Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Вологодской области от 25 января 2010 г. N 37 "О Стратегии развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года"

2. Комитету по туризму области (Ю.Н. Плеханов) принять меры к реализации Стратегии развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Н.Л. Виноградова.

Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 1 февраля.

Справку о выполнении постановления представить к 1 февраля 2021 года.

По поручению Губернатора области
первый вице-губернатор области

Н.В. Костыгов

 

Одобрена
постановлением
Правительства Вологодской области
от 25 января 2010 г. N 37

 

Стратегия развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года

 

В настоящее время существенное влияние на развитие России в целом и российского туризма как отрасли экономики оказывают сложившиеся стереотипы. В ряде стран Россия до сих пор ассоциируется с "медведями, ходящими по улицам городов", "сильными морозами", "водкой" и "балалайкой". Среди самих россиян существует мнение о "низком качестве российского сервиса", неосознанно поддерживаемое некоторыми средствами массовой информации. Все это снижает привлекательность России, как места вложения инвестиций и как страны, интересной с точки зрения туризма.

Воздействовать на сложившиеся стереотипы можно только путем внедрения новых стереотипов или "брендов". Одним из таких брендов, положительно воздействующим на имидж России, должен стать "Российский Дед Мороз".

Традиционно Дед Мороз ассоциируется в сознании с понятиями "добро", "справедливость" и "милосердие". Именно к нему тысячи детей со всей России направляют свои просьбы. Большая часть этих писем - обращение к сказочному герою, как к живому волшебнику, способному помочь в трудный момент. Именно этим обстоятельством обусловлена реализация социального аспекта проекта.

Значимым проектом, трансформировавшимся из гуманитарного регионального в социокультурный проект федерального уровня, является совместно реализуемый Правительством Москвы и Правительством Вологодской области проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Географическое расположение района и области в Европейской части России позволяет включить в зону интересов проекта обширные территории как России, так и Западной Европы.

Проект несет в себе также экономическую составляющую и представляет собой вариант выгодного освоения территории на основе создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационного бизнеса.

В процессе реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" планируется развитие как традиционных видов туристского продукта, так и уникального продукта - посещение вотчины, Дворца Деда Мороза, зрелищного комплекса "Тропа сказок", зоосада Деда Мороза, обучение туристов изготовлению новогодних сувениров в мастерской Деда Мороза, заказ подарка от Деда Мороза и т.д. Разработан перспективный план развития вотчины, включающий в себя мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры.

 

1. Резюме

 

Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" основан в ноябре 1998 года и задуман как глобальный мегапроект. Авторами идеи выступили мэр Москвы Ю.М. Лужков и Губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев.

Миссия проекта заключается в создании фрагмента национальной идеи, утверждении национального самосознания российского народа, консолидации общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, надежды, мудрости и справедливости.

Проект сочетает в себе и воспитательные, и экономические задачи: укрепление семейных традиций, воспитание детей на основе идеологии добра и справедливости, оказание адресной социальной помощи, сохранение культурного наследия и природного потенциала Русского Севера, возрождение малых городов России посредством увеличения туристских потоков и развития соответствующей инфраструктуры, комплексное развитие экономики Вологодской области.

Проект нашел поддержку у более 50 регионов Российской Федерации, а также одобрен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным.

 

"Дед Мороз - это наш национальный бренд. Мне кажется, неплохо, что мы стали продвигать этот символ. И продвигать его по самым разным направлениям. Это - добрая, хорошая тема, объединяющая людей. К тому же она несет здоровье"

 

Д.А. Медведев, 11 января 2008 года,

г. Мурманск

 

Город Великий Устюг расположен на востоке Вологодской области на расстоянии 457 км от областного центра города Вологды. Великоустюгский район занимает площадь 7,7 тыс. кв. км (или 5 % от общей площади области).

В рамках проекта динамично развиваются различные направления туристской деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, деревенский туризм.

Турпродукт проекта "Великий Устюг - родина деда Мороза" включает предоставление следующих услуг:

- посещение вотчины Деда Мороза, включая "Тропу сказок" и дом Деда Мороза;

- посещение городской резиденции Деда Мороза и почты Деда Мороза;

- обзорную или тематическую экскурсию по городу;

- посещение выставки "Новогодняя игрушка";

- посещение музея и церквей города;

- мастер-классы, игровые танцевальные и развлекательные программы, производственные экскурсии: "Красавинский льнокомбинат", "Великоустюгские узоры".

Туристский поток в 2009 году составил 205 тыс. человек, увеличившись на 8 % по сравнению с предыдущим годом и в 68 раз по сравнению с 1998 годом.

Основной сегмент потребителей - это семьи с детьми. Потенциальная туристская емкость составляет порядка 500 тыс. человек в год.

 

ТУРИСТСКИЙ ПОТОК

"Туристский поток"

 

В целом за период 1998 - 2008 годов в развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" вложено порядка 1,5 млрд. рублей из различных источников финансирования.

2. Предпосылки создания проекта

 

В 1999 году зарегистрирован товарный знак "Великий Устюг - Дед Мороз", право на который принадлежит ОАО "Дед Мороз". В 2000 году был разработан стратегический план проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Идея создания подобного документа возникла не случайно и явилась результатом экономически и социально обоснованного, творческого, а самое главное, объективно необходимого в сложившихся условиях подхода к перспективному развитию района.

В стратегическом плане были определены основные цели проекта, имеющие как социальную направленность, так и экономическую. Достижение социальных целей осуществляется в основном за счет привлечения бюджетных средств, а экономических - как за счет бюджетных, так и за счет привлеченных внешних и внутренних инвестиций.

К целям, ориентированным на экономический эффект, относятся следующие цели стратегического плана проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза":

создание устойчиво конкурентоспособного на мировом рынке сбыта туристского продукта, его поддержание и развитие;

развитие внутреннего туризма, создание туристской инфраструктуры и уникального турпродукта;

возрождение, развитие народных промыслов, в том числе как части национальной культуры;

создание положительного примера возрождения малых городов России за счет их уникальности (изюминки).

Поэтапное достижение намеченных целей позволяет не только успешно реализовать проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза", но и значительно повысить уровень социально-экономического развития Великоустюгского района. Появились новые рабочие места, развивается инфраструктура города: обновляется исторический центр, строятся дороги, гостиницы и предприятия общественного питания, открываются новые магазины, торгово-выставочные центры и супермаркеты, появилась сотовая связь и услуги такси.

В период с 2000 по 2009 годы достигнуты следующие цели:

1. Развитие и утверждение обновленной традиции встречи Нового года.

2. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, воспитание стремления к сохранению и преумножению культурно-исторического наследия.

3. Оказание помощи в решении проблем детства и семьи.

