Решение Вологодского областного суда от 3 марта 2014 г. по делу N 3-8/2014
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жидковой О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре К.Е.,
с участием представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" по доверенности К.М., представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенности С.Н., Щ.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" о признании недействующими нормативно-правовых актов Региональной энергетической комиссии Вологодской области, установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК ВО, Комиссия) от 28.08.2012 N 288 (далее - Приказ N 288) "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета, в том числе на общедомовые нужды (далее - ОДН) согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Приказом РЭК ВО от 25.12.2012 N 1266 (далее - Приказ N 1266) в приложение N 2 к приказу N 288 внесены изменения, устанавливающие конкретный перечень состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), используемого для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН. В частности, приложение N 2 дополнено примечанием следующего содержания: "При определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: тамбуров, коридоров, межквартирных лестничных площадок, лестниц, колясочных помещений, помещений охраны (консьержа)".
Приказы вступили в силу с 01.01.2013, опубликованы в официальном печатном издании Вологодской области "Красный Север" N 231 от 08.12.2012 и N 13 от 26.01.2013 соответственно, размещены на сайте РЭК ВО.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" (далее ООО "УК "РЭС-12", Общество), являющееся специализированной коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению, содержанию, ремонту многоквартирных жилых домов, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приложения N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды" к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288 и приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 N 288" от 25.12.2012 N 1266.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", так как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах использовались неверные данные об общей площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, в состав которой, в частности, не были включены площади подвальных помещений многоквартирных домов.
Общество полагало, что указанные приказы нарушают права управляющих организаций, в том числе ООО "УК "РЭС-12", поскольку в случае превышения предельных норм потребления коммунальных услуг на ОДН, управляющие организации будут вынуждены принимать на себя расходы по оплате сверхнормативного потребления на ОДН в связи с тем, что исключение площади подвальных помещений из состава общего имущества МКД приведет к необоснованному занижению объемов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на ОДН и несоответствию величине фактически потребляемых услуг по электроснабжению на ОДН.
Кроме того ООО "УК "РЭС-12" указало на необоснованное использование РЭК ВО при утверждении норматива потребления по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды такого критерия, как дифференциация в зависимости от этажности здания.
Заявитель просил суд признать приложение N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды" к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 N 288, приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.12.2012 N 1266 недействующими.
В ходе судебного разбирательства ООО "УК "РЭС-12" свои требования дополнило новым основанием для признания оспариваемых нормативных актов незаконными и недействующими. Указало на необоснованное применение РЭК ВО при утверждении норматива потребления по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды расчетного метода. Полагало, что указанный метод мог быть использован РЭК ВО при утверждении норматива только в случае невозможности использования метода аналогов. Считало, что поскольку большая часть МКД оборудована общедомовыми приборами учета, у РЭК ВО при расчете норматива была возможность использовать метод аналогов.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности К.М. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенности С.Н. и Щ.В. в судебном заседании заявление не признали обоснованным, просили в его удовлетворении отказать. Полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции РЭК ВО с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН установлен без учета площади подвальных помещений в составе общего имущества МКД, поскольку подвалы присутствуют не во всех многоквартирных домах одной группы. Состав общей площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, определен с учетом разъяснений, данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме N 29433-ВК/19 от 22.11.2012. Обратили внимание на то, что в соответствие с пунктом 37 Правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 при расчете норматива учитывается суммарное годовое потребление электрической энергии группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, т.е. всего электрооборудования, установленного в МКД, в том числе и в подвальных помещениях. Полагали, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН РЭК ВО обоснованно применен расчетный метод ввиду недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД, что согласуется с положениями пунктов 13, 19, 21 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Кроме того, указали, что дифференциация нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН в зависимости от этажности произведена исходя из различного расхода электрической энергии на силовое оборудование лифтов, расположенных в домах этажностью до 12 этажей и свыше 12 этажей.
В заключении прокурор прокуратуры Вологодской области Иванова Н.Ю. полагала требования заявителя в части признания недействующим приложения N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды" к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288, устанавливающего нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды с учетом дифференциации в зависимости от этажности здания, подлежащими удовлетворению, однако, при определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт, считала необходимым учесть, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан, ввиду чего полагала, что нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, изучив представленное заявление, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, возражения представителей заинтересованного лица, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области, приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
При этом в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого нормативного правового акта или его части в полном объеме.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23.05.2006 Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, от 28.03.2012 N 258 и от 16.04.2013 N 344) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации предписано представить в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, а также порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (абзац 4 подпункта "б" пункта 4).
