Во исполнение распоряжения Губернатора области от 28 декабря 2010 года N 2798-р "О разработке нормативных правовых актов" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года.
2. Департаменту развития муниципальных образований области (С.Н. Воробьев) принять меры по реализации Стратегии реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора области В.В. Рябишина.
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта.
Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Стратегия реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года
(далее - Стратегия)
(одобрена постановлением Правительства области
от 3 октября г. N 1264)
Введение
В настоящее время в стране идет реализация полномасштабной реформы жилищно-коммунального хозяйства, суть которой - развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе рыночной конкуренции.
Стратегия предусматривает разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций жилищно-коммунального хозяйства, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность работы систем инженерных коммуникаций.
Стратегия разработана на период до 2020 года и призвана стать базовым документом, в соответствии с которым будут совершенствоваться механизмы дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формироваться нормативно-правовая база по его регулированию.
1. Анализ ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области и оценка потенциала отрасли
1.1. Состояние жилищного фонда
Структура жилищного фонда по формам собственности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Жилищный фонд-всего, тыс. кв. м |
29584,7 |
30106,8 |
30461,4 |
30968,5 |
31316,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
частный |
22647,2 |
23965,5 |
24715,3 |
26057,5 |
27128,2 |
из него в собственности граждан |
21110,3 |
22674,9 |
23309,5 |
24509,6 |
25565,0 |
государственный |
452,6 |
391,0 |
386,0 |
364,2 |
367,5 |
муниципальный |
6433,4 |
5654,8 |
5182,7 |
4437,6 |
3712,4 |
другой |
51,5 |
95,5 |
177,4 |
109,2 |
108,7 |
Городской жилищный фонд, тыс. кв. м |
18634,9 |
18911,1 |
19283,9 |
19606,6 |
19906,0 |
Сельский жилищный фонд, тыс. кв. м |
10949,8 |
11195,7 |
11177,5 |
11361,9 |
11410,8 |
С начала приватизации передано в собственность граждан 299,8 тыс. жилых помещений, или 70% от количества приватизированных жилых помещений. Благодаря приватизации жилья частный жилищный фонд стал доминирующим в структуре всего жилищного фонда области.
Показатели по ветхому и аварийному жилищному фонду приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Ветхий и аварийный жилищный фонд, тыс. кв. м |
1752,7 |
1798,0 |
1712,7 |
1853,0 |
1897,0 |
Удельный вес ветхого аварийного жилищного фонда, % |
5,9 |
6,0 |
5,6 |
6,0 |
6,1 |
Число ветхих и аварийных многоквартирных домов, ед. |
4808 |
5458 |
5250 |
5497 |
5676 |
Число проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, тыс. чел. |
73,4 |
69,6 |
62,5 |
65,9 |
64,2 |
Для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда разработаны и реализуются областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях области на 2008 - 2012 годы.
Показатели по благоустройству жилищного фонда приведены в таблице 3.
Таблица 3
|
Удельный вес площади, оборудованной, в % |
||||||
водопроводом |
водоотведением |
центральным отоплением |
ваннами (душем) |
газом |
горячим водоснабжением |
напольными электрическими плитами |
|
2006 г. |
65,9 |
61,4 |
59,4 |
57,7 |
81,9 |
56,5 |
3,2 |
2007 г. |
66,6 |
61,6 |
59,7 |
58,2 |
80,9 |
55,4 |
3,5 |
2008 г. |
67,4 |
62,3 |
60,2 |
59,0 |
81,2 |
56,2 |
3,9 |
2009 г. |
67,5 |
68,0 |
63,8 |
59,0 |
80,8 |
56,4 |
4,2 |
2010 г. |
68,0 |
63,2 |
64,8 |
59,4 |
81,0 |
57,8 |
4,5 |
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (около 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Центральными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечены все города и поселки городского типа, а также крупные сельские населенные пункты области. Общая протяженность водопроводных сетей - 4385,8 км, из них 1351,7 км (30,8%) нуждаются в замене.
Централизованное водоотведение имеется во всех районах. Протяженность канализационных сетей - 2103,7 км, при этом 385,5 км (или 18,3%) канализационных сетей нуждаются в замене.
Централизованным отоплением охвачено почти 60% жилищного фонда области. Общая протяженность тепловых сетей составляет 1816,8 км. В замене нуждаются 736,6 км тепловых сетей, или 33,6%.
По удельному весу площади, оборудованной газом, область занимает третье место в Северо-Западном федеральном округе.
Природный газ доступен потребителям 15 из 26 районов, а также в городах Вологде и Череповце.
1.2. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства области
В связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации в декабре 2004 года, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, на территории области реформа была начата в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2.
Одним из условий жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов области является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Для выполнения этой задачи в области принят План реформирования жилищно-коммунального комплекса на 2008 - 2011 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2 "Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области" (с последующими изменениями).
Основные задачи Плана:
формирование института собственника жилого помещения с соответствующим объемом прав и обязанностей;
создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
обеспечение стабильной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в муниципальных образованиях области проводится работа по выбору способа управления многоквартирными домами собственниками помещений.
На начало 2011 года в области определились со способом управления собственники помещений в 26 394 жилых домах, или 84,46% (2006 г. - 34,7%) от количества многоквартирных домов.
Заметно изменилась динамика роста ТСЖ. На начало 2011 года в области создано 957 ТСЖ (2009 г. - 697; 2008 г. - 492; 2007 г. - 259; 2006 г. - 261).
На начало 2011 года в области работает 605 предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, в том числе 468 - частной формы собственности (77,3%).
Основные показатели работы жилищно-коммунальных организаций области в условиях реформы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги | |||||
Финансовый результат, млн. рублей (прибыль (+), убыток (-)), млн. руб. |
|
|
|
|
|
-41,8 |
-493,1 |
+164,4 |
+958,0 |
+1169,7 |
|
Объемы и направления использования финансовых средств | |||||
Фактические объемы финансирования организаций за оказанные жилищно-коммунальные услуги, из бюджетов всех уровней, млн. руб. |
1568,0 |
1453,5 |
1437,3 |
2266,0 |
1880,5 |
Кредиторская задолженность организаций, оказывающих работы и услуги ЖКХ, на конец отчетного периода, млн. руб. |
1421,3 |
1840,4 |
2229,6 |
2454,4 |
3256,5 |
в том числе: |
155,4 |
185,8 |
243,0 |
213,5 |
186,7 |
по платежам в бюджет, млн. руб. | |||||
Дебиторская задолженность организациям за оказанные ЖКУ, на конец отчетного периода, млн. руб. |
1705,8 |
2154,0 |
2731,1 |
3365,7 |
4173,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетов всех уровней, млн. руб. |
122,0 |
97,8 |
141,3 |
146,4 |
252,2 |
населения по оплате услуг ЖКХ, млн. руб. |
866,2 |
1278,0 |
1340,7 |
1713,8 |
2193,8 |
Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг | |||||
Стоимость жилищно-коммунальных услуг, рублей в расчете на: |
|
|
|
|
|
1 человека в месяц |
786,51 |
808,75 |
909,84 |
1118,28 |
1303,8 |
1 кв. метр площади жилья |
43,7 |
44,92 |
50,54 |
62,12 |
72,44 |
Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения по установленным для них ставкам и тарифам, рублей в расчете на: |
|
|
|
|
|
1 человека в месяц |
720,71 |
790,72 |
895,33 |
1113,51 |
1299,55 |
1 кв. метр площади жилья |
40,04 |
43,92 |
49,73 |
61,87 |
72,20 |
Фактическое возмещение затрат населением за предоставление услуг, рублей в расчете на: |
|
|
|
|
|
1 человека в месяц |
692,47 |
740,49 |
882,89 |
1037,35 |
1209,53 |
1 кв. метр площади жилья |
38,47 |
41,13 |
49,05 |
57,63 |
67,19 |
Уровень возмещения населением затрат за предъявленные ЖКУ, %: |
|
|
|
|
|
- установленный |
92,40 |
98,0 |
98,5 |
99,6 |
99,7 |
- фактический |
88,60 |
91,8 |
96,9 |
93,1 |
92,9 |
Уровень собираемости платежей всего, % |
89,4 |
91,4 |
96,2 |
92,4 |
92,7 |
Отрицательный показатель финансового результата деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2006 - 2007 годах говорит об отсутствии конкуренции и излишней зарегулированности этой потенциально конкурентной среды.
Основными причинами накопления кредиторской задолженности являются:
тарифное регулирование;
отсутствие приборного учета производимых объемов оказываемых услуг;
долги бюджетных организаций и населения всех уровней за потребленные коммунальные услуги.
Бремя кредиторской задолженности отвлекает огромные средства на выплату штрафов и пеней, ограничивает активность предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере.
С 2006 года долги населения за оказанные ЖКУ превышают задолженность бюджетов всех уровней, а также задолженность бюджетов оказывает большое влияние на финансовое состояние предприятий ЖКХ.
Уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в области установлен в размере 100% от их стоимости (федеральный стандарт - 100%).
Уровень собираемости платежей населения за ЖКУ в 2006 - 2008 годах составил 89,4 - 96,2%, в 2009 и 2010 годах - 92,7%.
1.2.1. Тарифная политика
Рост тарифов на товары и услуги организаций ЖКХ в муниципальных образованиях регулируется Региональной энергетической комиссией Вологодской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 сентября 2010 года N 112 "Об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Вологодской области" установлена система критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Вологодской области:
а) доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;
б) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
в) уровень собираемости платежей за коммунальные услуги;
г) доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения.
Основные показатели критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги определены постановлением Региональной энергетической комиссии области N 151 от 7 октября 2010 года "Об установлении показателей критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Вологодской области".
Региональной энергетической комиссии области принято постановление N 201 от 29 октября 2010 года "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям". По муниципальным образованиям индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлен от 110% до 115%.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для граждан, реализовавших избранный способ управления многоквартирным домом, не является регулируемым, то есть по договоренности между собственниками помещений и управляющей организацией может быть установлен различный размер платы, обеспечивающий соблюдение надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан.
Показатели роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства приведены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
ЖКУ |
120,0 |
115,2 |
117,1 |
120,5 |
107,4 |
Жилищные услуги |
125,1 |
107,9 |
111,8 |
111,1 |
103,1 |
Коммунальные услуги |
119,9 |
119,4 |
119,9 |
125,9 |
109,3 |
Повышение тарифов для населения на ЖКУ осуществляется с обеспечением социальной защиты граждан.
Показатели по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Социальная защита населения в период проведения реформы | |||||
Количество семей, получивших субсидии на оплату ЖКУ, в течение отчетного периода |
88140 |
110022 |
114006 |
52335 |
39761 |
Общая сумма субсидий, начисленных населению, млн. руб. |
566,7 |
1004,6 |
1097,5 |
420,8 |
430,4 |
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб. |
536,0 |
761,0 |
802,0 |
670,0 |
902,0 |
Общая численность граждан, имеющих право на социальную поддержку по оплате ЖКУ, тыс. чел. |
374,8 |
447,9 |
389,7 |
389,3 |
377,9 |
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате ЖКУ, млн. руб. |
964,4 |
1169,5 |
1290,6 |
1600,0 |
1850,2 |
Среднемесячный размер социальной поддержки на 1 пользователя, руб. |
214,4 |
217,6 |
276,0 |
342,5 |
408,0 |
Реализуется программа адресной социальной помощи при оплате жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. Для социальной защиты малообеспеченных граждан во всех муниципальных образованиях области созданы службы субсидий.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости ЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В связи с тем, что с 1 января 2007 года региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи установлен постановлением Правительства Вологодской области от 2 февраля 2007 N 141 "О внесении изменения в постановление Правительства области от 29 декабря 2006 года N 1428" в размере 10%, увеличилось количество семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ: 2006 г. - 88 140 семей, 2007 г. - 110 022 семьи, 2008 г. - 114 006 семей.
С 1 января 2009 года региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен постановлением Правительства Вологодской области от 14 октября 2008 года N 1972 "О региональном стандарте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год" в размере 22% для всех категорий граждан - в соответствии с федеральным стандартом.
В связи с чем уменьшилось количество семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ: 2009 г. - 52 335 семей, 2010 г. - 39 761 семья.
Перечисление денежных средств гражданам производится своевременно и в полном объеме.
1.3. Реализация на территории области Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 - ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) был принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий. Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Вологодская область включилась в программу с момента основания Фонда, с 2008 года. В целях создания комфортных и безопасных условий проживания граждан за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляется финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийных жилых домов, подлежащих сносу (в соответствии с областными адресными программами).
В рамках реализации областных адресных программ (далее - программы) за 2008 - 2010 годы проведены работы по капитальному ремонту в 1521 многоквартирном доме. Улучшили свои условия проживания 164 576 человек.
В реализации программ по капитальному ремонту приняли участие 58 муниципальных образований области.
Объем выделенных средств составил 2 406, 3 млн. рублей.
В целях ликвидации аварийного жилищного фонда муниципальных образований области в рамках реализации программ в 2008 - 2010 годы расселены 78 аварийных домов и обеспечены жилыми помещениями 1 123 человека (437 семей).
В реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда приняли участие 24 муниципальных образования области.
Объем выделенных средств для реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008 - 2011 годов составляет 1 406,79 млн. рублей.
В результате завершения программы 2010 года в 2011 году будут расселены 88 аварийных дома и обеспечены жилыми помещениями 1 091 человек. Объем средств на проведение мероприятий по переселению граждан составит 400, 4 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ в целях выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, Правительством области принято постановление от 22 июля 2009 года N 1128 "Об утверждении областной адресной программы поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 год".
Установка коллективных (общедомовых) приборов учета позволяет систематизированно подходить к учету потребляемых населением коммунальных ресурсов; исключить их нерациональное использование; установить причины сверхнормативных потерь; определять реальное потребление коммунальных ресурсов многоквартирных домов и соответственно приводить уровень платежей населения за эти ресурсы в соответствие с фактическими объемами их использования.
В рамках реализации Программ установлено 1138 коллективных (общедомовых) приборов учета:
371 прибор учета теплоснабжения;
89 приборов учета горячего водоснабжения;
304 прибора учета холодного водоснабжения;
369 приборов учета электроснабжения;
5 приборов учета газоснабжения.
В муниципальном образовании Вологодской области "Город Череповец" за счет выделения дополнительных средств в 2011 году будет установлено 32 новых лифта отечественного производства в 17 многоквартирных домах. Объем средств за счет программ по монопрофильным городам на проведение капитального ремонта составил 47, 96 млн. рублей.
Для дальнейшей реализации Федерального закона N 185-ФЗ Правительством области утверждена областная адресная программа N 5 "Капитальный ремонт многоквартирных домов в муниципальных образованиях Вологодской области на 2011 год", в которую включены 5 муниципальных образования области. Объем средств на проведение капитального ремонта составит 170, 8 млн. рублей.
Правительством области утверждена областная адресная программа N 4 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2011 - 2012 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", в которую включены 9 муниципальных образований области.
1.4. Коммунальная инфраструктура области
В настоящее время эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой вероятностью возникновения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, к увеличению количества случаев предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также неэффективному использованию топливных и энергетических ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Основные причины возникновения обозначенных проблем - высокий уровень износа систем коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала возможность проведения модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат организациями коммунального комплекса области.
1.4.1. Водоснабжение и водоотведение
Основными источниками водоснабжения городов и населенных пунктов Вологодской области являются поверхностные воды (85% потребности общего водопотребления). Доля подземных вод составляет 15%.
Централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечены все города и поселки городского типа, а также крупные сельские населенные пункты области. В целом по области протяженность водопроводных сетей составляет 4385,8 км. Из-за неудовлетворительного технического состояния водопроводных систем 1351,7 км, или 30,8%, нуждаются в замене.
Водоснабжение населенных пунктов обеспечивается 302 насосными станциями водопроводов, 873 водозаборами. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 20,2%.
Протяженность канализационных сетей составляет 2103,7 км. В замене нуждаются 385,5 км, или 18,3%, канализационных сетей.
Отведение сточных вод осуществляется 289 канализационными насосными станциями.
Начиная с 2002 года Вологодская область приступила к реализации программных мероприятий, направленных на улучшение качества водоснабжения и водоотведения в городах и районах области. Одной из программ, реализованных на территории области, была федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
В рамках реализации подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в области проведены работы: в г. Череповце - строительство станции УФ-обеззараживания сточных вод, в г. Великом Устюге - реконструкция водопроводных очистных сооружений, в г. Вологде - перекладка магистрального водовода и восстановление хозяйственно-питьевого водовода, в г. Грязовце - строительство городской канализационной сети.
С участием средств областного бюджета в п. Борисово-Судское Бабаевского муниципального района был выполнен монтаж станции обезжелезивания воды контейнерного типа, изготовленной на заводе в Республике Беларусь.
Совместно с Международным Банком Реконструкции и Развития завершена реализация проекта "Городское водоснабжение и канализация" в г. Вологде. Дополнительно выделен грант Природоохранного Партнерства "Северное измерение" МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" в размере 3.5 млн. евро для обеспечения проекта экологической составляющей.
Кроме того, Правительством Финляндии выделено 2 гранта в размере 275 тыс. евро для финансирования программы повышения операционной и финансовой устойчивости МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" и 300 тыс. евро для разработки технико-экономического обоснования проекта.
В рамках реализации проекта "Вологодская муниципальная служба водоснабжения и водоотведения" МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" осуществляет приемку заемных средств Европейского банка реконструкции и развития в размере 367 млн. рублей, гарантом по которому выступает Правительство Вологодской области.
Для обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве необходимо также вести реконструкцию существующих и строительство новых водоводов и уличных водопроводных сетей. Эти мероприятия предусмотрены долгосрочной целевой программой, утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года N 1134 "Вода Вологодчины" на 2011 - 2020 годы" (далее - Программа), для большинства городов и муниципальных образований области.
В рамках данной Программы в 2011 году предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований области на реконструкцию систем водоснабжения, водоотведения городов: Грязовец, Великий Устюг, а также с. Устье Усть-Кубинского муниципального района.
1.4.2. Теплоэнергетика
Пути развития теплоэнергетики были определены в рамках утвержденных Основных направлений программы повышения качества, надежности и эффективности теплоснабжения, электроэнергетики и газового хозяйства Вологодской области на 2006 - 2010 годы, одобренных постановлением Правительства области от 27 декабря 2005 года N 1341 (далее - Программа).
В сфере теплоснабжения в рамках Программы осуществлялась наладка гидравлического режима тепловых сетей. Выполнена наладка на 145 системах, что составляет 35% всей нагрузки непроизводственной сферы.
Одновременно с этим с применением современных материалов теплоизоляции заменялись тепловые сети, проводились работы по повышению эффективности тепловых источников, разрабатывались эффективные схемы теплоснабжения, усовершенствовался учет тепловой энергии.
Все эти мероприятия привели к снижению:
расхода электроэнергии при производстве тепловой энергии на 6%;
удельного расхода топлива на 8%;
себестоимости тепловой энергии на 8-10%.
В рамках реализации Программы проведены работы по строительству и реконструкции 99 котельных, в том числе:
переведены на газ 69 котельных;
вывели из эксплуатации с переводом нагрузки на другие источники 30 неэффективных котельных.
Реализация Программы позволила изменить топливно-энергетический баланс в сторону увеличения доли использования местных, возобновляемых видов топлива.
Снизилось потребление ввозимых видов топлива: угля - на 37% (с 222 тыс. тонн в 2000 году до 135 тыс. тонн в 2010 году), мазута - в 6,7 раза (с 19,6 тыс. тонн до 2,94 тыс. тонн), что дает ежегодную экономию более 100 млн. рублей, несмотря на то, что темпы роста цен на топливо выше инфляции.
Увеличилось использование местных видов топлива: дров - на треть (с 320 до 427 тыс. куб. м), отходов деревообработки - в 5 раз (с 80 до 400 тыс. куб.м).
Источники тепловой энергии
На территории области на начало 2011 года 942 источника тепла различных форм собственности обеспечивают тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы, причем 20 наиболее крупных из них обеспечивают выработку около 70% тепловой энергии. Суммарная установленная мощность всех источников тепла составляет 5643,6 Гкал/час.
Показатели по числу источников теплоснабжения в области и группировка их по мощности приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число источников теплоснабжения на конец года, всего |
983 |
955 |
973 |
958 |
942 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
до 3 Гкал/ч |
734 |
741 |
773 |
754 |
741 |
от 3 до 20 Гкал/ч |
202 |
165 |
147 |
149 |
153 |
от 20 до 100 Гкал/ч |
41 |
42 |
47 |
49 |
42 |
Суммарная мощность источников теплоснабжения, всего |
5815 |
5797,3 |
5959,9 |
6069,1 |
5643,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
до 3 Гкал/ч |
829,9 |
821,4 |
834,8 |
850,6 |
900,1 |
от 3 до 20 Гкал/ч |
1262,1 |
1130 |
1075,1 |
1114,8 |
1137,6 |
от 20 до 100 Гкал/ч |
1995,4 |
2118,2 |
2322,4 |
2370,3 |
1872,5 |
Подключенная тепловая нагрузка составляет 4150 Гкал/ч, в том числе непроизводственной сферы - 2680 Гкал/ч. В целом имеется определенный запас мощности, однако по каждому источнику наличие дефицита или запаса мощности сугубо индивидуально.
Потребление тепловой энергии распределяется между городами и районами следующим образом: Вологда - 28%, Череповец - 35% и остальные 26 районами области - 37%, причем 76% из них приходится на потребление тепловой энергии 8 районами (Великоустюгским, Вологодским, Грязовецким, Кадуйским, Сокольским, Тотемским, Череповецким и Шекснинским).
На нужды теплоснабжения жилищного и социально-бытового комплекса в области расходуются различные виды топлива. В настоящее время из 26 районов Вологодской области газифицировано 15 районов.
Расход природного газа составляет 90,1% от общей потребности в топливе, каменного угля - 7,8%, жидкого топлива - 0,7%, местных видов топлива, включающих дрова, торф, отходы лесозаготовок и деревообработки, - 1,4%. Вологодская область не располагает собственной топливной промышленностью поэтому практически все потребляемое топливо завозится в область из других регионов России.
Тепловые сети
По данным статистики, протяженность тепловых сетей в Вологодской области составляет 1816,8 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. Показатели по тепловым сетям за начало 2011 года приведены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели |
Городские поселения |
Сельские поселения |
Всего |
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении, км |
1226,3 |
590,5 |
1816,8 |
из них, нуждающихся в замене |
601,9 |
134,7 |
736,6 |
Удельный вес сетей, нуждающихся в замене в общем протяжении всех тепловых сетей, % |
39,8 |
17,8 |
40,5 |
Протяженность ветхих сетей, км |
487,5 |
105 |
592,5 |
Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении сетей, км - всего |
21,3 |
12,3 |
33,6 |
из них: ветхих |
19,0 |
11,1 |
31,1 |
В системе "источник тепловой энергии - сети - потребитель" тепловые сети являются самым слабым звеном. Более 90% тепловых сетей проложены под землей. Сети затопляются, что ведет к интенсивной коррозии стальных трубопроводов и резкому увеличению тепловых потерь из-за увлажнения тепловой изоляции. Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Их износ составляет по данным статистики 61,2%.
Высок процент расчетных тепловых потерь в сетях, в некоторых системах они превышают 25% от отпущенной тепловой энергии. Такой высокий процент объясняется и объективными факторами: значительной протяженностью тепловых сетей при низкой плотности застройки (особенно в районах) и значительным завышением диаметров трубопроводов, которые в свое время прокладывались либо без проектов и расчетов оптимальных диаметров, либо с перспективой увеличения тепловой нагрузки за счет подключения новых объектов.
2. Оценка состояния и основные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
Реализация мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда решают проблему безопасного проживания граждан в городах и других населенных пунктах области.
В 2012 году в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется расселить 83 аварийных дома общей площадью 14 025,76 кв. м и обеспечить благоустроенным жильем 948 человек (363 семьи). В части капитального ремонта многоквартирных домов планируется отремонтировать 85 многоквартирных домов.
Потребность в финансовых средствах, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов в области, составляет более 20 млрд. рублей.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, который на сегодня составляет 1,9 млн. кв. м, необходимо 40 млрд. рублей.
За время реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом средств государственной поддержки направлено начиная с 2008 года более 4 млрд. рублей.
Срок действия Федерального закона N 185-ФЗ ограничен 31 декабря 2012 года, после чего субъектам Российской Федерации и собственникам жилых помещений бремя расходов на реализацию мероприятий придется нести самостоятельно.
В настоящее время рассматривается вопрос создания регионального фонда в целях дальнейшего выполнения мероприятий по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создавать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.
В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности ее работы путем масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью предусматривается создание условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой нагрузки на бюджетную систему.
Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключению концессионных соглашений.
Разработка программы комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.
Постановлением Правительства области от 28 февраля 2011 года N 163 принята долгосрочная целевая программа "Комплексная модернизация систем коммунальной инфраструктуры Вологодской области на 2012 - 2014 годы", которая позволит:
провести комплексное обновление основных фондов систем коммунальной инфраструктуры, что позволит снизить вероятность возникновения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения;
обеспечить комфортные условия проживания граждан, доступную стоимость коммунальных услуг при эффективной работе систем коммунальной инфраструктуры;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и транспортировки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние на территории области.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р необходимо добиться:
обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;
снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.
2.1. Стратегический анализ реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
2.1.1. Определение сильных и слабых сторон сферы жилищно-коммунального хозяйства, возможности угрозы (SWOT-анализ)
С целью проведения всестороннего анализа ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Вологодской области был выполнен SWOT-анализ, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (О) и угрозы (Т) внешних факторов, влияющих на реформирование жилищно-коммунального хозяйства (таблица 8).
Таблица 8
Анализ развития жилищной сферы | |
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
1. Завершена передача ведомственного жилищного фонда в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований области. |
1. Высокая доля аварийного фонда области (6,1%). |
2. Высокая доля многоквартирных домов, которые требуют капитального ремонта (45%). | |
3. Несоответствие договорных отношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг, управляющими организациями и поставщиками энергоресурсов требованиям федерального законодательства (Жилищный Кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2006 года N 307). | |
2. Осуществлен постепенный переход к новым формам управления жилищным фондом. Получен первый положительный опыт управления многоквартирными домами частными организациями. | |
3. Наличие областных адресных программ, разработанных во исполнение федерального законодательства (Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"). | |
4. Слабо развитый уровень конкуренции на рынке жилищных услуг, особенно в сельской местности. | |
5. Отсутствие налоговых льгот для товариществ собственников жилья на областном и муниципальном уровне (налог на имущество организаций, земельный налог). | |
4. Эффективная система адресной социальной защиты населения области при оплате жилого помещения и коммунальных услуг | |
6. Отсутствие автоматизированной информационной системы "Реестр жилищного фонда, находящегося на территории области" | |
O (возможности) |
T (угрозы) |
1. Развитие конкуренции при предоставлении услуг по содержанию, ремонту и управлению многоквартирными домами. |
1. Снижение платежеспособности граждан по оплате ЖКУ. |
2. Низкая привлекательность многоквартирных домов с высокой степенью износа для управляющих организаций частной формы собственности. | |
2. Замена ветхих внутридомовых инженерных сетей, конструктивных элементов в многоквартирных домах. | |
3. Использование энергосберегающих технологий и материалов при капитальном ремонте многоквартирных домов. |
3. Увеличение доли аварийного жилищного фонда многоквартирных домов. |
4. Высокие потери энергоресурсов во внутридомовых инженерных сетях. | |
4. Завершение выбора способа управления многоквартирными домами. | |
5. Опережающий рост тарифов по отношению к росту доходов населения | |
5. Изменение формы управления многоквартирными домами, в том числе формирование договорных отношений. | |
6. Установка общедомовых приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов. | |
7. Формирование благоприятных условий для создания товариществ собственников жилья | |
Анализ развития коммунальной инфраструктуры | |
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
1. Высокий профессиональный уровень специалистов базовых предприятий отрасли. |
1. Высокая степень физического износа основных фондов. |
2. Значительные запасы топлива для котельных, в том числе местных видов топлива: древесины, отходов деревообработки, торфа. |
2. Устаревшее оборудование. |
3. Ограниченность собственных средств предприятий на капитальный ремонт, реконструкцию и обновление основных фондов. | |
3. Реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг, установка приборов учета потребления и регулирования потребления энергоресурсов. |
4. Недостаточный объем государственного и частного инвестирования в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. |
5. Отсутствие правоустанавливающих документов на имущество объектов коммунальной инфраструктуры. | |
6. Высокая зависимость отрасли от цен на энергоносители. | |
7. Наличие бесхозяйных инженерных сетей, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. | |
4. Наличие специализированных организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов | |
8. Проблемы в обеспечении населения области качественной питьевой водой, соответствующей санитарным и эпидемиологическим нормам. | |
9. Низкий уровень оборудования жилищного фонда индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. | |
10. Сложное финансовое состояние организаций ЖКХ. | |
11. Высокие потери энергоресурсов во внутридомовых инженерных сетях. | |
12. Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | |
O (возможности) |
T (угрозы) |
1. Государственная поддержка реализации программ развития и реконструкции инженерных систем. |
1. Увеличение износа основных фондов. |
2. Увеличение возможности роста аварий техногенного характера. | |
3. Сохранение нестабильного водоснабжения потребителей в отдельных поселениях. | |
2. Внедрение ресурсосберегающих и инновационных технологий. | |
4. Ухудшение экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации. | |
3. Привлечение частных инвесторов (строительство, управление, эксплуатация, инвестиции и др.). | |
5. Неплатежеспособность населения из-за роста тарифов на коммунальные услуги | |
4. Повышение квалификации персонала. | |
5. Постановка на учет бесхозяйных инженерных объектов. | |
6. Оформление технических паспортов и права собственности на жилищно-коммунальные объекты |
2.1.2. Выбор направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда
На сегодняшний день более 70% жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства
Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2010 года в целом по области составила 5,4%.
Развитие системы ресурсо- и энергосбережения
Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2010 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 99,6% электрической энергии, 91,3% газа, 36,9% тепловой энергии, 76,6% холодной воды, 47,0% горячей воды.
3. Сценарии реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
3.1. Разработка сценариев реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
При разработке сценариев реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года необходимо определить основные экономические приоритеты на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и предусмотреть использование различных форм государственной поддержки.
В инвестиционной сфере целесообразно обеспечение государственной поддержки, в частности софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по строительству объектов, находящихся в государственной собственности. Также целесообразна разработка ряда программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года, учитывающих особенности отдельных муниципальных образований области.
3.2. Определение параметров оценки результатов реализации сценариев
На реформирование жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года оказывают влияние как специфические факторы и меры экономической политики, действующие на уровне области и отдельных субъектов Российской Федерации, так и экономическая политика и тенденции экономического развития, наблюдаемые в Российской Федерации в целом. В этой связи можно выделить 2 сценария реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года - инерционный и интенсивный.
Основные варианты долгосрочного развития строительной отрасли Вологодской области до 2020 года определяются следующими ключевыми факторами: степень реформирования и реализации сравнительных преимуществ экономики Российской Федерации в жилищно-коммунальном хозяйстве; интенсивность повышения качества человеческого капитала.
В инерционном и интенсивном сценариях предполагается развитие конкуренции. Интенсивный сценарий предполагает более высокий уровень конкуренции, что будет способствовать экономическому росту.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в средне- и долгосрочной перспективе будет во многом определяться моделью реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом. Наиболее вероятными сценариями реформирования жилищно-коммунального хозяйства области в период с 2011 по 2020 год являются инерционный и интенсивный, отличающиеся по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.
3.3. Описание инерционного сценария
Инерционный сценарий помимо макроэкономических условий инерционного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, характеризуется следующими параметрами:
достижение целевых значений всех федеральных целевых программ жилищно-коммунальной сферы Вологодской области до 2020 года, действующих на территории области;
нахождение на уровне среднероссийских темпов роста всех основных социально-экономических показателей;
отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ;
снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющийся опережающий рост импорта в строительстве;
сохранение существующих неблагоприятных условий делового климата для всех предприятий в строительстве, в том числе для малых и средних предприятий;
снижение качества человеческого капитала;
государственное стимулирование приобретения жилья в собственность отдельными категориями граждан путем субсидирования части стоимости жилья;
сохранение используемых в настоящее время форм и методов государственного стимулирования строительства жилья, предусмотренных федеральными целевыми программами, когда значительные бюджетные средства не вкладываются непосредственно в строительство, а уходят на рынок вторичного жилья.
В случае инерционного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет тарифных источников и средств региональных бюджетов во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера. Исходя из этого сценария реформирования жилищно-коммунального хозяйства:
аварийность жилищного фонда, аварийность в системах коммунальной инфраструктуры возрастет;
около 30% населения области будут пить воду, не отвечающую санитарным требованиям;
потери энергетических ресурсов и воды в процессе их доставки потребителям не снизятся;
экологическое состояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения, значительно ухудшится;
техническое перевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.
Реализация инерционного сценария приведет к снижению инвестиционной привлекательности области: в долгосрочной перспективе - замедление темпов роста, оттеснение региона на периферийные позиции.
3.4. Описание интенсивного сценария
Сценарий интенсивный - комплексность реформирования ЖКХ, сочетающая реформы ценообразования, технологические и технические реформы, вопросы коммунальной инфраструктуры:
внедрение в сферу жилищно-коммунального хозяйства принципа государственно-частного партнерства;
реализация инвестиционных программ (проектов) с привлечением внебюджетных средств;
внедрение единой системы информатизации отрасли.
Сценарием предусматривается активное привлечение инвестиционных ресурсов в сферу жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе заемных средств частных инвесторов под государственные гарантии. Только в этом случае модернизация жилищно-коммунального хозяйства будет действовать "на опережение" - вместо постоянной необходимости ремонтировать ветшающую инфраструктуру возможен переход к системному и радикальному обновлению как технического оснащения, так и всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Меры государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на развитие коммунальной инфраструктуры.
Обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Достижение полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов.
Обеспечение жителей в многоквартирных домах всеми коммунальными услугами нормативного качества при доступной стоимости коммунальных услуг и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры.
4. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
Целями Стратегии являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей Стратегии к 2020 году предполагается решение следующих задач:
достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;
обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация долгосрочной целевой программы "Вода Вологодчины" на 2011 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года N 1134;
обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов необходимо проведение следующих мероприятий:
создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;
реализация долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасных условий нахождения людей в зданиях детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры и отдыха, имеющих встроенные и пристроенные котельные, на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 4 октября 2010 года N 1127. В результате до 2020 года планируется ликвидировать все встроенные и пристроенные котельные к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры и отдыха, в том числе: 17 котельных - в 2011 году, 12 котельных - в 2012 году, 18 котельных - в 2013 году, 14 котельных - в 2014 году, 12 котельных - в 2015 году и 27 котельных в период с 2016 по 2020 годы;
создание Регионального фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов;
разработка системы финансирования реконструкции многоквартирных домов;
создание системы льготного кредитования собственников помещений многоквартирных домов на проведение работ, связанных с повышением благоустроенности многоквартирных домов;
преобразование системы государственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов.
Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий:
повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность (заключение концессионных соглашений) объектов коммунальной инфраструктуры;
создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения (реализация долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация систем коммунальной инфраструктуры Вологодской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 28 февраля 2011 года N 163);
минимизация потерь, в том числе коммерческих потерь коммунальных ресурсов, за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;
формирование системы государственной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях;
создание системы существенного повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов.
С целью обеспечения доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо проведение следующих мероприятий:
достижение финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы;
стимулирование конкуренции среди управляющих организаций.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Стратегии по годам ее реализации, представлены в приложении 1 к настоящей Стратегии.
5. Механизмы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области
Для решения задачи повышения надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной оптимизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей предполагается использование следующих механизмов:
обеспечение обязательности проведения реконструкции многоквартирного дома с обеспечением минимального уровня требований к его результатам;
финансирование реконструкции многоквартирных домов;
разработка и совершенствование муниципальных программ комплексного развития;
разработка единой региональной автоматизированной информационной системы (АИС).
заключение концессионных соглашений;
финансирование реконструкции жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовые организации;
создание системы методического, юридического и кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса;
проведение мониторинга и аудита финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
формирование договорных отношений между собственниками помещений многоквартирных домов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.
Основой механизмов формирования и реализации мероприятий Стратегии являются следующие принципы:
консолидация средств для реализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и внебюджетных источников;
создание единой региональной автоматизированной информационной системы (АИС).
5.1. Этапы реализации Стратегии
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение реализации Стратегии будет осуществляться в три этапа.
1 этап (2011 - 2013 годы):
разработка нормативной базы для реализации Стратегии и запуск областных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Вологодской области;
создание Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов;
модернизация систем коммунальной инфраструктуры, их техническое перевооружение на основе использования энергоэффективных и экологически чистых технологий;
формирование договорных отношений между собственниками помещений многоквартирных домов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями;
создание единой региональной автоматизированной информационной системы (АИС).
2 этап (2014 - 2016 годы):
применение механизмов Стратегии, в том числе отработка механизмов финансирования развития реконструкции жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовые организации.
3 этап (2017 - 2020 годы):
переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение частных инвестиций.
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Планируется, что реализация Стратегии к 2020 году приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Обеспечение многоквартирных домов всеми видами благоустройства жилья и предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.
Экономический эффект от реализации Стратегии выражается:
для собственников многоквартирных домов - в повышении рыночной стоимости жилья за счет повышения его благоустройства и эффективности использования коммунальных ресурсов (не менее чем на 208,7 млн. рублей);
для областного и местных бюджетов - в ликвидации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (229,9 млн. рублей);
для федерального бюджета - в прозрачных механизмах расходования средств из федерального бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом (359,6 млн. рублей).
Реализация мероприятий Стратегии обеспечит рост занятости населения и позволит создать новые рабочие места.
Достижение стратегических целей будет осуществляться в рамках областных целевых программ, в том числе:
областных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Вологодской области, объем средств составит 1142,48 млн. рублей, в том числе за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 727,68 млн. рублей, областного и местного бюджетов - 397,78 млн. рублей, за счет средств собственников - 17,08 млн. рублей (2011 - 2012 годы);
долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасных условий нахождения людей в зданиях детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры и отдыха, имеющих встроенные и пристроенные котельные, на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 4 октября 2010 года N 1127, объем средств из областного бюджета составит 214067,20 тыс. рублей;
долгосрочной целевой программы "Вода Вологодчины" на 2011 - 2020 годы" (реконструкция и строительство систем водоотведения населенных пунктов, реконструкция систем водоотведения населенных пунктов), утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года N 1134, объем средств из областного бюджета составит 5472,29 млн. рублей;
долгосрочной целевой программы "Комплексная модернизация города Сокола Вологодской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 24 мая 2010 года N 605, объем средств из федерального фонда составит 642,1 млн. рублей, областного- 144,54 млн. рублей.
Приложение 1
к Стратегии реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства на 2010 - 2020 годы
Целевые индикаторы и показатели стратегии реформирования жилищно - коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы
Целевой показатель |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
Процент площади многоквартирных домов с физическим износом от 31 до 65 % в общей площади многоквартирных домов, % |
56,7 |
56,4 |
56,2 |
56,0 |
55,9 |
Процент площади многоквартирных домов с физическим износом более 65 % в общей площади многоквартирных домов, % |
15,8 |
13,9 |
13,0 |
10,0 |
- |
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, % |
58 |
58 |
60 |
80 |
100 |
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, газоснабжением или электроснабжением на пищеприготовление, % |
55,9 |
57 |
59 |
60 |
61 |
Доля физических лиц - собственников в оплате стоимости работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов, построенных до 1992 года, % |
5 |
5 |
15 |
40 |
90 |
Среднесуточный отпуск воды в расчете на 1 жителя - всего: |
|
|
|
|
|
литров |
182 |
171 |
168 |
164 |
160 |
процентов к 2008 году |
100 |
100 |
98 |
90 |
80 |
Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, процентов к 2008 году |
100 |
100 |
96 |
80 |
60 |
Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, % |
4,8 |
4,82 |
5,5 |
6,5 |
6,9 |
Доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе семей в субъекте Российской Федерации |
11 |
8,3 |
8 |
8 |
10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 3 октября 2011 г. N 1264 "О стратегии реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 7 октября 2011 г. N 188
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 28 сентября 2015 г. N 790
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2013 г. N 1423
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 г. N 867
Изменения вступают в силу с 1 августа 2012 г.