Постановление Правительства Вологодской области
от 15 февраля 2010 г. N 150
"Об одобрении Стратегии развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года"
26 апреля 2010 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 13 мая 2013 г. N 490 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства области от 16 апреля 2004 года N 380 "Об основных положениях концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу" и постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года.
2. Департаменту труда и социального развития области (Е.К. Артемов) принять меры по реализации Стратегии развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Стратегия
развития сферы труда и социального развития Вологодской области на период до 2020 года
26 апреля 2010 г.
I. Анализ ситуации и оценка потенциала отрасли
1. Общая характеристика ситуации в сфере труда и социального развития
Проводимая в последние годы в Вологодской области социально-экономическая политика, направленная на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, позволила решить ряд первоочередных проблем в сфере труда и социального развития.
Этому способствовали:
своевременное принятие и исполнение нормативных правовых актов области, принятых в целях реализации в Вологодской области Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда и социальной защиты населения области;
тесное взаимодействие органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в решении вопросов в сфере труда и социальной поддержки населения;
принятие и реализация областных целевых программ;
участие в реализации федеральных целевых программ.
В результате:
произошли значительные сдвиги в развитии социальной поддержки населения (объем средств на реализацию мер социальной поддержки льготных категорий граждан увеличился с 2004 года более чем в 3 раза);
получила дальнейшее развитие сеть учреждений социального обслуживания (число учреждений возросло с 31 в 1997 году до 104 в 2009 году), соответственно количество социальных услуг, предоставленных нуждающимся гражданам и семьям с детьми, возросло более чем в 10 раз, внедрены около 20 новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, учитывающих в том числе и гендерные аспекты социального обслуживания населения.
Около 500 тыс. граждан, проживающих в Вологодской области (т.е. около 40% населения области), получают различные меры социальной поддержки и социальные услуги. Среди них самыми многочисленными категориями являются люди пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми. Получателями мер социальной поддержки являются более 310 тыс. вологжан (153 тыс. человек - в соответствии с федеральным законодательством и 157,9 тыс. человек - в соответствии с областным законодательством).
Так, например, законом области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, ежемесячная денежная выплата, дополнительное пенсионное обеспечение, компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) установлена ветеранам труда; ветеранам труда Вологодской области (с 14 июля 2007 года); реабилитированным; лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; лицам, имеющим удостоверение "Ветеран военной службы" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", являющимся пенсионерами и достигшим возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины); лицам, выполнявшим служебно-боевые задачи (в том числе выполнявшим специальные задания и участвовавшим в специальных операциях); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; лицам, родившимся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года ("дети войны") (с 1 января 2008 года) - в размере 650 рублей; лицам, принимавшим участие в разминировании на территории Вытегорского района в период войны и в послевоенные годы (1945 - 1951) - в размере 1910 рублей; лицам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), из числа педагогических, медицинских, фармацевтических работников, специалистов в области культуры и искусства, ветеринарной службы, социальных работников и специалистов по социальной работе - в размере 466 рублей.
Особое внимание в области уделяется поддержке семьи и детей. С 2007 года почти в два раза увеличился размер ежемесячного пособия на ребенка, которое в настоящее время составляет 150 рублей для детей в малоимущих семьях. Правом на получение ежемесячного пособия на ребенка пользуются более 79 тыс. семей. Из средств областного бюджета производится выплата ежемесячного пособия малоимущим семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, единовременного пособия при рождении ребенка неработающим женщинам из малоимущих семей, данные пособия с 1 января 2007 года составляют соответственно 1000 и 4500 рублей. В области выплачивается дополнительное единовременное пособие при рождении (усыновлении, удочерении) второго и третьего ребенка в размере 2000 рублей, единовременное пособие малоимущим семьям на каждого ребенка-первоклассника в размере 3000 рублей; ежемесячное пособие в размере 500 рублей женщинам, родившим 10 и более детей и воспитавшим их до трехлетнего возраста. Обеспечиваются средствами ухода новорожденные дети из малообеспеченных или нуждающихся семей при выписке из родильного дома. В области осуществляется частичная компенсация стоимости месячного студенческого проездного билета студентам из малоимущих семей и студентам, имеющим хорошую или отличную успеваемость (личные затраты студента на месячный студенческий проездной билет составляют 100 рублей). Около 7 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются более 22,5 тыс. детей, пользуются мерами социальной поддержки в виде ежемесячной оплаты в размере 30 % коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива и сжиженного газа; ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей (на одного ребенка) на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий на весь период обучения; выплаты в размере 1500 рублей (на одного ребенка) один раз в два года на обеспечение школьной одеждой и спортивной формой для занятия физкультурой для детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; бесплатного обеспечения детей до 6 лет включительно лекарствами по рецептам врача.
За счет средств областного бюджета предусмотрены также дополнительные меры социальной поддержки ряду категорий граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации (например, инвалидам - чернобыльцам и членам их семей; инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; детям военнослужащих, погибших (умерших) в вооруженных конфликтах и при исполнении обязанностей службы).
Кроме перечисленных, в области предоставляются также иные меры социальной поддержки.
В целях возобновления традиции награждения многодетных матерей учреждена государственная награда Вологодской области - медаль "Медаль материнства" трех степеней для награждения женщин, родивших, воспитывающих (воспитавших) пять, шесть детей (III степень), семь, восемь, девять детей (II степень), десять и более детей (I степень) с выплатой единовременного вознаграждения (соответственно 10, 15 и 20 тыс. рублей).
Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой в области, является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.
В соответствии с законом области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется государственная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия, ежеквартального социального пособия, единовременной материальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь). В 2008 году такую помощь из средств областного бюджета получили около 40 тыс. пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.
