Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 г. N 1351
"О Стратегии развития информационного общества в Вологодской области до 2020 года и на долгосрочный период до 2025 года"
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В соответствии с законом области от 30 сентября 2010 года N 2369-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Вологодской области", Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739, и во исполнение распоряжения Губернатора области от 28 декабря 2010 года N 2798-р "О разработке нормативных правовых актов"
Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Вологодской области до 2020 года и на долгосрочный период до 2025 года.
2. Комитету информационных технологий и телекоммуникаций области (А.А. Никуличев) принять меры по реализации Стратегии развития информационного общества в Вологодской области до 2020 года и на долгосрочный период до 2025 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.Ю. Макаровского.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля.
Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2026 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
По поручению Губернатора области |
А.А. Травников |
Одобрена
постановлением
Правительства области
от 23 декабря 2013 г. N 1351
Стратегия
развития информационного общества в Вологодской области до 2020 года и на долгосрочный период до 2025 года
(далее - Стратегия)
Введение
Информационное общество - современный этап развития цивилизации, характеризующийся высокой интенсивностью и эффективностью использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) гражданами, бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления.
Развитие информационного общества рассматривается как общероссийская задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления политики Вологодской области в сфере использования и развития ИКТ для продвижения области по пути формирования и развития информационного общества.
При формулировании Стратегии использовался архитектурный подход, который предполагает объединение и координацию компонентов информационного общества области - информационных, нормативных, технических, человеческих ресурсов - для достижения целей развития информационного общества. Применяемые в настоящее время в области механизмы целеполагания и оценки результатов развития информационного общества нуждаются в совершенствовании и также являются объектом настоящей Стратегии.
I. Анализ ситуации за предшествующий период
1.1. Анализ готовности Вологодской области к информационному обществу
Формирование и развитие информационного общества обеспечивается эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении и домашних хозяйствах на основе создаваемых необходимых и достаточных для обеспечения заданных темпов социально-экономического развития информационных ресурсов, инновационных организационных решений, совершенной нормативной базы, современной ИКТ-инфраструктуры, а также компетентного и мотивированного человеческого капитала.
Институтом развития информационного общества (Москва) с 2005 года при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно формируется рейтинг готовности регионов России к информационному обществу на основании данных Федеральной службы государственной статистики и отраслевых министерств. В рейтинге готовности регионов России к информационному обществу за 2010 - 2011 годы Вологодская область занимала 48 место (таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу (по состоянию на 31 декабря 2011 года)
Субъекты Российской Федерации |
Место в рейтинге по Российской Федерации |
Место в рейтинге по Северо-Западному федеральному округу |
Москва |
1 |
|
Санкт-Петербург |
2 |
1 |
Тюменская область |
3 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
4 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
5 |
|
Томская область |
6 |
|
Мурманская область |
7 |
2 |
... |
|
|
Вологодская область |
48 |
10 |
... |
|
|
Республика Дагестан |
80 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
81 |
|
Республика Ингушетия |
82 |
|
В соответствии с данным рейтингом Вологодская область находится на предпоследнем десятом месте среди одиннадцати регионов Северо-Западного федерального округа, что является очень низким показателем.
Для построения рейтинга использованы значения индекса готовности регионов России к информационному обществу, который представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Индекс строится на:
показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономическая среда и ИКТ- инфраструктура), и показателях доступа и использования ИКТ в шести сферах деятельности: в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, бизнесе, культуре;
использовании ИКТ домохозяйствами и населением.
Для расчета Индекса и его составляющих используются 77 показателей. Динамика индекса готовности Вологодской области к информационному обществу с 2007 по 2011 год приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика индекса готовности Вологодской области к информационному обществу с 2007 по 2011 год
Индекс готовности регионов России к информационному обществу |
годы |
|||
2007 - 2008 |
2008 - 2009 |
2009 - 2010 |
2010 - 2011 |
|
Место Вологодской области в общем рейтинге |
40 |
44 |
47 |
48 |
ИКТ-инфраструктура |
28 |
24 |
26 |
25 |
Человеческий капитал |
64 |
63 |
68 |
67 |
Экономическая среда |
40 |
28 |
52 |
46 |
Использование ИКТ в домохозяйствах и населением |
42 |
45 |
46 |
39 |
ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления |
32 |
49 |
61 |
62 |
ИКТ в бизнесе |
44 |
40 |
45 |
31 |
ИКТ в здравоохранении |
30 |
17 |
32 |
13 |
ИКТ в образовании |
60 |
69 |
44 |
51 |
ИКТ в культуре |
18 |
26 |
27 |
28 |
По интегральной оценке состояния факторов развития информационного общества наиболее сильной стороной Вологодской области является ИКТ - инфраструктура как технологический фундамент, необходимый для построения информационного общества в регионе и его электронного развития (рисунок 1).
1.2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры области
В Вологодской области в 2011 - 2013 годах планомерно развивалась базовая телекоммуникационная инфраструктура. В частности, сеть Вологодского филиала ОАО "Ростелеком" является на данный момент одной из самых развитых сетей в России. Протяженность волоконно-оптических линий связи первичной сети магистрального и внутризонового уровня составляет 2600 км, местного уровня - 6400 км. Первичная сеть магистрального и внутризонового уровня построена на современном оборудовании спектрального уплотнения (WDM) ведущих мировых производителей. Все устройства сети находятся под централизованным мониторингом и управлением. В сети создано полное кольцевое резервирование, что позволяет исключить потери трафика. Магистральная сеть имеет выходы в пяти направлениях: на Санкт-Петербург, Архангельск, Москву, Великий Новгород и Сыктывкар. Суммарная пропускная способность каналов - 160 Гб/с.
До 2018 года в планах увеличить пропускную способность магистральных каналов в 5 раз. На местном уровне развернуто 479 узлов связи.
Во всех населенных пунктах области с числом жителей более 500 проложен оптический кабель и есть узел местной сети ОАО "Ростелеком". Средняя пропускная способность каналов связи до населенных пунктов - 100 Мб/с.
С 2012 года ведется модернизация сети, и к 2018 году планируется модернизировать сеть до всех населенных пунктов с числом жителей более 1000. Это позволит увеличить пропускную способность каналов до 100 Гб/с.
Сеть абонентского широкополосного доступа филиала имеет разветвленную структуру. Порядка 600 населенных пунктов области (90% населенных пунктов с числом жителей более 250) имеют возможность получить услугу доступа к сети Интернет.
ОАО "Ростелеком" имеет лицензию на частоты для построения беспроводной сети стандарта LTE. В 2013 году установлен центральный коммутатор.
До 2018 года планируется установить базовые станции во всех районных центрах области, населенных пунктах численностью более 3 000 жителей.
В городах Вологде и Череповце с 2010 года развивается сеть доступа по технологии PON, что позволяет предоставлять клиентам услуги доступа к сети Интернет, симметричные каналы связи, VPN-каналы на скорости до 1Гбит/с. В планах до 2018 года обеспечить полное покрытие этих городов сетью по технологии PON.
В районных центрах развиваются сети доступа по технологии FTTB, что позволяет предоставлять клиентам услуги доступа к сети Интернет, симметричные каналы связи, VPN-каналы со скоростью до 100Мб/с. В планах до 2018 года обеспечить полное покрытие районных центров сетью по технологии FTTB.
Во всех населенных пунктах, где расположены администрации муниципальных и сельских образований, в 90% населенных пунктов, где есть социально значимые объекты (школы, больницы, почты, библиотеки), существует возможность получения услуги доступа к сети Интернет, организации VPN-каналов. В планах до 2018 года обеспечить возможность получения услуг доступа к сети Интернет, организации VPN-каналов во всех населенных пунктах с числом жителей более 250.
В 2010 - 2011 годах Вологодским филиалом ОАО "Ростелеком" был реализован крупнейший проект по построению сети передачи данных в интересах Правительства области, объединяющий 311 сельских поселений (администрации муниципальных образований, сельских и городских поселений) и 26 районных администраций. Построена сеть для нужд Департамента финансов области, объединяющая подразделения Департамента финансов области в 26 районах области и предоставляющая возможность подключения к сети Интернет.
1.3. Развитие услуг связи
Суммарный объем услуг связи, оказанных предприятиям и гражданам области, в 2012 году составил 1574 млрд. рублей (105,6% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах). Отрасль связи сохранила высокую доходность, рентабельность проданных услуг составила 26,7%, увеличившись на 2,1% по сравнению с 2011 годом.
В структуре оказанных операторами-лицензиатами услуг наибольшая доля пришлась на подвижную связь - 44,4%; документальная связь составила 13,2%; междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь - 5,7%; местная телефонная связь и услуги таксофонов - 10,4%; почтовая - 8,2%.
В 2013 году общий объем услуг связи с учетом итогов работы отрасли за 6 месяцев текущего года оценивается на уровне 1676,5 млрд. рублей, или 102,6% к уровню 2012 года.
1.4. Развитие информационного общества и формирование электронного правительства
В рамках мероприятий по развитию информационного общества в области Вологодским филиалом ОАО "Ростелеком":
создана инфраструктура электронного правительства, область подключена к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), создана региональная инфраструктура электронного правительства (далее - РИЭП);
внедрены система исполнения регламентов (далее - СИР) и типовой комплекс межведомственного взаимодействия регионального уровня (далее - ТКМВ РУ);
предоставляется комплексный сервис РИЭП; открыты удаленное рабочее место удостоверяющего центра электронной подписи и пункты ОАО "Ростелеком" по выдаче гражданам кодов активации Личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) в городах Вологде, Череповце и Великом Устюге;
переводятся в электронный вид и выводятся на ЕПГУ государственные и муниципальные услуги; организован доступ к ЕПГУ через сервис ИНФОМАТ.
В 2013 году к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах подключено 8 банков, внедряется автоматизированная информационная система управления образовательными учреждениями области, включающая 485 общеобразовательных школ, 440 дошкольных образовательных учреждений, 34 учреждения среднего профессионального образования.
По данным ТАСС Телеком (http://tasstelecom.ru/ratings/one/3023), Вологодская область в 2012 году по количеству зарегистрированных sim-карт находилась на 36 месте в рейтинге регионов (всего 2,2 млн. или 1868 на 1 тыс. населения), на 5 месте - среди регионов Северо-Западного федерального округа.
Рейтинг использования приоритетных ИТ-систем (подготовлен Агентством CNews Analytics в сентябре 2013 года) на основании интеграции данных регионального мониторинга Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (рейтинги использования Системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой системы идентификации и аутентификации), Министерства здравоохранения Российской Федерации (возможность ведения электронной медицинской карты, записи к врачу в электронном виде), федеральной уполномоченной организации ОАО "Универсальная электронная карта" (выполнение плана внедрения УЭК) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (возможность получения услуг в сфере образования через ЕПГУ), показывает, что Вологодская область находится в группе лидеров (занимает 15 место в данном рейтинге).
В 2012 году завершилась реализация Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Вологодской области на 2010 - 2012 годы, утвержденного распоряжением Губернатора области от 25 мая 2013 года N 998-р, выполнение которого позволило сформировать основы базовой инфраструктуры информационного общества:
созданы первая очередь региональной мультисервисной сети органов исполнительной государственной власти области, единый центр обработки данных органов исполнительной государственной власти области (далее - ОИГВО), на ресурсах которого развернуты автоматизированные информационные системы, имеющие межведомственный характер взаимодействия: автоматизированная система электронного документооборота, сервис электронной почты органов власти и местного самоуправления области, ГАС "Управление", система видеоконференцсвязи, интернет-сайты Губернатора области, Правительства области, автоматизированная информационная система "Государственный заказ Вологодской области" и другие;
выполнены работы по внедрению Типового комплекса межведомственного взаимодействия регионального уровня, благодаря чему к региональной СМЭВ подключены все ОИГВО и 365 органов местного самоуправления области, для всех них организован защищенный канал связи по технологии VipNet, обеспечено приобретение электронных подписей;
созданы автоматизированная библиотечная информационная система (сводный электронный каталог библиотек области и ресурсов на центральном сервере с возможностью доступа граждан через сеть Интернет) и комплексная автоматизированная музейная информационная система (система рабочих мест хранителей, научных сотрудников, работников отдела учета и других музейных сотрудников, объединенных в единую систему);
приобретены комплекты цифрового учебно-лабораторного оборудования для общеобразовательных учреждений области;
разработаны сайты для 58 лечебно-профилактических учреждений области из 101, ведется разработка программного обеспечения "Электронная медицинская карта";
создана техническая инфраструктура АИС "Электронный социальный регистр населения Вологодской области";
начата реализация плана внедрения универсальной электронной карты, совместно с уполномоченной организацией области создан региональный call-центр с единым номером телефона.
Состояние и тенденции развития информационного общества в Вологодской области в этот период по данным Индекса готовности регионов России к информационному обществу проиллюстрированы на рисунке 2.
Кроме того, прошедший этап развития информационного общества характеризуется переходом на новый качественный уровень формирования программ развития ИКТ на муниципальном уровне. В 2012 году разработана программа "Цифровой город Череповец", которая вошла составной частью в Стратегию развития города Череповца до 2022 года "Череповец - город возможностей". В качестве стратегической цели в сфере информационных технологий заявлено создание в городе Череповце среды и инфраструктуры, обеспечивающих к 2022 году вхождение Череповца в число 10 наиболее передовых городов в области развития и использования современных информационных технологий, а также базиса для построения инновационной экономики и информационного общества.
В Вологде при активном участии ИКТ-бизнеса разработана Стратегия "Вологда - IT-град" до 2020 года.
1.5. Развитие ИКТ-сектора
К достижениям области в сфере развития ИКТ-сектора можно отнести:
проведение ежегодного форума "Современные информационные технологии";
реализация проекта "Электронная Вологда", в рамках которого граждане получают специальные пластиковые карты, предназначенные для оплаты проезда в общественном транспорте, получения скидок в магазинах по региональным программам;
оснащение всего общественного транспорта GPS/ГЛОНАСС-оборудованием, интегрированным с единой системой автомониторинга;
участие Клуба ИТ-директоров Вологодской области в качестве представителей экспертного сообщества в сфере ИКТ.
Хорошим примером реализации государственно-частного партнерства является совместная деятельность Вологодского государственного технического университета (далее - ВоГТУ), Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, научно-инновационного предприятия "Адрэм", Вологодского бизнес-инкубатора при содействии и координации Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области, Клуба ИТ-директоров области, Корпорации развития Вологодской области и Администрации города Вологды по подготовке заявки на создание в городе Вологде Центра прорывных исследований в области ИТ на базе ВоГТУ.
II. Оценка состояния и проблемы развития информационного общества в Вологодской области
Для дальнейшего развития информационного общества в области очевидна необходимость интенсивной, целенаправленной скоординированной работы по следующим направлениям:
совершенствование системы управления областью и процессами информатизации и развития рынка производства и потребления ИКТ-товаров и услуг;
развитие нормативной правовой базы, информационных ресурсов и ИКТ-инфраструктуры информационного общества;
приведение компетенций участников процессов развития информационного общества (сотрудников организаций, инициирующих и реализующих создание и внедрение решений информационного общества и сопутствующих организационных изменений, а также граждан - потребителей ИКТ-товаров и услуг) к уровню, необходимому для успешного решения задач и достижения заявленных целей.
Интенсификация развития информационного общества должна стать одним из приоритетов развития области, обеспечивающим достижение ее социально-экономических целей на основе повышения эффективности экономики, государственного и муниципального управления за счет использования ИКТ.
Проблемы региональной информатизации, препятствующие решению приоритетных задач развития ИКТ в Вологодской области, связаны с:
недостатками в кадровом обеспечении региональной информатизации: недостаточное количество квалифицированных кадров в сфере ИКТ, миграционный отток высокообразованного населения Вологодской области, в том числе ИТ-специалистов; слабо развита система повышения компьютерной грамотности и навыков работы в сети Интернет;
некоторой ведомственной разобщенностью при реализации программ информатизации, создании интегрированных территориальных информационных систем, использовании федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов;
слабым уровнем координации работ в сфере информатизации, несогласованностью ведомственных, федеральных и региональных программ;
недостаточным уровнем готовности органов государственной власти и органов местного самоуправления к предоставлению информационных услуг населению с помощью современных информационных технологий; неготовностью части населения к получению информационных услуг;
недостаточной интеграцией информационных ресурсов региона;
слабым обеспечением информационной безопасности и защиты информации.
Также необходимо отметить, что в настоящий момент в России отсутствует комплексная система показателей, объективно отражающая уровень развития информационного общества и электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях, поэтому одной из важных задач должно стать создание областной системы показателей и методов измерений, необходимой для обеспечения качественного управления в этих сферах.
Немаловажным и необходимым для социально-экономического развития области с использованием возможностей и преимуществ ИКТ является развитие ИКТ-сектора экономики области. На конец 2013 года в Вологодской области не существует единой разработанной региональной промышленной политики в ИКТ-отрасли экономики, реализуются лишь отдельные инициативы и проекты, что указывает на низкую инновационную активность организаций и их ориентацию на решение текущих, а не стратегических задач.
Совершенно очевидным является тот факт, что область нуждается в проведении единой скоординированной политики в сфере развития ИКТ-сектора в рамках ИТ-стратегии региона.
III. Сценарии развития информационного общества в Вологодской области
В развитии информационного общества Вологодской области можно выделить два вероятных сценария развития на долгосрочную перспективу: инновационный и инерционный.
Инновационный сценарий представлен в двух вариантах:
инновационный сценарий "Программа-минимум" предполагает ориентацию на решение вопросов исключительно информатизации;
инновационный сценарий "Программа-максимум" ориентирован на применение программно-целевого метода с целью повышения уровня социально-экономического развития региона, активизацию всех заявленных в Стратегии базовых факторов, призванных содействовать успешному развитию информационного общества.
В инерционном варианте заложена гипотеза о сохранении действующих тенденций в экономическом развитии области. Это означает, что в плановом интервале динамика инвестиций в основной капитал и потребления домашних хозяйств является в значительной степени сходной. При этом происходит постепенное снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал с 7,1% в интервале 2006 - 2010 годов до 3,9% в 2015 - 2020 годах.
Характеристика сценариев развития информационного общества Вологодской области представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика сценариев развития информационного общества Вологодской области
Характеристика сценариев развития |
Инерционный сценарий |
Инновационный сценарий "Программа-минимум" |
Инновационный сценарий "Программа-максимум" |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Суть сценария |
продолжение сложившихся трендов развития |
реализация государственной программы, направленной на развитие информационного общества с фокусом на информатизацию |
реализация государственной программы, направленной на достижение значимых социально-экономических эффектов за счет эффективного использования инструментов информационного общества |
2. Основные цели развития |
сохранение позиций области среди субъектов Северо-Западного Федерального округа (далее - СЗФО) |
повышение позиции области среди субъектов СЗФО; повышение ИТ-квалификации сотрудников ОИГВО, организаций, граждан; поддержка развития ИКТ-отрасли; информатизация ОИГВО, органов местного самоуправления области (далее - ОМСУ), организаций и домохозяйств |
лидерство Вологодской области среди субъектов СЗФО и высокие места на общероссийском уровне; повышение эффективности и результативности деятельности ОИГВО, ОМСУ, организаций и домохозяйств на основе использования ИКТ; повышение квалификации ключевых специалистов в сфере реинжиниринга административных и бизнес-процессов на основе применения ИКТ; стимулирование спроса на ИТ-продукцию и услуги, активизирующего развитие предложений; повышение инвестиционной привлекательности за счет инициирования проектов, приносящих выгоды (окупаемых) |
3. Финансирование |
на уровне прошлых лет |
на уровне 1,5% областного бюджета |
на уровне 1-1,5% областного бюджета; дополнительные инвестиции и софинансирование из внебюджетных источников |
4. Возможные риски развития |
отставание в социально-экономическом развитии от других регионов |
возрастающие затраты на информатизацию без значимых социально-экономических эффектов |
сопротивление изменениям со стороны отдельных сотрудников и руководителей ОИГВО |
5. Условия реализации сценария |
наличие бюджетного финансирования для покрытия текущих расходов |
наличие бюджетного финансирования для покрытия возрастающих проектных и текущих расходов |
фокус на приоритетных нуждах развития области; создание добавленной ценности в каждом мероприятии; сильное политическое лидерство; наличие первоначального бюджетного финансирования; сильная координация участников и мероприятий; адекватная правовая база; вовлечение граждан; наличие необходимой квалификации у участников процессов реализации Стратегии |
6. Ожидаемые результаты |
в соответствии с прогнозами на основании имеющихся трендов |
высокие показатели информатизации при незначительном прогрессе социально-экономических показателей |
существенный рост социально-экономических показателей; опережающее развитие ИКТ-отрасли и кадрового потенциала; рост инвестиционной привлекательности региона; рост удовлетворенности населения качеством жизни и результатами деятельности органов власти |
IV. Цели, задачи и приоритетные направления развития информационного общества
4.1. Стратегической целью развития информационного общества в области как субъекте Российской Федерации является декомпозиция цели, заявленной в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с учетом особенностей развития области, а именно повышение качества жизни населения области, обеспечение конкурентоспособности области, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер общества, повышение эффективности системы государственного управления и местного самоуправления на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для успешного достижения поставленной цели необходима концентрация усилий на обеспечении высокой результативности и эффективности применения ИКТ для гарантированного получения планируемых социально-экономических эффектов взамен приоритета достижения количественных показателей, характеризующих уровень доступности и интенсивности использования средств ИКТ.
Достижение заявленной цели требует фокусирования усилий на инициировании и реализации мероприятий, результатом которых станет позитивное влияние на основные составляющие качества жизни: экономическое благосостояние, комфортная и безопасная социальная среда.
Экономическое благосостояние населения зависит от общего состояния экономики области; комфортность среды определяется качеством образования, медицинского обслуживания, уровнем социальной защиты, состоянием и доступностью культурной среды, качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства и государственных услуг. Безопасность в информационном обществе определяется уровнем информационной безопасности и состоянием общей безопасности жизнедеятельности.
Все эти составляющие качества жизни напрямую зависят как от доступности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий - основного ресурса повышения эффективности и результативности всех видов деятельности, так и от качества государственного управления, обеспечивающего наличие функций, создающих условия и стимулы для успешного развития информационного общества и достижения его целей, а также, оказание государственных услуг, непосредственно влияющих на качество жизни граждан.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной стратегической цели, относятся:
развитие информационного общества и построение "электронного правительства" области;
повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения области;
создание условий для опережающего развития экономики области на основе эффективного использования ИКТ;
совершенствование информационного пространства и ИКТ-инфраструктуры области для дальнейшего развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества за счет широкого применения ИКТ.
4.2. Принципы реализации Стратегии.
Для обеспечения достижения поставленных целей и решения задач развития информационного общества в Вологодской области при реализации настоящей Стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами:
первоочередная ориентация на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона на основе эффективного применения ИКТ как катализатора и инструмента оптимизации административных и бизнес- процессов;
улучшение институциональных условий для развития при минимальном прямом регулировании;
поддержка региональных производителей ИКТ-продукции и услуг;
использование инструментов партнерства государства, бизнеса и гражданского общества;
обязательность централизованной координации и применения программно-целевых методов реализации Стратегии;
учет уровня и специфики развития компонентов информационного общества на территории муниципальных образований, в том числе городских и сельских поселений.
4.3. Факторы развития информационного общества.
В качестве основных факторов развития информационного общества выделяются следующие:
1. Концентрация на приоритетных задачах развития Вологодской области. Развитие информационного общества не должно быть самоцелью, но оно является инструментом решения актуальных задач повышения качества жизни граждан, развития экономики, образования, здравоохранения, культуры и других сфер жизни области на основе эффективного использования ИКТ.
2. Сильное политическое лидерство. Одновременно с оказанием приоритетной экономической и организационной поддержки реализации Стратегии, руководители области должны регулярно и публично демонстрировать свою приверженность целям информационного общества для создания необходимой мотивации остальных участников процессов развития.
3. Создание добавленной ценности. Каждое из решений, планируемых, создаваемых и используемых в рамках программ и проектов развития информационного общества, должно быть более качественным и полезным в сравнении с тем, на смену или в дополнение к которым оно приходит.
4. Наличие первоначального финансирования. Развитие информационного общества требует масштабных организационных и технических преобразований, что требует инвестирования значительных финансовых ресурсов на начальных этапах. Однако создаваемые в процессе развития организационно-технические решения должны вести к снижению операционных издержек и появлению новых источников доходов, что снижает потребность в бюджетном финансировании дальнейших этапов.
5. Эффективная межведомственная и межуровневая координация. Развитие информационного общества является сложной межведомственной и межуровневой задачей, требующей координации действий множества организаций. Такая координация возможна лишь при наличии организационной структуры, обладающей необходимыми компетенциями и достаточными полномочиями.
6. Наличие и доступность необходимой инфраструктуры. Необходимым (но недостаточным) условием результативной и экономически эффективной реализации организационных и технических решений информационного общества является наличие и доступность единой ИКТ-инфраструктуры, к которой относятся каналы связи, информационные и вычислительные ресурсы, системы идентификации, стандарты.
7. Адекватная правовая база. Нормативная правовая база должна стимулировать органы государственной и муниципальной власти, бизнес и граждан к достижению социально-экономических целей информационного общества и за счет своего опережающего развития своевременно устранять барьеры на пути к ним.
8. Вовлечение граждан. Недостаточное вовлечение граждан в процессы планирования, реализации и оценки результатов развития информационного общества приводит к росту рисков принятия ошибочных (не в интересах граждан) управленческих решений, росту противодействия процессам реализации Стратегии, а также неадекватной оценке результатов и недостижению целей развития информационного общества.
9. Наличие необходимого уровня квалификации. Важно, чтобы все заинтересованные стороны и участники процессов развития и использования инструментов информационного общества обладали квалификацией, необходимой как для исполнения их текущих обязанностей, так и для инициирования, планирования и управления реализацией организационных изменений, необходимых для достижения целей развития вверенных им организаций.
10. Использование механизмов партнерства. Необходимые для достижения целей развития информационного общества организационные и технические мероприятия настолько сложны и масштабны, что порой могут оказаться не по силам отдельным государственным организациям. Привлечение в качестве партнеров других, государственных и коммерческих организаций, а также граждан позволяет объединить их ресурсы и разделить работы между партнерами. Условием создания таких взаимовыгодных межведомственных и/или государственно-частных партнерств является перспектива создания в результате этих совместных усилий новой (дополнительной) ценности для всех участников партнерства.
11. Мониторинг и оценка. Наличие и постоянное совершенствование инструментов регулярного мониторинга и оценки состояния процессов развития информационного общества и достижения его целей является необходимым условием эффективного управления этими процессами на основе результатов анализа объективной и оперативной информации о состоянии и тенденциях изменения объектов управления и их окружения.
12. Безопасность в информационном обществе. Создание и развитие пространства доверия и использования ИКТ-решений для повышения уровня безопасности жизнедеятельности является условием востребованности продуктов и услуг информационного общества.
4.4. Приоритетные направления реализации Стратегии.
Для обоснования приоритетных направлений развития и задач, решение которых необходимо для достижения целей развития информационного общества в области на период до 2025 года, приведен SWOT-анализ состояния развития информационного общества (приложение к Стратегии) с точки зрения состояния факторов развития информационного общества.
Основной вывод из проведенного SWOT-анализа: в Вологодской области имеется существенный потенциал для развития информационного общества, не используемый в полной мере в основном по причине недостаточного фокусирования усилий на получение желаемых социально-экономических эффектов на основе гармоничного развития всех компонент и задействования всех факторов развития информационного общества.
Таким образом, настоящая Стратегия предлагает следующие приоритетные направления развития информационного общества в области:
1. Развитие информационного общества и построение электронного правительства области позволит повысить экономическую эффективность и результативность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, достигаемую за счет применения технологий информационного общества.
С целью внедрения и развития электронного правительства предполагается:
разработка/развитие целевой архитектуры электронного правительства, включение в состав целевой архитектуры электронного правительства области следующих подсистем: информационно-аналитической системы управления областью; информационных систем ситуационных центров органов государственной власти; систем управления процессами сопровождения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; системы мониторинга состояния и потребностей экономики; системы проектного управления, экспертизы и мониторинга реализации программ и проектов;
создание системы показателей и методов измерений промежуточных и результирующих параметров реализации проектов развития электронного правительства как на основе показателей и методик предлагаемых федеральными структурами, так и на основе собственных разработок, учитывающих особенности области и необходимость обеспечения качественного управления процессами развития информационного общества;
обеспечение условий для раскрытия информации, находящейся в ведении органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области, не относящейся к информации для служебного пользования (в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления").
2. В части повышения доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения области, в том числе качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, сохранения и развития культуры, совершенствования деятельности сферы ЖКХ, планируется:
стимулирование применения системного/архитектурного подхода при планировании и реализации мероприятий по развитию информационного общества, что обеспечит:
а) всеобщее единое понимание целей и задач развития, а также распределение ролей и ответственности за реализацию отдельных задач развития информационного общества, необходимое для успешного движения к этим целям);
б) однократное создание и повторное (совместное) использование значительной части ресурсов (базовые информационные ресурсы, ИТ-инфраструктура, организационные решения, унифицированные знания персонала, стандарты (технические и управленческие) и т.д.), что обеспечит повышение эффективности и безопасности их использования;
в) радикальное повышение уровня межведомственной и межуровневой интероперабельности (технической, семантической, организационной), что необходимо для повышение качественных характеристик реализуемых ими функций и оказываемых услуг.
приведение обеспеченности организаций ИКТ-средствами и сетевой инфраструктурой к состоянию, необходимому для достижения целей развития;
поддержка разработки и внедрения прикладных ИТ-решений, повышающих эффективность и результативность основных функций и процессов организаций;
создание (развитие существующей) единой системы мониторинга, анализа, прогнозирования и открытой публикации выводов о потребностях региона в результатах деятельности систем образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, сохранения и развитие культуры, сферы ЖКХ.
В сфере образования:
развитие механизмов формирования социального образовательного заказа;
приоритетная поддержка развития системы подготовки ИТ-кадров;
широкомасштабное повышение ИТ-квалификации граждан на базе имеющихся ресурсов образовательных учреждений;
В сфере здравоохранения: развитие систем мониторинга состояния здоровья населения (в первую очередь людей с ограниченными возможностями).
В сфере занятости и социальной защиты населения:
создание электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки лиц, временно не работающих;
создание удаленных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;
обеспечение предоставления информационных услуг населению по правовым и организационным вопросам деятельности служб социальной защиты в круглосуточном режиме.
В области культуры и искусства:
продвижение в сети Интернет культурных брендов Вологодской области (таких как Вологодское масло, Вологодское кружево, "Настоящий вологодский продукт", Вологодский лен, Дед Мороз из Великого Устюга, Мастера Вологодчины, Северная чернь);
сохранение культурных ценностей Вологодской области путем перевода их в электронную форму.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
принятие нормативной базы и расширение применения систем дистанционного считывания показаний приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии;
расширение возможностей осуществления электронных платежей за пользование коммунальными услугами.
3. В рамках создания условий для опережающего развития экономики области на основе эффективного использования ИКТ с целью обеспечения ее поступательного и опережающего развития за счет интенсивного использования передовых и инновационных технологий организации деятельности предприятий представляется целесообразным направить усилия как на стимулирование повышения эффективности существующих организаций, так и на создание условий для интенсивного появления новых организаций, которые обеспечат появление новых рабочих мест, а именно:
разработка и реализация правовых и организационных мер стимулирования конкуренции в основных отраслях экономики региона. Справедливая конкуренция, ограниченная в настоящее время рядом административных барьеров и сложившихся практик (в том числе коррупционных), является необходимым условием для появления сильной мотивации к повышению эффективности деятельности конкурирующих предприятий, в том числе и за счет применения ИКТ;
содействие созданию и использованию многоязычных (для облегчения выхода областных предприятий на внешние рынки) комплексных систем электронной торговли для профильных отраслей экономики Вологодской области, включающих необходимые совместно используемые информационные ресурсы, порталы торговых площадок, подсистемы электронных платежей и средств идентификации (УЭК, электронный паспорт и др.) с использованием электронных, подсистем маркетингового анализа и сопровождения сделок, подсистем транспортно-логистической поддержки;
разработка мер снижения административной нагрузки на бизнес, в т.ч. создание систем унифицированной электронной отчетности предприятий перед органами государственной власти, которые, к тому же, должны будут обеспечить органы государственной власти оперативной и достоверной информацией об их деятельности для целей эффективного мониторинга и контроля;
развитие систем информационной, организационной, юридической и других видов поддержки малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в приоритетных отраслях экономики;
координация взаимодействия бизнеса с образовательными и научными учреждениями с целью повышения качества подготовки кадров, необходимых предприятиям области и улучшения доступа предприятий к научным ресурсам и результатам НИР;
создание условий для опережающего развития ИКТ-сектора экономики области, в том числе:
а) развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, ИТ-акселераторы и др.), содействующей коммерциализации и эффективному внедрению современных научных разработок;
б) разработка и реализация мер по облегчению доступа представителей областного ИКТ-сектора к государственному заказу, за счет как заблаговременного их информирования и оказания консультационной помощи по вопросам участия в конкурсах и аукционах, так и регулярного информирования потенциальных государственных заказчиков о потенциале областного ИКТ-сектора;
в) публикация открытых государственных данных (в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления") для стимулирования появления на их основе новых информационных услуг и их поставщиков;
г) реализация мер по улучшению условий ведения ИТ-бизнеса (оказание ИТ-стартапам и предприятиям информационной, правовой, материальной, бухгалтерской, кадровой и др. видов поддержки, а также поддержки в продвижении товаров и услуг, предлагаемых ИТ-отраслью на внутреннем и внешнем рынках);
д) поддержка формирования ИКТ-кластеров на основе развития существующих цепочек поставки ИТ-продукции и услуг.
Для развития информационного общества наличие в области эффективно-функционирующей ИТ-отрасли является насущной необходимостью и обеспечит повышение конкурентоспособности экономики региона, рост производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также рост налоговых поступлений в бюджет области, что необходимо для выполнения и расширения социальных программ в Вологодской области.
4. В рамках совершенствования информационного пространства и ИКТ-инфраструктуры области для дальнейшего развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества за счет широкого применения ИКТ планируется:
а) определение необходимости и обоснование целесообразности создания и/или развития каждого из элементов инфраструктуры информационного общества, определение требований к элементам инфраструктуры информационного общества;
б) в случае обоснованной необходимости и целесообразности создание или развитие:
базовых информационных ресурсов - хранилищ совместно используемой информации;
нормативной базы, включающей нормативные правовые акты, электронные регламенты, стандарты и, в конечном счете, тиражируемое прикладное программное обеспечение, реализующее административные/электронные регламенты;
единой региональной информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры, позволяющей обеспечить адекватный уровень надежности и эффективность использования технических и программных средств;
развитие человеческих ресурсов - кадрового потенциала, обладающего компетенциями и мотивацией, необходимыми для эффективного осуществления целенаправленной деятельности по созданию и использованию компонентов информационного общества;
в) внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Вологодской области.
Использование спутниковых навигационных технологий должно обеспечить мониторинг и контроль за критически важными, потенциально опасными и социально значимыми объектами на территории региона, а также за реализацией мер по устранению чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения данной задачи планируется:
создать и ввести в постоянную эксплуатацию региональную информационно-навигационную систему Вологодской области;
обеспечить оснащение навигационно-связным оборудованием автотранспортных средств на территории Вологодской области;
осуществить нормативное правовое, организационное обеспечение эффективного функционирования региональной системы использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности;
г) обеспечение безопасности информационного общества.
Важным компонентом существования и развития информационного общества является обеспечение информационной безопасности, которое включает в себя решение следующих задач:
разработки и постоянной актуализации региональной политики информационной безопасности, обеспечения ее согласования с нормативными документами федерального уровня;
модернизации и развития информационных систем с целью их приведения к состоянию, удовлетворяющему требованиям политики информационной безопасности;
развития единой защищенной среды информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
противодействия распространению информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию детей.
В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо решение следующих задач:
повышение безопасности дорожного движения и обеспечение своевременной оплаты наложенных штрафов собственниками транспортных средств;
мониторинг в реальном времени состояния предприятий и учреждений с особо опасными технологическими циклами, перемещения пассажирского транспорта, перемещения и состояния транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы;
сбор и обработка видеоинформации об оперативной обстановке на вокзалах, в аэропортах, в акваториях, на общественно-политических, спортивных, праздничных, публичных и других массовых мероприятиях на городских объектах, улицах и площадях, в местах скопления транспорта, во дворах жилых домов;
мониторинг в реальном времени состояния систем безопасности (пожарные, охранные и тревожные сигнализации) социальных объектов области (образовательные, медицинские, культурные и прочие объекты), экстренное оповещение о чрезвычайных ситуациях на социальных объектах;
контроль за техническим состоянием систем безопасности социальных объектов региона;
внедрение единого телефона спасения "112";
разработка и предоставление норм и рекомендаций по оснащению объектов системами обеспечения безопасности.
V. Механизмы реализации Стратегии
5.1. Механизмы реализации Стратегии базируются на следующих методологических принципах:
постоянной оценке целесообразности, гарантирующей непрерывное соответствие процессов реализации Стратегии ее целям и стремление к получению желаемых выгод;
учета предыдущего опыта;
распределения и официального закрепления ролей и обязанностей среди участников реализации Стратегии, гарантирующих, что к проектам привлекаются необходимые специалисты и что все участники понимают, что требуется от них и чего они могут требовать и ожидать от других;
управления по этапам, предусматривающим наличие контрольных точек в ключевых местах, контроль их достижения;
управления по отклонениям в рамках допустимых границ отклонений (по срокам, стоимости и объему, а также по качеству, риску и выгодам), в случае прогнозирования выхода за эти границы проблема эскалируется на более высокий уровень управления, что позволяет оптимизировать трудозатраты руководителей и эффективно делегировать принятие управленческих решений на исполнительский уровень;
акцента на ожидаемых результатах (выгодах), получаемых с целью достижения необходимых социально-экономических эффектов;
адаптации к окружению Стратегии, так как мероприятиями в изменяющемся окружении невозможно управлять по неизменным планам, процессы планирования и реализации должны соответствовать реально существующим условиям и вовремя корректироваться, в том числе прекращаться в случае наличия свидетельств о нецелесообразности продолжения мероприятия.
5.2. Механизмы реализации Стратегии.
5.2.1. Организационно-управленческий:
осуществление промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработка альтернативных вариантов достижения поставленных Стратегией целей;
повышение эффективности расходования бюджетных средств через развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат;
обеспечение методического и научно-методологического сопровождения реализации Стратегии;
создание необходимых организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, реализации и контролю результатов мероприятий по достижению целей Стратегии. Организационная структура реализации Стратегии приведена на рисунке 3;
исполнение государственной программы "Информационное общество - Вологодская область (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1109 (далее - Государственная программа), как тактического инструмента реализации Стратегии;
внедрение системы независимой экспертизы подготовки и реализации мероприятий Стратегии. Механизм независимой экспертизы позволяет дать многостороннюю оценку разрабатываемых организационных и технических решений; роль экспертного сообщества неоценима в части формирования альтернативных подходов к реализации конкретных программ, проектов и решений.
5.2.2. Правовой: актуализация нормативной правовой и методической базы развития информационного общества в Вологодской области как необходимой и достаточной основы реализации Стратегии.
5.2.3. Финансово-экономический:
использование схем многоканального финансирования, то есть привлечения различных источников финансовых ресурсов: как внутренних - средства областного бюджета, субъектов управления и хозяйствования, внебюджетных фондов; кредитные ресурсы банков и других институционных инвесторов, расположенных на территории области; денежные доходы населения, так и внешних - финансовые ресурсы за пределами территории области, имеющиеся в распоряжении отечественных и иностранных инвесторов, субъектов Российской Федерации, средства федерального бюджета и международных финансовых организаций (участие в грантах);
привлечение финансирования и/или софинансирования в следующих формах:
а) различные формы государственно-частного партнерства,
б) аутсорсинг, при котором часть функций исполняется сторонней организацией,
в) инсорсинг, при котором орган власти передает часть функций на исполнение другому органу власти или подведомственной организации.
5.2.4. Информационный:
информирование о деятельности и достигнутых результатах в сфере развития информационного общества в области;
создание системы мониторинга реализации Стратегии;
организация маркетинговой деятельности, необходимой как для лучшего понимания ожиданий заинтересованных сторон, так и для целенаправленного формирования их ожиданий и подготовки к использованию результатов реализуемых мероприятий.
VI. Результаты реализации стратегии развития информационного общества в области
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии, будет способствовать устойчивому развитию информационного общества в области, обеспечению дополнительных доходов областного бюджета, позволит получить экономический и социальный эффект.
Таблица 5
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2018 |
2020 |
2025 |
|||
1. |
Прирост количества действующих ИТ-предприятий на территории области в год |
% |
1 |
1,3 |
1,7 |
2 |
2,5 |
3 |
2. |
Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в организациях области в сфере связи |
шт. |
477 |
549 |
625 |
790 |
968 |
1200 |
3. |
Объем инвестиций в основной капитал по курируемым видам деятельности за отчетный год |
млн. руб. |
2 694,0 |
3 049,6 |
3 476,5 |
4 360,9 |
5 470,4 |
6000,0 |
4. |
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, от общей численности постоянного населения области |
% |
10 |
25 |
40 |
70 |
70 |
75 |
5. |
Доля государственных услуг области, переведенных в электронный вид до максимально возможного этапа, от общего количества оказываемых государственных услуг |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. |
Доля типовых муниципальных услуг области, переведенных в электронный вид до максимально возможного этапа, от общего количества оказываемых типовых муниципальных услуг |
% |
20 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Доля органов исполнительной государственной власти области, объединенных в региональную мультисервисную сеть органов государственной власти области (РМСОГВ), от общего количества органов исполнительной государственной власти области |
% |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля цифровых изображений музейных предметов от общего объема музейных фондов |
% |
20 |
30 |
37 |
51 |
65 |
70 |
9. |
Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в среднем по области, от общего фонда редких книг |
% |
6,5 |
9,7 |
12,9 |
19,3 |
25,6 |
32 |
10. |
Доля описаний дел государственных архивов области, включенных в электронные описи и электронные каталоги, от общего количества описаний дел государственных архивов области |
% |
8 |
9 |
11 |
14 |
20 |
28 |
11. |
Доля сотрудников органов исполнительной государственной власти области, являющихся пользователями единой системы электронного документооборота, от общего количества сотрудников органов исполнительной государственной власти области |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
12. |
Доля домохозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет |
% |
48,0 |
53,0 |
58,0 |
70 |
80 |
90 |
13. |
Доля населения области, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, от общей численности постоянного населения области |
% |
95,7 |
96,3 |
96,8 |
97,8 |
98,8 |
99,0 |
14. |
Доля территории области, покрытая сигналом высокоточного позиционирования, от общей площади территории области |
% |
0 |
0 |
0 |
50 |
100 |
100 |
15. |
Место Вологодской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства |
место |
62 |
60 |
58 |
54 |
50 |
45 |
Приложение
к Стратегии
SWOT-анализ состояния развития информационного общества Вологодской области
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
Приоритетные нужды развития региона Приоритетные нужды сформулированы в постановлении Правительства области от 26 июня 2010 года N 739 "О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года" и в отраслевых стратегиях развития. |
Приоритетные нужды развития региона Приоритетные нужды развития региона и мероприятия по их удовлетворению, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года и в отраслевых стратегиях развития, не учитывают в явном виде потенциал эффективного использования ИКТ. |
Добавленная ценность 3-е место в СЗФО по развитию деятельности, связанной с ИКТ-услугами и оптовой торговлей ИКТ-оборудованием. Рост значения индекса долголетия населения как результат выполнения программы "Здоровый город". Успешная реализация проектов, дающих позитивный социально-экономический эффект: "Паспорт лечебного учреждения", "Регистр медицинских работников", "Электронная медицинская карта". |
Добавленная ценность Добавленная ценность при планировании и реализации программных мероприятий не планируется и не является индикатором достижения целей и/или критерием приемки работ. Практическое отсутствие собственного производства ИКТ-оборудования (хотя относительно хорошо развит рынок сбыта и ИТ-услуг). |
Политическое лидерство Высокая интернет-активность Губернатора области в Твиттере (6 место по уровню активности среди всех глав регионов). |
Политическое лидерство Усилия руководителей области высшего уровня по демонстрации своей приверженности достижению целей информационного общества и формированию необходимых стимулов порой недостаточны для того, чтобы эти цели стали приоритетными для руководителей и сотрудников органов власти, организаций и граждан. |
Первоначальное финансирование Наличие бюджета на реализацию программных мероприятий. |
Первоначальное финансирование Наличие практики недофинансирования запланированных программных мероприятий и проектов, возможно, по причине финансовых проблем области (дефицит бюджета составляет 1,8 миллиарда - 5,3%. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2012 году характеризуется 55 рангом потенциала и 59 рангом риска). Ограниченность вариантов источников финансирования. |
Координация Наличие координирующего органа - Совета по информатизации Вологодской области. Наличие координирующей структуры - Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области. Опыт применения программно-целевых инструментов в процессе реализации долгосрочной целевой программы "Информационное общество - Вологодская область (2013 - 2015 годы)" и долгосрочной целевой программы "Информатизация Вологодской области на 2010 - 2012 годы". |
Координация Ограниченность полномочий координирующего органа - Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области в сфере инициирования и координации необходимых организационных и технических преобразований в других комитетах и ведомствах. |
ИКТ - инфраструктура Высокий уровень оснащенности персональными компьютерами сотрудников ОИГВ (>100% - один из лучших показателей в Российской Федерации). Количество ПК в составе ЛВС (>100% - один из лучших показателей в Российской Федерации). Объем электронных каталогов библиотек (>11% от общего объема фондов - один из лучших показателей в Российской Федерации). Рост протяженности волоконно-оптических линий связи (прирост на 1 194 км, всего 9 286 км). Использование ИКТ в 95,8% организаций. Все ОМСУ подключены к региональной мультисервисной сети. |
ИКТ - инфраструктура Низкая обеспеченность компьютерами работников в организациях (18%). Существенный разрыв в развитии и использовании ИКТ в сельских поселениях и крупных городах области. |
Правовая база Наличие основных нормативных документов, определяющих цели развития информационного общества в Вологодской области. |
Правовая база Недостаток нормативной базы, регламентирующей вопросы координации и требования к контролю результативности и экономической эффективности мероприятий и проектов развития информационного общества. Отсутствие нормативной базы для организации постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей российского и регионального рынков труда в кадрах различной квалификации с учетом прогнозируемых тенденций экономики, характера и условий труда. |
Вовлечение граждан Сотрудничество с Клубом ИТ-директоров. Формирование Общественного совета при Комитете информационных технологий и телекоммуникаций области. |
Вовлечение граждан Низкая социально-политическая активность граждан. Низкий уровень использования инструментов открытого правительства. |
Квалификация Высокая эффективность инновационных работ. По количеству поданных заявок на изобретения в 2005 году Вологодская область заняла 3-е место в Северо-Западном федеральном округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области). На территории области расположены отраслевые государственные вузы, имеющие богатую историю и сложившиеся традиции в подготовке специалистов для различных отраслей экономики и социальной сферы. Реализация проекта "Цифровая школа 21 века", обучение учителей использованию СПО, создание рабочих мест для детей-инвалидов. Государственная программа "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013 - 2018 годы". |
Квалификация Регион занимает последнее место в СЗФО по показателям развития научного и образовательного потенциала населения (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, доля населения с высшим и средним образованием). Нехватка кадров в сфере ИКТ (53% организаций при среднероссийском уровне в 48%) вследствие несоответствия платежеспособного спроса ИТ-компаний ситуации на рынке труда (квалифицированные кадры готовятся, но существует их отток в более богатые регионы). Содержание и организация подготовки кадров не вполне отвечают потребностям экономики и социальной сферы. |
Партнерство Наличие опыта аутсорсинга отдельных государственных функций. |
Партнерство Недостаточное использование потенциала различных форм частно-государственного партнерства. |
Мониторинг и оценка Наличие постановления Губернатора области от 13 сентября 2012 года N 500 "О порядке организации проведения социологических исследований для Правительства области, его структурных подразделений и органов исполнительной государственной власти области". |
Мониторинг и оценка Утрата силы постановления Правительства области N 645 от 10 июля 2006 года "Об организации мониторинга информатизации органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области", в рамках которого проводился региональный мониторинг. |
Безопасность в информационном обществе Начало распространения УЭК. Наличие удостоверяющих центров электронной подписи. Оснащение служб экстренного реагирования средствами ИКТ. Развитие систем фотовидеофиксации. Развитие системы единого номера "112". |
Безопасность в информационном обществе Отсутствие практики обязательного применения норм региональной политики информационной безопасности в мероприятиях и проектах развития информационного общества. Разобщенность информационных систем служб экстренного реагирования. |
O (возможности) |
T (угрозы) |
Приоритетные нужды развития региона Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 устанавливает целевые показатели качества государственного управления, соответствующие приоритетам развития области. |
Приоритетные нужды развития региона Большинство нормативных документов федерального уровня устанавливает цели и показатели развития информационного общества и электронного правительства не соответствующие целям социально-экономического развития области. |
Добавленная ценность Опыт использования гражданами коммерческих электронных услуг формирует их ожидания к созданию добавленной ценности, что может стимулировать спрос на создаваемые электронные услуги. Возможности использования УЭК и электронного паспорта для реализации коммерческих сервисов. |
Добавленная ценность Невысокие потребительские качества и, как следствие, относительно низкая востребованность создаваемых продуктов и услуг по причине неприменения адресно-ориентированного подхода при планировании и реализации мероприятий и проектов развития информационного общества. Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности. |
Политическое лидерство Периодическая демонстрация заинтересованности высшего руководства страны в успешном развитии информационного общества. Рост степени удовлетворенности граждан деятельностью органов власти, демонстрирующих приверженность достижению целей развития информационного общества. |
Политическое лидерство Отсутствие реально действующей стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, обуславливающее непредсказуемость приоритетов высшего руководства страны и направленность большей части их инициатив на рост показателей информатизации страны. |
Первоначальное финансирование Возможность получения федеральных субсидий в качестве софинансирования программы развития информационного общества в Вологодской области. Возможность использования ресурсов ДЦП "ICity" г. Череповца и "IT-град" г. Вологды. Возможность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, создающих добавленную ценность (рост инвестиционной привлекательности). Возможность снижения стоимости создания и эксплуатации решений информационного общества в случае опережающего развития регионального ИТ-сектора экономики. |
Первоначальное финансирование Наличие административных и нормативных преград консолидации и привлечению внешнего финансирования. Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности (снижение инвестиционной привлекательности). Рост стоимости ИКТ-продукции и услуг в результате замещения региональных ИТ-поставщиков зарубежными и иногородними. |
Координация Наличие возможности улучшения результативности и эффективности реализации мероприятий в случае расширения координирующих полномочий единой координирующей структуры (наделение главы координирующей структуры полномочиями государственного CIO). |
Координация Вероятность непринятия мер по улучшению координации, что будет вести к росту сепаратизма при планировании и реализации мероприятий развития информационного общества и росту несовместимости и стоимости создаваемых решений. |
ИКТ - инфраструктура Потенциальные возможности использования региональной мультисервисной сети, к которой уже сейчас подключены все ОМСУ. Возможности использования Единого центра обработки данных. |
ИКТ - инфраструктура Избыточность отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине неэффективного использования ее потенциала для достижения целей развития информационного общества. Отсутствие или нехватка отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине недостаточной координации при планировании и реализации мероприятий различными ведомствами. |
Правовая база Наличие возможности развития правовой базы с целью перемещения акцентов на первоочередное достижение социально-экономических целей, стоящих перед областью. |
Правовая база Необходимость учета требований нормативно-правовой базы федерального уровня, не всегда учитывающей особенности состояния и тенденций развития информационного общества в Вологодской области. |
Вовлечение граждан Возможность использования потенциала клуба ИТ-директоров Вологодской области, Общественного совета, других экспертных сообществ в сфере ИКТ. Возможность использование инструментов открытого правительства и электронной демократии (РОИ и др). |
Вовлечение граждан Вероятность потери интереса граждан к созданию и использованию инструментов информационного общества в случае неиспользования инструментов их вовлечения и/или неучета их мнения и интересов. Снижение результативности мероприятий по развитию информационного общества по причине невостребованности решений, создаваемых без учета потребностей и возможностей граждан. |
Квалификация Имеющийся потенциал профессионального образования позволяет решать задачи по созданию системы непрерывного профессионального образования населения, способного удовлетворить потребности экономики региона в квалифицированных кадрах. |
Квалификация Существующие государственные образовательные стандарты и неэффективный механизм социального заказа приводят к дальнейшему рассогласованию потребностей экономики области в квалифицированных кадрах и предлагаемых образовательных услуг. |
Партнерство Наличие инвестиционного, производственного, кадрового и научного потенциала (возможно, ограниченного), использование которого возможно при реализации мероприятий, создающих ценность для потенциальных инвесторов. Возможность использования ресурса БУ "Вологодский бизнес-инкубатор" как информационно-консультационного центра. |
Партнерство Снижение привлекательности Вологодской области для потенциальных партнеров-инвесторов при отсутствии инициатив, создающих ценность для них. |
Мониторинг и оценка Возможности организации мониторинга и оперативного анализа ситуации в области силами Ситуационного центра Губернатора области. |
Мониторинг и оценка Использование исключительно индикаторов, предлагаемых нормативными документами федерального уровня, не позволяющими управлять результативностью и эффективностью применения инструментов информационного общества. |
Безопасность в информационном обществе Реализация федеральных инициатив и программ в сфере повышения безопасности жизнедеятельности. Развитие пространства доверия, ведущее к росту спроса на решения информационного общества (в том числе на государственные услуги, оказываемые в электронном виде). |
Безопасность в информационном обществе Ужесточение требований государственных регуляторов (ФСБ, ФСТЭК и др.) к обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем. Недостаточный уровень развития пространства доверия, снижающий спрос на использование государственных информационных систем, услуг, оказываемых в электронном виде, и других решений информационного общества. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 г. N 1351 "О Стратегии развития информационного общества в Вологодской области до 2020 года и на долгосрочный период до 2025 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 28 декабря 2013 г. N 241
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.