Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 5 июня 2017 г. N 508 настоящее приложение изложено в новой редакции
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 30.07.2012 N 912
(приложение 2)
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(далее - Программа)
6 ноября 2012 г., 5 июня 2017 г.
1. Учебно-тематические планы Программы
Программа проводится в очной или очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов.
1.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
N |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
в том числе |
|||||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальное консультирование |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
4 |
2 |
1 |
1 |
структурированное интервью |
2. |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
7 |
2 |
5 |
|
|
3. |
Этапы развития ребенка |
8 |
1 |
7 |
|
|
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
5. |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 |
1 |
3 |
|
|
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
9 |
2 |
6 |
1 |
|
7. |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
|
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
19 |
2 |
15 |
2 |
|
11. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
7 |
4 |
2 |
1 |
|
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
1 |
3 |
|
|
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители - |
2 |
|
2 |
|
|
Всего: |
80 |
19 |
56 |
5 |
|
1.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов
N |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||||
всего |
в том числе |
||||||
лекции с использованием дистанционных методов |
семинары тренинги |
индивидуальное консультирование, в т.ч. с использованием дистанционных методов |
самостоятельное изучение |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
6 |
1 |
4 |
1 |
|
|
2. |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
6 |
1 |
5 |
|
|
|
3. |
Этапы развития ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
5. |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
7 |
1 |
5 |
|
1 |
|
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
5 |
2 |
2 |
|
1 |
|
7. |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
|
3 |
1 |
|
|
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
1 |
5 |
|
|
|
11. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
5 |
|
3 |
2 |
|
|
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
2 |
|
2 |
|
|
|
Всего: |
60 |
10 |
42 |
4 |
4 |
|
3. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу
3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей в отношении ребенка и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье; способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям; заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
4. Итоги по окончании курса
По окончании курса подготовки кандидатов в приемные родители проводится собеседование и выдается свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623.
Учет выданных свидетельств производится в соответствующем журнале учета.
В случае утери свидетельства либо его непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения органами опеки и попечительства (уполномоченной организацией) по письменному заявлению гражданина выдается дубликат свидетельства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.