Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Вологодской области от 25 марта 2008 г. N 558 "О Стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года"

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области, природопользователям учитывать положения Стратегии при принятии мер по реализации мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Губернатор области

В.Е. Позгалев

 

Стратегия рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года
(далее - Стратегия)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 25 марта 2008 г. N 558)

 

1. Общие положения

 

Стратегия представляет собой систему мер, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Стратегия направлена на обеспечение экологической безопасности, сохранение природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения.

Стратегия основана на понимании проблем развития в природоохранной сфере, оценке сопряженных рисков и природного ресурсного потенциала области, а также того, что надлежащее качество окружающей среды является одним из необходимых элементов социальных стандартов.

Стратегия не носит директивного характера, является открытой, план действий должен периодически пересматриваться и корректироваться в процессе его реализации.

2. Анализ ситуации и оценка природно-ресурсного потенциала области

 

Экологическая обстановка на территории области оценивается как стабильная. Наибольшее негативное воздействие на все компоненты природной среды наблюдается в индустриальных центрах области: городах Череповце, Вологде, Соколе - где расположены основные промышленные предприятия, а также сосредоточен автомобильный транспорт и проживает более половины населения области. На указанные города и прилегающие к ним районы приходится 75-85% поступающих в окружающую среду выбросов, сбросов загрязняющих веществ и объемов образующихся отходов.

В городе Вологде уровень загрязнения воздуха в течение ряда лет повышенный. В городе Череповце отмечается улучшение качества атмосферного воздуха: уровень загрязнения снизился с очень высокого до высокого (индекс загрязнения атмосферы уменьшился с 19,8 до 6,8-7,3 единицы). В обоих городах постоянно наблюдаются повышенные концентрации формальдегида и бенз(а)пирена. В городе Череповце наблюдаются кратковременные превышения предельно допустимых максимальных разовых концентраций взвешенных веществ (пыли), диоксида азота, оксида углерода, аммиака, сероводорода, сероуглерода, фенола, формальдегида; в городе Вологде - диоксида и оксида азота, оксида углерода.

Качество воздуха в других населенных пунктах в большинстве случаев соответствует гигиеническим нормативам.

Основными источниками водоснабжения для экономики и населения области являются поверхностные водные объекты: из них забирается 95 % общего годового объема водопотребления. Забор подземных вод осуществляется в основном в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения сельскохозяйственными предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства небольших городов и населенных пунктов.

Основными ингредиентами, характеризующими уровень загрязнения рек, являются вещества, повышенное содержание которых определяют природные факторы:

медь, цинк, железо, химическое потребление кислорода. С учетом этого вода в реках и водоемах области в основном относится к 3-му (загрязненная) - 64% и 4-му (грязная) - 32% классам, 4% проб отнесено к 5-му классу (экстремально грязная).

Негативное влияние на поверхностные водные объекты оказывает сброс загрязненных сточных вод. Загрязнение водных объектов в значительной мере обусловлено неорганизованными стоками, поступающими с водосборной площади. Доля "водосборной" составляющей в формировании качества воды достигает 50%, в многоводные годы - 70-80%.

Реализация природоохранных мероприятий позволила достичь некоторого улучшения ситуации на водотоках, подверженных наибольшему антропогенному воздействию. Наметилась положительная динамика в качестве воды реки Вологды ниже города Вологды, Рыбинского водохранилища ниже города Череповца, реки Ягорбы в черте города Череповца, реки Пельшмы, реки Сухоны ниже устья реки Пельшмы. В общем сбросе сточных вод в водные объекты нормативно-чистые и нормативно-очищенные воды составляют 70%, доля загрязненных сточных вод (30%) ниже, чем в среднем по России (34,8%).

В приложении 1 приведены показатели, характеризующие влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду области в 1996-2006 годах. Объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизился с 250,6 до 177,6 млн.куб.м в год; масса сбрасываемых загрязняющих веществ уменьшилась с 192 до 64,8 тыс.тонн в год. Объем выбросов в атмосферу от стационарных источников сократился с 726,9 до 486,1 тыс.тонн в год; показатель улавливания загрязняющих веществ увеличился до 80,3%.

Использование, обезвреживание и переработка отходов в абсолютном объеме увеличились в 2,7 раза при росте объемов образования отходов в 2 раза, который обусловлен ростом промышленного производства, увеличением количества бытовых отходов, недостаточностью мощностей по переработке отходов, являющихся вторичными ресурсами, более полным учетом.

За период с 2001 года удельные сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты на единицу валового регионального продукта (ВРП) в сопоставимых ценах снизились на 40%, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух - на 20%, объемы использования и переработки отходов - увеличились на 36%. Положительная динамика удельных показателей, кроме объективных факторов снижения загрязнения окружающей среды по отдельным направлениям, объясняется и тем, что объемы ВРП в этот период росли более быстрыми темпами.

Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) области насчитывает 166 объектов и включает 2 ООПТ федерального значения - Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк "Русский Север", 77 заказников, 82 памятника природы, 4 природных резервата и 1 парк местного значения. Взяты под охрану 12 лесопарковых зон населенных пунктов общей площадью 16,2 тыс.га, 12 зоологических заказников, 280 торфяных и клюквенных болот. Земли природоохранного назначения составляют 6,1% от площади территории области, в том числе ООПТ- 2,6%.

Область не относится к территориям с минерально-сырьевым укладом экономики. Минерально-сырьевая база области представлена общераспространенными полезными ископаемыми и подземными водами, имеются перспективы обнаружения углеводородного сырья, золота, алмазов. В настоящее время разведано и подготовлено к эксплуатации 489 месторождений торфа, 402 - песчано-гравийного материала, строительных песков и глин, 31 - карбонатных пород, 42 - пресных и 15 - минеральных лечебных вод. Область располагает значительными ресурсами пресных подземных вод (8,7 млн.куб.м в сутки), которые отличаются высоким качеством и наиболее защищены от внешнего воздействия.

Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.

Обеспеченность области запасами общераспространенных полезных ископаемых и ресурсами подземных вод достаточна для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Однако неравномерность распределения запасов, различная интенсивность их использования на территории области диктуют необходимость проведения геологоразведочных работ на различные виды минерального сырья и подземные воды.

Несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены, требуют новых подходов и дополнительных действий. Преобладание в секторе экономики экологически "грязных" производств, размещение объектов преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспорта, низкий уровень технического оснащения предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются основными причинами негативного воздействия на окружающую среду.

