Постановление мэра г. Череповца Вологодской области
от 15 октября 2008 г. N 3544
"О долгосрочной целевой программе "Экология города" на 2009-2015 годы
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 17 февраля, 16 марта, 11 октября 2010 г., 31 января, 28 апреля 2011 г.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом города Череповца, в целях обеспечения экологической безопасности, повышения уровня экологической образованности населения, сохранения и укрепления здоровья населения города постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Экология города" на 2009 - 2015 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Исполняющий обязанности мэра города |
Н.А.Савенков |
Долгосрочная целевая программа
"Экология города" на 2009 - 2015 годы
(утв. постановлением мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3544)
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 16 марта, 11 октября 2010 г., 31 января 2011 г., 28 апреля 2011 г.
1. Паспорт Программы
1.1. Долгосрочная целевая программа "Экология города" на 2009 - 2015 годы (далее - Программа).
1.2. Цель Программы
Целью Программы является опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов, повышение уровня экологической образованности населения, формирование здорового образа жизни в комплексе с мерами по улучшению состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний.
1.3. Целевые потребители Программы
Целевыми потребителями результатов выполнения Программы являются:
- органы местного самоуправления для муниципального управления в области охраны окружающей среды, формирования природоохранной политики и стратегии сохранения, укрепления здоровья населения;
- детское и взрослое население, подлежащее медицинской профилактике и оздоровлению;
- население города, заинтересованное в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности, сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни;
- пользователи других целевых программ и проектов, заинтересованные в информации о результатах мониторинга среды обитания и здоровья населения, их взаимосвязи;
- федеральные структуры и структуры Правительства Вологодской области, осуществляющие государственное управление в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и охраной здоровья населения.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в пункт 1.4 паспорта настоящей Программы внесены изменения
1.4. Исполнители, участники Программы:
- департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии (В.А. Трубчанин),
- комитет по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города (О. В. Сараев),
- управление здравоохранения мэрии (Ф.М. Фарбер) и подведомственные муниципальные учреждения здравоохранения,
- управление образования мэрии (Н.В. Печников) и подведомственные образовательные учреждения,
- управление по делам культуры мэрии (С.Ю. Шахомиров) и подведомственные учреждения культуры.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 января 2011 г. N 299 в пункт 1.5 паспорта настоящей Программы внесены изменения
1.5. Ответственные лица:
Фамилия, имя, отчество |
Должность | Контактный телефон |
Электронная почта | |
Руководи- тель Программы |
Кувшинников Олег Александро- вич |
Мэр города | ||
Разработчик Программы |
Захарова Людмила Витиславовна |
Начальник отдела реализации экологических программ комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города |
50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15 |
ecoloq@mail.tchercom.ru L_Zaharova@cherepovetsciti.r u |
Менеджер Программы |
Захарова Людмила Витиславовна |
Начальник отдела реализации экологических программ комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города |
50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15 |
ecoloq@mail.tchercom.ru L_Zaharova@cherepovetsciti.r u |
Менеджер Программы |
Терещенко Андрей Анатольевич |
Главный специалист по противоэпидемическим вопросам управления здравоохранения мэрии |
55-56-01, 55-72-57, факс: 55-56-01 |
zdrav@metacom.ru |
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в пункт 1.6 паспорта настоящей Программы внесены изменения
1.6. Объемы финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей средств.
1.7. Планируемый эффект от реализации Программы
Результаты Программы поддаются измерению с использованием качественно-количественных методов в каждом конкретном случае. Возможность текущих замеров эффективности программных мероприятий определяется положительной динамикой в показателях здоровья населения, состояния среды обитания, повышения уровня экологической культуры населения. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- качественный анализ факторов окружающей среды для оперативного принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, коммунальном хозяйстве, перспективном планировании развития города,
- увеличение исследуемых факторов окружающей среды с 8 до 10 для оценки экологического благополучия по отдельным показателям,
- стабилизация младенческой смертности на уровне не более 6 чел. на 1000 родившихся живыми,
- увеличение количества объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, с 9 до 30,
- повышение высокого уровня экологической культуры детей и подростков с 32% до 35%, снижение среднего уровня экологической культуры детей и подростков с 60% до 57%, снижение низкого уровня с 8% до 7%.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основание для разработки Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основными положениями концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, утвержденными постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2004 N 380, Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2008 N 558, Концепцией непрерывного экологического образования в Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2002 N 507.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа,
- организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Цели и задачи настоящей Программы направлены на достижение целевых показателей и результатов, определенных Стратегией развития города Череповца "Череповец - город лидеров".
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Инициатива разработки и реализации Программы вызвана повышенным уровнем заболеваемости в городе, а также суммарным влиянием факторов окружающей среды на здоровье населения (атмосферный воздух, питьевая вода и вода открытых водоемов, почвы, ионизирующие излучения, шум, продукты питания и др.).
Содержание проблемы и анализ ситуации выполнены с учетом достигнутых результатов за период реализации городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями).
Город Череповец относится к числу наиболее развитых индустриальных центров Российской Федерации. Основу экономической базы города составляет промышленность, представленная целым рядом отраслей, основными из которых являются черная металлургия и химическая промышленность. Наряду с основными отраслями в городе развиты машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
Структура промышленности по данным Стратегии развития города Череповца к 2012 году будет следующей:
- доля машиностроения увеличится более чем в 2 раза;
- доля черной металлургии снизится на 1.9%;
- доля химической промышленности снизится на 1.1%.
Таким образом, к 2012 году Череповец по-прежнему будет оставаться моноструктурным промышленным городом. Определяющая роль в экономике города сохранится за черной металлургией. Рост объемов производства планируется для всех отраслей промышленности. Наиболее динамично будет развиваться отрасль машиностроения и металлообработки.
В последние два десятилетия на первый план выходит воздействие транспорта на окружающую среду, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим" фактором экологической напряженности городской среды.
Учитывая экономическую ситуацию, тенденции развития города, рост парка автомобилей и техническое состояние предприятий, создающих наибольшее влияние на среду обитания, может быть спрогнозировано сохранение нынешних экологических условий на достаточно длительный период или возможное их ухудшение.
В современных социально-экономических условиях проблемы здоровья населения и состояния среды обитания приобрели характер государственной безопасности. Неблагоприятные экологические факторы в сочетании с социальными и экономическими факторами определяют негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Опасность влияния экологического неблагополучия особенно высока для здоровья и развития детей. Вред, наносимый физическому и психологическому развитию и здоровью детей, создает угрозу деградации будущего населения, то есть снижает основной популяционный резерв нации.
В 2007 году показатель общей заболеваемости детей вырос по отношению к 2006 году на 4.6% и остается на протяжении последних лет на высоком уровне. Отмечается рост заболеваемости болезнями органов дыхания на 1.9%, мочеполовой системы - на 31% к показателям предыдущего года. Снижение первичной заболеваемости детей болезнями органов пищеварения составило 9%, болезнями крови и кроветворных органов - 16.4%.
Структура общей заболеваемости детей в 2007 году по сравнению с предыдущим годом несколько изменилась:
- болезни органов дыхания - 1 место - 60.9% (в 2006 году - 62.4%);
- болезни органов пищеварения - 2 место - 3.2% (в 2006 году - 3.7%);
- болезни органов МП системы - 3 место - 1.5% (в 2006 году - 1.1%);
- болезни крови и кроветворных органов - 4 место - 0.9% (в 2006 году - 1.1%).
Безотлагательная разработка и принятие мер по целенаправленной защите здоровья населения, прежде всего, детей от вредных техногенных воздействий, выявлению групп повышенного риска, своевременной диагностике экологически обусловленных и/или ассоциированных заболеваний, профилактике и реабилитации здоровья населения особо значимы в современных условиях города.
Вместе с тем анализ и оценка реальных связей между состоянием окружающей среды и нарушениями здоровья населения с выделением приоритетных вредных факторов и групп риска проведены еще недостаточно широко для того, чтобы служить надежной основой действенной экологической политики. Актуальной становится проблема профилактики, в том числе медицинской, экологически обусловленных и ассоциированных патологий у населения, проживающего в наиболее экологически неблагополучных зонах города. Современная система здравоохранения в городе не имеет отработанных технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения заболеваний, которые в значительной степени определяются факторами загрязнения окружающей среды.
В период реализации городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями), в 2007 - 2008 годах в части медицинской реабилитации населения:
- начато оснащение детских поликлиник города автоматизированными комплексами диспансерного учета (далее - АКДО) и обеспечение их функционирования,
- организован центр (отделение) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2",
- организовано проведение обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики.
Для снижения влияния факторов окружающей среды, повышения сопротивляемости детского организма воздействующим на него негативным факторам в муниципальных детских образовательных учреждениях города (МДОУ), находящихся вблизи промышленных зон, было начато оборудование основных помещений установками аэроионизации воздуха в 10 МДОУ (требуется еще в 18 МДОУ), фитобарами с запасом лекарственных травяных и плодовых сборов в 18 МДОУ (требуется еще в 30 МДОУ).
Вместе с тем не был организован прием кислородных коктейлей в муниципальных образовательных учреждениях, не создана организационная схема и не отработано взаимодействие организаций и учреждений по комплексному решению проблем реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях. Недостаточна клинико-лабораторная база, необходимая для диагностики и лечения экологически обусловленных патологий. В лечебно-профилактических учреждениях города отсутствуют специалисты и медицинские работники с опытом и квалификацией, требуемыми для эффективной диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний.
На протяжении всего периода реализации городской целевой программы было организовано выполнение первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий, способствующих предупреждению и ликвидации вспышек инфекционной заболеваемости среди населения и очагов ее распространения. Стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, своевременное принятие комплекса адекватных профилактических и противоэпидемических мер в рамках осуществления первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий остается актуальной.
В городе созданы и поддерживаются система мониторинга здоровья населения, система экологического мониторинга, обеспечивающая сбор и анализ информации о факторах окружающей среды. За более чем 10-летний период в городе создана непрерывная система наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в селитебной части города. Оснащение районов города пятью постами автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСКЗА) и четырьмя стационарными постами в селитебной части города позволило охватить наблюдениями все районы города и значительно увеличить количество наблюдений за содержанием 10 основных загрязняющих примесей в атмосфере. В настоящее время отбор проб воздуха для определения концентраций примесей оксида углерода, диоксида азота, аммиака, сероводорода, сероуглерода в атмосферном воздухе осуществляется на АСКЗА круглосуточно с интервалом в 20 минут.
Анализ качества атмосферного воздуха в селитебной части города показал, что в 2007 году среднегодовые концентрации диоксида азота, оксида азота, аммиака, оксида углерода, сероводорода, сероуглерода, фенола, диоксида серы не превышают установленных гигиенических нормативов. Отмечается превышение ПДК по среднегодовым показателям формальдегида во всех районах размещения постов наблюдения.
Уровень длительного загрязнения воздуха определяется индексом загрязнения атмосферы (ИЗА), комплексным показателем, учитывающим несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается повышенным при ИЗА от 5 до 7, высоким при ИЗА от 7 до 13, очень высоким при ИЗА, равном или больше 14. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) по пяти примесям, которые вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферы, в 2007 году снизился на 0.6 единицы по отношению к 2006 году и составляет 6.6 единицы, что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы. За последние годы значение ИЗА остается стабильным.
Оценка влияния Череповца на природные водные объекты осуществляется постоянными наблюдениями качества вод рек Ягорбы, Кошты, Шексны на границах города. По данным наблюдений наибольшее загрязнение водных объектов наблюдается в период летней и зимней межени, когда уровень рек достигает минимальных значений, и в период подъема в весеннее половодье, когда происходит таяние снежного покрова и смыв загрязняющих веществ с территорий водосбора. Кроме того, почва является накопителем токсичных веществ, которые находятся в промышленных и бытовых отходах, складируемых на поверхности, в выбросах автотранспорта и предприятий, сбросах сточных вод.
Ежегодно осуществляется радиационно-гигиеническая паспортизация территории города. Радиационная составляющая загрязнения территории города соответствует гигиеническим нормативам.
В 2007 и 2008 годах в рамках городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы начато развитие экологического мониторинга. В систему экологического мониторинга включены мониторинг степени загрязнения атмосферного воздуха нафталином и бенз(а)пиреном на границах зон аэротехногенного загрязнения, определенных генеральным планом города Череповца, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта на основных магистралях города, мониторинг питьевой воды в "кране потребителя". В то же время требуется развивать мониторинг физических факторов среды обитания, так как исследования уровней шумового воздействия, электромагнитных излучений были выполнены не в достаточном объеме.
Комплексное развитие экологического мониторинга и выявление причинно-следственных связей влияния факторов окружающей среды на здоровье при проведении обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики позволит выработать мероприятия по профилактике экологически обусловленных заболеваний.
В Череповце действует система непрерывного экологического образования и воспитания. В реализации мероприятий по экологическому воспитанию и образованию участвуют дети и их родители, преподаватели и воспитатели 49 детских садов (56% от общего числа детских садов), 36 школ (79%), 2 детских дома, 2 учреждения дополнительного образования детей, студенты и преподаватели ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", преподаватели Вологодского института развития образования (ВИРО), общественное региональное экологическое движение "Зеленая волна", Череповецкая городская общественная организация "Молодежный экологический центр", 2 городские библиотеки, 2 музея.
С целью внедрения новых технологий познания окружающего мира в учреждениях образования организованы факультативы, кружки, спецкурсы экологического содержания, клубы, студии, экоотряды, внедрена экологическая практика учащихся. В Череповце ежегодно проводится фестиваль детских экологических театров. В 2008 году проведен 5-й городской фестиваль экологических театров, в котором приняли участие 60 коллективов школ, детских домов, детских садов, библиотек.
Ежегодно в период с 15 апреля по 5 июня в городе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых принимают участие более 60 тыс. человек. Кроме образовательных мероприятий, в ходе общероссийской акции реализуются практические работы силами студентов и учащихся, городских служб и промышленных предприятий.
В городе реализуются 3 экологически значимых проекта:
- "Наш общий дом" в Северном районе, охватывающий 4 детских дошкольных учреждения, 3 школы, промышленные предприятия, осуществляющие деятельность на территории района;
- "Школьные экологические отряды - городу", в рамках которого сформированы 17 школьных экоотрядов в 14 школах;
- "Школы - центры воспитания экологической культуры" (муниципальные образовательные учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2", "Средняя общеобразовательная школа N 29", "Средняя общеобразовательная школа N 32", "Средняя общеобразовательная школа N 21 с углубленным изучением предметов").
Создана "Школа практической экологии", ежегодно организуются эколого-краеведческий полевой лагерь на территории литературного музея И. Северянина в деревне Владимировке, полевые экспедиции по исследованию окрестностей города. Исследовательские и прикладные работы членов научного общества учащихся ежегодно представляются для участия в общероссийских и областных научно-практических конференциях и олимпиадах, где стабильно занимают призовые места. Многие работы носят интегрированный характер, включая компоненты "Экология", "Здоровье" и "Культура".
Вологодским институтом развития образования совместно с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования "Центр повышения квалификации" организован ежегодный мониторинг уровня экологической культуры учащихся (1, 5, 9, 10 классов) на площадках (образовательных учреждениях), использующих экологическую модель познания окружающего мира. По результатам 2007 года высокий уровень экологической культуры был отмечен у 32% участвующих в тестировании (в 2004 году - 24%), средний - у 60% (в 2004 году - 53%), низкий - у 8% (в 2004 году - 23%). Принятые меры по формированию экологической культуры у дошкольников и планомерному ее развитию в учебных учреждениях дали положительный результат. Соответственно, увеличение охвата детских дошкольных учреждений, школ города деятельностью по экологическому образованию и воспитанию будет способствовать развитию экологического мировоззрения будущих членов общества и в дальнейшем их деятельности в гармонии с окружающей средой.
Одним из основных направлений экологического образования и воспитания является формирование навыков здорового образа жизни и его пропаганда. Городской целевой программой "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы было запланировано создание "школ укрепления здоровья" по направлению "Улучшение условий жизнеобеспечения детей в образовательных учреждениях". Однако по ряду организационных и финансовых причин реализовать мероприятие не представилось возможным. В некоторых общеобразовательных учреждениях педагогическими коллективами, опираясь на энтузиазм и активность родителей и детей, начато развитие данного направления, но общегородского распространения не достигнуто. Планируемое поэтапное создание "школ укрепления здоровья" позволит с 2012 года обеспечить функционирование 44 центров содействия здоровью в общеобразовательных учреждениях, что положительно отразится на обобщающем индикаторе - состоянии общественного здоровья горожан.
В соответствии с требованиями Федеральных законов от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения вредного воздействия ртутьсодержащих отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду с 2004 года в Череповце действует Порядок сбора ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования, утвержденный постановлением мэрии города.
Предприятия и организации города ведут учет получаемых и отработанных ртутьсодержащий отходов (далее РСО), производят передачу РСО на утилизацию и обезвреживание только специализированным организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1 класса опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Правилами установлены ограничения по недопущению самостоятельного обезвреживания, использования, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. С целью упорядочения комплексного приема РСО от населения и образовавшихся в местах общего пользования многоквартирных домов требуется организация пунктов приема, учета, накопления подобного вида отходов для последующей централизованной передачи их специализированным организациям
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов, повышение уровня экологической образованности населения, формирование здорового образа жизни в комплексе с мерами по улучшению состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний.
Основная цель Программы полностью соответствует стратегии развития города до 2012 года "Череповец - город лидеров", а также трем из стратегических направлений: "Череповец - здоровый город", "Человеческий потенциал", "Создание условий для самореализации горожан", целями которых являются повышение ожидаемой продолжительности жизни горожан, содействие реализации человеческого потенциала. Основными задачами данных стратегических направлений являются приоритетное развитие профилактической медицины и оздоровление населения посредством пропаганды здорового образа жизни и формирования у населения потребности в образе жизни в гармонии с окружающей средой, развитие досуговой деятельности для детей и подростков.
Городская цель |
Цель Программы |
|
N п/п |
Наименование |
|
П2 |
Повышение качества предоставляемых услуг |
Создание условий для сбора от населения отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств, электрических ламп и иных приборов |
П3 |
Создание комфортной городской среды |
Опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов для здоровья населения |
П4 |
Укрепление и сохранение общественного здоровья |
Улучшение состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний |
П5 |
Создание условий для гармоничного развития будущего поколения |
Создание условий для формирования будущего поколения с высоким уровнем экологической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни |
Д1 |
Обеспечение информацией о деятельности ОМСУ |
Распространение информации о практике внедрения и результатах экологического образования и воспитания населения, обеспечение участия представителей Череповца в общероссийских, региональных акциях, слетах, конференциях, олимпиадах по экологической тематике |
В4 |
Привлечение горожан к участию в управлении городом |
Развитие организационно-массовой деятельности детей и их родителей в реализации экологически значимых проектов, увеличение количества объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира |
Для достижения цели Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- развитие городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2", в том числе за счет оснащения его современным оборудованием и комплектования материально-технической базы для обеспечения проведения обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний;
- создание общегородской системы профилактических мер по снижению уровня экологически зависимых заболеваний за счет завершения оснащения детских поликлиник и городского врачебно-физкультурного диспансера АКДО и обеспечения их функционирования;
- обеспечение функционирования и совершенствование системы сбора и анализа информации о факторах окружающей среды, развитие экологического мониторинга, результаты которого необходимы для идентификации и оценки опасности загрязнения окружающей среды для здоровья населения, прежде всего, детей, с выделением группы населения, подвергающейся наибольшему риску;
- подготовка нормативно-правовой и методической базы функционирования системы профилактических мероприятий по снижению уровня экологически зависимых заболеваний;
- создание организационной и финансовой основы устойчивого функционирования системы профилактических мер по снижению уровня экологически зависимых заболеваний;
- отработка и внедрение методов и технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных и ассоциированных патологий в условиях амбулаторно-поликлинической системы оказания медицинской помощи и в условиях стационара;
- продолжение осуществления первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории города для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных и паразитарных заболеваний и отравлений среди населения города;
- обеспечение обучения специалистов лечебно-профилактических учреждений города методам диагностики эндоэкологического статуса населения, технологиям эндоэкологической реабилитации и повышения их квалификации;
- обеспечение 100% участия муниципальных учреждений образования в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения, формировании здорового образа жизни за счет развития системы непрерывного экологического и гигиенического воспитания и образования населения;
- разработка и реализация здоровьесберегающих технологий в области образования, внедрение в муниципальных общеобразовательных учреждениях методов и средств для сохранения и укрепления здоровья учащихся через создание "школ укрепления здоровья";
- повышение сопротивляемости детского организма негативному воздействию факторов окружающей среды за счет продолжения оснащения 18 МДОУ установками аэроионизации воздуха, 30 МДОУ - фитобарами с обеспечением запаса лекарственных травяных и плодовых сборов, организации приема кислородных коктейлей в муниципальных образовательных учреждениях.
- организация сбора от населения города отработанных осветительных устройств, электрических ламп и иных ртутьсодержащих отходов, которые могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ожидаемые результаты и целевые показатели Программы
Результаты Программы поддаются измерению с использованием качественно-количественных методов в каждом конкретном случае. Возможность текущих замеров эффективности программных мероприятий определяется положительной динамикой в показателях здоровья населения, состояния среды обитания, повышения уровня экологической культуры населения.
6. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2009 - 2015 годы.
7. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий сформирован в приложении 1 к настоящей Программе. Базовым принципом формирования мероприятий является оптимальный подход к решению основных задач и достижению намеченных целей.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 января 2011 г. N 299 в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения
8. Механизмы реализации Программы
Реализация настоящей Программы опирается на определенные организационные, экономические и правовые механизмы, тесно связанные между собой.
Функции менеджеров настоящей Программы осуществляют:
- Захарова Л.В., начальник отдела реализации экологических программ комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города.
Контактные телефоны: 50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15.
E-mail: ecolog@mail.tchercom.ru. L_Zaharova@cherepovetsciti.ru;
- Терещенко А.А., главный специалист по противоэпидемическим вопросам управления здравоохранения мэрии.
Контактные телефоны: 55-72-57, 55-56-01, факс: 55-67-63.
E-mail: zdrav@metacom.ru.
Организационно-управленческий механизм предусматривает:
- осуществление мероприятий по улучшению координации и обмена информацией между исполнителями и участниками Программы.
Нормативно-правовой механизм предусматривает:
- разработку положений, инструкций, методических пособий, необходимых для успешного выполнения городских целевых программ и мероприятий, направленных на достижение определенных Программой целей.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- выполнение плана подготовки и принятия нормативных правовых актов, методических документов, необходимых для достижения целей Программы;
- выбор исполнителей отдельных мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- выполнение мероприятий Программы.
Механизм мониторинга и оценки Программы состоит из:
- формирования оперативных (ежеквартальных) отчетов о ходе реализации мероприятий, определенных Программой;
- ежегодной оценки результатов реализации Программы на основе качественных и количественных показателей;
- подготовки ежегодного отчета о выполнении Программы для анализа достигнутых результатов при формировании аналитических докладов по природоохранной деятельности и оценке здоровья горожан.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 раздел 9 настоящей Программы изложен в новой редакции
9. Ресурсное обеспечение Программы
Общая стоимость Программы - 105311,7 тыс. руб.
Требуемые для реализации Программы объемы финансирования по мероприятиям и годам указаны в приложении к Программе.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Финансовое обеспечение мероприятия, указанного в пункте 11 приложения к Программе, осуществляется за счет средств городского бюджета путем предоставления субсидии на возмещение затрат по осуществлению сбора, транспортирования и утилизации ртутьсодержащих отходов от населения в соответствии с порядком предоставления субсидии, утвержденным муниципальным правовым актом.
Ежегодный объем средств, выделяемых на реализацию Программы, утверждается решением Череповецкой городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
10. Оценка эффективности и результативности Программы
Для оценки эффективности и результативности Программы применяются методы сравнения среднегодовых показателей Программы с предыдущими годами, прослеживания динамики их изменений.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Долгосрочной целевой программе
"Экология города" на 2009 - 2015 годы
Мероприятия программы. Сроки и объемы финансирования
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 17 февраля, 16 марта 2010 г., 31 января, 28 апреля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3544 "О долгосрочной целевой программе "Экология города" на 2009-2015 годы
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Речь" от 19 октября 2010 г. N 196, от 21 октября 2010 г. N 198
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 октября 2013 г. N 4728 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 июля 2013 г. N 3289
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу изменений в решение Череповецкой городской Думы от 4 декабря 2012 г. N 246 "О городском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 марта 2013 г. N 1360
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5353
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 27 июня 2012 г. N 3555
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 апреля 2012 г. N 2138
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 февраля 2012 г. N 790
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 октября 2011 г. N 4294
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 января 2011 г. N 299
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3887
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 863
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 февраля 2010 г. N 498
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 октября 2009 г. N 3594
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 23 июля 2009 г. N 2566
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 27 ноября 2008 г. N 4102
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.