4. Стимулирование экономического развития северных регионов России.

5. Организация с помощью товарного знака проекта продвижения на рынке продукции лучших российских товаропроизводителей.

Решены следующие задачи:

Разработан и проводится комплекс круглогодичных праздников с участием Деда Мороза 1.

Основное внимание при проведении мероприятий проекта уделялось вопросам укрепления семейных традиций и воспитательной работе с детьми.

Разработана структура эффективной адресной социальной помощи детям, в первую очередь - сиротам и детям-инвалидам.

К решению социальных задач проекта привлечены несколько крупных благотворительных организаций и спонсоры.

Основным недостатком реализации проекта на первом этапе (с 1998 по 2009 годы) является его низкая информационная составляющая. Эффективность освещения событий проекта и его социальных инициатив остается недостаточной.

 

1 Календарь основных событий проекта приведен в приложении к Стратегии

3. SWOT-анализ факторов развития проекта

 

Таблица 1

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

1. Наличие в районе уникальных памятников истории и культуры, богатого природного потенциала.

2. Желание сельских поселений района участвовать в развитии туризма.

3. Наличие исконно устюгских народных промыслов ("Чернение по серебру", "Резьба по бересте", "Мороз по жести", "Великоустюгская финифть").

4. Широкий спектр видов туризма в районе (историко-познавательный, развлекательный, деревенский, спортивный, экологический, экстремальный).

5. Распространение бренда "Дед Мороз", признание проекта в России и за рубежом.

1. Особенности умеренно-континентального климата (короткое лето и продолжительная зима), зависимость от сезонности.

2. Ограниченная транспортная доступность.

3. Невысокий уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма.

4. Невысокий уровень развития индустрии развлечений.

5. Недостаточное рекламно-информационное продвижение всесезонного туристского продукта.

1. Оптимизация детского отдыха и общения, создание условий для воспитания детей нового поколения на базе всероссийского детского центра "Планета детства".

2. Привлечение инвесторов с целью развития туристской и транспортной инфраструктуры.

3. Развитие индустрии отдыха и развлечений в результате строительства Дворца Деда Мороза и Ледового центра.

4. Создание дополнительных рабочих мест.

5. Эффективное управление брендом "Дед Мороз".

6. Развитие конку-рентоспособного сувенирного производства.

7. Применение новейших информационных технологий при продвижении турпродукта проекта.

1. Наличие конкуренции со стороны других туристских центров России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

2. Потеря потребительского интереса к проекту в связи с низким уровнем предлагаемых услуг.

4. Анализ реализации и структура проекта

 

4.1. Анализ реализации проекта

 

Спектр источников финансирования проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" практически в равной мере охватывает как бюджетные средства, так внешние инвестиции. В целом за период 1998 - 2008 годов в развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" вложено порядка 1,5 млрд. руб. (таблица 2).

 

Вложения в проект за 1998-2008 годы:

- федеральный бюджет - 276,1 млн. руб.;

- бюджет Правительства Москвы - 200,9 млн. руб.;

- областной бюджет - 483,9 млн. руб.;

- местный бюджет - 22,9 млн. руб.;

- спонсоры и инвесторы - 555,5 млн. руб.

 

Таблица 2

 

Источники финансирования проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" за 1998-2008 годы

 

Источники финансирования

1998-2001 годы

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Всего 1998-2008 годы

Спонсорские средства

2,7

0,2

0,2

6,1

0,0

0,0

0,0

0,0

9,2

Привлеченные средства

17,5

8,7

0,0

10,0

46,6

0,0

0,0

0,0

82,8

Федеральный бюджет

2,0

14,6

5,4

2,4

30,0

25,0

101,1

95,6

276,1

Бюджет Правительства Москвы

4,8

0,7

0,0

4,5

0,2

0,0

110,7

80,0

200,9

Областной бюджет

20,5

5,0

20,0

46,8

28,6

100,5

137,9

124,6

483,9

в том числе

кап. строительство

20,5

5,0

19,0

43,1

24,1

93,7

125,7

112,8

443,9

Бюджет Великоустюгского муниципального района

4,5

0,6

1,0

1,6

1,6

3,4

4,4

5,8

22,9

Итого:

52,1

29,8

26,6

71,4

107,0

128,8

354,1

306,0

1075,8

Средства частных инвесторов *

0

0

15,2

34,3

49,6

92,2

59,5

212,7

463,5

Всего по проекту:

52,1

29,8

41,8

105,7

156,6

221,0

413,6

518,7

1539,3

Доля частных инвестиций

-

-

36,7

32,4

31,7

41,7

14,3

41,0

30,1

 

* данные ориентировочные

 

За счет инвестиционных вложений создается инфраструктура для размещения, питания, досуга туристов, ведутся работы по реставрации памятников истории и культуры, восстановлению привлекательных для туризма ландшафтов.

Проведены следующие работы по благоустройству г. Великого Устюга и Великоустюгского района:

реконструирована центральная часть города;

отреставрированы памятники архитектуры - Собор Успения Пресвятой богородицы, церковь Дмитрия Солунского, церковь Симеона Столпника;

сделана подсветка храмов города и Дымковской слободы;

в зимний период осуществляется праздничное оформление города с оборудованием специального освещения и рекламы;

проведены ремонтные работы в общежитиях средних специальных учебных заведений г. Великого Устюга, используемых в качестве мест размещения туристов;

отремонтирован железнодорожный вокзал (ОАО "Российские железные дороги");

проведено обновление автобусного парка ПАТП г. Великого Устюга;

построен спортивно-оздоровительный комплекс (НК "Лукойл");

проведена реконструкция гостиницы "Сухона";

улучшилось транспортное сообщение и торговое обслуживание благодаря развитию сети автодорог, строительству автостоянок;

налажено устойчивое электроснабжение и развивается телефонизация населенных пунктов района, появилась сотовая связь.

За счет средств федерального бюджета построено здание почты Деда Мороза, оснащенное необходимым оборудованием. В городе работает городская резиденция Деда Мороза с сувенирной лавкой, мастерской, тронным залом и музеем.

Выполняются работы по берегоукреплению р. Сухоны, обустроен причал в районе д. Опоки.

В вотчине Деда Мороза создаются объекты туристской индустрии развлечений, обновляется производственно-техническая база, так за период существования проекта построены в вотчине Деда Мороза объекты:

дом Деда Мороза;

гостиница (включая инженерные сети);

торговые ряды, кафе, лавка подарков;

лечебно-оздоровительный комплекс на 100 мест;

зоопарк, отвечающий современным требованиям содержания животных (при содействии Правительства Москвы).

Частично возведено ограждение территории вотчины Деда Мороза.

Введены в эксплуатацию первая очередь национального парка развлечений круглогодичного действия "Тропа сказок", очистные сооружения канализации, подъездная автомобильная дорога к вотчине Деда Мороза.

Выполнены работы по установке видеоэкрана.

Проведена реконструкция объекта показа "Зимний сад Деда Мороза" и системы водоснабжения вотчины Деда Мороза.

Продолжается строительство каскада прудов на р. Сычуговка, обустройство племенной пасеки, площадок отдыха на автодороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг.

Ведутся проектные работы по созданию в вотчине Деда Мороза:

познавательно-развлекательного комплекса Дворец Деда Мороза;

спортивно-развлекательного комплекса Ледовый дворец Деда Мороза "В гостях у сказки".

Для управления и эксплуатации объектов созданы организации:

ОАО "Дед Мороз" - туроператор проекта;

Государственное учреждение культуры "Дом Деда Мороза": реализация творческих программ в рамках проекта;

ОАО "Почта Деда Мороза": реализация почтового аспекта проекта;

ООО "Вотчина": техническая эксплуатация парка "Вотчина Деда Мороза".

За счет привлеченных внешних инвестиций развивается туристическая инфраструктура: введены объекты:

гостиницы:

- коттеджи в вотчине Деда Мороза;

- гостевые домики в с. Благовещенье;

- новые гостиницы в г. Великом Устюге ("Великий Устюг", "Прокопьевская", "Уют", "Постоялец", турбаза "Лесная сказка").

Общий номерной фонд за 11 лет увеличился на 2200 мест (в 17,8 раза) и составил в 2008 году 2338 мест;

 

НОМЕРНОЙ ФОНД

"Номерной фонд"

 

пункты общественного питания:

- рестораны - "Изумруд", "Великий Устюг";

- кафе - "Снежинка", "Фаина", "Метелица", "Берлога", "Гостиный дворик", "Рубин", 3 детских кафе;

- столовая "Лесная сказка";

- реконструировано здание диетстоловой, бар "Погребок".

Количество посадочных мест в пунктах общественного питания увеличилось в 2008 году по сравнению с 1998 годом в 3,7 раза и составило 1788 мест;

КОЛИЧЕСТВО ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ В ПУНКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

"Количество посадочных мест в пунктах общественного питания"

 

торговые точки:

- торгово-выставочные центры;

- продовольственные и промтоварные магазины;

- сувенирные лавки (на начало 2009 года насчитывалось 9 специализированных магазинов, 10 отделов в магазинах, более 10 нестационарных торговых точек сувенирной продукции);

развитие транспорта, связи, медицинских услуг:

- приобретен автобус туристского класса (ЧП Тельтевского А.Д.);

- построено административное здание ОАО "Северо-Западный Телеком";

- открыт офис семейного врача, частная стоматология.

За период функционирования проекта в г. Великом Устюге созданы и осуществляют прием туристов 11 туристских фирм (в 1998 году была только одна турфирма). В рамках проекта получили развитие различные направления туристкой деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный туризм.

Развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" позволило увеличить туристский поток в г. Великом Устюге с 3 тыс. человек в 1998 году до 189 тыс. человек в 2008 году, что положительно повлияло на рост товарооборота в торговле, общественном питании, в реализации товаров народно-художественных промыслов, а также дало толчок к развитию всех отраслей экономики г. Великого Устюга.

 

ТУРИСТСКИЙ ПОТОК

"Туристский поток"

 

Развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" способствовало созданию новых рабочих мест и в первую очередь в сфере туризма. Так, если количество занятых в сфере туризма Великоустюгского района в 1998 году составляло 50 человек, то в 2008 году их число возросло до 2300 человек. Кроме того, в разгар зимнего и летнего сезона их количество увеличивается еще на 200 человек.

 

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

"Среднегодовая численность занятых в сфере туризма"

 

Доля занятых в туризме от экономически активного населения района составляет 7,3%.

Если в 1998 году уровень безработицы по Великоустюгскому району составлял 6,2%, то в 2008 году этот показатель стал равен 2%.

Значительно изменился и уровень заработной платы устюжан. Так, в 2008 году средняя заработная плата по Великоустюгскому району составила 9127 рублей, что выше уровня 1998 года в 10 раз.

 

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

"Среднемесячная заработная плата"

 

Для обеспечения туристов "достойным" транспортным сообщением проведены и проводятся следующие работы:

завершено строительство площадки отдыха на автодороге Чекшино-Тотьма-Никольск;

начато строительство площадки отдыха на автодороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг;

выполнены работы по освещению автодороги в вотчину Деда Мороза; обновляется парк ПАТП г. Великого Устюга, включающий в настоящее время более 15 современных автобусов;

привлекаются автобусы из Архангельска, Котласа, Коряжмы, Сольвычегодска, Кирова, Вологды, Кириллова, Череповца, Сыктывкара и т.д. для обслуживания туристов, прибывающих в г. Великий Устюг.

Первоначально основанный как исключительно социальный, имеющий культурную и образовательную направленность, проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" бесспорно подтвердил свою высокую коммерческую привлекательность. Прямой доход от туризма в Великоустюгском районе в 2008 году составил 463,5 млн. рублей.

Туризм стимулирует развитие таких отраслей экономики Великоустюгского района, как сфера услуг, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство.

Инвестиции в основные фонды увеличились в 11,2 раза в 2008 году по сравнению с 1999 годом.

Создание благоприятной инвестиционной среды способствовало формированию класса предпринимателей, участвующих в развитии инфраструктуры туризма.

 

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ

"Инвестиции в основные фонды"

 

Если в 1998 году количество малых предприятий в Великоустюгском районе составляло чуть более 1000, то в 2008 году их количество увеличилось более чем в 2 раза.

Оборот розничной торговли увеличился в 5,7 раза в 2008 году по сравнению с 1999 годом, в сопоставимых ценах - в 2 раза; оборот общественного питания в сопоставимых ценах увеличился в 3 раза за анализируемый период.

 

ТОВАРООБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

"Товарооборот розничной торговли"

 

У жителей Великоустюгского района благодаря реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" появилась возможность получить образование в сфере туристского, гостиничного и ресторанного обслуживания в средних учебных заведениях Великоустюгского района и в высших учебных заведениях области.

Активное развитие получили межрегиональные и международные связи проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Руководители 52 субъектов Российской Федерации поддержали идею проекта, еще в 11 регионах проект инициировал новые туристские бренды: "Резиденция Деда Мороза в Кузьминском лесу", "Кострома - родина Снегурочки", "Олонецкие игры Дедов Морозов", "Зима начинается в Якутии", "Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек", "Архангельск - родина Снеговика", "Имение матушки Зимы", "Кукобой - родина Бабы Яги", "Сагаан Убугун", "Жигулевская Снегурочка", "Нижегородский купец Афанасий".

Устойчивые организационные связи сложились и с международными партнерами: "Деревня Санта Клауса в Рованиеми" (Финляндия), "Томтеленд" (Швеция), "Всегерманский чемпионат Вайнехтсманов" (Германия), "Имение Святого Николая" (Украина), "Белорусский Дед Мороз" (Белоруссия), "Фестиваль зимних волшебников" (Киргизия). Взаимодействие сказочных персонажей постепенно превращается в общественный институт, способствующий развитию межнациональных и межгосударственных отношений.

Проект инициировал новые российские традиции. Ежегодно начиная с 2001 года в преддверии Нового года российский Дед Мороз совершает Большое Новогоднее путешествие по городам России и близлежащим странам. Дед Мороз из Великого Устюга уже посетил более сотни городов и поселков от дальневосточного Оймякона до западного Калининграда, от северного Мурманска до южного Сочи. Самые яркие и зрелищные мероприятия традиционно проходят в Санкт-Петербурге и Москве. Зарубежные визиты зимнего волшебника проходили в Венгрии, Финляндии, Франции, Швеции, Латвии, Великобритании, Китае, Южно-Африканской Республике и Антарктиде. Во всех странах и городах Деда Мороза, как уважаемого представителя российской культурной жизни, принимают на высшем уровне.

Новой яркой российской традицией с 2005 года стала акция "День рождения Деда Мороза", ежегодно проходящая 18 ноября в Великом Устюге, собирающая большое количество гостей и активно освещаемая в средствах массовой информации.

Особые дружеские связи установились и с российской космической отраслью. Традиционная акция "Космическое послание Деда Мороза" не имеет аналогов в мире и подтверждает первенство России в космосе. Ежегодно в конце декабря в Центре управления полетами имени С.П. Королева при участии российского Деда Мороза проходят сеансы прямой связи с экипажами экспедиции международной космической станции "Мир".

Проведение международных и межрегиональных акций наглядно демонстрируют консолидирующие возможности Российского Деда Мороза по организации единого праздничного действия, объединяющего детей и взрослых в стремлении к добру, справедливости и волшебству.

На базе проекта активно развиваются молодежные инициативы. Стали традиционными социально-культурные программы и фестивали. Важное направление деятельности проекта касается физической культуры и спорта. Ежегодно в дни школьных каникул проводятся межрегиональные юношеские турниры по волейболу, мини-футболу, лыжному марафону на приз Деда Мороза. А сам зимний волшебник претендует на право стать символом зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

В августе 2007 года Дед Мороз покорил Эльбрус, поднявшись на высочайшую вершину Европы (5624 метра), где были установлены флаги Москвы, Вологодской области и штандарт российского Деда Мороза. В декабре 2008 года Дед Мороз совершил экспедицию на южный полюс земли - в Антарктиду, где встретился с российскими и индийскими полярниками.

Существенная роль проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" заключается в том, что на рубеже ХХ и ХХI веков Российский Дед Мороз сумел отстоять свое право на существование перед навязываемой западом традицией католического рождества с Санта Клаусом в виде обязательного атрибута. В общественном сознании Дед Мороз остался исконно российским персонажем, наделенным мудростью и величием предков, а Санта Клаус воспринимается лишь как юмористический персонаж американской культуры.

4.2. Основные цели и структура проекта

 

Миссия проекта - консолидация общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, мудрости и справедливости.

Основные цели проекта:

1. Развитие и продвижение образа Российского Деда Мороза как российского бренда - устойчивого мирового положительного стереотипа о России и Вологодской области.

2. Экономическая и организационная реализация проекта как уникального, саморазвивающегося, конкурентоспособного, самодостаточного продукта.

В структуре проекта можно выделить 5 взаимосвязанных составных частей:

1) дальнейшая разработка и продвижение образа Российского Деда Мороза в качестве национального символа - "бренда" России (коммуникационная стратегия (информационный блок);

2) развитие, популяризация и пропаганда российской национальной культуры (блок развития культуры и образования);

3) организация приема и обслуживания туристов. Создание развитой туристской инфраструктуры. Подготовка профессиональных кадров для работы в туристском бизнесе Вологодской области (блок развития туризма);

4) разработка, регистрация и продвижение фирменного стиля проекта (в том числе торговой марки). Продвижение на рынке соответствующих проекту товаров и услуг. Развитие экономики восточных районов Вологодской области (экономический блок);

5) создание благоприятного социального климата, реализация традиционных социальных программ, в том числе "Почта Деда Мороза" и программ содействия воспитанию подрастающего поколения (блок социальных программ).

 

Основные направления развития проекта "Великий Устюг -родина Деда Мороза"

 

                       /-------------------------------\
                       |       Структура проекта       |
                       \-------------------------------/
           /---------------------------+--------------------------\
           v             |             v             |            v
/----------------------\ | /-----------------------\ | /---------------------\
|   Коммуникационная   | | |Блок развития культуры | | |Блок развития туризма|
|      стратегия       | | |     и образования     | | |                     |
|(информационный блок) | | |                       | | |                     |
\----------------------/ | \-----------------------/ | \---------------------/
                         |                           |
                         v                           v
      /--------------------------\           /-------------------------\
      |    Экономический блок    |           |Блок социальных программ |
      \--------------------------/           \-------------------------/

4.2.1. Коммуникационная стратегия (информационный блок)

 

Для успешной реализации проекта необходимо решение задач его информационного и PR продвижения:

1. Идентификация образа Деда Мороза как исключительно российского персонажа.

2. Получение максимальной поддержки мероприятий проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" в обществе, на всех уровнях и ветвях власти в Российской Федерации.

3. Поведение массированной информационной политики в области развития имиджа проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

4. Создание и проведение акций, направленных на максимальную публичность деятельности Деда Мороза в России и за рубежом.

5. Оценка реализации социального и воспитательного аспектов проекта через систему их отражения в средствах массовой информации и влияния на положительный имидж проекта в обществе.

При организации регионального взаимодействия акцент делается на окупаемость и информационное продвижение каждого мероприятия. При организации международных проектов акцент делается на реализацию внешней политики России.

Информационное и PR продвижение проекта должно строиться на основе тщательного анализа существующих публикаций и применения технологий, позволяющих получить максимальное внимание общественности.

4.2.2. Блок развития культуры и образования

 

Одной из важнейших целей проекта является пропаганда российского культурного наследия и народных традиций. Город Великий Устюг, выбранный местом реализации проекта, идеально соответствует этим задачам. Город основан в 1147 году. За свою богатую историю он пережил многочисленные взлеты и падения, но сумел практически в нетронутом виде сохранить архитектурные объекты, представляющие значительную культурную ценность. Город славен своими земляками-землепроходцами (Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Шилов, Тимофей Булдаков, Никита Шалауров). Их имена - гарантированный объект внимания туристов.

В настоящее время реализуется литературное направление в рамках проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Издан ряд книг по тематике проекта. В ближайшее время предполагается расширить аудиторию читателей. С этой целью рассматривается возможность публикации научных трудов по истории и культуре. Ведутся переговоры о съемках телевизионных программ и игрового художественного фильма о российском Деде Морозе.

Разработан и зарегистрирован "Родовой герб" Деда Мороза, его штандарт и флаг. Девиз Деда Мороза (и всего проекта в целом) - "Твори Добро!"

Реализация проектов в области культуры предусматривает решение самого широкого круга вопросов:

1. Реставрация памятников истории и архитектуры в городе Великом Устюге.

2. Создание музеев по тематике проекта ("Кладовая Деда Мороза", "Музей открытки", "Музей саней", "Музей добрых чудес").

3. Содействие в написании и распространении литературных художественных произведений по тематике проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

4. Создание аудио- и видеоматериалов по тематике проекта (песни, гимны, фильмы для детей и взрослых).

5. Разработка и проведение массовых театрализованных мероприятий российского масштаба в вотчине Деда Мороза.

6. Проведение фестивалей и конкурсов творческой тематики.

Дед Мороз - образ, наделенный значительным воспитательным потенциалом для повышения уровня образования юных жителей Вологодчины и страны в целом.

Ожидаемые результаты:

развитие у детей и подростков творческой инициативы и мышления, воспитание чувств гармонии и красоты, милосердия и любви;

воспитание у подрастающего поколения не потребительского отношения к Дед Морозу, а желания обратиться к нему, как к лучшему другу, советчику, отправить ему подарки, посвятить стихи, рассказы, сказки;

создание и укрепление семейных традиций.

 

                              /-------------------------------\
                              |     Образовательный блок      |
                              \-------------------------------/
                                  v                       v
             /------------------------\               /-------------------------\
             |   Уроки Деда Мороза    |               |  Академия Деда Мороза   |
             \------------------------/               \-------------------------/
                v                  v                                         v
/-------------------------\   /-------------------------------\   /---------------------------\
|     Образовательная     |   |    Внеурочные мероприятия     |   |  - проведение профильных  |
|      деятельность       |   |                               |   | смен в детских загородных |
|                         |   |                               |   |          лагерях          |
\-------------------------/   \-------------------------------/   \---------------------------/
             v                                v
/-------------------------\   /-------------------------------\
|- уроки литературы и     |   |- творческие конкурсы          |
|русского языка;          |   |прикладной направленности      |
|- учебные занятия        |   |("Новогодние сюрпризы Деду     |
|краеведческой            |   |Морозу" и др.);                |
|направленности,          |   |- игровые развлекательные      |
|ориентированные на       |   |программы;                     |
|формирование             |   |- проведение областной         |
|представлений о традициях|   |конференции исследовательских  |
|и культуре народов Севера|   |работ по проекту "Великий Устюг|
|России, народных ремеслах|   |- родина Деда Мороза";         |
|и промыслах;             |   |- развитие детских общественных|
| - проведение конференций|   |движений "Серебрята - юные     |
|для учителей начальных   |   |помощники Деда Мороза",        |
|классов и педагогов      |   |"Новогодники",                 |
|дополнительного          |   |- открытый фестиваль детских   |
|образования;             |   |любительских театральных       |
|- подготовка             |   |коллективов "Дед Мороз собирает|
|профессиональных кадров  |   |друзей"                        |
|для работы с детьми по   |   |                               |
|проекту "Великий Устюг - |   |                               |
|родина Деда Мороза";     |   |                               |
|- проведение творческих  |   |                               |
|мероприятий и            |   |                               |
|мастер-классов;          |   |                               |
|- выпуск методических    |   |                               |
|пособий                  |   |                               |
\-------------------------/   \-------------------------------/

4.2.3. Блок развития туризма

 

Туристский аспект включает в себя организацию, прием и обслуживание туристов. К этому разделу относятся все вопросы, связанные с транспортом, торговлей, питанием, проживанием, экскурсионным и развлекательным обслуживанием, а также комплекс мероприятий по строительству и организации объектов и структур, оказывающих данные услуги.

Цель реализации данного блока задач - обеспечение качественного обслуживания туристов. Основные пути реализации:

1. Создание объектов сервиса (включая дороги, объекты туристского посещения, развлекательный комплекс, бытовой комплекс).

2. Подготовка профессиональных кадров (менеджеры, специалисты гостиничного хозяйства и общественного питания, экскурсоводы, групповоды, актеры, режиссеры).

3. Проведение информационно-разъяснительной работы среди местных жителей Великого Устюга и Великоустюгского района с целью снижения негативного отношения к туристам.

4. Разработка дополнительных мероприятий в "Календарь Деда Мороза" с целью повышения посещаемости объектов показа (снижение сезонности, увеличение продолжительности пребывания туристов).

5. Комплексная разработка туристских программ и маршрутов в Великоустюгском районе по всем видам туризма: культурно-познавательному, спортивному, деревенскому, детскому, деловому, лечебно-оздоровительному.

6. Создание устойчивой системы поддержки качества предоставляемых услуг.

В целях снижения сезонности, характерной для первых лет реализации проекта, внедрены новые туристские маршруты с посещением достопримечательностей Великоустюгского района ("По следам Прокопия Праведного", "Путешествие на Русский Север", экологические маршруты: урочище Опоки, мыс Бык, сплавы, лыжные трассы, охота, рыбалка) и проекты в области культуры, способствующие привлечению туристов в весенне-летний период (событийные мероприятия: круглогодичный цикл праздников в вотчине Деда Мороза, туристская программа "День влюбленных", праздник Русского Лаптя, праздник Лошади, Прокопьевская ярмарка, Никольская ярмарка, День рождения Деда Мороза).

Создание объектов туристкой инфраструктуры проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" предусматривает реализацию инвестиционных проектов по следующим основным направлениям (таблица 3).

 

Таблица 3

 

Инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры

 

Наименование инвестиционного проекта

Объем инвестиций, млн. руб. *

Источник финансирования

Затраты на текущее содержание объектов в год, млн. руб.**

1. Развитие гостиничного бизнеса

 

 

 

1.1. Гостиничный комплекс на 150-200 мест

70

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

10

1.2. Малые гостиницы и кемпинги в районе вотчины Деда Мороза

50

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

7-10

1.3. Бизнес-центр с 5-звездным гостиничным комплексом

60

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

10

1.4. Детский санаторий круглогодичного действия (семейный пансионат)

220

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

25

1.5. Всероссийский центр "Планета детства"

300

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

30

2. Развитие общественного питания

 

 

 

2.1. Ресторан (кафе) русской кухни и кафе по типу предприятия быстрого обслуживания

40

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

7

2.2. Предприятия питания на объектах гостиничного бизнеса и придорожного сервиса

40

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

7

3. Развитие индустрии развлечений и досуга туристов

 

 

 

3.1. Познавательно-развлекательный комплекс Дворец Деда Мороза

300

федеральный и областной бюджеты

40

3.2. Спортивно-развлекательный комплекс ледовый дворец Деда Мороза

400

федеральный и областной бюджеты

40

3.3. Расширение зоопарка в вотчине Деда Мороза

250

бюджет г. Москвы и областной бюджет

40

3.4. Лыжная трасса

15

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

3

3.5. Турмаршрут "Северное сафари"

15

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

3

3.6. Школа выживания при МЧС

70

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

15

3.7. Школа Олимпийского резерва

100

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

15

3.8. SPA-центры, банные комплексы

100

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

15

3.9. Ипподром

50

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

7

3.10. Яхтклуб

50

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

8

3.11. Этнографическое поселение в д. Морозовицы

50

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

6

3.12. Пасека Деда Мороза

7

областной бюджет

3

3.13. Каскад прудов в вотчине Деда Мороза

13

областной бюджет

3

3.14. Аквапарк с пляжем

80

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

20

4. Развитие транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса

 

 

 

4.1. Реконструкция местного аэропорта

668

федеральный и областной бюджеты

50

4.2. Реконструкция железнодорожного вокзала и обустройство стоянки турпоездов

300

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

20

4.3. Строительство объектов придорожного сервиса

60

внебюджетные средства (частный инвестор по итогам конкурса)

6

4.4. Установка информационных щитов и указателей на вотчину Деда Мороза

5

областной бюджет

0,5

ИТОГО

3313

 

390,5

 

* потребность в средах ориентировочная, будет уточнена по результатам конкурсов;

** потребность в средах рассчитана ориентировочно.

 

Объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средства связи и информации должны отвечать требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Строительство объектов туристско-рекреационной направленности на родине Деда Мороза позволит:

обеспечить прием порядка 500 тыс. человек в год;

повысить качество обслуживания туристов;

создать около 3-4 тыс. дополнительных рабочих мест;

получить прирост налоговых поступлений в областной и местные бюджеты.

4.2.4. Экономический блок

 

Основными задачами реализации данного аспекта являются:

1. Повышение предпринимательской активности северных регионов России.

2. Формирование фирменного стиля проекта. Организация эффективной системы реализации товарного знака. Регистрация сопутствующих брендов и товарных знаков.

3. Организация системы взаимного продвижения товаров и услуг, созданных в рамках реализации проекта, в рамках сообщества предпринимателей, участвующих в бизнесе, направленном на обслуживание туристов (холдинги, договоры о совместной деятельности, товарищества, совместное финансирование PR-мероприятий).

4. Создание устойчивой долгосрочной системы работы с инвесторами в рамках реализации проекта.

4.2.5. Блок социальных программ

 

Социальная направленность проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" в настоящее время наиболее активно реализуется в переписке Деда Мороза с детьми на основе следующих принципов:

1. Переписка ребенка с Дедом Морозом носит частный характер. Переписка допускает публикацию в прессе только в части, не компрометирующей ее участников.

2. Ответ Деда Мороза на детское письмо сам по себе является подарком, а значит должен быть соответственно оформлен.

3. Для определения потребности в обработке корреспонденции и содержания ответов необходимо проведение маркетинговых исследований с привлечением детских психологов. Технология переписки предусматривает минимальное количество вариантов ответа, которые в совокупности универсальны.

4. Учитывая широкую географию переписки и комплекс возникающих вопросов, финансирование почтового аспекта должно строится на коммерческой основе.

5. Для оказания адресной социальной помощи нуждающимся в проект должны быть вовлечены социальные службы субъектов Российской Федерации.

6. Основная задача почтового аспекта проекта - дать ответ на все поступающие детские письма.

Основными задачами в реализации социального направления проекта на ближайший период являются:

1. Создание системы получения, обработки и использования информации о социальных проблемах общества с функциональной системой регулирования (телефон доверия и интернет-сайт доверия Деда Мороза, активизация работы психолога Почты Деда Мороза, оперативное взаимодействие с социальными службами регионов).

2. Модернизация и дальнейшее развитие социально-образовательных программ "Уроки Деда Мороза" и "Тематические смены в детском оздоровительном лагере Дружба" (совокупность учебных занятий, направленных на формирование у подрастающего поколения представлений о традициях и культуре народов севера России, древних ремеслах и природе Русского Севера);

3. Модернизация программы "Академия Деда Мороза" (подготовка высокопрофессиональных кадров для работы с детьми).

4. Юридическая регистрация авторских и смежных прав и активное распространение опыта проведения социальных и образовательных акций проекта: детское общественное движение "Серебрята - юные помощники Деда Мороза", движение "Новогодники", акция "Дед Мороз для всех детей".

5. Прогнозные сценарии развития проекта

 

Предусматриваются два варианта (сценария) развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза":

- инерционный вариант;

- вариант активных действий.

Инерционный вариант - пассивный, характеризующийся отсутствием существенных изменений, для которого характерно сохранение темпов роста (3-5%) и минимальный уровень государственной поддержки (таблица 4).

Туристский поток растет незначительно: 3-5% в год.

В связи с высокой загрузкой коллективных средств размещения туристы пребывают в области менее 2 дней.

Строительство средств размещения, объектов общественного питания и другой туристской инфраструктуры незначительное, придорожный сервис развивается недостаточно.

Дополнительные трудовые ресурсы привлекаются слабо.

Поток инвестиционных вложений в проект ограничен.

 

Таблица 4

 

SWOT-анализ инерционного сценария развития

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие в районе уникальных памятников истории и культуры, богатого природного потенциала

Особенности умеренно-континентального климата (короткое лето и продолжительная зима), сезонность туристского потока

Желание сельских поселений района участвовать в развитии туризма

Ограниченная транспортная доступность

Наличие исконно устюгских народных промыслов ("Чернение по серебру", "Резьба по бересте", "Мороз по жести", "Великоустюгская финифть")

Невысокий уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма

 

Несоответствие цены и качества услуг

 

Слабо развита индустрия развлечений

Возможности

Угрозы

Возможности для развития экологического, деревенского, делового, приключенческого туризма

Наличие конкуренции со стороны других туристских центров России, а также ближнего и дальнего зарубежья

 

Недостаточный уровень бюджетного финансирования

 

Риск замедления или даже снижения туристских потоков на родину Деда Мороза

 

По данному сценарию невозможна реализация всех целей и задач, обозначенных Стратегией развития проекта, что может привести к постепенному его "затуханию".

Вариант активных действий предполагает создание туристско-рекреационной зоны в Великоустюгском районе как федерального, так и областного значения и предусматривает развитие инженерной и коммуникационной инфраструктуры, а также непосредственно создание инфраструктуры, обеспечивающей транспортно-логистическое функционирование проекта, формирование кадрового потенциала, подготовку праздничных и выставочных мероприятий. Частные предприниматели участвуют в формировании сопутствующей туристкой инфраструктуры: гостиницы, кафе, рестораны, магазины (таблица 5).

В данном сценарии достигаются существенные изменения, которые приведут к заметному росту конечных результатов (таблица 6).

 

Таблица 5

 

SWOT-анализ варианта активных действий

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Осуществление государственной поддержки развития проекта (на федеральном и региональном уровнях)

Несоответствие цены и качества услуг

Привлечение крупных инвесторов с целью развития туристской и транспортной инфраструктуры

Сезонность турпродукта

Распространение бренда "Дед Мороз", признание проекта в России и за рубежом

Недостаточное рекламно-информационное продвижение всесезонного турпродукта

Возможности

Угрозы

Создание новых рабочих мест в сфере услуг проекта

Недостаточный уровень бюджетного финансирования

Увеличение туристского потока на родину Деда Мороза

Снижение инвестиционной привлекательности проекта

Реализация проекта "Великий Устюг - детская столица России"

 

Продвижение Российского Деда Мороза как национального бренда и символа олимпиады "Сочи-2014"

 

 

Туристский поток растет значительно (до 10% в год).

Средняя продолжительность пребывания туристов на родине Деда Мороза увеличивается до 5-7 дней.

Поток инвестиционных вложений в проект увеличивается, ведется активное строительство средств размещения, объектов общественного питания, мест развлечения и досуга туристов, торговых точек сувенирной продукции и другой туристской инфраструктуры, развивается придорожный сервис.

Среднегодовая численность занятых в сфере услуг проекта ежегодно увеличивается, профессиональный кадровый резерв возрастает.

 

Таблица 6

 

Сравнительный анализ прогнозных сценариев развития проекта к 2020 году

 

N

п/п

Показатели

Инерционный сценарий

Вариант активных действий

Результат сравнения

1.

Количество посетителей, тыс. чел.

250

500

рост в 2,0 раза

2.

Средняя продолжительность пребывания туристов, дней

2

5

рост в 2,5 раза

3.

Вместимость коллективных средств размещения, мест

2500

4900

увеличение в 1,96 раза

4.

Среднегодовая численность занятых в сфере туризма, тыс. чел.

2,5

4,0

рост в 1,6 раза

5.

Совокупный доход от проекта (кумулятивный эффект), млн. руб.

1225,0

2450,0

рост в 2,0 раза

 

Вариант активных действий позволит реализовать основные задачи развития проекта и достичь определенных результатов.

6. Механизмы, этапы и инструменты реализации стратегии проекта

 

Для достижения основных целей проекта приоритетными направлениями деятельности являются:

1. Развитие туристской инфраструктуры:

- реконструкция взлетно-посадочной полосы в г. Великом Устюге, строительство стоянки туристских поездов;

- расширение объектов системы быстрого питания с учетом сезонного спроса на туристский продукт;

- строительство объектов индустрии развлечений и экскурсионного обслуживания.

2. Совершенствование структуры управления проектом.

3. Разработка и продвижение новых видов туристских продуктов.

4. Формирование информационного поля в г. Великом Устюге, отвечающего современным тенденциям развития информационных технологий.

5. Разработка имиджевой стратегии проекта.

6. Разработка стандартов качества обслуживания туристов.

В аспекте количественных показателей предполагается:

- увеличение числа посетителей в 4 раза (2020 год - 500 тыс. посетителей) со среднегодовым темпом роста 8-10%;

- рост средней продолжительности пребывания туристов в 2,5 раза (2020 год - 5 дней);

- рост занятости населения района в туристской сфере (средства размещения, питания, оздоровительные комплексы, учреждения культуры, туристские фирмы) в 4 раза со среднегодовым темпом роста 10% (2020 год - 4000 человек);

- увеличение налоговых доходов от туристской сферы в местный бюджет до 25-30 %;

- устойчивое развитие экономики Великоустюгского района, соседних районов (Тотемский, Нюксенский, Кичменгско-Городецкий, Никольский) и сопредельных регионов (Кировская область, Архангельская область - Котлас, Поволжье - Нижний Новгород) на основе продвижения совместных туристских проектов и туристских маршрутов.

Совокупный доход от туризма по проекту "Великий Устюг - родина Деда Мороза" в 2008 году составил 9270 тыс. руб., а доля проекта в ВРП области - 0,4 %. К 2020 году планируется увеличение доли проекта в ВРП области до 1%.

Инструменты реализации стратегии:

1. Программно-целевой подход развития проекта (федеральные, областные и муниципальные программы развития туризма).

2. Система мониторинга туристской деятельности проекта.

1. Программно-целевой подход развития проекта.

Целевая привязанность туризма к ресурсному потенциалу определенного пространства является основой выделения и проектирования территориальных туристских рекреационных комплексов с формированием определенного организационно-экономического механизма управления. В качестве целевых методов управления туризмом выступают программно-целевой подход и бизнес-планирование, характеризующиеся постоянным расширением сфер применения, повышением эффективности управленческих решений и реализации мероприятий.

В рамках проекта "Великий Устюг-родина Деда Мороза" принята вторая долгосрочная целевая программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2007-2010 годы. Она ориентирована на достижение среднесрочных целей и включает мероприятия по проектированию и строительству объектов туристской и транспортной инфраструктур проекта, по улучшению сервиса на транспорте, выставочную и информационную деятельность, мероприятия в области образования, культуры, спорта, молодежной политики, а также социальные и природоохранные мероприятия.

Предполагается разработка долгосрочной целевой программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2011-2015 годы и на 2016-2020 годы.

Реализуется районная целевая программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2009-2010 годы, принятая 15 октября 2008 года постановлением главы Великоустюгского муниципального района.

Важнейшим результатом осуществления целевых программ является формирование современного высокоэффективного туристского продукта. С реализацией проекта у жителей Великоустюгского района появились дополнительные возможности трудоустройства и получения дохода, а также получения специального образования в сфере гостеприимства. Созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия района. Развитие проекта способствует увеличению поступлений доходов в местный бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.

Таким образом, формирование имиджа Великого Устюга как уникального туристского центра требует действенной организационной и финансовой поддержки продвижения проекта программными средствами и методами.

В качестве составной части реализации стратегии проекта необходимо рассматривать мониторинговые исследования в сфере туризма.

Туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в области, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.

Получаемая в ходе мониторинга информация способствует взвешенной оценке положения дел в сфере услуг при реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза", обоснованной разработке предложений по его развитию.

 

Программно-целевой подход развития проекта

 

    /--------------------------------------------------------------------\
/---|  СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ-РОДИНА ДЕДА МОРОЗА" до  |---\
|   |                             2020 года                              |   |
|   \--------------------------------------------------------------------/   |
|                                                                            |
|   /-------------------------------\   /--------------------------------\   |
|   |Долгосрочная целевая программа |   |   Районная целевая программа   |   |
\->-| "Великий Устюг - родина Деда  |   |  "Великий Устюг - родина Деда  | < /
    |   Мороза на 2007-2010 годы"   |   |   Мороза на 2009-2010 годы"    |
    \-------------------------------/   \--------------------------------/
                   v
    /-------------------------------\   /--------------------------------\
    |Долгосрочная целевая программа |   | Долгосрочная целевая программа |
    | "Великий Устюг - родина Деда  |->-|  "Великий Устюг - родина Деда  |
    |   Мороза на 2011-2015 годы"   |   |   Мороза на 2016-2020 годы"    |
    \-------------------------------/   \--------------------------------/

 

В настоящее время система мониторинга проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" базируется на:

1 системе мониторинга, основанной на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области;

2 исследованиях Комитета по туризму области, расчетах прямых и косвенных эффектов от реализации проекта, районного туристского мультипликатора на основании методики, разработанной экспертами проекта Европейского Союза "Развитие туризма в Северо-Западном регионе России" и Северо-Западного округа "Российский Союз Туриндустрии" в рамках программы сотрудничества ЕС-Россия;

3 специальных маркетинговых исследованиях развития проекта и его влияния на экономику района при участии социологических институтов и научных центров. Данные исследования крайне актуальны для области, так как позволяют изучить особенности туристов, их предпочтения и впечатления от посещения родины Деда Мороза.

В течение 2008-2009 годов Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области в Великоустюгском районе проведено статистическое исследование, по результатам которого выпущено два статистических сборника "Туризм в Великоустюгском районе" и "Экономическая эффективность от туризма в Великоустюгском районе".

Информация, получаемая в ходе мониторинга функционирования проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза", может рассматриваться как главная компонента оценочного исследования прямого и косвенного влияния проекта на социально-экономическое развитие района и области в целом и определения перспектив развития проекта.

7. Целевые индикаторы проекта

 

Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2020 году:

- увеличение туристского потока в 2,6 раза до 500 тыс. чел. в год;

- создание новых рабочих мест в секторе туризма и смежных с ним отраслях;

- развитие гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- инвестирование в туристскую индустрию и модернизация транспортной инфраструктуры;

- увеличение доходов от туризма в бюджеты всех уровней;

- сохранение и восстановление историко-культурного и природного наследия области;

- возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел;

- удовлетворение потребностей населения области и приезжающих туристов в активном и полноценном отдыхе.

Основные показатели развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" (вариант активных действий) приведены в таблице 7.

Представленные в Стратегии развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" количественные параметры являются ориентировочными, подлежащими уточнению в процессе реализации настоящей стратегии.

На основе прогноза можно говорить о предпосылках устойчивого развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Кроме того, рост количественных показателей повлечет за собой и рост качественных показателей, главными из которых являются уровень туристской инфраструктуры и уровень профессиональной подготовки кадров в сфере услуг.

В целом, сфера туризма в Вологодской области, прежде всего, проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза", при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, способствующих достижению стратегических целей развития области в целом, а именно повышению благосостояния населения, обеспечению занятости населения, повышению уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, созданию потенциала для развития области.

 

Таблица 7

 

Основные показатели развития проекта "Великий Устюг-родина Деда Мороза" (вариант активных действий)

 

N

п/п

Наименование показателей

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1.

Количество посетителей, всего по району, тыс. чел.*

189

205

222

241

261

284

307

333

362

392

425

461

500

2.

Средняя продолжительность пребывания туристов, дней

2,0

2,0

2,5

2,5

3,0

3,0

3,5

3,5

4,0

4,0

4,5

4,5

5,0

3.

Вместимость коллективных средств размещения, мест

2340

2490

2650

2815

2995

3185

3385

3600

3830

4075

4335

4610

4900

4.

Среднегодовая численность занятых в сфере туризма, тыс. чел.

2,3

2,4

2,5

2,6

2,8

2,9

3,0

3,2

3,3

3,5

3,6

3,8

4,0

5.

Общий совокупный доход от проекта, млн. рублей (прямое и косвенное воздействие)

927

1007

1094

1188

1290

1402

1522

1654

1796

1951

2119

2302

2450

6.

Доля проекта в валовом региональном продукте, в %

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

0,7

0,7

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

 

* при расчетах, учитывалась оценка научно-проектного института пространственного планирования "ЭНКО", г. Санкт-Петербург.

Приложение
к Стратегии
развития проекта "Великий Устюг - родина
Деда Мороза" до 2020 года

 

Календарь традиционных мероприятий российского Деда Мороза

 

Январь

- Театрализованное представление "С Новым годом! С новой сказкой!"

- Фестиваль-конкурс детского творчества "Великоустюгская музыкальная зима"

Февраль

- Международный благотворительный фестиваль "Рождественская мечта"

- Праздник традиционной народной культуры "Знатный праздник русского блина"

Март

- Праздник "Жаворонушки прилетите, весну красную принесите!"

Апрель

- Праздник "Подснежник расцветает - Весна душу раскрывает"

Май

- Праздник для ветеранов "Живите - здравствуйте!"

- Межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества "На полянах Деда Мороза"

Июнь

- Торжественная церемония "Твори добро!"

- Праздник для выпускников "Сказка выпускного бала"

Июль

- Праздник "Солнышку красному поклон земной, постреленку-Лапотку торную дорожку"

Август

- "Медовый спас - пчелиный праздник"

Сентябрь

- Праздник "Сказы Житного Деда"

Октябрь

- "Праздник добрых дел"

- Всероссийский музыкальный фестиваль школьной лиги КВН "Мы нашей сказке сердца откроем!"

Ноябрь

- Праздник для молодежи - Кузьминки "У наших ворот всегда хоровод!"

- Праздник "Нам без валенок беда!"

- День рождения Деда Мороза

- Новогоднее путешествие Деда Мороза

Декабрь

- Праздник - гулянье "Зимние дни пришли - катания с гор привели!"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Вологодской области от 25 января 2010 г. N 37 "О Стратегии развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года"


Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 10 от 30 января 2010 г.


Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Вологодской области от 5 августа 2013 г. N 799

Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления


Постановление Правительства Вологодской области от 7 декабря 2012 г. N 1431