3. Позиционирование области по ключевым показателям относительно других регионов России и Северо-Западного федерального округа

 

Территория области испытывает значительную техногенную нагрузку по сравнению с другими регионами России. В приложении 2 приведены данные по антропогенному воздействию на окружающую среду в регионах Северо-Западного федерального округа в 2006 году (по данным сборника Федеральной службы государственной статистики "Основные показатели охраны окружающей среды в 2006 году").

В 2006 году в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников по Российской Федерации (20,6 млн.тонн), доля области составила 2,3%. По количеству выбросов область занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место в Северо-Западном федеральном округе. В то же время удельный вес уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем количестве выбросов, отходящих от стационарных источников в области один из самых высоких- 80,3 % (в среднем по России -74,8 %, по Северо-Западному федеральному округу - 72,9%).

По объему загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, в Северо-Западном федеральном округе область занимает 6 место. Показатель экономии свежей воды за счет оборотного и повторного ее использования - 85% самый высокий в Северо-Западном федеральном округе.

Вологодская область находится на 3 месте в Северо-Западном федеральном округе по объемам образования отходов и на 2 месте - по показателю использования и переработки отходов производства и потребления (исключая Ленинградскую область и Санкт-Петербург, у которых удельный вес образования отходов в общем объеме региона незначителен). В области 68,7% отходов используется и обезвреживается или передается на переработку.

Область занимает 4 место в Северо-Западном федеральном округе по объемам инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и 11 место по доле ООПТ в общей территории.

По количеству разведанных запасов песчано-гравийного материала область занимает лидирующее место на Северо-Западе. Запасы торфяного фонда превышают запасы торфа Новгородской и Ленинградской областей, вместе взятых. В области расположено одно из крупнейших в России Белоручейское месторождение флюсовых известняков, способное обеспечить потребности ОАО "Северсталь" на 100 лет. Удельный вес минерально-сырьевого потенциала области составляет 0,045% от общероссийского.

4. Характеристика системы утвержденных плановых документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию

 

За последние годы в Вологодской области в целом сформирована нормативно-правовая база в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время на уровне области приняты и действуют 68 нормативных правовых актов. Только в 2006 году разработаны и приняты 4 закона области и 12 постановлений Правительства области в указанной сфере. Проводимая экологическая политика позволила сохранить существующий природный потенциал и не допустить ощутимого загрязнения окружающей среды, несмотря на развитие отраслей народного хозяйства.

Этому способствовали разработка и реализация:

концепций:

природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года;

непрерывного экологического образования в Вологодской области;

совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области;

мероприятий по охране окружающей среды и развитию минерально-сырьевой базы Вологодской области на 2006-2010 годы;

долгосрочных планов действий:

по развитию системы комплексного мониторинга окружающей среды;

по предупреждению пожаров в лесах и на месторождениях торфа;

по обращению с твердыми бытовыми отходами;

по развитию экологического образования.

В то же время выполнение принятых программ и мероприятий идет с отставанием из-за нехватки финансирования. Доля расходов в бюджете области на охрану окружающей среды недостаточна для решения актуальных природоохранных задач: в 2006 году она составила лишь 0,25%, в то время как аналогичный показатель в развитых странах составляет не менее 2-3% (в России в 2007 году по предварительной оценке он составит 0,26%).

Низкая эффективность решения экологических проблем обусловлена также недостаточностью правовой базы природоохранной деятельности, низким уровнем экологической культуры населения.

В плановых документах, определяющих развитие экономики на федеральном и областном уровнях (посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приоритетных национальных проектах, концепции Стратегии социально-экономического развития области, посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области), экологические проблемы отражены недостаточно акцентированно, учитывая остроту других проблем. Одной из целей разработки и реализации Стратегии является дальнейшее развитие природоохранной деятельности как приоритетного направления, без которого невозможно устойчивое развитие области.

5. Определение сильных и слабых сторон (SWOT-анализ)

 

Для оценки сложившейся ситуации произведен SWOT-анализ.

 

S (сильные стороны):

 

стабильная экологическая обстановка в области, 70% территории не подвержено сильному антропогенному влиянию;

существенная (выше, чем в других регионах) поддержка природоохранной деятельности Правительством области;

целевое планирование финансирования природоохранных мероприятий;

высокий уровень переработки промышленных отходов;

высокий процент оборотного водоснабжения в структуре водопотребления и водоотведения области;

включение в число приоритетных направлений развития муниципальных образований области совершенствования системы сбора, вывоза и захоронения отходов;

наличие системы комплексного мониторинга окружающей среды и ГИС-технологий;

наличие развернутой до уровня муниципальных образований области эколого-аналитической системы "Кедр-регион";

развитая система непрерывного экологического образования и просвещения населения.

 

W (слабые стороны):

 

охрана окружающей среды и рациональное природопользование, за исключением лесной отрасли, не входят в число приоритетных направлений развития области;

значительная дифференциация городов и районов по уровню и возможностям социально-экономического развития;

концентрация промышленных предприятий в крупных городах, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Череповце, значительное антропогенное воздействие на водные объекты в городе Соколе;

отсутствие экономически эффективных механизмов компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей среды;

отсутствие системы сбора, вывоза и захоронения отходов в большинстве сельских поселений;

недостаточное выделение бюджетных средств на развитие инфраструктуры по обращению с отходами;

отсутствие у представителей частного бизнеса заинтересованности в развитии сферы сбора, переработки и захоронения отходов;

дробление полномочий в природоохранной сфере между федеральными и региональными органами государственной исполнительной власти, отсутствие единого координирующего органа;

увеличение количества автомобильного транспорта в городах Вологде, Череповце, Великом Устюге и, как следствие, рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

отсутствие ливневой канализации и очистки существующих ливневых стоков в большинстве населенных пунктов;

отсутствие или неудовлетворительное состояние очистных сооружений канализации в сельских населенных пунктах области;

недостаточное финансирование бюджетных организаций на оплату услуг по содержанию очистных сооружений канализации, септиков, вывозу твердых бытовых отходов;

недостаточное участие научных организаций области в решении экологических проблем.

 

О (возможности):

 

повышение эффективности управления природоохранной деятельностью на уровне муниципальных образований области в связи с передачей им отдельных полномочий в сфере охраны окружающей среды;

устойчивое финансовое состояние предприятий области - основных "загрязнителей" окружающей среды, реальная возможность их собственного финансирования природоохранных мероприятий;

формирование имиджа "зеленого региона", развитие экологического туризма.

 

Т (угрозы):

 

риск увеличения негативного воздействия на окружающую среду в связи с ростом экономики и промышленного производства в целом.

