Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства области
от 21 октября 2011 г. N 1339
"Приложение 18
к Программе
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение задач строительства" программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах"
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
- Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства" программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах" |
Дата принятия решения о разработке Региональной подпрограммы |
- по поручению Губернатора области резолюция первого вице-губернатора Вологодской области Н.В. Костыгова от 29 марта 2011 года N 2165/01-13 |
Основания для разработки Подпрограммы |
- федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"; |
протокол заседания Экспертного совета по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли при Министерстве регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года; | |
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 года N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства" | |
Государственные заказчики Подпрограммы |
- Департамент развития муниципальных образований области; |
Департамент образования области | |
Основные разработчики Подпрограммы |
- Департамент развития муниципальных образований области; |
Департамент образования области; | |
департамент экономики Правительства области; | |
Департамент труда и занятости населения области | |
Цель Подпрограммы |
- кадровое обеспечение задач строительства программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах" |
Задачи Подпрограммы |
- организация мониторинга кадровых потребностей строительной отрасли и развитие механизмов взаимодействия системы профессионального образования с работодателями в части формирования заказа на подготовку кадров; |
создание эффективной модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей необходимые темпы и объемы подготовки специалистов, решающие задачи жилищного строительства; | |
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации и аттестации работников строительной отрасли, педагогических работников и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования; | |
организация и совершенствование работы служб управления персоналом строительного комплекса; | |
формирование оптимальной организации ресурсов учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров для строительной отрасли; | |
организация мониторинга и оценки реализации Подпрограммы | |
Важнейшие целевые показатели(1) |
- наличие в Вологодской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности (с разбивкой по уровню образования), к 2015 году -18 271 чел. (рост к 2011 году на 69,6%); |
расчетная потребность в специалистах строительных специальностей (с разбивкой по уровню образования), к 2015 году в Вологодской области - 20 859 чел. (рост к 2011 году на 92,6%); | |
годовой объем выпуска специалистов (человек) из учебных учреждений (с разбивкой по уровню образования), к 2015 году - 1106 чел. (рост к 2011 году на 92,6%)(2); | |
количество учебных заведений в Вологодской области, выпускающих специалистов строительных специальностей (с разбивкой по годам, уровню образования и подчиненности), к 2015 году - 13; | |
количество мигрантов, занятых в строительстве жилья, к 2015 году - 1418 чел. (снижение к уровню 2011 года на 64,7%) | |
Сроки реализации Подпрограммы |
- 2011 - 2015 годы: |
I этап (2011 год) | |
II этап (2012-2015 годы) | |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
- общий объем финансирования Подпрограммы в 2011 - 2015 годах - 71 627 тыс. рублей, в том числе: |
средства областного бюджета в рамках ДЦП "Комплексное развитие профессионального образования в Вологодской области в 2011 - 2015 годах", ДЦП "Комплексная модернизация г. Сокола Вологодской области" на 2010 - 2012 годы - 38 000,0 тыс. рублей; | |
средства организаций (предприятий), осуществляющих деятельность в сфере жилищного строительства, в рамках реализации планов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников и средства учреждений дополнительного образования в рамках планов формирования образовательной базы - 33 627 тыс. рублей | |
Исполнители Подпрограммы |
- Департамент развития муниципальных образований области; |
Департамент образования области; | |
департамент экономики Правительства области; | |
Департамент труда и занятости населения области; | |
Департамент социальной защиты населения области; | |
образовательные учреждения; | |
организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- обеспечение строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами; |
обеспечение взаимодействия всех социальных партнеров в вопросах учета, планирования и развития кадров, регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг; | |
создание эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров строительной отрасли | |
Контроль за ходом реализации Подпрограммы |
- контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют Департамент развития муниципальных образований области, Департамент образования области |
_____________________________
1. Перечень целевых показателей подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства программы "Стимулирование развития жилищного строительства Вологодской области в 2011 - 2015 годах" представлен в приложение 1 к Подпрограмме.
2. Методика расчета потребности в специалистах в зависимости от объема, видов и характеристик возводимых объектов представлена в приложении 2 к Подпрограмме.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Успешное выполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Стратегии развития строительного комплекса Вологодской области до 2020 года и Программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах" зависит от обеспеченности строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, способными эффективно решать задачи жилищного строительства (рис.1).
Рисунок 1
Ввод жилья в Вологодской области, тыс. кв. м.
В настоящее время практически каждая строительная компания испытывает дефицит квалифицированных кадров, причем он ощущается не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов.
Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса области Ккорс
Индикаторы Ккорс характеризуют общую и по категориям персонала кадровую обеспеченность осуществленных объемов капитального строительства по годам.
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем капитального строительства (кв. м) |
545400 |
490000 |
410000 |
Общее количество персонала организаций, занятых в строительной отрасли |
31347 |
20532 |
20726 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство, в том числе: |
13635 |
11997 |
10038 |
специалисты |
1636 |
1440 |
1205 |
линейный персонал |
1364 |
1200 |
1004 |
рабочие |
10635 |
9357 |
7830 |
К корс I |
40 |
41 |
41 |
К корс специалисты |
333 |
340 |
340 |
К корс линейный персонал |
400 |
408 |
408 |
К корс рабочие |
51 |
52 |
52 |
К наиболее дефицитным и востребованным профессиям в строительстве относятся крановщик, монтажник, кровельщик, электрогазосварщик, слесарь, плотник, слесарь по сборке металлоконструкций, а также такие специалисты, как укладчик пластиковых труб, вязальщик арматуры и т.п., которые являются редкими в силу своей специфики.
По данным кадровых служб, сегодня в строительной отрасли наблюдается дефицит квалифицированных прорабов. Специфика данной профессии состоит в том, что прораб может не иметь профильного строительного образования, однако это компенсируется наличием практического опыта.
Повышение требований к качеству строительства ведет за собой рост потребности в высококвалифицированных инженерах. Освоение новых территорий ведет за собой повышение спроса на специалистов в области инженерных сетей.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп
Индикатор Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала в динамике по годам.
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Специалисты |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Рабочие |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Одной из наиболее важных структурных особенностей рынка труда является распределение численности занятых по уровню образования (таблица 1).
Таблица 1
Распределение численности занятых по виду деятельности "строительство" по уровню образования, % | |||||
Период |
Доля работников, имеющих: |
||||
высшее профессиональное образование |
среднее профессиональное образование |
начальное профессиональное образование |
полное общее среднее образование |
неполное общее среднее образование |
|
2008 год |
13,6 |
16,5 |
41,1 |
23,6 |
5,3 |
2009 год |
18,0 |
18,2 |
31,5 |
25,6 |
6,6 |
2010 год |
15,8 |
19,9 |
39,0 |
17,6 |
7,6 |
К изменениям в структуре распределения работников по образованию необходимо отнести увеличение доли работников с высшим профессиональным образованием с 13,6% в 2008 году до 15,8% в 2010 году. Доля работников, имеющих среднее профессиональное образование, в последние три года ежегодно увеличивается (с 16,5% в 2008 году до 19,9% в 2010 году). Доля работников, имеющих начальное образование, имеющих полное общее среднее образование, в сравнении с 2008 годом снизилась.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо
Индикатор Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала в динамике по годам.
