Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Вологодской области
от 27 августа 2010 г. N 986
"Долгосрочная целевая программа "Безбарьерная среда" на 2010-2012 годы
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 26 марта 2010 г. N 334)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- долгосрочная целевая программа "Безбарьерная среда" на 2010-2012 годы |
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- департамент труда и социального развития области |
Разработчики Программы |
- департамент труда и социального развития области; департамент здравоохранения области; Департамент занятости населения области; Департамент образования области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; Департамент развития муниципальных образований области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта области; областные общественные организации: "Всероссийское общество инвалидов"*; "Всероссийское общество слепых"*; "Всероссийское общество глухих"* |
Основные цели Программы |
- создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество; повышение качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов |
Основные задачи Программы |
- обеспечение комфортных условий жизнедеятельности инвалидов путем адаптации объектов социальной инфраструктуры, транспорта к их нуждам; организация дистанционного образования детей-инвалидов; совершенствование комплексной реабилитации инвалидов |
Сроки реализации Программы |
2010 - 2012 годы |
Подпрограмма |
- подпрограмма "Школа самостоятельности" на 2010-2012 годы |
Исполнители Программы |
- департамент труда и социального развития области; департамент здравоохранения области; Департамент занятости населения области; Департамент образования области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; Департамент развития муниципальных образований области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов*; транспортные организации и индивидуальные предприниматели - перевозчики* |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы составляет 384191,5 тыс. рублей (в том числе 23233,6 тыс. рублей - на мероприятия подпрограммы), из них: средства областного бюджета - 210911,1 тыс. рублей (из них 15193,2 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы): на 2010 год - 5050,1 тыс. рублей (из них 5050,1 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы); на 2011 год - 149141,9 тыс. рублей (из них 5193,4 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы); на 2012 год - 56719,1 тыс. рублей (из них 4949,7 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы); средства федерального бюджета (на мероприятия подпрограммы) - 155,8 тыс. рублей: на 2010 год - 51,7 тыс. рублей; на 2011 год - 51,7 тыс. рублей; на 2012 год - 52,4 тыс. рублей. средства Сокольского муниципального района - 1171,0 тыс. рублей: на 2010 год - 490,0 тыс. рублей; на 2011 год - 421,0 тыс. рублей; на 2012 год - 260,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 171953,6 тыс. рублей (из них 6713,6 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы): на 2010 год - 52305,9 тыс. рублей (из них 2065,9 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы); на 2011 год - 57409,9 тыс. рублей (из них 2409,9 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы); на 2012 год - 62237,8 тыс. рублей (из них 2237,8 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы) |
Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности) |
к 2012 году: показатель реабилитации инвалидов увеличится до 6 % от количества ежегодно переосвидетельствуемых лиц; показатель охвата инвалидов реабилитационными мероприятиями увеличится до 15 %; 90 детей-инвалидов получат доступ к дистанционному обучению; будут созданы реальные условия для максимального развития реабилитационного потенциала 40 детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей области. Результативность и эффективность мероприятий Программы оценивается на основании следующих целевых показателей: приспособление 150 квартир инвалидов к их нуждам; приспособление 316 остановок общественного транспорта для беспрепятственного доступа к ним инвалидов; приобретение 45 единиц низкопольных автобусов и троллейбусов, оборудованных аппарелями, для городских и пригородных маршрутов; приспособление 188 административных зданий и сооружений к потребностям инвалидов; приобретение 62 единиц транспорта, оборудованного с учетом нужд инвалидов, для учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты; приобретение 13 гусеничных подъемных устройств для лестничных маршей; приобретение 23 передвижных подъемных устройств для перемещения инвалидов; оснащение учреждений образования, культуры, социальной защиты населения, здравоохранения техническими средствами реабилитации, медицинским и диагностическим оборудованием, специальной мебелью; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих навыками ведения домашнего хозяйства, с 20% до 100%; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих трудовыми навыками, с 20% до 100%; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих профессиональными навыками, с 0% до 70%; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и других мероприятиях, обученных адекватным формам поведения, с 45% до 100%; увеличение числа трудоустроенных детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей по достижении 18 лет, с 0% до 50%; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, способных к самостоятельному проживанию при социальном сопровождении по достижении 18 лет, с 0% до 80%; увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, обеспеченных жилыми помещениями для самостоятельного проживания по достижении 18 лет, с 0% до 60%; снижение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, состоящих на диспансерном учете по соматическим заболеваниям, с 80% до 55%; увеличение удельного веса специалистов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, прошедших подготовку по инновационным социально-реабилитационным технологиям, с 46,7 % до 81,5%
|
Система контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляет департамент труда и социального развития области и первый заместитель Губернатора области, курирующий социальную сферу |
* - по согласованию.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Вологодской области по состоянию на январь 2010 года проживает 130 тыс. инвалидов, из них около 5000 - дети-инвалиды. Значительную долю (более 73%) в общей численности инвалидов составляют люди, имеющие 3 и 2 группы инвалидности.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
К числу проблем, которые требуют незамедлительного разрешения, относятся следующие: формирование комфортных условий жизнедеятельности инвалидов, обучение детей-инвалидов, обеспечение инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности, повышение качества реабилитационных услуг.
Ведущим принципом современной государственной политики в сфере образования является адаптивность системы образования к уровню развития и способностям ребенка. В Вологодской области из общего количества детей-инвалидов школьного возраста (2217 чел.) в 2008-2009 учебном году получали образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 684 ребенка, в общеобразовательных учреждениях - 1338 детей, на дому по специальным программам - 195 детей.
Получение образования - это важнейший этап в процессе интеграции детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, в общество. Организация дистанционного обучения позволит обеспечить доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам сети Интернет, создать безбарьерную информационно-образовательную среду для получения качественного образования, расширит возможность их последующей профессиональной занятости.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) возложено на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм.
В области численность граждан с поражением опорно-двигательного аппарата составляет 20 % от общей численности инвалидов, около 1500 человек используют при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.). Инвалидов с дефектами зрения насчитывается около 3000 человек, более 1000 из них инвалиды 1 группы с полной потерей зрения.
Однако значительная часть жилищного фонда и прилегающих к нему территорий, объектов социальной инфраструктуры, транспортных сооружений улично-дорожной сети не приспособлены для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. В 2008 году в области введено 168 объектов социальной инфраструктуры, из них с учетом нужд инвалидов оборудован только 41 социальный объект.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность и качество выполняемых работ по приспособлению объектов социальной и транспортной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов, ускорить темпы адаптации жилых помещений и прилегающих к ним территорий, зданий специализированных предприятий инвалидов, организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам.
Зарубежные исследования показали, что около 50 % людей, которые хотели бы поселиться в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, вполне могли бы жить самостоятельно, если бы у них было доступное жилье и поддержка социальных служб. Создание безбарьерной среды сократит потребность в стационарных учреждениях социального обслуживания, уменьшит число несчастных случаев и соответственно затраты на медицинскую помощь, обеспечит социальную мобильность инвалиду, возможность его обучения и трудоустройства.
С целью организации комплексной реабилитации инвалидов Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области" в 2009 году было разработано 25065 индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) инвалидам, 3166 ИПР-детям-инвалидам. По итогам 2009 года учреждениями социальной сферы области были проведены реабилитационные мероприятия в соответствии с ИПР для 38343 (29,4 %) инвалидов.
Основным критерием для оценки социально-экономической эффективности создания безбарьерной среды для инвалидов является показатель реабилитации инвалидов. Следует отметить, что за последние три года в области наметилась тенденция стабилизации показателя реабилитации инвалидов: в 2007 году - 5,8 %, в 2008 году - 5,7 %, в 2009 году - 5,8%.
Наряду с указанными показателями не менее важными являются результаты профессиональной реабилитации инвалидов. По данным организаций с численностью работающих свыше 100 человек, численность работающих инвалидов составила на 1 января 2007 года - 4528 чел., на 1 января 2008 года - 4441 чел., на 1 января 2009 года - 4790 чел., на 1 января 2010 года - 4045 чел. Создание безбарьерной среды позволит усовершенствовать сложившуюся систему реабилитации инвалидов, обеспечить возможность их возвращения к трудовой деятельности.
Для повышения качества, расширения спектра и увеличения объема реабилитационных услуг необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов, совершенствование всех видов реабилитации за счет приобретения современного оборудования, внедрения новых технологий.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целями Программы является:
создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество;
повышение качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Для достижения поставленных целей Программы требуется решение следующих задач:
обеспечение комфортных условий жизнедеятельности инвалидов путем адаптации объектов социальной инфраструктуры и транспорта к их нуждам;
организация дистанционного образования детей-инвалидов;
совершенствование комплексной реабилитации инвалидов.
Целью подпрограммы является максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Для достижения цели подпрограммы требуется решение следующих задач:
организация трудовой реабилитации и обучения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, основам рабочих профессий;
создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов из детских домов-интернатов для умственно отсталых детей по достижении 18 лет;
проведение эффективной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
улучшение интеграции детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, в общество путем применения социально-культурных технологий;
повышение квалификации специалистов, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Сроки реализации Программы: 2010 - 2012 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении 2 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 384191,5 тыс. рублей (из них 23233,6 тыс. рублей - на мероприятия подпрограммы), (приложения 3, 4 к Программе), из них:
средства областного бюджета - 210911,1 тыс. рублей (из них 15193,2 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы):
на 2010 год - 5050,1 тыс. рублей (из них 5050,1 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы);
на 2011 год - 149141,9 тыс. рублей (из них 5193,4 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы);
на 2012 год - 56719,1 тыс. рублей (из них 4949,7 тыс. рублей на мероприятия подпрограммы);
средства федерального бюджета (на мероприятия подпрограммы) - 155,8 тыс. рублей:
на 2010 год - 51,7 тыс. рублей;
на 2011 год - 51,7 тыс. рублей;
на 2012 год - 52,4 тыс. рублей;
средства Сокольского муниципального района - 1171,0 тыс. рублей:
на 2010 год - 490,0 тыс. рублей;
на 2011 год - 421,0 тыс. рублей;
на 2012 год - 260,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 171953,6 тыс. рублей (из них 6713,6 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы):
на 2010 год - 52305,9 тыс. рублей (из них 2065,9 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы);
на 2011 год -57409,9 тыс. рублей (из них 2409,9 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы);
на 2012 год - 62237,8 тыс. рублей (из них 2237,8 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на мероприятия подпрограммы).
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Субсидии органам местного самоуправления выделяются в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на реализацию долгосрочной целевой программы "Безбарьеная среда" на 2010 - 2012 годы (приложение 5 к Программе).
Субсидии некоммерческим организациям - общественным организациям инвалидов предоставляются в соответствии с постановлением Правительства области от 28 декабря 2009 года N 2070 "Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся автономными или бюджетными учреждениями".
Субвенции органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа "Город Череповец", участвующим в реализации мероприятий Программы, выделяются в соответствии с законом области от 17 декабря 2007 года N 1718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда и социальной защиты населения области", законом области от 17 декабря 2007 года N 1719-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования". Финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных источников производится в соответствии с соглашениями, заключенными с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями - перевозчиками.
Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение подпрограммы "Школа самостоятельности" на 2010-2012 годы, заключенного между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством области и департаментом труда и социального развития области. Средства Фонда перечисляются департаменту труда и социального развития области.
Департамент труда и социального развития области направляет денежные средства, полученные от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнителям Программы на основании заключенных договоров.
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области, по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области. Начальник департамента труда и социального развития области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Департамент развития муниципальных образований области является координатором мероприятий Программы, предусмотренных пунктами 1.1.1- 1.1.5 перечня мероприятий Программы (приложение 1), реализуемых муниципальными образованиями области.
Реализация мероприятий Программы, предусматривающих закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств областного бюджета, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятий Программы за счет средств транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей - перевозчиков осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями - перевозчиками и Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу.
Органы исполнительной власти области - исполнители Программы осуществляют координацию, контроль за ходом реализации мероприятий Программы, обеспечивают своевременное предоставление отчетности государственными и муниципальными учреждениями образования, культуры, социального обслуживания населения, занятости, здравоохранения.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему социальную сферу, а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причин недостатков и неразрешенных проблем (включая информацию о качестве и комплектности полученного оборудования, техники, дате ввода их в эксплуатацию, об использовании их по назначению и т.д.).
Контроль предусматривает сопровождение реализации мероприятий Программы департаментом труда и социального развития области, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей иных органов и организаций.
Департамент труда и социального развития области осуществляет подготовку и предоставление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
7. Оценка результатов реализации Программы
Эффективность реализации Программы ежегодно оценивается показателями, характеризующими состояние и динамику инвалидности, количеством реабилитированных инвалидов, увеличением количества объектов социальной инфраструктуры, транспорта, приспособленных для инвалидов (приложение 6 к Программе).
В результате реализации мероприятий Программы к 2012 году:
показатель реабилитации инвалидов увеличится до 6 % от количества ежегодно переосвидетельствуемых лиц;
показатель охвата инвалидов реабилитационными мероприятиями увеличится до 15 %;
90 детей-инвалидов получат доступ к дистанционному обучению;
будут созданы реальные условия для максимального развития реабилитационного потенциала 40 детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей области.
Реализация мероприятий Программы позволит произвести:
приспособление 150 квартир инвалидов к их нуждам;
приспособление 316 остановок общественного транспорта для беспрепятственного доступа к ним инвалидов;
приобретение 45 единиц низкопольных автобусов и троллейбусов, оборудованных аппарелями, для городских и пригородных маршрутов;
приспособление 188 административных зданий и сооружений к потребностям инвалидов;
приобретение 62 единиц транспорта, оборудованного с учетом нужд инвалидов, для учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты;
приобретение 13 гусеничных подъемных устройств для лестничных маршей;
приобретение 23 передвижных подъемных устройств для перемещения инвалидов;
оснащение учреждений образования, культуры, социальной защиты населения, здравоохранения техническими средствами реабилитации, медицинским и диагностическим оборудованием, специальной мебелью;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих навыками ведения домашнего хозяйства, с 20 % до 100%;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих трудовыми навыками, с 20% до 100 %;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, владеющих профессиональными навыками, с 0% до 70%;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и других мероприятиях, обученных адекватным формам поведения, с 45% до 100%;
увеличение числа трудоустроенных детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей по достижении 18 лет, с 0% до 50%;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, способных к самостоятельному проживанию при социальном сопровождении по достижении 18 лет, с 0 % до 80%;
увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, обеспеченных жилыми помещениями для самостоятельного проживания по достижении 18 лет, с 0% до 60%;
снижение числа детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, состоящих на диспансерном учете по соматическим заболеваниям, с 80% до 55%;
увеличение удельного веса специалистов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, прошедших подготовку по инновационным социально-реабилитационным технологиям, с 46,7% до 81,5%.
Подпрограмма "Школа самостоятельности" на 2010-2012 годы
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Школа самостоятельности" на 2010-2012 годы |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик подпрограммы |
- |
департамент труда и социального развития области |
Разработчики подпрограммы |
- |
департамент труда и социального развития области; Департамент образования области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; Департамент занятости населения области; департамент здравоохранения области |
Основная цель подпрограммы |
- |
максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей (далее дети-инвалиды), в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет |
Основные задачи подпрограммы |
- |
организация трудовой реабилитации и обучения детей-инвалидов основам рабочих профессий; создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов по достижении 18 лет; проведение эффективной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов; улучшение интеграции детей-инвалидов в общество путем применения социально-культурных технологий; повышение квалификации специалистов, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов к самостоятельной жизни по достижении 18 лет |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2010 - 2012 годы |
Исполнители подпрограммы |
- |
департамент труда и социального развития области; Департамент образования области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; Департамент занятости населения области; департамент здравоохранения области; государственные и муниципальные учреждения образования, культуры; государственные учреждения социального обслуживания населения, занятости; муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию) органы местного самоуправления Сокольского муниципального района и городского округа "Город Вологда" |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 23233,6 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 15193,2 тыс. рублей: на 2010 год - 5050,1 тыс. рублей; на 2011 год - 5193,4 тыс. рублей; на 2012 год - 4949,7 тыс. рублей; средства Сокольского муниципального района - 1171,0 тыс. рублей: на 2010 год - 490,0 тыс. рублей; на 2011 год - 421,0 тыс. рублей; на 2012 год - 260,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 155,8 тыс. рублей: на 2010 год - 51,7 тыс. рублей; на 2011 год - 51,7 тыс. рублей; на 2012 год - 52,4 тыс. рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 6713,6 тыс. рублей: на 2010 год - 2065,9 тыс. рублей; на 2011 год - 2409,9 тыс. рублей; на 2012 год - 2237,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
увеличение числа детей-инвалидов, владеющих навыками ведения домашнего хозяйства, с 20% до 100%; увеличение числа детей-инвалидов, владеющих трудовыми навыками, с 20% до 100%; увеличение числа детей-инвалидов, владеющих профессиональными навыками, с 0% до 70%; увеличение числа детей-инвалидов, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и других мероприятиях, обученных адекватным формам поведения, с 45% до 100%; увеличение числа трудоустроенных детей-инвалидов по достижении 18 лет с 0% до 50%; увеличение числа детей-инвалидов, способных к самостоятельному проживанию при социальном сопровождении по достижении 18 лет, с 0% до 80%; увеличение числа детей-инвалидов, обеспеченных жилыми помещениями для самостоятельного проживания по достижении 18 лет, с 0% до 60%; снижение числа детей-инвалидов, состоящих на диспансерном учете по соматическим заболеваниям, с 80% до 55%; увеличение удельного веса специалистов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, прошедших подготовку по инновационным социально-реабилитационным технологиям, с 46,7 % до 81,5% |
Система контроля за - исполнением подпрограммы |
- |
контроль за исполнением подпрограммы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
По данным государственной статистики, на 1 января 2010 года в Российской Федерации более 25 тыс. детей-инвалидов с нарушениями психического развития в возрасте до 18 лет проживают и воспитываются в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения. По оценкам специалистов, более 40% таких детей-инвалидов сохраняют значительный реабилитационный потенциал, могут обучаться, осваивать доступные профессионально-трудовые навыки, адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме. Вместе с тем большинство выпускников интернатных учреждений после достижения 18-летнего возраста переводится в психоневрологические интернаты для взрослых, альтернативы которым в настоящее время практически не существует. Причиной этого является недостаточная подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченность или отсутствие социальных связей вне интернатного учреждения, трудности подбора рабочих мест, необеспеченность жилыми помещениями, приспособленными для самостоятельного проживания инвалидов. Кроме того, проблема социальной интеграции детей-инвалидов является следствием сложившегося общественного сознания. Социальное окружение, в котором адаптируется человек с нарушением интеллекта, не принимает его как полноценного члена общества, акцентирует свое внимание на недостатках его развития.
Таким образом, общество теряет потенциальных работников и несет дополнительные издержки по содержанию молодых, способных к труду инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях.
Проблема социальной интеграции детей-инвалидов с нарушениями психического развития актуальна и для Вологодской области. В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей области проживает 452 ребенка-инвалида. Учреждениями прилагаются значительные усилия для социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, формирования позитивного отношения к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых учреждениями, включает в себя лечебно-оздоровительные мероприятия, коррекционно-развивающее обучение и воспитание, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию детей с учетом их индивидуальных особенностей, оказание правовой, социально-экономической помощи, организацию досуговой деятельности.
С целью формирования у детей необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений коррекционно-развивающее обучение в детских учреждениях имеет практическую направленность, благодаря чему число детей, ориентированных в обстановке учреждений, правилах и нормах поведения, за последние три года увеличилось на 15%; число детей, овладевших навыками личной гигиены, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда,- на 10 %.
Результатом последовательной, целенаправленной работы по созданию условий для трудового и профессионального обучения детей-инвалидов является функционирование 8 учебно-трудовых мастерских (швейных, столярных, по изготовлению игрушек и других), а также подсобного сельского хозяйства в ГУ ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". В настоящее время созданная материально-техническая база дает возможность обучать трудовым и профессиональным навыкам около 200 воспитанников. Показателем эффективности учебного и реабилитационного процессов является возрастающее число детей, активно участвующих в общественной и трудовой жизни учреждений и за их пределами (в хозяйственно-бытовом обслуживании помещений домов-интернатов, в выставках детского творчества и ярмарках, в городских, областных конкурсах художественной самодеятельности), работающих на штатных должностях под контролем взрослых дворниками, санитарками-уборщицами, официантками. В ГУ ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и ГУ ВО "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" созданы ремонтные бригады, состоящие из 15 воспитанников, которые участвуют в косметических ремонтах зданий. В ГУ ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" функционируют две реабилитационные группы (40 человек) из числа воспитанников старше 18-летнего возраста, способных к самообслуживанию, имеющих необходимые навыки для самостоятельного проживания.
Особое внимание уделяется развитию технологий социальной работы, направленных на оказание помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Созданные в ГУ ВО "Сокольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" группы дневного и пятидневного в неделю пребывания (на 15 мест) дают возможность родителям воспитывать детей-инвалидов в семье и работать (прежде они вынуждены были прекращать трудовую деятельность в связи с необходимостью ухода за ребенком).
Внедрение в деятельность учреждений современных технологий (интернет-классов, компьютерных программ развивающего характера; дополнительных программ по профессиональной подготовке и других) способствуют успешности реабилитационной работы.
С целью дальнейшей социализации и интеграции в общество детей-инвалидов начато строительство двух четырехквартирных общежитий - "социальной деревни".
В числе задач, требующих решения на межведомственном уровне, в сфере улучшения социальной интеграции детей-инвалидов, оказания помощи в их стремлении к самостоятельной, полноценной жизни остаются:
развитие и совершенствование моделей социально-реабилитационной работы, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов, из числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, к самостоятельному проживанию;
создание условий для обеспечения детям-инвалидам, проживающим в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, равных возможностей с их здоровыми сверстниками в плане жизнеустройства (трудовое и профессиональное обучение, подбор рабочих мест, создание социальных квартир);
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения и культуры за счет приобретения современного оборудования, специальных средств коррекции дефектов;
создание мультипрофессиональных команд специалистов для координации медицинских, педагогических, психологических действий и социальной работы по подготовке детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Усилия заинтересованных органов исполнительной государственной власти области в сфере социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, объединенные в рамках комплексного подхода к социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество, позволят эффективно использовать финансовые ресурсы и решить поставленные задачи.
2. Основные цели и задачи подпрограммы, сроки реализации
Целью подпрограммы является максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
организация трудовой реабилитации и обучения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, основам рабочих профессий;
создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов из детских домов-интернатов для умственно отсталых детей по достижении 18 лет;
проведение эффективной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
улучшение интеграции детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, в общество путем применения социально-культурных технологий;
повышение квалификации специалистов, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой, выполнения количественных и качественных показателей реализации подпрограммы.
Сроки реализации подпрограммы: 2010 - 2012 годы.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
трудовая реабилитация и обучение детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, основам рабочих профессий;
создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов
из числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей;
социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
социально-культурная реабилитация детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
обучение специалистов, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни, информирование населения о проблемах детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, формах и методах их социальной адаптации и реабилитации.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются областной бюджет (текущее финансирование), федеральный бюджет (текущее финансирование в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Вологодской области на 2009-2011годы"), средства Сокольского муниципального района, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 23233,6 тыс. рублей, из них:
областной бюджет - 15193,2 тыс. рублей:
на 2010 год - 5050,1 тыс. рублей;
на 2011 год - 5193,4 тыс. рублей;
на 2012 год - 4949,7 тыс. рублей;
средства Сокольского муниципального района - 1171,0 тыс. рублей:
на 2010 год - 490,0 тыс. рублей;
на 2011 год - 421,0 тыс. рублей;
на 2012 год - 260,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 155,8 тыс. рублей:
на 2010 год - 51,7 тыс. рублей;
на 2011 год - 51,7 тыс. рублей;
на 2012 год - 52,4 тыс. рублей;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6713,6 тыс. рублей:
на 2010 год - 2065,9 тыс. рублей;
на 2011 год - 2409,9 тыс. рублей;
на 2012 год - 2237,8 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение подпрограммы "Школа самостоятельности" на 2010-2012 годы, заключенного между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 (далее - Фонд), Правительством области и департаментом труда и социального развития области. Средства Фонда перечисляются департаменту труда и социального развития области.
Департамент труда и социального развития области направляет указанные денежные средства исполнителям мероприятий подпрограммы (государственным и муниципальным учреждениям образования, культуры, государственным учреждениям социального обслуживания населения, занятости, муниципальным учреждениям здравоохранения) на основании заключенных договоров.
5. Механизм реализации подпрограммы
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется департаментом труда и социального развития области, по соответствующим мероприятиям подпрограммы - ответственными органами исполнительной государственной власти области.
Руководителем подпрограммы является начальник департамента труда и социального развития области. Руководитель подпрограммы несет ответственность за реализацию и конечные результаты подпрограммы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Реализация мероприятий подпрограммы, предусматривающих поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
6. Контроль за ходом реализации подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим социальную сферу.
Органы исполнительной государственной власти области - исполнители подпрограммы осуществляют координацию, контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы и обеспечивают своевременное предоставление отчетности государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения, образования, культуры, занятости населения и здравоохранения.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации подпрограммы руководитель подпрограммы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему социальную сферу, а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий подпрограммы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и неразрешенных проблем.
Контроль предусматривает сопровождение реализации мероприятий подпрограммы департаментом труда и социального развития области, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей иных органов и организаций.
Департамент труда и социального развития области осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
7. Оценка результатов реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы ежегодно оценивается показателями, характеризующими социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию детей-инвалидов и отражающими их подготовку к самостоятельной жизни (приложение 7 к Программе).
Результативность мероприятий подпрограммы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы к 2012 году:
увеличение числа детей-инвалидов, владеющих навыками ведения домашнего хозяйства, с 20 % до 100%;
увеличение числа детей-инвалидов, владеющих трудовыми навыками, с 20% до 100 %;
увеличение числа детей-инвалидов, владеющих профессиональными навыками, с 0% до 70%;
увеличение числа детей-инвалидов, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и других мероприятиях, обученных адекватным формам поведения, с 45% до 100%;
увеличение числа трудоустроенных детей-инвалидов по достижении 18 лет с 0% до 50%;
увеличение числа детей-инвалидов, способных к самостоятельному проживанию при социальном сопровождении по достижении 18 лет, с 0 % до 80%;
увеличение числа детей-инвалидов, обеспеченных жилыми помещениями для самостоятельного проживания по достижении 18 лет, с 0% до 60%;
снижение числа детей-инвалидов, состоящих на диспансерном учете по соматическим заболеваниям, с 80% до 55%;
увеличение удельного веса специалистов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, прошедших подготовку по инновационным социально-реабилитационным технологиям, с 46,7% до 81,5%.
Таблица 2
Расчет субвенции из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Школа самостоятельности" долгосрочной целевой программы "Безбарьерная среда" на 2010-2012 годы
Департамент образования Вологодской области
(наименование главного распорядителя средств областного бюджета)
на 2010 год
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Всего |
Трудовая реабилитация и обучение детей-инвалидов рабочим профессиям (раздел 1 мероприятий подпрограммы) |
Информационно-методическое обеспечение. Обучение специалистов (раздел 5 мероприятий подпрограммы) |
Организация деятельности социально-профессиональных участков "Мастерград" (пункт 1.6.) |
Организация обучения специалистов (пункт 5.1.) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Сокольский район |
336,0 |
255,5 |
80,5 |
2. |
г. Вологда |
80,5 |
0,0 |
80,5 |
|
Итого |
416,5 |
255,5 |
161,0 |
Таблица 2
Расчет субвенции из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Школа самостоятельности" долгосрочной целевой программы "Безбарьерная среда" на 2010-2012 годы
Департамент образования Вологодской области
(наименование главного распорядителя средств областного бюджета)
на 2011 год
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Всего |
Трудовая реабилитация и обучение детей-инвалидов рабочим профессиям (раздел 1 мероприятий подпрограммы) |
Информационно-методическое обеспечение. Обучение специалистов (раздел 5 мероприятий подпрограммы) |
Организация деятельности социально-профессиональных участков "Мастерград" (пункт 1.6.) |
Организация обучения специалистов (пункт 5.1.) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Сокольский район |
336,0 |
255,5 |
80,5 |
2. |
Г. Вологда |
80,5 |
0,0 |
80,5 |
|
Итого |
416,5 |
255,5 |
161,0 |
Таблица 2
Расчет субвенции из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Школа самостоятельности" долгосрочной целевой программы "Безбарьерная среда" на 2010-2012 годы
Департамент образования Вологодской области
(наименование главного распорядителя средств областного бюджета)
на 2012 год
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Всего |
Трудовая реабилитация и обучение детей-инвалидов рабочим профессиям (раздел 1 мероприятий подпрограммы) |
Информационно-методическое обеспечение. Обучение специалистов (раздел 5 мероприятий подпрограммы) |
Организация деятельности социально-профессиональных участков "Мастерград" (пункт 1.6.) |
Организация обучения специалистов (пункт 5.1.) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Сокольский район |
336,0 |
255,5 |
80,5 |
2. |
Г. Вологда |
80,5 |
0,0 |
80,5 |
|
Итого |
416,5 |
255,5 |
161,0 |
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень мероприятий Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 27 августа 2010 г. N 986 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.