6. Ключевые природоохранные проблемы

 

В сфере охраны атмосферного воздуха

 

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха расположены в городах Череповце, Вологде, Соколе, Кадуйском (ОАО "ОГК-6" Череповецкая ГРЭС), Шекснинском (ООО "Шекснинский комбинат древесных плит", ОАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов", в перспективе - индустриальный парк "Шексна"), Чагодощенском (ООО "Чагодощенский стеклозавод и К", ОАО "Смердомский стеклозавод",ОАО "Русджам-Покровский") районах. В Грязовецком, Тотемском, Нюксенском, Шекснинском, Бабаевском районах основная масса выбросов поступает от компрессорных станций магистральных газопроводов ООО "Севергазпром". В ряде районов источниками загрязнения воздуха являются муниципальные котельные, работающие на каменном угле и древесных отходах. Территории предприятий не имеют обустроенных и озелененных санитарно-защитных зон.

Наряду с промышленными предприятиями неблагоприятное влияние на состояние воздуха оказывает автотранспорт, количество которого за пять лет увеличилось на 28%. Удельный вес автотранспорта в общем объеме поступающих в атмосферный воздух загрязняющих веществ в городах Вологде и Великом Устюге составляет более 80%.

С ростом промышленного производства и увеличением количества автотранспорта возрастает объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. За пятилетний период (2002-2006 годы) общие выбросы увеличились на 5%, в том числе от стационарных источников - на 2 %, от автотранспорта - на 19,5%. Прогнозируется увеличение объема выбросов от стационарных источников до 520 тыс.тонн к 2020 году, что превысит уровень 2006 года на 7%.

В результате роста количества выбросов в городе Череповце отмечается увеличение числа проб с результатами выше предельно допустимых концентраций по содержанию в атмосфере оксида углерода, сероводорода, сероуглерода, аммиака, рост средних концентраций диоксида азота и бенз(а)пирена. В сфере рационального использования и охраны водных ресурсов В структуре использования воды отраслями экономики доля промышленности составляет 83,2% (основные потребители - электроэнергетика и черная металлургия), жилищно-коммунального хозяйства - 15,1% и прочих потребителей - 1,7%. Применение систем оборотного водоснабжения позволяет экономить 85% свежей воды; основная доля экономии приходится на ОАО "Северсталь".

Рост производства, развитие промышленного и гражданского строительства, в том числе реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", строительство индустриального парка "Шексна" и других объектов влечет увеличение объемов использования воды и сброса сточных вод предприятиями промышленности и жилищно-коммунального сектора.

Медленно решается проблема обеспечения населения качественной питьевой водой. Низкое качество питьевой воды обусловлено отсутствием или неудовлетворительной работой станций водоподготовки, вторичным загрязнением питьевой воды в изношенных водопроводных сетях.

Недостаточный уровень очистки сточных вод, сбрасываемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства в водные объекты, оказывает негативное воздействие на экосистему водных объектов и окружающую среду. До нормативного качества очищается 23,5% сточных вод. Категория "недостаточно очищенные сточные воды" составляет 65,6% от общего объема сбросов. Без очистки сбрасывается в водные объекты 10,9% сточных вод.

Большинство муниципальных очистных сооружений канализации (ОСК) находится в неудовлетворительном техническом состоянии и работает с низкой эффективностью ввиду износа, устаревшей конструкции и нарушения правил эксплуатации. В половине населенных пунктов области ОСК отсутствуют. Чрезвычайно изношены муниципальные сети водоотведения.

Значительное число малых населенных пунктов не имеет ливневых сетей. В городах Вологде, Череповце, Соколе часть территорий не имеет ливневых сетей, на имеющихся выпусках ливневых сетей отсутствуют очистные сооружения.

На водных объектах области, испытывающих антропогенное воздействие: реках Пельшме, Коште, Вологде, Сухоне - периодически наблюдаются экстремально высокие и высокие уровни загрязнения. Основными причинами их возникновения являются аварийные ситуации, приводящие к поступлению неочищенных стоков в водные объекты, а также недостаточная очистка сточных вод.

 

В сфере обращения с отходами

 

Ежегодно на территории области образуется свыше 18 млн. тонн отходов, в том числе 465 тыс.тонн бытовых, при этом отмечается устойчивая тенденция роста их объемов. На полигонах, свалках и других объектах с 2000 года накоплено 38 млн.тонн отходов производства и потребления. Не решена проблема переработки 67 млн.тонн фосфогипса, накопленного с начала эксплуатации ОАО "Аммофос" и 12 млн.тонн золошлаковых отходов Череповецкой ГРЭС.

Показатель использования и обезвреживания отходов (без учета ОАО "Северсталь", где уровень использования и переработки отходов 95%) составляет 48%.

Безопасное размещение отходов обеспечивается только на 28 объектах размещения твердых бытовых отходов (ТБО) из 416. Отсутствие системы сбора и вывоза ТБО, организованной инфраструктуры сбора и переработки отходов обуславливает рост не только санкционированных площадей для их размещения, но и захламленных мусором территорий, окружающих городские и сельские поселения, транспортные магистрали. Промышленная переработка бытовых отходов осуществляется только в городе Череповце и составляет всего 1,4% от общего объема. Отсутствие мусоросортировочных комплексов не позволяет обеспечить извлечение вторичных ресурсов для их дальнейшей переработки.

7. Стратегические цели, приоритеты и направления развития

 

Миссия - удовлетворение потребностей как нынешнего, так и будущего поколений в развитии и благоприятной среде обитания.

Стратегическая цель - сохранение природных экосистем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности.

Основное стратегическое направление - улучшение экологической обстановки, стабилизация и уменьшение нагрузки на окружающую среду и здоровье населения области, создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов.

Целевыми приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:

снижение загрязнения окружающей среды в городах Череповце, Соколе, Вологде;

предотвращение загрязнения атмосферы выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;

предотвращение загрязнения и охрана водных ресурсов, очистка сточных вод, включая ливневые воды;

обеспечение населения качественной питьевой водой;

снижение загрязнения территории городов и районов области промышленными и бытовыми отходами, переориентация на современные способы уничтожения и переработки отходов наряду с существующими технологиями безопасного размещения;

повышение эффективности управления природоохранной деятельностью, внедрение в практику передового опыта рационального использования природных ресурсов и европейских стандартов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

развитие минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального недропользования;

сохранение и развитие ООПТ;

совершенствование системы экологического образования и просвещения населения.

