Постановление Правительства Вологодской области
от 14 января 2013 г. N 28
"Об Основах комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области"
В целях осуществления мер по повышению уровня информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия в области обеспечения безопасности населения и территорий Вологодской области от угроз различного характера Правительство области постановляет:
1. Утвердить Основы комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (прилагается).
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований области, организациям принять участие в создании комплексной системы.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Основы комплексной системы
природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области
(утв. постановлением Правительства области
от 14 января 2013 г. N 28)
1. Основные термины и определения
Комплексная безопасность жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области - состояние защищенности населения, материальных и культурных ценностей Вологодской области от возможного нанесения ущерба, позволяющее сохранять способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать стабильность экономической ситуации, благоприятную экологическую, техногенную, социально-психологическую обстановку и иные условия для социально-экономического развития области и реализации интересов личности и общества.
Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (комплексная система) - совокупность взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного, техногенного и иного характера, контроля состояния потенциально опасных и других объектов защиты, а также организационных структур (органы управления комплексной системой), объединенных в единую информационно-управляющую систему путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем (элементы комплексной системы), в целях предупреждения, пресечения и ликвидации ЧС природного, техногенного, криминального и террористического характера на территории Вологодской области, оповещения и информирования населения при угрозе ЧС и в условиях ЧС.
Подсистема комплексной системы - комплекс создаваемых (имеющихся) информационных и технических систем, объединенных каналами связи и программно-аппаратными средствами, обеспечивающими их сопряжение, передачу данных, доступ к объединенным базам данных, а также имеющих общую организационную структуру.
Элементы комплексной системы - существующие и создаваемые информационные и технические системы, функционирующие на базе объектов защиты, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления (элементы сопряжения), а также каналы связи и программно-аппаратные средства, обеспечивающие информационное сопряжение данных систем (сопрягающие элементы).
Орган управления комплексной системы - структурный элемент органов управления РСЧС соответствующего уровня, осуществляющий оперативное управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий.
Субъекты обеспечения безопасности - активные участники деятельности по противодействию существующим угрозам (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Правительство Вологодской области, органы государственной власти Вологодской области, органы местного самоуправления, объекты защиты).
Объекты защиты - объекты инфраструктуры Вологодской области (критически важные объекты, потенциально опасные объекты, объекты транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, объекты с массовым пребыванием людей).
Критически важные объекты - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой Вологодской области или муниципального образования, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
Потенциально опасные объекты инфраструктуры Вологодской области - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.
Принципы комплексной системы - основополагающие нормы, соблюдение которых при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности позволяет достичь ее наивысшей эффективности.
Безопасность информации - состояние защищенности информации от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации.
Информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые пользователями в соответствии с установленными правилами.
Кризисная ситуация - ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты защиты, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов.
2. Общие положения
2.1 Настоящие Основы комплексной природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (далее - Основы) разработана на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, утвержденной совместным Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу (16.02.2010 г.), Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева (19.02.2010 г.), Директора ФСБ Российской Федерации А.В. Бортникова (16.02.2010 г.), Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 1314-р.
2.2. Объектами комплексного управления выступают:
элементы социальной сферы, нуждающиеся в защите (население, инфраструктура жизнедеятельности, окружающая среда и т.д.);
опасности и угрозы, которые необходимо предотвращать, ослаблять или устранять.
2.3. На территории Вологодской области существуют угрозы природного, техногенного, биолого-социального, криминального, террористического и иного характера (далее - угрозы).
В качестве основных угроз природного характера рассматриваются риски возникновения природных пожаров (лесные и торфяные пожары), подтоплений (затоплений), сильных ветров, снегопадов, морозов.
В качестве основных угроз техногенного характера рассматриваются: аварии на критически важных и (или) потенциально опасных объектах (в том числе разрушение гидротехнических сооружений (ГРЭС на реке Суда, разрушений Шекснинского гидроузла), аварии на химически опасных объектах в городах Вологде и Череповце), на объектах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, речного), жилищно-коммунального хозяйства (риски возникновения аварии на системах электроснабжения, теплоснабжения, магистральных газопроводах, магистральных нефтепроводах, пожары в жилом секторе и в зданиях социально-культурного и бытового назначения, сетях наружного освещения, системах безопасности домов, аварии в лифтовом хозяйстве), риски обрушения зданий, сооружений, пород.
В качестве основных угроз биолого-социального характера рассматриваются риски возникновения инфекционной заболеваемости людей, заболеваемости сельскохозяйственных растений и животных, неблагоприятной экологической обстановки.
В качестве основных угроз криминального и террористического характера рассмотрению подлежит возможность противоправных и диверсионно-подрывных действий на критически важных и (или) потенциально опасных объектах, а также объектах с массовым пребыванием людей.
2.4. Создание комплексной системы должно носить комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления на территории Вологодской области.
2.5. Создание комплексной системы должно обеспечить:
создание условий для устойчивого социально- экономического развития Вологодской области;
повышение уровня безопасности технологий, связанных с эксплуатацией объектов защиты, в том числе в условиях ЧС;
создание систем комплексного мониторинга и анализа состояния безопасности территории Вологодской области;
минимизацию последствий ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера и террористических актов.
3. Цели и задачи комплексной системы
3.1. Целью создания комплексной системы является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области путем снижения вероятности возникновения ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера и террористических актов.
3.2. Создание комплексной системы направлено на решение следующих основных задач:
проведение эффективного мониторинга текущей обстановки и представление информации (в том числе текущей информации о состоянии объектов защиты) для субъектов обеспечения безопасности, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений;
обеспечение и совершенствование аналитической, методической и управленческой деятельности субъектов обеспечения безопасности, а также создаваемых оперативных штабов на территории области для решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;
обеспечение информационного взаимодействия субъектов обеспечения безопасности, а также создаваемых оперативных штабов на территории области при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечение и организация комплексного оповещения и информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий Вологодской области, приемах и способах защиты, а также пропаганда в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории Вологодской области;
предотвращение ЧС и кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования систем (средств) жизнеобеспечения;
совершенствование системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил территориальной подсистемы РСЧС.
4. Принципы создания комплексной системы и критерии приемлемости технических решений
4.1 Создание комплексной системы осуществляется с учетом следующих принципов:
принцип законности: строгое соответствие деятельности по обеспечению безопасности действующим законодательным и правовым актам Российской Федерации, нормам международного права и другим нормам в области обеспечения безопасности личности и государства;
принцип иерархичности: многоступенчатость комплексной системы и выделение уровней управления в ней;
принцип приоритетности: первоочередное решение проблем безопасной и благоприятной жизни каждого человека в ходе социально-экономического развития общества, путем максимально возможного снижения вероятности возникновения ЧС;
принцип универсальности: управляющее воздействие на весь спектр возможных опасностей и угроз, характерных для региона;
принцип регламентирования: разработка и строгое соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов;
принцип разумной достаточности: система основывается на признании приемлемого риска, ниже которого оптимизация мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности населения нецелесообразна, а так же на максимальном использовании существующих систем (элементов) защиты объектов;
принцип непрерывности: отсутствие в работе комплексной системы перерывов при решении возложенных на систему функциональных задач;
принцип социальной направленности: соответствие политики по обеспечению безопасности уровню социально-экономического состояния территории и степени возможных опасностей, обеспечение социально-психологического восприятия населением политики по обеспечению его безопасности.
4.2 Решение целей и задач комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области достигается с помощью:
мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, прогнозирования ЧС природного характера, состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов, прогнозирования техногенных ЧС и комплексного анализа состояния безопасности;
автоматизации процессов мониторинга, прогнозирования, принятия решений, контроля и информационного взаимодействия между структурными элементами, входящими в систему комплексной безопасности;
учета опыта функционирования существующих систем безопасности, который предусматривает его детальный анализ и выявление как положительных, так и отрицательных сторон деятельности по обеспечению комплексной безопасности;
обеспечения безопасности информационного обмена путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам;
организации взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности как внутри комплексной системы, так и вне ее;
своевременного оповещения и информирования субъектов обеспечения безопасности и населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
4.3 Критериями приемлемости технических решений являются частота (вероятность, риск) возникновения и величина ущерба ЧС (масштабы негативных последствий). Эти показатели определяются параметрами источников ЧС и характеристиками объектов поражения (человек, объект техносферы и окружающая среда).
5. Управление комплексной системой
5.1 Управление комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности населения достигается за счет:
административно-нормативных мер, которые включают:
- выявление и изучение угроз безопасности общества;
- определение реального состояния безопасности по всем видам угроз;
- разработку законодательных правовых актов в области безопасности;
- разработку комплекса мероприятий по повышению безопасности;
- разработку и реализацию целевых научно-технических программ, планов и других плановых документов;
- проведение экспертизы в различных областях деятельности;
- организацию координации деятельности всех организаций и учреждений, участвующих в обеспечении безопасности;
- создание системы соответствующих органов управления и сил;
- организацию контроля и надзора в области безопасности;
информационно-аналитических мер, которые направлены на решение следующих основных задач: идентификация потенциальных опасностей природного, техногенного и иного характера; определение показателей и оценка риска ЧС; ранжирование рисков и выработка механизма управления рисками; реализация дополнительных финансово-экономических возможностей в целях смягчения негативных последствий от ЧС;
информационно-пропагандистских мер, включающих:
- подготовку населения по вопросам безопасности;
- разработку методов и приемов информационного психологического воздействия; создание на радио и телевидении цикла специальных передач по основам безопасности;
- разработку и реализацию программ по внедрению идей безопасной жизнедеятельности;
экономических мер, предусматривающих стимулирование практической деятельности по предупреждению опасных явлений и процессов.
6. Требования к комплексной системе
Общие требования
Требование непрерывности заключается в способности комплексной системы не допускать перерывов в выполнении возложенных на нее задач.
Требование оперативности заключается в способности комплексной системы обеспечивать информационное взаимодействие между органами (пунктами) управления и управляемыми объектами (объектами защиты) в требуемые максимально короткие сроки в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки.
Требование точности заключается в способности комплексной системы обеспечивать максимальную степень соответствия реального состояния объекта защиты получаемой, обрабатываемой и передаваемой в органы управления информации о нем для принятия соответствующих управленческих решений.
Требование устойчивости заключается в способности комплексной системы сохранять и восстанавливать свои свойства при воздействии на нее различных негативных факторов.
Требование скрытности заключается в способности комплексной системы противостоять раскрытию (доступу) к получаемой, обрабатываемой и передаваемой информации. Особенно актуально это требование в криминогенной обстановке и в условиях террористической деятельности.
Требование гибкости заключается в способности комплексной системы изменять свою конфигурацию при выходе из строя ее элементов и осуществлять перераспределение функций элементов комплексной системы.
Требование адекватности заключается в соответствии структуры комплексной системы всему комплексу возложенных на нее задач.
Требования к проектированию (созданию) комплексной системы. При проектировании комплексной системы необходимо предусмотреть разработку технических регламентов на оснащение объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и сопряжение всех существующих и создаваемых элементов комплексной системы между собой.
Комплексная система должна обеспечивать целостность и доступность информационных ресурсов, при этом информационный обмен по каналам связи должен поддерживаться процедурами идентификации пользователей.
Комплексная система должна базироваться на максимальном использовании существующих систем управления, мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и иного характера.
Требования к структуре комплексной системы позволяют судить о степени организованности комплексной системы. К таким требованиям относятся:
требование детерминированности - состоит в четком определении функций и взаимосвязей каждого элемента (подсистемы) комплексной системы;
требование динамичности - способность комплексной системы под воздействием факторов ЧС и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизменном качественном состоянии, при котором она способна выполнять свои функции;
требование наличия управляющего параметра - таким параметром (элементом) в рассматриваемой системе является руководитель определенного уровня иерархии. Он отвечает за деятельность подчиненного ему элемента (подсистемы), воспринимает поступающую информацию с объектов защиты, реагирует на них соответствующим образом, несет ответственность за принимаемые решения;
требование наличия контролирующего параметра - такого элемента, который контролирует состояние субъекта управления, не оказывая на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия. Функцию контролирующего параметра выполняет один из сотрудников аппарата управления;
требование наличия прямых и обратных связей - обеспечивается регламентацией деятельности комплексной системы (подсистемы) по организации информационного обмена между структурными элементами комплексной системы.
Схема организации комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области приведена в приложении к настоящим Основам.
7. Структура комплексной системы
7.1 Комплексная система состоит из:
- подсистем комплексной системы;
- элементов комплексной системы;
- органов управления комплексной системы.
7.2. Подсистемы комплексной системы создаются по функционально-целевому принципу, в зависимости от вида угроз, существующих на территории Вологодской области, с учетом возложенных на комплексную систему задач и в целях наиболее эффективного и централизированного их решения.
Подсистемы комплексной системы выполняют свое функциональное назначение на основе действующей инфраструктуры объектов защиты (их элементов), органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в независимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Место размещения конкретной подсистемы (отдельных ее элементов), а также объем участия в их создании (развертывании) определяются в зависимости от ее функционального назначения, на основе достигнутых договоренностей и в соответствии с взаимными интересами.
Принадлежность подсистем (отдельных их элементов) к конкретным объектам защиты (их элементам), органам исполнительной власти области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления определяется в зависимости от имущественного (интеллектуального) права указанных субъектов.
Сбор и обработка информации, полученной с оконечных устройств, имеющихся в составе каждой из подсистем, осуществляется по имеющимся или вновь создаваемым каналам связи или иным информационным каналам в соответствии с действующим законодательством в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС через органы управления, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, где она проходит первичную обработку и доводится до руководителя объекта или органа власти соответствующего уровня, в составе которого функционирует орган управления.
Информация о состоянии объектов защиты и обстановке на территории области распределяется по следующим подсистемам:
1. Подсистема защиты, информирования и оповещения населения на транспорте:
предназначена для обеспечения безопасности населения при ЧС природного и техногенного характера на объектах транспорта на основе объединения информационных ресурсов, возможностей звеньев функциональных подсистем и территориальной подсистемы РСЧС в Вологодской области с использованием современных технических средств и технологий.
2. Подсистема мониторинга и контроля потенциально опасных объектов:
предназначена для осуществления контроля за обстановкой и концентрацией вредных веществ в районе расположения потенциально опасных объектов (ПОО).
3. Подсистема радиационного мониторинга:
предназначена для решения следующих основных задач:
осуществление непрерывного автоматизированного контроля радиационной обстановки на территории Вологодской области;
обеспечение сбора и оперативной передачи данных с возможностью диагностики состояния элементов системы; обработка, хранение и представление оперативных данных с использованием геоинформационных технологий; автоматическая сигнализация при превышении установленных пороговых значений;
осуществление информационного обмена с ведомственными и государственными подсистемами, участниками системы аварийного реагирования в установленном порядке.
4. Подсистема мониторинга паводковой обстановки на водных объектах:
предназначена для осуществления контроля за уровнем воды в паводковые периоды на водных бассейнах, передачи информации в органы управления комплексной системы, определения последствий наводнений при подъеме воды в реках и определения рисков наводнений.
5. Подсистема видеомониторинга, информирования и оповещения населения:
предназначена для круглосуточной передачи изображения с камер, информирования и оповещения населения об угрозах и опасностях при нахождении в домах, на улице, в общественном транспорте, в административных зданиях, на объектах с массовым пребыванием людей (включая транспорт).
6. Подсистема космического мониторинга:
предназначена для получения, дешифровки и анализа снимков, выявления характерных особенностей объекта мониторинга, получения данных о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды в районе наблюдения и других дополнительных сведений об объекте мониторинга.
7. Подсистема информационно-навигационного сопровождения группировки сил территориальной подсистемы РСЧС:
предназначена для автоматизации процесса управления поисково-спасательными силами при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, сопровождающихся формированием сложной инженерной, химической и пожарной обстановки.
8. Подсистема контроля за безопасностью граждан на объектах ЖКХ:
предназначена для автоматизации процесса сбора информации с измерительных комплексов или отдельных датчиков, установленных на объектах ЖКХ и характеризующих их состояние, обработки и выдачи этой информации в реальном масштабе времени на рабочее место диспетчера; контроля за жилым фондом - состоянием несущих конструкций зданий, сооружений и инженерных сетей; оперативного получения данных о нештатных и аварийных ситуациях, их анализа системой и выдачи рекомендаций по их устранению; сбора и хранения данных о функционировании объектов ЖКХ (в том числе учета расходов потребляемых ресурсов) в течение длительного срока с возможностью просмотра информации, ее анализа за любой промежуток времени; сигнализирования об аварийном состоянии инженерных систем.
9. Подсистема контроля за объектами энергетики:
предназначена для осуществления контроля за отключением электрических сетей, прогнозирования развития обстановки и определения последствий отключения энергоснабжения на объектах топливно-энергетического комплекса и на территории Вологодской области в целом.
10. Подсистема экологического мониторинга на Волго-Балтийском водном пути:
предназначена для осуществления контроля и анализа влияния природных и антропогенных факторов на состояние водных источников Волго-Балтийского водного пути.
11. Подсистема мониторинга пожарной обстановки в лесах:
предназначена для осуществления мониторинга состояния лесных массивов, контроля за возникновением, распространением и тушением лесных пожаров, передачи информации в органы управления комплексной системы, прогнозирования развития и определения последствий лесных пожаров.
12. Подсистема мониторинга метеорологического состояния и контроля окружающей среды:
предназначена для осуществления мониторинга параметров метеорологической обстановки, передачи информации в органы управления комплексной системы об опасных и неблагоприятных природных явлениях.
13. Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления:
представляет собой интегрированный комплекс дежурно-диспетчерских служб предприятий и организаций области, органов управления служб экстренного реагирования с центром в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований, что обеспечивает оперативное предоставление органам управления комплексной системы информации обо всех произошедших авариях и ЧС, сроках их устранения, задействованных силах, установленных причинах возникновения, получение мониторинговой информации со всех дежурно-диспетчерских служб на территории муниципальных образований, распределение заданий между поисково-спасательными группами и бригадами аварийно-восстановительных работ, координацию их действий, учет и классификацию всех ЧС, защиту информации при ее хранении, обработке, обмене.
И другие подсистемы, создание которых возможно с учетом дальнейшего развития комплексной системы в целом.
7.3. Органами управления комплексной системы являются постоянно действующие органы и органы повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС на соответствующем уровне, а также:
на региональном уровне - информационный центр (единый пункт управления - ЕПУ);
на муниципальном уровне - ситуационные центры.
Правовое положение, компетенция и полномочия органов управления комплексной системой определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления в соответствии с действующим законодательством.
8. Обеспечение безопасности информации в комплексной системе
Комплексная система должна быть реализована в защищенном исполнении и должна обеспечивать защиту сведений, содержащих государственную тайну. Безопасность информации, содержащейся в комплексной системе, достигается путем комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами. Информация, содержащая персональные данные, должна защищаться в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Должна быть обеспечена целостность и доступность информационных ресурсов. Обмен по каналам связи электронными документами в территориально распределенной системе должен поддерживаться процедурами идентификации и аутентификации пользователей.
Используемые при построении комплексной системы средства криптографической защиты информации, антивирусные средства, телекоммуникационное оборудование должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Требования по обеспечению безопасности информации формулируются в технических заданиях на производство работ.
9. Порядок и этапы создания комплексной системы
Создание комплексной системы предусматривает следующие этапы:
1 этап:
принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию целей и задач комплексной системы и определяющих, в том числе: порядок функционирования и обслуживания комплексной системы, взаимодействия субъектов обеспечения безопасности; источники финансирования комплексной системы; правовое положение, задачи, функции, компетенцию и полномочия создаваемых в рамках комплексной системы ситуационных центров и единого пункта управления, их структуру и численную характеристику; порядок определения места размещения конкретной подсистемы (отдельных ее элементов) комплексной системы и ее (их) принадлежности к конкретным субъектам обеспечения безопасности;
разработка технологии приема, обработки, сбора, передачи информации в рамках комплексной системы, проекта схемы комплексной системы и порядка ввода в эксплуатацию (развертывания) элементов подсистем и системы в целом;
оборудование пилотных зон комплексной системы, в том числе в г. Вологде и г. Череповце;
развертывание подсистем комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области;
определение, регулировка режимов эксплуатации создаваемой системы и их характеристики, в увязке с режимами функционирования территориальной подсистемы РСЧС Вологодской области;
решение общих вопросов организации технической эксплуатации создаваемой системы (включая техническое оснащение) и возможность ее модернизации, информационно- программное обеспечение в целях надежного и устойчивого функционирования;
ввод в эксплуатацию элементов (подсистем) и комплексной системы в целом;
2 этап - совершенствование комплексной системы, в том числе развертывание новых подсистем (их элементов).
Оптимальный срок создания комплексной системы - 2014 год.
10. Ожидаемый результат
Создание комплексной системы позволит:
повысить уровень информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности, комиссиями и оперативными штабами в интересах предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера;
обеспечить совместимость существующих и создаваемых информационных и технических систем для повышения эффективности управления в области безопасности жизнедеятельности населения;
повысить эффективность мониторинга и контроля за объектами защиты;
повысить эффективность решения задач субъектами обеспечения безопасности, оперативными штабами по защите от угроз природного, техногенного и иного характера;
повысить эффективность мероприятий по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и иного характера;
сократить среднее время оперативного реагирования на ЧС, пожары - не менее 4%;
снизить гибель людей в ЧС, при пожарах, на водных объектах - не менее чем на 3%;
снизить количество людей, пострадавших в ЧС, при пожарах, на водных объектах - не менее чем на 4%;
снизить материальный ущерб от ЧС, пожаров - не менее чем на 4%.
Приложение
к Основам
Схема
организации комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области
/-----------------------\ /-----------------------\
| ПРАВИТЕЛЬСТВО | | ЦУКС СЗРЦ |
| Вологодской области | | МЧС России |
\----------------------/ \----------------------/
| |
/-----------------------\ /-----------------------\
/ -- -- -- -- -- -- \ / -- -- -- -- -- -\ / -- -- -- --\ | Комитет гражданской | | Главное | /-----------------------\
| /------------------\ | ------------------\ | /------------\ | защиты и социальной | | управление | | Информирование |
| Датчики | | Датчики | | Система | /------\ | безопасности |--| МЧС России по | | через диспетчерские |
| | контроля | | | контроля | | |контроля на | | БПЛА | | Вологодской области | | Вологодской област | | пункты такси |
| в населенных | | на железных | | электро- | \-----/ \----------------------/ \----------------------/ \----------------------/
\-| пунктах |--\ \-| дорогах и на | \-| тепло- | /---------------\ | | /-----------------\ /-----------------\
\------------------/ | | Волго-Балте | | водосетях |-| Подсистема | | Подсистема |--| Информирование |
| \-----------------/ \------------/ | контроля | /---------------------\ | информирования | | в общественном |
/------------------\ | | | за объектами | | ЦУКС Главного | /--| на транспорте | | трансорте |
/-| Датчики | \-------\ | | энергетики | | управления | | \-----------------/ \-----------------/ / -- -- -- --\
| контроля | /-------------------\ \---------------/ | МЧС России по | | /-------------------------\ /-------------\
| | на крупных | | Подсистема | | | Вологодской области | | | Подсистема | | гидропосты ||
| пунктах приема |-----| радиационного |------\ | \--------------------/ | | метеорологического | \--------------/
| | металлов | | мониторинга | | | | | /------| состояния и контрля | /------------\
\------------------/ \---------------------/ | | | | | | окружающей среды |--\| Вологодский |
\- -- -- -- -- -- --/ | / -- -- -- - -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ----- -- -- -- -- -- -- ----\ | \-------------------------/ || ЦГМС |
| | | /-------------------------\ |\-------------/
/------------------\ /------------------------\ | /-------------\ | | | Подсистема | |
/-| Датчики | | Подсистема | | | /--------|ЕДИНЫЙ ПУНКТ |----------\ --------------+------| мониторинга |--//------\
| контроля | | мониторинга и |----+----- /--------------| УПРАВЛЕНИЯ |--------------\ | | | паводковой обстановки |---| БПЛА |
| | на |----| контроля потенциально | | | | Ситуационный \-------------/ Ситуационный | | \-------------------------/ \------/
| химически | | опасных объектов | | | центр | | центр | | | /-------------------------\ /------\
| | опасных | \------------------------/ | | | г. Вологды | | г. Череповца | | | Подсистема |---| БПЛА |
| объектах | | \-----------------/ \----------------/ | | | контроля | \------/
| \------------------/ | | \------| пожарной обстановки | /-----------\
\ -- -- -- -- -- --/ | | | в лесах |---| ДДС |
| \- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -/ \-------------------------/ | лесного |
/------------------\ /------------------------\ | | | комплекса |
| Данные | | Подсистема | | | \-----------/
| спутников |----| космического |----/ | /-------------\
\------------------/ | мониторинга | | /--| ДДС |
\------------------------/ | | | федеральных |-\
/- -- -- -- -- -- -\ /-----------------------------------------------+--------------------------------------------------\ | | органов |
/------------------\ | | | | | | | власти | |
| | Сирены и | /-------------\ /--------------------\ /-----------------\ /--------------------\ /-----------------\ /---------------------\\-------------/
| громкоговорящие | | ТАСЦО ГО |-| Подсистема | | Подсистема | | Подсистема | | Подсистема | | Автоматизированная | \ -- -- -- --/
| | устройства в |---| "Маяк" | | видеомониторинга, | | информационно- | | контроля за | | экологического | | система оперативно- | /-------------\
| населенных | | \-------------/ | информирования и | | навигационного | | безопасностью на | | мониторинга на | | диспетчерского |---| ДДС |
\-| пунктах | | | оповещения | | сопровождения | | объектах ЖКХ | | Волго-Балте | | управления | | органов |-\
\------------------/ | | населения | \---------------/ \------------------/ \---------------/ \---------------------/ | власти |
/------------------\ | \-----------------/ | | | | | | | | Вологодской | |
| Система теле- |-| | | | /-----------\ /------\ /---------------------\ /------\ /-------------\ /---------------\ | области |
| радиовещания | | | | | /-| Маяки | | БПЛА | |Управляющие компании,|-\ | БПЛА | | ДДС Волго- | | ЕДДС |-\ \-------------/ |
\------------------/ | | | | | спасателя | \------/ | товарищества | \------/ | Балтийского | | муниципальных | \- -- -- -- -- /
/------------------\ | | | | | \-----------/ | собственников жилья | | | БВУ | | районов | |
| Локальные |-/ | | | \ -- -- -- -/ \-------------------/ \-------------/ \-------------/ |
/-| системы | /-------------\ | | | \ --+-- -- -- -| -- --/ \-+--- -- -| -- /
| оповещения | | Система | | | | /---------\ /---------\ /--------------\ /-----------\
| \------------------/ /-| "ОКСИОН" | | | | | Домофоны | | Датчики | | КЧС и ПБ |-\| ДДС |-\
\ -- -- -- -- -- --/ | \-------------/ | | | | в жилых |-\| в жилых |-\ | муниципальных | | объектов |
/------------------\ | /---------------\ | /---------------\ | домах | | домах | | районов | || экономики | |
| Видеоэкраны в | | | Система | | | Пожарная | \----------/ |\---------/ | \---------------/ |\-----------/ |
/-| местах массового |-| | "Безопасный | | | сигнализация |-\ \- --- -- -/ \- --- -- / \- -- -- -- -- / \- -- -- -- /
| пребывания | | | город" | | | на объектах | |
| \------------------/ | \--------------/ | \----------------/
\ -- -- -- -- -- --/ | | | \ -- -- -- -- --/
/------------------\ | /---------------\ |----------------\
/-| Бегущие строки |-/ | Видеокамеры в | | Видеокамеры на |
| в местах | /-| общественных | | автотрассах |--\
| | массового | | местах | \----------------/ |
| пребывания | | \---------------/ \ -- -- -- -- -- -/
| \------------------/ \ -- -- -- -- --/
\ -- -- -- -- -- --/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 14 января 2013 г. N 28 "Об Основах комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 19 января 2013 г. N 8
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 августа 2022 г. N 998 настоящий документ признан утратившим силу с 2 августа 2022 г.