Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Вологодской области
от 25 апреля 2011 г. N 441
"1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (глава 11, ст. 50), распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2396-р "О распределении субсидий из бюджета Федерального фонда ОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012 годах".
Конечным результатом реализации Программы является улучшение демографической ситуации области.
1.1. Анализ демографической ситуации
В настоящее время складывается неблагоприятная демографическая ситуация и прогноз на ближайшее десятилетие, что требует принятия срочных мер для снижения возможных негативных последствий.
На 1 января 2010 года численность населения Вологодской области - 1213,7 тыс. человек, в том числе в городах проживало 838,0 тыс. человек, в сельской местности - 375,7 тыс. человек (на 01.01.2009 - 1218,2 тыс. человек), в том числе городское население - 838,3 тыс., человек (68,8%), население в сельской местности - 379,9 тыс. человек (31,2%). Естественная убыль в 2009 году составила 4,56 тыс. человек.
В результате реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в области, за последние пять лет отмечена положительная тенденция в естественном движении населения: рождаемость возросла с 10,5 до 12,4 (18%), а общая смертность снизилась с 18,8 до 16,2 на 1000 населения (13,8%). В то же время эти показатели были и остаются выше уровня Российской Федерации (14,2 на 1000 жителей на 01.01.2010) и Северо-Западного федерального округа (15,2 на 1000 жителей на 01.01.2010).
Тем не менее демографическая ситуация в Вологодской области не теряет своей остроты, процессы депопуляции в регионе сохраняются (число умерших в 2009 году превысило число родившихся в 1,3 раза). Несмотря на снижение уровня смертности населения за последние годы долговременной и устойчивой тенденции этого явления не отмечается. Повышение рождаемости, наблюдаемое с 2005 года, в значительной мере связано с вступлением большого числа женщин, рожденных в 1980-1987 годах, в возраст, оптимальный для рождения детей, и реализацией большого числа отложенных рождений женщинами старших возрастов. Прогноз демографической ситуации на ближайшие пятнадцать лет неблагоприятный. Начиная с 2011 года, прогнозируется снижение рождаемости из-за неуклонного уменьшения численности женщин наиболее активного детородного возраста - 20-29 лет. Это связано с тем, что в детородный период будут вступать женщины, рожденные в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, когда рождаемость была очень низкой. Достигнутые темпы роста суммарного коэффициента рождаемости не смогут компенсировать снижения численности рожениц. В ближайшее время будет наблюдаться изменение половозрастной структуры населения с увеличением доли лиц старшего возраста. Темпы снижения смертности, достигнутые в предыдущие годы, не позволят компенсировать рост числа лиц, входящих в период ухода из жизни. Это связано с вступлением в этот период граждан, рожденных в 50-60-е годы, которые характеризовались высоким уровнем рождаемости.
Основными причинами смертности населения в 2009 году стали:
болезни системы кровообращения - 934,3 случая на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 797,3 случая на 100 тыс. населения),
новообразования - 213,9 случая на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 205,7 случая на 100 тыс. населения),
отравления, травмы и другие последствия внешних причин - 191,9 случая на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 150,4 случая на 100 тыс. населения).
Уровень смертности сельского населения остается значительно более высоким, чем уровень смертности городского населения.
Смертность трудоспособного населения за период с 2005 по 2009 годы снизилась с 1041,6 до 755,8 случая на 100 тыс. населения (-27,4%).
Снижение отмечено по всем основным классам заболеваний:
от болезней системы кровообращения - на 27%,
от новообразований - на 3,4%,
отравлений, травм и других последствий внешних причин - на 28%,
от болезней органов пищеварения - на 50%,
от болезней органов дыхания - на 27%.
Важнейшим индикатором, отражающим демографическую ситуацию области непосредственно связанным с уровнем оказания медицинской помощи, является младенческая смертность. Динамика этого индикатора в течение последних лет носит устойчивый снижающийся характер и представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели младенческой смертности на 1000 родившихся живыми
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Умерло детей до 1 года, человек |
148,0 |
149,0 |
116,0 |
127,0 |
112,0 |
117,0 |
106,0 |
Младенческая смертность |
10,9 |
11,6 |
8,6 |
9,0 |
7,7 |
7,8 |
7,3 |
В целом сложившаяся демографическая ситуация и ее прогноз на ближайшее десятилетие являются неблагоприятными и требуют принятия срочных мер для снижения возможных негативных последствий. Постановлением Правительства области от 24 мая 2010 года N 577 утвержден План мероприятий по реализации в Вологодской области в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, в котором значительная роль отводится системе здравоохранения области.
Сложившаяся демографическая ситуация и основные причины смертности населения определили основные актуальные вопросы совершенствования оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения, онкологических заболеваниях, травмах и отравлениях. Снижение показателя смертности, особенно жителей сельской местности, может быть достигнуто путем дальнейшего совершенствования первичной медико-санитарной помощи, в том числе увеличением офисов врачей общей практики, созданием межмуниципальных центров, что позволит приблизить оказание специализированной медицинской помощи к жителям сельской местности.
1.2. Анализ заболеваемости населения области
Первичная заболеваемость в Вологодской области, как и в целом по России, постоянно растет. Это связано, с одной стороны, с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с ростом доли пожилого населения и низким уровнем жизни.
Уровень общей заболеваемости жителей Вологодской области за последние пять лет возрос с 138050,0 случаев до 155698,3 случаев на 100 тыс. населения, возросла и заболеваемость с 79659,5 случаев до 88376,5 случаев на 100 тыс. населения. Показатели болезненности за прошедший год возросли на 5,3%, показатели заболеваемости - на 3,8%, число лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, возросло на 1,2%.
Значительное влияние на данные показатели оказывает проведение дополнительной диспансеризации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и других профилактических медицинских осмотров.
Структура заболеваемости по сравнению с предыдущим годом не изменилась. На первом месте по-прежнему находятся болезни органов дыхания (29,5% от всех зарегистрированных заболеваний), болезни системы кровообращения занимают второе место в структуре общей заболеваемости (13,3%), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (7,4%).
На протяжении многих лет показатели заболеваемости по районам существенно ниже, чем в целом по области и в сравнении с крупными городами. Это говорит о недостаточной выявляемости и ранней диагностике заболеваний в районах, где значительная часть жителей проходит лечение у фельдшеров.
1.3. Анализ структуры и деятельности системы здравоохранения области
1.3.1. Структура системы здравоохранения
По данным на конец 2009 года, в системе здравоохранения области функционировало 103 лечебно-профилактических учреждения (далее - ЛПУ), из которых 33 областной и 70 муниципальной форм собственности. Из общего числа лечебно-профилактических учреждений 40 больничных учреждений, 12 диспансеров, 22 амбулаторно-поликлинических учреждения, 3 медицинских центра, 2 станции скорой медицинской помощи, 2 станции переливания крови, 7 учреждений охраны материнства и детства, 9 санаторно-курортных учреждений, а также 6 учреждений здравоохранения особого типа, в том числе 2 центра медицинской профилактики и медицинский информационно-аналитический центр.
Общая коечная мощность лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения - 11263 койки (в рамках программы ОМС - 8434 койки), мощность амбулаторно-поликлинических учреждений и амбулаторных отделений - 31289 посещений в смену, коечная мощность учреждений родовспоможения - 146 коек в родильных домах и 297 в родильных отделениях многопрофильных больниц. В составе центральных районных больниц (далее - ЦРБ) в сельской местности работают 10 районных и 42 участковые больницы, 4 больницы сестринского ухода, 42 врачебные амбулатории, 586 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП).
В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области за последние пять лет число больничных коек на 10 тыс. населения уменьшилось с 105 в 2005 году до 92,5 в 2009 году, в 2010 году - 88,0.
В области активно развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи в форме дневных стационаров: за последние пять лет (с 2005 по 2009 годы) количество пролеченных в них пациентов возросло с 48,3 до 69,7 тысяч, что выше на 44%, однако возможности дневных стационаров как второго этапа оказания стационарной медицинской помощи (этапа долечивания) используются недостаточно.
Восстановительное лечение как система пока не сформирована. В области нет системы хосписов для тяжелобольных взрослых и детей.
В организации амбулаторной помощи в последнее время приняты меры по повышению ее доступности: проведено укомплектование медицинским персоналом участковой службы, все большее распространение получают общие врачебные практики, растет укомплектованность врачей первичного звена. Тем не менее достигнутые объемы амбулаторной помощи - 8,4 посещения на 1 жителя в год, существенно ниже федерального норматива, установленного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782 - 9,7 на 1 жителя в год.
1.3.2. Кадровое обеспечение системы
Наиболее актуальной для всех этапов оказания медицинской помощи в Вологодской области является проблема кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений. В 2010 году в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Вологодской области работали 3844 врача (в 2009 году - 3978 врачей) и 12 847 специалистов со средним профессиональным образованием (в 2009 году - 13075 специалистов). Обеспеченность населения по сравнению с 2006 годом снизилась: врачами - 31,7 человек на 10 тыс. населения (в 2006 году - 32,7), средними медицинскими работниками - 105,9 человек на 10 тыс. населения (в 2006 году - 111,0).
По обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения Вологодская область занимает по Северо-Западному региону седьмое место из десяти. Этот показатель по Российской Федерации в 2009 году составил 44,1 человек, по Северо-Западному федеральному округу - 49,8 человек.
Укомплектованность врачебными кадрами в 2010 году составила 82% при коэффициенте совместительства 1,7, кадрами среднего медицинского персонала - 72% при коэффициенте совместительства 1,4.
На сегодняшний день расчетная потребность во врачебных кадрах для оказания медицинской помощи составляет 5515 чел., фактически в области работает 3971 человек, что составляет 72% от расчетного показателя.
Дефицит кадров, особенно в сельской местности, является одной из серьезных проблем. Так, обеспеченность врачами на 10 тыс. населения Никольского района составляет 9,7 человек, Вологодского района - 10,2 человек, Бабушкинского и Грязовецкого районов - 11,7 человек, Череповецкого района - 11,9 человек, Вытегорского района - 13,3 человек. По данным Регионального сегмента Федерального регистра медицинских работников, к наиболее востребованным врачебным специальностям в Вологодской области относятся анестезиологи-реаниматологи (укомплектованность - 42,3 %), онкологи (укомплектованность - 43,5%), хирурги (укомплектованность - 51,8 %). Для реализации приоритета последних лет - перехода на обслуживание в первичном звене силами врачей общей практики и семейных врачей, в области с 2006 года организована подготовка врачей общей практики, ежегодно готовится более 20 специалистов. Ведется строительство офисов врачей общей практики, особенно в сельской местности. Всего в области работает 150 врачей общей практики, из них в составе поликлинических отделений ЦРБ - 50.
Высокий уровень дефицита врачебных кадров обусловлен тем, что в общей возрастной структуре врачебного персонала более 30,5% врачей - лица пенсионного возраста, отсутствием высшего медицинского учебного заведения на территории области. Вследствие чего, несмотря на проводимую подготовку специалистов, социальные выплаты, наличие жилья на селе, прогнозировать значительное улучшение ситуации в ближайшие два года не представляется возможным. Кроме того, в области планируется замещение части врачебных бригад скорой медицинской помощи на фельдшерские бригады с двумя фельдшерами.
В целях обеспечения здравоохранения области квалифицированными специалистами департаментом здравоохранения области проводится большая работа по взаимодействию с медицинскими академиями и университетами городов Ярославля, Санкт-Петербурга, Архангельска, Иванова, Кирова, Твери. По целевому приему в медицинские вузы ежегодно получают направления более 140 человек.
1.3.3. Управление качеством оказания медицинской помощи
В целях создания единой системы защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, повышения информированности граждан о своих правах в системе обязательного медицинского страхования, департаментом здравоохранения области и территориальным фондом обязательного медицинского страхования Вологодской области в 2008-2009 годах принято восемь совместных приказов, регулирующих вопросы создания системы управления качеством в системе здравоохранения области. На этой основе проводится работа по улучшению качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области проводит мониторинг обоснованных жалоб, связанных с ненадлежащим качеством медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам. Ежемесячно информация направляется в департамент здравоохранения области. Наличие или отсутствие обоснованных жалоб учитывается при оценке деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Для выяснения удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью в системе обязательного медицинского страхования, как одного из основных компонентов качества медицинской помощи, приняты следующие меры:
разработаны унифицированные анкеты для опроса пациентов по амбулаторно-поликлиническим учреждениям и стационарам, утверждена методика ежеквартального анкетирования пациентов;
в ЛПУ установлены почтовые ящики;
введена рубрика "вопрос-ответ" на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования;
областным центром медицинской профилактики при участии территориального фонда обязательного медицинского страхования открыт прием граждан в вечернее время для проведения консультаций по вопросам оказания медицинской помощи с одновременным анкетированием всех обратившихся, в течение 2008-2009 годов опрошено более 6000 пациентов.
Итоги проводимой работы по управлению качеством медицинской помощи представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
Единицы измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
6 мес. 2010 года |
1. Удовлетворенность медицинской помощью по данным Федеральной службы охраны: |
% от числа опрошенных |
|
|
|
|
|
|
по Вологодской области |
% от числа опрошенных |
нет информации |
нет информации |
25,2 |
32,4 |
28,0 |
х |
по Российской Федерации |
% от числа опрошенных |
нет информации |
нет информации |
30,9 |
32,8 |
34,4 |
х |
2. Количество поступивших жалоб, всего, |
шт. |
461 |
227 |
135 |
103 |
144 |
54 |
из них обоснованных |
|
358 |
176 |
90 |
56 |
82 |
25 |
3. Количество проверок, осуществленных по итогам рассмотрения жалоб |
шт. |
165 |
88 |
68 |
54 |
74 |
27 |
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.3.3. Финансовое обеспечение системы здравоохранения
За последние пять лет финансирование системы здравоохранения увеличилось в 1,9 раза, с 4841,6 млн. рублей в 2005 году до 9126,3 млн. рублей в 2009 году. Однако значителен дефицит денежных средств на приобретение медицинской, другой техники и транспортных средств, ремонты и реконструкцию лечебных учреждений. В результате этого 21% зданий (180 из 854) требуют капитальных ремонтов. Средний процент износа медицинской техники составляет более 50%.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Вологодской области занимают 854 здания. В 386 зданиях ЛПУ области размещены стационарные отделения и амбулаторно-поликлинические подразделения, 458 зданий требуют благоустройства (водопровод, канализация и пр.), 193 здания нуждаются в капитальном ремонте, в 46 зданиях требуется реконструкция, 10 зданий находятся в аварийном состоянии. Аварийные здания имеют 80% физического износа, но эксплуатируются, так как нет возможности для их перевода в иные здания.
Здания, нуждающиеся в проведении капитального ремонта, имеют износ свыше 35 %, так как построены более 10 лет назад, в течение которых в основном проводились небольшие поддерживающие ремонты. Материально-техническую базу учреждений необходимо привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В области эксплуатируются 77 рентгенодиагностических комплексов на 3 рабочих места. По итогам 2009 года количество рентгеновских аппаратов со сроком эксплуатации более 10 лет составляет 42 единицы, то есть 55% от общего числа.
При эксплуатации рентгеновского оборудования со 100% износом снижается достоверность диагностики, нарушается радиационная безопасность пациентов и медицинского персонала (уровень лучевой нагрузки превышает допустимый).
В лечебно-профилактических учреждениях области работает 165 ультразвуковых сканеров, 60% которых выработали свой ресурс, так как эксплуатируются более 7 лет и являются морально устаревшими, опасными в эксплуатации. Из 165 аппаратов УЗИ 160 единиц - аппараты начального и среднего класса, только 5 единиц - аппараты высокого класса.
На сегодняшний день более 9 тысяч единиц медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения области имеют износ более 75% , в том числе около 6 тысяч единиц медицинского оборудования выслужили установленные сроки эксплуатации, подлежат списанию и замене.
Фондооснащенность зданий и сооружений составляет 5 305,0 рубля на квадратный метр площади учреждений здравоохранения, а фондовооруженность - 559 439,4 рубля на одного врача. Среднегодовая стоимость основных фондов всех учреждений системы здравоохранения по недвижимому имуществу составила 5893,86 млн. рублей, по движимому - 3438,7 млн. рублей.
Объем финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области составил в 2009 году 7218,1 млн. рублей, в 2010 году - 7857,84 млн. рублей.
Оснащенность лечебно-профилактических учреждений вычислительной техникой составляет в среднем 42 единицы на одно ЛПУ. Однако имеющаяся информационно-коммуникационная техника в значительной степени представлена устаревшими моделями, и 20% ее требует списания. На один компьютер, который используется в лечебно-диагностических подразделениях, приходится 13,5 медработника, что не удовлетворяет и половины потребности в компьютерах. Большинство компьютеров размещено во вспомогательных немедицинских подразделениях учреждений, таких как: бухгалтерская, экономическая, кадровая службы и прочие структуры, не связанные с лечебно-диагностическим процессом. У врачей амбулаторно-поликлинического звена обеспеченность компьютерами составляет всего 42%. Стационарные отделения обеспечены вычислительной техникой в еще меньшем количестве. Проблемой лечебных учреждений, особенно в районах, является недостаток специалистов по обслуживанию информационно-коммуникационного оборудования и защите информации. За последние годы удалось перевести большинство лечебных учреждений на использование единого программного продукта по медицинской статистике и ввести персонифицированный учет медицинских услуг. Однако в области отсутствует единая региональная медицинская информационная сеть, ее создание только начинается.
В области внедрена и успешно используется система аудиоконференцсвязи, которая охватывает все муниципальные районы и города. В то же время система телемедицины отсутствует, хотя, в связи с отдаленностью ряда районов от областного центра, ее наличие значительно повысило бы доступность специализированной медицинской помощи для жителей этих территорий. С 2009 года ведется активное создание собственных сайтов лечебно-профилактических учреждений в городах и муниципальных районах области.
Сроки ожидания плановой медицинской помощи установлены в Программе государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи: консультации врачей-специалистов, диагностические и лабораторные исследования - до одного месяца, в специализированных учреждениях - до двух месяцев. Сроки плановых госпитализаций в областные лечебно-профилактические учреждения определяются главными врачами этих учреждений, в муниципальные - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В целом сложившаяся инфраструктура системы здравоохранения не в полной мере соответствует современным условиям и новым задачам, поставленным перед здравоохранением. Доступность медицинской помощи в значительной мере зависит от места проживания гражданина: жители сельской местности специализированную и скорую медицинскую помощь получают в меньшем объеме, чем горожане. Работа по созданию межмуниципальных центров в области только начинается. Не развиты методы дистанционной записи на прием и плановую госпитализацию. В практике работы врачей недостаточно используются современные информационно-коммуникационные технологии. Работа по медицинским стандартам не стала еще массовой в лечебно-профилактических учреждениях. Обеспеченность учреждений здравоохранения кадрами и медицинским оборудованием не вполне соответствует утвержденным порядкам оказания медицинской помощи. Дефицит кадров врачей и среднего медицинского персонала, также как и дефицит финансового обеспечения здравоохранения, сказываются на качестве и доступности медицинской помощи жителям области.
Реализация Программы позволит повысить доступность и качество оказания медицинской помощи, в первую очередь по заболеваниям, являющимся основными причинами смертности населения: сердечно-сосудистым, цереброваскулярным, онкологическим, а также травмам.
Мероприятия Программы направлены на обеспечение качественного и своевременного оказания медицинской помощи в соответствии со стандартами, совершенствование специализированной медицинской помощи, развитие медицинской помощи, оказываемой в первичном звене здравоохранения, включая обеспечение лечебных учреждений специалистами и профессиональную переподготовку медицинского персонала, оснащение учреждений необходимым оборудованием, внедрение современных информационных систем. Планирование Программы осуществлено на основе показателей, целевые значения которых установлены с учетом социально-экономического развития региона, потребностей населения в бесплатной медицинской помощи и установленных требований к организации функционирования сети учреждений здравоохранения.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 25 апреля 2011 г. N 441 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.