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Высшее профессиональное образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Среднее профессиональное образование |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Начальное профессиональное образование |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
Без профессионального образования |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
В докризисный период строительный комплекс Вологодской области являлся одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей региональной экономики, требовал постоянного притока новых кадров. Влияние мирового финансово-экономического кризиса с октября 2008 года привело к снижению спроса на недвижимость, сложностям в получении кредитов, замораживанию ряда инвестиционных проектов, пересмотру местных бюджетов, сокращению объемов производства строительных организаций и, как следствие, сокращению рабочих мест. Так, среднесписочная численность работников строительных организаций в 2008 году составляла 31347 чел., а к 2010 году снизилась до 20726 чел.
Строительная сфера оказалась одним из отраслевых лидеров по числу уволенных работников, по объемам задолженности и снижению заработной платы. Кроме того, одновременно с сокращением рабочих мест в 2008 - 2010 годы наблюдается высокая текучесть кадров в строительных организациях.
Несмотря на текучесть кадров, в указанный период миграция специалистов в другие регионы и из других регионов не значительна, что не отражается на общей потребности в кадрах (таблица 2).
Таблица 2
Движение работников в строительных организациях
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Принято работников, человек |
5526 |
3106 |
5094 |
в процентах к среднесписочной численности работников |
47,3 |
34,5 |
58,7 |
Выбыло работников, человек |
7381 |
4718 |
4809 |
в том числе: по собственному желанию |
5317 |
2916 |
2987 |
в связи с сокращением |
154 |
498 |
115 |
в процентах к среднесписочной численности работников |
63,1 |
52,4 |
55,4 |
Число вакантных рабочих мест на конец года, единиц |
37 |
47 |
45 |
Число рабочих мест, введенных дополнительно в течение года, единиц |
337 |
226 |
512 |
Миграция из других регионов |
236 |
191 |
173 |
в том числе в жилищное строительство |
33 |
4 |
10 |
В 2011 году ситуация на регистрируемом рынке труда области характеризуется снижением численности граждан, имеющих статус безработного, и увеличением заявленных вакансий. По состоянию на 1 мая 2011 года по сравнению с началом года уровень безработицы снизился с 2,4% до 2,3%, коэффициент напряженности снизился с 2,2 чел., незанятых трудовой деятельностью, в расчете на одну вакансию до показателя 1,2.
На регистрируемом рынке труда спрос на рабочую силу строительной отрасли в несколько раз превышает ее предложение.
Динамика движения рабочей силы в строительной отрасли на регистрируемом рынке труда представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика движения рабочей силы в строительной отрасли на регистрируемом рынке труда
Показатель |
Год |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Количество граждан, уволенных из организаций, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, обратившихся в органы службы занятости населения, человек / % от общей численности обратившихся |
2 267/5 |
9 195/9,9 |
4 362/6,4 |
1 009/6,7 |
Признано безработными, человек |
1 713 |
4 560 |
2 040 |
509 |
Трудоустроено, человек |
768 |
2 681 |
2 742 |
444 |
Для кадрового обеспечения строительной отрасли в период 2008 - 2010 годов работодателями было заявлено в органы службы занятости населения 27298 вакансий рабочих профессий и 1814 вакансий служащих.
В 2011 году вакансии в строительстве составляют 19,4% от имеющихся вакансий (12855 единиц), но необходимо отметить, что только 66,8% - это вакансии постоянного характера. Кроме того, в область поступают вакансии из других регионов: городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской областей. Так, в 2011 году строительными организациями других регионов заявлено более 1,5 тыс. конкурентных вакансий.
За период 2008 - 2010 годов кадровые проблемы решались, в том числе и за счет дешевой неквалифицированной рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья.
Ежегодно объемы привлечения иностранных работников в строительную отрасль в составе утвержденной Минздравсоцразвития России квоты составляют: 2008 год - 4291 чел., 2009 год - 3108 чел., 2010 год - 3361 чел., 2011 год - 2652 чел.
В 2012 году 105 работодателей планируют привлекать иностранных работников по профессиям и специальностям:
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, каменщик, электрогазосварщик, штукатур, машинист крана, монтажник, плотник, облицовщик-плиточник, бетонщик, арматурщик, тракторист, машинист крана, машинист передвижной малярной станции, кровельщик по стальным кровлям, кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов, маляр, сварщик арматурных сеток и каркасов, столяр, слесарь-сантехник, машинист экскаватора, паркетчик, стекольщик, геодезист;
производитель работ (прораб), инженер, начальник участка, главный инженер проекта, инженер по подготовке производства, инженер по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства, главный электрик;
подсобные рабочие.
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр
Индикатор Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы в динамике по годам.
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Специалисты |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Линейный персонал |
0,05 |
0,06 |
0,04 |
Рабочие |
0,19 |
0,24 |
0,16 |
Кроме того, органы службы занятости населения организуют профессиональное обучение, переобучение, переподготовку безработных граждан под потребности рынка труда. В целях обеспечения кадровой потребности строительной отрасли в 2011 - 2015 годах планируется направить на обучение не менее 1120 безработных: 2011 год - 310 чел.; 2012 год - 290 чел.; 2014 год - 270 чел.; 2015 год - 250 чел.
Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для строительной отрасли области обеспечивают учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Пять областных учреждения начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) в городах Вологде, Череповце, Тотьме, Великом Устюге, Соколе (3) ведут подготовку квалифицированных рабочих по 5 строительным профессиям НПО: мастер отделочных строительных работ, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, мастер общестроительных работ, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, сварщик (электросварочные и газосварочные работы). С 2010 года введена новая профессия "Мастер сухого строительства". В рамках основных профессиональных образовательных программ обеспечивается (при наличии потребности) профподготовка, повышение квалификации населения по профессиям, в том числе штукатур, каменщик, маляр, арматурщик, бетонщик, плотник, облицовщик-плиточник, сварщик, стропальщик, машинист экскаватора одноковшового, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций и др.
За анализируемый период сеть областных учебных заведений изменилась незначительно. В целях исключения дублирования подготовки профессий в территориально близких учреждениях в 2008 - 2010 годах прекратили деятельность строительное профессиональное училище N 17 в г. Вологде и многопрофильное профессиональное училище N 35 в г. Череповце. Объемы подготовки по строительным профессиям остались прежними.
В настоящее время лицензию на право ведения образовательной деятельности по перечисленным профессиям НПО имеют дополнительно к вышеназванным еще 13 областных учреждений НПО и СПО (г. Вологда, г. Череповец, г. Тотьма, г Грязовец, г. Никольск, п. Кадуй, с. Тарногский Городок, с. Кичменгский Городок).
В 2008 - 2010 годах подготовлено 1605 квалифицированных рабочих по основным строительным профессиям, которые имеют по 2-3 квалификации строительного профиля (таблица 4).
