Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 г. N 1349
"О Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года"
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области при разработке муниципальных программ социально-экономического развития учитывать положения Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года.
3. Органам исполнительной государственной власти области принять меры по реализации Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.В. Кожевникова.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта.
Справку об исполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
По поручению Губернатора области |
А.А. Травников |
Одобрена
постановлением
Правительства области
от 23 декабря 2013 г. N 1349
Стратегия
развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года (далее - Стратегия)
Общие положения
При решении проблем социально-экономического развития Вологодской области одним из самых важных вопросов является обеспечение экономики региона востребованными квалифицированными кадрами.
Сегодня в области существенное внимание уделяется развитию финансовых ресурсов: бюджетному процессу, инвестиционной деятельности, движению материальных ресурсов, необходимых для развития экономики в рамках реализации кластерного подхода.
В условиях модернизации экономики области, достижения целей развития инновационной экономики, трансформации и развития информационной экономики на первый план уверенно вышел человеческий фактор. Развитие трудовых ресурсов становится актуальным вопросом развития экономики региона и обеспечения экономического роста. Инвестиции, какими бы значительными они ни были, не могут самостоятельно без наличия в области достаточного количества трудовых ресурсов необходимого качества обеспечивать решение вопросов социально-экономического развития.
Рынок труда должен обеспечивать потребности отраслей экономики области в трудовых ресурсах настолько, чтобы позволить им динамично изменяться в соответствии с прогнозом и приоритетами развития региона.
Рынок труда области призван обеспечить:
эффективное удовлетворение потребностей (спроса) организаций области в трудовых ресурсах;
эффективное использование труда (предложения);
эффективное распределение трудовых ресурсов по видам экономической деятельности региональной экономики и видам занятости;
реализацию права на труд, в том числе занятость населения, социальную защиту населения;
непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.
На основе результатов анализа трудовых ресурсов области и оценки трудового потенциала определены цель, задачи, приоритетные направления действий органов исполнительной государственной власти области по развитию трудовых ресурсов и рынка труда, механизмы и этапы реализации мероприятий, направленных на обеспечение экономики области необходимыми трудовыми ресурсами.
1. Анализ трудовых ресурсов области и оценка потенциала
1.1. Численность населения Вологодской области
На 1 января 2013 года численность населения области составила 1196,2 тыс. чел. и по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 23,6 тыс. чел., или на 1,9%. Динамика численности населения области представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности населения области, тыс. человек
Год |
Все население |
В том числе |
Общий прирост (+), убыль (-) населения, к предыдущему году |
|||
городское |
сельское |
все население |
городское |
сельское |
||
01.01.2008 |
1219,8 |
846,1 |
373,7 |
-6 |
0 |
-6 |
01.01.2009 |
1214,1 |
846,2 |
367,9 |
-5,7 |
0,1 |
-5,8 |
01.01.2010 |
1208,3 |
846,2 |
362,1 |
-5,8 |
0 |
-5,8 |
01.01.2011 |
1201,2 |
850,8 |
350,4 |
-7,1 |
4,6 |
-11,7 |
01.01.2012 |
1198,5 |
852,9 |
345,6 |
-2,7 |
2,1 |
-4,8 |
01.01.2013 |
1196,2 |
852,9 |
343,3 |
-2,3 |
0 |
-2,3 |
За последние пять лет численность сельского населения снизилась на 8,1%, и тенденция к сокращению численности сельского населения сохраняется. Городское население за этот же период увеличилось на 0,8%, при этом численность населения городов Вологды и Череповца увеличилась на 4,3%, тогда как численность городского населения муниципальных районов снизилась на 8,4%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области прогнозируется, что численность населения Вологодской области снизится к 2015 году до 1188,3 тыс. чел., а к 2020 году - до 1165,5 тыс. чел.
Снижение численности населения области характеризуется прежде всего естественной убылью населения.
В области на протяжении последних лет сохраняется естественная убыль населения, то есть превышение смертности над рождаемостью населения, но ее темпы замедляются. Так, в 2007 году ежегодная естественная убыль населения составила 5331 чел., или 4,4 чел. на 1000 чел. населения области, тогда как в 2012 году - 1297 чел., или 1,1 чел. на 1000 чел. населения.
В период с 2007 по 2012 годы рождаемость возросла с 14178 до 16678 чел., или на 17,6%, в то же время смертность населения уменьшилась с 19509 до 18014 чел., или на 7,7%.
Естественная убыль населения в сельской местности происходит более быстрыми темпами, чем в городской местности. Так, естественная убыль населения в городской местности уменьшилась с 2,2 тыс. чел. в 2007 году до 0,8 тыс. чел. в 2011 году. Естественная убыль населения в сельской местности увеличивалась с 8,3 тыс. чел. до 9,4 тыс. чел. в 2010 году, в 2011 году естественная убыль населения снизилась до 6,9 тыс. чел. В 2011 году только муниципальное образование "Город Вологда" имело естественный прирост населения - 48 чел.
Факторами, влияющими на численность населения области, являются миграционные процессы.
В 2007 - 2012 годах в области преимущественно сохраняется миграционная убыль населения. В 2007 году миграционная убыль населения составила 674 чел., коэффициент миграционной убыли составил 0,6 чел. на 1000 чел. населения. В 2012 году миграционная убыль составила 1053 чел., коэффициент миграционной убыли - 0,9 чел. на 1000 чел. населения.
Миграционный прирост населения наблюдался только в 2011 году - 566 чел., коэффициент миграционной прибыли составил 0,5 чел. на 1000 чел. населения.
Миграционная убыль населения происходит за счет жителей сельской местности. Так, в 2012 году из сельской местности уехали 2070 чел., коэффициент миграционной убыли составил 6 чел. на 1000 чел. населения.
В городской местности наблюдается миграционный прирост населения. В 2012 году в городские поселения области приехали 1017 чел., коэффициент миграционной прибыли составил 1,2 чел. на 1000 чел. населения.
Анализ миграционных процессов в городской местности за 2011 год показывает, что основной вклад в миграционный прирост вносят города Вологда (1761 чел.) и Череповец (1766 чел.).
В 2011 году миграционный прирост в городской местности также зафиксирован в городах Великий Устюг, Белозерск, Тотьма и в поселках Кадуй, Шексна, Сазоново. В остальных городах и поселках городского типа зафиксирована городская убыль 1139 чел.
В 2011 году из 26600 прибывших в городскую местность прибыло 16213 чел., или 60,9% от числа прибывших, в сельскую местность - 10387 чел., или 39,1% от числа прибывших. Из 26034 выбывших из городской местности выбыло 13267 чел., или 51% от числа выбывших, из сельской местности - 12767 чел., или 49% от числа выбывших.
В 2011 году из-за пределов региона в область прибыло 9282 чел., или 34,9% от всех прибывших. В другие регионы уехало 8716 чел., или 33,5% от всех выбывших. Миграция внутри региона составила 17318 чел.
В городскую местность из 16213 прибывших 6776 чел., или 41,8% прибыли из пределов региона, в сельскую местность из 10387 прибывших 2506 чел., или 24,1%, прибыли из-за пределов региона.
