Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии муниципального образования "Город Череповец"
(утв. постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 849)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии муниципального образования "Город Череповец" (далее Порядок) разработан на основании пункта 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при предоставлении муниципальных гарантий города.
1.2. Анализ финансового состояния принципала в соответствии с настоящим Порядком проводит финансовое управление мэрии.
В результате анализа должно быть определено финансовое состояние принципала, претендующего на получение муниципальной гарантии и сделан однозначный вывод о финансовой устойчивости принципала либо о его неудовлетворительном финансовом состоянии.
1.3. В целях проведения анализа финансового состояния принципал представляет документы в соответствии с пунктами 5, 6, 9, 10 Перечня документов, представляемых претендентом на получение муниципальных гарантий (приложение 2 к постановлению).
Бухгалтерская отчетность должна содержать отметку налогового органа о принятии, а также быть заверена подписями руководителя и главного бухгалтера и скреплена печатью.
1.4. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
коэффициент рентабельности.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
ДС - денежные средства в кассе и на расчетном счете предприятия (код показателя 260 формы N 1 по ОКУД 0710001);
КФВ - краткосрочные финансовые вложения (на срок не более одного года) предприятия в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов и т.п., а также предоставленных предприятием другим предприятиям займов (код показателя 250 формы N 1 по ОКУД 0710001);
КО - краткосрочные финансовые обязательства. Значение показателя определяется как разность итога раздела 5 формы N 1 по ОКУД 0710001 и доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов (коды показателей 690 - 640 - 650 формы N 1 по ОКУД 0710001).
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность организации оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
ДЗ - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (код показателя 240 формы N 1 по ОКУД 0710001);
КФВ - краткосрочные финансовые вложения;
ДС - денежные средства;
КО - краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) является обобщающим показателем платежеспособности юридического лица, характеризует ожидаемую платежеспособность принципала на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств, и вычисляется по следующей формуле:
,
где:
ОА - оборотные активы предприятия (код показателя 290 формы N 1 по ОКУД 0710001);
НА - неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (коды показателей 216 + 230 формы N 1 по ОКУД 0710001);
КО - краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) характеризует финансовую устойчивость юридического лица, указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств и рассчитывается по формуле:
,
где:
СК - собственный капитал предприятия (код показателя 490 формы N 1 по ОКУД 0710001);
ЗК - заемный капитал или финансовые обязательства предприятия. Значение показателя определяется как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств без учета доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов (коды показателей 590 + 690 - 640 - 650 формы N 1 по ОКУД 0710001);
4. Коэффициент рентабельности
Коэффициент рентабельности продаж (К5) характеризует степень прибыльности деятельности организации и рассчитывается по следующим формулам:
для предприятий, осуществляющих торговую деятельность:
,
где:
ПР - прибыль от реализации продукции (код показателя 050 формы N 2 по ОКУД 0710002);
ВП - валовая прибыль (код 029 формы N 2 по ОКУД 0710002);
для предприятий других отраслей:
,
где:
ПР - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета косвенных налогов и сборов (код 010 формы N 2 по ОКУД 0710002).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого коэффициента установлены наилучшее и наихудшее пороговые значения. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого коэффициента определяется одна из трех категорий финансового состояния принципала (первая, вторая или третья). Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициент |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
Коэффициент текущей (общей) ликвидности К3 |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4: - торговая деятельность - другие отрасли |
более 0,6 более 1,0 |
0,4 - 0,6 0,7 - 1,0 |
менее 0,4 менее 0,7 |
Коэффициент рентабельности К5 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0,0 (нерентаб.) |
5.2. На основе категорий риска определяется сводная оценка финансового состояния принципала (S), которая рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- вес показателя в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4, 7. Значения весов представлены в таблице 2;
- категория, к которой относится значение коэффициента . Категория = 1, 2 или 3 (таблица 1).
Таблица 2
Веса показателей, используемые при расчете сводной оценки
Показатель |
Вес показателя |
1 |
2 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности (К3) |
0,42 |
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
Коэффициент рентабельности (К5) |
0,21 |
5.3. Результаты оценки финансового состояния принципала - юридического лица сводятся в таблицу 3.
Таблица 3
Коэффициент |
Значение коэффициента |
Категория |
Вес показателя |
Сводная оценка (гр.3 х гр.4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
К1 |
|
|
0,11 |
|
К2 |
|
|
0,05 |
|
К3 |
|
|
0,42 |
|
К4 |
|
|
0,21 |
|
К5 |
|
|
0,21 |
|
Сводная оценка |
Х |
Х |
1,00 |
|
5.4. На основании сводной оценки финансового состояния принципала финансовое состояние предприятия может быть отнесено к одному из трех классов:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
6. Методика оценки финансового состояния принципала
6.1. Коэффициенты в целях определения сводной оценки рассчитываются по итогам за последний отчетный финансовый год и отчетный период текущего финансового года.
6.2. В случае если хотя бы одна из двух рассчитанных сводных оценок указывает на неудовлетворительное финансовое состояние, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
6.3. В случае если одна из рассчитанных сводных оценок указывает на удовлетворительное финансовое состояние, а другая на хорошее финансовое состояние, либо обе из рассчитанных сводных оценок указывают на удовлетворительное финансовое состояние, то финансовое управление мэрии проводит дополнительный анализ финансового состояния, включающий в себя:
расчет коэффициентов и сводной оценки за весь период деятельности принципала, за который представлена бухгалтерская отчетность;
сравнительный анализ динамики сводной оценки финансового состояния принципала.
В случае если сводная оценка в динамике стремится к ухудшению, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
В случае если сводная оценка имеет положительную динамику, то в отношении такого принципала проводится анализ реальных возможностей утраты платежеспособности на основании коэффициентов, определенных в соответствии с разделом 2 Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 N 31-р.
В случае если коэффициент утраты платежеспособности укажет, что у принципала есть реальная возможность утратить свою платежеспособность, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
6.4. В случае если в качестве принципала выступает муниципальное предприятие и оно признано финансово неустойчивым, финансовое управление мэрии осуществляет анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности муниципального образования "Город Череповец" перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью муниципального образования "Город Череповец" перед предприятием понимаются:
не исполненные в срок обязательства муниципального образования "Город Череповец" по компенсации мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления города Череповца, оплате муниципальных контрактов;
получение предприятием некомпенсируемых убытков в результате установления тарифов, не покрывающих текущие расходы предприятия на оказание услуг.
В случае если предприятие не представило в финансовое управление мэрии документов, подтверждающих наличие перед ним задолженности муниципального образования "Город Череповец", сформировавшейся за анализируемый период, то зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности муниципального образования "Город Череповец" перед ним считается неустановленной и такой принципал признается финансово неустойчивым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.