Таблица 4
Профессии НПО |
Количество выпускников |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Мастер отделочных строительных работ |
162 |
140 |
99 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
136 |
102 |
92 |
Мастер общестроительных работ |
25 |
30 |
45 |
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования |
29 |
26 |
27 |
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
298 |
234 |
160 |
Итого |
650 |
532 |
423 |
_____________________________
3. БОУ НПО ВО "Профессиональное училище N 10" (г. Сокол), БОУ СПО ВО "Череповецкий строительный техникум", БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж", БОУ СПО ВО "Тотемский политехнический колледж" и БОУ СПО ВО "Великоустюгский политехнический техникум"
Подготовку специалистов среднего звена (техники) для строительной отрасли ведет БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж" по 4 специальностям: "Землеустройство", "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции", "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов". В 2008 - 2010 годах подготовлен 1101 специалист среднего звена (таблица 5).
Таблица 5
Подготовка специалистов среднего звена (техники) для строительной отрасли, осуществляемая БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж"
Специальности СПО |
Количество выпускников |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Землеустройство (очно/заочно) |
54/0 |
42/0 |
27/0 |
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (очно/заочно) |
196/57 |
156/47 |
109/47 |
Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции (очно/заочно) |
47/0 |
47/0 |
44/0 |
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (очно/заочно) |
91/23 |
78/13 |
58/7 |
Итого (очное/заочное) |
388/80 |
323/60 |
238/54 |
Ежегодное сокращение количества выпускаемых рабочих и специалистов является последствиями демографической ситуации, падения престижа строительных профессий, повышения доступности высшего профессионального образования.
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (далее - ВПО) в Вологодской области осуществляют два федеральных вуза: ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет". В 2008 - 2010 годах по 12 специальностям ВПО (очное, заочное, очно-заочное, вечернее обучение) подготовлено 1297 инженеров (таблица 6).
С ведущими строительными организациями учреждения НПО/СПО/ВПО имеют договоры о сотрудничестве, в соответствии с которыми осуществляется согласование перечня выпускных квалификационных работ; участие работодателей в работе государственных аттестационных комиссий и профориентационных мероприятиях; организация прохождения практики и стажировок; выполнение вузами научно-исследовательских работ и организация подготовки специалистов в вузах на возмездной основе.
Таблица 6
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием (инженеры) для строительной отрасли, осуществляемая ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет"
Специальности ВПО |
Количество выпускников |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Череповецкий государственный университет |
139 |
109 |
115 |
Вологодский государственный технический университет |
294 |
286 |
354 |
Итого: |
433 |
395 |
469 |
Вузы организуют повышение квалификации и переподготовку кадров по строительным специальностям. Так, за 2008 - 2010 годы в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров Вологодского государственного технического университета повысили квалификацию по 17 специальностям 1479 человек, прошли профессиональную переподготовку по 9 специальностям 255 специалистов строительного профиля.
Повышение квалификации по востребованным направлениям подготовки проводят 6 основных учреждений дополнительного профессионального образования. (4) За 2008 - 2009 годы в них прошли повышение квалификации 9 287 человек.
Организации, которые планируют повышение квалификации специалистов, являются корпоративными клиентами указанных учебных учреждений и пользуются льготами при организации обучения сотрудников.
Таким образом, в области имеется достаточная сеть учреждений профессионального образования, которые обеспечивают строительную отрасль квалифицированными кадрами рабочих и специалистами разного уровня, их переподготовку и повышении квалификации.
Основные проблемы в сфере подготовки кадров связаны с согласованием объемов подготовки и качеством профессионального образования:
1. Отсутствует реальная прогнозная потребность в кадрах рабочих и специалистов строительной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе которой должен формироваться региональный заказ в системе профессионального образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому учебные заведения в своем большинстве в условиях ограниченного финансирования самостоятельно определяют номенклатуру реализуемых профессий/специальностей, исходя из критериев собственного устойчивого развития. Кроме того, не определен перечень востребованных профессий и специальностей, необходимых для решения задач строительства, в том числе строительства жилья.
2. При достаточной численности выпускаемых учреждениями профессионального образования рабочих и специалистов существует проблема их трудоустройства. При наличии вакансий строительных профессий и специальностей на рынке труда значительная часть выпускников не востребована (таблица 7).
Таблица 7
Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования
Уровни образования |
Доля трудоустроившихся выпускников, % |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Учреждения начального профессионального образования |
68,1 |
49,7 |
52,4 |
Учреждения среднего профессионального образования |
49,2 |
52,1 |
56,8 |
Учреждения высшего профессионального образования |
65,6 |
70,7 |
66,2 |
_____________________________
4. ОАО "Учебно-курсовой комбинат" (г. Череповец), ЧНО "Учебный центр "Престиж" (г. Череповец), Образовательное подразделение "Учебно-курсовой пункт" на базе ОАО "Вологдастрой" (г. Вологда), АНО "Вологодский аттестационный учебный центр" (г. Вологда), МОУ ДПО "Череповецкий межрайонный учебный центр" (Череповецкий район), ЧНОУ ДПО отраслевой учебный центр "Строймеханизация-профи" (г. Вологда).
Доля выпускников профессиональных образовательных учреждений, трудоустроенных преимущественно в жилищном строительстве, составляет в среднем 42%.
Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, обратившихся в службу занятости в поисках подходящей работы, составляет не менее 49% от обратившихся.
За 2008 - 2010 годы в службу занятости обратилось 529 выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности, из них трудоустроено - 259 чел. Безработным признан 181 выпускник, 45 чел. направлено на переподготовку.
3. Современный рынок строительных технологий развивается столь быстрыми темпами, что большинство учебных заведений не успевает скорректировать учебные программы или разработать новые. В итоге специалисты, которых выпускают учебные заведения, не готовы к работе с современными технологиями. При отсутствии необходимого практического опыта и навыков у молодых специалистов в настоящее время должности ведущих специалистов и менеджеров строительных предприятий, в основном, занимают специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. Также работодатели отмечают низкое качество подготовки части выпускников, необходимость для них длительного адаптационного периода. От квалификации зависит не только качество строительства, но и статистика несчастных случаев, которые чаще всего происходят с людьми, не обладающими достаточной квалификацией.
Не все педагогические кадры учреждений профессионального образования владеют современными строительными технологиями, обучение рабочих и специалистов проводится на морально и физически устаревшем оборудовании.
Учреждения разных уровней образования не имеют преемственных образовательных программ и программ, обучение по которым идет в сокращенные сроки на основе уже полученного профессионального образования (НПО/СПО/ВПО). Не разработаны механизмы совместного использования кадровых, методических, материальных ресурсов в системе профессионального образования.
4. Недостаточно эффективно решаются проблемы закрепления выпускников в организациях во время их обучения. Договоры на подготовку кадров не предусматривают вопросы последующего трудоустройства. 20% выпускников уходят служить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, по возвращении также имеют проблемы с трудоустройством, так как не связаны с конкретной организацией.
По итогам опроса большинство молодых рабочих и специалистов не удовлетворены заработной платой и условиями работы в организации, поэтому, устроившись на предприятие, ищут новое место работы (высокая текучесть кадров).
Только незначительная часть организаций эффективно работает по привлечению и закреплению специалистов. Так, в ОАО "СКДМ" реализуется корпоративная программа обеспечения жильем работников предприятия, которая предусматривает выделение денежных средств посредством беспроцентного займа. С целью ускорения процесса адаптации вновь поступающих работников, изучения технологических процессов, специфики производства, закрепления профессиональных навыков, повышения качества выпускаемой продукции на предприятии внедрена система наставничества; действует система поддержки молодых специалистов, успешно прошедших стажировки (дотация на питание, оплата иногородним специалистам аренды квартиры, добровольное медицинское страхование, оплата проездного документа, выплата по истечении пяти лет с момента заключения договора вознаграждения и др.). В ОАО "СКДМ" функционирует спортивный комплекс с тренажерами и спортивными снарядами, залом для аэробики, теннисным столом; для объединения работающей молодежи, проведения досуга, занятия спортом действует молодежная организация.
В ряде организаций предоставляется возможность обучения без отрыва от производства (ОАО "Головное ХППАП Бюро", ООО "Стройиндустрия", ГУП ВО "Вологдаоблстройзаказчик", филиал ОАО "Мостстрой N 6" и Мостоотряд N 61, ОАО "Череповецпромстрой" и др.).
5. Образовательное учреждение и организация-работодатель слабо информированы о проблемах функционирования и перспективах развития друг друга, о задачах развития отрасли в целом.
6. Кадровые службы ряда организаций формально относятся к планированию перспектив развития, подбору кадров, повышению квалификации и к аттестации.
Строительное сообщество с 1 января 2010 года перешло на саморегулирование. В области успешно осуществляется процесс вступления строительных предприятий в саморегулируемые организации (далее - СРО). Несмотря на то, что финансовое положение многих строительных компаний подорвал кризис, несмотря на объективные сложности, организации стараются изыскать средства для вступления в СРО, данный процесс идет непрерывно. В области созданы два некоммерческих партнерства: "Саморегулируемая организация "Строительный комплекс Вологодчины", состоящая из 177 организаций, и "Саморегулируемая организация "Проектные организации Северо-Запада", состоящая из 94 организаций. Кроме того, на территории области осуществляют свою деятельность порядка 15-ти филиалов и представительств СРО (строители, проектировщики, изыскатели) из других регионов России: Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Саратовской, Архангельской областей.
Актуализируется проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов. В соответствии с законодательством одним из требований для получения допуска саморегулируемой организации является наличие квалифицированных кадров и повышение квалификации в области строительства руководителями, специалистами и руководителями структурных подразделений не реже 1 раз в 5 лет. На территории области аккредитацию в Национальном объединении строителей прошли три учебных заведения: Вологодский государственный технический университет, Череповецкий государственный университет, Частное образовательное учреждение повышения квалификации Региональный образовательный центр "Фелиция".
В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды для создания конкурентных преимуществ руководителям организаций строительства необходимо использовать новые подходы к управлению трудовыми ресурсами. Следовательно, качественное и своевременное обучение руководителей строительных организаций вопросам охраны труда, созданию безопасных и комфортных условий труда - немаловажная задача.
По имеющейся информации от организаций, оказывающих услуги по обучению охране труда, ежегодно обучение вопросам охраны труда проходят в среднем 200 руководителей и специалистов строительной отрасли, при этом количество работающих, которые обязаны проходить обучение по охране труда один раз в 3 года, в отрасли значительно больше.
7. Отсутствует координация деятельности между объединениями строителей г. Череповца и г. Вологды, что препятствует выработке общих подходов в подготовке кадров, объединению усилий (более 90% строительных организаций области относятся к субъектам малого предпринимательства).
В целях решения проблем в сфере подготовки кадров для строительной отрасли в области в 2008 - 2010 годах было осуществлено следующее:
реализовывалась областная целевая программа "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Вологодской области, в 2010 году", в рамках которой выделяются средства на организацию общественных работ, опережающего профессионального обучения, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой массового увольнения, стажировки выпускников. В период 2009 - 2010 годов участие в данной целевой программе приняли порядка 5055 человек (94 организации строительной отрасли области, в том числе 78 строительных организаций и 16 предприятий стройиндустрии). Организациями было заключено 220 договоров со службой занятости о частичном возмещении затрат на заработную плату. В 2011 году работа в рамках долгосрочной целевой программы продолжена, планируемое количество участников - 220 человек (13 предприятий строительной отрасли, в том числе: строительных организаций - 9, предприятий стройиндустрии - 4). По состоянию за 1 апреля 2011 года приняли участие в программе 82 человека, организациями со службой занятости заключено 22 договора;
В рамках работы областного государственно-общественного координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, утвержденного постановлением Правительства области от 9 апреля 2007 года N 487, (далее - областной Совет) отрабатывался механизм формирования прогнозной потребности в кадрах, заказа на подготовку кадров с участием крупных и средних организаций-работодателей г. Вологды и г. Череповца, в том числе и по строительной отрасли; на основе полученной информации были скорректированы объемы подготовки в учреждениях образования строительного профиля в 2010 году. По итогам работы областного Совета по подготовке кадров внесены изменения в порядки формирования социального заказа и контрольные цифры приема в учреждения профессионального образования, утвержденные постановлениями Правительства области в 2004 - 2005 годах. С 2011 года социальный заказ формируется на 3 года и ежегодно будет корректироваться (5). В настоящее время Департаментом труда и занятости населения области разрабатывается порядок прогнозирования занятости населения;
создана законодательная база для организации государственно-частного партнерства: законом области от 29 декабря 2010 года N 2446-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области" введена норма о базовой организации учреждения профессионального образования. Ведется работа по заключению договоров на подготовку кадров для строительных организаций, которые обеспечат более эффективное сотрудничество организаций и учебных заведений, начиная с вопросов профориентации, набора и заканчивая вопросами трудоустройства и закрепления выпускников; рассматривается вопрос о стимулировании работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования посредством налоговых преференций;
в соответствии с рекомендациями отраслевых и муниципальных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов Департаментом образования области проведена частичная оптимизация профилей и объемов подготовки по строительным профессиям и специальностям;
определены мероприятия по реструктуризации сети учреждений, готовящих кадры для строительной отрасли, в целях обеспечения непрерывного профессионального образования, открытия ресурсных центров;
ведется разработка новых образовательных программ с учетом требований работодателей в рамках введения новых образовательных стандартов с 2011 года;
региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей области" совместно с Департаментом развития муниципальных образований области начата работа по объединению строительных организаций в единую ассоциацию.
Таким образом, в области ведется целенаправленная работа по созданию условий для кадрового обеспечения строительной отрасли. Проблема совершенствования кадрового потенциала является определяющим фактором успеха реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года (постановление Правительства области от 28 июня 2010 года N 739), Стратегии развития строительного комплекса Вологодской области до 2020 года (постановление Правительства области от 27 декабря 2010 года N 1565), Программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах" (постановление Правительства области от 25 мая 2011 года N 578).
Для решения вышеназванных проблем и обеспечения достаточного количества рабочих и специалистов для строительной отрасли необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Прежде всего, учитывая недостаточную эффективность взаимодействия структур, участвующих в подготовке кадров строителей, представляется важным усиление координирующей роли органов исполнительной власти области. Для решения поставленных задач создан отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса (далее - отраслевой Совет), который обеспечит формирование единой региональной кадровой политики в строительстве, гарантирующей качество подготовки рабочих и специалистов всех уровней и их востребованность на производстве.
Подготовка необходимого количества рабочих и специалистов будет обеспечена в рамках имеющейся сети учреждений профессионального образования при организации эффективного сетевого взаимодействия. В городах Вологде и Череповце будут созданы многоуровневые учреждения среднего профессионального образования строительного профиля, будет обеспечено укрепление их материальной базы, повышение квалификации кадров и обновление содержания образования. В 2011 году ПУ N 8 (г. Череповец) преобразовано в строительный техникум, ПУ N 29 (г. Вологда) объединено с Вологодским строительным колледжем. На базе данных учреждений будут созданы высокотехнологичные ресурсные центры, которые будут обеспечивать профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по рабочим профессиям. Получит развитие строительное направление в ПУ N 10 (г. Сокол), где также открывается в 2011-2012 учебном году ресурсный центр по деревообработке. Будет развиваться строительное направление в многоуровневых учебных заведениях в городах Тотьме и Великом Устюге.
Будут выстроены образовательные цепочки учреждений СПО, ВУЗов и учреждений дополнительного профессионального образования и организаций (совместное использование материальных, методических, кадровых ресурсов при реализации гибких образовательных программ с участием работодателей). В отраслевых учебных заведениях планируется подготовка специалистов смежных профессий, продиктованная требованиями современного рынка труда, модернизацией технологий и производств, появлением новых профессий, а также новых компетенций в рамках существующих профессий.
Существенно скорректировать практическую направленность учебного процесса с ориентацией на предприятия позволит и новая организационно-правовая форма управления образовательными учреждениями среднего и начального профессионального образования - государственно-частное партнерство, включающая заключение целевых договоров на подготовку кадров, использование различных моделей софинансирования обучения слушателей за счет бюджетных и внебюджетных источников, привлечения внебюджетных средств на цели развития учебных заведений.
Планируется открытие новых профессий НПО, специальностей СПО и ВПО в соответствии с кадровой потребностью отдельных муниципальных образований, в которых будет активно осуществляться жилищное строительство:
1) профессии НПО: "Мастер сухого строительства" (г. Вологда, г. Череповец), "Мастер общестроительных работ" и "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ" (г. Великий Устюг);
2) специальности СПО: "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" (г. Череповец); "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", (НПО/СПО, г. Великий Устюг);
3) специальности ВПО: "Строительство уникальных зданий и сооружений" (г. Череповец); "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей", "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей", "Пожарная безопасность" (г. Вологда) и др.
Образовательные программы по данным профессиям и специальностям будут разрабатываться с учетом требований работодателей, современных технологий.
Оперативное обеспечение задач жилищного строительства планируется обеспечить через систему дополнительного профессионального образования (ресурсные центры учреждений профессионального образования и организации, обеспечивающие повышение квалификации и переподготовку кадров (учебные центры)). Подготовка необходимых кадров здесь осуществляется в короткие сроки (от 1 месяца), нет стандартов, есть требования к учебным программам, что позволит системе дополнительного профессионального образования выполнять функцию опережающей подготовки, оперативно реагировать на потребности строительных организаций. Будет создана база данных и система мониторинга для регулирования отраслевой системы профессионального образования. В ресурсных центрах будет открыта подготовка по наиболее востребованным программам дополнительного профессионального образования: арматурщик, бетонщик, стекольщик, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, кровельщик по стальным кровлям (срок подготовки 1-3 месяца). Также особое внимание будет уделено вопросам аттестации кадров и проблемам охраны труда.
Основные риски реализации программы
Использование программно-целевого метода основано на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенных целей.
В тоже время использование этого метода связано с определенными рисками:
риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования программных мероприятий в процессе их реализации;
риски, связанные со сложностями в управлении программы, отсутствием необходимой координации.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы, мониторинг хода реализации мероприятий Программы и своевременная корректировка действий.
Необходимо проведение информационных и профориентационных кампаний, мероприятий, направленных на закрепление кадрового состава организаций.
Имеющиеся проблемы в подготовке кадров могут быть решены только совместными усилиями учебных заведений, работодателей, органов власти и местного самоуправления при использовании программно-целевого метода, что обеспечит создание условий для максимально эффективного решения задач жилищного строительства.
Кадровая политика в строительном комплексе по своей важности и актуальности является национальным вопросом. Решение вопросов кадрового обеспечения строительного комплекса, его совершенствования путем реализации мероприятий Подпрограммы позволят:
отработать взаимодействие всех социальных партнеров в вопросах учета, планирования и развития кадров, регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;
повысить качественный состав руководителей и специалистов, уровень их профессиональной подготовленности к решению организационных и производственных задач в современных условиях, готовность к работе на перспективу;
своевременно принимать обоснованные решения по оптимизации действующей системы профессионального образования области;
регулировать структуру профобразования с учетом реальных потребностей рынка труда;
повысить заинтересованность работодателей в решении кадровых вопросов;
усилить профориентационную и информационную работу среди населения.
Все это является необходимыми условиями для создания в области целостной системы подготовки кадров, позволяющей удовлетворить потребности строительных организаций с учетом перспектив социально-экономического развития области.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели Подпрограммы
2.1. Основные цели и задачи Подпрограммы
Цель реализации Подпрограммы - кадровое обеспечение задач строительства программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах".
Для достижения обозначенной цели Подпрограммы требуется решение следующих задач:
организация мониторинга кадровых потребностей строительной отрасли и развитие механизмов взаимодействия системы профессионального образования с работодателями в части формирования заказа на подготовку кадров;
создание эффективной модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей необходимые темпы и объемы подготовки специалистов, решающих задачи жилищного строительства;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации работников строительной отрасли, педагогических работников и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;
организация и совершенствование работы служб управления персоналом строительного комплекса;
формирование оптимальной организации ресурсов учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров для строительной отрасли;
организация мониторинга и оценка реализации Подпрограммы.
2.2. Сроки и этапы реализации Подпрограммы.
Сроки реализации Подпрограммы - 2011 - 2015 годы.
Этапы реализации Подпрограммы:
первый этап - 2011 год;
второй этап - 2012 - 2015 годы.
I этап (2011 год) - подготовительный этап, предусматривающий реализацию мер, направленных на совершенствование нормативно-правового обеспечения процесса подготовки кадров, в частности разработка и утверждение порядка прогнозирования занятости населения, порядка размещения государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов.
Кроме того, задачей I этапа Подпрограммы станет организация работы созданного в 2011 году отраслевого Совета.
На II этапе (2012 - 2015 годы) приоритетными будут являться мероприятия методического, организационного и информационного обеспечения, содействующие кадровому обеспечению отрасли:
осуществление постоянного взаимодействия органов власти, организаций строительной отрасли и учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках деятельности областного Совета;
создание оптимальной структуры сети учреждений образования строительного профиля, формирование базы данных об учебных заведениях, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для строительной отрасли;
создание системы мониторинга и баз данных для регулирования отраслевой системы профессионального образования.
Будут реализовываться мероприятия, направленные на организацию информационных и профориентационных кампаний.
Учитывая отдельные отраслевые специфики и особенности работ в исследуемой сфере, допускается как последовательная, так и параллельная реализация ряда мероприятий Подпрограммы.
2.3. Целевые показатели
Система целевых показателей реализации Подпрограммы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить кадровое обеспечение строительной отрасли Вологодской области, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Подпрограммы и к концу планируемого периода.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы будет ежегодно производиться на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Подпрограммы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Подпрограммой предусматриваются следующие целевые показатели по основным направлениям реализации Подпрограммы:
наличие в Вологодской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности (с разбивкой по уровню образования);
расчетная потребность в специалистах строительных специальностей (с разбивкой по уровню образования) в Вологодской области;
годовой объем выпуска специалистов (человек) из учебных учреждений (с разбивкой по уровню образования);
количество учебных заведений в Вологодской области, выпускающих специалистов строительных специальностей (с разбивкой по годам, уровню образования и подчиненности).
Для каждого из показателей в Подпрограмме установлено целевое значение на 2015 год и промежуточные значения на период с 2011 по 2015 год.
Количественные индикаторы Подпрограммы
Для выполнения поставленных задач, исходя из значений показателя ежегодного объема ввода жилья в Вологодской области, необходимости выполнения мероприятий федерально-целевых программ в области строительства, наличия на рынке труда задействованных специалистов строительных специальностей, а также ожидаемого увеличения количества специалистов за счет выпускников профессиональных учебных заведений, рассчитана потребность в специалистах на среднесрочную перспективу 2011 - 2015 годов и запланированы показатели дополнительной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей.
Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса области Ккорс
Индикаторы Ккорс характеризуют общую и по категориям персонала кадровую обеспеченность планируемых объемов капитального строительства в динамике по годам.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем ввода жилья (кв. м.) |
504 000 |
534 000 |
566 000 |
651 000 |
785 000 |
Общее количество персонала организаций, занятых в строительной отрасли |
21624 |
24370 |
27772 |
31861 |
36674 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство, в том числе: |
10773 |
12141 |
13836 |
15873 |
18271 |
специалисты |
1265 |
1362 |
1457 |
1548 |
1640 |
линейный персонал |
1095 |
1255 |
1423 |
1598 |
1792 |
рабочие |
8413 |
9524 |
10956 |
12727 |
14839 |
К корс I |
47 |
44 |
41 |
41 |
43 |
К корс специалисты |
398 |
392 |
389 |
421 |
479 |
К корс линейный персонал |
460 |
426 |
398 |
407 |
438 |
К корс рабочие |
60 |
56 |
52 |
51 |
53 |
_____________________________
5. Постановление Правительства области от 8 ноября 2010 года N 1277 "О порядках формирования социального заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области";
постановление Правительства области от 27 декабря 2005 года N 1371 "О порядке определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств областного бюджета в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования" (с последующими изменениями).
Индикатор кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Ккорс к 2015 году достигнет 42 единиц, что обусловлено увеличением объемов капитального строительства и количеством персонала организаций, осуществляющих строительство.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп
Индикатор Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала в динамике по годам.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Специалисты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Рабочие |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,2 |
9,0 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп по категории "рабочие" к 2015 году достигнет 9 единиц, что обусловлено увеличением количества рабочих и специалистов, осуществляющих строительство.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо
Индикатор Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала в динамике по годам.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Высшее профессиональное образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Среднее профессиональное образование |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Начальное профессиональное образование |
4,2 |
4,4 |
4,7 |
5,2 |
5,7 |
Без профессионального образования |
2,5 |
2,6 |
2,8 |
3,0 |
3,3 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо по уровню "начальное профессиональное образование" к 2015 году достигнет 5,7 единицы, что обусловлено увеличением объемов капитального строительства и, следовательно, увеличением потребности в специалистах.
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр
Индикатор Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы в динамике по годам.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Специалисты |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Линейный персонал |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
Рабочие |
0,16 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр по категории "рабочие" к 2015 году снизится на 0,1 единицы, что обусловлено значительным увеличением количества рабочих, осуществляющих строительство и незначительным увеличением количества трудовых мигрантов.
III. Мероприятия Подпрограммы
Для достижения установленных целевых показателей подпрограммы необходима реализация комплекса мер, направленных на обеспечение строительного комплекса области управленческими кадрами, специалистами и рабочими кадрами, уровень профессиональной подготовки которых должен соответствовать современному и перспективному развитию отрасли. Выполнение Подпрограммы будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий (приложение 3 к Подпрограмме).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
На создание ресурсных центров областных учреждений профессионального образования, открытие новых направлений подготовки запланированы средства в рамках долгосрочной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования в Вологодской области в 2011 - 2015 годах", долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация г. Сокола Вологодской области" на 2010 - 2012 годы (средства областного бюджета) в общем объеме 38 000,0 тыс. рублей, средства организаций (предприятий), осуществляющих деятельность в сфере жилищного строительства, в рамках реализации планов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников и средства учреждений дополнительного профессионального образования в рамках планов формирования обучающейся базы - 33 627 тыс. рублей.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет всех источников составляет 71 627 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении 4 к Подпрограмме.
V. Управление реализацией (механизм) Подпрограммы
Текущее управление реализацией Подпрограммы осуществляется государственным заказчиком Подпрограммы - Департаментом развития муниципальных образований области.
Начальник Департамента развития муниципальных образований области, заместитель Губернатора области является руководителем Подпрограммы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Подпрограммы.
Координацию взаимодействия при реализации на территории области Подпрограммы с государственными образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования Вологодской области, осуществляющими подготовку кадров для строительной отрасли, с органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, научными и общественными организациями, работодателями и другими социальными партнерами осуществляет областной Совет.
Реализация Подпрограммы предусматривает участие органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления.
По соответствующим мероприятиям Подпрограммы ответственными органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления области осуществляются следующие функции:
- проведение предусмотренных Подпрограммой мероприятий, осуществление их мониторинга и оценки эффективности их реализации;
- представление государственному заказчику ответов о ходе реализации Подпрограммы.
VI. Контроль за ходом реализации Подпрограммы
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется Департаментом развития муниципальных образований области и Департаментом образования области.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Подпрограммы заказчик-координатор Подпрограммы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет департаменту экономики Правительства области, контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий Подпрограммы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем.
Основная концепция, результаты реализации, разъяснения положений и механизмов Подпрограммы, иная информация для органов местного самоуправления муниципальных образований области, инвесторов, организаций строительного комплекса, граждан размещается на официальном сайте Правительства Вологодской области www.vologda-oblast.ru, сайте Департамента развития муниципальных образований области www.depregion.ru и сайтах ответственных исполнителей Подпрограммы.
Предусматривается публикация соответствующих информационных, методических и анонсных материалов в средствах массовой информации.
Обеспечение публичности (открытости) условий участия исполнителей в мероприятиях Подпрограммы, а также информация о проводимых торгах и критериях определения победителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований области направляют в Департамент развития муниципальных образований области отчеты о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы, за выполнение которых они являются ответственными, раз в полугодие к 10 февраля и 10 июля.
VII. Оценка результатов реализации (социально-экономическая и экологическая эффективность) Подпрограммы
Социальная эффективность Подпрограммы определяется достижением значений целевых показателей. Методика оценки эффективности Подпрограммы приведена в приложении 5 к Подпрограмме.
Реализация основных мероприятий позволит:
создать для строительных организаций минимально необходимые условия для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении;
организовать систему непрерывной подготовки кадров строительного комплекса, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций;
модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений и даст возможность улучшить качество подготовки специалистов, квалифицированных рабочих кадров;
увеличить приток специалистов и рабочих кадров, повысить уровень их закрепления в организациях строительного комплекса;
обеспечить трудовыми ресурсами внедряемые современные технологии, технику, повысить профессиональную востребованность молодежи.
Информационное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы позволит комплексно отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в строительстве, находить и рекомендовать пути ее оздоровления на конкретных положительных примерах работы строительных организаций.
Ожидаемые от реализации мероприятий результаты позволят строительному комплексу области добиться стабилизации и последующего жилищного строительства.
По прогнозным оценкам, к концу 2015 года реализация мероприятий Подпрограммы позволит увеличить инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах к 2010 году в 1,5 раза (таблица 8).
Таблица 8
|
Ед.измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
прогнозные данные | ||||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд. рублей |
64,6 |
80,2 |
95,5 |
114,0 |
122,5 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,2 |
115,0 |
110,2 |
111,6 |
102,3 |
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности строительство |
млрд. рублей |
30,2 |
33,4 |
37,5 |
45,0 |
48,2 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,4 |
102,4 |
104,3 |
112,2 |
102,0 |
Приложение 1
к Подпрограмме
Перечень целевых показателей Подпрограммы
N |
Наименование целевого показателя |
Общее значение целевого показателя |
Значение целевых показателей по годам реализации Региональной подпрограммы |
Примечание |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Годовой объем ввода жилья (тыс. кв. метров общей площади жилья/количество жилых квартир, ед.) |
3040/43 477 |
504/7 283 |
534/7 672 |
566/8 085 |
651/9 223 |
785/11 214 |
|
в том числе жилья эконом-класса (тыс. кв. метров общей площади жилья/количество жилых квартир, ед.) |
1 515/30 384 |
196/3 630 |
230/5 750 |
260/5 652 |
358/6 630 |
471/8 722 |
|
|
малоэтажного жилья, в том числе индивидуального жилищного строительства (тыс. кв. метров общей площади жилья/количество жилых квартир, ед), |
1569/21 037 |
216/2 919 |
240/3 221 |
277/3 693 |
365/4 890 |
471/6 314 |
|
|
многоэтажного жилья (квадратных метров общей площади жилья/количество жилых квартир, ед.) |
1471/22 400 |
288/4 364 |
294/4 451 |
289/4 392 |
286/4 333 |
314/4 900 |
|
|
1 |
Наличие в Вологодской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности (человек), в том числе: |
- |
10773 |
12141 |
13836 |
15873 |
18271 |
|
НПО |
- |
7158 |
8067 |
9192 |
10546 |
12139 |
|
|
СПО |
- |
1476 |
1663 |
1896 |
2175 |
2504 |
|
|
ВПО |
- |
2139 |
2411 |
2748 |
3152 |
3628 |
|
|
2 |
Расчетная потребность в специалистах строительных специальностей в Вологодской области (человек), в том числе: |
- |
10830 |
13598 |
15623 |
17936 |
20859 |
|
НПО |
- |
7509 |
9494 |
11070 |
12959 |
15373 |
|
|
СПО |
- |
1541 |
1968 |
2250 |
2528 |
2864 |
|
|
ВПО |
- |
1780 |
2136 |
2303 |
2449 |
2622 |
|
|
3 |
Годовой объем выпуска специалистов в Вологодской области (человек), |
5953 |
1234 |
1189 |
1147 |
1277 |
1106 |
|
в том числе | ||||||||
НПО (очно) |
2071 |
478 |
394 |
384 |
420 |
395 |
|
|
СПО, |
1244 |
262 |
248 |
214 |
262 |
258 |
|
|
в том числе: | ||||||||
очно |
859 |
106 |
193 |
166 |
201 |
193 |
|
|
заочно |
385 |
156 |
55 |
48 |
61 |
65 |
|
|
ВПО, |
2638 |
494 |
547 |
549 |
595 |
453 |
|
|
в том числе: | ||||||||
|
очно |
1639 |
333 |
304 |
298 |
348 |
356 |
|
|
заочно |
889 |
157 |
192 |
230 |
213 |
97 |
|
|
очно-заочно |
110 |
4 |
51 |
21 |
34 |
- |
|
3.1. |
Дополнительное профессиональное образование в Вологодской области (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) |
21631 |
3747 |
4053 |
4244 |
4275 |
5312 |
|
4 |
Количество учебных заведений в Вологодской области (с разбивкой по годам, по уровню образования и подчиненности) |
- |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
|
|
Учреждения НПО областного подчинения |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Учреждения СПО областного подчинения (бюджетные ОУ) |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
Учреждения ВПО федерального подчинения |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Учреждения дополнительного профессионального образования, в том числе (ГОУ, ЧНО, ОАО, АНО) |
|
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
5 |
Количество иностранных работников, занятых в строительстве жилья в Вологодской области |
- |
2191 |
2362 |
2452 |
1775 |
1418 |
|
Приложение 2
к Подпрограмме
Методика расчета потребности в специалистах в зависимости от объема, видов и характеристик возводимых объектов
I. Общие положения
Настоящая Методика предназначена для расчета потребности в специалистах в зависимости от объема, видов и характеристик возводимых объектов для реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах".
II. Основные показатели методики
2.1. Основным методом определения потребности в специалистах является аналитически-нормативный. Он предполагает анализ конкретного трудового процесса, нормирование трудоемкости работ по каждой группе специалистов и на этой основе установление потребности в специалистах. Методика расчета основана на показателях долгосрочных целевых программ, действующих на территории Вологодской области, на объектах-аналогах, нормативных документах на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и данных, представленных организациями строительного комплекса области.
2.1.1. Согласно программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011 - 2015 годах" прогнозируемый объем ввода жилья в 2011 - 2015 годах составит 2904 тыс. кв. метров. В ходе выполнения мероприятий Программы к 2015 году предполагается достичь следующих показателей:
обеспечение объема ввода жилья до 763 тыс. кв. метров, в том числе индивидуального жилья в объеме 340 тыс. кв. метров;
увеличение доли строительства жилья экономического класса до 55%;
увеличение доли малоэтажного жилищного строительства до 47% от общего объема вводимого в области жилья.
2.1.2. На основе объектов-аналогов, введенных в эксплуатацию на территории области в последние годы, определяется количество специалистов, которые участвовали в проектных, строительных, монтажных, ремонтно-строительных работах. При выборе объектов-аналогов обеспечивалось максимальное соответствие характеристик объектов планируемых построить в ходе реализации долгосрочных целевых программ и объектов-аналогов по производственно-техническому, функциональному назначению и конструктивному исполнению.
2.1.3. Нормативная трудоемкость на выполнение строительно-монтажных работ принята согласно типовым технологическим картам на строительно-монтажные работы. Технологические карты разработаны согласно существующим СНиПам и ГОСТам на строительные процессы. Организационно-технологические решения, принимаемые за основу при разработке технологических карт, призваны обеспечивать высокое качество, безопасность и безаварийность выполнения работ в соответствии с требованиями действующих норм и правил строительного производства.
2.1.4. В определении потребности в специалистах учтены данные, представленные организациями строительного комплекса области, а именно:
графики производства строительно-монтажных работ на объектах- аналогах;
данные о кадровой структуре предприятий;
нормы трудозатрат при выпуске материалов для строительной индустрии.
III. Алгоритм расчета потребности в специалистах
3.1. Определение годовых объемов строительных процессов
, где:
Vгод - годовой объем строительного процесса (кв. м, куб. м, т и т.д.);
Vпрогр. - годовой показатель, заложенный в региональной программе (кв. м. жилья, км. дорог и т.д.);
Vо-а - объем строительного процесса по объекту-аналогу (кв. м., куб. м.,т и т.д.);
S - показатель, характеризующий объект-аналог (кв. м., п.м., км.).
3.2. Определение потребности в специалистах для реализации показателей, заложенных в долгосрочных целевых программах, в полном объеме и в сроки, указанные в программах
Для определения потребности в трудовых ресурсах используется аналитически-нормативный подход:
, где:
Пч - потребность специалистов соответствующего направления (чел.);
Vгод - годовой объем строительного процесса (кв. м. ,куб. м. , т и т.д.);
Нр - норма расхода трудового ресурса, определяемая на основе типовых технологических карт рабочих процессов на типовые технологии строительного производства и устройство основных конструктивных элементов зданий и сооружений, и графиков производства строительных работ, представленных подрядными организациями (чел.час./кв. м. , куб. м. , м.п.).
t - количество рабочих часов в году (час.).
Условный пример расчета
Исходные данные:
Vпрогр = 100000 кв. м. (общая площадь ввода малоэтажного кирпичного жилья на 2011 год согласно программе развития жилищного строительства);
S=100 кв. м. (общая площадь объекта-аналога);
Vо-а=75 куб. м. (объем кирпичной кладки согласно проектной документации объекта-аналога).
t = 1981 час (количество рабочих часов в 2011 году)
1. Определяем годовой объем кладки:
2. Определяем потребность каменщиков, необходимых для реализации программы строительства малоэтажного кирпичного жилья:
Согласно технологической карте на каменные работы N 3.01.01.03 трудозатраты каменщика на 1 куб. м кладки составляют Нр = 3,78 чел. час/куб. м.
Приложение 3
к Подпрограмме
План мероприятий Подпрограммы
N |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
Раздел I. Мероприятия нормативно-правового обеспечения | |||
1.1. |
Разработка и утверждение порядка прогнозирования занятости населения |
2011 г. |
Департамент труда и занятости населения области, департамент экономики Правительства области |
1.2. |
Разработка и утверждение порядка размещения государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов |
2011 - 2012 г. |
Департамент образования области |
Раздел II. Мероприятия методического обеспечения | |||
2.1. |
Подготовка предложений для оптимизации перечня профессий и специальностей в профессиональных учреждениях, необходимых для современного строительного комплекса, в том числе решения задач жилищного строительства |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса, Департамент образования области, образовательные учреждения (НПО, СПО, ВПО), организации строительной отрасли |
2.2. |
Разработка и введение новых программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов по направлениям жилищного строительства |
2011 - 2015 гг. |
Департамент образования области; |
образовательные учреждения (НПО, СПО, ВПО), учреждения дополнительного профессионального образования | |||
2.3. |
Разработка методики и определение потребности в специалистах строительной отрасли |
2011 г. |
Департамент развития муниципальных образований области, организации строительной отрасли |
Раздел III. Мероприятия организационного и информационного обеспечения | |||
3.1. |
Организация работы областного государственно-общественного координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса |
2011 г. |
Департамент развития муниципальных образований области |
3.2. |
Сбор и уточнение информации о потребности в кадрах для решения задач строительства. Создание информационного банка резерва кадров строительных профессий с целью координированного госзаказа по недостающим профессиям и специальностям в системе профессионального обучения области |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса, Департамент развития муниципальных образований области, Департамент социальной защиты населения области, организации строительной отрасли |
3.3. |
Формирование контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования на основе прогнозной потребности в кадрах |
2012 г. |
Департамент образования области |
3.4. |
Формирование базы данных об учебных заведениях, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Создание системы мониторинга и баз данных для регулирования отраслевой системы профессионального образования |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса |
3.5. |
Оптимизация отраслевых учреждений профессионального образования всех уровней (создание многоуровневых учебных заведений СПО через объединение учреждений НПО и СПО и повышение статуса учреждений НПО) |
2011 - 2012 гг. |
Департамент образования области, |
Департамент развития муниципальных образований области | |||
3.6. |
Создание ресурсных центров профессионального образования строительного профиля на базе БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж" (г. Вологда) и БОУ НПО ВО "Профессиональное училище N 10" (г. Сокол), БОУ СПО ВО "Череповецкий |
2011 - 2013 гг. |
Департамент образования области |
3.7. |
Формирование механизма отраслевого стратегического партнерства, развитие договорных отношений на подготовку кадров |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса |
3.8. |
Организация информационных и профориентационных кампаний. Повышение привлекательности строительной профессии через проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса, Департамент развития муниципальных образований области, Департамент образования области, Департамент труда и занятости населения области |
3.9 |
Формирование эффективной системы аттестации кадров |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса |
3.10. |
Информирование об организациях, оказывающих услуги по охране труда |
2011 - 2015 гг. |
Отраслевой государственно-общественный Совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса |
Приложение 4
к Подпрограмме
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
N |
Направление финансирования |
Объемы финансирования, (тыс. рублей) |
|||||
Всего |
2011 год |
2012 год. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
|
Общий объем финансирования Подпрограммы, |
71 627 |
5 314 |
24 091 |
16 576 |
17 427 |
8 219 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
средства областного бюджета * |
38 000,0 |
- |
18 000,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
- |
|
средства местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные источники (средства организаций (предприятий), осуществляющих деятельность в сфере жилищного строительства, в рамках реализации планов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников и средства учреждений дополнительного образования в рамках планов формирования образовательной базы) |
33 627 |
5 314 |
6 091 |
6 576 |
7 427 |
8 219 |
_____________________________
* в рамках долгосрочной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования в Вологодской области в 2011 - 2015 годах", долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация г. Сокола Вологодской области" на 2010 - 2012 годы.
Приложение 5
к Подпрограмме
Методика оценки эффективности Подпрограммы
Эффективность Подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства Вологодской области в 2011 - 2015 годах" оценивается на основании фактических количественных оценок целевых показателей (приложение 1 к Подпрограмме) ежегодно в процентах по следующей формуле:
, где:
n - количество целевых индикаторов;
- планируемое значение i-го целевого индикатора;
- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.
При подпрограмма признается эффективной.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 21 октября 2011 г. N 1339 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.