Постановление Правительства Вологодской области от 11 ноября 2008 г. N 2151
"О стратегии развития архивной отрасли Вологодской области до 2020 года"
14 июля 2009 г., 13 сентября 2012 г., 14 января, 1 июля 2013 г., 15 декабря 2014 г., 30 марта 2015 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития архивной отрасли Вологодской области до 2020 года (прилагается).
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 марта 2015 г. N 245 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Департаменту культуры и туризма области (В.А. Осиповский) принять меры по реализации Стратегии развития архивной отрасли Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 30 января.
Справку о выполнении постановления представить к 5 февраля 2021 года.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Стратегия
развития архивной отрасли Вологодской области до 2020 года
(далее - стратегия)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 11 ноября 2008 г. N 2151)
14 января, 1 июля 2013 г., 15 декабря 2014 г., 30 марта 2015 г.
1. Введение
Архивное дело как деятельность по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов обеспечивает возможности использования исторического опыта для принятия обоснованных управленческих решений, определения политических, экономических, социальных и иных приоритетов, формирования прогнозов и программ развития общества и государства. В этой связи роль архивной отрасли в обществе как сферы, сохраняющей, формирующей существенную часть информационного ресурса и создающей условия для его полноценного использования, является весьма значительной. Архивные документы также представляют большую научную и культурную ценность и являются частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
Стратегия содержит анализ состояния архивной отрасли области, определяет цели, основные направления и задачи развития архивного дела в Вологодской области для удовлетворения социально-экономических, научных, культурных и иных потребностей граждан, общества и государства.
Стратегия разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области в сфере архивного дела и с учетом основных положений концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, утвержденных постановлением Правительства области от 16 апреля 2004 года N 380, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р, нормативно-методическими документами Федерального архивного агентства.
В настоящей Стратегии применяются понятия, установленные Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и законом области от 6 мая 1997 года N 160-ОЗ "Об архивном деле в Вологодской области" (с последующими изменениями).
Документальное наследие Вологодской области - комплекс архивных документов постоянного и временного срока хранения, хранящихся в государственных и муниципальных архивах Вологодской области.
2. Анализ ситуации и оценка потенциала архивной отрасли области
2.1. Общая характеристика ситуации в отрасли
Современное состояние архивного дела области обусловлено, с одной стороны, положением Вологодской области как одного из наиболее стабильных и динамично развивающихся регионов Российской Федерации, реформированием системы государственного управления и местного самоуправления после 2004 года, введением в действие Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и закона области от 6 мая 1997 года N 160-ОЗ "Об архивном деле в Вологодской области" (с последующими изменениями), с другой - длительным периодом недофинансирования архивной отрасли из-за спада в экономическом развитии области в первой половине 90-х годов XX века.
Состав и объем документов государственных и муниципальных архивов области
Хронологические рамки вологодского документального наследия позволяют отнести его к немногочисленному в регионах Российской Федерации числу уникальных архивохранилищ, располагающих документацией начиная с первой половины XV века. Кроме вологодских в эту группу входят архивы Тверской, Ярославской, Костромской и Псковской областей. Однако по объему и значимости документальных источников вологодская коллекция столбцов XV - XVII веков превосходит аналогичные коллекции большинства государственных архивов субъектов Российской Федерации, являясь бесценной источниковой базой для изучения истории Вологодского края и Российского государства. В этой связи информационная емкость и историко-культурная ценность документального наследия Вологодской области и, как следствие, его востребованность обществом являются одной из предпосылок к успешному развитию архивной отрасли области в условиях ее стабильного финансирования.
Объем документов Архивного фонда области и других архивных документов постоянно растет (динамика роста объема Архивного фонда области и других архивных документов (дел), хранящихся в государственных и муниципальных архивохранилищах, за 2005 - 2007 годы изложена в таблице 1). На сегодняшний день Архивный фонд области составляет более 5 млн. дел, хранящихся в государственных и муниципальных архивах и архивах организаций, что составляет примерно 1% от Архивного фонда Российской Федерации. Согласно данным Федерального архивного агентства по состоянию на 1 января 2007 года Вологодская область занимает 8 место среди субъектов Российской Федерации по объему хранящихся в государственных и муниципальных архивах информационных ресурсов, полноценно отражающих историю развития края почти за пять веков.
Таблица 1
Год (данные на 1 января) |
Документы, хранящиеся в |
Всего (единицы хранения) |
Рост количества дел (и в % по отношению к предшествующему году) (единицы хранения) |
|
государственных архивных учреждениях области (единицы хранения) |
архивных учреждениях и архивах муниципального уровня (единицы хранения) |
|||
2005 |
2523756 |
1381309 |
3905065 |
|
2006 |
2660625 |
1433591 |
4094216 |
+189155 (4.5%) |
2007 |
2685934 |
1491569 |
4177503 |
+83287 (2%) |
Для Вологодской области характерны более высокие, чем в среднем по стране (4%), темпы роста приема документов в государственные архивохранилища, что объясняется высоким уровнем обеспечения сохранности документов в ведомствах и качественным отбором документальной информации в состав Архивного фонда области, а также реализацией государственных программ, способствовавших активному комплектованию архивов области документами личного происхождения из личных архивов граждан. Высокие темпы роста объема дел в муниципальных архивохранилищах области соответствуют общероссийской тенденции.
Структура распределения документов по государственным и муниципальным архивам области характеризуется следующими данными:
- в государственных архивах области хранится 64% от общего объема документов;
- в муниципальных архивах хранится 36% от общего объема документов, из них 38.6% - документы государственной собственности.
Документы на бумажной основе составляют 99% от общего объема. С внедрением информационных технологий в делопроизводственной практике организаций стали создаваться электронные образы документов и электронные документы оперативного характера, заверенные электронной цифровой подписью, что ставит перед архивистами новые задачи, в том числе технические, связанные с организацией приема, постоянного хранения и использования этого нового вида документов.
Условия хранения документов
В области имеется 3 специально построенных архивных здания (2 - государственной собственности для государственных архивных учреждений и 1 - долевой государственной и муниципальной собственности для муниципального учреждения). По количеству специальных архивных зданий архивная отрасль Вологодской области в лучшую сторону отличается от многих других регионов Северо-Западного федерального округа. Однако в целом из 33 государственных и муниципальных архивов оснащены специальными зданиями для хранения документов только 9%.
Общая протяженность стеллажных полок архивохранилищ составляет 60 км. Однако только 55% от общей протяженности стеллажных полок составляют соответствующие стандарту металлические стеллажи. Это значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации, где металлические стеллажи в архивах составляют 84% от общей протяженности стеллажных полок. Устаревшими стеллажами смешанной конструкции оснащены архивохранилища крупнейшего областного архивного учреждения - Государственного архива Вологодской области.
Загруженность государственных и муниципальных архивов области (за исключением Череповецкого центра хранения документации) в среднем приближается к 100%. Согласно нормативам на 1 погонном метре стеллажной полки должно располагаться не более 70 дел. Большинство муниципальных архивов и Государственный архив Вологодской области, если учитывать этот показатель, загружены более чем на 100%.
Все государственные архивы и 92% муниципальных архивов оснащены системами пожарной и охранной сигнализации. Несмотря на позитивные сдвиги в этом направлении, следует отметить, что современных автоматических систем пожаротушения архивы области, относящиеся к пожароопасным объектам, не имеют. Нуждаются в замене системы механического оповещения о пожарной опасности на автоматические в крупнейших государственных архивах области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 марта 2015 г. N 245 в подраздел "Структура, кадровый состав и функции архивной службы области" раздела 2 настоящей Стратегии внесены изменения
Структура, кадровый состав и функции архивной службы области
Действующая структура и кадровый состав архивной отрасли области сформировались в соответствии с федеральным и областным законодательством и на основе нормативных расчетов штатной численности в системе архивной службы.
Общая численность работников архивной службы области по состоянию на 1 января 2008 года составляет 287 человек и имеет тенденцию к росту, так как согласно действующим нормативам зависит от объемов хранящихся в архивах документов, количества курируемых источников комплектования архивов, количества исполненных в год запросов граждан, оснащенности архивов современным оборудованием и автоматизации архивных технологий.
Увеличение численности происходило главным образом за счет развития сети архивов по личному составу, созданных для обеспечения сохранности социально значимых документов, активно востребуемых в настоящее время гражданами в разных целях.
Архивная служба области осуществляет следующие основные общественно необходимые функции:
1. Удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в ретроспективной информации
Ежегодно архивами области выдается свыше 25 тыс. справок по запросам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проводятся различные информационные мероприятия, в том числе выставки, школьные уроки, готовятся публикации документов различного вида.
2. Обеспечение сохранности, в том числе предотвращение утраты в результате старения, хищений, пожаров, иных угроз, и учет документов Архивного фонда области и документов по личному составу
За последние 3 года фактов утраты документов в государственных и муниципальных архивах выявлено не было, данные учетных документов соответствуют фактическому наличию дел.
3. Включение документов в состав Архивного фонда области и комплектование его документами, имеющими историческую и практическую ценность
Списки источников комплектования архивов области насчитывают 1821 организацию, в которых ежегодно образуется около 35 тыс. дел постоянного хранения. Ежегодно экспертно-проверочная комиссия Департамента культуры и туризма области проводит экспертную оценку дел, включенных в описи, в установленном порядке поступающих от источников комплектования в количестве более 50 тыс. дел постоянного хранения и более 40 тыс. дел долговременного хранения.
Основные направления развития архивного дела области в 2005 - 2007 годах
1. Правовое регулирование и методическое обеспечение в сфере архивного дела
В 2005 - 2007 годах в Вологодской области были приняты следующие нормативные правовые акты:
- закон области от 6 мая 1997 года N 160-ОЗ "Об архивном деле в Вологодской области" (с последующими изменениями);
- закон области от 28 апреля 2006 года N 1443-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере архивного дела";
- постановление Правительства области от 7 августа 2006 года N 777 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств, направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере архивного дела".
Разработаны:
- методические рекомендации по формированию, хранению и использованию архивных фондов и архивных документов городских, сельских поселений;
- методические рекомендации по составлению аннотаций на фотодокументы, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах области.
2. Совершенствование условий хранения архивных документов
Для совершенствования условий хранения документов ведется строительство и капитальный ремонт зданий архивов, в том числе:
- строительство здания Череповецкого центра хранения документации. В результате в крупнейшем городе области была решена проблема дефицита площадей архивохранилищ и обеспечена сохранность более 300 тыс. единиц хранения Архивного фонда области;
- замена лифтового оборудования в Вологодском областном архиве новейшей политической истории;
- ремонты систем безопасности и жизнеобеспечения в зданиях Государственного архива Вологодской области и Вологодском областном архиве новейшей политической истории, замена оконных блоков и дверей в рабочих помещениях и хранилищах;
- субвенции на осуществление государственных полномочий в сфере архивного дела, выделенные из областного бюджета муниципальным районам в 2006 году (6465.8 тыс. рублей) и в 2007 году (8481.0 тыс. рублей), в значительной степени потрачены на улучшение условий хранения документов: ремонт помещений, установку систем пожарной и охранной сигнализации, приобретение оборудования и средств для хранения документов.
4. Автоматизация процессов в архивном деле
Приобретение компьютерной техники за последние годы привело к значительному росту объемов баз данных архивной информации и учетных баз данных. Подавляющее большинство архивов области заканчивают заполнение общероссийской электронной учетной базы данных "Архивный фонд", включающей информацию о составе архивных фондов и описей. Архивы области ведут работы по технической подготовке к внедрению новейшей четвертой версии программы "Архивный фонд", предусматривающей осуществление электронного учета архивных фондов области на уровне дела.
Внедрены новые программные продукты регистрации запросов граждан, что существенно повлияло на повышение оперативности и качества их исполнения.
Основные проблемы архивной отрасли области
1. Финансовое обеспечение архивной отрасли области предусматривает, в основном, покрытие неотложных расходов по текущему содержанию зданий архивов и не позволяет в полной мере обеспечивать развитие отрасли (приложение 1 к настоящей Стратегии).
2. Недостаточная материально-техническая база архивов области; хронический недостаток площадей архивного хранения и рабочих помещений архивов области.
3. Отсутствие современных систем пожарной автоматики в архивохранилищах области.
4. Устаревшие, не соответствующие нормативам средства хранения документов во многих архивохранилищах.
5. Незначительные объемы реставрации документов и изготовления страхового фонда и фонда пользования ввиду отсутствия или недостатка специального оборудования и специалистов.
6. Неурегулированность ряда вопросов правового характера на федеральном уровне.
7. Низкая заработная плата работников архивных учреждений.
2.2. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие
Проведенный качественный анализ внешних рисков (угроз), влияющих на развитие отрасли, выявил наибольшую вероятность их появления в социально-экономической и организационной сфере.
Решающий фактор - социально-экономическое состояние области. Банкротство и ликвидация организаций приводит к сверхплановому досрочному приему в архивы области больших объемов документов.
Прогнозируется, что за период до 2020 года в архивы области поступит до 1 млн. дел. Большая часть этих документов на бумажной основе уже сформировалась в организациях - источниках комплектования архивов или будет сформирована в ближайшие 5 лет. Поэтому переход на электронный документооборот существенно не сократит объем и формат документов, которые поступят в прогнозируемый период. Расчеты показывают, что даже при плановом приеме документов архивохранилища двух самых крупных государственных архивов области: Государственного архива Вологодской области и Вологодского областного архива новейшей политической истории - будут загружены почти на 100% к 2010 году. В условиях проведения административной реформы, которая предполагает оптимизацию органов государственной власти области, возможна реорганизация отдельных государственных учреждений и органов государственной власти области.
Доля документов по личному составу в составе документов архивов постоянно растет. Областной архив по личному составу и Объединенный междуведомственный архив расположены на арендуемых площадях и не имеют собственных зданий. Поэтому при ликвидации организаций остро стоит вопрос о сохранении документов по личному составу.
Еще более сложная ситуация с наличием свободных площадей архивного хранения складывается в муниципальных образованиях области. Уже на сегодняшний день муниципальные архивы области (за исключением Череповецкого центра хранения документации) заполнены почти на 100%. Богатейший по составу документов Великоустюгский центральный архив располагается в зданиях двух церквей - памятников архитектуры XVII - XVIII веков, мало приспособленных для постоянного хранения документов.
Финансовый фактор. Так как архивная отрасль во всем мире не является прибыльной и самоокупаемой при наличии ограниченных возможностей по расширению платных услуг, ее развитие в основном зависит от бюджетного финансирования. Недофинансирование отрасли неблагоприятно скажется на ее кадровом и техническом потенциале и в конечном итоге на достижении общественно значимых целей: обеспечения гарантированной сохранности документов и создания необходимых условий для их использования в интересах граждан, общества и государства.
Информатизация делопроизводственных процессов (переход на электронный документооборот). С одной стороны, для хранения и использования электронных документов не потребуется большого объема площадей. С другой стороны, обострятся технические и финансовые проблемы отрасли, так как для электронных документов необходимо создание специальных условий хранения и использования, что требует значительных финансовых вложений, которые сегодня практически невозможно просчитать.
Объем документооборота в организациях - источниках комплектования архивов. Данный фактор обуславливает рост или снижение материальных и трудовых затрат в отрасли, необходимых для приема, хранения, учета и использования поступающих документов организаций.
2.3. Анализ ресурсного потенциала отрасли и внутренних условий развития
В настоящее время происходит постоянное наращивание информационной емкости и историко-культурной ценности документального наследия Вологодской области, неуклонно растет его востребованность обществом и государством. В архивах области находится на хранении более 4 млн. дел за период XV - начало XXI века. Ежегодно 264 архивиста области выдают более 25000 справок по запросам юридических и физических лиц.
Документальное наследие Вологодской области - одно из крупнейших собраний архивных документов в Восточной Европе, постоянно пополняемое новыми документальными источниками.
Ресурсный потенциал развития отрасли
Ресурсный потенциал архивной отрасли области складывался в течение длительного времени и к настоящему моменту состоит из следующих основных факторов:
- наличие отраслевых планов мероприятий развития отрасли как в целом, так и по отдельным направлениям архивного дела;
- развитая сеть архивной службы области;
- опытные кадры;
- расширение информационных услуг гражданам и государству на основе неуклонного роста потребности в документальной информации;
- внедрение автоматизированных архивных технологий;
- создание интернет-ресурса архивной информации;
- сложившаяся система ежегодного планирования, ежеквартального и ежегодного мониторинга архивной деятельности;
- бережное отношение к традициям архивной работы.
Анализ архивной отрасли области
Состояние архивной отрасли области на сегодняшний день характеризуется следующим:
Сильные стороны:
- глобальный информационный ресурс архивных документов и значительная на фоне других субъектов Российской Федерации историко-культурная ценность документального наследия области;
- сохранившаяся развитая сеть архивной службы области;
- специализация работы архивов по видам документации, способам ее создания, срокам хранения;
- сохранение традиционной единой системы планирования основных показателей и отчетности;
- оснащение государственных архивов современным специальным оборудованием;
- достаточная нормативно-методическая база, в основном удовлетворяющая потребности отрасли правовая база;
- планомерное финансовое обеспечение текущего содержания архивной службы области.
Слабые стороны:
- слабое финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие отрасли, и, как следствие, хронический недостаток свободных площадей архивохранилищ и рабочих помещений архивов, низкий процент внедрения в архивах всех уровней современных средств реставрации документов, незначительные объемы изготовления страхового фонда и фонда пользования;
- низкая заработная плата сотрудников архивов области и, как следствие, низкий уровень престижа профессии архивиста и текучесть кадров;
- отдельные правовые лакуны в федеральном законодательстве;
- случаи утраты документов на стадии ведомственного хранения;
- большая зависимость от социально-экономической стабильности области и бюджетного финансирования.
Возможности (перспективы):
- расширение площадей архивохранилищ и рабочих помещений архивов, что обеспечит полноценное комплектование архивов;
- расширение спектра услуг, оказываемых отраслью, повышение их качества;
- предотвращение утраты документов на стадии ведомственного хранения;
- создание нормативных условий для обеспечения сохранности документов в архивах;
- автоматизация основных процессов архивной деятельности и создание условий для оказания гражданам и организациям государственных услуг по предоставлению ретроспективной информации в режиме он-лайн;
- создание интернет-ресурса архивных документов области - публикация источников в информационных сетях, организация удаленного доступа к историческим документам и виртуальных выставок документов, активная пропаганда исторических знаний, лучших отечественных традиций, патриотическое воспитание молодежи;
- введение в научный оборот новых исторических источников, способствующих развитию исторической науки, других сфер общественно-политической и научной деятельности.
Риски (угрозы):
- негативные изменения в социально-экономическом положении области;
- недофинансирование и, как следствие, - нехватка финансовых ресурсов, необходимых для развития отрасли;
- утрата документов Архивного фонда области по причинам пожаров, затоплений в связи с тем, что подавляющее большинство архивохранилищ размещено в арендуемых приспособленных помещениях;
- прекращение комплектования архивов в связи с нехваткой площадей для размещения документов;
- количественные и качественные изменения в общем документообороте организаций - источников комплектования архивов.
Таким образом, внутренние возможности отрасли достаточно велики, особенно большой потенциал заложен в развитии современных автоматизированных технологий. Необходимо решение проблемы расширения площадей архивохранилищ в соответствии с нормативными требованиями. Определяющее влияние на отрасль оказывают внешние факторы. Темпы развития архивной отрасли напрямую зависят от социально-экономического положения области и, соответственно, от удовлетворения потребности отрасли в финансовых ресурсах.
Раздел 3. Сценарии развития отрасли
3.1. Общие положения
С возрастанием объемов цифровой информации, реализацией проектов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, развитием систем электронного делопроизводства, внедрением систем межведомственного электронного документооборота и информационного взаимодействия возникает острая необходимость коренных изменений в архивной отрасли области, направленных на повышение ее инвестиционной привлекательности.
Создание электронных копий особо ценных и наиболее востребованных документов и электронного научно-справочного аппарата позволит повысить эффективность и качество услуг, оказываемых государственными и муниципальными архивами. На основе проведенного анализа ситуации в отрасли определены три наиболее вероятных сценария ее развития: инерционный, инвестиционный и модернизационный (инновационный).
3.2. Инерционный сценарий
При инерционном сценарии главные риски для архивной отрасли области, напрямую зависящей от бюджетного финансирования, кроются в социально-экономическом развитии области. Данный сценарий предполагает сохранение сложившихся тенденций, основанных на достигнутых результатах:
- высокая информационная ценность Архивного фонда области;
- сохранение действующей сети и части кадрового состава архивов области;
- локальные успехи, связанные с реализацией целей краткосрочного характера.
С другой стороны инерционный сценарий предполагает развитие и формирование следующих факторов, оказывающих отрицательное воздействие на сохранность и информационную ценность Архивного фонда области, а в конечном итоге на качество работы архивов и оказания ими информационных услуг:
- дальнейшее ослабление связей архивов и делопроизводственных служб в области организации и нормативно-методического управления электронной документацией;
- неготовность архивов к приему на хранение, хранению и использованию электронной документации;
- заполнение большинства существующих архивохранилищ государственных и муниципальных архивов области, остановка планового приема документов от организаций, резкое увеличение количества документов, хранящихся в организациях;
- возрастание рисков чрезвычайных ситуаций в результате износа архивных зданий и коммуникаций;
- отсутствие кадрового потенциала, утрата традиций.
На основании проведенного анализа и выявления проблем развития отрасли по инерционному сценарию можно дать следующую характеристику возможного состояния архивной отрасли области в результате его реализации:
- предельная загруженность архивохранилищ;
- ухудшение условий хранения документов;
- утрата архивных документов и архивной информации;
- невозможность удовлетворения потребности граждан, общества и государства в архивной информации, используемой в практических и научных целях;
- формирование факторов социальной нестабильности.
3.3. Инвестиционный сценарий
Инвестиционный сценарий развития предполагает изменение соотношения финансирования отрасли из бюджетных и внебюджетных источников в пользу последних.
Данный сценарий наименее вероятный из трех рассматриваемых, так как архивная отрасль, в силу ограниченных возможностей по расширению платных услуг, во всем мире не является прибыльной и даже самоокупаемой. Поэтому развитие архивного дела в прогнозируемый период будет характеризоваться, в первую очередь, сохранением бюджетного финансирования в силу социальной и государственной важности архивов.
Однако привлечение дополнительных средств в архивную отрасль области возможно с развитием электронного ресурса архивной информации и повышением качества услуг, оказываемых архивами области.
3.4. Модернизационный (инновационный) сценарий
Путь активного участия архивной отрасли области во внедрении электронного документооборота, межведомственного электронного документооборота и информационного взаимодействия является альтернативным сценарием ее развития.
Главным проектом сценария должно стать создание Центра хранения электронных документов области (далее - Центр), обеспечивающего:
- централизованный прием, хранение и организацию использования электронных документов органов исполнительной государственной власти области;
- аутентичность (подлинность) электронных документов;
- централизованное хранение оцифрованных копий описей и документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных архивах области;
- функционирование автоматизированных систем государственных архивов области;
- разработка поисковых систем и организация доступа к цифровым ресурсам (в том числе через Интернет) для всех пользователей читальных залов и сотрудников государственных архивов области;
- координация проведения совместных работ в области информатизации, осуществляемых государственными архивами;
- функционирование системы управления информатизацией архивов и электронными ресурсами;
- резервное копирование и обеспечение безопасности электронных документов.
Источниками комплектования Центра будут являться органы исполнительной государственной власти области, передающие в Центр электронные документы, а также государственные архивы области, передающие в Центр копии электронных образов архивных документов, возникающие в ходе планомерной оцифровки фондов в рамках наполнения программного комплекса "Архивный фонд" - "Фондовый каталог" и создания научно-справочного аппарата архивов. При этом предполагается, что на местах будут сохраняться комплекты электронных копий документов, созданных в архивах.
Обеспечение сохранности и доступа к накопленному веками массиву документов на бумажных носителях останется одной из главных задач отрасли на долгосрочную перспективу, поэтому модернизационный (инновационный) сценарий предполагает и строительство нового здания для государственных архивов области в г. Вологде.
Данный сценарий предполагает формирование следующих факторов:
- совершенствование нормативно-методической базы отрасли, сети и правового положения архивов области;
- модернизацию материально-технической базы архивов области, автоматизацию процессов архивной деятельности, создание единой программно-технической среды;
- модернизацию управленческих технологий, в том числе внедрение практики "эффективного контракта", создание условий для перманентного повышения квалификации и профессионального совершенствования кадров, повышение заработной платы архивистов;
- интеграцию архивов области в систему электронного правительства области, развитие процессов информационного взаимодействия и сотрудничества с организациями - источниками комплектования Архивного фонда области.
На основании проведенного анализа и выявления перспектив развития отрасли в рамках модернизационного (инновационного) сценария можно дать следующую характеристику возможного состояния архивной отрасли области:
- развитие глобального информационного ресурса архивных документов;
- повышение эффективности и качества оказываемых архивами услуг;
- существенное улучшение условий хранения документов, снижение риска внешних угроз.
Возможности (перспективы) реализации модернизационного (инновационного) сценария:
- развитие платных услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
- обеспечение безопасности и доступа к информации в электронной форме;
- повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области;
- повышение производительности труда работников архивов.
Модернизационный (инновационный) сценарий предполагает гарантированное сохранение и полноценное качественное пополнение Архивного фонда области, в то время как "инерционный" сценарий приведет к прекращению приема новых документов в архивы и угрозе утраты уже хранящихся документов. Автоматизация архивной деятельности, внедрение системы электронного учета и связанный с этим рост количества и качества предоставляемых архивами услуг возможны только при реализации модернизационного (инновационного) сценария. Создание интернет-ресурса архивных документов области и их полноценная качественная реставрация также реализуются только при условии активных действий по всем направлениям.
Таким образом, для архивной отрасли области наиболее приемлемым является третий вариант развития или близкий к нему, так как предоставляет большие возможности для сохранения, увеличения и эффективного использования информационных ресурсов.
Раздел 4. Цели, задачи, приоритетные направления развития отрасли
Главная стратегическая цель развития архивной отрасли области - достижение архивами области уровня развития, отвечающего потребностям современного общества в архивной информации.
Определены следующие приоритетные направления развития архивного дела области:
- обеспечение потребностей населения области в архивной информации;
- развитие информационного потенциала Архивного фонда области;
- сохранение и повышение безопасности архивных документов как части историко-культурного достояния и информационных ресурсов области.
Для достижения главной стратегической цели необходимо решить следующие задачи:
- повышение качества и доступности услуг в сфере архивного дела области в соответствии с интересами и потребностями общества;
- обеспечение сохранности и развития Архивного фонда области;
- интеграция архивов в систему электронного правительства области, повышение их готовности к приему, обеспечению сохранности электронных документов, дальнейшему их использованию;
- развитие кадрового потенциала архивной отрасли области.
Для повышения качества и доступности услуг в сфере архивного дела требуется реализация следующих мероприятий:
- автоматизация и информатизация основных направлений деятельности архивов, в том числе создание информационных ресурсов для выполнения государственных услуг и удовлетворения информационных потребностей пользователей;
- перевод государственных услуг, оказываемых архивами, в электронный вид;
- повышение уровня внедрения и использования прикладных информационных систем, в том числе комплексных систем межведомственного и внутриведомственного электронного документооборота;
- создание условий для приема на хранение, хранения и использования электронных документов, возникающих в результате развития и внедрения информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти области и других организаций;
- создание средств и обеспечение информационно-справочной поддержки и обслуживания населения и организаций;
- разработка и внедрение новых подходов в вопросах учета, хранения, обеспечения аутентичности цифровой информации, информационной безопасности электронного контента и использования электронных документов, поступающих на хранение от органов государственной власти области и других организаций;
- дальнейшее развитие единой электронной системы учета документов Архивного фонда области;
- последовательный перевод в цифровую форму особо ценных и наиболее востребованных документов Архивного фонда области;
- развитие средств обработки информации и предоставление услуг в электронной форме, обеспечение доступа граждан и организаций к поисковым средствам и электронным копиям документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе на основе удаленного доступа;
- техническое переоснащение архивов области;
- создание и развитие локальных вычислительных сетей в архивах области, обеспечивающих доступ к защищенному сегменту сети Интернет, систем хранения электронных документов в Центре и государственных архивах области;
- совершенствование работы сайта архивной службы области, подготовка электронных выставок архивных документов;
- дальнейшее создание и пополнение электронного информационного ресурса Архивного фонда области;
- обеспечение доступа в онлайн режиме к созданным информационным ресурсам архивов;
- обеспечение электронного взаимодействия архивов с органами и организациями, предоставляющими услуги населению на основе архивных справок;
- интенсификация рассекречивания документов бывших партийных структур;
- качественное описание документов, поступающих на хранение в архивы.
В целях обеспечения сохранности и развития Архивного фонда области необходимо проведение следующих мероприятий:
- модернизация действующей базы государственных и муниципальных архивов, в том числе проведение экстренных работ по капитальному ремонту зданий;
- закупка проектно-сметной документации на строительство здания для государственных архивов в г. Вологде;
- увеличение площади государственных и муниципальных архивохранилищ (строительство, реконструкция) и увеличение протяженности стеллажных полок архивохранилищ;
- оснащение и переоснащение площадей архивов области современными средствами хранения документов, в том числе металлическими стеллажами;
- оснащение лаборатории реставрации и страхового копирования документов высокотехнологичным оборудованием;
- установка систем автоматического пожаротушения в зданиях государственных архивов области, объем хранящихся документов в которых превышает 500 тыс. единиц хранения;
- дальнейшее оснащение архивохранилищ архивов муниципального звена системами пожарной и охранной сигнализации;
- проведение реставрации документов и создание страхового фонда на пленке, создание качественного электронного фонда пользования с целью изъятия из оборота подлинников особо ценных документов и обеспечения доступа исследователей к документам плохой физической сохранности;
- активизация работ по выявлению уникальных документов, формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда области с целью обеспечения их сохранности;
- обеспечение качественного формирования и пополнения Архивного фонда области;
- оказание методической помощи негосударственным архивам с целью обеспечения сохранности негосударственной части Архивного фонда области и документов по личному составу частных организаций.
В целях интеграции архивов в систему электронного правительства области, повышения их готовности к приему, обеспечению сохранности электронных документов, дальнейшему их использованию проводятся следующие мероприятия:
- подготовка нормативно-правовой и методической базы;
- обеспечение технической готовности.
Для развития кадрового потенциала архивной отрасли области требуется:
- доведение к 2018 году заработной платы работников архивных учреждений области до уровня средней оплаты труда по области;
- совершенствование структуры архивной отрасли области;
- сохранение кадрового потенциала государственной и муниципальной архивной службы области;
- проведение конкурсов профессионального мастерства;
- создание системы непрерывной профессиональной переподготовки кадров;
- продолжение тесного сотрудничества государственных архивов с высшими учебными заведениями области по проведению практики студентов.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 марта 2015 г. N 245 в раздел 5 настоящей Стратегии внесены изменения
Раздел 5. Механизмы реализации Стратегии
Организационные механизмы:
- дальнейшее внедрение программно-целевого метода управления архивным делом, разработка государственных и муниципальных программ;
- повышение эффективности бюджетных расходов в сфере архивного дела;
- внедрение системы оценки эффективности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере архивного дела;
- внедрение "эффективного контракта" для работников архивных учреждений;
- совершенствование системы повышения квалификации кадров;
- общественное обсуждение и оценка итогов деятельности архивной службы области путем организации работы Общественного совета при Департаменте культуры и туризма области и проведения общественных слушаний.
Правовой механизм - совершенствование нормативной правовой базы архивного дела области.
Финансовый механизм - реализация многоканального финансирования: привлечение средств федерального бюджета на развитие отрасли, развитие платных услуг.
Информационный механизм - информирование населения области о деятельности архивов области.
Раздел 6. Результаты реализации Стратегии
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 января 2013 г. N 12 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Стратегии
(с изменениями от 14 января 2013 г.)
Аналитическая таблица
финансирования архивной отрасли Вологодской области за 2005 - 2007 годы в сравнении с другими субъектами РФ и среднестатистическими данными по Российской Федерации
N п/п |
Архивная служба |
Годовые бюджетные ассигнования (в тыс. руб.) |
Численность работающих в отрасли на 01.01.2007 |
Расходы на штатную единицу в год (в тыс. руб.) |
Количество единиц хранения, хранящихся в государственных и муниципальных архивах |
Расходы на содержание 1 единицы хранения в год, хранящейся в государственных и муниципальных архивах (в руб.) |
Примечание |
|||
2005 год: всего |
2006 год: всего |
2007 год: всего |
Процентные соотношения 2007 года к 2006 году |
|||||||
капитальные расходы |
капитальные расходы |
капитальные расходы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Государственная |
21917.7 |
29491.9 |
36018.5 |
122.1% |
145 |
175.1 (без учета расходов на управление по делам архивов) |
2685900 *(1) |
9.5 *(2) (без учета расходов на управление по делам архивов) |
*(1) По богатству и объему документального наследия, хранящегося в государственных и муниципальных архивах, среди субъектов РФ Вологодская область занимает 8-е место. *(2) 56-е место среди субъектов РФ по расходам на содержание 1 единицы хранения в государственных архивах. *(3) 26-е место среди субъектов РФ по расходам на содержание 1 единицы хранения в муниципальных архивах. *(4) 12-е место среди субъектов РФ по общему объему финансирования архивной службы области. *(5) 19-е место среди субъектов РФ по расходам на содержание 1 штатной единицы. *(6) 36-е место среди субъектов РФ по расходам на содержание 1 единицы хранения в архивах области |
3635 |
5280.4 |
4272.5 |
80.2% |
|||||||
2. |
Муниципальная |
17594.1 |
19566.5 |
27178.8 |
138.9% |
119 |
228.4 |
1491603 *(1) |
18.2 *(3) |
|
1926.8 |
2347.1 |
121.8% |
||||||||
3. |
Всего по архивной службе области |
39511.8 |
49058.4 |
63197.3*(4) |
128.8% |
264 |
239.4 *(5) (ниже среднестатистического уровня среди субъектов РФ на 7.5%) |
4177503 *(1) |
15.1 *(6) |
|
3635 |
7207 |
6619.6 |
91.8% |
|||||||
4. |
Средние показатели по субъектам РФ (по данным Росархива) |
нет данных |
26258.9 |
31484.4 |
112% |
нет данных |
273.8 |
1657072 |
19.0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 11 ноября 2008 г. N 2151 "О стратегии развития архивной отрасли Вологодской области до 2020 года"
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" от 2 мая 2009 г. N 48
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 30 марта 2015 г. N 245
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 15 декабря 2014 г. N 1145
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 1 июля 2013 г. N 658
Постановление Правительства Вологодской области от 14 января 2013 г. N 12
Постановление Правительства Вологодской области от 13 сентября 2012 г. N 1071
Постановление Правительства Вологодской области от 14 июля 2009 г. N 1056
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления