Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Вологодской городской Думы
от 4 июля 2011 г. N 723
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Город Вологда"
(утв. решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 г. N 73)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", закона Вологодской области от 4 июня 2010 года N 2317-ОЗ "О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области", в соответствии с постановлением Губернатора Вологодской области от 20 августа 2010 года N 409 "О Порядке организации совместных проверок органами исполнительной государственной власти области, осуществляющими региональный государственных контроль (надзор), и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на осуществление муниципального контроля".
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и принципы осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - муниципальный земельный контроль) собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, обладателями сервитутов, а также лицами, использующими земельные участки без оформленных в установленном порядке прав на них (далее - землепользователи); полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль в границах городского округа, а также права землепользователей при выявлении нарушений земельного законодательства.
1.3. Целью муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства землепользователями.
1.4. Основными задачами муниципального земельного контроля являются:
1) повышение эффективности контроля за использованием земель на основе укрепления взаимодействия между органами местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" и органами, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля;
2) профилактика правонарушений в области использования земель на территории муниципального образования "Город Вологда";
3) обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в сфере использования земель, в том числе в части недопущения самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
4) обеспечение соблюдения установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
5) обеспечение соблюдения сроков освоения земельных участков, если такие сроки установлены законодательством;
6) обеспечение выполнения мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель;
7) защита муниципальных и общественных интересов, а также прав физических и юридических лиц в области использования земель.
1.5. Осуществление муниципального земельного контроля основывается на следующих принципах:
1) соблюдении законодательства Российской Федерации, Вологодской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда";
2) соблюдении прав и законных интересов физических и юридических лиц;
3) открытости и доступности для физических, юридических лиц информации об осуществлении муниципального земельного контроля, о правах и обязанностях органов муниципального контроля, должностных лиц при проведении проверок;
4) объективности и всесторонности осуществления муниципального земельного контроля, а также достоверности результатов проводимых проверок;
5) возможности обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля.
1.6. Объектом муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, их части, находящиеся в границах муниципального образования "Город Вологда", независимо от форм собственности.
1.7. Муниципальный земельный контроль включает в себя контроль:
за соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
за соблюдением прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов в целях воспрепятствования самовольному занятию земельных участков или использованию их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
за использованием земельных участков по целевому назначению;
за соблюдением сроков возврата временно занимаемых и арендуемых земельных участков, а также выполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; недопущением искажения сведений о состоянии и использовании земель (в том числе сокрытия сведений о наличии свободного земельного фонда);
за своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране от подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению иных процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
за недопущением самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка;
за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранением нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами по использованию и охране земель, для подготовки информации в органы государственного земельного контроля и организации работ по освобождению земельных участков в судебном порядке;
за переоформлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права постоянного (бессрочного) пользования.
2. Организация осуществления муниципального земельного контроля
2.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией города Вологды через уполномоченный правовым актом Главы города Вологды орган Администрации города Вологды (далее - орган муниципального земельного контроля).
Муниципальный земельный контроль осуществляется органом муниципального земельного контроля через специалистов органа муниципального земельного контроля, уполномоченных правовым актом Главы города Вологды на осуществление муниципального земельного контроля (далее - должностные лица).
2.2. Муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с органами государственной исполнительной власти, прокуратурой города Вологды, организациями и общественными объединениями, а также физическими лицами.
2.3. К полномочиям органа муниципального земельного контроля относятся:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Вологда";
2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок в рамках муниципального земельного контроля;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального земельного контроля;
4) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Вологодской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда".
2.4. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства (далее - проверки).
Мероприятия по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон) и настоящим Положением.
Мероприятия по муниципальному земельному контролю в отношении физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) осуществляются в соответствии с настоящим Положением.
2.5. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, изложенном в разделе 3 настоящего Положения.
2.6. Внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона, и в порядке, установленном Федеральным законом.
Внеплановые проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) проводятся по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона, а также:
1) в случае обнаружения должностными лицами данных, указывающих на наличие земельных правонарушений;
2) для мониторинга исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенных уполномоченным на осуществление государственного земельного контроля органом.
2.7. Выездные проверки проводятся в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа муниципального земельного контроля документах физического, юридического лица;
2) оценить соответствие деятельности физического, юридического лица требованиям законодательства Российской Федерации, Вологодской области, муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Вологда" в сфере земельных отношений без проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю.
2.8. Проверки проводятся на основании приказа руководителя органа муниципального земельного контроля о проведении проверки (далее - приказ).
2.9. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказ составляется по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями).
При проведении муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, используемых физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), приказ о проведении проверки издается по конкретному земельному участку с указанием местоположения земельного участка, фамилии, имени, отчества правообладателя земельного участка (при наличии сведений - фактического пользователя), сроков проведения проверки и должностных лиц, уполномоченных на ее проведение.
2.10. Должностное лицо, осуществляющее проверку, имеет служебное удостоверение, обязательное для предъявления при проведении проверок.
2.11. Проверки проводятся с участием землепользователей либо их уполномоченных представителей.
Землепользователи - юридические лица (индивидуальные предприниматели) уведомляются о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до даты начала проведения проверки посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (факсом, нарочно - должностным лицом) копии приказа.
Землепользователям - физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) либо их уполномоченным представителям не позднее чем за три рабочих дня до даты начала проведения проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (факсом, нарочно - должностным лицом) уведомление о ее проведении и о возможности принятия участия в проводимой должностным лицом проверке с приложением копии приказа.
В случае отсутствия землепользователя - физического лица (за исключением индивидуальных предпринимателей) или его уполномоченного представителя при проведении проверки проверка осуществляется без участия такого землепользователя.
2.12. При осуществлении проверки заверенная печатью копия приказа вручается должностным лицом под роспись землепользователю либо его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
2.13. По результатам проверки составляются:
акт проверки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению при проведении проверок землепользователей - физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей);
акт проверки по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями) при проведении проверок землепользователей - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В качестве приложений к акту проверки являются:
схематический чертеж местоположения земельного участка, составленный по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
результаты обмера площади земельного участка, зафиксированные по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
К акту проверки прилагаются и иные документы, материалы, содержащие информацию, подтверждающую или опровергающую наличие нарушений земельного законодательства.
2.14. Акт проверки составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с приложенными к нему документами вручается физическому лицу, его уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под роспись, за исключением случая проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым пункта 2.11 настоящего Положения.
В случаях проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым пункта 2.11 настоящего Положения один экземпляр акта проверки с приложенными к нему документами подлежит направлению органом муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки физическому лицу (за исключением индивидуального предпринимателя), его уполномоченному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
2.15. В случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, вместе с актом проверки физическому, юридическому лицам либо их уполномоченным представителям вручается под роспись уведомление о необходимости прибытия в уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля орган для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению (далее - уведомление о прибытии).
При обнаружении нарушений земельного законодательства, ответственность за которые не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы о нарушениях также подлежат передаче в уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля орган.
2.16. Составленные в ходе проверки документы и иные материалы, подтверждающие наличие нарушений земельного законодательства, в 5-дневный срок после завершения проверки направляются в уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля орган для рассмотрения и принятия решения.
2.17. Документы, составленные по результатам проверки, содержащие сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством.
2.18. Должностные лица ведут учет проверок в книге проверок соблюдения земельного законодательства, которая ведется в органе муниципального земельного контроля по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению (далее - книга проверок).
3. Порядок разработки ежегодных планов проведения плановых проверок
3.1. При разработке ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органом муниципального земельного контроля предусматриваются:
1) включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктом 8 статьи 9 Федерального закона;
2) определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, Вологодской области или требований, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Вологда", в сфере земельных отношений, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельностью;
3) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 (далее - Правила), проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;
4) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к Правилам;
5) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в органы прокуратуры;
6) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органов прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем органа муниципального земельного контроля.
3.2. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона.
3.3. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном Интернет-сайте Администрации города Вологды до 31 декабря текущего календарного года.
3.4. Изменения в ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносятся в порядке, установленном Правилами.
3.5. В целях обеспечения контроля за соблюдением земельного законодательства физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) составляются ежегодные планы проведения проверок землепользователей - физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), использующих земельные участки на территории муниципального образования "Город Вологда", и утверждаются руководителем органа муниципального земельного контроля по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
Основаниями для включения плановых проверок физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) в проект ежегодного плана проведения плановых проверок физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) органом муниципального земельного контроля являются:
1) поступившие от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц сведения, содержащие наличие нарушения земельного законодательства;
2) истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой (внеплановой) проверки физического лица.
4. Сроки проведения проверок
4.1. Плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще одного раза в три года, физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) - не чаще одного раза в два года.
4.2. Срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
5. Права и обязанности должностных лиц, землепользователей при проведении муниципальногоземельного контроля
5.1. При осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица имеют право:
1) проверять соблюдение физическими и юридическими лицами земельного законодательства и требовать представления к проверке документов, связанных с целями, задачами и предметом проверки;
2) посещать при предъявлении служебного удостоверения земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Вологда", используемые на любом виде права или без оформления прав, и обследовать их;
3) запрашивать и получать сведения и материалы об использовании и состоянии земель, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля;
4) обращаться в правоохранительные, контрольные и надзорные органы за оказанием содействия в предотвращении и (или) пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
5) привлекать к проверке экспертов и экспертные организации (за исключением не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций);
6) обжаловать действия (бездействие) физических и юридических лиц, повлекшие за собой нарушение прав, а также препятствующие исполнению ими должностных обязанностей.
5.2. Должностные лица обязаны:
1) выявлять нарушения земельного законодательства;
2) принимать в пределах своих полномочий необходимые меры к устранению и недопущению нарушений земельного законодательства, в том числе проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению таких нарушений;
3) оперативно рассматривать поступившие обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, содержащие сведения о нарушениях в использовании земель, и принимать меры в пределах имеющихся полномочий;
4) направлять в уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля органы материалы в целях:
привлечения нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством;
вынесения предписаний об устранении допущенных земельных правонарушений;
5) соблюдать законодательство и не нарушать права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю;
6) соблюдать сроки уведомления физических и юридических лиц о проведении проверки, сроки проведения проверок;
7) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа, а при проведении внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии документа о согласовании проведения внеплановой проверки;
8) не препятствовать юридическому лицу, физическому лицу, их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, и предоставлять таким лицам информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
9) составлять по результатам проверок акты проверок с обязательным ознакомлением с ними физических, юридических лиц или их уполномоченных представителей;
10) доказывать обоснованность своих действий и решений при их обжаловании физическими и юридическими лицами;
11) осуществлять мониторинг исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений, вынесенных должностными лицами, осуществляющими государственный земельный контроль (в случае получения от них соответствующих обращений);
12) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в книге проверок.
5.3. Должностные лица несут персональную ответственность:
за совершение неправомерных действий (бездействие), связанных с выполнением должностных обязанностей;
за разглашение сведений, полученных в процессе проверки, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
5.4. Землепользователи и их уполномоченные представители при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю имеют право:
5.4.1. Присутствовать при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
5.4.2. Знакомиться с результатами проверки и получать относящуюся к предмету проверки информацию и документы.
5.4.3. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и результаты проверок.
5.5. Физические и юридические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностному лицу доступ на земельные участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
5.6. Воспрепятствование деятельности должностных лиц при исполнении ими обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля влечет за собой привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.