Постановление Администрации г. Вологды
от 12 мая 2011 г. N 2433
"Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на период до 2013 года
В целях обеспечения достижения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования "Город Вологда", достижения результативного финансового планирования и администрирования, в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, на основании статей 38, 44 Устава муниципального образования "Город Вологда" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на период до 2013 года.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Вологодские новости" и размещению на официальном Интернет-сайте Администрации города Вологды.
Исполняющий обязанности |
В.Г. Цепа |
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на период до 2013 года
(утв. постановлением Администрации города Вологды
от 12 мая 2011 г. N 2433)
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов города Вологды на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в развитие Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" от 29 июня 2010 года, а также Обращением Главы города Вологды к жителям города Вологды о бюджетной политике на 2011 - 2013 годы, опубликованным в газете "Вологодские новости" 1 сентября 2010 года, и определяет концептуальную основу реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами на территории муниципального образования "Город Вологда".
Со вступлением в силу в 2000 году Бюджетного кодекса Российской Федерации, который стал основой для построения бюджетных взаимоотношений на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, началась комплексная реформа бюджетного процесса, направления которой в части повышения эффективности бюджетных расходов были обозначены в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года. Именно в нем основной принцип бюджетной реформы определен, как переход от управления затратами к управлению результатами. В дальнейшем в развитие этого постулата и Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, а также изменений бюджетного законодательства, утвержденных Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", строилась система управления бюджетными ресурсами муниципального образования "Город Вологда".
В целях реализации принятой бюджетной реформы в 2007 году утверждено Положение о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "Город Вологда" и бюджет города Вологды на 2008 год был сформирован на основании утвержденного реестра принятых и принимаемых расходных обязательств, что позволило обеспечить учет и безусловное исполнение всех принятых бюджетных обязательств, не допустить появление просроченной кредиторской задолженности, необеспеченной источниками бюджетных средств. В 2008 году утвержден Реестр (перечень) муниципальных услуг муниципального образования "Город Вологда" и Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения задания на оказание муниципальных услуг на территории муниципального образования "Город Вологда", выполняемого муниципальными бюджетными учреждениями. Начиная с 2009 года на территории города Вологды финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с доводимыми муниципальными заданиями на оказание муниципальных услуг. Итоги исполнения бюджета города Вологды, начиная с 2009 года, оцениваются исходя из полноты освоения бюджетных средств в совокупности с полнотой исполнения муниципального задания и достижения целей, поставленных перед муниципальными учреждениями. Несмотря на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, отчеты о выполнении муниципального задания все еще носят формальный характер, а итоги работы не в полной мере влияют на финансовое обеспечение деятельности учреждений. Не внедрены механизмы рейтингования и стимулирования учреждений за повышение качества оказываемых муниципальных услуг. Также слабо развиты механизмы "обратной связи" потребителей муниципальных услуг в целях оценки качества их предоставления.
В 2010 году была проведена трудоемкая работа по расчету групповых нормативов на оказание муниципальных услуг, устанавливающих единую стоимость муниципальной услуги для всех учреждений, оказывающих идентичную услугу. Вместе с тем, на проведенной работе нельзя останавливаться и переходный 2011 год необходимо использовать для оценки правильности и эффективности установленных нормативов финансового обеспечения, а также для расчета и утверждения нормативов на выполнение муниципальных работ.
Несмотря на внедрение методов среднесрочного финансового планирования, утвержденный среднесрочный финансовый план не оказывал существенное влияние и по факту бюджет города Вологды ежегодно формировался в отрыве от утвержденного среднесрочного финансового плана, сохраняя лишь его общую структуру. Начиная с 2011 года бюджет города Вологды утверждается на три года в строгом соответствии с программой социально-экономического развития города, что позволило впервые выстроить взаимоувязанную бюджетную политику со стратегическими целями развития муниципального образования.
В последние годы в управлении муниципальными финансами города Вологды значительное внимание уделено развитию программно-целевого метода планирования бюджета. В рамках реализации городских целевых программ доля расходов бюджета города увеличилась с 7,5% до 25%, в том числе бюджетные ассигнования на реализацию долгосрочной программы капитальных вложений увеличились более чем в 10 раз.
При наличии положительного опыта внедрения программно-целевого метода планирования расходов бюджета на текущий момент не используются программно-целевые принципы деятельности органов местного самоуправления, включая расширение их самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Не разработаны показатели оценки эффективности деятельности органов Администрации города Вологды.
Вместе с тем, понимая, что основы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления заключаются в обладании своевременной, полной и достоверной информацией о деятельности подведомственных учреждений, в 2010 году осуществлен первый этап внедрения электронного документооборота, позволяющего сократить использование временных и материальных ресурсов.