В области действует широкая сеть учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги более 300 тыс. жителей. В нее входят учреждения социального обслуживания, оказывающие широкий спектр социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, гражданам пожилого возраста и инвалидам:
центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты для умственно отсталых детей, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей;
дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты;
комплексные центры социального обслуживания населения;
Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, дом ночного пребывания, социальная гостиница;
специальные дома для одиноких престарелых.
Социальное обслуживание семей и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в 104-х государственных и муниципальных учреждениях области. Социальные услуги предоставляются по четырем направлениям в зависимости от жизненной ситуации, в которой находится человек, нуждающийся в социальной поддержке.
Первое направление - это предоставление социальных услуг профилактического характера семьям и детям, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на ранних стадиях социального неблагополучия.
Специалистами учреждений социального обслуживания осуществляется информирование, консультирование, выявление факторов неблагополучия на ранней стадии, предоставляется необходимая профессиональная поддержка посредством предоставления краткосрочных социальных услуг (социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая помощь, оказание материальной помощи и т.д.), в том числе с привлечением специалистов других служб и ведомств, по принципу допустимого вмешательства в жизнедеятельность гражданина.
Второе направление - социальное сопровождение специалистами учреждений социального обслуживания граждан и несовершеннолетних без отрыва от места проживания посредством оказания социальных услуг длительного и комплексного характера:
социальный патронаж семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с ограниченными возможностями;
надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию;
оказание социальных услуг в условиях дневного, кратковременного пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания.
Третье направление - предоставление социальных услуг длительной реабилитационной направленности несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, находящимся в социально опасном положении, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в условиях их временного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
Четвертое направление - предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию, в условиях их постоянного проживания в стационарном учреждении.
Направления организации социального обслуживания в области
"Направления организации социального обслуживания в области"
Наиболее интенсивно развитие системы социального обслуживания осуществлялось в период с 1996 по 2006 годы. Формирование сети учреждений социального обслуживания в области в основном завершилось к 2006 году. В числе приоритетных направлений указанного периода можно выделить:
создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков). Это было обусловлено необходимостью принятия экстренных мер по решению проблем детской безнадзорности, изменением ранее существовавшего порядка работы с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними;
развитие форм социальной реабилитации несовершеннолетних в семейных условиях (семейные воспитательные группы при специализированных учреждениях для несовершеннолетних);
создание учреждений (отделений) реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья вследствие значительного увеличения уровня инвалидизации детей, изменения подходов к определению инвалидности;
организация надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений временного проживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отделений срочного социального обслуживания, что связано с негативными последствиями социально-экономических преобразований в стране в 90-х годах.
В настоящий период приоритетными видами социального обслуживания в области являются социальные услуги, предоставляемые в рамках первого и второго направлений. Именно они позволяют выявить неблагополучие на ранних стадиях, являются экономически наименее затратными, способствующими созданию необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде.
В целях расширения форм и видов социального обслуживания населения, социальной поддержки инвалидов организована услуга "социальное такси". В течение месяца услугами "социального такси" пользуются около 3,5 тыс. граждан (около 21% - бесплатно, 47% - на льготных условиях).
Участие департамента труда и социального развития области в реализации областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Вологодской области на 2006 -2008 годы" позволило снять остроту некоторых проблем в сфере предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
В области начато внедрение технологии предоставления социальных услуг по принципу "одно окно" (прием документов и заявлений по месту жительства с их последующей централизованной обработкой).
Для обеспечения социально незащищенных категорий граждан необходимыми социальными услугами, своевременного выявления проблем и оказания экстренной социальной помощи в области начала развиваться служба участковых социальных работников.
С 2007 года действует Порядок взаимодействия Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области", Департамента занятости населения области, органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, по делам молодежи, физической культуре и спорту по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Одним из направлений социальной политики области является реализация конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - АГС).
В настоящее время организации области готовы к приему граждан для прохождения АГС. Количество граждан, которые могут быть приняты, в 2009 году составило 21 человек, в том числе: весенний призыв - 12 человек; осенний призыв - 9. Однако и это сравнительно небольшое количество мест пустует.
Условия, оказывающие негативное влияние на реализацию указанного права граждан:
отсутствие возможности предоставления жилья гражданам при прохождении АГС;
низкий уровень оплаты труда;
длительный срок прохождения АГС в сравнении с военной службой по призыву;
невостребованность работодателями граждан, имеющих профессии с высшим и средним профессиональным образованием.
В области ведется работа по совершенствованию прохождения АГС: информирование граждан по вопросам прохождения АГС, повышение качества АГС (прохождение по месту жительства, улучшение условий труда) и повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу указанных граждан.
Вместе с тем социальные проблемы, с которыми продолжает сталкиваться население области, свидетельствуют о недостаточном уровне развития системы социальной защиты населения. Несмотря на снижение за последние пять лет уровня численности населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, на конец 2008 года в "зоне бедности" находились 195,7 тыс. человек, или 16,0 % от общей численности населения. В основном это многодетные и неполные семьи, безработные одинокие пожилые люди. В стационарных учреждениях проживают около 4,5 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, более 600 человек находятся на койках сестринского ухода в лечебно-профилактических учреждениях. При этом очередность для определения в дома-интернаты составляет 590 человек (особо острой остается проблема очередности в учреждения психоневрологического профиля, которая составляет 380 человек, период ожидания - более 3 лет). Не на всей территории области обеспечена доступность социальных услуг. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных сельских поселениях. Не соответствующее нормативу количество специалистов по работе с семьей, занимающихся профилактической работой, становится причиной несвоевременного выявления семейного неблагополучия, роста социального сиротства, невыявления фактов домашнего насилия, низкого уровня интеграции в общество детей-инвалидов.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", который закрепил полномочия по опеке и попечительству за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом области от 17 декабря 2007 года N 1720-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" указанные полномочия переданы органам местного самоуправления.
С этого времени на территории области вопросами опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан занимаются 38 специалистов. Указанные специалисты представляют отчет об исполнении государственных полномочий по опеке и попечительству, в том числе о количестве и категориях граждан, состоящих на учете в органах опеки и попечительства муниципальных образований области, в департамент труда и социального развития области.
Анализ ситуации в области опеки и попечительства совершеннолетних граждан позволяет сделать следующие выводы:
наблюдается тенденция роста общего количества граждан, состоящих на учете в органах опеки и попечительства (с 4847 до 5134 человек за период с 1 января 2008 года по 1 марта 2009 года);
увеличивается количество граждан, находящихся под опекой (с 1835 до 2070 человек за период с 1 января 2008 года по 1 марта 2009 года);
уменьшается количество граждан, находящихся под попечительством.
Также идет постоянный процесс выявления граждан, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в установлении опеки (с 298 до 401 человека за период с 1 января 2008 года по 1 марта 2009 года).
По мере решения первоочередных задач выявились более глубокие проблемы, сдерживающие социальное развитие. Это потребует смещения приоритетов в проводимой социальной политике при сохранении общего направления преобразований.
Ситуация в сфере труда области характеризуется показателями уровня жизни населения, демографии, социального партнерства и охраны труда.
Заработная плата является основным источником дохода большей части трудоспособного населения. В период 2001 - 2008 годов ее средний уровень вырос с 3,5 до 15,9 тыс. рублей. Темп роста средней заработной платы на протяжении ряда лет остается стабильным и составляет 18 - 23 %.
Показатели, характеризующие уровень жизни населения (руб.)
"Показатели, характеризующие уровень жизни населения (руб.)"
Наиболее высокий уровень среднемесячной заработной платы в области в 2008 году наблюдался у работников, занятых финансовой деятельностью,- 32,1 тыс. рублей, что превышает средний уровень заработной платы по области в 2 раза. Среднемесячная заработная плата работников социальной сферы составляет 65 - 75 % от средней по области: в образовании - 9,9 тыс. рублей, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 11,8 тыс. рублей.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2008 году выросли в 4,3 раза по сравнению с показателем 2001 года и составили 11820 рублей.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2008 году составила 4723 рубля и выросла по сравнению с предыдущим годом на 21,5 %, по сравнению с 2001 годом - почти в 4 раза.
Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума (кратность)
"Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума (кратность)"
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (малоимущих граждан) в 2008 году составила 16,0 %, или 195,7 тыс. человек от общей численности населения области. С 2001 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения уменьшилась на 7,1 процентных пункта, или на 101,0 тыс. человек.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения
"Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения"
Департаментом труда и социального развития области, органами местного самоуправления, осуществляющими отдельные государственные полномочия в сфере труда и социальной защиты населения, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов осуществляются меры по реализации в Вологодской области государственной политики в области регулирования социально-трудовых отношений и охраны труда.
Сочетание государственного и договорного регулирования социально-трудовых отношений в области осуществляется в рамках социального партнерства.
На начало 2009 года в области действовали 2 региональных и 11 областных отраслевых соглашений. Во всех муниципальных районах и городских округах (28) заключены территориальные трехсторонние соглашения о социальном партнерстве. Основным координирующим органом системы социального партнерства являются формируемые на равноправной основе трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В области зарегистрировано 2,5 тыс. коллективных договоров. Количество действующих коллективных договоров за период с 2001 года по 2008 год возросло на 100 % (1252 коллективных договора в 2001 году). Общая сумма финансовых средств работодателей на предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам в 2008 году составила в целом по области 989,8 млн. рублей.
Динамика заключения коллективных договоров в организациях различных форм собственности
"Динамика заключения коллективных договоров в организациях различных форм собственности"
О стабилизации ситуации в социальной сфере свидетельствует отсутствие коллективных трудовых споров. С 2001 года в области не было зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора. Все разногласия в сфере социального партнерства были урегулированы на стадии примирительных процедур.
В области сформирована система государственного управления охраной труда, улучшилось взаимодействие в сфере охраны труда органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей. Проводимая работа позволила улучшить условия и безопасность труда в организациях области. По итогам 2008 года общий производственный травматизм в области в сравнении с 2007 годом снизился на 13,1 %, число дней утраты трудоспособности в связи с производственными травмами уменьшилось на 16,4 %. Вместе с тем удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, за последние 5 лет увеличился на 3 процентных пункта. При этом расходы на охрану труда на одного работника увеличились по области в 3,6 раза в сравнении с 2001 годом.
Анализ случаев производственного травматизма в области свидетельствует о том, что в 2008 году продолжилась тенденция снижения общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Так, в 2008 году был зарегистрирован 1851 несчастный случай на производстве, что составляет 52,0 % к уровню 2002 года.
Количество несчастных случаев на производстве (человек)
"Количество несчастных случаев на производстве (человек)"
Кроме того, наблюдается устойчивое снижение относительного количества пострадавших работников (коэффициент частоты в расчете на 1000 занятых в экономике области).
В 2008 году сохранилась также тенденция снижения как абсолютного, так и относительного (в расчете на 1000 занятых) числа работников, погибших на производстве. Смертельный травматизм по сравнению с 2001 годом снизился на 27,3 %.
"Коэффициент частоты в расчете на 1000 занятых в экономике области"
Примечание:
Коэффициент частоты на 1000 работающих - отношение числа травм в отчетном периоде с потерей трудоспособности на 1 и более дней к среднесписочной численности работающих за отчетный период.
Коэффициент тяжести - средняя продолжительность временной нетрудоспособности при несчастном случае в днях.
Вместе с тем сохраняется тенденция увеличения коэффициента тяжести несчастных случаев на производстве, которая в 2008 году достигла показателя 45,4.
Стратегической целью государственной политики в области охраны труда является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников.
Основными целевыми показателями эффективности реализации государственной политики в области охраны труда являются:
сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев на производстве;
снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
сокращение доли промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда.
2. Анализ внешних условий, влияющих на развитие сферы труда и социального развития, ресурсного потенциала и внутренних условий развития
Развитие системы социальной защиты населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями социальной политики, законодательством, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социальной защиты населения, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют социально-экономическое положение и демографическая ситуация в регионе.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что результаты влияния внешних условий приводят к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп населения в мерах социальной поддержки и услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Современная демографическая ситуация в Вологодской области неблагополучна. Происходит сокращение численности населения из-за существенного превышения смертности над рождаемостью. Миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения. За прошедшее после переписи населения 2002 года время численность жителей области уменьшилась на 46,7 тыс. человек (3,7%).
В Вологодской области по состоянию на 1 января 2009 года проживает 1218,2 тыс. человек, из них 260,2 тыс. граждан старше трудоспособного возраста (21,4% от числа всех жителей области), более 225,2 тыс. детей в возрасте до 18 лет (18,8% от числа всех жителей области). Отмечается увеличение количества инвалидов с 124,3 тыс. человек в 2003 году до 128,6 тыс. человек в 2008 году (10,6% от числа всех жителей области), из них 32% составляют инвалиды в трудоспособном возрасте, 5,4 тыс. человек - дети-инвалиды.
Одной из демографических тенденций, которые будут определять характер жизнедеятельности людей, является старение населения. Доля лиц пенсионного возраста неуклонно увеличивается за счет выхода на пенсию лиц, родившихся в 1945-1950-х годах. К 2015 году доля лиц пенсионного возраста достигнет 24,3% общей численности населения области, к 2020 году - 26,5% (в 2007 году - 21,2%).
Важным демографическим аспектом является рождение детей вне регистрируемого брака. Численность таких детей в общем числе родившихся неуклонно растет. В 2007 году доля родившихся вне регистрируемого брака составила более 35 %, за год количество рожденных вне брака детей увеличилось на 3,7%. Наряду с высоким уровнем разводов это ведет к росту числа неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей, что требует создания системы услуг для коррекции их поведения. Растет женский алкоголизм: более чем у 60 % женщин, доставляемых в медицинские вытрезвители, имеются дети. Остается высоким процент семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (33,5% от общего количества семей).
Одним из факторов, влияющих на осуществление деятельности по опеке и попечительству, является недостаточный уровень взаимодействия учреждений социального обслуживания населения с органами опеки и попечительства по вопросу осуществления надомного обслуживания недееспособных граждан, страдающих психическими заболеваниями. Согласно представленным в департамент труда и социального развития области на 1 марта 2009 года отчетам на учете у специалистов по опеке и попечительству области состоят 105 совершеннолетних недееспособных граждан, в отношении которых опекуном является орган опеки и попечительства. Эта категория инвалидов требует постоянного ухода и контроля со стороны и нуждается в надомном обслуживании. В силу особенностей психических заболеваний принятие таких граждан на надомное обслуживание не всегда является возможным. При осуществлении специалистами по опеке и попечительству фактического ухода за подопечными, признанными решением суда недееспособными, возникает ряд проблем: количество граждан, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе, в несколько раз превышает количество специалистов по опеке и попечительству; у специалистов отсутствует необходимая квалификация для работы с психически больными гражданами; с момента постановки на очередь и до определения подопечных в психоневрологический интернат проходит 4-5 лет.
На осуществление деятельности по опеке и попечительству большое влияние оказывает отсутствие вознаграждения опекунов совершеннолетних недееспособных граждан. В связи с этим для такого контингента очень трудно найти опекунов.
Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям Вологодской области, очевидна: успешное социально-экономическое развитие Вологодской области невозможно без развития системы социальных служб.
3. Анализ сильных и слабых сторон отрасли
Система мер социальной поддержки
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В области приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставляются меры социальной поддержки ветеранам, инвалидам, семьям с детьми, иным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. Выплаты осуществляются своевременно, в полном объеме. Созданы электронные базы данных получателей мер социальной поддержки. Апробирован опыт предоставления мер социальной поддержки в системе "одного окна". |
Более 50 категорий получателей мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, значительный перечень (70) различных льгот и выплат делают систему громоздкой, а для граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, - непонятной и требующей посещения многочисленных инстанций, сбора и предоставления множества документов. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Ведется работа по созданию единого социального регистра населения области и системы информационного взаимодействия с федеральными, региональными и муниципальными структурами, что позволит в дальнейшем осуществлять работу в режиме "одного окна", а также создаст предпосылки для перехода к полной "монетизации льгот". |
Категориальный принцип не в полной мере учитывает индивидуальные потребности получателя мер социальной поддержки и адресный подход. |
Социальное обслуживание
Сильные стороны |
Слабые стороны |
104 учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги 300 тыс. жителей области. Областные дома-интернаты являются многопрофильными учреждениями, направленными на эффективное и дифференцированное оказание социальных услуг с учетом индивидуальных возможностей клиентов. Определены приоритеты деятельности учреждений: переход от заявительного к выявительному принципу обслуживания; обеспечение доступности социальных услуг; профилактическая направленность социальной работы; активизация потенциала самого клиента; повышение уровня комфортности проживания в стационарных учреждениях. За последние годы реализовано 19 инновационных проектов в сфере социального обслуживания, внедрено 18 новых видов социальных услуг. Получен первый опыт в развитии социального заказа и конкуренции на рынке социальных услуг - проведены конкурсы, осуществляется грантовая поддержка общественных организаций. |
Неполное удовлетворение потребности населения в социальных услугах: существующая сеть социально-реабилитационных учреждений для инвалидов позволяет ежегодно предоставлять реабилитационные услуги не более 15% инвалидов; очередь в стационарные учреждения социального обслуживания составляет 590 чел. и имеет тенденцию к увеличению; существует очередь на надомное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Здания учреждений социального обслуживания имеют большой процент износа (более 50 %). Отсутствие необходимых отделений в учреждениях (трудовых мастерских, отделения для женщин БОМЖ) не позволяет обеспечить достаточный уровень интеграции в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и лиц БОМЖ. Развитие инноваций в сфере социального обслуживания населения требует дополнительных затрат, которые "окупятся" не ранее чем через 3-5 лет. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Созданы предпосылки (сеть учреждений социального обслуживания, материально-техническая база, квалифицированные кадры, прошедшие соответствующее обучение и т.д.) для обеспечения доступных, своевременных и качественных социальных услуг, соответствующих национальным стандартам; для развития малозатратных (в сравнении со стационарными) профилактических форм социального обслуживания. С 2009 года начался перевод государственных учреждений Вологодской области в автономные. |
Отсутствие социальных услуг, направленных в том числе на раскрытие собственных ресурсов получателей государственной социальной помощи к улучшению своего материального положения (в ходе социального патронажа), предоставляемых специалистами учреждений, ведет к увеличению социального иждивенчества, а впоследствии- к увеличению расходов бюджета на социальную помощь. |
Опека и попечительство
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Во всех районах области установлена электронная версия базы данных совершеннолетних граждан, находящихся под опекой и попечительством. Проводится информационная работа с населением, постоянно идет выявление граждан, страдающих психическими заболеваниями, за период с 1 января 2008года по 31 декабря 2009 года выявлено 428 граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства осуществляется контроль за распоряжением опекунами имуществом и денежными средствами недееспособных подопечных (заключение договоров доверительного управления, выдача разрешений на расходование денежных средств подопечных, на совершение сделок с их имуществом, проверка и утверждение отчетов опекунов). Судебная защита прав и законных интересов недееспособных граждан. |
Недостаточный уровень взаимодействия учреждений социального обслуживания населения с органами опеки и попечительства по вопросу осуществления надомного обслуживания недееспособных граждан, страдающих психическими заболеваниями; время ожидания в очереди в психоневрологические интернаты составляет 4-5 лет и имеет тенденцию к увеличению. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Установление тесного взаимодействия с психиатрической службой по месту жительства подопечных (участкового врача-психиатра, медицинской сестры психиатрического участка, социальных работников) по определению вида и объема социального сопровождения; обучение социальных работников особенностям ухода за лицами, страдающими психическими расстройствами; осуществление опеки на договорной основе. |
Установление опеки и попечительства на возмездной основе может повлечь за собой злоупотребления со стороны недобросовестных опекунов, что приведет к снижению уровня защищенности недееспособных граждан. |
Кадры
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания населения области работает около 9 тыс. человек. За последние 7 лет число специалистов учреждений социального обслуживания населения, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, увеличилось на 25 % и составило 69 % от общего числа специалистов указанных учреждений. |
Низкий уровень заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения; дифференцированность заработной платы в различных отраслях бюджетной сферы делают экономически непривлекательным труд персонала учреждений социального обслуживания, недостаточная материально-техническая база не позволяет сделать повышение квалификации специалистов непрерывным. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Возможность самореализации, самообразования работников учреждений социального обслуживания населения. Переход на новую систему оплаты труда в учреждениях социального обслуживания населения позволит создать механизм зависимости уровня заработной платы конкретного работника от результатов его труда. |
Отток квалифицированных кадров и прогрессирующее увеличение доли персонала пенсионного возраста. Снижение уровня профессионализма кадров. |
Социально-трудовые отношения
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Постоянный мониторинг уровня жизни и состояния условий и охраны труда в муниципальных районах и городских округах области. Регулярная работа областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, межведомственных комиссий по охране труда. Высокая степень развития в области социального партнерства на всех уровнях (областном, территориальном, отраслевом, локальном). Наличие объединений профсоюзов и объединений работодателей на региональном и территориальном уровнях. Наличие утвержденных планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда на областном и муниципальном уровнях, осуществление контроля по их реализации. Наличие сети обучающих организаций по охране труда для руководителей и специалистов организаций области. |
Отсутствие реальных экономических условий и эффективных механизмов, побуждающих работодателей к безусловному соблюдению требований действующего трудового законодательства, обеспечению безопасных условий труда, в том числе проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда. Недостаточный уровень правовых знаний, слабая информированность в области трудового законодательства руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и специалистов по работе с персоналом. Недостаточная активность представительных органов работников и работодателей по развитию социально-партнерских отношений. Недостаточное количество специалистов и служб охраны труда в организациях области, особенно малого бизнеса. Низкая выявляемость признаков профессиональных заболеваний работников в ходе предварительных и периодических медицинских осмотров (по причине отсутствия необходимого медоборудования и квалифицированных врачей-профпатологов). |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Совершенствование областной нормативной правовой базы в области регулирования социально-трудовых отношений, охраны труда с учетом изменений федерального законодательства. Охват социальным партнерством максимально возможного количества хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики. Профилактика возникновения коллективных трудовых споров. Разработка областных целевых программ улучшения условий и охраны труда на периоды 3-5 лет. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, профсоюзов, работодателей в решении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и улучшения условий и охраны труда на областном и муниципальном уровнях. |
Неустойчивое экономическое и финансовое положение ряда хозяйствующих субъектов. Формальный подход к заключению коллективных договоров, соглашений, лишенных дополнительных гарантий для работников. Повышение социальной напряженности в связи с невыплатой заработной платы, непредоставлением гарантий и компенсаций работникам за вредные и Ухудшение в области демографической ситуации, обусловленное профессиональной заболеваемостью трудоспособного населения и ростом производственного травматизма. Развал системы управления охраной труда на муниципальном и локальном уровнях. Рост производственного травматизма, в том числе смертельного и тяжелого, профессиональной заболеваемости работников, численности работающих во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин. Низкий уровень заработной платы в организациях бюджетной сферы и малого бизнеса. Малочисленное членство объединений работодателей, отсутствие в большинстве муниципальных образований области легитимных объединений работодателей. |
II. Перечень основных документов, используемых при разработке Стратегии
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Закон области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Закон области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области".
Закон области от 1 марта 2005 года N 1235-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Вологодской области".
Закон области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области".
Закон области от 29 ноября 1996 года N 120-ОЗ "О социальном партнерстве в Вологодской области" и другие.
Концепция стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, утвержденная постановлением Правительства области от 16 апреля 2004 года N 380.
Концепция семейной политики Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства области от 3 сентября 2002 года N 569.
Концепция развития системы социальной защиты населения Вологодской области до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства области от 13 июля 2007 года N 895.
Областная целевая программа "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 9 сентября 2008 года N 1713.
Мероприятия по реализации Плана Губернатора на 2007-2012 годы, утвержденные постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452.
III. Краткая качественная характеристика стратегических приоритетов и целей развития отрасли
Стратегическим приоритетом развития сферы труда и социального развития является повышение уровня и качества жизни населения области.
Для реализации этого стратегического приоритета реализуются следующие стратегические цели:
Цель 1. Создание условий для повышения уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите (малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов, семей с детьми и др.).
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.1. Обеспечение органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания информационными технологиями на базе современных программных и технических средств.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
обеспечение разработки и ведения баз данных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, формирование информационных ресурсов и широкий доступ к ним (создание электронного социального регистра населения Вологодской области (ЭСРН));
создание развитой информационной инфраструктуры органов социальной защиты населения на базе современных средств телекоммуникаций для информационного (электронного) обмена между органами социальной защиты населения и учреждениями социального обслуживания;
разработка необходимой нормативной правовой базы, предусматривающей информационный обмен, поддержку внутри- и межведомственного взаимодействия информационных систем и ресурсов, используемых в процессе предоставления услуг в режиме "одного окна";
развитие информационных технологий и технологий на базе современных программных и технических средств и их широкое применение в деятельности органов и учреждений социальной защиты (автоматизация финансово-экономической деятельности, внедрение комплекса программ по информатизации деятельности учреждений социального обслуживания - надомное обслуживание, стационарное обслуживание и т.п.).
1.2. Увеличение уровня охвата нуждающихся граждан (семей) услугой по оказанию государственной социальной помощи.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
переход от заявительного к выявительному принципу предоставления государственной социальной помощи;
развитие деятельности участковых социальных работников.
1.3. Повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
разработка механизма индивидуальной оценки нуждаемости для реализации принципа адресности;
разработка механизма предоставления государственной социальной помощи с учетом дохода семьи.
1.4. Обеспечение мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
проведение анализа нуждаемости отдельных категорий граждан в мерах социальной поддержки;
сохранение на прежнем уровне и повышение размеров и количества мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета.
Цель 2. Повышение эффективности предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
2.1. Повышение качества социального обслуживания.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
разработка стандартов социального обслуживания населения Вологодской области;
разработка критериев оценки качества предоставляемых социальных услуг, критериев оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания;
разработка и реализация целевых программ, предусматривающих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности учреждений социального обслуживания;
строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
внедрение инноваций в сфере социального обслуживания населения;
выработка механизмов независимого контроля за реализацией прав получателей социальных услуг;
разработка и реализация мониторинга удовлетворенности граждан социальным обслуживанием.
2.2. Создание условий для реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
создание учреждений (отделений) социальной реабилитации инвалидов, предоставляющих комплексные реабилитационные услуги;
создание единой системы учета инвалидов в области;
использование лечебно-трудовых мастерских, подсобных хозяйств учреждений психоневрологического профиля для социально-трудовой реабилитации (трудоустройства) инвалидов, проживающих в семьях;
обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, органам власти;
сотрудничество учреждений социального обслуживания населения области с организациями, работающими с инвалидами.
Цель 3. Развитие новых форм осуществления опеки и попечительства.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
3.1. Осуществление опеки на договорной основе в отношении совершеннолетних недееспособных граждан и увеличение числа граждан - физических лиц, желающих стать опекунами совершеннолетних недееспособных граждан.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами, желающими стать опекунами, о порядке и условиях заключения договора;
ведение учета граждан, желающих стать опекунами.
Цель 4. Сохранение и укрепление кадрового потенциала отрасли.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
4.1. Повышение оплаты труда работников учреждений социального обслуживания.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
оптимизация сети и структуры учреждений социального обслуживания;
создание автономных учреждений.
4.2. Повышение уровня профессиональной подготовки работников.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
проведение конкурсов профессионального мастерства;
обеспечение целевого направления для профессиональной подготовки и переподготовки в высших и средних учебных заведениях области;
организация курсов повышения квалификации, тематических семинаров, тренингов, конференций и других форм обучения;
организация психологической поддержки с целью профилактики "профессионального выгорания";
развитие форм методического сопровождения социального обслуживания (методические центры, советы, секции, профессиональные ассоциации и т.п.).
Цель 5. Повышение материального уровня жизни населения области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
5.1. Повышение благосостояния населения области.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
сокращение уровня дифференциации населения по доходам, увеличение доходов населения, последовательное снижение доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
проведение эффективной социальной политики, позволяющей формировать благоприятные условия для увеличения среднего класса в области путем обеспечения роста доходов малоимущего населения;
повышение заработной платы в бюджетной сфере, в том числе путем введения и непрерывного совершенствования новых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы;
увеличение размера минимальной заработной платы, а в дальнейшем ее превышение над величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на основе изучения финансово-экономических возможностей организаций области, проведения консультаций с объединением работодателей и объединением профсоюзов, развития коллективно-договорного регулирования оплаты труда в организациях области.
Цель 6. Повышение социальных гарантий работающих и обеспечение соблюдения их трудовых прав.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
6.1. Сведение к минимуму нарушений работодателями трудового законодательства.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
организация семинаров-совещаний, "круглых столов" на уровне муниципальных образований, на уровне отдельных отраслей экономики;
организация консультаций, регулярного проведения приема специалистов и работников организаций;
оказание методической помощи работодателям при разработке локальных актов и проектов коллективных договоров;
совершенствование программ подготовки и повышения квалификации по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций области;
информирование населения области по вопросам охраны труда и профессиональных рисков, порядка предоставления компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда, об изменениях в трудовом законодательстве;
популяризация мер по охране труда, пропаганда через средства массовой информации культуры труда и здоровья на работе;
публикация в СМИ материалов территориальных комиссий по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
6.2. Обеспечение установления минимальной заработной платы на уровне и выше прожиточного минимума трудоспособного человека, дополнительных гарантий в коллективных договорах и соглашениях, роста доходов, заработной платы и их покупательной способности.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
развитие в приоритетном порядке регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики через заключение коллективных договоров и соглашений;
осуществление контроля за реализацией коллективных договоров и предотвращение нарушений трудовых прав работающих на стадии уведомительной регистрации коллективных договоров;
подготовка предложений работодателям о предоставлении повышенных социальных гарантий, в том числе доведение минимальной заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения и в дальнейшем - до среднеотраслевого уровня;
содействие повышению активности работников и их представителей в осуществлении контроля выполнения работодателями норм трудового законодательства, мероприятий коллективных договоров, полнотой и своевременностью отчислений страховых сумм в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации;
организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей; уведомительной регистрации коллективных трудовых споров.
6.3. Снижение случаев смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленных неблагоприятными производственными факторами.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
содействие созданию на рабочих местах в организациях области условий для снижения и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Вологодской области, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и работодателей в рамках предоставленных полномочий по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
разработка областных целевых программ по улучшению условий и охране труда; обеспечение контроля за реализацией мероприятий программ;
организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях муниципальных образований для составления общего анализа по области и разработка мероприятий по их улучшению;
оценка правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
оценка качества аттестации рабочих мест по условиям труда;
организация проведения на территории области в установленном порядке обучения по охране труда.
Постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 г. N 453 в раздел IV настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
IV. Оценка ожидаемых результатов
Основные показатели деятельности в сфере труда и социального развития Вологодской области до 2020 года
Показатели |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
Итоговый показатель |
||||||
|
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Создание условий для повышения уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите (малоимущие граждане, ветераны, инвалиды, семьи с детьми и др.) | ||||||||||
1.1. Обеспечение органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания информационными технологиями и технологиями на базе современных программных и технических средств | ||||||||||
Уровень обеспеченности специалистов органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания современными программными и техническими средствами от общего количества специалистов, нуждающихся в средствах информа-ционных технологий |
% |
20 |
21 |
25 |
30 |
35 |
50 |
80 |
90 |
|
1.2. Увеличение охвата нуждающихся граждан (семей) услугой по оказанию государственной социальной помощи | ||||||||||
Доля граждан, получивших государственную социальную помощь, от общего количества малоимущих граждан |
% |
17 |
18 |
19 |
19 |
19 |
19,1 |
19,5 |
20 |
|
Доля семей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семей и детей, от общего количества семей с детьми, проживающих в области |
% |
14,4 |
22,5 |
22,7 |
22,9 |
23,0 |
23,2 |
24,6 |
26,0 |
|
Удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и временной трудовой занятости (к общему числу детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления, занятости) |
% |
- |
- |
43,6 |
50,6 |
51,5 |
52,7 |