8. Задачи, требующие решения для достижения поставленных целей

 

Основными природоохранными задачами Стратегии являются: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу через сокращение удельных выбросов на единицу сырья, готовой продукции на промышленных и коммунальных предприятиях; обустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий с вынесением за их пределы жилых домов и учреждений социальной сферы; снижение негативного воздействия автотранспорта на качество воздуха в населенных пунктах;

снижение загрязнения водных объектов, в том числе за счет применения современных технологий очистки, уменьшения сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, включая ливневые воды, предприятиями промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, использования систем оборотного водоснабжения, повышение эффективности действующих и строительство новых очистных сооружений, обустройство водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ;

улучшение обеспечения населения области качественной питьевой водой, в сельских поселениях - строительство и ремонт колодцев, обустройство родников как альтернативных источников воды питьевого качества; охрана, бережливое использование и предотвращение загрязнения водных источников;

переход к современным технологиям переработки промышленных и бытовых отходов с постепенным отказом от существующих способов их захоронения, в том числе решение проблемы переработки фосфогипса в ОАО "Аммофос" и золошлаковых отходов на Череповецкой ГРЭС, обезвреживания медицинских отходов, увеличение объемов переработки вторичного сырья, лесных и промышленных отходов;

безопасное размещение отходов за счет строительства новых, отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов, увеличения емкости и улучшения эксплуатации действующих полигонов ТБО, расширение предоставления услуг по сбору и вывозу бытовых отходов от населения;

предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера;

повышение эффективности экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, проведение геологоразведочных работ на различные виды минерального сырья, решение проблемы рекультивации отработанных карьеров, поиск и оценка запасов подземных вод для обеспечения устойчивого водоснабжения населенных пунктов области;

расширение и обустройство ООПТ, реконструкция старинных парков и усадеб;

повышение объективности комплексной оценки влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду;

совершенствование системы мониторинга на основе применения программных комплексов серии "Кедр" и ГИС-технологий, модернизация наблюдательной сети, совершенствование гидрометеорологических прогнозов;

внедрение системы экологического менеджмента по стандартам ИСО 14000;

формирование основ экологической культуры населения области; развитие системы непрерывного экологического образования населения;

совершенствование работы со средствами массовой информации по освещению проблем природоохранной деятельности на территории области.

9. Природоохранные индикаторы (показатели)

 

Для оценки ожидаемых результатов при реализации Стратегии (приложение 3) определены индикаторы (показатели), соответствующие указанным выше долгосрочным задачам и целям (приложение 4).

В сфере охраны атмосферного воздуха - увеличение доли уловленных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, с 80 до 85%; достижение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

В сфере рационального использования и охраны водных ресурсов - снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) не менее чем на 20% (с 177,6 млн.м3 до 131,4 млн.м3).

В сфере обращения с твердыми бытовыми отходами - увеличение объемов перерабатываемого вторичного сырья на 30%, доведение уровня переработки древесных отходов до 100%, снижение объемов захоронения отходов на 30%, исключение загрязнения водных объектов твердыми бытовыми отходами, повышение доли размещения твердых бытовых отходов на полигонах до 60%.

В сфере сохранения и развития ООПТ - осуществление мероприятий по расширению площадей, занимаемых ООПТ, с 2,6% до 5% территории области, увеличению территории обустроенных ООПТ с 16 до 50%.

В сфере рационального недропользования и развития минерально-сырьевой базы - обеспечение перспективных потребностей в запасах подземных вод и минерально-сырьевых ресурсах.

10. Сценарии развития

 

При анализе и выборе вариантов развития использованы критерии реалистичности, достигаемости, состояния ресурсной базы и прогнозируемых результатов реализации Стратегии.

 

Вариант 1 "консервативный"

 

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
- стабильная экологическая обстановка в
области;
- достаточная на областном уровне
законодательная база;
незначительные риски;
- сложившаяся система экологического
образования, просвещения населения и
комплексного мониторинга окружающей
среды
- охрана окружающей среды и
рациональное природопользование, за
исключением лесной отрасли, не входит
в число приоритетных направлений
развития области;
- недостаток финансирования позволяет
решать только текущие проблемы;
- отсутствие эффективных механизмов
компенсации вреда, причиненного
загрязнением окружающей среды
- развитие
природоохранной
деятельности в основном
направлено на решение
текущих проблем
- непринятие
дополнительных мер по
снижению загрязнения
окружающей среды ведет
к обострению
экологических проблем

 

Вариант основывается на действующей базе и сложившихся предпосылках, без резких изменений, с малыми рисками. Деятельность направлена на решение текущих проблем, перспективные вопросы решаются слабо. Объемы финансирования природоохранных мероприятий сохраняются на сложившемся уровне.

Слабая сторона - медленные изменения, последствия могут быть ниже ожидаемых. Недостаток финансирования не позволяет реализовать природоохранные и геолого-разведочные мероприятия в необходимом объеме. Из-за нехватки средств на строительство мусороперерабатывающих предприятий, полигонов твердых бытовых отходов и обустройство свалок не решается проблема предотвращения загрязнения территории муниципальных образований области бытовыми отходами. В связи с ограничением ассигнований на воспроизводство минерально-сырьевой базы сроки выполнения поисково-оценочных работ растягиваются на 2-3 года или переносятся на последующие годы.

Рост экономики при непринятии дополнительных мер по сокращению уровня негативного воздействия и накопленного экологического ущерба приведет к дальнейшему обострению экологических проблем. В целом "консервативный" сценарий не позволяет решить весь комплекс природоохранных задач.

 

Вариант 2 "прорывный, инновационный"

 

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
- стабильная экологическая обстановка в
области;
- достаточная на областном уровне
законодательная база;
- устойчивое экономическое положение
основных "загрязнителей";
- сложившаяся система экологического
образования, просвещения населения и
комплексного мониторинга окружающей
среды
- отсутствие инвестиционной
привлекательности, экологического
инновационного опыта и кадрового
потенциала;
- зависимость от возможностей и
желания
собственников предприятий участвовать
в инвестиционном процессе;
- отсутствие инвестиционных стимулов
на федеральном уровне;
трудности в определении приоритетов,
так как природоохранная деятельность
не входит в число первоочередных
направлений развития области
- прогресс в развитие
природоохранной
деятельности
сдерживается из-за
нехватки опыта и кадров
в инновационной сфере
- возрастание рисков
из-за отсутствия
инновационного опыта

 

Вариант на основе инноваций, внедрения прогрессивных природоохранных технологий, технологического прорыва, активного привлечения инвестиций в природоохранную сферу, увеличения финансирования природоохранных мероприятий.

Слабая сторона - недостаточность экологического инновационного опыта, необходимого научного и инженерного потенциала, отсутствие инвестиционной привлекательности в сфере экологии, зависимость от возможностей и желания собственников предприятий участвовать в инновационном процессе, отсутствие инвестиционных стимулов на федеральном уровне. Трудность в определении приоритетов, так как природоохранная сфера не входит в число первоочередных направлений развития экономики области.

 

Вариант 3 "реалистичный"

 

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
- позитивные тенденции развития
экономики и бизнеса в целом;
- целевое планирование финансирования
природоохранных мероприятий;
- устойчивое финансовое положение
основных загрязнителей";
- поддержка природоохранной
деятельности Правительством области;
- обеспеченность общераспространенными
полезными ископаемыми;
- сложившаяся система экологического
образования, просвещения населения и
комплексного мониторинга окружающей
среды;
- наличие развернутой до уровня
муниципальных образований
эколого-аналитической системы
"Кедр-регион"
- значительная дифференциация городов
и районов по уровню и возможностям
развития;
- концентрация основных загрязнителей
в 3-х крупных городах области;
- слабая заинтересованность частного
бизнеса в участии в экологических
проектах;
- отсутствие эффективных механизмов
компенсации вреда, причиненного
загрязнением окружающей среды;
- отсутствие месторождений
стратегических полезных ископаемых
- концентрация усилий на
"болевых" точках";
- увеличение бюджетного
финансирования в объемах
не менее чем собираемые
природоохранные платежи;
- повышение эффективности
управления на уровне
муниципальных образований
в связи с передачей им
полномочий в сфере охраны
окружающей среды;
- осуществление
инвестиционных проектов с
экологической
составляющей, в том числе
осуществляемых на основе
частно-государственного
партнерства;
- реализация принципа
"загрязнитель платит" и
увеличение объемов
собираемых
природоохранных платежей
как основного источника
финансирования;
- формирование имиджа
"зеленого" региона,
развитие экологического
туризма, так как 70%
территории области не
подвержено сильному
антропогенному влиянию;
- включение
природоохранной
деятельности в число
приоритетов развития
области
- риск увеличения
негативного воздействия
на окружающую среду в
связи с ростом
экономики в целом

 

Вариант, наиболее приемлемый по критерию реализуемости, основанный на "проектно-консервативном" сценарии Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2010 года и предусматривающий:

а) развитие бизнеса, создание для этого партнерских отношений между властью и бизнесом. Бюджетная поддержка в оптимальных размерах, необходимость "честных правил игры" и предсказуемости политики властей. Создание комфортного бизнес-климата для развития среднего класса, в том числе базы для проведения природоохранных мероприятий на основе частно - государственного партнерства;

б) осуществление ряда инвестиционных проектов, в том числе мегапроектов, в которых должна присутствовать и существенная природоохранная составляющая. Создание на областном уровне привлекательных условий для развития бизнеса, в том числе в сфере экологии. Мощный импульс к развитию производства, а следовательно, и решению природоохранных проблем.

Одним из перспективных направлений в сфере рационального использования природных ресурсов может быть развитие лесного кластера как крупной устойчивой совокупности предприятий лесного комплекса и связанных с ним перерабатывающих производств, особенно в западном, северном и восточном "коридорах развития".

Проблема оптимизации образования древесных отходов и увеличения объемов их переработки может быть решена при реализации новых проектов, ориентированных на глубокую переработку древесины, таких, как организация лесопильного производства и производства фанеры на новом предприятии в поселке Шексна, реконструкция лесоперерабатывающего производства в ЗАО "Суда" Бабаевского района, организация лесопильного производства в ООО "Вытегорский лесозавод", создание деревообрабатывающего предприятия в городе Никольске, предприятий по производству топливных брикетов и гранул в городах Соколе, Великом Устюге, селе Верховажье и др.

Анализ рассмотренных вариантов развития с учетом преобладания сильных сторон и возможностей, прогнозируемого привлечения дополнительных финансовых ресурсов позволяет сделать вывод о выборе наиболее приемлемого 3 варианта, который предусматривает реализацию мероприятий и обеспечивает достижение намеченных результатов.

Объем доступного финансирования для осуществления природоохранных мероприятий зависит от приоритетов направления и расходования бюджетных средств, величины собираемых доходов и привлечения средств внешних инвесторов. Размер получаемых доходов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду зависит от объемов загрязнения, ставок платежей и их собираемости. В данном варианте расчета приняты следующие положения:

объемы загрязнения окружающей среды не претерпят существенных изменений;

ставки платежей и налогов будут изменяться в соответствии со среднегодовым темпом инфляции с лагом в один год;

уровень собираемости экологических платежей и налогов повысится с 70 до 80-85%;

бюджетное финансирование природоохранных мероприятий и геологоразведочных работ увеличится к уровню 2007 года не менее чем в 2,2 раза.

11. Способы достижения целей Стратегии

 

Ввиду того, что Стратегия не носит директивного характера и не рассчитана на четкое увязывание задач с объемами финансирования, основная ее роль сводится к инициированию и стимулированию действий, а также их координации с учетом принятых приоритетов.

Основные положения Стратегии должны реализовываться через систему областных, муниципальных и отраслевых программ рационального природопользования, охраны и оздоровления окружающей среды.

При этом подразумевается, что для реализации Стратегии должны быть разработаны среднесрочные программы и планы действий по основным направлениям, при этом мероприятия должны периодически пересматриваться и корректироваться в процессе их реализации, с учетом достигнутых результатов.

Каждое мероприятие включенное в программу должно в период внедрения пройти:

согласование целесообразности его выполнения со всеми заинтересованными участниками процесса внедрения,

определение технической и организационной возможности реализации,

составление бизнес-плана с полной идентификацией источников, форм и сроков финансирования.

Для выбора конкретных мероприятий при разработке проектов и программ должны применяться дополнительные критерии:

максимизация коэффициента экологический эффект/ затраты; каталитическая (стимулирующая) и демонстрационная ценность мероприятия;

приоритетность малозатратных мероприятий.

Для достижения целей Стратегии необходимы концентрация основных усилий в области охраны окружающей среды и природопользования на муниципальном уровне, пересмотр приоритетов расходования средств в сторону увеличения природоохранных расходов, осуществление конкретных и высокоэффективных мероприятий.

В сфере охраны атмосферного воздуха:

внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

внедрение, реконструкция и эффективная эксплуатация установок для улавливания загрязняющих веществ из отходящих газов на промышленных предприятиях и котельных;

реконструкция котельных с переводом на экологически чистые виды топлива (природный газ, древесные отходы); строительство газовых котельных;

обустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий с вынесением за их пределы жилых домов и учреждений социальной сферы;

строительство автомобильных дорог в обход населенных пунктов, модернизация уличной дорожной сети, контроль за техническим состоянием транспорта;

совершенствование наблюдательной сети мониторинга атмосферного воздуха.

В сфере рационального использования и охраны водных ресурсов :

внедрение передовых технологий очистки сточных и питьевых вод, водосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения;

обеспечение локальной очистки производственных стоков на промышленных предприятиях;

строительство, реконструкция и ремонт канализационных очистных сооружений и сетей канализации в населенных пунктах;

строительство очистных сооружений ливневых стоков и сетей ливневой канализации в городах Вологде, Череповце и других населенных пунктах;

реконструкция водозаборов и скважин, водоочистных сооружений и водопроводных сетей;

разработка проектов и обустройство водоохранных зон водных объектов;

строительство, реконструкция и безопасная эксплуатация гидротехнических сооружений;

реализация берегоукрепительных мероприятий на реках и водоемах.

В сфере обращения с отходами:

рекультивация свалок ТБО в водоохранных зонах водных объектов;

строительство новых полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, во всех городах и районных центрах;

строительство мусоросортировочных станций в городах Вологде, Череповце, Соколе, Великом Устюге, поселке Шексна;

строительство полигонов ТБО для сельских поселений и обустройство несанкционированных свалок;

закрытие свалок ТБО с высокой степенью заполнения или существенно загрязняющих территорию.

В сфере сохранения и развития ООПТ:

подготовка проектов обоснования расширения границ ООПТ в Устюженском и Грязовецком районах;

определение режима природопользования и границ на всех созданных территориях;

подготовка проектов обоснования создания новых ООПТ областного значения;

работы по обустройству действующих ООПТ;

развитие экологического туризма на территории ООПТ.

В сфере рационального недропользования и развития минерально-сырьевой базы:

оценка запасов пресных подземных вод для водоснабжения города Вологды и не менее чем 200 населенных пунктов области;

разведка 50 млн.м песков и песчано-гравийного материала для нужд дорожного и гражданского строительства;

тампонаж 200 неиспользуемых артезианских скважин и рекультивация 100 га земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, для оздоровления экологической обстановки;

разведка 15 млн.тонн карбонатного сырья для известкования почв в агропромышленном комплексе;

выявление и оценка ресурсов углеводородов в количестве 50-60 млн.тонн, алмазов - 50 млн.карат, бокситов - 20 млн.тонн, золота - 3 тонн, каменной соли - 100 млн.тонн для обеспечения перспективных потребностей области.

При реализации Стратегии предусматривается увеличение расходов на экологические инновации, обеспечивающие очистку сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, переработку отходов производства и потребления, предотвращение нерационального использования ресурсов.

Основными источниками финансирования природоохранных мероприятий являются средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области, средства, поступающие в установленном порядке из федерального бюджета, а также собственные средства предприятий и инвесторов.

Трудность прогнозирования поступления финансовых средств от внешних источников, в том числе международных финансовых институтов (МФИ) связана с тем, что такое финансирование проектов возможно лишь для относительно крупных городов вследствие высоких требований со стороны МФИ. Заинтересованность инвесторов будет в большей степени зависеть от институциональных и законодательных реформ, проводимых в области с целью поддержания благоприятного инвестиционного климата. Ввиду малой эколого-инвестиционной привлекательности региона данный источник финансирования не рассматривался.

Заемное финансирование в среднесрочном периоде также не рассматривается в качестве реалистичных источников финансирования, хотя привлечение кредитов и займов на природоохранные цели вполне реально в более отдаленной перспективе.

Объем финансовых ресурсов, привлекаемых из внешних источников, зависит от способности выявлять эффективные природоохранные проекты, качественной подготовки документации, умения продвигать проекты на рынке.

В качестве наиболее приемлемых для реализации с точки зрения природоохранного направления рассматриваются проекты по утилизации древесных отходов и очистке сточных вод в ЗАО "Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО", строительству 4-го энергоблока на Череповецкой ГРЭС, созданию лесоперерабатывающего комплекса в поселке Суда Череповецкого района, производству карбамида в ОАО "Череповецкий АЗОТ", модернизации производства в ОАО "Сокольский ЦБК", мероприятия по переводу котельных на экологически чистые виды топлива и др. Источником финансирования природоохранной составляющей указанных проектов являются в основном средства предприятий и частные инвестиции, объемы финансирования определяются и будут уточнены при реализации проектов.

Несмотря на вышесказанное, с целью общей ориентировки на размер планируемых объемов финансирования составлены оценки необходимого финансового обеспечения, источников финансирования реализации мероприятий Стратегии (приложение 5).

Оценка необходимых объемов финансирования Стратегии носит расчетный (ориентировочный) характер, объемы финансирования должны ежегодно уточняться в зависимости от полученных результатов и возможностей всех уровней бюджетов и инвесторов.

Объемы финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области природоохранных мероприятий рассчитаны с учетом темпов роста экономики области на основе прогноза департамента экономики Правительства области с увеличением в прогнозном периоде в 1,9 раза.

Прогноз объемов средств, получаемых из федерального бюджета рассчитан исходя из макроэкономического прогноза расходов федерального бюджета на охрану окружающей среды (проект концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает рост расходов на эти цели в 4,3 раза).

В этом случае общий объем природоохранного финансирования за период 2008-2020 годов должен составить около 33,5 млрд.руб. (в ценах 2007 года), в том числе по уровням:

областной бюджет- 1363,9 млн.руб.;

бюджеты муниципальных образований области- 1097,3 млн.руб.;

федеральный бюджет - 2808,8 млн.руб.;

средства предприятий и инвесторов- 28,1 млрд.руб.

Принятие Стратегии позволит отбирать для финансирования проекты и мероприятия, которые в наибольшей степени соответствуют природоохранным приоритетам и целям, оценить затраты на реализацию этих проектов, а также сбалансировать потребность в финансировании с доступными финансовыми ресурсами. Это позволит улучшить качество планирования природоохранных мероприятий, а также планов развития, реконструкции и технического перевооружения инфраструктуры городов и районов области, обеспечит привлечение дополнительных средств для природоохранного финансирования.

12. Механизмы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии опирается на определенные организационные, экономические и правовые механизмы, тесно взаимосвязанные между собой. Базовым принципом реализации Стратегии является принцип "баланса интересов", предусматривающий комплексный подход, обеспечение интересов населения, власти и бизнеса, всех участников реализации Стратегии.

Роль органов государственной власти области должна заключаться, прежде всего, в создании благоприятных условий для развития бизнеса, как базы для улучшения экологической обстановки, координации деятельности всех заинтересованных участников реализации Стратегии.

Организационно-управленческий механизм предусматривает:

создание совета (комиссии) по реализации Стратегии под руководством первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы народнохозяйственного комплекса;

подготовку предложений по совершенствованию разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области охраны природы и использования природных ресурсов, контроля за состоянием и качеством окружающей среды;

осуществление мероприятий по улучшению координации и обмена информацией между федеральными и региональными государственными органами по вопросам охраны окружающей среды;

улучшение работы имеющихся и/или создание новых областных совещательных органов по вопросам охраны окружающей среды;

системное применение программно-целевых методов управления на основе разработки и реализации соответствующих федеральных и региональных программ, национальных проектов;

повышение эффективности и совершенствование государственного экологического контроля.

Нормативно-правовой механизм предусматривает совершенствование законодательной базы:

подготовку новых нормативных актов областного уровня по вопросам охраны окружающей среды;

разработку инструкций, указаний, методических пособий, необходимых для успешного выполнения природоохранных программ и мероприятий.

Финансово-экономический механизм предусматривает:

участие всех уровней бюджетов, внешних инвесторов в финансировании экологических программ, проектов и планов, природоохранных мероприятий;

мероприятия по повышению собираемости экологических платежей;

совершенствование нормирования и управления в сфере природопользования, внедрение в практику передового опыта и европейских стандартов охраны окружающей среды.

Механизм мониторинга, оценки и корректировки Стратегии осуществляется департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и предусматривает:

ежегодную оценку результатов реализации Стратегии на основе качественных и количественных показателей;

подготовку сводного аналитического доклада по промежуточным итогам реализации Стратегии;

совершенствование системы контроля и отслеживания ситуации, своевременного вмешательства и корректировки действий по реализации Стратегии.

13. Заключение

 

Реализация комплекса мер, предусмотренных в рамках настоящей Стратегии позволит стабилизировать экологическую обстановку, снизить уровень негативного воздействия предприятий промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики, агропромышленного комплекса на окружающую природную среду, обеспечить экологическую безопасность на территории области.

Приложение 1
к Стратегии

 

Показатели,
характеризующие влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду области в 1996-2006 годах

 

Показатели 1996 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Валовой региональный продукт -
ВРП (в текущих ценах),
млрд.руб.
  65,4 80,7 107,5 161,4 194,9 212,6
ВРП (в ценах 2001 года),
млрд.руб.
- 65,4 67,0 70,1 76,8 80,3 84,6
Выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу от стационарных
источников; тыс.тонн тыс.тонн к
млрд.руб. ВРП
726,9 475,6
7,27
476,6
7,11
449,6
6,41
465,4
6,06
485,6
6,05
486,1
5,75
Сброс загрязненных сточных вод
в поверхностные водные объекты,
млн. м . млн.м3 к млрд.руб. ВРП
250,6 240,3
3,67
240,8
3,59
212,7
3,03
204,6
2,66
181,2
2,26
177,6
2,1
Образование отходов
производства и потребления,
млн.тонн млн.тонн к млрд.руб.
ВРП
9,2 10,3
0,16
15,3
0,23
16,6
0,24
17,7
0,23
16,5
0,21
18,2
0,22
Использование, обезвреживание,
переработка отходов, млн.тонн
млн.тонн к млрд.руб. ВРП
4,7 6,9
0,11
9,3
0,14
11,3
0,16
12,0
0,16
11,1
0,14
12,5
0,15

Приложение 2
к Стратегии

 

Антропогенное воздействие на окружающую среду в регионах Северо-Западного федерального округа в 2006 году

 

Параметры Северо-Западный
федеральный
округ
Вологодс-
кая
область
Республика
Карелия
Республи-
ка Коми
Архангельс-
кая область
Ленинградс-
кая область
Санкт-Петер-
бург
Новгородс-
кая
область
Мурманс-
кая
область
Калинингра-
дская
область
Псковская
область
Выброс загрязняющих веществ
в атмосферу от стационарных
источников, тыс.тонн
2301,9 486,1 123,7 670,1 334,7 247,2 52,5 55,1 292,6 25,6 17,2
Доля уловленных загрязняющих
веществ от общего количества
веществ, отходящих от
стационарных источников
загрязнения, %
72,9 80,3 55,4 32,5 68,0 77,9 44,5 69,4 87,0 21,0 17,1
Забор воды, млн.м3 12065,0 740,9 244,0 583,0 715,0 5980,0 1391,0 125,0 1762,0 188,0 351,0
Использование свежей воды,
млн.м3 (2005 год)
11366,0 630,0 237,0 568,0 673,0 5879,0 1168,0 109,0 1627,0 174,0 292,0
Объем оборотного и
последовательного
использования воды, млн.м3
10625,8 3640,6 995,0 1336,0 838,0 1413,0 676,0 560,0 1006,0 173,0 12,0
Сброс загрязненных сточных
вод в поверхностные водные
объекты, млн.м3
3092,0 167,0 207,0 126,0 465,0 355,0 1174,0 78,0 329,0 131,0 60,0
Доля загрязненных сточных
вод в суммарном сбросе в
водные объекты, %
26,5 24,0 85,2 23,5 71,2 6,1 90,0 92,8 18,1 86,2 18,0
Доля ООПТ в общей
территории, % (2005 год)
  2,6 4,8 13,5 15,7 10,6 3,7 6,1 6,5 10,0 14,1
Инвестиции в охрану
окружающей среды и
рациональное использование
природных ресурсов, млн.руб.
16719,6 1199,5 307,1 1099,3 4785,2 2758,8 4941,5 132,6 347,0 1125,2 23,4
Образование отходов
производства и потребления,
тыс.тонн
332125,0 18159,0 101729,0 16715,0 10686,0 1759,0 1424,0 914,0 176985,0 390,0 112,0
Использование и
обезвреживание отходов
производства и потребления,
тыс.тонн
74546,0 12475,0 10157,0 1400,0 3409,0 2046,0* 1637,0* 660,0 40221,0 256,0 18,0
Доля использования и
обезвреживания отходов
производства и потребления,
%
22,4 68,7 10,0 8,4 31,9 116,3* 114,9* 72,2 22,7 65,6 16,5

______________________________

*- с учетом накопленных ранее

Приложение 3
к Стратегии

 

Ожидаемые результаты

 

Непосредственный результат Конечный результат
Внедрение современного оборудования для
улавливания загрязняющих веществ из отходящих
газов в промышленном производстве, оснащение
пылегазоочистными установками котельных,
загрязняющих атмосферный воздух, перевод их на
экологически чистые виды топлива
увеличение доли объема уловленных загрязняющих
веществ от общего количества отходящих от
стационарных источников до 85 % в 2020 году.
Реконструкция и строительство новых
канализационных сетей и очистных сооружений
хозяйственно-бытовых сточных вод; расширение и
замена ветхих канализационных сетей
снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод
(без очистки и недостаточно очищенных) с 177,6
млн.м3 в 2006 году до 131,4 млн.м3 к 2020 году
Строительство 12 новых полигонов ТБО в городах и
районных центрах, отвечающих установленным
санитарным, строительным и другим требованиям
увеличение количества твердых бытовых отходов,
размещаемых на полигонах, до 60%
Строительство мусоросортировочных станций увеличение объемов переработки вторичного сырья на
30%
Мероприятия по обустройству действующих ООПТ увеличение площади территории обустроенных ООПТ до
50% от площади действующих ООПТ
Подготовка проектов обоснования расширения границ
действующих ООПТ и создания новых ООПТ областного
значения
увеличение площадей, занимаемых ООПТ до 5% от
общей территории области
Разведка 50 млн.куб.м песков и песчано-гравийного
материала
обеспечение потребности строительства
автомобильных дорог протяженностью не менее 1,7
тыс.км
Разведка 15 млн.т карбонатного сырья создание сырьевой базы для развития цементной
промышленности и обеспечения сырьем для
известкования почв сельскохозяйственного
назначения центральных и восточных районов
области.
Оценка запасов пресных подземных вод. обеспечение устойчивого водоснабжения 200
населенных пунктов качественной питьевой водой.

Приложение 4
к Стратегии

 

Индикаторы, применяемые для оценки результатов Стратегии

 

N п/п Индикаторы 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2015 год 2020 год
1. Объем выбросов вредных
веществ в атмосферу от
стационарных источников,
тыс.тонн
486,1 486,0 490,0 495,0 510,0 515,0 520,0
2. Доля уловленных и
загрязняющих веществ,
отходящих от стационарных
источников, в общем
количестве выбросов, %
80,4 80,5 80,8 81,0 82,0 83,0 85,0
3. Общий объем водопотребления,
млн.м3
740,9 738,0 739,0 740,0 745,0 747,0 750,0
4. Доля загрязненных сточных
вод в общем объеме , %
24,0 24,0 24,0 24,0 24,0 21,0 19,2
5. Объем сброса загрязненных
сточных вод, млн.м3.
177,6 177,6 178,0 179,0 179,0 156,0 131,4
6. Масса сброса загрязняющих
веществ в поверхностные
водные объекты и на рельеф
местности, тыс.тонн
64,8 64,0 63,0 62,0 60,0 55,0 51,8
7. Объем систем повторного и
оборотного водоснабжения,
млн.м3
3640,6 3642,0 3645,0 3647,0 3650,0 3680,0 3700,0
8. Коэффициент экономии воды за
счет оборотного
водоснабжения, %
85,0 85,0 85,0 85,0 85,0 85,0 86,0
9. Образование отходов,
тыс.тонн
18159,0 18600,0 19000,0 19500,0 20000,0 24000,0 28000,0
10. Использование,
обезвреживание, переработка
отходов, тыс.тонн
12475,0 12800,0 13100,0 13500,0 13800,0 16800,0 20000,0
11. Доля использованных,
обезвреженных,
переработанных отходов, %
68,7 68,8 68,9 69,0 69,0 70,0 71,0

Приложение 5
к Стратегии

Оценка необходимого финансового обеспечения, источники финансирования

 

N п/п Наименование 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2020 год 2020 год к
2006 году
1. Доходы бюджетной системы
Российской Федерации, всего,
млрд.руб.*
11472,9 12136,0 13641,0 14984,0 16950,0 19124,0 21574,0 24388,0 27407,0 46222,0 в 4,1 раза
2. Расходы бюджета Российской
Федерации на охрану
окружающей среды, млрд.руб.*
25,7 29,3 31,9 34,5 40,2 46,6 54,5 64,4 76,5 112,2 в 4,3 раза
3. Индекс промышленного
производства (Вологодская
область), %
105,0 104,0 103,0 104,0 106,0 108,0 105,0 105,0 106,0 122,0

2015г.)
в 1,9 раза
4. Расходы на природоохранные
мероприятия, млн.руб., в том
числе:**
1464,0 1597,7 1811,1 1949,8 2024,7 2037,5 2242,0 2371,8 2619,9 3273,3 в 2,2 раза
4.1. Расходы областного бюджета 48,4 34,4 58,9 63,6 66,3 71,6 75,2 79,0 83,3 101,6 в 2,1 раза
4.2. Расходы бюджетов
муниципальных образований
области
52,0 58,3 63,2 68,3 71,2 76,9 80,7 84,8 89,5 109,2 в 2,1 раза
4.3. Расходы федерального бюджета 63,6 55,0 109,0 117,9 137,3 159,0 186,1 208,0 247,1 362,5  
4.4. Средства предприятий 1300,0 1450,0 1580,0 1700,0 1750,0 1800,0 1900,0 2000,0 2200,0 2700,0 в 2,1 раза
5. Расходы на воспроизводство
минерально-сырьевой базы,
млн.руб., в. том числе:**
139,9 129,2 94,8 95,3 111,3 118,5 125,8 133,1 139,5 203,0 в 1,5 раза
5.1. Расходы областного бюджета 15,5 13,7 19,8 19,3 24,3 25,5 26,8 28,1 29,5 38,0 в 2,5 раза
5.2. Расходы федерального бюджета 5,6 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0 10,0 15,0 в 2,7 раза
5.3. Средства предприятий 118,8 111,5 70,0 70,0 80,0 85,0 90,0 95,0 100,0 150,0 в 1,3 раза
6. Всего расходов,
млн.руб. (стр.4+стр.5)**
1603,9 1726,9 1905,9 2045,1 2136,0 2156,0 2367,8 2504,9 2759,4 3476,3 в 2,2 раза

______________________________

* - прогнозные показатели проекта Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

** - прогнозные показатели расходов на природоохранные мероприятия и воспроизводство минерально-сырьевой базы исходя из возможностей федерального, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области и инвесторов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Вологодской области от 25 марта 2008 г. N 558 "О Стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года"


Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 30 сентября 2011 г. N 183


Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Вологодской области от 27 мая 2013 г. N 541


Постановление Правительства Вологодской области от 26 сентября 2011 г. N 1197

Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления