Постановление Правительства Вологодской области
от 24 ноября 2009 г. N 1807
"Об утверждении программных мероприятий "Развитие конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы"
Постановлением Правительства Вологодской области от 31 мая 2010 г. N 609 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые программные мероприятия "Развитие конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы".
2. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника департамента экономики Правительства области, первого заместителя Губернатора области Л.Г. Иогмана.
Справку о выполнении постановления представить к 20 марта 2013 года.
По поручению Губернатора области |
Н.В. Костыгов |
Программные мероприятия "Развитие конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы" (далее - программные мероприятия)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 24 ноября 2009 г. N 1807)
Паспорт программных мероприятий
Наименование программных мероприятий |
"Развитие конкуренции в Вологодской области на 2010 - 2012 годы" |
Основания для разработки программных мероприятий |
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р; - постановление Правительства области от 16 апреля 2004 года N 380 "Об основных положениях концепции Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу" |
Государственный заказчик - координатор программных мероприятий |
- департамент экономики Правительства области |
Разработчики программных мероприятий |
- департамент экономики Правительства области |
Основные цели и задачи программных мероприятий |
- основная цель - обеспечение условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области, модернизации производств, наиболее полного удовлетворения потребностей населения области в товарах, работах и услугах; - задачи: общее улучшение конкурентной среды за счет обеспечения условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития информационной, финансовой инфраструктуры и обеспечения ее доступности для субъектов хозяйственной деятельности; повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти; совершенствование системы управления государственными заказами; сбор, анализ и публикация информации о товарных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей |
Сроки реализации программных мероприятий |
2010-2012 годы |
Исполнители программных мероприятий |
- органы исполнительной государственной власти области: департамент экономики Правительства области; департамент финансов области; Департамент лесного комплекса области; Департамент строительства, промышленности и энергетики области; Департамент развития муниципальных образований области; департамент имущественных отношений области; Департамент земельных отношений области; Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области; департамент дорожного хозяйства области; Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области; департамент сельского хозяйства области; департамент труда и социального развития области; Департамент образования области; департамент здравоохранения области; Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области; департамент международных и межрегиональных связей Правительства области; управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, Комитет государственного заказа области; Комитет по транспорту и связи области; Комитет по туризму области (далее - органы исполнительной государственной власти области); - органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программных мероприятий |
- текущее финансирование |
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий |
- создание условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области; увеличение доли проведенных аукционов в электронной форме от общего количества конкурентных процедур по размещению государственных заказов; увеличение числа конкурирующих хозяйствующих субъектов путем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, государственного регулирования инвестиционной деятельности; формирование рынков новых видов товаров, расширение сферы обращения продукции местных производителей, выхода их на межрегиональные рынки |
Система контроля за исполнением программных мероприятий |
- контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляется департаментом экономики Правительства области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы экономической политики, развития экономики области |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлены программные мероприятия
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, развитость и доступность инфраструктуры.
Совершенствование конкурентной среды призвано стать фактором улучшения структуры и роста эффективности, дать серьезные стимулы для снижения затрат и повышения качества товаров и услуг, для развития малого и среднего предпринимательства.
Одним из важнейших преобразований экономики является формирование благоприятной инвестиционной и экономико-правовой среды для развития предпринимательства. Недостаток собственных финансовых средств организаций, обусловленный в значительной степени влиянием мирового экономического кризиса, сдерживает инвестиционную активность. В целях создания благоприятных условий для развития бизнеса в области приняты нормативные правовые акты в сфере развития и стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе предусмотрено предоставление инвесторам налоговых льгот.
Сдерживающим фактором для развития конкуренции и предпринимательской деятельности является недостаточная развитость как физической, так и финансовой инфраструктуры предпринимательства.
Определенным образом тормозит развитие предпринимательства проблема, связанная с длительностью прохождения процедуры оформления земельных участков в собственность. Так, средняя продолжительность предоставления земельного участка с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду до даты принятия решения о его предоставлении составляет более 6 месяцев.
Стоимость финансовых ресурсов на внутреннем рынке в настоящее время является достаточно высокой, что не способствует расширению использования заемных средств. Наблюдается дефицит долгосрочных кредитных ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиционные цели. Это повышает барьеры входа на рынки новых участников, снижает конкурентоспособность предпринимателей по сравнению с зарубежными конкурентами, имеющими более широкие возможности использования заемных ресурсов и выбора финансовых инструментов.
Оценивая конкурентную среду на ключевых товарных рынках области, можно отметить, что товарный рынок характеризуется как стабильный, с достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания.
Открытость товарных рынков характеризуется участием производителей в межрегиональной и международной торговле.
В Вологодской области рынок продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров наполовину формируется за счет ввоза товаров из-за пределов области. В 2008 году от предприятий других регионов России в область поступило продукции на 71,7 млрд. рублей, причем 76,1% из них - продукция производственно-технического назначения.
Структура ввоза продукции производственно-технического назначения имеет топливно-сырьевую направленность. Поставки угля занимают в общем объеме ввоза продукции производственно-технического назначения 34,4%, железной руды - 23,5%, дизельного топлива - 11,5%.
В объеме ввоза потребительских товаров из других регионов России 41% составляют продовольственные товары. В связи с отсутствием собственного производства полностью за счет ввоза область обеспечивает свои потребности в растительном масле, сахаре, чае, кофе, соли, маргариновой продукции, табачных изделиях, бытовой технике, автомобилях и ряда других товаров.
В общем объеме ввезенных продуктов питания преобладает ввоз бакалейных изделий (32%), а также плодово-ягодных и овощных консервов (17%). На долю молочных и мясных продуктов приходится соответственно 9,6% и 8,3%. В структуре ввоза алкогольных напитков и пива 28,7% составляют водка и ликероводочные изделия, 71,3% - пиво.
Из непродовольственных товаров наибольший удельный вес в ввозе составляют автомобильный бензин (56%) и легковые автомобили (32%).
По состоянию на 1 января 2009 года в области зарегистрировано 8,8 тысяч объектов розничной торговли, около 1,6 тысяч организаций общественного питания, более 2,4 тысяч организаций, оказывающих бытовые услуги.
Ввод новых торговых площадей в 2008 году превысил 70 тыс. кв. м. Всего введено 510 объектов розничной торговли, 127 предприятий общественного питания, 86 организаций бытового обслуживания. Среди введенных объектов розничной торговли преобладают крупноформатные и мультиформатные объекты.
Обеспеченность населения торговой площадью предприятий торговли составляет 573,3 кв. м площади на 1 тыс. населения. Обеспеченность услугами общественного питания - 32 посадочных места на тысячу жителей.
Позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом негативных проявлений. Из-за несовершенства сложившейся системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит наращивание цен реализации, утрачивается значение оптового звена. Формирование рынка продовольственных товаров области должно быть обусловлено не только наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, но и развитого рынка реализации качественных продуктов питания с максимальной степенью приближения производителей к потребителям в целях сокращения звеньев в цепи товародвижения, и как результат, снижения потребительских цен.
В целях стимулирования сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в области организована продажа продовольственных товаров через ярмарки и выездную торговлю. Органами местного самоуправления муниципальных образований области выделено 86 площадок для проведения ярмарок с организацией льготных торговых мест для сельскохозяйственной продукции. Для оптимизации цен на продовольственные товары необходимо дальнейшее развитие ярмарочной деятельности.
В Вологодской области динамично развивается система управления размещением государственных и муниципальных заказов, которая направлена на повышение эффективности закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров для государственных нужд.
Однако низкий уровень конкуренции на отдельных товарных рынках области приводит к увеличению количества неконкурсных закупочных процедур (у единственного поставщика). Недостаточный уровень информированности юридических лиц и предпринимательства о правилах участия в государственных закупках является сдерживающим фактором расширения конкуренции при размещении государственных заказов.
Развитие областной системы закупок должно быть направлено на создание эффективной конкурентной среды путем обеспечения равного доступа к участию в процедурах размещения заказа, единого информационного пространства и расширения возможностей поиска информации о закупках потенциальными участниками размещения заказа.
Преимущественное размещение государственных заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме позволит снизить затраты участников аукционов, обеспечить максимальный доступ к торгам, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с мировым экономическим кризисом конкуренция становится более жесткой, обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, за удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. Поэтому необходимо продолжить системную работу по созданию условий для достижения и удержания конкурентного преимущества выпускаемых товаров и оказываемых услуг на территории области.
В рамках программных мероприятий необходимо сформировать механизмы, гарантирующие развитие конкуренции.
2. Перечень программных мероприятий
В целях развития конкуренции необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
1. Обеспечение условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области.
2. Совершенствование системы управления государственными заказами.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства.
4. Развитие конкурентной среды в отраслях экономики.
Мероприятия по развитию конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы представлены в приложении к программным мероприятиям.
3. Механизм реализации программных мероприятий
Текущее управление реализацией программных мероприятий осуществляет департамент экономики Правительства области, исполнители мероприятий - соответствующие органы исполнительной государственной власти области.
Руководителем программных мероприятий является начальник департамента экономики, первый заместитель Губернатора области. Руководитель программных мероприятий несет ответственность за реализацию и конечные результаты программных мероприятий.
4. Контроль за ходом реализации программных мероприятий
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляется департаментом экономики Правительства области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы экономической политики, развития экономики области.
Исполнители программных мероприятий ежегодно (с 2011 по 2013 год) представляют в департамент экономики Правительства области аналитическую информацию о ходе реализации программных мероприятий по итогам года не позднее 20 февраля.
Департамент экономики Правительства области осуществляет подготовку и ежегодное (с 2011 по 2013 год) представление в контрольно-аналитическое управление Правительства области сводной аналитической информации о ходе реализации программных мероприятий по итогам года в срок до 20 марта.
Приложение
к программным мероприятиям
Мероприятия по развитию конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
Результаты реализации |
1. Обеспечение условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области | ||||
1.1. |
Создание многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг в области |
2010-2012 годы |
управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, органы исполнительной государственной власти области; органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
создание системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" |
1.2. |
Разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти области |
2010 год |
органы исполнительной государственной власти области |
упрощение порядка и сокращение сроков исполнения (предоставления) государственных функций (услуг) |
1.3. |
Создание реестра и портала государственных услуг (функций) области |
июль 2010 года |
Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области; управление государственной службы и кадровой политики Правительства области |
повышение доступности и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг |
1.4. |
Размещение сведений о предоставляемых на территории области государственных и муниципальных услугах и исполняемых государственных и муниципальных функциях в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 |
2010-2012 годы |
управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, Департамент развития муниципальных образований области, органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
|
1.5. |
Мониторинг деятельности подведомственных государственных учреждений области, осуществляющих контрольно-надзорные функции в рамках полномочий субъекта Российской Федерации (более 200 организаций), и подготовка предложений по разграничению осуществляемых ими контрольно-надзорных функций и оказанию государственных услуг |
2010-2012 годы |
управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, департамент финансов области, органы исполнительной государственной власти области |
оптимизация сети подведомственных государственных учреждений, осуществляющих контрольно-надзорные функции |
1.6. |
Проведение мониторинга предоставления земельных участков под строительство новых объектов, получение технических условий и согласований на обеспечение инвестиционных проектов необходимой инженерной инфраструктурой в разрезе муниципальных районов и городских округов Подготовка предложений по сокращению периода оформления земельных участков под строительство новых объектов, получения технических условий и согласований на обеспечение инвестиционных проектов необходимой инженерной инфраструктурой |
2010-2011 годы
2012 год |
Департамент земельных отношений области, Департамент строительства, промышленности и энергетики области |
упрощение начала ведения бизнеса |
1.7. |
Разработка предложений по эффективному выявлению и устранению препятствий для осуществления предпринимательской деятельности с учетом предложений общественного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства |
2010 год |
департамент экономики Правительства области |
оперативное принятие мер в целях развития конкуренции |
2. Совершенствование системы управления государственными заказами | ||||
2.1. |
Завершение процесса передачи полномочий по размещению государственных заказов от органов исполнительной государственной власти области и государственных учреждений области Комитету государственного заказа области (уполномоченному органу по размещению государственных заказов для государственных заказчиков области) |
2010 год |
органы исполнительной государственной власти области |
обеспечение равных условий для всех участников размещения государственных заказов |
2.2. |
Реализация мер по обеспечению условий для участия субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом о размещении заказов |
2010-2012 годы |
органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
увеличение числа участников размещения заказов - организаций малого и среднего бизнеса |
2.3. |
Создание условий для проведения открытых аукционов в электронной форме и переход на преимущественное проведение открытых аукционов в электронной форме при размещении государственных и муниципальных заказов |
2010-2012 годы |
органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области |
снижение затрат участников аукционов, обеспечение максимального доступа организаций к участию в аукционах |
2.4. |
Подготовка постановления Правительства области о создании системы уполномоченных складов для организации поставок продовольственных товаров в государственные учреждения области |
2010 год |
Комитет государственного заказа области |
повышение уровня доступности участия в закупках для государственных нужд области областных предприятий - производителей продовольственных товаров |
2.5. |
Разработка и реализация мер по переходу на размещение заказов с использованием единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам в области |
2010-2012 годы |
Комитет государственного заказа области, Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области |
повышение уровня доступности информации о размещении государственных и муниципальных заказов |
2.6. |
Разработка и создание в области общей поисковой системы информации по государственным и муниципальным закупкам в области |
2010-2012 годы |
Комитет государственного заказа области, Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области |
|
3. Развитие малого и среднего предпринимательства | ||||
3.1. |
Подготовка предложений по совершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
2010 год |
департамент экономики Правительства области |
увеличение числа субъектов малого предпринимательства |
3.2. |
Обобщение и анализ результатов мер по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендованного недвижимого имущества, находящегося в собственности области и муниципальных образований области; обобщение и анализ информации о передаче в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства имущества, находящегося в собственности области |
2010-2012 годы |
департамент имущественных отношений области |
контроль за соблюдением равного доступа к государственному имуществу |
3.3. |
Введение упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента |
2010 год |
департамент финансов области |
снижение налоговой нагрузки |
3.4. |
Ежегодное проведение Интернет-фестиваля бизнес-идей учащейся молодежи области |
2010-2012 годы |
Департамент образования области |
стимулирование инициативы молодежи по созданию новой, конкурентоспособной продукции |
3.5. |
Ежегодное проведение областного конкурса для учащейся молодежи "Лучший предпринимательский проект" |
2010-2012 годы |
Департамент образования области |
|
4. Развитие конкурентной среды в отраслях экономики | ||||
4.1. |
Организация сбора, анализа и публикация информации о товарных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей |
2010-2012 годы |
органы исполнительной государственной власти области; органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
создание эффективной конкурентной среды |
4.2. |
Проведение работы по привлечению хозяйствующих субъектов области к участию в ежегодно проводимой российской программной акции - в программе - конкурсе "100 лучших товаров России" |
2010-2012 годы |
органы исполнительной государственной власти области |
продвижение товаров и услуг высокого качества на рынке |
4.3. |
Информирование хозяйствующих субъектов области о ежегодно проводимых российских программных акциях: а) выставка-конкурс "Всероссийская марка. Знак качества ХХI век"; б) национальная программа-конкурс "Российская марка"; в) программа-конкурс "Российское качество" |
2010-2012 годы |
органы исполнительной государственной власти области |
|
4.4. |
Подготовка предложений по созданию банка данных "Продукция Вологодской области" на основе каталогов продукции организаций и предпринимателей области |
2010 год |
органы исполнительной государственной власти области; органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции |
4.5. |
Принятие нормативных правовых актов: сметных норм, расценок и цен, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в области, учитывающих региональные условия выполнения работ (по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации) |
1 полугодие 2010 года |
Департамент строительства, промышленности и энергетики области |
обеспечение установления прозрачности цен в строительном комплексе |
4.6. |
Формирование и размещение на сайте Департамента строительства, промышленности и энергетики области информации о ходе становления в области саморегулирования в строительной отрасли |
1 полугодие 2010 года |
Департамент строительства, промышленности и энергетики области |
развитие конкуренции в строительстве |
4.7. |
Организация проведения семинаров, совещаний с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях их привлечения к управлению жилищно-коммунальным хозяйством |
2010 год |
Департамент развития муниципальных образований области |
стимулирование развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
4.8. |
Разработка концепции создания Центра управления движением на автодорогах регионального значения области |
2010 год |
департамент дорожного хозяйства области; Комитет по транспорту и связи области |
информирование участников движения об условиях и маршрутах проезда по автомобильным дорогам регионального значения |
4.9. |
Разработка и реализация мер по комплексному развитию потребительского рынка в области |
2010 год |
органы местного самоуправления муниципальных образований области*; Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области |
развитие конкуренции в сфере торговли |
4.10. |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок |
2010-2012 годы |
Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области, департамент сельского хозяйства области |
расширение рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей и населения, ведущего личные подсобные хозяйства. Удовлетворение потребности населения в продовольственных товарах по доступным ценам |
4.11. |
Подготовка законодательной инициативы по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот для организаций, направляющих средства на внедрение современных энергосберегающих и экологически чистых технологий |
2010 год |
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области |
снижение негативного воздействия организаций на окружающую среду |
4.12. |
Разработка и реализация мер, направленных на повышение доступности отдыха в области для школьников, студентов и пожилых граждан |
2010 год |
Комитет по туризму области |
расширение сети туристских услуг, формирование интереса граждан к культуре и истории области |
* - по согласованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 24 ноября 2009 г. N 1807 "Об утверждении программных мероприятий "Развитие конкуренции в Вологодской области на 2010-2012 годы"
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 137 от 28 ноября 2009 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 31 мая 2010 г. N 609 настоящее постановление признано утратившим силу