Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 26 июня 2006 г. N 609 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Вологодской области
от 16 апреля 2004 г. N 380
Основные положения концепции
Стратегии социально-экономического развития Вологодской области
на долгосрочную перспективу
12 июля 2004 г., 26 февраля, 26 июня 2006 г.
Стратегию социально-экономического развития региона можно выработать
и успешно реализовать только при конструктивном взаимодействии
государственной власти, предпринимательства и общества
Проводимая в последние годы в Вологодской области экономическая политика позволила решить значительное число первоочередных проблем.
Этому способствовали:
- разработка (1998 год) и реализация Концепции "Основные направления развития Вологодской области";
- принятие перспективных целевых программ развития;
- разработка региональных налоговых законов, предусматривающих целевое предоставление налоговых льгот;
- устранение избыточного административного давления на бизнес, введение в области единого налога на вмененный доход с установлением оптимальных ставок налога, что позитивно сказалось как на развитии бизнеса,так и на объеме собираемых налогов.
В результате:
произошли значительные сдвиги в развитии отраслей промышленности - за 1998-2003 годы объем промышленного производства по области в сопоставимых ценах увеличился более чем на 30%;
- стабилизирована работа сельского хозяйства (начиная с 1999 года отрасль прибыльна);
- в социальной сфере также произошли ощутимые сдвиги к лучшему - область входит в число 23-х регионов России с наиболее высоким уровнемзаработной платы, постоянно принимаются меры в отношении увеличения оплаты труда работникам социальной сферы, снизился уровень безработицы.
Улучшение ситуации в экономике - это не только удачное стечение внешних и внутренних обстоятельств, но и результат четко продуманной поступательной стратегии развития региона.
Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться область, свидетельствуют о недостаточной устойчивости роста экономики, так как моноструктурная промышленность региона не позволяет рассчитывать на устойчивые тренды экономического развития. На долю черной металлургии приходится (%):
2003 год | |
- в объеме производства | 62 |
- в экспорте | 70 |
- в объеме инвестиций | 50 |
- в стоимости основных фондов | 44 |
- в объеме прибыли | 91 |
- в численности работающих | 30 |
- в налоговых поступлениях во все уровни бюджетов |
61 |
В итоге конъюнктурные колебания на рынках черных металлов отражаются на результатах работы предприятий, а соответственно и на налоговых платежах. Поэтому на первый план выходит необходимость ускорения диверсификации структуры промышленности, увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в других отраслях экономики.
Еще одна проблема, требующая решения, - это повышение конкурентоспособности экономики региона, для чего необходимы:
- рост внутреннего потребления;
- рост качества и эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда);
- повышение конкурентоспособности "человеческого капитала", в том числе формирование системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной сохранять и повышать уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.
Таким образом, по мере решения первоочередных задач выявились более глубокие ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.
В целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям и решения новых и старых проблем разработана данная концепция Стратегии, являющаяся логическим продолжением реализовывавшейся в 1998-2002 годах Концепции.
Главной целью концепции Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу является обеспечение стабильного улучшения уровня жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики области.
Указанная цель будет достигаться посредством решения задач по обеспечению:
- создания комфортных зон для развития бизнеса на территории области;
- активизации среднего класса;
- реального развития сектора малого и среднего бизнеса;
- стимулирования внутреннего спроса и привлечения в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения;
- устойчивого экономического роста на основе диверсификации экономики, привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инновационного сектора;
- формирования благоприятного социального климата;
- мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и развития необходимой инфраструктуры;
- проведения предсказуемой, стабильной социально-экономической политики.
В рамках проведенной идентификации перспективных проблем и возможностей определены сценарии развития экономики области на среднесрочную перспективу, включающие четыре основных варианта, которые могут быть наиболее приемлемыми и реально выполнимыми в существующих экономических условиях и в перспективе.
Вариант 1 "Умеренно-консервативный"
В экономике области сложились мощные интегрированные бизнес-группы, которые являются также крупнейшими и устойчивыми налогоплательщиками. Некоторые из них являются уже транснациональными корпорациями западного типа, которые имеют свои стратегии и реализуют их в соответствии со своими планами. При этом задача власти - обеспечивать стабильность проводимой социально-экономической политики.
Основой предлагаемого варианта является избежание резких перемен. Сложилось социальное согласие в треугольнике "власть - бизнес - общество", и его надо сохранить.
Расчет строится на том, что за последние несколько лет основные бизнес-группы структурировались, закрепились, позиционируются как успешно функционирующие в рамках существующей российской экономики. Это, в свою очередь, позволяет надеяться на то, что налоговые поступления в бюджет будут обеспечиваться и минимально необходимые потребности общества власть сможет удовлетворять и далее. Риски - минимальные. Достижимость - высокая.
SWOT-анализ варианта "Умеренно-консервативный"
S (сильные стороны):
- полная согласованность действий с федеральным центром;
- развитые формальные и неформальные институты партнерства - согласованные действия и конструктивное сотрудничество с региональным бизнес-сообществом позволят решать вопросы социально-экономического развития области и далее;
- низкие социальные и политические риски;
- вариант спокойный, понятный, достижимый, позволяющий иметь стабильную поддержку населения.
W (слабые стороны):
- реализация многих предполагаемых мероприятий зависит от того, что удастся решить на федеральном уровне;
- низкие темпы роста валового регионального продукта неизбежно приведут к снижению темпов развития экономики, а следовательно, и уровня жизни населения области.
О (возможности):
- для осуществления варианта имеются все предпосылки - наличие структурированных бизнесгрупп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников, имеющийся производственный потенциал;
- достаточная сырьевая база для развития, например, пищевой промышленности и деревообработки (расчетная лесосека используется на 30-40%).
Т (угрозы):
- возможность кризисных явлений на рынках сбыта основных видов продукции, особенно экспортноориентированной;
- принятие на федеральном уровне решений, которые могут иметь отрицательные последствия (например, введение в 2002 году единого социального налога на малый бизнес, отмена инвестиционных льгот по налогу на прибыль);
- кризис развития, как основная перспектива для тех, кто не работает в сложившихся бизнес-группах, которые в целях повышения конкурентоспособности продолжат дальнейшее сокращение своих социальных обязательств;
- снижение конкурентоспособности региона.
Вариант 2 "Инновационный"
Инновационный вариант развития экономики области основан на быстрой и мощной концентрации практически всех ресурсов на инновационном секторе экономики. Существует гипотеза, что именно инновационный путь развития России и позволит сделать рывок в будущее, обеспечив удвоение валового внутреннего продукта за 8 лет. Именно через инновационную модель быстрого и масштабного внедрения в производство наследия российской фундаментальной науки и военно-промышленного комплекса возможен выход на тренд устойчивого развития.
Применительно к Вологодской области инновационная модель выглядит следующим образом: после соответствующей идентификации возможностей и ресурсов, сильных сторон и конкурентных ограничений определяются "точки роста" или "направления прорыва". Далее выявляются самые перспективные из них для приложения ресурсов и создаются все условия для инновационного прорыва Вологодской области сразу в центр ноу-хау металлургической (химической, деревообрабатывающей) промышленности, а затем завоевываются все возможные (по специализации) мировые рынки.
Вариант, безусловно, привлекателен. Он обеспечит технологический прорыв промышленности, вернет те ниши на западных рынках, которые в силу различных причин за годы реформ были потеряны, откроет новые ниши, новые перспективы на новых рынках, позволит быстро восстановить экономику и получить не только экономические, но и политические дивиденды.
Проблема одна: как правильно рассчитать единственно верные "точки роста" и приложения усилий, ресурсов и возможностей, опираясь на которые, Вологодская область станет одним из инновационных центров России.
В условиях ограниченности собственных ресурсов сделать неправильный выбор - значит подвергнуть риску имеющееся экономическое развитие и навсегда остаться в наблюдателях того, что будет происходить.
Вариант интересен и состоятелен, но риски его развития чрезвычайно велики. Гарантия точности определения "точек роста" (объектов суперконцентрации ресурсов) практически отсутствует.
SWOT-анализ варианта "Инновационный"
S (сильные стороны):
- реализация варианта основывается на пока еще имеющемся административном ресурсе (неэкономические способы поддержки и продвижения);
- возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (областные и муниципальные налоги);
- некоторая возможность бюджетного финансирования первоначальных этапов развития варианта.
W (слабые стороны):
- сложность определения точек концентрации усилий;
- отсутствие четко сформулированных миссии и целей, адекватных внутренним мотивам;
- отсутствие адекватной мотивации исполнителей;
- существует угроза зацикливания на отдельных составляющих сценария;
- отсутствие научных школ управления и кадровых ресурсов, свободных от решения производственных задач.
О (возможности):
- идея привлекательности научно-технического прогресса;
- реализация варианта использует пока еще имеющееся наследие российской фундаментальной науки и разработок военно-промышленного комплекса;
- наличие естественной потребности к развитию;
- накопленный в 80-е годы научный и инженерный потенциал;
- старение основных фондов в традиционных отраслях и необходимость их замены;
- интерес национального капитала к самореализации внутри региона;
- качественно новая информационная среда для поиска решений;
- стремление традиционных отраслей диверсифицировать свой бизнес.
Т (угрозы):
- очень высокие риски;
- отсутствие традиций соблюдения авторского и патентного права и действенных механизмов защиты;
- отсутствие современной технической и управленческой культуры;
- отток предприимчивой части населения в непрозрачный (латентный) бизнес;
- риск потери перспективных инновационных решений;
- давление крупных традиционных участников рынка.
Вариант 3 "Инвестиционный"
Идеология варианта заключается в развертывании активной деятельности по привлечению в область инвестиций, причем с направлением всех имеющихся сил и ресурсов только на эти цели. Развитие региона в этом случае ставится в прямую зависимость от их постоянного и гарантированного притока. Главная и единственная цель - постоянный, по возможности "непересыхающий", инвестиционный поток. В этой связи на фоне невысокого стра-нового рейтинга инвестиционной привлекательности Вологодская область, как один из субъектов, имеет значительный шанс выглядеть весьма успешно.
Основным двигателем инвестиционного варианта является работа органов власти по привлечению инвестиций, причем неважно, в какую отрасль экономики.
Этот сценарий есть некое соединение двух в достаточной мере известных экономистам подходов:
- китайского, где, например, продвижение чиновника по служебной лестнице напрямую зависит от того, сколько он привлек инвестиций в своюпровинцию или в своей сфере, и
- кейнсианского - вкладываемые инвестиции создают прибавочную стоимость и увеличивают ВВП (мультипликатор Кейнса), что, в свою очередь, снова направляется на увеличение инвестиций.
Однако мультипликатор Кейнса в современных экономических условиях в России в чистом виде не работает.
В конечном итоге, для обеспечения сбалансированного развития территории инвестиции должны рассматриваться не как цель, а как инструмент развития. Утверждение о том, что рост валового внутреннего продукта напрямую коррелирует с ростом привлеченных инвестиций, не совсем корректно и подвергается постоянной критике. В этом сценарии развития главная угроза - "захлебнуться" в собственных ожиданиях и обмануть ожидания инвесторов.
Инвестиции необходимо рано или поздно отрабатывать, а инвестиционные кредиты - возвращать. И если внутреннее состояние экономики не поспевает за этим потоком, то инвестиционный бум, как и любой другой бум, может закончиться крахом.
SWOT-анализ варианта "Инвестиционный"
S (сильные стороны):
- Вологодская область имеет сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера;
- область на протяжении последних лет обладает достаточно положительной кредитной историей;
- область позиционируется западными странами как одна из достаточно привлекательных для внешних инвестиций и ведения бизнеса территорий России;
- суть предлагаемого варианта заключается в том, что он достаточно открыт и понятен, его инфраструктуры и алгоритм действий по его реализации не представляют особой сложности.
W (слабые стороны):
- федеральное законодательство не стимулирует региональную поддержку инвестиционной деятельности, надежда только на областной и муниципальные бюджеты, возможности которых уменьшаются;
- слишком плотная конкурентная среда среди соседних субъектов федерации;
- отсутствие четких критериев оценки эффективности затрат на инвестиционную деятельность.
О (возможности):
- эффективный и достаточный экономический рост и, как следствие, увеличение доходов бюджета;
- создание новых рабочих мест;
- возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (налоги);
- дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности области.
Т (угрозы):
- отсутствие адекватной оценки направлений и объектов инвестиций, которая должна быть выполнена на основании стратегии развития приоритетных направлений;
- недостаточность инфраструктуры и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в целях повышения его эффективностипо осуществлению инвестиционных вложений, что противоречит федеральной политике в этом направлении;
- необходимость изменения кадровой политики, проведение подготовки и переподготовки кадров в инвестиционной среде и на производстве;
- отсутствие адекватной современной технической и управленческой культуры;
- наличие неэффективных собственников.
Вариант 4 "Проектно-консервативный"
Стержнем предлагаемого варианта является четкое осознание необходимости развития и стимулирования внутреннего спроса. В существующих условиях это может быть достигнуто путем проведения политики создания комфортных условий для ведения бизнеса на территории области, вне зависимости от его масштабов и характера, вплоть до проектирования и создания нового бизнес-климата.
Главными признаками нового бизнес-климата являются:
- устойчивое и поступательное развитие инфраструктур;
- спокойствие и предсказуемость проводимой властями политики;
- стабильная социально-экономическая ситуация;
- прозрачность и понятность взаимоотношений "бизнес-власть-общество";
- экологическая и природо-техногенная безопасность.
Это основные требования, которые бизнес предъявляет к территории, где он оперирует или куда предполагает прийти. Бизнесу, если это открытый и честный бизнес, для эффективной работы не нужна бюджетная поддержка, ему нужны четкие правила игры, нужна атмосфера привлекательности и надежности, которая достигается при обязательном наличии двух компонентов: политической воли и профессионализма самой власти.
При реализации консервативной части этого сценария в области создается комфортный бизнес-климат, стимулируется внутренний спрос, поддерживается малый и средний бизнес и через них формируется и развивается "средний класс". Именно он как в жизни, так и в бизнесе отличается поведенческими признаками, которые в качестве базовых ценностей содержат законопослушность, толерантность, стремление к социально-политической стабильности и, в том числе, умение зарабатывать и считать "каждую копеечку".
Именно этот подход и ценит налогоплательщик во власти, которая продвигает эти принципы и поддерживает в людях стремление зарабатывать изо дня в день, копеечку за копеечкой. Нет бизнеса большого и малого. Любой хорошо выполненный бизнес представляет ценность для общества, конечно же, если это честный бизнес.
Реализация "консервативной" части сценария - это трудоемкая, рутинная работа, без видимых быстрых результатов. Более того, этот сценарий требует методологического вмешательства в сферу муниципального уровня власти, так как основные проблемы малого бизнеса находятся именно там, на уровне муниципалитетов, что тоже может вызвать некоторый конфликт интересов.
Проектная часть несет в себе возможности осуществлять "консервативную составляющую" параллельно или одномоментно с развитием и реализацией ряда крупных мегапроектов. Предлагаемые к реализации мегапроекты бывают двух типов:
- институциональные;
- коммерческие.
Главное отличие коммерческих мегапроектов заключается в том, что они не требуют бюджетной финансовой поддержки. Бюджет Вологодской области на фоне бюджета крупного инвестиционного проекта выглядит "малозаметным" и не может быть отнесен к основным источникам ресурсов для его реализации.
Что в этой связи необходимо инвестору? В первую очередь, честные партнерские взаимоотношения, четко обозначенные и постоянные цели местной власти, которые не подвержены сиюминутным изменениям. Обоснованная и неизменная политика, направленная на понимание и уважение миссий и интересов сторон. Практика показывает, во всем мире одним из главных факторов успешного экономического развития и процветания является уважительное отношение к деньгам, особенно к чужим, то есть уважение к инвестору, к праву частной собственности, к священному бремени ответственности перед акционерами.
Таким образом, стимулирование внутреннего спроса и реализация проектных инициатив, осуществляемые с использованием основных ресурсов политической воли руководства области и его профессионализма в достижении поставленных задач по созданию комфортных бизнес-зон, становятся основным "локомотивом" и залогом успеха реализации предлагаемого сценария и, как следствие, повышения конкурентоспособности региона в целом.
SWOT-анализ варианта "Проектно-консервативный"
S (сильные стороны):
- наличие двух основных факторов - политической воли и профессионализма власти;
- реальная возможность продолжить имеющийся положительный тренд экономического развития и добиться устойчивых результатов как для бюджета, так и для повышения доходов и занятости населения;
- более плотная и диверсифицированная интеграция в мировую экономику.
W (слабые стороны):
- сценарий требует единого понимания его философии и поддержки всех сообществ, сложность заключается в том, что процесс формирования гражданского общества в России пока еще не завершен, да и само понятие "среднего класса" не имеет четкого определения, хотя известно, что прилюбом не тоталитарном государственном устройстве именно средний класс формирует национальный архитип поведения;
- совместная и взаимовыгодная реализация мегапроектов не исключает желание западных инвесторов и европейских партнеров разместить в России первичный цикл производств, что может вызвать некоторые, в том числе и экологические проблемы.
О (возможности):
- наличие в области условий и сырьевой базы для реализации крупных, прорывных мегапроектов;
- заинтересованные в развитии промышленных кластеров бизнес-группы иквалифицированные трудовые ресурсы;
- имеющийся опыт работы с западными инвесторами, понимание совместных целей и задач, владение современными механизмами планирования и проектирования развития.
Т (угрозы):
- неуверенность инвесторов в защищенности капиталовложений в России - слишком большие деньги под очень слабые гарантии;
- внутренние проблемы Правительства области как организации (ориентация не на проектный менеджмент);
- высокая конкуренция среди регионов.
Исходя из выполненного SWOT-анализа вышеуказанных четырех базовых вариантов (сценариев) развития экономики Вологодской области, учитывая положительные моменты, риски и негативные последствия каждого варианта, которые, естественно, полностью предусмотреть невозможно, соразмеряя реальные возможности, желания и потенциальные препятствия, можно сделать следующие выводы:
Вариант "Умеренно-консервативный" является при всех своих локальных плюсах малоперспективным в среднесрочном периоде и абсолютно бесперспективным в долгосрочном периоде, так как он предусматривает проведение политики хронического отставания экономики области (и России в целом) от экономики ведущих мировых стран. Он способствует вытеснению России с мировых товарных рынков и усилению сырьевой направленности экспорта, т.е. возрастанию огромной зависимости российской экономики (экономики области) от конъюнктуры внешних рынков.
Вариант "Инновационный" в чистом виде является привлекательным, но весьма условным по причине минимального присутствия в области инновационной культуры и опыта. В связи с тем, что в Вологодской области практически отсутствует как государственная, так и негосударственная научно-инновационная база, вариант потребует серьезных финансовых и кадровых вливаний для создания системы разработки, патентования и внедрения инноваций.
Вариант "Инвестиционный" может быть принят в качестве базового, однако он в ближайшей перспективе приведет к распылению дефицитных финансовых ресурсов и невозможности закончить даже те инвестиционные проекты, которые могли бы в перспективе дать экономический эффект. Этот вариант потребует значительной поддержки из федерального бюджета, что маловероятно, так как предлагаемые при его реализации проекты носят локальный характер и поэтому конкурируют с большим количеством себе подобных в других субъектах федерации.
Таким образом, наиболее вероятным по критерию реализуемости, достигаемости, эффективности (но одновременно и наиболее сложным) представляется вариант "Проектно-консервативный".
Реализация "Проектно-консервативного" варианта будет способствовать формированию и активизации среднего класса, развитию сектора малого и среднего бизнеса (культуры предпринимательства), повышению уровня менеджмента (культуры управления), совершенствованию управления земельными и имущественными отношениями.
Главным ресурсом реализации настоящего варианта и его "локомотивом" является консолидация усилий власти, бизнеса и общества в реализации мегапроектов, направленных на диверсификацию экономики, стимулирование внутреннего спроса и привлечение в экономику незадействованных финансовых средств.
Серьезного рассмотрения требуют также вопросы пространственного планирования (то есть планирования развития территорий), которым уделяется недостаточно внимания. Решение вопросов пространственного планирования позволит учитывать при проектировании и строительстве новых производств и региональные, и национальные интересы, перспективы развития инфраструктур, экологические и природные особенности территорий, транспортные и сырьевые потоки, потоки трудовых ресурсов.
В условиях, когда в области имеются богатейшие лесные ресурсы, одним из перспективных направлений может быть развитие лесного кластера как крупной устойчивой совокупности предприятий лесного сектора и связанных с ним производств. Отрасли, связанные с развитием лесного кластера, - это и лесное хозяйство, и лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, и транспортная система, а также финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия.
Причем речь идет не о бездумном вливании государственных средств, что абсолютно неэффективно, а именно о структурировании и активизации лесного кластера через реализацию как институциональных, так и коммерческих проектов.
Планируется изменить подходы к управлению лесным комплексом. В ситуации, когда ресурсная недостаточность (прежде всего финансовая) не позволяет полноценно развивать лесной комплекс в целом, необходимо сосредоточить усилия на развитии тех территорий, которые связаны между собой наиболее тесными хозяйственными отношениями.
С учетом этого предусматривается:
объединить усилия предприятий лесного комплекса области для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами;
увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в областном лесном комплексе;
сделать упор на развитие узлов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для области в целом;
содействовать расширению мощностей в восточных районах области, где имеются большие запасы лиственных лесоматериалов и практически отсутствуют мощности по их переработке;
принять меры по развитию коммерческого лесопользования в центральных районах области;
сделать действенный акцент на развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования (реконструкция старых и строительство новых), а также создание объектов связи, так как объем экономически доступной лесосеки напрямую связан с уровнем развития объектов лесной инфраструктуры;
активизировать работы, связанные с лесовосстановлением.
Основные институциональные мегапроекты в рамках реализации целевого (проектно-консервативного) варианта развития Вологодской области - это прежде всего три основных "коридора развития":
- Западный коридор (Белозерск-Липин Бор-Вытегра) - это переработка хвойного леса, развитие рекреационного бизнеса;
- Северный коридор (Вохтога-Грязовец-Вологда-Сокол-Харовск-Вожега) - переработка хвойного и лиственного леса;
- Восточный коридор (Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг) - переработка преимущественно лиственного леса, а также развитие туризма.
Следует отметить, что одной из серьезных проблем лесного комплекса в настоящее время является низкая инновационная активность. Наиболее эффективной формой инновационного предпринимательства, признанной в мировой практике, являются технопарки, которые представляют собой новые формы интеграции высшего образования, науки, промышленности и предпринимательства, что позволяет эффективно реализовывать новые технологии. Они формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения их в товары и услуги, воспринимаемые рынком. Поэтому проектом, требующим серьезного внимания, является создание технопарка "ЛЕС", нацеленного на развитие лесного кластера, что будет содействовать формированию условий для определенного прорыва в развитии научно-технического потенциала лесного комплекса.
В Западном и Восточном "коридорах" перспективным также является развитие туризма.
К инновационным мегапроектам можно отнести реализацию проекта - "Структурирование и развитие устойчивой агломерации "Вологда-Череповец".
Суть этого мегапроекта - создание предпосылок для выравнивания условий ведения бизнеса в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городов, что должно дать существенный мультипликативный эффект. Перспективной является также проработка возможностей более прочных интеграционных связей между металлургами и предприятиями машиностроения.
Реализация указанных мегапроектов предполагает прежде всего создание в "коридорах развития" более привлекательных и комфортных условий для функционирования в них бизнеса, стимулирование развития среднего класса - это одно из основных направлений, в котором предстоит действовать.
Одним из главных условий повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, включая:
- упрощение получения административных разрешений на начало бизнеса (замена, где это возможно, разрешительного порядка регистрации уведомительным);
- сокращение и прозрачность процедур государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью;
- адекватная система землеотвода;
- необременительная налоговая система, стимулирующая инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;
- развитие системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
Одним из важнейших инструментов, непосредственно влияющих на предпринимательский климат и инвестиционную активность в экономике, является создание полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой и системой регулирования.
Важной задачей в этом направлении является создание благоприятных условий для выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости, расположенных на них.
Другое не менее важное направление - это формирование реестра свободных земель под производственную застройку с обеспечением их соответствующей инфраструктурой - транспортными коммуникациями, газо-, тепло- и электроснабжением, средствами связи и предоставлением по таким земельным участкам определенных преференций:
- отсрочки при их покупке на первые 3 года деятельности компаний (конечно, при запрете на вторичную продажу земельного участка на период рассрочки);
- введение трехлетнего моратория на проверки в первые годы деятельности;
- применение на данных территориях упрощенного порядка регистрации.
Создание таких условий может дать мощный импульс к развитию производств, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на всей территории может быть "растянута" на несколько лет. Поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер по созданию условий для развития всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - "коридоров развития".
Это, в свою очередь, потребует определенной унификации муниципального законодательства, прежде всего в вопросах, определяющих условия ведения бизнеса и создание межмуниципальных институтов планирования и согласования.
Таким образом, реализация Проектно-консервативного варианта предполагает осуществление Правительством области:
- мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- предсказуемой и стимулирующей рост экономической политики, что предполагает переход от поддержки тех или иных предприятий (особенноне эффективных) к развитию инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы;
- стимулирования высокоэффективных инновационных проектов, позволяющих производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Основные направления региональной промышленной политики как на ближайшую, так и на среднесрочную перспективу связаны также с сохранением наиболее эффективных элементов имеющегося потенциала и развитием в областной индустрии сравнительных конкурентных преимуществ, включая:
- поддержку расширения продаж металлургического комплекса области на внутреннем рынке и превращение его в основного поставщика сырья для отечественного машиностроения и металлообработки;
- содействие дальнейшему развитию химической промышленности на базе создания новых видов конкурентоспособной продукции;
- развитие лесопромышленного комплекса региона на основе создания мощностей по углубленной переработке древесины и выпуска продукции в соответствии с мировыми стандартами;
- ускоренное развитие отраслей потребительского сектора - в первую очередь пищевой промышленности, имеющей перспективную сырьевую базу, формирование в регионе интегрированных объединений по производству, переработке и реализации сельхозпродукции и продовольствия . Поддержка создания интегрированных производственных структур - важное направление деятельности региональных органов власти, позволяющее полнее использовать их преимущества и возможности для роста экономики региона.
Для закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе будут решаться такие важнейшие задачи, как:
- дальнейшее развитие устоявшегося брэнда "Вологодский", перенос его на новые товарные группы с выходом на новые платежеспособные и емкие рынки с конкурентоспособными продуктами;
- развитие правовой системы регулирования земельных отношений;
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот;
- производство конкурентоспособной продукции АПК, соответствующей агроприродному потенциалу области, гарантирующей насыщение регионального продовольственного рынка высококачественной продукцией и обеспечивающей повышение уровня занятости и доходов сельского населения;
- защита внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции;
- поддержка формирования союзов производителей по отраслям аграрного сектора;
- развитие системы страхования в сельском хозяйстве;
- обеспечение доступности приобретения техники по лизингу для сельхозтоваропроизводителей;
- государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий в целях их финансово-экономического оздоровления;
- содействие формированию современной инфраструктуры продовольственного рынка, расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции;
- совершенствование нормативно-правовых механизмов контроля безопасности и регулирования качества продукции;
- совершенствование системы подготовки и закрепления кадров на селе;
- реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Результатом реализации этих мер станет создание развитых аграрных рынков, улучшение финансового состояния предприятий АПК, расширение применения новых технологий в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий.
Приоритеты социальной политики должны определяться с учетом ее влияния на долгосрочное экономическое развитие и обеспечение сбалансированной социальной структуры.
Цель социальной политики области на перспективу - сохранение и развитие человеческого ресурса, повышение конкурентоспособности рабочей силы, улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Для реализации "Проектно-консервативного варианта" развития области необходимо в рамках формирующихся "коридоров развития" создавать комфортные зоны для функционирования бизнеса, включая более плотное и качественное развитие жилищного строительства, социальной инфраструктуры.
Именно в этом направлении органы власти должны быть готовы выстраивать пространство для конструктивного диалога с бизнесом.
Одна из проблем, которая требует особого внимания - это создание условий для обеспечения доступности жилья для вологжан с разными уровнями доходов.
Решение проблемы обеспечения жителей области качественным жильем в первую очередь требует активизации отраслей строительного комплекса, что связано с поддержкой проектов, направленных на создание производства современных строительных материалов, содействие применению в строительстве новых технологий, позволяющих снизить его стоимость.
Важными мерами для повышения платежеспособного спроса населения на жилье должно стать развитие рыночной инфраструктуры, включая риэлтерские фирмы, совершенствование оценки недвижимости и регистрации сделок с ней, развитие системы страхования жилья.
Усилия органов власти так же будут направлены на развитие жилищного строительства с применением механизмов ипотечного кредитования.
Важным направлением работы является создание благоприятных условий для развития человеческого капитала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
С учетом этого, основными направлениями модернизации образования являются:
- обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней;
- создание условий для обеспечения современного качества образования, переход школы на новые государственные образовательные стандарты, направленные на социализацию личности, всеобщую компьютерную грамотность и введение профильного обучения в образовательной школе;
- создание государственного контроля качества образования. Осуществление перехода к системе общенациональной аттестации учащихся через введение единого государственного экзамена (ЕГЭ);
- повышение воспитательной миссии образования. Совершенствование воспитания в системе образования. Развитие физической культуры испорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи;
- решение проблемы педагогических кадров, повышение социального статуса и профессионализма работников образования;
- оптимизация (реструктуризация) сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Реализация проекта "Школьный автобус";
- обеспечение согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и социальных партнеров в области всех уровней профессионального образования:
- формирование социального заказа на подготовку кадров;
- подготовка кадров с учетом квалификационных ожиданий бизнеса, участие работодателей в определении требований к объему и содержанию подготовки выпускников;
- участие работодателей в организации учебно-производственного процесса и производственной практики;
- обновление материально-технической базы учреждений профессионального образования, отвечающей требованиям к уровню подготовки кадров;
- повышение эффективности рынка профессионального образования, устранение диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров через оптимизацию сети учреждений и перечня профессий и специальностей;
- разработка моделей совместного финансирования государством и предприятиями учреждений профессионального образования;
- разработка и обеспечение комплекса мер по безопасности образовательных учреждений;
- формирование государственно-общественных форм управления образованием.
Решение задач развития образования возможно при участии не только всех государственных институтов, но также общественности и бизнеса.
В рамках проекта "Структурирование и развитие устойчивой агломерации "Вологда-Череповец" необходимо:
- повышение качества обучения за счет поддержки ВУЗовской науки (совместное использование и развитие материально-технической базы образовательных учреждений), интеграция всех уровней образования;
- поддержка процессов интеграции и специализации ВУЗов Вологды и Череповца.
Для Восточного "коридора развития" целесообразна подготовка специалистов для сферы туризма, гостиничного бизнеса, производства сувенирной продукции, Западного и Северного - подготовка специалистов для лесного комплекса.
При проведении модернизации экономики к качеству рабочей силы предъявляются высокие требования, которые касаются не только профессиональной квалификации, но и состояния здоровья.
С учетом этого в системе здравоохранения необходимо:
- повысить эффективность работы первичного здравоохранения, в том числе профилактической медицины;
- обеспечить приоритет службы врача общей практики, а также участковых терапевтов и участковых педиатров;
- создать предпосылки для завершения перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств в рамках развития системы ОМС, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения, что позволит экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов;
- реализовать мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной, смертности населения;
- повысить эффективность работы службы скорой медицинской помощи и областной службы медицины катастроф;
- продолжить проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, а также улучшение структуры госпитальной помощи;
- обеспечить доступность медицинской помощи для сельского населения;
- развивать материально-техническую базу отрасли "Здравоохранение";
- создавать условия для развития негосударственного сектора здравоохранения.
Социальная политика, проводимая Правительством области, будет направлена в первую очередь на поддержку социально незащищенных слоев населения, включая:
- выработку эффективных механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- развитие рынка социальных услуг с активным привлечением бизнеса;
- повышение эффективности, качества и расширение спектра социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения;
- оказание государственной поддержки отдельным категориям населения, определенным законодательством области, при приобретении ими жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Социальная политика в отношении граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями будет ориентирована на создание для них безопасных и достойных условий, обеспечение полноправного участия в жизни общества, повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов.
Формирование региональной семейной политики, реализация мер по повышению эффективности функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей - одно из приоритетных направлений деятельности в области социальной защиты населения. Одна из основных задач в этом направлении - формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на укрепление института семьи, на обеспечение приоритета интересов семьи как основной ячейки, в которой формируется будущее региона. Это должно стать идеологией, так как семья выполняет и репродуктивную, и воспитательную, и экономическую функцию, а семейную политику государство реализует через все отрасли социальной сферы.
Особое внимание должно быть уделено поддержке молодой семьи, включая реализацию мероприятий по государственной поддержке при приобретении ими жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Помимо улучшения качества медицинского и социального обслуживания населения будет продолжена работа по развитию массовой физической культуры и спорта, включая дальнейшее развитие детско-юношеского спорта, совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений.
Основные задачи в сфере культуры:
- сохранение и развитие социокультурного пространства области и его инфраструктуры, способной удовлетворить духовные и творческие потребности всех социальных категорий граждан;
- создание условий для деятельности учреждений культуры и искусства области и использование новых технологий с целью повышения качества услуг, предоставляемых населению;
- формирование многоканальной системы финансирования учреждений культуры и искусства.
Наличие в Вологодской области большого количества историко-художественных достопримечательностей является серьезным преимуществом региона не только в сфере развития культуры, но и в сфере туристических услуг. Среди основных направлений туристских потоков выделяются не только г. Вологда и Кирилловский район, но и Тотемский, Великоустюгский, а также Белозерский районы.
Одним из перспективных направлений развития туризма в области является реализация проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". В процессе реализации проекта планируется развитие, как традиционных видов туристического продукта, так и уникальный продукт - посещение Вотчины, Дворца и Академии Деда Мороза, зрелищного комплекса в Парке развлечений, обучение туристов изготовлению новогодних сувениров в мастерской Деда Мороза, заказ подарка от Деда Мороза и т.д. Разработан перспективный план развития Вотчины, включающий в себя мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры. Основные задачи - это развитие транспортного обслуживания, а также развитие торговой сети, системы питания и размещения туристов, совершенствование туристского обслуживания.
Формирование развитой инфраструктуры жизнедеятельности, связанной с транспортными и информационными коммуникациями - одно из важнейших условий для ведения бизнеса.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики региона, а также улучшения условий и уровня жизни населения.
Действия Правительства области в этом направлении будут основаны на принципах стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, совершенствования тарифной политики на транспорте, развития объектов транспортной инфраструктуры. Прогнозируемый рост экономики в целом и связанный с этим рост грузооборота потребует также обновления парка транспортных средств.
Важной задачей является привлечение частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
На перспективу в области планируется:
/---------------------------------------------------------------------\
| Строительство дорог и сооружений |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вологда - Медвежьегорск |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Архангельск - Каргополь - Вытегра - Лодейное Поле - С-Петербург |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г. Вологды 1 и 2 очереди |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г.Красавино |
|---------------------------------------------------------------------|
| Обход г. Кириллова |
|---------------------------------------------------------------------|
| Мост ч/р Шексна у с. Иванов Бор |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вытегра - Бабаеве |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Иванов Бор - Мигачево - Глушково |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вожега - Чушевицы |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Кичм. Городок - Сараево - Светица |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Вожега - Ерцево |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сизьма - Талицы |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сафониха - Великий Двор |
|---------------------------------------------------------------------|
| Ремонт дорог и сооружений |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Урень - Шарья - Никольск - Котлас |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Чекшино - Тотьма - Никольск |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Тотьма - Нюксеница - Великий Устюг |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Сокол - Харовск - Вожега |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Череповец - Сергиев Посад |
|---------------------------------------------------------------------|
| А/д Череповец - Белозерск - Липин Бор |
\---------------------------------------------------------------------/
Дорожное строительство будет осуществляться с учетом перспектив развития лесопромышленного комплекса области и других отраслей экономики.
Концепцией Стратегии развития области предусматривается также система мер по опережающему развитию инфраструктуры связи и по ускорению внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижают издержки и открывают новые информационные возможности.
В целях снижения "информационного расслоения", когда часть населения оказывается отрезанной от возможностей информационного общества, в концепции Стратегии предусматривается осуществление мер по обеспечению учреждений образования материально-технической базой и финансовой поддержкой (в том числе на основе организации взаимодействия органов власти и делового сообщества), а также поддержка библиотек и создание на их базе центров повышения компьютерной грамотности, постепенное внедрение технологий "дистанционного образования". В соответствии с общими принципами реализации концепции Стратегии приоритет в развитии будет предоставлен "коридорам развития".
Ожидаемые результаты реализации варианта "Проектно-консервативный":
- мощный импульс для экономического развития области;
- возникнут новые альтернативные источники пополнения бюджета, а значит, формирование его доходной части будет более устойчивым;
- появится перспективная работа для вступающего в трудоспособный возраст достаточно многочисленного молодого поколения, родившегося в 80-е годы;
- повысится политическая стабильность и авторитет власти, что позволит получить поддержку региональных программ на федеральном уровне;
- вложение собственных средств в реализуемые проекты послужит благоприятным сигналом для внешних инвесторов, вырастет инвестиционная привлекательность не только субъекта, но и России в целом;
- реализация проектов национального масштаба приведет к повышению стабильности экономики и позволит выйти на мировые рынки с новой продукцией мирового качества.
Основной ожидаемый результат реализации Программы - это преодоление наметившейся тенденции замедления экономического роста и мобилизация новых источников, обеспечивающих его ускорение в перспективе.
Ключевой фактор, за счет которого будет достигнуто ускорение роста, - это модернизация экономики региона на базе более полного использования инвестиционного потенциала и стимулирования инновационной активности, Еще один фактор - повышение экономической активности населения. Мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки, создание благоприятных институциональных условий, а также эффективной инфраструктуры для его развития позволят повысить экономическую активность населения. Данный фактор будет стимулировать рост реальных доходов и потребительского спроса, привлечение в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения.
Обеспечение экономического роста создаст условия для позитивных изменений в социальной сфере.
Таким образом, будет запущен механизм экономического роста, базирующийся на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, инновационном обновлении экономики, социальной активности. Это позволит снизить зависимость основной продукции экономики региона черных металлов - от неустойчивой конъюнктуры мировых рынков и обеспечит возможности повышения уровня жизни населения и решения наиболее важных социальных проблем.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 16 апреля 2004 г. N 380 "Об основных положениях концепции Стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.