53,8 |
55,0 |
|
1.3 Повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации | ||||||||||
Доля семей (граждан), получивших единовременное социальное пособие и вышедших из трудной жизненной ситуации, от общего количества семей, получивших единовременное социальное пособие |
% |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
87 |
90 |
|
1.4. Обеспечение мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета | ||||||||||
Количество категорий граждан, охваченных мерами социальной поддержки за счет средств областного бюджета |
ед. |
30 |
30 |
34 |
36 |
38 |
40 |
44 |
48 |
|
2. Повышение эффективности предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения | ||||||||||
2.1. Повышение качества социального обслуживания | ||||||||||
Доля учреждений, предоставляющих социальные услуги в соответствии со стандартами качества, от общего количества учреждений |
% |
- |
- |
- |
50 |
60 |
80 |
90 |
100 |
|
Доля безнадзорных детей от общего числа детского населения области |
% |
2,65 |
1,99 |
1,97 |
1.94 |
1,92 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
|
Доля объектов в учреждениях, в которых необходимо проводить мероприятия капитального характера по укреплению материально-технической базы, от общего количества объектов в учреждениях |
% |
100,0 |
98,0 |
97,0 |
96,0 |
95,0 |
95,0 |
75,0 |
65,0 |
|
Доля клиентов, удовлетворенных оказанными социальными услугами, от общего числа клиентов |
% |
- |
- |
- |
92 |
93 |
93 |
98 |
99 |
|
2.2. Создание условий для реабилитации и социальной интеграции инвалидов | ||||||||||
Доля инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в рамках реализации ИПР, от общей численности инвалидов, детей-инвалидов |
% |
- |
10,5 |
12,5 |
14,5 |
16,0 |
18,5 |
22,0 |
25,0 |
|
Удельный вес численности реабилитированных инвалидов (детей-инвалидов), имеющих положительные результаты по заключениям медико-социальной экспертизы |
% |
6 (16,2) |
5,8 (16,0) |
5,9 (16,1) |
5,7 (12,4) |
5,9 (13,0) |
6,0 (13,5) |
6,0 (13,8) |
6,5 (14) |
|
Удельный вес количества введенных в области объектов социальной инфраструктуры, оборудованных с учетом нужд инвалидов (в общем количестве введенных объектов) |
% |
39,6 |
45,1 |
45,2 |
45,3 |
45,4 |
45,5 |
47,8 |
50,0 |
|
3. Развитие новых форм осуществления опеки и попечительства | ||||||||||
Осуществление опеки на договорной основе в отношении совершеннолетних недееспособных граждан и увеличение числа граждан - физических лиц, желающих стать опекунами совершеннолетних недееспособных граждан | ||||||||||
Доля опекунов, исполняющих обязанности опекуна на договорной основе (в общем числе опекунов) |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
1 |
5 |
|
Количество опекунов - физических лиц |
% |
39,6 |
39,8 |
40,1 |
42,5 |
42,6 |
43,4 |
48,4 |
58,4 |
|
4. Сохранение и укрепление кадрового потенциала отрасли | ||||||||||
Повышение уровня профессиональной подготовки работников учреждений социальной защиты населения | ||||||||||
Доля работников, повысивших уровень профессиональной подготовки, от общего количества работников социозащитных учреждений |
% |
54 |
58 |
65 |
72 |
75 |
78 |
80 |
80 |
|
5. Повышение материального уровня жизни населения области | ||||||||||
Повышение благосостояния населения области | ||||||||||
Прожиточный минимум в среднем на душу населения области |
руб. |
2791 |
3462 |
3887 |
4723 |
5267 |
5831 |
7205 |
8581 |
|
Среднедушевые денежные доходы населения |
руб. |
6345 |
8673 |
10499 |
12194 |
12064 |
12926 |
16449 |
19936 |
|
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
% |
18,3 |
16,5 |
14,8 |
15,8 |
18,6 |
16.0 |
13,5 |
12,2 |
|
6. Повышение социальных гарантий работающих и обеспечение соблюдения их трудовых прав | ||||||||||
6.1.Сведение к минимуму нарушений работодателями трудового законодательства | ||||||||||
Организация семинаров-совещаний, "круглых столов", лекций |
кол-во семинаров, лекций, совещаний |
60 |
70 |
100 |
120 |
160 |
170 |
200 |
200 |
|
Организация консультаций по вопросам трудового законодательства, регулярного проведения приема специалистами департамента труда и соцразвития области граждан и работников организаций |
кол-во консультаций |
1900 |
2000 |
2050 |
2100 |
2200 |
2300 |
2400 |
2500 |
|
Совершенствование программ подготовки и повышения квалификации по охране труда, обучение руководителей, специалистов и работников организаций области |
чел. |
9276 |
9352 |
10980 |
12645 |
8000 |
7500 |
10500 |
12000 |
|
6.2. Обеспечение установления минимальной заработной платы на уровне и выше прожиточного минимума трудоспособного населения, дополнительных гарантий в коллективных договорах и соглашениях, роста доходов, заработной платы и их покупательной способности | ||||||||||
Количество организаций |
ед. |
19588 |
19980 |
34702 |
33871 |
36432 |
38102 |
46620 |
55250 |
|
Количество зарегистрированных коллективных договоров |
ед. |
1963 |
2123 |
2188 |
2385 |
2500 |
2667 |
3636 |
4862 |
|
Удельный вес организаций, зарегистрировавших коллективные договоры, в общей численности организаций |
% |
10 |
10,6 |
6,3 |
7 |
6,8 |
7,0 |
7,8 |
8,8 |
|
Прожиточный минимум для трудоспособного населения |
руб. |
3058 |
3771 |
4226 |
5142 |
5862 |
6272 |
8134 |
10168 |
|
Отношение минимальной заработной платы, устанавливаемой в коллективных договорах, соглашениях, к прожиточному минимуму трудоспособного населения |
% |
0,26 |
0,29 |
0,28 |
0,7 |
0,83 |
100 |
200 |
300 |
|
Организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей; уведомительной регистрации коллективных трудовых споров |
количество зарегистрированных споров |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6.3. Снижение случаев смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленных неблагоприятными производственными факторами | ||||||||||
Снижение численности пострадавших на производстве |
чел. |
2466 |
2219 |
2125 |
1851 |
1675 |
1516 |
955 |
323 |
|
Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда |
% |
33,5 |
34,5 |
35,9 |
34,7 |
33,2 |
27,4 |
19,6 |
11,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 15 февраля 2010 г. N 150 "Об одобрении Стратегии развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" N 19 от 20 февраля 2010 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 13 мая 2013 г. N 490 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 г. N 453
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления