Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Правительства области
от 21 сентября 2011 г. N 1159
"Утверждена
постановлением
Правительства области
от 4 октября 2010 г. N 1130
Долгосрочная целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 - 2013 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы |
- долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 - 2013 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, закон области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" |
Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор) |
- Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Разработчики Программы |
- Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Цели Программы |
- сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники |
Задачи Программы |
- рациональное использование биоклиматического потенциала; получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафта; организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы по плодородию земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; сохранение достигнутого уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита их от затопления и подтопления путем ремонта гидротехнических и мелиоративных сооружений |
Сроки реализации Программы |
- 2011 - 2013 годы |
Исполнитель Программы |
- Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы составляет 221,8 млн. рублей, в том числе: 2011 год -91,8 млн. рублей; 2012 год -80,0 млн. рублей; 2013 год -50,0 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- предотвращение от выбывания из сельскохозяйственного оборота 8,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий; осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию на 3,8 тыс. га, внесению 14 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе |
Контроль за ходом реализации Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области и первый заместитель Губернатора области, курирующий вопросы агропромышленного комплекса и продовольственных ресурсов области. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
По данным РОССТАТа, общая площадь сельскохозяйственных угодий в области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 1 098,0 тыс. га, в том числе пашня - 717,5 тыс. га.
Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 10 лет, составили более 140 тыс. га, в том числе пашня - 134,7 тыс. га.
По данным агрохимической службы Вологодской области, 252,6 тыс. га - пашня слабо окультуренная, 49,0 тыс. га - пашня с низким содержанием фосфора, 324,2 тыс. га - пашня, имеющая низкую и среднюю обеспеченность обменным калием, 285,6 тыс. га - пашня с кислотной реакцией почвенной среды.
Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли, имеет важное природоохранное значение.
В последние годы перед сельхозтоваропроизводителями области возникла необходимость в решении следующих задач:
освоение современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
проведение комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений в сельском хозяйстве;
проведение мелиоративных мероприятий.
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 - 2013 годы" направлена на стабилизацию и восстановление сельскохозяйственных угодий. Это создаст благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса области.
В целях обеспечения населения области качественным продовольствием, улучшения социальной жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест, разработаны мероприятия Программы, направленные на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, его экологизацию.
Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.
II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Цели Программы:
сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения;
создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Задачи Программы:
рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафта;
организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы по плодородию земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение достигнутого уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита их от затопления и подтопления путем реконструкции, содержания и ремонта гидротехнических и мелиоративных сооружений.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2013 годы.
III Перечень мероприятий Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, представляют собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических работ, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв, включая:
освоение современных систем земледелия и землеустройства;
проведение агрохимических работ, в том числе агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, известкование, внесение минеральных удобрений;
проведение мелиоративных мероприятий.
1. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для контроля за плодородием и экологическим состоянием почв необходимо проводить агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель.
В целях обеспечения мониторинга состояния земель необходимо:
своевременно выявлять изменение состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
оценивать эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения, предупреждать и устранять последствия негативных процессов;
организовать информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Программой предусматривается ежегодное проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования сельхозугодий сельхозпредприятий на площади 32,1 тыс. га с учетом пятигодичного цикла работ.
Результаты агрохимического обследования используются для:
разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов;
составления бизнес-планов по правильному планированию затрат на применение агрохимикатов;
повышения урожайности сельскохозяйственных культур и их правильного размещения и получения наибольшего экономического эффекта от вложенных финансовых средств в плодородие почв.
Объем финансирования агрохимического и эколого-токсикологического обследования составил всего 2,0 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 1,3 млн. рублей, в 2012 году - 0,4 млн. рублей, в 2013 году - 0,3 млн. рублей.
2. Применение минеральных удобрений
Минеральные удобрения - важнейший фактор обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения эффективности земледелия в целом.
В 2009 году объем приобретенных и внесенных в почву минеральных удобрений к уровню 2006 года увеличился на 1,9 тыс. тонн в действующем веществе.
Применение минеральных удобрений обеспечивает окупаемость затрат в год внесения, они являются экономически выгодным и наиболее рентабельным средством повышения продуктивности земледелия и сохранения плодородия почв.
Для эффективного и рационального использования минеральных удобрений составляются планы их применения в разрезе сельскохозяйственных культур.
Показатель плановой урожайности, структура посевных площадей, наличие удобрений, агрохимические показатели плодородия каждого контура поля также учитываются для эффективного и рационального использования минеральных удобрений.
Потребность в минеральных удобрениях на 2011 - 2013 годы рассчитана с учетом почвенного плодородия, требовательности сельскохозяйственных культур к минеральному питанию и сбалансированности элементов питания, сложившейся урожайности.
Потребность внесения минеральных удобрений в почву в несколько раз превышает количество, которое применяется в настоящее время.
В сложившихся экономических условиях сельскохозяйственные товаропроизводители не могут обеспечить внесение в почву необходимого количества минеральных удобрений.
Программой предусмотрены объемы применения минеральных удобрений не менее 8,7 % от необходимой потребности.
Таблица 1
Ежегодная потребность в минеральных удобрениях в разрезе сельскохозяйственных культур
Культура |
Среднегодовая площадь посева, тыс. га |
Потребность в минеральных удобрениях, (тыс. т. действующего вещества) |
% от общей потребности |
|||
|
всего |
в том числе |
||||
|
|
N |
P |
K |
||
Зерновые |
151,3 |
22,9 |
6,3 |
7,2 |
9,4 |
43,6 |
Картофель |
3,2 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
1,0 |
Кормовые культуры |
292,5 |
28,8 |
7,8 |
9,0 |
12,0 |
54,9 |
Прочие |
21,3 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
|
0,5 |
Потребность всего |
468,3 |
52,5 |
14,4 |
16,4 |
22,7 |
100,0 |
По Программе (среднегодовое) |
|
4,6 |
1,2 |
1,4 |
2,0 |
8,7 |
В среднем долевое участие минеральных удобрений в формировании урожая зерновых колосовых культур составляет 22-28%.
Применение минеральных удобрений в оптимальных дозах под зерновые культуры позволит получить прибавку урожая до 4 - 6 ц/га, картофеля - 50 - 60 ц/га.
Окупаемость минеральных удобрений складывается из прибавки урожая 4 - 5 кг зерна и 6 - 7 кормовых единиц при внесении 1 кг действующего вещества.
3. Известкование кислых почв
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности.
На 1 января 2010 года 258,8 тыс. га, или 55 % областных пахотных угодий, имеют кислую реакцию почвенной среды и нуждаются в известковании, из них, в первую очередь, - 114,1 тыс. га (рН менее 5,1). Тенденция к подкислению почв сохраняется. Количество кислых почв по сравнению с 1995 годом увеличилось на 7,7%.
Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах СаСОз на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почвы, подлежащей известкованию, и составляют 5,5 тонны на гектар, на сильно кислых почвах - не менее 9 тонн на гектар.
Для выполнения мероприятий Программы потребуется не менее 56 тыс. тонн известковых удобрений (в действующем веществе).
Работы по известкованию кислых почв будут проводиться на основании проектов, разработанных специализированными агрохимическими организациями.
Известь, внесенная в почву, изменяет, прежде всего, ее агрохимические свойства: улучшает структуру почвы, понижает ее удельный вес, повышает влагоемкость и гигроскопичность, изменяет аэрацию и водный режим, почва быстрее прогревается.
С известью вносится в почву кальций, один из основных питательных элементов, который недополучают многие сельскохозяйственные растения, выращиваемые на дерново-подзолистых почвах.
Известкование способствует не только росту урожайности сельскохозяйственных культур, но и повышению качества продукции.
Под действием извести в зерне увеличивается содержание белка и крахмала, улучшается качество клейковины, в корнеплодах возрастает содержание сахара.
Известь повышает питательную ценность кормов для животных, обогащая их протеином, каротином, фосфором, кальцием и магнием. При скармливании животным кормов, богатых кальцием, усиливается рост молодняка, снижается заболеваемость.
Эффективность известкования кислых почв заключается в том, что за ротацию севооборота каждая тонна извести дает прибавку урожая всех сельскохозяйственных культур в переводе на зерно 7-8 центнеров и оказывает свое воздействие в течение 15-20 лет.
За этот период прибавка урожайности составляет до 12 - 15 центнеров.
Объем финансирования по известкованию кислых почв составляет 21,0 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 4,7 млн. рублей, в 2012 году - 8,6 млн. рублей, в 2013 году - 7,7 млн. рублей.
4. Проведение мелиоративных мероприятий
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливается фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
Установлено, что на мелиорированных землях весенние работы по обработке почвы начинаются на 7 - 10 дней раньше, а осенний уборочный период удлиняется на 15 дней, что является немаловажным фактором в наших северных условиях.
По состоянию на 1 января 2010 года на территории области имеется 255,6 тыс. га мелиорированных земель, в том числе 87 тыс. га - областной собственности, 3,9 тыс. га - федеральной собственности, 57,3 тыс. га - собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, 107,4 тыс. га - бесхозные.
Около 85% всех мелиоративных систем области введены в эксплуатацию до 1986 года.
В целях эффективного использования имеющегося потенциала мелиоративных систем и сооружений и обеспечения функционирования значительных площадей осушаемых земель необходимо восстановить полную работоспособность систем путем проведения ремонта.
Важнейшим условием осуществления восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в эффективном использовании мелиорированных земель и их способность участвовать в долевом финансировании ремонтных работ.
Для обеспечения надежного функционирования мелиоративных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ.
Комплекс состоит из капитальных, текущих и аварийных ремонтных работ, осуществления мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведения учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в Программе объемы указанных работ обеспечат систематическое поддержание в рабочем состоянии каналов, коллекторов, дренажной сети и гидросооружений, улучшат состояние орошаемых и осушенных земель.
Объем финансирования мелиоративных мероприятий составляет 10,0 млн. рублей, в том числе: в 2012 году - 5,0 млн. рублей, в 2013 году - 5,0 млн. рублей.
За счет проведения перечисленных мероприятий в области мелиорации прибавка урожая зерновых культур увеличится до 3 - 4 ц/га, картофеля - до 10 - 20 ц/га, многолетних трав на сено - до 3 - 5 ц/га.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы представлено в приложении 1 к Программе.
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 221,8 млн. рублей, из них агрохимические мероприятия - 211,8 млн. рублей, мелиоративные мероприятия - 10 млн. рублей.
Таблица 2
Расчет
финансового обеспечения мероприятий Программы
Виды работ |
Объемы работ |
Средняя стоимость за единицу объема работы, млн. руб. |
Стоимость работ, млн. руб. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Известкование |
3,8 тыс. га |
7,4 |
21,0 |
4,7 |
8,6 |
7,7 |
Агрохимическое обследование почв |
92,3 тыс. га |
0,03 |
2,0 |
1,3 |
0,4 |
0,3 |
Внесение минеральных удобрений |
14 тыс. тн. д.в. |
20,1 |
188,8 |
85,8 |
66,0 |
37,0 |
Проведение мелиоративных мероприятий |
18,6 тыс. га |
1,4 |
10,0 |
0,0 |
5,0 |
5,0 |
Всего |
|
|
221,8 |
91,8 |
80,0 |
50,0 |
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком (заказчиком-координатором) - Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области.
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области обеспечивает информирование и консультирование сельхозтоваропроизводителей и сельского населения по положениям Программы в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации.
Начальник Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области является руководителем Программы.
Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программных мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на их выполнение.
Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет объемы выполняемых работ и затраты по реализации мероприятий, а также состав исполнителей.
Участниками Программы могут быть сельскохозяйственные организации независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие и реализующие сельскохозяйственную продукцию.
Положение о Порядках выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат представлены в приложениях 2 - 5 к настоящей Программе.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы агропромышленного комплекса и продовольственных ресурсов области.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы заказчик-координатор Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему вопросы агропромышленного комплекса и продовольственных ресурсов области, а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем.
Кроме того, заказчик-координатор Программы в установленном порядке осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
VII. Оценка результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит сохранить и обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, создать условия для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции.
Таблица 3
Результаты реализации Программы
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего за 2011-2013 годы |
1. |
Объем произведенной продукции: |
тонн |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
зерно |
|
237360 |
248100 |
248100 |
249100 |
270000 |
767200 |
1.2 |
картофель |
|
51815 |
52500 |
65000 |
65000 |
65000 |
195000 |
1.3 |
овощи |
|
14000 |
14000 |
13500 |
13500 |
13500 |
40500 |
2. |
Объем реализованной продукции: |
тонн |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
зерно |
|
48675 |
50877 |
50877 |
51082 |
55368 |
157327 |
2.2 |
картофель |
|
21424 |
21707 |
26875 |
26875 |
26875 |
80625 |
2.3 |
овощи |
|
5740 |
5740 |
5535 |
5535 |
5535 |
16605 |
3. |
Выручка от реализации продукции |
тыс. руб. |
437644 |
459550 |
498236 |
534484 |
575131 |
1607851 |
4 |
Себестоимость реализованной продукции |
тыс. руб. |
402783 |
421311 |
454595 |
486871 |
520952 |
1462418 |
5 |
Прибыль |
тыс. руб. |
34861 |
38239 |
43641 |
47613 |
54179 |
145433 |
6 |
Уровень рентабельности |
% |
8,7 |
9,1 |
9,6 |
9,8 |
10,4 |
9,9* |
_____________________________
* в среднем за 2011 - 2013 годы.
Вложение собственных, заемных и бюджетных средств позволит увеличить к концу 2013 года производство зерна в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 270 тысяч тонн, или на 14% (к уровню 2009 года), картофеля - до 65 тысяч тонн, или на 25% (к уровню 2009 года).
Эффективность вложенных бюджетных средств характеризуется:
приростом выручки от реализации продукции растениеводства на 1 рубль вложенных бюджетных средств;
показателем полученной прибыли от реализации продукции растениеводства на 1 рубль вложенных бюджетных средств;
показателем вложенных собственных и заемных средств на 1 рубль бюджетных средств.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 21 сентября 2011 г. N 1159 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.