внедрение унифицированных методов сбора и обобщения информации о состоянии КМП, обеспечивающих возможность применения статистических методов обработки информации, моделирования и прогнозирования состояния КМП.
- Обеспечение обратной связи с потребителями медицинских услуг и медицинскими работниками организаций здравоохранения в процессе управления КМП.
3. Структура системы управления КМП
Система управления КМП состоит из элементов, объединенных единой целью - обеспечить своевременное предоставление потребителю (пациенту) медицинских услуг, соответствующих требованиям протоколов ведения больных и стандартам организации обслуживания пациентов при оптимальном использовании ресурсов.
Такими элементами являются:
- нормативно-правовая база обеспечения качества медицинской помощи;
- структурные подразделения - службы управления КМП на уровне органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения, СМО, ТФОМС;
- комплекс стандартов и требований к организации и оказанию медицинской помощи;
- система контроля КМП, включающая экспертизу КМП, мониторинг и оценку КМП;
- механизмы мотивации и стимулирования деятельности по обеспечению КМП;
- механизм обратной связи с потребителями медицинских услуг;
- информационно-коммуникационное обеспечение процесса оказания медицинской помощи;
Нормативно-правовая база включает:
- положение о структурах управления качеством "медицинской помощи в органах и учреждениях здравоохранения и системы ОМС;
- показатели качества медицинской помощи и порядок оценки работы медицинских специалистов и лечебно-профилактических учреждений;
- положение о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Вологодской области;
- положение о вневедомственной экспертизе качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Вологодской области;
- положение о внештатном эксперте качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Вологодской области;
- положение о Регистре внештатных экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС Вологодской области;
- положение о медико-экономической экспертизе страховых случаев в системе обязательного медицинского страхования;
- положение о материальном стимулировании работников лечебно-профилактических учреждений за эффективную работу;
- инструктивно-методическая документация, обеспечивающая деятельность служб управления КМП и проведение ведомственной экспертизы;
- отчетные формы и порядок сбора и представления информации о состоянии КМП в учреждениях здравоохранения.
Службы управления КМП
Для выполнения мероприятий по сбору, обобщению, анализу информации о состоянии КМП и подготовке проектов управленческих решений по улучшению КМП населению Вологодской области в органах управления здравоохранением, учреждениях здравоохранения, СМО, ТФОМС создаются службы управления КМП. Службы формируются из их сотрудников, которым вменены в обязанности вопросы обеспечения качества процесса оказания медицинской помощи. Деятельность служб управления КМП регламентируется Положением о службе управления КМП организации.
В задачи службы управления КМП входят:
- организация планомерной работы по сбору и анализу информации о качестве медицинской помощи;
- планирование, организация и контроль мероприятий, направленных на оптимизацию процесса оказания медицинской помощи;
- осуществление информационного обмена по вопросам КМП;
- подготовка проектов управленческих решений по улучшению КМП;
- организация обучения персонала управлению КМП;
- создание системы мотивации работников за качественную и эффективную работу;
Комплекс стандартов и требований к организации и оказанию медицинской помощи предполагает разработку, адаптацию и внедрение:
- протоколов ведения больных и медико-экономических стандартов (МЭС);
- правил взаимодействия подразделений ЛПУ по обеспечению условий для качественного оказания медицинской помощи и обслуживания пациентов в процессе оказания медицинской помощи;
- должностных инструкций медицинского персонала.
Система контроля КМП включает экспертизу и мониторинг КМП:
- Экспертиза КМП и выполнения требований к организации обслуживания пациентов осуществляется врачами-экспертами медицинских страховых организаций и ТФОМС (вневедомственная экспертиза), а также специалистами органов здравоохранения и ЛПУ (ведомственная экспертиза). Правила проведения таких экспертиз и алгоритм действий являются едиными для всех в целях сопоставимости результатов.
- Мониторинг КМП. Для отслеживания динамики КМП под воздействием проводимых мероприятий по ее улучшению организуется мониторинг КМП с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Мониторинг КМП является одним из элементов мониторинга результативности системы здравоохранения. Предусматривается два уровня анализа информации - муниципальный (города и районы) и региональный (область). Основой для анализа является информация о КМП, поступающая из ЛПУ, органов здравоохранения, СМО и ТФОМС. Эта информация обобщается информационно-аналитическим центром (МИАЦ) и передается в органы управления здравоохранением для принятия управленческих решений. На основе этой информации МИАЦ формирует базу данных о КМП.
Механизм мотивации деятельности по достижению КМП.
Создание единой базы данных о КМП и результатах работы учреждений здравоохранения области позволяют проводить сравнительный анализ показателей КМП отдельных врачей, подразделений, лечебно-профилактических учреждений и муниципальных образований области. Результаты этой работы на уровне ЛПУ являются основой для реализации механизмов стимулирования персонала учреждений здравоохранения, в том числе экономических. Кроме того, информирование о результатах ранжирования ЛПУ по уровню качества медицинской помощи является мотивацией улучшения КМП в целях повышения имиджа лечебного учреждения.
Механизм обратной связи с потребителями медицинских услуг.
Одним из важных составляющих системы управления КМП является учет мнения потребителей медицинских услуг об их удовлетворенности качеством этих услуг. Механизмом получения таких сведений является анкетирование пациентов ЛПУ. Результаты анкетирования наряду с результатами анализа жалоб и обращений граждан включаются в систему оценки КМП.
Информационно-коммуникационное обеспечение процесса оказания медицинской помощи.
Это важный элемент обеспечения КМП, позволяющий с помощью современных информационно-коммуникационных технологий создать необходимые условия для принятия правильных решений в процессе оказания медицинской помощи.
Это достигается путем:
- укомплектования рабочих мест медицинского персонала (прежде всего врачей) персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением, офисной техникой и системой связи;
- обеспечения свободного выхода в internet;
- создания корпоративной компьютерной сети для обмена персонифицированной медицинской информацией между учреждениями здравоохранения разных уровней;
- обеспечения свободного доступа пациентов в регистратуры и отделения СМП с помощью многоканальной телефонной связи.
4. Функционирование системы управления КМП
Система управления КМП является многоуровневой (ЛПУ - муниципальное образование - область), межведомственной (система здравоохранения и система обязательного медицинского страхования), непрерывно действующей, многокомпонентной (структура, ресурсы, технологии, кадры, документы, экспертиза, мониторинг), постоянно развивающейся (с использованием накопленного опыта).
На каждом из уровней обеспечивается свой комплекс мероприятий, объединенных единой концепцией непрерывного улучшения качества медицинских услуг и единым информационным пространством.
На уровне ЛПУ мероприятия состоят из:
- проведения внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи;
- оценки КМП на уровне врача и качества медицинского обслуживания в подразделениях ЛПУ;
- рассмотрения на уровне Службы управления КМП итогов оценки КМП и эффективности принимаемых управленческих решений по улучшению КМП;
- анализа, планирования и реализации мероприятий по управлению КМП;
- анкетирования пациентов;
- работы по повышению знаний медперсонала об управлении КМП;
- обеспечения информационного обмена в рамках мониторинга.
На уровне муниципального образования мероприятия состоят из:
- контроля эффективности потребления ресурсов, работы с кадрами, выполнения плановых заданий, мероприятий программ;
- оценки КМП и эффективности работы ЛПУ;
- рассмотрения в Службе управления КМП итогов оценки КМП и эффективности принимаемых управленческих решений по улучшению КМП.;
- анализа, планирования, разработки и реализации мероприятий по управлению КМП;
- проведения опросов населения об удовлетворенности медицинским обслуживанием;
- организации повышения знаний медицинского персонала по вопросам КМП;
- обеспечения информационного обмена в рамках мониторинга.
На уровне области мероприятия состоят из:
- определения политики в области КМП;
- правового и информационно-методического обеспечения процесса управления КМП;
- стандартизации процесса оказания медицинской помощи;
- вневедомственных экспертиз КМП;
- ведения единого регистра экспертов КМП;
- формирования единого банка данных о КМП;
- контроля соблюдения в ЛПУ лицензионных требований по обеспечению КМП и безопасности пациентов и персонала;
- совершенствования методологии оценки КМП;
- научно-практического обеспечения процесса управления качеством медицинской помощи;
- планирования и организации повышения знаний медицинского персонала по вопросам КМП;
- оценки КМП в ЛПУ и муниципальных образованиях;
- мониторинга КМП и результативности системы здравоохранения;
- оптимизации бюджетных расходов системы здравоохранения и средств системы ОМС;
- разработки и реализации региональных и ведомственных программ;
- координации процессов информационно-коммуникационного обеспечения здравоохранения;
- защиты прав граждан в области охраны здоровья;
- совершенствования мотивации работников здравоохранения к обеспечению качества медицинского обслуживания граждан.
Схема управления качеством медицинской помощи в Вологодской области
"Схема управления качеством медицинской помощи в Вологодской области"
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области и Территориального фонда ОМС от 12 января 2009 г. N 2/8 Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.