Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ социально-экономического развития области в 2005-2009 годах
Социально-экономическое развитие Вологодской области в 2005-2008 годах определялось достаточно благоприятными макроэкономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации. В течение указанного периода развитие экономики области характеризовалось устойчивым экономическим ростом.
Мировой финансово-экономический кризис негативно отразился на состоянии экономики и социальной сферы области.
Валовой региональный продукт
Область является индустриально развитым регионом. Более половины объема валового регионального продукта (далее - ВРП) приходится на долю промышленности.
Динамичное развитие области позволило с 2000 года ежегодно увеличивать объемы ВРП. За три докризисных года (2005-2007 годы) индекс физического объема ВРП вырос на 15%.
Среднедушевой объем ВРП за 2005-2008 годы (в действующих ценах) вырос в 1,9 раза. По этому показателю область занимала 13 место среди 80 субъектов Российской Федерации.
В связи с мировым финансово-экономическим кризисом индекс физического объема ВРП за 2008 год сократился на 3,3%, снижение за 2009 год оценивается на уровне 11,5%.
ВРП на душу населения в 2009 году (к уровню 2008 года) снизился на 25%.
Промышленность
Область занимает лидирующие позиции в общероссийском производстве промышленной продукции. В регионе производится: каждая шестая тонна российского проката и стали, каждый четвертый подшипник, каждая восьмая тонна минеральных удобрений, каждый девятый метр льняных тканей.
В промышленности преобладающим является металлургическое производство. Его доля в объеме отгруженной продукции промышленности составляет более 50% (62,5% - в 2005 году, 50,6% - в 2009 году). Сокращение обусловлено кризисными явлениями, в результате которых металлургическое производство значительно пострадало.
Доля химического производства, составлявшая в 2005 году 8,6%, в 2009 году увеличилась до 14,1%, производства пищевых продуктов - с 5,9% до 8,7%, деревообработки - с 3,2% до 3,5%, производства изделий из стекла - с 0,8% до 1,2%, производства машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств и оборудования - с 4% до 5%, доля текстильного и швейного производства за этот период не изменилась и составила 0,3%.
За три докризисных года (2005-2007) промышленное производство в физических объемах (индекс промышленного производства) выросло на 19,5%, что соответствует среднероссийским темпам роста (19,3%).
В 2008 году с началом кризиса в результате сокращения спроса на продукцию ключевых отраслей всего за два месяца 2008 года (октябрь и ноябрь 2008 года к сентябрю 2008 года) промышленное производство в области сократилось почти наполовину, а в металлургии - более чем наполовину. Такая ситуация была характерна для всех металлургических регионов России. Сокращение объемов производства продолжалось и в начале 2009 года. Со второй половины 2009 года в секторах экономики появились признаки оживления. Так, за первое полугодие 2009 года к первому полугодию 2008 года индекс промышленного производства составил 75%, а по итогам 2009 года к 2008 году - уже 87,5%.
Органами государственной власти области уделялось серьезное внимание проблеме диверсификации экономики региона.
В результате за последние 5 лет (2005-2009 годы) более высокими темпами по сравнению с базовой отраслью - металлургией - увеличивался выпуск продукции в других перспективных отраслях:
в производстве машин и оборудования среднегодовой прирост 1,6%;
в производстве пищевых продуктов - 1,8%;
в обработке древесины - 2,5%;
в химическом производстве - 2,9%;
в стекольной промышленности - 4,7%.
Определенные изменения были достигнуты, но, тем не менее, на долю металлургии приходится значительная часть объемов продукции промышленности. В связи с этим экономика области в значительной мере зависит от конъюнктуры на мировых рынках металла.
Одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства области является ускорение диверсификации экономики на основе опережающего развития приоритетных секторов и развития региональных кластеров.
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве области производится 3,5% ВРП области. На сельской территории проживает более 30% общей численности населения.
За последние пять лет структура производства сельхозпродукции по категориям хозяйств изменилась: доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства увеличилась с 66% в 2004 году до 70% в 2009 году. При этом снизилась значимость хозяйств населения.
Позитивные тенденции отмечаются в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых объемы производства сельскохозяйственной продукции растут. Однако их вклад (2,6% в 2009 году) остается не столь значительным.
Ведущая отрасль сельского хозяйства области - животноводство, на его долю приходится 68% объемов сельхозпродукции.
Потребности животноводства в значительной мере определяют развитие растениеводства - более 60% посевов составляют кормовые.
В 2009 году по сравнению с 2004 годом объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах снизился на 7,5%. Основная причина - снижение сельхозпроизводства в личных подсобных хозяйствах населения (на 36,1%).
При этом в сельхозорганизациях производство молока увеличилось на 5,3%, яиц - на 1,9%, а мяса снизилось на 3,6%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах рост производства молока, мяса и яиц составил соответственно в 2,1 раза, в 1,5 раза и на 14,6%.
Рост стал возможен благодаря строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов, а также закупке высокопродуктивного племенного скота.
Тем не менее, объем инвестиций в основной капитал отстает от потребности, связанной с необходимостью замены изношенной сельскохозяйственной техники. Вследствие высоких цен на технику и оборудование уровень технической оснащенности сельхозорганизаций остается недостаточным.
Среди руководителей и специалистов высшее профессиональное образование имеют 34,4%, среднее профессиональное образование - 54,8%. Дефицит квалифицированных кадров в значительной мере вызван более низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Энергетический потенциал
Энергосистема области характеризуется дефицитом генерирующих мощностей и недостаточной развитостью электросетевого комплекса. Четвертая часть потребности области в электроэнергии обеспечивается электростанциями ОАО "ОГК-6" и ОАО "ТГК-2", еще 25% электроэнергии вырабатывается блок-станциями промышленных предприятий и гидроэлектростанциями ФГУ "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Остальная электроэнергия поступает с оптового рынка электроэнергии из-за пределов области
Транспортная инфраструктура
Активно развивается транспортная инфраструктура. За последние 5 лет введены пусковой комплекс обхода г. Вологды, южный подъезд, восточная межплощадочная магистраль в индустриальном парке "Шексна", путепроводная развязка через автодорогу Вологда-Новая Ладога и железную дорогу Вологда-Санкт-Петербург в Шексне. Ведется строительство транспортной развязки через железную дорогу Москва-Архангельск в Вологде, Западной межплощадочной магистрали в индустриальном парке "Шексна".
По автомобильным дорогам области осуществляется более трети всего объема грузовых перевозок и около 90% всех перевозок пассажиров.
Транспортная инфраструктура области включает действующие региональные автодороги общего пользования - их протяженность 11016 км и федеральные автомобильные дороги - 643 км.
Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 81 км на 1 тыс. кв. км при среднероссийском уровне 37 км (49-е место в России).
Протяженность региональных дорог с истекшим сроком ремонта возрастает: на 1 января 2010 года их более 7000 км, что составляет 63% от их общей протяженности (2005 год - свыше 6000 км).
Протяженность железнодорожных путей общего пользования на территории области 769 км.
По территории области проходят два крупных речных канала Северо-Запада Российской Федерации - это Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, являющиеся важными стратегическими объектами не только Северо-Запада, но и России. На сегодняшний день система Волго-Балтийского водного пути перегружена и является сдерживающим звеном в наращивании объемов перевозки грузов, соответственно необходима ее реконструкция.
Инвестиции
За 2005-2009 годы в экономику области вложено 339,9 млрд. рублей инвестиций.
В предкризисный период (2007 год к 2004 году) объем инвестиций вырос в 1,4 раза. Начавшийся в 2008 году кризис и завершение строительства на территории области Северо-Европейского газопровода привели к снижению объема инвестиций (2008 год к 2007 году на 14,1%, 2009 год к 2008 году - на 28,9%).
В 2009 году объем инвестиций составил 55,5 млрд. рублей. Для повышения инвестиционной активности в области принято законодательство, которое позволило создать благоприятные условия для инвесторов, включая предоставление им налоговых льгот. В 2009 году в рамках Государственной областной инвестиционной программы с предоставлением государственной поддержки осуществлялась реализация 34 проектов (по 26 предприятиям).
За период с 2005 года сумма льгот, полученных предприятиями, реализующими коммерческие проекты, включенные в Государственную областную инвестиционную программу, составила 383 млн. рублей, в том числе за 2009 год - 102 млн. рублей, льготами воспользовались 12 предприятий. Высвободившиеся средства предприятия направляют на капитальные вложения.
Приоритетным направлением в работе по развитию системы привлечения инвестиций является формирование в области территорий развития бизнеса - реализуются крупномасштабные мегапроекты "Структурирование и развитие агломерации "Вологда-Череповец" и "Коридоры развития", направленные на создание максимальной плотности инфраструктур, условий для привлечения инвесторов.
На территории агломерации "Вологда-Череповец" создан индустриальный парк "Шексна". Финансирование и строительство инфраструктур парка осуществляется с 2006 года.
Территория индустриального парка представляет собой площадку, на которой будут размещены производственные мощности компаний, нацеленных на выпуск высококонкурентных товаров.
Таким образом, на основе формирования благоприятных условий для развития в области современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью создаются предпосылки для ускорения диверсификации экономики региона.
Малое и среднее предпринимательство
По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрировано 6,4 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2004 годом их количество возросло на 5%.
Численность занятых на малых предприятиях, включая внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, за этот период возросла на 10,3 тыс. человек и в 2009 году составила 73,6 тыс. человек.
За последние годы в регионе сформирована система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы". В 2009 году общий объем ее финансирования за счет областного и федерального бюджетов составил 273,4 млн. рублей, в том числе 64,6 млн. рублей из областного бюджета.
В рамках государственной поддержки оптимизирована налоговая нагрузка на малый и средний бизнес. Реализуются механизмы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Расширяется доступ к инфраструктурам поддержки предпринимательства, в том числе к информационным и консультационным услугам.
Инновационная деятельность
В области реализуется Концепция инновационной деятельности хозяйственного комплекса на 2005-2010 годы.
Общий уровень инновационной активности в области в 2009 году составил 8% и к уровню 2004 года не изменился.
В 2008 году объем инновационной продукции на душу населения в области в 2,7 раза выше, чем в среднем в Российской Федерации, и в 3,2 раза выше, чем в Северо-Западном федеральном округе.
Основная номенклатура инновационной продукции:
разработки новых продуктов, услуг и методов их производства;
новые технологии;
производственное проектирование;
машины и оборудование.
Законом области от 4 октября 2007 года N 1655-ОЗ "О государственных научных грантах Вологодской области" предусмотрено стимулирование инновационной деятельности с использованием мер государственной поддержки.
Численность населения и трудовой потенциал
Численность населения области на 1 января 2010 года составила 1213,7 тыс. человек. За последние пять лет под влиянием естественной убыли она уменьшилась на 31,8 тыс. человек, или на 2,6%.
В 2009 году в области родились 15095 детей - на 12% больше, чем в 2004 году. Общий коэффициент рождаемости составил 12,4 на 1000 жителей, что соответствует среднероссийскому показателю.
Число умерших за этот период сократилось на 17,6%, а уровень общей смертности составил 16,2 на 1000 жителей.
Одна из наиболее острых проблем - значительный уровень преждевременной смертности населения. В трудоспособном возрасте умирает каждый третий, из них 85% - мужчины.
Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 62,7% от общей численности населения области, что соответствует среднероссийскому уровню. За последние пять лет численность трудоспособного населения уменьшилась на 14,3 тыс. человек, или на 1,8%.
Ситуация на рынке труда
Численность работников организаций области с 2004 года сократилась на 13,2% и составила в 2009 году 424,4 тыс. человек. Доля работающих в промышленности в среднегодовой численности работников организаций составила 27,6%, в сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство) - 7,3%, в социальной сфере - 26,8%.
Ситуация на рынке труда области в течение последних 10 лет была стабильной, уровень зарегистрированной безработицы не превышал 2,3% от общей численности экономически активного населения.
В 2008 году с началом кризиса ситуация на рынке труда начала стремительно ухудшаться. В мае 2009 года был зарегистрирован максимальный уровень безработицы - 4,3 %.
Для снижения напряженности на рынке труда в условиях кризисных явлений Правительством области принята целевая программа "Содействие занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году".
Со вступлением в активную фазу антикризисных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, наметились тенденции к снижению численности безработных граждан.
По состоянию на 1 января 2010 года по сравнению с пиковым значением, зарегистрированным в мае 2009 года, уровень безработицы снизился до 3,7 %.
Уровень жизни населения
В 2008 году по сравнению с 2004 годом среднедушевой денежный доход в реальном выражении вырос в 1,8 раза.
Экономический кризис негативно отразился на уровне жизни населения: в 2009 году среднедушевой денежный доход в реальном выражении снизился (к 2008 году) на 10,3% и составил 12105 рублей. Причиной стало снижение доходов жителей области, потерявших работу в кризисный период.
Основная составляющая в доходах населения - заработная плата. В 2008 году к уровню 2004 года средняя заработная плата в реальном выражении увеличилась в 1,4 раза. Однако в 2009 году (к 2008 году) она снизилась на 8% и составила 16566 рублей.
В промышленности заработная плата составила 20676 рублей, в сельском хозяйстве - 11764 рубля, в социальной сфере - 10766 рублей.
В то же время средний размер пенсий в 2009 году вырос на 23,5% - до 5306 рублей. В течение года они были проиндексированы четыре раза.
Система образования
Среди регионов России по обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях (103 ребенка на 100 мест) область находится на 39 месте. В сельской местности расположены 49 % всех дошкольных образовательных учреждений.
78 % детей в возрасте от 1 до 6 лет воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях (в среднем по России - 59 %). Вместе с тем, в связи с ростом рождаемости очередь на устройство в детский сад составляет 14,5 тыс. человек.
Число дневных общеобразовательных учреждений с 2005 по 2009 год сократилось на 16,6%, в основном за счет малокомплектных школ.
На селе расположено три четверти общего числа школ, а обучается в них только одна треть общего числа учащихся. В связи с этим в соответствии с муниципальными программами проводились мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений и организации подвоза обучающихся. В 205 сельских школах в течение учебного года обеспечивается подвоз учащихся.
В области завершен переход на нормативно-подушевое финансирование, направленное на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Средняя численность учащихся общеобразовательных школ в расчете на 1 учителя увеличилась с 9,9 человек в 2004 году до 11,0 в 2009 году.
Развитие общеобразовательных школ характеризуется вариативностью обучения: 5 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 4 гимназии, 3 лицея, 1 кадетская школа-интернат, - а также увеличением количества образовательных учреждений, имеющих статус экспериментальных и инновационных площадок.
Изменение образовательных потребностей населения, сокращение числа обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, дублирование профессий и специальностей в территориально близких населенных пунктах обусловили необходимость реструктуризации и оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования.
С 2004 года число училищ сократилось на 10 единиц, численность учащихся сократилась на 54%.
Система здравоохранения
В результате реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в области:
до 82% выросла укомплектованность врачами первичного звена;
на 20% обновлено диагностическое оборудование;
снижена заболеваемость по целому ряду инфекций;
младенческая смертность за 2005-2009 годы снизилась на 30% - до 7,8 случаев на тысячу детей, родившихся живыми.
Проводится реструктуризация медицинской помощи с обеспечением поэтапного сокращения объемов стационарной и скорой помощи и переводом данных видов услуг в стационарозамещающие и амбулаторно-поликлинические.
Если в 2004 году объем стационарной помощи составлял 3,69 койко-дней на 1 жителя, то в 2009 году - уже 2,69. При этом обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью возросла с 8,2 посещений на одного жителя в 2004 году до 8,33 в 2009 году.
Развивается система профилактической медицины. Кабинеты медицинской профилактики открыты во всех районах области.
В результате всех принимаемых мер в сфере здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2005-2009 годы увеличилась на 6,7% - до 67 лет.
Социальная защита населения
В докризисном 2007 году численность населения области с доходами ниже прожиточного минимума составляла 14,8% (182,1 тыс. человек), в 2004 году - 17,9 % (223,8 тыс. человек).
В 2009 году с развитием кризисных явлений для части жителей области доходом стало пособие по безработице - это одна из причин увеличения числа малообеспеченных до 226,5 тыс. человек (18,6%).
Социальная политика в области в первую очередь направлена на обеспечение поддержки детей, неработающих пенсионеров, инвалидов.
В целях материальной поддержки малоимущих граждан около 35 тыс. семей ежегодно получают государственную социальную помощь.
В области действует сеть учреждений социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги для 300 тыс. жителей.
Для повышения доступности социальных услуг, в том числе в отдаленных сельских поселениях, используется участковый принцип социального обслуживания.
Внедряются технологии предоставления социальных услуг по принципу "одного окна".
Жилищно-коммунальный комплекс
Жилищный фонд области на конец 2009 года составил почти 31 млн. кв. м общей площади, из него 63,3% (19,6 млн. кв. м) - городской жилищный фонд.
Обеспеченность жильем в области за счет увеличения вводов жилья (с 300 тыс. кв. м в 2004 году до 489,9 тыс. кв. м в 2009 году) увеличилась с 23,3 кв. м на человека в 2004 году до 25,5 в 2009 году. По показателю обеспеченности жильем область занимает 13 место среди субъектов России.
В области ведется работа по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Увеличиваются объемы капитального ремонта. В 2009 году к уровню 2004 года они возросли в 23 раза. Если за 2005-2007 годы отремонтировано 622,3 тыс. кв. м жилья, то в 2008 году - 1078,4 тыс. кв. м, в 2009 году - 644,5 тыс. кв. м.
Тем не менее, в 2009 году ветхий и аварийный жилищный фонд составил 1,9 млн. кв. м, или 6% от общего объема жилищного фонда, что выше среднероссийского уровня.
Одним из условий жизнеобеспечения городов и населенных пунктов области является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Для выполнения этой задачи в области принят План реформирования жилищно-коммунального комплекса на 2008-2011 годы.
Центральными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечены все города и поселки городского типа.
В сельских населенных пунктах степень оснащенности системами централизованного водоснабжения составляет 7-30%.
Протяженность водопроводных сетей - 4,3 тыс. км, из них 1,3 тыс. км, или 30% водопроводной сети, нуждаются в замене.
Централизованное водоотведение имеется во всех районах. Протяженность канализационных сетей - 2077 км, при этом 357,2 км, или 17,2% канализационных сетей, нуждаются в замене.
Централизованным отоплением обеспечено почти 60% жилищного фонда области. Общая протяженность тепловых сетей составляет 1916,4 км. Более 29% тепловых сетей нуждаются в реконструкции и замене. Износ отопительных котельных составляет 53%.
Для повышения надежности и качества теплоснабжения потребителей в области ведется работа по реконструкции существующих котельных и строительству модульных котельных.
Природный газ доступен потребителям 15 из 26 районов области. Уровень газификации области природным газом составляет 51% (по России - 62%), в городах и поселках городского типа -75,1%, в сельской местности - 12,9%. За период с 2005 по 2009 год в области проложено 430,8 км распределительных газовых сетей, газифицировано 29,3 тыс. домовладений.
Состояние окружающей среды
На состояние окружающей среды в регионе наибольшее влияние оказывают предприятия металлургического, химического, целлюлозно-бумажного производства, жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса.
В общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 77,5% составляют выбросы от стационарных источников, 22,5% - выбросы автомобильного транспорта.
По объему выбросов загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, область находится на 10 месте среди регионов Российской Федерации.
Проводимые мероприятия стабилизируют ситуацию, растет доля уловленных на очистных сооружениях загрязняющих веществ в общем количестве выбросов, отходящих от стационарных источников, - с 75,8% в 2004 году до 81% в 2009 году.
Основная масса сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты области приходится на г. Сокол, г. Череповец и г. Вологду.
Объем сбросов загрязненных сточных вод за период 2005-2009 годов снизился на 55,8 млн. куб. м - с 204,6 млн. куб. м в 2004 году до 148,8 млн. куб. м в 2009 году. При этом и доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброшенных сточных вод снизилась с 33,6% в 2004 году до 26,4% в 2009 году.
Объем образовавшихся отходов производства и потребления в области за 2005-2009 годы снизился на 1,6 млн. тонн (на 9,2%) - с 17,7 млн. тонн в 2004 году до 16,1 млн. тонн в 2009 году.
Финансы
Доходная часть консолидированного бюджета области за 2005-2008 годы возросла на 26 млрд. рублей (в 2 раза в сравнении с 2004 годом).
На протяжении 2005-2008 годов удельный вес расходов на финансирование социальной сферы в общем объеме расходной части консолидированного бюджета области варьировался в диапазоне от 54% до 63%.
Из-за финансово-экономического кризиса в 2009 году снизились собственные доходы, в связи с чем проведена оптимизация бюджетных расходов.
Дефицит бюджета составил 23%.
Источниками финансирования дефицита бюджета являются заемные средства федерального бюджета и коммерческих банков, в связи с этим значительно возрос объем государственного долга области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.