Изменение общих правил управления государственными (муниципальными) финансами требуют от органов власти соответствующего уровня контроля за использованием бюджетных ресурсов. Задачи, стоящие перед контрольными органами города Вологды, необходимо расширить и на ряду с вопросами целевого расходования средств акцент расставить на эффективное использование бюджетных ресурсов, что, безусловно, потребует расширения спектра нормативной правовой базы, анализируемой при проведении проверок, повышения квалификации специалистов контрольных органов и внесения изменений в утвержденные программы проведения проверок.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития города, что в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности Администрации города Вологды, модернизации управления финансовыми ресурсами.
Цель и основные задачи программы
Целью Программы является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" в части управления бюджетными ресурсами, выполнения муниципальных функций (работ), оказании муниципальных услуг, а также реализации эффективной стратегии развития города Вологды.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Вологды.
Для достижения поставленных целей Программы необходимо решение задач по следующим направлениям:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Вологды.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда".
3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения.
6. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Решение поставленных задач позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Вологды
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Вологды является необходимым условием достижения целей реализации настоящей Программы.
Важнейшей предпосылкой обеспечения стабильности является проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, заключающейся в:
1. Консервативности и надежности экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования.
2. Стабильности и предсказуемости налоговой политики, оптимизация числа и объема налоговых льгот.
3. Безусловном соблюдении ограничений бюджетного дефицита, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для муниципальных образований, направлении экономии, сложившейся по итогам исполнения бюджета в течение финансового года на сокращение уровня утвержденного дефицита.
4. Ведении учета длящихся расходных обязательств, принятии новых расходных обязательств, в том числе с длительным сроком реализации, на основе анализа принятых расходных обязательств на перспективу с учетом отраслевых программ развития предоставления муниципальных услуг.
5. Планировании бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и необходимости сокращения кредиторской задолженности.
6. Оценке перечня предоставляемой муниципальной помощи в виде финансовых и иных видов помощи (налоговые и неналоговые льготы, муниципальные гарантии, муниципальное имущество) на соответствие целям муниципальной политики и эффективность предоставления.
7. Повышении эффективности использования муниципального имущества.
Для внедрения вышеуказанных принципов планируется:
1. Разработать долгосрочную бюджетную стратегию муниципального образования "Город Вологда".
2. Совершенствовать процедуры формирования и ведения реестра расходных обязательств, рассмотреть возможность взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром муниципальных закупок, государственных и муниципальных контрактов, также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Сформировать ведомственные программы развития, учитывающие все инструменты реализации муниципальной политики по каждому направлению.
4. Использовать механизмы государственно-частного партнерства.
5. Формализовать порядок и критерии инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления (органов Администрации города Вологды) за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения.
6. Совершенствовать работу по стимулированию экономического роста и притоку инвестиций в экономику города.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда"
Развитие программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" планируется сосредоточить на совершенствовании механизмов разработки и утверждения городских целевых программ, в частности, долгосрочной программы капитальных вложений, при этом особое внимание уделить построению жестких взаимосвязей задач, поставленных перед городскими целевыми программами, с целями социально-экономического развития города Вологды, установлению системы целевых индикаторов, представляющих собой количественные показатели эффективности реализации программ, отражающих степень достижения соответствующих целей и задач.
Одновременно с совершенствованием процедур формирования и исполнения существующих городских целевых программ в целях обеспечения плавного перехода к формированию программной структуры расходов бюджета планируется начать разработку муниципальных программ развития функциональными органами Администрации города Вологды.
Муниципальная программа города Вологды - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики в решении вопросов местного значения городского округа.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
1. Формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития.
2. Определение органа Администрации города Вологды, отвечающего за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов.
3. Установление для муниципальных программ измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих достижение конкретных результатов в соответствующих отраслях (уровень смертности, уровень рождаемости, охват несовершеннолетних учреждениями дополнительного образования и т.д.), и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях.
4. Охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда", включение в состав мероприятий муниципальных программ всех инструментов (финансовых, контрольных, правоустанавливающих, имущественных и т.д.), используемых для достижения целей муниципальных программ.
5. Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в развитие муниципального образования "Город Вологда", повышения качества и уровня жизни вологжан с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Проведение оценки эффективности деятельности органов Администрации города Вологды по итогам реализации соответствующих муниципальных программ.
7. Организация публичной оценки утвержденных муниципальных программ, а также отчетов о проведенных мероприятиях и достигнутых результатах.
На первом этапе в 2011 году утвержденные муниципальные программы не будут являться основанием для внесения изменений в бюджетные ассигнования, утвержденные решением Вологодской городской Думы о бюджете города Вологды на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы, но цели, установленные этими программами, объемы предоставления муниципальных услуг, выполнения муниципальных работ будут строго соответствовать муниципальным заданиям по их исполнению.
На втором этапе, в 2012 году, бюджетные ассигнования на реализацию наиболее подготовленных муниципальных программ будут включены в проект бюджета города Вологды на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.
Полный переход к программной структуре расходов бюджета города Вологды планируется осуществить начиная с 2013 года.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
утвердить новый порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ;
определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета города Вологды на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)
Совершенствование форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг планируется осуществлять в рамках реализации положений Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ).
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены, прежде всего, на повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг, построения зависимости финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений от результатов их деятельности.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
В целях реализации положений Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ постановлением Администрации города Вологды от 30 ноября 2010 года N 6476 определен перечень муниципальных учреждений, которые с 2011 года будут функционировать, как казенные учреждения. Большинство существующих муниципальных учреждений предположительно будут функционировать как "бюджетные учреждения нового типа".
Переходный период, установленный в городе Вологде до 31 декабря 2011 года, будет использован для проверки эффективности и обоснованности нормативов на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг. Установленные групповые нормативы будут одинаково использоваться для расчета финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений любого типа.
Для достижения целей реализации Программы по данному направлению необходимо решить следующие задачи:
провести оценку утвержденного реестра (перечня) муниципальных услуг на полноту и обоснованность его содержания, включить в состав реестра (перечня) раздел "муниципальные работы";
осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений нового типа с 01 января 2012 года исключительно в соответствии с доведенными муниципальными заданиями;
разработать методику оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений и механизмы стимулирования учреждений и их руководителей за достижение высоких результатов в качестве оказания муниципальных услуг, выполнении работ;
составлять и опубликовывать рейтинг муниципальных учреждений;
повысить публичность деятельности муниципальных учреждений;
установить стандарты качества оказания муниципальных услуг;
создать необходимые условия для расширения перечня субъектов оказания муниципальных услуг, привлечения немуниципальных организаций к предоставлению муниципальных услуг, в целях наиболее полного удовлетворения потребности в их предоставлении;
установить общие правила оказания платных услуг муниципальными бюджетными учреждениями на территории города Вологды и порядок взимания платы с потребителей муниципальных услуг;
детализировать нормативы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в целях наиболее полного учета особенностей оказания каждой муниципальной услуги.
4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств
Эффективность и обоснованность распределения бюджетных средств на этапе формирования бюджета города Вологды является базовым условием для эффективности использования бюджетных ресурсов и повышения эффективности бюджетных расходов в целом.
Не допустимо включение в проект бюджета города Вологды бюджетных ассигнований по не установленным расходным обязательствам (не подтвержденным соответствующими нормативными правовыми актами) либо в нарушение порядка планирования бюджетных ассигнований.
Планирование бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться оценкой платежеспособности бюджета с учетом ранее принятых длящихся расходных обязательств, в том числе за пределами периода бюджетного планирования.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию городских целевых программ, в том числе осуществление бюджетных инвестиций, должно основываться на экспертной оценке стоимости каждого проводимого мероприятия, анализе сложившегося рынка, утвержденной проектно-сметной документации. При рассмотрении вариантов достижения целей и задач, поставленных в городских целевых программах, следует в обязательном порядке рассчитывать экономический эффект от реализации мероприятий программы. Структура утверждаемых инвестиционных проектов должна быть пересмотрена и расширена по образу формирования бизнес-плана.
В целях повышения ответственности должностных лиц за обоснованность планирования бюджетных ассигнований в качестве одного из показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (органов Администрации города Вологды) необходимо установить критерий эффективности бюджетного планирования.
В условиях правового положения бюджетных учреждений, определенных Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ, и расширения зоны ответственности и самостоятельности в принятии управленческих решений руководителями муниципальных учреждений разрабатываемый ими план финансово-хозяйственной деятельности призван выполнить, в том числе, роль локальной программы по повышению эффективности бюджетных расходов на уровне учреждения. В случаях включения в данные планы новаторских идей по совершенствованию процесса оказания муниципальных услуг целесообразно рассмотреть вопрос о выделении целевых грантов на проведение мероприятий по внедрению инновационных методов работы. Кроме того, в настоящее время не учитывается качество оказания муниципальных услуг при распределении бюджетных ассигнований. Введение повышающих коэффициентов, основанных на результатах работы учреждения, подтвержденных объективными данными, опубликование рейтинга муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению города, по качеству, поощрение соответствующих руководителей (специалистов) будет способствовать повышению качества оказания муниципальных услуг населению города.
Для достижения поставленных целей планируется:
1. Внести изменения в порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета города Вологды в целях совершенствования процедуры подготовки проекта бюджета города Вологды и внесения изменений в него.
2. Ввести процедуры совместного рассмотрения руководителями органов Администрации города Вологды проектов городских целевых программ с презентацией наглядного материала о задачах, мероприятиях и ожидаемых результатах реализации мероприятий городских целевых программ.
3. Рассмотреть возможность внедрения долгосрочного планирования принятых и принимаемых расходных обязательств.
4. Реструктуризация расходных обязательств.
5. Отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, либо превышающими планируемую бюджетную обеспеченность города Вологды по доходам.
6. Разработать методику оценки качества оказания муниципальных услуг, порядок составления рейтинга учреждений, а также механизмы стимулирования достижения высоких результатов.
7. Разработка и внедрение нормативов на финансовое обеспечение содержания органов местного самоуправления.
8. Разработка методики оценки эффективности работы органов Администрации города Вологды с включением в нее критериев оценки эффективности и обоснованности планирования бюджетных ассигнований.
5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Целью оптимизации функций муниципального управления должны стать:
1. Повышение доверия населения к власти, рост авторитета муниципальных служащих.
2. Недопущение проявления коррупции и факторов, способствующих ее появлению, в органах местного самоуправления города Вологды.
3. Сокращение расходов на содержание аппарата муниципальных служащих, оптимизация численности муниципальных служащих.
4. Внедрение передовых методов взаимодействия населения с органами местного самоуправления города Вологды, в том числе переход на оказание услуг органами местного самоуправления в электронной форме.
5. Повышение качественного состава муниципальных служащих.
В этой связи следует продолжить работу по оптимизации состава функций и полномочий органов Администрации города Вологды, исключению дублирующих и не разграниченных функций, передаче функций, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям или размещению муниципального заказа на соответствующие услуги (аутсорсинг).
В целях повышения квалификационного уровня муниципальных служащих следует расширить сферу применения конкурсных процедур на замещение должностей муниципальной службы, развивать обучение и повышение квалификации муниципальных служащих.
Введение понятия "финансовый менеджмент", а также разработка методики оценки эффективности деятельности органов Администрации города Вологды по осуществлению ими возложенных функций позволит, во-первых, соотнести возложенные функции с поставленными задачами, а во-вторых, задачи с доступными ресурсами по их достижению, в том числе административными. Кроме того, разработка планов по повышению эффективности финансового менеджмента будет способствовать расширению инструментов управления бюджетными ресурсами.
В целях сокращения неэффективных расходов бюджета города Вологды следует вернуться к рассмотрению состава расходных полномочий муниципального образования, исключив факты финансирования мероприятий по "созданию условий" для развития отдельных отраслей, которые в силу положений федерального законодательства и объективно сложившейся ситуации могут быть реализованы путем использования административных ресурсов.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которой предлагается провести мероприятия по следующим направлениям:
1. Инвентаризация объектов муниципальной собственности.
2. Оптимизация структуры муниципальной собственности в отношении муниципальных унитарных предприятий и учреждений, сохранение социально значимых предприятий и учреждений.
3. Мероприятие, направленное на проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Вологда", и оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда.
4. Совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества, в том числе в рамках использования имущества для оказания муниципальных услуг (работ) муниципальными бюджетными учреждениями.
5. Проведение анализа использования муниципального имущества на предмет соответствия целям и задачам функционирования органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" и одновременным проведением процедур по реализации или перепрофилированию имущества, не используемого для выполнения вопросов местного значения.
6. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг объективно требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
Для повышения результативности работы финансового контроля необходимо прежде всего решить следующие задачи:
уточнение полномочий органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
оценка эффективности использования бюджетных ассигнований должна определяться на основе критериев эффективности и результативности их использования;
при утверждении плана проверок должен обеспечиваться системный подход по определению перечня ревизируемых организаций, при этом исключить необоснованные проверки хозяйствующих субъектов.
Приоритетными вопросами, на которых муниципальный финансовый контроль должен прежде всего консолидировать свои усилия, должны стать:
1. Соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Достоверность, полнота и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчетности.
3. Экономность, результативность и эффективность использования бюджетных средств.
Работа внутреннего муниципального контроля муниципального образования "Город Вологда" обеспечивается на этапах:
текущего бюджетного контроля, реализованного в рамках Соглашения, заключенного Администрацией города Вологды с Департаментом финансов Вологодской области по кассовому исполнению бюджета города Вологды, путем осуществления процедур санкционирования расходных операций в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации города Вологды;
последующего бюджетного контроля, осуществляемого Департаментом финансов Администрации города Вологды и органами Администрации города Вологды путем проведения контрольно-ревизионных мероприятий, в пределах предоставленных полномочий.
Реформирование системы муниципального финансового контроля предполагает выполнения ряда мероприятий, в том числе:
1. На уровне функциональных органов Администрации города Вологды-
разработка критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств. При этом критерии должны быть взаимоувязаны с достижением целей, выполнением мероприятий, решением задач, стоящих перед получателем бюджетных средств (получателем субсидий за счет средств бюджета), а также с учетом фактического качества оказанных муниципальных услуг.
2. На уровне Департамента финансов Администрации города Вологды:
наделение Департамента финансов Администрации города Вологды полномочиями по координации и методологическому обеспечению деятельности органов Администрации города Вологды в части осуществления внутреннего финансового контроля, с предоставлением права осуществлять надзор за организацией внутреннего контроля указанными органами;
разработка единого порядка осуществления внутреннего финансового контроля муниципального образования "Город Вологда";
организация контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований органами Администрации города Вологды;
определение критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств органами Администрации города Вологды;
организация эффективного взаимодействия Департамента финансов Администрации города Вологды и Контрольно-счетной палаты города Вологды.
7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Повышение энергетической эффективности является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Доля расходов на энергоресурсы муниципального образования "Город Вологда" составляет 7,7% от налоговых и неналоговых доходов муниципального образования.
На текущий момент постановлением Администрации города Вологды от 02 августа 2010 года N 4039 утверждена Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования "Город Вологда" на 2010 - 2015 годы и с перспективой до 2020 года".
Основной целью программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в муниципальном образовании "Город Вологда" за счет снижения к 2015 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий, организаций и муниципальных учреждений на 15 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Мероприятия данной программы нацелены на повышение энергетической эффективности в коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, бюджетной сфере, муниципальных унитарных предприятиях и акционерных обществах с долей участия муниципального образования "Город Вологда" в уставном капитале.
В рамках реализации целевой программы "Установка приборов учета используемых энергоресурсов, проведение энергетического обследования муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, муниципального образования "Город Вологда" на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации города Вологды от 02 июня 2010 года N 2783, все муниципальные учреждения оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов. Обязательное энергетическое обследование муниципальных учреждений и органов Администрации города Вологды, наделенных правами юридических лиц, будет согласно утвержденному графику проведено в 2011 - 2012 годах муниципальным учреждением "Градостроительный центр города Вологды".
Использование результатов энергетического обследования ляжет в основу проведения дальнейших мероприятий программы по энергосбережению и повышения энергетической эффективности муниципального образования "Город Вологда", в том числе:
обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений;
проведение мероприятий по энергосбережению;
заключение муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров на оказание энергосервисных услуг;
проведение мероприятий по итогам энергетических обследований.
Результатом внедренных мероприятий по повышению энергетической эффективности должно стать сокращение бюджетных расходов на энергоресурсы к 2015 году на 15 процентов или 46,3 млн. рублей.
8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Повышение качества управления муниципальными финансами обусловлено обладанием и использованием объективной, своевременной и достоверной информацией о финансовых потоках муниципального образования. Обладание такой информацией невозможно без построения интегрированного информационного пространства всех участников бюджетного процесса.
На территории муниципального образования "Город Вологда" все процедуры исполнения бюджета осуществляются финансовым органом, казначейством и главными распорядителями бюджетных средств в единой информационной базе с применением электронной цифровой подписи, что позволяет в любой момент времени иметь информацию о совершенном кассовом расходе, объеме остатка средств на едином счете бюджета, поступлении доходов.
Модернизацию существующей информационной системы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1. Объединение информационной системы по исполнению бюджета с системой бюджетного планирования, ведения реестра расходных обязательств, системой планирования и размещения муниципального заказа, заказа для нужд бюджетных учреждений.
2. Интеграция системы учета муниципального имущества с системой бюджетного планирования. Данное направление особенно актуально в расчете средств на предоставление субсидий на содержание недвижимого имущества муниципальных учреждений.
3. Создание информационной системы оказания муниципальных услуг, выполнения муниципальных работ, включающую в себя показатели, характеризующие количество и качество оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ). В показателях данной системы остро нуждается система бюджетного планирования, когда бюджетные средства находятся в прямой зависимости от объемов предоставляемых муниципальных услуг, выполняемых муниципальных работ. Данная система предназначена не только для хранения статистических данных, но и для информирования населения о перечне муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями населению, и условиях их оказания.
Разработка последней информационной системы способна решить не только задачи бюджетного планирования и оперативного реагирования на изменения в объемах предоставляемых муниципальных услуг, выполняемых муниципальных работ, но и обеспечивает открытость и публичность информации о деятельности муниципального сектора.
4. Развитие электронного документооборота.
Разработка и совершенствование информационных систем управления муниципальными финансами объективно будет являться предпосылкой для повышения доступности и публичности информации о деятельности органов местного самоуправления города Вологды, при этом:
повышая степень доверия населения власти;
создавая механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности органов местного самоуправления;
побуждая население участвовать в разработке приоритетов социально-экономического развития города Вологды;
снижая условия для появления коррупциогенных факторов.
Для реализации поставленных задач необходимо:
1. Продолжить работы по переводу автоматизированных информационных систем Администрации города Вологды (планирование бюджета города Вологды, исполнение бюджета города Вологды, аренда земли, аренда муниципального имущества, продажа муниципального имущества, система автоматизированного кадрового делопроизводства, учет расчетов по заработной плате) на единую программную платформу 1С, версия 8, что позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
2. Внести необходимые изменения в нормативные правовые акты о перечне информации о деятельности органов Администрации города Вологды, подлежащей опубликованию на официальном Интернет-сайте Администрации города Вологды.
3. Расширить сферу применения системы электронного документооборота в части работы с проектами документов в электронном виде.
9. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы (приложение к настоящей Программе).
На 2011 год планируется предусмотреть реализацию в полном объеме мероприятий, связанных с реализацией положений Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ.
План на 2012 год планируется скорректировать в январе 2012 года с учетом итогов реализации мероприятий, предусмотренных в 2011 году.
Приложение
по повышению эффективности
бюджетных расходов
муниципального образования
"Город Вологда" на период до 2013 года
План
мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на период до 2013 года
Nп/п |
Наименование задачи (мероприятия) |
Вид документа (проект) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Раздел 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Город Вологда" на период до 2013 года | ||||
1.1. |
Расширение полномочий Комиссии по повышению результативности бюджетных расходов в части рассмотрения вопросов по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств |
постановление Администрации города Вологды |
май 2011 года |
Департамент финансов |
1.2. |
Внесение изменений в Положение о порядке проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета города Вологды, и формировании Долгосрочной программы капитальных вложений муниципального образования "Город Вологда" в части утверждения структуры инвестиционного проекта, уточнения порядка составления и изменения Долгосрочной программы капитальных вложений |
постановление Администрации города Вологды |
июнь 2011 года |
Департамент экономического развития, Департамент градостроительства, Департамент финансов |
1.3. |
Внесение изменений в Положение о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "Город Вологда", утвержденное постановлением Главы города Вологды от 16 января 2007 года N 83 |
постановление Администрации города Вологды |
июнь 2011 года |
Департамент финансов |
1.4. |
Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику города Вологды |
аналитическая записка |
июнь 2011 года |
Департамент стратегического планирования и инвестиционной политики, Департамент экономического развития |
1.5. |
Проведение оценки эффективности налоговых и неналоговых льгот, предоставленных органами местного самоуправления города Вологды, разработка предложений по их оптимизации |
аналитическая записка |
июль 2011 года |
Департамент финансов, Департамент экономического развития, Департамент имущественных отношений |
1.6. |
Разработка предложений по применению механизмов государственно-частного партнерства на территории муниципального образования "Город Вологда" |
аналитическая записка |
июль 2011 года |
Департамент стратегического планирования и инвестиционной политики |
1.7. |
Анализ использования муниципального имущества на предмет соответствия целям и задачам функционирования органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" и одновременным проведением процедур по реализации или перепрофилированию имущества, не используемого для выполнения вопросов местного значения |
аналитическая записка |
август 2011 года |
Департамент имущественных отношений, Департамент городского хозяйства |
1.8. |
Внесение изменений в Порядок исполнения бюджета города Вологды в части повышения ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество составления и исполнения показателей кассового плана города Вологды |
постановление Администрации города Вологды |
ноябрь 2011 года |
Департамент финансов |
Раздел 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" | ||||
2.1. |
Внесение изменений в Положение о порядке проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета города Вологды, и формировании долгосрочной программы капитальных вложений муниципального образования "Город Вологда", утвержденное постановлением Главы города Вологды от 12 декабря 2007 года N 5867 |
постановление Администрации города Вологды |
май 2011 года |
Департамент экономического развития |
2.2. |
Разработка методики комплексного анализа эффективности реализации городских целевых программ, как формы расходования бюджетных средств на сформулированные цели и задачи |
постановление Администрации города Вологды |
август 2011 года |
Департамент экономического развития |
2.3. |
Разработка порядка формирования и утверждения муниципальных ведомственных программ |
2012 год |
||
2.4. |
Утверждение муниципальных ведомственных программ |
2012 год |
||
2.5. |
Разработка и утверждение порядка планирования бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных ведомственных программ |
2012 год |
||
2.6. |
Внесение изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденное решением Вологодской городской Думы от 23 июня 2006 года N 108 (с последующими изменениями), в целях формирования бюджета в программной структуре |
2012 год |
||
2.7. |
Внесение изменений в правовые акты муниципального образования "Город Вологда" в связи с внесенными изменениями в бюджетное законодательство Российской Федерации |
2012 год |
||
Раздел 3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора) | ||||
3.1. |
Внесение изменений в Положение о муниципальных услугах муниципального образования "Город Вологда", утвержденное постановлением Главы города Вологды от 28 апреля 2008 года N 2111 |
постановление Администрации города Вологды |
май 2011 года |
Департамент финансов |
3.2. |
Внесение изменений в Порядок ведения реестра (перечня) муниципальных услуг муниципального образования "Город Вологда", утвержденный постановлением Главы города Вологды от 28 апреля 2008 года N 2111 |
постановление Администрации города Вологды |
май 2011 года |
Департамент финансов |
3.3. |
Внесение изменений в Реестр (перечень) муниципальных услуг муниципального образования "Город Вологда", утвержденный постановлением Главы города Вологды от 28 апреля 2008 года N 2111 |
постановление Администрации города Вологды |
май 2011 года |
Департамент финансов |
3.4. |
Разработка общих требований к методике оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений в части показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждений |
постановление Администрации города Вологды |
сентябрь 2011 года |
Департамент экономического развития |
3.5. |
Определение правил оказания муниципальных услуг (выполнения муниципальных работ) за плату |
постановление Администрации города Вологды |
октябрь 2011 года |
Департамент финансов |
3.6. |
Установление расчетно-нормативных затрат по всем муниципальным услугам (по необходимости работам) в соответствии с утвержденным реестром, на содержание движимого имущества |
протоколы заседания Комиссии по повышению результативности бюджетных расходов |
октябрь 2011 года |
Департамент финансов, органы Администрации города Вологды |
3.7. |
Разработка стандартов качества оказания муниципальных услуг (выполнения муниципальных работ) |
постановление Администрации города Вологды |
ноябрь 2011 года |
Органы Администрации города Вологды по подведомственным учреждениям |
3.8. |
Разработка методики и критериев оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, физкультуры |
постановление Администрации города Вологды |
ноябрь 2011 года |
Органы Администрации города Вологды по подведомственным учреждениям |
3.9. |
Оценка возможности привлечения немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг, выполнению муниципальных работ |
аналитическая записка |
декабрь 2011 года |
Департамент стратегического планирования и инвестиционной политики, Департамент экономического развития, Контрольно-аналитическое управление |
3.10. |
Проведение мероприятий по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
в соответствии с утвержденным планом |
до 01 июля 2012 года |
Органы Администрации города Вологды в соответствии с утвержденным планом |
3.11. |
Разработка порядка составления рейтинга муниципальных учреждений |
2012 год |
||
3.12. |
Разработка механизма стимулирования муниципальных учреждений и их руководителей за достижение высокого уровня качества оказания муниципальных услуг (выполнения муниципальных работ) |
2012 год |
||
Раздел 4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств | ||||
4.1. |
Внесение изменений в Порядок планирования бюджетных ассигнований, утвержденный постановлением Главы города Вологды от 06 октября 2008 года N 5600 |
постановление Администрации города Вологды |
июнь 2011 года |
Департамент финансов |
4.2. |
Формирование предложений по разработке системы долгосрочного планирования принятых и принимаемых расходах обязательств |
аналитическая записка |
ноябрь 2011 года |
Департамент финансов |
4.3. |
Утверждение Порядка принятия новых (увеличения действующих) расходных обязательств |
постановление Администрации города Вологды |
декабрь 2011 года |
Департамент финансов, Департамент экономического развития |
4.4. |
Установление нормативов на финансовое обеспечение содержания органов местного самоуправления |
2012 год |
||
Раздел 5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения | ||||
5.1. |
Анализ функций органов Администрации города Вологды на предмет дублирующих, технических, избыточных |
аналитическая записка |
по отдельному плану |
Контрольно-аналитическое управление |
5.2. |
Анализ действующей сети муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разработка предложений по их оптимизации |
аналитическая записка |
июль 2011 года |
Органы Администрации города Вологды в отношении подведомственных муниципальных предприятий и учреждений, Контрольно-аналитическое управление |
5.3. |
Анализ перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Вологда", и оценка эффективности их использования с целью оптимизации земельного фонда |
аналитическая записка |
июль 2011 года |
Департамент имущественных отношений |
5.4. |
Разработка показателей оценки эффективности использования муниципального имущества |
постановление Администрации города Вологды |
сентябрь 2011 года |
Департамент имущественных отношений, органы Администрации города Вологды по подведомственным муниципальным предприятиям и учреждениям |
5.5. |
Разработка Методики оценки эффективности использования муниципального имущества |
постановление Администрации города Вологды |
ноябрь 2011 года |
Департамент имущественных отношений, органы Администрации города Вологды по подведомственным муниципальным предприятиям и учреждениям |
5.6. |
Разработка Положения о проведении мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города Вологды |
постановление Администрации города Вологды |
декабрь 2011 года |
Департамент финансов |
5.7. |
Разработка показателей оценки эффективности деятельности органов Администрации города Вологды, с включением в состав показателей критериев оценки эффективности использования бюджетных средств |
постановление Администрации города Вологды |
в соответствии с Планом мероприятий по проведению административной реформы в Администрации города Вологды |
Контрольно-аналитическое управление, Департамент экономического развития, органы Администрации города Вологды |
Раздел 6. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля | ||||
6.1. |
Разработка Единого порядка осуществления внутреннего контроля органами Администрации города Вологды |
постановление Администрации города Вологды |
октябрь 2011 года |
Департамент финансов, Контрольно-аналитическое управление |
6.2. |
Разработка критериев эффективного и результативного использования бюджетных средств муниципальными учреждениями |
постановление Администрации города Вологды |
октябрь 2011 года |
Департамент финансов, органы Администрации города Вологды |
6.3. |
Разработка Порядка осуществления муниципального финансового контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств органами Администрации города Вологды |
постановление Администрации города Вологды |
декабрь 2011 года |
Департамент финансов |
6.4. |
Внесение изменений в положения об органах Администрации города Вологды в части дополнения их обязанностью осуществлять проверки эффективного и правомерного использования бюджетных средств подведомственными муниципальными учреждениями |
решение Вологодской городской Думы, постановление Администрации города Вологды |
декабрь 2011 года |
Органы Администрации города Вологды |
6.5. |
Включение в состав критериев эффективности деятельности органов Администрации города Вологды показателей эффективности использования бюджетных средств |
постановление Администрации города Вологды |
декабрь 2011 года |
Контрольно-аналитическое управление |
Раздел 7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности | ||||
7.1. |
Сокращение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества муниципальных учреждений в части расходов на энергетические ресурсы (на 3% без учета роста тарифов на услуги) |
протоколы заседания Комиссии по повышению результативности бюджетных расходов |
октябрь 2011 года |
Департамент финансов |
7.2. |
Разработка механизма использования энергосервисных муниципальных контрактов |
2012 год |
||
Раздел 8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами | ||||
8.1. |
Внесение изменений в Перечень информации о деятельности органов Администрации города Вологды, подлежащий опубликованию |
постановление Администрации города Вологды |
сентябрь 2011 года |
Управление информации и общественных связей |
8.2. |
Внедрение второго этапа электронного документооборота бюджетного процесса |
распоряжение Администрации города Вологды |
ноябрь 2011 года |
Департамент финансов |
8.3. |
Перевод автоматизированных информационных систем Администрации города Вологды (планирование бюджета города Вологды, исполнение бюджета города Вологды, аренда земли, аренда муниципального имущества, продажа муниципального имущества, система автоматизированного кадрового делопроизводства, учет расчетов по заработной плате) на единую программную платформу 1С, версия 8 |
постановление Администрации города Вологды |
2011 - 2012 годы |
Контрольно-аналитическое управление |
Раздел 9. Организация реализации Программы | ||||
9.1. |
Внесение изменений в План мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на 2012 год по итогам работы в 2011 году |
2012 год |
______________________________
* - определяется с учетом итогов реализации мероприятий, предусмотренных в 2011 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Вологды от 12 мая 2011 г. N 2433 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Город Вологда" на период до 2014 года
Текст постановления опубликован в газете "Вологодские новости" от 25 мая 2011 г. N 20
Постановлением Администрации г. Вологды от 26 февраля 2016 г. N 188 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Вологды от 22 октября 2013 г. N 8514
Постановление Администрации г. Вологды от 1 августа 2013 г. N 6218
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Постановление Администрации г. Вологды от 18 января 2013 г. N 163
Постановление Администрации г. Вологды от 14 ноября 2012 г. N 6689
Постановление Администрации г. Вологды от 1 октября 2012 г. N 5697
Постановление Администрации г. Вологды от 9 июля 2012 г. N 3846