Соответствующие изменения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым указанные Правила изложены в новой редакции, действующей с 01.07.2012.
Пунктом 5 упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.
Согласно пункту 3 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
На территории Вологодской области ресурсоснабжающие организации не инициировали установление нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2010 N 921, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области.
Пунктом 3.2.1 Положения к полномочиям РЭК Вологодской области отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты РЭК Вологодской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, их опубликование произведено в установленном порядке в соответствии со статьей 3 закона Вологодской области от 02.05.2011 N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области".
Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 N 288 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета для граждан Вологодской области.
Согласно оспариваемому приложению N 2 к настоящему приказу утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды.
Указанные нормативы определены с применением расчетного метода.
Пунктом 19 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Совокупность условий, необходимых для применения метода аналогов, предусмотрена пунктом 21 Правил N 306, согласно которому:
- метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями;
- количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки;
- представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
С учетом доводов заинтересованной стороны, обосновавшей применение расчетного метода отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, суд приходит к выводу о том, что установление нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды произведено в оспариваемом акте расчетным методом при наличии к тому оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил N 306.
К такому выводу суд приходит на основании следующего.
Как указано выше на основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, внесенных в Правила N 306, т.е. в срок до 01.09.2012.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в пунктах 32 - 42 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов.
При этом, пунктом 37 названных Правил предусмотрено снятие показаний приборов учета в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.
Таким образом, учитывая, что со дня вступления в силу изменений, внесенных в Правила N 306 (01.07.2012) до момента их реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части установленного Правительством Российской Федерации срока утверждения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (01.09.2012) у РЭК ВО отсутствовала возможность для снятия показаний приборов учета в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября в многоквартирных домах отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, РЭК ВО обоснованно применила при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на ОДН расчетный метод.
Необоснованными по мнению суда являются и доводы заявителя относительно использования РЭК ВО неверных данных об общей площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, в связи с невключением в ее состав подвальных помещений МКД.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные положения, определяющие состав общего имущества МКД, содержатся в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В то же время в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, при этом при определении размера оплаты коммунальных платежей положения указанной статьи не могут быть приняты во внимание, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на ОДН, указанные в приложении N 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 N 288 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета", рассчитаны РЭК ВО в соответствии с пунктом 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг по формуле 34:
,
где:
- суммарное годовое потребление электрической энергии (кВтч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
При этом в значение включен расход электроэнергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Таким образом, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН учтены все группы оборудования, указанные в формуле 34, в том числе осветительные установки, находящиеся в подвалах (расход электроэнергии, потребленной в подвальных помещениях, учтен в значении - суммарное годовое потребление электрической энергии).
Площадь подвальных помещений не включена РЭК ВО в значение - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальных услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Таким образом, правом определять помещения, входящие в состав общего имущества МКД законодателем наделен уполномоченный орган, утверждающий нормативы потребления коммунальных услуг, в данном случае РЭК ВО.
На основании указанного Письма РЭК ВО Приказом N 1266 в приложение N 2 к Приказу N 288 внесла изменения, устанавливающие конкретный перечень состава общего имущества собственников помещений в МКД, используемого для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН.
Как следует из пояснений представителей РЭК ВО при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды РЭК ВО использовала данные, содержащиеся на сайтах управляющих компаний в сети Интернет.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 14 Стандарта раскрытия информации, в том числе перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (подпункт "д" пункта 8).
Проанализировав данные, необходимые для расчетов норматива потребления коммунальной услуги электроснабжению РЭК ВО исходила из универсального состава площадей общего пользования, которыми потребители непосредственно пользуются, поскольку расход ресурсов в подвальных и чердачных помещениях если и имеется, то в меньшем объеме, чем в помещениях с лестничными клетками и коридорами. Иной расчет может привести к существенному увеличению платы граждан, проживающих в домах с чердачными и подвальными помещениями по сравнению с потребителями, проживающими в домах без чердаков и подвалов, но при прочих равных условиях.
Исходя из буквального толкования пункта 2 правил N 306, норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды - это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом действия РЭК ВО области по установлению норматива без учета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах площадей подвальных помещений не противоречит действующему законодательству.
Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые вступили в силу с 01.06.2013.
Указанными изменениями уточнено понятие "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД", которое следует определять, как суммарную площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Несмотря на то, что указанные изменения внесены в пункт 27 приложения к Правилам N 306, определяющий расчет норматива потребления коммунальных услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, учитывая, что общий показатель площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД присутствует при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, а также с учетом вышеназванных разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 о необходимости учета одинакового состава помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома при определении нормативов потребления разных коммунальных услуг, указанная расшифровка площади применима по аналогии и при расчете норматива по электроснабжению.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять его состав и обеспечивает тем самым определенность указанного показателя и, соответственно, всей формулы.
Доводы заявителя о нарушении его прав в связи с определением РЭК ВО состава общего имущества МКД без учета площадей подвальных помещений не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на документально не подтвержденных расчетах и предположениях.
Учитывая, что в расчет общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД не включены площади подвалов, при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги с ресурсоснабжающим организациями, они также не могут быть включены, поскольку рассчитываются по формуле 15 пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354, где показатель должен применяться аналогичный показателю в формуле 34 пункта 37 приложения к Правилам N 306.
Исходя из изложенного приказ РЭК ВО от 25.12.2012 N 1266, которым в приложение N 2 к приказу N 288 внесены изменения, устанавливающие конкретный перечень состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, используемого для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН без учета подвальных помещений, не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя и иных лиц.
Вместе с тем доводы заявителя относительно необоснованного использования РЭК ВО при утверждении норматива потребления по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды такого критерия, как дифференциация в зависимости от этажности здания, заслуживают внимания.
Как указано выше величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 37 приложения к Правилам N 306 определяется по формуле:
Таким образом, федеральным законодательством установлена единая формула расчета норматива потребления данного вида коммунальной услуги, не предусматривающая применение поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, и возможности дифференциации норматива.
Однако, при утверждении Приказом N 288 норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по группе силовое оборудование лифтов общедомовых помещений, РЭК ВО указанный норматив в нарушение приведенных положений Правил N 306 был дифференцирован в зависимости от этажности здания.
Обосновывая правомерность дифференциации норматива от этажности здания, представитель РЭК ВО сослался на положения СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятые постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109 и введенные в действие с 01.10.2003, согласно которым для домов с этажностью до 9 этажей предусмотрено наличие одного лифта, для домов с этажностью 10 - 12 этажей - двух лифтов, а также на положения пункта 11 Правил N 306, предусматривающего, что при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем Правила N 306 не предусматривают учет этажности здания при определении норматива потребления коммунальной услуги в отношении электроснабжения на ОДН.
Пункт 11 Правил N 306 устанавливает лишь общие положения определения нормативов и подлежит применению в совокупности с пунктом 4 этих же Правил, который в качестве конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома при определении нормативов потребления коммунальных услуг допускает применение в отношении коммунальной услуги по электроснабжению лишь таких параметров, как количество комнат в квартире и высота жилых помещений.
Не предусматривают Правила N 306 и применение при расчете названного норматива по группе силовое оборудование лифтов СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Указанные нормы и правила распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий, т.е. на МКД, построенные после 2003 года.
Единицей измерения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды является кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Представителями заинтересованных лиц не представлено суду доказательств, свидетельствующих, что этажность здания влияет на количественный показатель объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды, установленный применительно к 1 кв. м.
При таких обстоятельствах, установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для граждан, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства обязанностей граждан в жилищной сфере, поскольку возлагает на граждан, проживающих в домах, для которых установлен наивысший норматив потребления, повышенные обязательства по оплате за данный вид коммунальной услуги.
Поскольку установление норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН произведено с нарушением норм федерального законодательства, в частности Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 06.05.2011, заявление ООО "УК "РЭС-12" в части признания недействующим приложения N 2 к Приказу N 288 подлежит удовлетворению, а приложение N 2 к Приказу РЭК ВО "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288, устанавливающее нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в части дифференциации в зависимости от этажности здания, признанию недействующим.
При определении момента, с которого следует признать в части недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзац 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции от 9 февраля 2012 года) содержит разъяснение о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Между тем применение оспариваемого приказа РЭК Вологодской области, не устанавливающего права граждан и организаций, а регулирующего исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг, повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом Российской Федерации нормативам потребления.
В приведенном пункте Постановления Пленума обращено внимание на то, что оспариваемый нормативный правовой акт (его часть), признанный противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации (законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом не действующим с момента вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, на его основании не реализовались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемые положения приказа РЭК Вологодской области недействующими с момента его принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" о признании недействующими нормативно-правовых актов Региональной энергетической комиссии Вологодской области удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия приложение N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды" к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288, устанавливающее нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в части дифференциации в зависимости от этажности здания.
В удовлетворении остальных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Жидкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодского областного суда от 3 марта 2014 г. по делу N 3-8/2014
Текст документа опубликован на официальном сайте Вологодского областного суда http://oblsud.vld.sudrf.ru