Из 13267 чел. выбывших из городской местности 5803 чел., или 43,7% выбыло за пределы области, из 12767 чел. из сельской местности 2913 чел., или 22,8% выбыло за пределы области.
Половозрастной состав населения области представлен в таблице 2
Таблица 2
Половозрастной состав населения области
Показатели |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Численность населения младше трудоспособного возраста, чел. |
191561 |
192010 |
194297 |
196187 |
200037 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, чел. |
767451 |
759555 |
746042 |
732271 |
720601 |
Численность населения старше трудоспособного возраста, чел. |
260753 |
262570 |
268025 |
272732 |
277908 |
Средний возраст населения, лет |
39,0 |
39,1 |
39,2 |
39,5 |
39,6 |
С уменьшением численности населения области в структуре населения увеличивается численность населения младше трудоспособного возраста на 4,4% по сравнению с 2008 годом, уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте на 6,1% и увеличивается численность населения старше трудоспособного возраста на 6,6%.
Средний возраст населения увеличился с 39 до 39,6 лет.
Баланс трудовых ресурсов области представлен в таблице 3.
Таблица 3
Баланс трудовых ресурсов области
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность трудовых ресурсов, чел. всего |
786307 |
787329 |
786338 |
772128 |
753956 |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, чел. |
745635 |
742524 |
733982 |
726569 |
707579 |
Иностранные трудовые мигранты, чел. |
7427 |
10755 |
9345 |
6692 |
4836 |
Лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике, чел. |
32666 |
33750 |
42711 |
38439 |
41175 |
Лица младше трудоспособного возраста, занятые в экономике, чел. |
576 |
300 |
300 |
400 |
366 |
Занятые в экономике области, чел. |
613704 |
611256 |
595315 |
598105 |
589943 |
Учащиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы, чел. |
67676 |
61664 |
59725 |
53703 |
51661 |
Население, не занятое в экономике (военнослужащие, безработные, домохозяйки и др. население), чел. |
104927 |
114109 |
131298 |
120320 |
112352 |
Население, не занятое в экономике % к численности трудовых ресурсов |
13,3 |
14,5 |
16,7 |
15,6 |
14,9 |
Трудовые ресурсы области за последние пять лет сократились на 32351 чел., или на 4,1%. Снижение численности трудовых ресурсов обусловлено прежде всего снижением численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которая за пять лет сократилась на 5,1%.
В результате взвешенной миграционной политики в области на 2591 чел., или на 34,9%, сократилась численность иностранных трудовых мигрантов, занятых в экономике: с 7247 чел. в 2007 году до 4836 чел. в 2011 году.
В силу старения населения и увеличения численности населения старше трудоспособного возраста увеличивается численность занятых в экономике лиц старше трудоспособного возраста.
Учащиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы после окончания обучения, выходя на рынок труда области, должны замещать трудовые ресурсы, выбывающие по причине окончания трудовой деятельности. Так, в 2011 году занятых в экономике региона в предпенсионном возрасте было 71,8 тыс. чел. (мужчины в возрасте от 55 до 60 лет, женщины в возрасте от 50 до 55 лет), а численность учащихся составляла 51,6 тыс. чел. Таким образом, в ближайшей перспективе недостаток восполнения трудовых ресурсов может составлять до 20 тыс. чел. ежегодно.
Численность лиц, занятых в экономике региона, в 2007 - 2011 годах уменьшилась на 23761 чел., или на 3,9%. Резкое уменьшение численности занятых в экономике региона зафиксировано в 2009 году, когда по сравнению с 2008 годом численность занятых уменьшилась на 15941 чел., или на 2,6%, что связано прежде всего с финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 года.
Ежегодно численность незанятого населения в 2007-2009 годах увеличивалась и возросла на 27001 чел., или на 25,7%. Это также связано с финансово-экономическим кризисом. Начиная с 2010 года со стабилизацией экономики региона и повышением экономической активности населения численность незанятого населения снижается.
1.2. Трудовой потенциал области
В Вологодской области происходят существенные изменения занятого населения по возрастным группам.
В 2007 - 2011 годах, несмотря на рост численности граждан предпенсионного и пенсионного возраста, занятых в экономике, просматривается тенденция к снижению численности занятого населения, что обусловлено значительным сокращением занятой молодежи.
В структуре занятых в экономике области заметен рост численности граждан, получивших высшее и среднее профессиональное образование. Однако сократилось количество граждан, получивших среднее (полное) и основное общее образование при значительном снижении численности граждан, не имеющих основного общего образования.
Происходит снижение численности занятых прежде всего за счет сокращения квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства; квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта и связи; операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин.
С другой стороны, в структуре занятых в экономике возрастает доля руководителей учреждений, организаций и их структурных подразделений; специалистов высшего уровня квалификации; специалистов среднего уровня квалификации; работников, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием; работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.
В период 2007 - 2011 годов заметно ухудшение общего состояния здоровья населения области, хотя в целом продолжительность жизни населения увеличивается. Так, в период с 2007 по 2011 год она возросла на 1,4 года с 67,0 лет до 68,4 лет.
Сохраняется разрыв в продолжительности жизни между женщинами и мужчинами. Так, в 2007 году продолжительность жизни женщин составляла 74,3 лет, а мужчин 60,3 лет, разница составляла 14,0 лет. В 2011 году продолжительность жизни женщин составляла 75,1 лет, а мужчин 62,1 лет, разница уменьшилась до 13,0 лет.
Городское население в среднем живет дольше, чем сельское население. Так, в 2007 году продолжительность жизни городского населения составляла 67,6 лет, тогда как продолжительность жизни сельского населения - 65,2 лет, разница составляла 2,4 года. В 2009 году продолжительность жизни городского населения составляла 69,4 лет, тогда как продолжительность жизни сельского населения - 68,8 лет, разница составляла 0,6 года.
1.3. Состояние условий и охраны труда
В организациях области за последние 5 лет отмечается тенденция роста удельного веса работающих во вредных и опасных условиях труда. В 2012 году их число составляло 46,3 % от общей численности работников, что выше, чем в 2007 году, когда он составлял 35,9%.
Наибольшая численность работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечалась в химическом производстве - 85,5%; в производстве машин и оборудования - 66,7%; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 53,3 %; в металлургическом производстве - 51,9%.
За последние пять лет отмечена положительная динамика как по количеству организаций области, так и по количеству рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест.
За 2008 - 2012 годы аттестацию рабочих мест провели 1528 организаций области и было аттестовано 73769 рабочих мест, в среднем по 15 тыс. рабочих мест в год при расчетной норме 68 тыс.
При проведении реальной оценки условий труда с использованием инструментальных замеров уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов, действительной оценкой травмоопасности рабочего места, с оценкой соответствия выданных (не выданных) средств индивидуальной защиты работнику удельный вес работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, резко повышается. По результатам аттестации рабочих мест в среднем за истекшие пять лет только 20 % работников работали в условиях, соответствующих государственным требованиям охраны труда, а остальные 80 % работали во вредных и опасных условиях труда.
В организациях области сохраняется тенденция к снижению уровня общего производственного травматизма. При этом число несчастных случаев на производстве на 1000 работающих в области (2,28) превышает средний показатель по Северо-Западному федеральному округу (1,46) и среднероссийский показатель (1,18) более чем в 1,6 и 2 раза соответственно.
Рост количества пострадавших наблюдается в обрабатывающих производствах, в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
Основными причинами случаев с тяжелыми последствиями явились нарушение технологического процесса, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории, эксплуатация неисправного оборудования, неудовлетворительное содержание оборудования и недостатки в организации рабочих мест.
При ежегодном росте численности работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, и при охвате периодическими медицинскими осмотрами более 95% работающих число выявленных профессиональных заболеваний сокращается: в 2011 году - 45, в 2012 году - 31 случай. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены отсутствием специализированного профпатологического центра на территории области.
Несвоевременная диагностика начальных признаков профзаболеваний ведет к развитию инвалидности. Удельный вес лиц с впервые установленной инвалидностью вследствие профессионального заболевания (отравления) в 2012 году составил 26% (в 2011 году - 33%, 2010 году - 15%), Таким образом, не используется резервы сохранения трудоспособности работающих.
В структуре профессиональной заболеваемости по городам и районам области в 2012 году традиционно наибольшая доля принадлежит городу Череповцу, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия, она составила - 77%.
Вредные производственные факторы обуславливают риск развития не только профессиональных заболеваний, но и являются спусковым механизмом в развитии наиболее распространенных форм неинфекционной патологии (сердечно-сосудистой, бронхо-легочной, онкологической, аллергопатологии и др.). Именно эти виды патологии являются главными причинами смертности населения трудоспособного возраста.
1.4. Динамика производительности труда в экономике области
За 2007 - 2011 годы общая среднегодовая численность занятых в экономике уменьшилась на 23761 чел., или на 3,9%. Данные по занятым в разрезе видов экономической деятельности представлены в таблице 4.
Таблица 4
Занятые в разрезе видов экономической деятельности, чел.
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Среднегодовая численность занятых в экономике, всего |
613704 |
611256 |
595315 |
598105 |
589943 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
68176 |
65078 |
60620 |
61761 |
58315 |
Рыболовство, рыбоводство |
812 |
851 |
908 |
886 |
782 |
Добыча полезных ископаемых |
744 |
674 |
801 |
681 |
501 |
Обрабатывающие производства |
139887 |
134219 |
122829 |
127307 |
125354 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
19299 |
18635 |
18727 |
18828 |
18287 |
Строительство |
42025 |
41971 |
32780 |
33500 |
34818 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
82997 |
86903 |
91759 |
94284 |
93582 |
Гостиницы и рестораны |
12826 |
11985 |
11920 |
10647 |
9599 |
Транспорт и связь |
49878 |
51291 |
53017 |
51213 |
49997 |
Финансовая деятельность |
7215 |
7658 |
7803 |
8454 |
8691 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
31555 |
28959 |
31778 |
32834 |
34508 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
34489 |
36476 |
37702 |
37614 |
36289 |
Образование |
56882 |
58072 |
56792 |
55834 |
54809 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
45614 |
46153 |
45328 |
43272 |
43594 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
21285 |
22331 |
22551 |
20990 |
20817 |
За 2007 - 2011 годы снизилась средняя численность занятых в реальном секторе экономики, а также в таких значимых видах экономической деятельности, как сфера услуг и торговли, образование и здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Данные по производительности труда в сопоставимых ценах 2007 года представлены в таблице 5.
Таблица 5
Производительность труда в сопоставимых ценах 2007 года, тыс. рублей на чел.
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего |
396,5 |
380,5 |
341,0 |
373,7 |
404,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
227,2 |
219,5 |
221,7 |
211,4 |
207,6 |
Рыболовство, рыбоводство |
836,9 |
867,3 |
292,3 |
201,0 |
166,1 |
Добыча полезных ископаемых |
129,2 |
181,6 |
127,8 |
137,1 |
218,2 |
Обрабатывающие производства |
800,1 |
793,5 |
721,5 |
774,3 |
851,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
425,5 |
439,2 |
397,6 |
421,4 |
405,9 |
Строительство |
563,4 |
402,2 |
398,8 |
477,5 |
588,4 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
230,9 |
203,1 |
174,3 |
192,0 |
212,2 |
Гостиницы и рестораны |
124,2 |
119,6 |
105,0 |
127,2 |
134,4 |
Транспорт и связь |
458,8 |
483,8 |
450,0 |
557,1 |
650,1 |
Финансовая деятельность |
150,5 |
102,4 |
99,2 |
86,4 |
108,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
326,5 |
395,2 |
258,7 |
303,1 |
265,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
301,7 |
321,8 |
342,5 |
346,1 |
336,8 |
Образование |
103,3 |
102,4 |
104,0 |
98,9 |
96,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
204,5 |
205,8 |
205,3 |
203,1 |
214,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
123,2 |
110,8 |
107,8 |
117,1 |
121,3 |
В целом по области за период 2007 - 2011 года производительность труда выросла на 8,4 тыс. рублей на 1 занятого, или на 2,1%: с 396,5 тыс. рублей в 2007 году до 404,9 тыс. рублей в 2011 году в сопоставимых ценах 2007 года.
Максимальный рост производительности труда наблюдался по видам экономической деятельности добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, максимальное снижение - рыболовство, рыбоводство и финансовая деятельность.
В 2011 году наибольшая производительность труда наблюдалась в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство.
Наименьшая производительность труда в следующих видах экономической деятельности: образование, финансовая деятельность и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
В целом по области рост производительности труда в 2011 году составил 108,4% к предыдущему периоду.
Максимальный рост производительности труда в 2011 году составил в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 59,2%; финансовая деятельность - 25,7%; строительство - 23,2%.
Максимальное снижение производительности труда в 2011 году составило в следующих видах экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство - 17,4%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 12,4%.
1.5. Рынок труда и экономическая активность населения
За 2008 - 2012 годы уменьшилась численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет на 21,2 тыс. чел., или на 3,2%, до 640,3 тыс. чел., при этом уровень экономической активности населения увеличился на 0,9 процентного пункта до 69,9%. Сократилась численность экономически неактивного населения на 21,5 тыс. чел., или на 7,2%, до 275,3 тыс. чел. в 2012 году. Уровень занятости населения уменьшился на 0,3 процентного пункта до 65,9% в 2012 году. Численность безработных граждан увеличилась на 10 тыс. чел., или на 37%, до 37 тыс. чел. в 2012 году. Уровень безработицы возрос на 1,7 процентного пункта до 5,8% в 2012 году. Данные по экономической активности населения области представлены в таблице 6.
Таблица 6
Экономическая активность населения
Год |
Экономически активное население, тыс. человек |
В том числе |
Экономически неактивное население |
Уровень экономической активности населения, % |
Уровень занятости, % |
Уровень безработицы, % |
|
занятые |
безработные |
||||||
в возрасте 15 - 72 года | |||||||
2008 |
661,5 |
634,5 |
27,0 |
296,8 |
69,0 |
66,2 |
4,1 |
2009 |
658,8 |
620,2 |
38,6 |
295,7 |
69,0 |
65,0 |
5,9 |
2010 |
670,9 |
617,8 |
53,1 |
278,2 |
70,7 |
65,1 |
7,9 |
2011 |
644,6 |
597,5 |
47,1 |
279,6 |
69,7 |
64,5 |
7,3 |
2012 |
640,3 |
603,3 |
37,0 |
275,3 |
69,9 |
65,9 |
5,8 |
в трудоспособном возрасте | |||||||
2008 |
623,2 |
586,1 |
37,0 |
150,7 |
80,5 |
75,7 |
5,9 |
2009 |
627,2 |
574,8 |
52,4 |
139,8 |
81,8 |
74,9 |
8,4 |
2010 |
616,8 |
566,2 |
50,6 |
142,8 |
81,2 |
74,5 |
8,2 |
2011 |
599,4 |
553,6 |
45,9 |
130,0 |
82,2 |
75,9 |
7,7 |
2012 |
592,2 |
555,7 |
36,6 |
128,3 |
82,2 |
77,1 |
6,2 |
За 2008 - 2012 годы уменьшилась численность экономически активного населения в трудоспособном возрасте на 31,0 тыс. чел., или на 5,2%, до 592,2 тыс. чел. в 2012 году, при этом уровень экономической активности увеличился на 1,7 процентного пункта до 82,2% в 2012 году. Сократилась также численность экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте на 22,4 тыс. чел., или на 14,8%, до 128,3 тыс. чел. в 2012 году.
Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте увечился на 1,4 процентного пункта до 77,1% в 2012 году. Численность безработных граждан в трудоспособном возрасте уменьшилась на 0,4 тыс. чел., или на 1,1%, до 36,6 тыс. чел. 2012 году, и уровень безработицы возрос на 0,3 процентного пункта до 6,2% в 2012 году.
Среди экономически активного населения наибольшую часть составляют граждане с начальным профессиональным образованием (26,4 %), наименьшую - граждане, не имеющие основного общего образования (0,5%).
За 2008 - 2012 годы среди экономически активного населения увеличилась доля граждан с высшим профессиональным образованием на 2,4 процентного пункта до 21,6 %; средним профессиональным образованием на 3,2 процентного пункта до 25 %; начальным профессиональным образованием на 0,7 процентного пункта до 26,4 %.
В структуре занятых по формам собственности в 2007-2011 годах произошли следующие изменения:
сократилась численность занятых в организациях государственной формы собственности на 9288 чел., или на 10%, до 83529 чел. в 2011 году. Доля занятых в организациях государственной формы собственности в общем числе занятых сократилась на 0,9 процентного пункта до 14,2% в 2011 году;
сократилась численность занятых в организациях муниципальной форм собственности на 14874 чел., или на 13,6%, до 94394 чел. в 2011 году. Доля занятых в организациях муниципальной формы собственности в общей доле занятых сократилась на 1,8 процентного пункта до 16,0% в 2011 году;
возросла численность занятых в частном секторе на 12070 чел., или на 3,7%, до 336716 чел. в 2011 году. Доля занятых в частном секторе в общей доле занятых увеличилась на 4,2 процентного пункта до 57,1% в 2011 году.
Общая среднесписочная численность работников организаций с 2008 по 2012 годы снизилась на 45004 чел., или на 9,6%, до 423216 чел.
По итогам 2012 года наибольшее количество работающих приходится на организации обрабатывающей промышленности - 22,3% от всех работающих, сферу образования 11,3%, оптовую и розничную торговлю - 9,7%.
Наименьшее количество людей занято в рыболовстве, рыбоводстве и добыче полезных ископаемых, 0,07% и 0,13% соответственно.
Снизилась среднесписочная численность работников организаций по таким важнейшим видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство на 29,6%; обрабатывающая промышленность на 16,6%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 3,5%; строительство на 12,3%; транспорт и связь на 5,4%; образование на 14,9%; здравоохранение и предоставление социальных услуг на 6,9%.
Возросла среднесписочная численность работников организаций по видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования на 14,2%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг на 13,1%.
В 2011 году наибольшая доля среднесписочной численности работников организаций к численности занятых наблюдалась по видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, государственное управление, здравоохранение и предоставление услуг. Наименьшая доля: оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Наибольшее снижение данной доли за 2007 - 2011 годы наблюдалось в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.
В целом по области за период 2008-2012 годов номинальная начисленная заработная плата выросла на 6775 руб., или на 42%, и составила 22890 рублей.
Наибольшая заработная плата по итогам 2012 года зафиксирована в следующих видах экономической деятельности: финансовая деятельность, государственное управление, обрабатывающие производства, наименьшая - образование, здравоохранение, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
Наибольший рост номинальной начисленной заработной платы в данный период наблюдался по следующим видам экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование.
Индекс потребительских цен за период 2008 - 2012 годов составил 141,4 %.
В целом по области за 2007 - 2011 годы отношение среднесписочной численности работников организаций к численности занятых уменьшилось с 76,4% до 73,3% к 2011 году.
В 2011 году наибольшая доля среднесписочной численности работников организаций к численности занятых наблюдалась по видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 100%, государственное управление - 97,2%, здравоохранение и предоставление услуг - 96,1%.
Наименьшая доля: оптовая и розничная торговля - 43,8%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 48%, при этом наибольшее снижение данной доли за 2007 - 2011 годы наблюдалось в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, снижение произошло на 13,3 процентного пункта до 48,0% в 2011 году.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.5. Показатели регистрируемого рынка труда
В кризисный 2009 год число планируемых к высвобождению работников составляло 37083 чел., а в 2010 году численность предполагаемых к высвобождению снизилась на 32024 чел., или на 86,4%. Однако к 2012 году по сравнению с 2010 годом численность планируемых к высвобождению работников выросла на 5321 чел., или на 105,2%. Данные по высвобождению работников с организаций области представлены в таблице 7.
Таблица 7
Высвобождения работников с организаций области
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Планируемое высвобождение работников, чел. |
37083 |
5059 |
7184 |
10380 |
Фактически высвобождено, чел. |
36014 |
11917 |
5478 |
9535 |
Трудоустроено без обращения в службу занятости, чел. |
13014 |
5110 |
1396 |
3204 |
Назначена трудовая пенсия по старости, чел. |
3294 |
921 |
482 |
984 |
Обратилось в службы занятости, чел. |
8592 |
4004 |
2460 |
1939 |
Признано безработными, чел. |
5885 |
2981 |
1697 |
1208 |
В 2012 году по сравнению с 2009 годом:
снизилась доля фактически высвобожденных работников от планируемой численности с 97,1% до 91,9%;
снизился уровень трудоустройства высвобождаемых граждан без обращения в службу занятости (трудоустройство осуществляется в организации в связи с реорганизацией или в организации собственника) с 36,1% до 33,6%;
увеличилась доля граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости, из числа фактически высвобожденных с 9,1% до 10,3%;
снизилась обращаемость в службу занятости, из числа высвобожденных работников в 2009 году обратилось 23,9%, тогда как в 2012 году - 20,3%;
из числа обратившихся в 2009 году были признанными безработными 68,5%, в 2012 году - 62,3%.
Данные по основным показатели регистрируемого рынка труда области представлены в таблице 8.
Таблица 8
Основные показатели регистрируемого рынка труда области
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Обратилось граждан в службу занятости населения области в целях поиска работы, чел. |
44896 |
92587 |
67708 |
50613 |
39486 |
Нашли работу (доходное занятие), чел. |
23879 |
40292 |
37778 |
28564 |
20444 |
Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске работы, % |
53,2 |
43,5 |
55,8 |
56,6 |
51,8 |
Среднегодовая численность безработных, чел. |
9008 |
25325 |
20283 |
13545 |
10288 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,4 |
3,8 |
3,0 |
2,1 |
1,6 |
Среднегодовое количество вакансий, ед. |
9280 |
10245 |
9846 |
11834 |
12614 |
Среднегодовой коэффициент напряженности |
1,1 |
2,8 |
2,3 |
1,3 |
0,9 |
Численность обращающихся граждан в службу занятости населения области носит неровный (синусоидальный) характер, что обусловлено экономической нестабильностью в регионе.
В целом уровень трудоустройства граждан, обращающихся в службу занятости, остается на уровне выше 50%.
Наибольшая численность безработных зарегистрирована в 2009 году - в пик финансово-экономического кризиса.
К 2012 году ситуация на рынке труда стабилизировалась:
уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,8% в 2009 году до 1,6% в 2012 году;
коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 2,8% в 2008 году до 0,9% в 2012 году.
Остается высокой доля вакансий для замещения рабочих профессий в общем количестве заявленных вакансий, так в 2008 году доля составила 81,6%, в 2012 году - 82,0%.
На регистрируемом рынке труда существует значительный профессиональный дисбаланс:
численность граждан категории руководители учреждений, организаций и их структурных подразделений, обратившихся в службу занятости, превышала количество вакансий в 2008 году в 3,6 раза, в 2012 году в 1,3 раза;
по категории неквалифицированные работники соотношение обратное: в 2008 году - 0,3, в 2012 году - 0,2.
2. Оценка состояния и проблемы рынка труда и развития трудовых ресурсов области
По предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости населения в среднем за июнь - август 2013 года:
численность экономически активного населения области составила 637,7 тыс. чел., или 51,7 %, от общей численности населения области, что на 14,2 тыс. чел., или 2,2 %, меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года;
численность граждан, занятых в экономике, снизилась на 19,1 тыс. чел., или 3,1 %, и составила 596,2 тыс. чел., численность безработных граждан увеличилась на 4,9 тыс. чел. или 11,8 %, и составила 41,5 тыс. чел.;
уровень безработицы составил 6,5 % от экономически активного населения, что на 0,9 процентного пункта выше по сравнению с соответствующим периодом 2012 года.
На регистрируемом рынке труда ситуация остается стабильной. По состоянию на 1 октября 2013 года:
численность безработных граждан составила 7682 чел., что на 1821 чел., или 19,2%, меньше по сравнению с началом текущего года;
уровень регистрируемой безработицы составил 1,2%, что на 0,3 процентного пункта ниже, чем значение показателя на начало года;
коэффициент напряженности составил 0,8 чел. незанятого трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости населения, в расчете на 1 заявленную вакансию (на 01.01.2013 - 1,0).
В тоже время на ситуацию на рынке труда области негативное влияние оказывает:
- увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата. По данным мониторинга о высвобождении работников 436 организаций сообщили о предстоящем в 2013 году высвобождении 16543 работников. На 8 октября 2013 года фактически уволено в связи с сокращением численности или штата 14654 чел., из них 35,7 %, или 5225 чел. трудоустроены, 6,4%, или 942 работникам, назначена трудовая пенсия по старости; 57,9 %, или 8487 работников организаций, вышли на рынок труда, из них 18 % или 1521 чел. обратились в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
- увольнение работников по собственному желанию в связи с неудовлетворенностью условиями труда. На 8 октября 2013 года на условиях неполной занятости трудятся 2839 работников: 2819 - переведены на работу на условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации и 20 человек находятся в простое по вине работодателя.
В январе - июле 2013 года средняя заработная плата работников организаций области, включая организации малого предпринимательства, составила 24,5 тыс. руб., но при этом она дифференцирована в разрезе районов, от 15,0 тыс. рублей в Кичменгско-Городецком районе до 32 тыс. рублей в Нюксенском районе и 37,1 тыс. рублей - в г. Череповце (данные по крупным и средним организациям), и по видам деятельности: финансовая деятельность - 42,7 тыс. рублей, обрабатывающие производства - 32,9 тыс. рублей (внутри данного вида деятельности дифференцируется от 10,8 тыс. рублей - в текстильном и швейном производствах до 51,0 тыс. рублей в металлургическом), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,2 тыс. рублей, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 12,4 тыс. рублей.
Кроме того, в области имеют место факты несвоевременной выплаты заработной платы работникам. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, на 1 октября 2013 года просроченную задолженность по выплате заработной платы имели 26 организаций области в размере 141907 тыс. рублей перед 5463 работниками.
Данные по базисным условиям для формирования численности трудовых ресурсов области представлены в таблице 9.
Таблица 9
Базисные условия для формирования численности трудовых ресурсов области
|
2013 год (оценка) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
716,1 |
711,6 |
707,2 |
702,7 |
698,3 |
693,9 |
689,4 |
684,0 |
Численность трудовых ресурсов области, тыс. чел. |
696,8 |
695,0 |
693,4 |
691,7 |
687,7 |
683,6 |
679,5 |
675,5 |
Из них занятых в экономике граждан старше и младше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
81,9 |
81,9 |
81,9 |
81,9 |
81,9 |
82,0 |
82,0 |
82,0 |
Потребность экономики в трудовых ресурсах, тыс. чел. |
605,1 |
605,8 |
606,6 |
607,6 |
608,6 |
609,8 |
611,1 |
612,6 |
Сокращается численность населения в трудоспособном возрасте. Так, к 2020 году численность снизится на 32,1 тыс. чел., или на 4,5%.
В результате снижения численности населения в трудоспособном возрасте снижается численность трудовых ресурсов области. К 2020 году их численность снизится на 21,1 тыс. чел., или на 3%.
Общая потребность экономики области в трудовых ресурсах увеличится к 2020 году на 1,2%, или 7,5 тыс. чел.
Обеспечение экономического роста в условиях текущих темпов роста производительности труда и темпов роста инвестиций в основной капитал, требуют все большего количества трудовых ресурсов.
Увеличивается доля граждан старше и младше трудоспособного возраста в численности трудовых ресурсов.
Данные по балансу трудовых ресурсов области представлены в таблице 10.
Таблица 10
Баланс трудовых ресурсов области
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Баланс трудовых ресурсов, всего, тыс. чел. |
91,7 |
89,2 |
86,8 |
84,1 |
79,1 |
73,8 |
68,4 |
62,9 |
Избыток/недостаток, % |
15,1 |
14,7 |
14,3 |
13,8 |
13,0 |
12,1 |
11,2 |
10,3 |
Баланс трудовых ресурсов за минусом населения старше и младше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
9,8 |
7,3 |
4,9 |
2,2 |
-2,8 |
-8,2 |
-13,6 |
-19,1 |
Избыток/недостаток, % |
1,6 |
1,2 |
0,8 |
0,4 |
-0,5 |
-1,3 |
-2,2 |
-3,1 |
В настоящее время область в некоторой степени обеспечена трудовыми ресурсами, однако стоит обратить внимание на следующие проблемы:
к 2020 году "запас" трудовых ресурсов сократится на 4,8 процентного пункта с 15,1% до 10,3%. "Запас" трудовых ресурсов содержит отдельные категории граждан, имеющие экономическую активность и желающие работать, однако по определенным причинам не имеющие возможности приступить к профессиональной деятельности (например, женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, не получивших места в детском саду). Таким образом, можно говорить о "пограничной" ситуации с обеспечением кадрами экономики области;
порядка 82,0 тыс. чел. младше и старше трудоспособного возраста заняты в экономике региона. В случае прекращения трудовой деятельности данной категории граждан область столкнется с нехваткой трудовых ресурсов уже в 2017 году.
В настоящее время регулирование рынка труда осуществляется системой государственной службы занятости населения области, которая состоит из Департамента труда и занятости населения области и государственных казенных учреждений центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах, а также Департамента образования области и образовательных учреждений области, отраслевых органов исполнительной государственной власти области в соответствии со своими полномочиями.
С целью всестороннего анализа, а также выбора в дальнейшем основных направлений Стратегии выполнен SWOT -анализ тенденций развития трудовых ресурсов области, социально-экономических процессов, связанных с развитием трудовых ресурсов, обеспечения трудовыми ресурсами задач экономического роста области, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (О) и угрозы (Т) внешних факторов, влияющих на развитие трудовых ресурсов.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Развитая система прогнозирования потребности экономики области в трудовых ресурсах на среднесрочный и долгосрочны период. 2. Наличие в области программ содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда; 3. Развитое частно-государственное и социальное партнерство. 4. Наличие широкой сети профессиональных образовательных организаций, подготавливающих кадры рабочих профессий и специальностей, необходимых для отраслей экономики области. 5. Высокоэффективные предприятия, обладающие современными инновационными технологиями и производствами. 6. Рост уровня профессионального образования населения области. 7. Рост производительности труда в экономике области. 8. Рост уровня заработной платы, увеличение доли оплаты труда в валовом региональном продукте. |
1. Сокращение численности населения области, в том числе в трудоспособном возрасте, и увеличение населения в возрасте старше трудоспособного. 2. Ухудшение здоровья населения области. 3. Снижение обеспечения учреждениями культурного типа и рекреационной инфраструктуры населения области, прежде всего, в сельских территориях. 4. Низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, а также в рабочих профессиях. 5. Структурный перекос уровня заработной платы, производительности труда и веса отрасли в экономике (наибольший уровень заработной платы приходится на непроизводительные виды экономической деятельности, а на финансовую деятельность и государственное управление), опережающий рост реальной заработной платы над производительностью труда. 6. Дисбаланс объемов и профилей обучения в профессиональных образовательных организациях и потребностей рынка труда в рабочей силе. 7. Отсутствие эффективной трудовой миграции, как внутренней, так и внешней. 8. Низкая профессиональная и территориальная мобильность населения. 9. Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, как в профессионально-квалификационном, так и в территориальном разрезе. 10. Ухудшение условий труда работников. 11. Отсутствие координации действий органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по вопросам развития трудовых ресурсов. 12. Отсутствие в большинстве муниципальных районов области сформулированной кадровой политики. 13. Отсутствие программных мероприятий, направленных на повышение производительности труда. 14. Низкий уровень взаимодействия работодателей, профессиональных и научных сообществ в части определения потребностей экономики в кадрах, в том числе в определении необходимых профессиональных квалификаций. 15. Отсутствие гибкости системы профессионального образования области на краткосрочный и среднесрочный периоды. |
Возможности |
Угрозы |
1. Обеспечение роста производительности труда с целью нивелирования демографических проблем снижения численности трудовых ресурсов области. 2. Обеспечение роста трудового потенциала населения области, в том числе повышения уровня профессионального образования, показателей здоровья, возможности рекреации и активной общественной жизни. 3. Развитие системы внутрипроизводственного обучения (на рабочем месте). 4. Формирование единой системы управления развитием трудовых ресурсов на основе обеспечения взаимодействия деятельности органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и общественных организаций области, внедрение новых технологий стратегического планирования и прогнозирования. 5. Обеспечение гибкости системы профессионального образования. 6. Ускорение инвестиционных процессов в экономике области, развитие приоритетных кластеров и малого и среднего предпринимательства, создание в экономике новых высокопроизводительных рабочих мест. 7. Рост реальной заработной платы в экономике области, в том числе в бюджетной сфере. |
1. Увеличение темпов сокращения численности населения, в том числе экономически активного населения. 2. Ускорение снижения показателей здоровья населения области. 3. Отток квалифицированных специалистов в другие регионы с более высоким уровнем жизни населения. 4. Сохранение низкого уровня оплаты труда в бюджетной сфере и рабочих профессий, усугубление структурного перекоса уровня заработной платы, производительности труда и веса отрасли в экономике по видам экономической деятельности. 5. Сохранение низкого уровня занятости населения в отдельных территориях области. 6. Широкое распространение нестабильной занятости и высокая текучесть кадров по отдельным видам экономической деятельности. 7. Сокращение числа рабочих мест как следствие замедления темпов экономического роста. |
Главной проблемой рынка труда области является структурная безработица, что является показателем неэффективности функционирования рынка труда, обусловленной прежде всего низкой мобильностью рабочей силы, недостатками системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также информационной системы рынка труда. Структурный дисбаланс - одна из наиболее острых проблем рынка труда при экономическом росте.
Наличие безработицы ведет к макроэкономическим потерям в виде недопроизведенного валового регионального продукта, влияет на процессы установления в экономике равновесной оплаты труда.
3. Сценарии развития рынка труда и трудовых ресурсов области
Сценарные условия развития трудовых ресурсов разработаны в соответствии с тенденциями и приоритетами развития области, учитывают особенности и прогнозы развития области.
3.1. "Инерционный" сценарий.
"Инерционный" вариант основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими демографическими процессами в обществе и сложившимся квалификационно-образовательным уровнем трудовых ресурсов.
По данному сценарию деятельность службы занятости будет направлена на обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, усиление социальной защиты неконкурентных групп населения посредством осуществления мероприятий политики занятости и текущее удовлетворение потребности работодателей в рабочей силе. Деятельность органов исполнительной власти направлена на развитие отраслей и кластеров экономики области, деятельность органов местного самоуправления направлена на развитие территорий без учета количества и качества доступных трудовых ресурсов.
Основным лейтмотивом данного варианта является действие "по ситуации", реагирование уже на свершившиеся факты в экономике.
"Инерционный" вариант развития не предусматривает инструментов по предотвращению и профилактике данных явлений в экономике, тем самым фактически гарантирует появления нестабильности на рынке труда области, возникновение кадрового голода в экономике региона и срыв целей роста валового регионального продукта области.
3.2. "Инвестиционный" сценарий.
Основным лейтмотивом варианта "инвестиционного" сценария является удовлетворение экономики области трудовыми ресурсами в необходимом количестве и необходимого качества.
"Инвестиционный" сценарий основан на улучшении ситуации, связанной с обеспечением кадровыми ресурсами экономики области, приоритетных кластеров и отраслей экономики области.
Данный сценарий позволит обеспечить стабильную занятость населения и удовлетворять текущие потребности организаций области в трудовых ресурсах.
Основными направлениями данного сценария являются:
поддержание высокой занятости населения области и использование отраслевого подхода в обеспечении кадровыми ресурсами экономики области;
повышение эффективности используемых программных инструментов развития занятости населения области;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, органов исполнительной государственной власти области, объединения работодателей и общественных организаций области по обеспечению организаций области трудовыми ресурсами;
взаимодействие с органами управления профессиональным образованием и учреждениями профессионального образования по подготовке специалистов и рабочих в соответствии с реальными потребностями экономики области;
привлечение на территорию области иностранной рабочей силы для удовлетворения потребности работодателей области в трудовых ресурсах;
реформирование службы занятости населения области, с учетом целей обеспечения работодателей области трудовыми ресурсами.
Однако "инвестиционный" сценарий не предусматривает инструментов по нивелированию тенденций к снижению численности трудовых ресурсов области. Отсутствуют инструменты для обеспечения роста трудового потенциала и повышения активизации "человеческого капитала" области.
Таким образом, данный сценарий не отвечает в полной мере задачам социально-экономического развития области и решения кадровых проблем экономики региона.
3.3. "Модернизационный (инновационный)" сценарий.
Основным лейтмотивом "модернизационного (инновационного)" сценария является инициативное планирование, учет опыта прошедших периодов, внедрение инновационных инструментов управления, таких как прогнозирование и стратегическое планирование, профилактика и предупреждение кризисных рисков в экономике области.
"Модернизационный (инновационный)" сценарий основан на проведении активной социально-экономической политики, направленной на обеспечение экономики области необходимыми трудовыми ресурсами, а также содействие формированию новой экономики, построенной преимущественно на знаниях, технологиях и уникальных местных ресурсах, развитии инновационной инфраструктуры через активизацию и повышение эффективности использования человеческого капитала области.
По "модернизационному (инновационному)" сценарию инициативная деятельность органов исполнительной государственной власти будет направлена на создание эффективной системы управления развитием трудовых ресурсов, трудового потенциала и рынка труда области, а именно:
развитие системы прогнозирования потребности экономики области в трудовых ресурсах;
развитие системы стратегического и среднесрочного планирования обеспечения трудовыми ресурсами отраслей и территорий экономики;
совершенствование системы координации органов государственной власти и органов местного самоуправления в части развития трудовых ресурсов, трудового потенциала и рынка труда;
реализацию комплекса мер, направленных на:
- обеспечение экономики области необходимыми по качеству и количеству трудовыми ресурсами, в том числе обеспечение инвестиционных процессов и процессов развития кластеров в экономике региона трудовыми ресурсами;
- рост показателей производительности труда и трудового потенциала области;
- формирование разнообразного и динамичного рынка труда области;
- обеспечение эффективной занятости населения области;
- активизацию и повышение эффективности использования "человеческого капитала" области;
- развитие социального партнерства органов исполнительной государственной власти с работодателями и общественными организациями области.
Сильные стороны "Модернизационного (инновационного)" сценария:
увеличение числа рабочих мест, связанных с инвестиционными процессами, развитием кластеров, малого и среднего предпринимательства;
снижение напряженности на рынке труда;
снижение уровня общей и официально зарегистрированной безработицы в области;
повышение доли специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, занятых в экономике;
сохранение и развитие трудовых ресурсов, создание благоприятных экономических и социальных условий для привлечения, повышения конкурентоспособности и качества рабочей силы;
изменение сложившейся структуры занятости в связи с реструктуризацией и диверсификацией отраслей экономики;
формирование эффективной системы управления развитием трудовых ресурсов, трудового потенциала и рынка труда области.
Возможности "Модернизационного (инновационного)" сценария:
положительный тренд спроса на рабочую силу;
рост производительности труда и трудового потенциала области;
повышение уровня занятости и доходов населения, доходов экономики области, снижение общей и регистрируемой безработицы;
развитие системы подготовки и переподготовки работающих граждан и незанятого населения;
вовлечение в экономику области незадействованных трудовых ресурсов;
активизация и повышение использования человеческого капитала населения области.
Слабые стороны "Модернизационного (инновационного)" сценария:
снижение численности населения области, в том числе в трудоспособном возрасте;
снижение спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, то есть невозможность восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Риски и угрозы "Модернизационного (инновационного)" сценария:
фактор дефицита кадров;
увеличение числа безработных в связи с ликвидацией неформальных рабочих мест, изменением профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рабочую силу.
В основу данной Стратегии положен третий вариант развития "Модернизационный (инновационный)" сценарий как наиболее полно отвечающий парадигме социально-экономического развития области, наиболее эффективный с точки зрения достижения качественных показателей развития рынка труда и сбалансированной государственной политики в области занятости населения, развития человеческого капитала населения области.
4. Цели, задачи и приоритетные направления Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года
Требования к современным интеллектуальным и рабочим трудовым ресурсам в совокупности с новейшими технологиями определяются перспективами экономического роста: развитие производственного сектора, сферы инноваций, развития новых услуг и производства новой продукции на основе модернизации и внедрения новых проектов в области. В связи с этим проблемы обеспечения экономики необходимыми квалифицированными рабочими кадрами в современных условиях развития рынка труда выходят на первый план.
Ключом к развитию трудовых ресурсов области, обеспечению региона необходимой качественной рабочей силой, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, и обеспечению занятости населения области является эффективное развитие рынка труда области.
Цель Стратегии - формирование условий для развития трудовых ресурсов, трудового потенциала исходя из задач обеспечения экономического роста и создания сбалансированного рынка труда.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы.
2. Повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.
3. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности.
4. Развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования трудовых ресурсов.
5. Создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
Для достижения задачи по обеспечению сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы необходимо реализовать следующие приоритетные направления и необходимые мероприятия:
создание системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг;
совершенствование системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах;
разработка комплексных показателей состояния развития трудовых ресурсов, трудового потенциала и рынка труда;
развитие системы регионального заказа на подготовку кадров;
разработка и внедрение системы прогнозирования развития трудовых ресурсов, рынка труда, трудового потенциала, которая позволит смоделировать развитие трудовых ресурсов и рынка труда исходя из достигнутых промежуточных показателей и обеспечить оперативность корректировки принятых решений;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования занятого и незанятого населения, в том числе безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с последующим его трудоустройством.
Для достижения задачи по повышению гибкости рынка труда и стимулирования сокращения нелегальной занятости необходимо реализовать следующие приоритетные направления и необходимые мероприятия:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, относящейся к полномочиям субъекта Российской Федерации, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста;
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
развитие социального партнерства.
Для достижения задачи по улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности необходимо реализовать следующие приоритетные направления и необходимые мероприятия:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
Для достижения задачи по развитию институтов рынка труда, росту занятости и эффективности использования трудовых ресурсов необходимо реализовать следующие приоритетные направления и необходимые мероприятия:
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития службы занятости населения области;
внедрение предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в электронном виде;
реформирование службы занятости области с целью стимулирования безработных граждан к активному поиску работы и повышения качества подбора работников работодателям;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в рамках крупных инвестиционных проектов;
совершенствование системы информирования в сфере труда и занятости населения;
разработка новых направлений активной политики занятости населения;
формирование механизмов, стимулирующих органы местного самоуправления к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;
разработка и внедрение системы закрепления молодых специалистов на производстве;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность;
развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости населения;
разработка и реализация программ (программных мероприятий) по повышению производительности труда;
обеспечение взвешенной миграционной политики в отношении иностранной рабочей силы.
Для достижения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры необходимо реализовать следующие приоритетные направления и необходимые мероприятия:
разработка и реализация программ по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
5. Механизмы реализации Стратегии развития трудовых ресурсов
Организационный механизм.
Организационный механизм связан с совершенствованием системы управления развитием трудовых ресурсов и рынка труда области в части:
совершенствования деятельности государственной службы занятости населения области, органов исполнительной государственной власти области;
развития системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования развития рынка труда области;
развития целевого программного планирования.
Правовой механизм.
Правовой механизм связан с совершенствованием нормативно-правовой базы, обеспечивающей режим максимального благоприятствования для реализации приоритетов Стратегии.
Программно-проектный механизм.
Важным механизмом реализации стратегических направлений являются среднесрочные программы развития трудовых ресурсов, трудового потенциала и рынка труда области, срок действия которых составляет не менее 3 лет. Среднесрочная программа должна обеспечивать реализацию основных приоритетов и направлений стратегических направлений и целевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию указанных программ.
Ключевой задачей реализации среднесрочной программы развития рынка труда области является достижение краткосрочных (обеспечение занятости населения области) и долгосрочных (рост производительности труда, рост трудового потенциала населения, эффективное функционирование рынка труда области) целей развития трудовых ресурсов области.
Финансовые механизмы
Главными финансовыми механизмами реализации стратегических направлений в кратко- и среднесрочной перспективе станут государственные и ведомственные программы, разрабатываемые и реализуемые Департаментом труда и занятости населения области, органами исполнительной государственной власти области.
Управленческие механизмы.
Реализация стратегических направлений будет осуществляться органами исполнительной государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями области.
Текущее управление реализацией стратегических направлений осуществляется Департаментом труда и занятости населения области в рамках реализации целевых программ развития рынка труда области, межведомственных программ и областных проектов в сфере труда и занятости населения области.
Оценка достижения поставленных целей будет осуществляться путем проведения ежегодного мониторинга на рынке труда области.
6. Результаты реализации Стратегии развития трудовых ресурсов
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии будет способствовать устойчивому развитию трудовых ресурсов области и повышению уровня занятости населения.
Достижение целей и задач, указанных в настоящей Стратегии, позволят:
снизить численность безработных граждан по методологии МОТ (в среднем за год), к 2020 году до 32,0 тыс. чел. с 39,9 тыс. чел. 2012 году;
снизить уровень безработицы по методологии МОТ (в среднем за год) к 2020 году до 5,2% с 5,8% 2012 году;
снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в установленном порядке (в среднем за год), к 2020 году до 10,0 тыс. чел. с 13,5 тыс. чел. в 2011 году;
сохранить уровень официально зарегистрированной безработицы (в среднем за год) на уровне 2012 года - 1,4%;
увеличить долю вакансий постоянного характера в общей потребности работников для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), за-явленной работодателями к 2020 году до 59,6 % с 59,3 % в 2012 году;
увеличить уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы к 2020 году до 58,7 % с 51,8 % в 2012 году;
снизитесь коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, в расчете на одну заявленную вакансию) в среднем за год к 2020 году до 0,7 с 0,9 в 2012 году;
увеличить долю занятого населения, имеющего профессиональное образование, к 2020 году до 76,7 % с 69 % в 2012 году;
снизить общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве на 1 тыс. работающего населения к 2020 году до 2,2 с 2,4 в 2012 году;
снизить удельный вес работающих во вредных и опасных условиях труда, к 2020 году до 44,0% с 46,3% в 2012 году;
увеличить удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе к 2020 году до 33,0% с 22,2% в 2012 году;
обеспечить темп роста производительности труда к предыдущему году в 2020 году до 104,5% с 102,1 % в 2012 году;
обеспечить рост доли оплаты труда в валовом региональном продукте к 2020 году до 53,5% с 44,8 % в 2011 году.
Показатели ожидаемых результатов реализации Стратегии отражены в приложении к настоящей Стратегии.
Приложение
к Стратегии
Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года
N п/п |
Индикатор |
Ед. измер. |
2011 год (факт) |
2012 год (факт) |
2013 год (оценка) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1. |
Численность безработных граждан по методологии МОТ (в среднем за год) |
тыс. чел. |
48,8 |
39,9 |
37,0 |
36,5 |
35,5 |
34,5 |
34,0 |
33,0 |
32,5 |
32,0 |
2. |
Уровень безработицы по методологии МОТ (в среднем за год) |
% |
7,3 |
5,8 |
6,0 |
5,9 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
3. |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в установленном порядке (в среднем за год) |
тыс. чел. |
13,5 |
10,3 |
10,2 |
10,6 |
10,5 |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
10,0 |
10,0 |
4. |
Уровень официально зарегистрированной безработицы (в среднем за год) |
% |
2,1 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
5. |
Доля вакансий постоянного характера в общей потребности работников для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленной работодателями |
% |
61,5 |
59,3 |
58,5 |
58,6 |
58,9 |
58,9 |
59,0 |
59,2 |
59,4 |
59,6 |
6. |
Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы |
% |
56,4 |
51,8 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
45,5 |
56,5 |
57,0 |
58,5 |
58,7 |
7. |
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, в расчете на одну заявленную вакансию) в среднем за год |
чел./вак. |
1,3 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
8. |
Доля занятого населения, имеющего профессиональное образование |
% |
73,9 |
н/д |
75,0 |
75,2 |
75,5 |
75,7 |
76,0 |
76,2 |
76,5 |
76,7 |
9. |
Удельная численность пострадавших от несчастных случаев на производстве на 1 тыс. работающих |
Чел. |
2,5 |
2,28 |
2,28 |
2,25 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
1,8 |
10. |
Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда |
% |
43,2 |
46,3 |
47,0 |
47,0 |
46,5 |
46,0 |
45,5 |
45,0 |
44,5 |
44,0 |
11. |
Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе |
% |
24 |
22,2 |
25,0 |
26,0 |
27,0 |
28,0 |
28,5 |
29,0 |
31,5 |
33,0 |
12. |
Темп роста производительности труда |
% к пред. году |
106,4 |
102,1 |
100,5 |
102,7 |
102,0 |
103,4 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
13. |
Доля оплаты труда в валовом региональном продукте |
% к ВРП |
44,8 |
н/д |
50,0 |
50,5 |
51,0 |
51,5 |
52,0 |
52,5 |
53,0 |
53,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 г. N 1349 "О Стратегии развития трудовых ресурсов Вологодской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 28 декабря 2013 г. N 241
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.